Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-11-03 | 476 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О. В. Калмин, И. В. Бочкарева
Центральная нервная система
И органы чувств
Рабочая тетрадь по анатомии человека
-
Пенза Издательство ПГУ 2014
2015-2016 учебный год
УДК 611.81 (076) К 17
Рецензент: | ||||||
Доктор медицинских наук, | ||||||
профессор кафедры анатомии человека | ||||||
Саратовского государственного медицинского | ||||||
университета им. В. И. Разумовского | ||||||
Л. В. Музурова | ||||||
Калмин О. В.
Центральная нервная система и органы чувств: Рабочая тетрадь
по анатомии человека для специальности «Стоматология» /
О. В. Калмин, И. В. Бочкарева. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 145 с.
Рабочая тетрадь содержит схематические рисунки по анатомии цен-
тральной нервной системы и органов чувств и задания для проверки зна-
ний русской и латинской анатомической номенклатуры.
Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной самостоя-
тельной работы студентов медицинских специальностей Вузов.
учебныйгод
Одобрена и рекомендована к изданию методической комиссией
медицинского-института Пензенского государственного университета.
2015
2016
© ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный
университет», 2014
2015-2016 учебный год
Ф.И.О..................................................................................................................... | ||||
Группа................................................................................................................... | учебныйгод
| |||
Курс....................................................................................................................... | ||||
Специальность..................................................................................................... | ||||
- | ||||
2015 | 2016 | |||
3
2015-2016 учебный год
Занятие 1.
Спинной мозг. Оболочки спинного мозга и межоболочечные
Практические навыки
Показать и назвать по-латински
Пояснично-крестцовое утолщение.
5.
Переднюю срединную щель.
Переднюю латеральную борозду.
Заднюю латеральную борозду.
Спинномозговой узел.
Спинномозговой нерв.
Переднюю белую спайку.
Твердую оболочку спинного мозга.
22.
Эпидуральное пространство.
Субдуральное пространство.
Паутинную оболочку спинного мозга.
Мягкую оболочку спинного мозга.
Подпаутинное пространство.
Переднююспинномозговую артерию.
Заднюю спинномозговую артерию.
Контрольные вопросы
Опишите этапы развития нервной системы в онтогенезе и в филогене-
Что является структурно-функциональной единицей нервной системы?
|
Назовите классификации нейронов.
Перечислите функции нервной системы.
12
2015-2016 учебный год
5. Опишите схему простой соматической рефлекторной дуги.
6. Опишите внешнее строение год спинного мозга.
7. Опишите строение серого вещества спинного мозга. Назовите ядра пе-редних, задних и боковых рогов.
8. Опишите строение белого вещества спинного мозга. Назовите прово-дящие пути передних канатиков.
9. Перечислите проводящие пути задних и боковых канатиков спинного мозга.
10. Дайте определение сегмента спинного мозга, сегментарного и надсег-ментарного аппарата спинного мозга.
11. Опишите скелетотопию сегментов спинного мозга.
12. Опишите оболочки спинного мозга,межоболочечныепространства и их содержимое.
13. Назовите источники кровоснабжения спинного мозга.
14. Перечислите аномалии развития спинного мозга.
- | ||
| ||
13
2015-2016 учебный год
Занятие 2.
Практические навыки
Показать и назвать по-латински
Полушария большого мозга.
Продольную щель большого мозга.
5.
Поперечную щель большого мозга.
Мозолистое тело (большую спайку мозга) и его части.
Обонятельный треугольник.
Переднее продырявленное вещество.
учебный
22.
Промежуточный мозг.
Заднее продырявленное вещество.
201535. Мост.
|
Среднюю мозжечковую ножку.
22
2015-2016 учебный год
39. Лицевой нерв.
40. Преддверно-улитковый нерв. год
41. Продолговатый мозг.
42. Оливу.
43. Языкоглоточный нерв.
44. Блуждающий нерв.
45. Добавочный нерв.
46. Подъязычный нерв.
47. Пирамиды и перекрест пирамид.
48. Бугорки тонкого и клиновидного ядер.
Контрольные вопросы | ||||
1. | Опишите этапы развития головного конца нервной трубки у человека. | |||
2. | Назовите отделы головного мозга. Какие анатомические образования | |||
относятся к конечному мозгу? | ||||
3. | Назовите анатомические образования, видимые на дорсолатеральной | |||
поверхности головного мозга. | ||||
4. | Назовите анатомические образования, видимые на медиальной по- | |||
верхности головного мозга. | ||||
5. | Какие анатомические образования относятся к промежуточному моз- | |||
гу? | ||||
6. | Какие анатомические образования относятся к стволу мозга? | |||
7. | учебный | |||
Назовите анатомические образования, видимые на нижней поверхно- | ||||
сти головного мозга. | ||||
8. | Назовите черепные нервы, места выхода их из мозга и из черепа. | |||
9. | Назовите анатомические образования на поверхности продолговатого | |||
мозга. | ||||
- | ||||
| ||||
23
2015-2016 учебный год
Занятие 3.
Четвертый желудочек
Рис. 3-1. Внутреннее строение моста. | ||
- | ||
| ||
24
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Ретикулярная формация | Formatio reticularis |
2 | Медиальная петля | Lemniscus medialis |
3 | Спинномозговая петля | Lemniscus spinalis |
4 | Корково-ядерные волокна | Fibrae согticonucleares |
5 | Мостомозжечковые волокна | Fibrae ponto-cerebellares |
6 | Корково-мостовые волокна | Fibrae corticopontinaes |
7 | Ядра моста | Nuclei pontis |
8 | Корково-спинномозговые волокна | Fibrae corticospinals |
9 | Базилярная борозда | Sulcus basilaris |
10 | Поперечные волокна моста | Fibrae pontis transversae |
11 | Передняя (базилярная) часть моста | Pars anterior (basilaris) pontis |
12 | Покрышечно-спинномозговой путь | Tractus tectospinalis |
13 | Задняя часть моста (покрышка моста) | Pars posterior pontis (tegmentum pontis) |
14 | Задний продольный пучок | Fasciculus longitudinalis dorsalis |
|
25
2015-2016 учебный год
Рис. 3-2. Внутреннее строение мозжечка.
- | ||
2015 | 2016 | |
26
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Ядро шатра | Nucleus fastigii |
2 | Шаровидное ядро | Nucleus globosus |
3 | Пробковидное ядро | Nucleus emboliformis |
4 | Ворота зубчатого ядра | Hilum nuclei dentati |
5 | Зубчатое ядро | Nucleus dentatus |
6 | Древо жизни мозжечка | Arbor vitae cerebelli |
7 | Кора мозжечка | Cortex cerebellaris |
27
2015-2016 учебный год
Рис. 3-3. Ромбовидная ямка.
28
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Голубоватое место | Locus caeruleus |
2 | Медиальное возвышение | Eminentia medialis |
3 | Срединная борозда | Sulcus medianus |
4 | Лицевой бугорок | Colliculus facialis |
5 | Вестибулярное поле | Area vestibularis |
6 | Нижняя ямкa | Fovea inferior |
7 | Треугольник подъязычного нерва | Trigonum nervi hypoglossi |
8 | Треугольник блуждающего нерва, | Trigonum nervi vagi |
9 | Бугорок клиновидного ядра | Tuberculum cuneatum |
10 | Бугорок тонкого ядрa | Tuberculum gracile |
11 | Задвижка | Obex |
12 | Тройничный бугорок | Tuberculum trigeminale |
13 | Мозговые полоски | Striae medullares |
14 | Верхняя ямка | Fovea superior |
15 | Ромбовидная ямка | Fossa rhomboidea |
16 | Пограничная борозда | Sulcus limitans |
17 | Средняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris medius |
18 | Верхняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris superior |
29
2015-2016 учебный год
Рис. 3-4. Четвертый желудочек.
30
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Верхняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris superior |
2 | Верхний мозговой парус | Velum medullare superius |
3 | Уздечка верхнего мозгового паруса | Frenulum veli medularis superioris |
4 | Средняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris medius |
5 | Сосудистая основа четвертого желудочка | Tela choroidea ventriculi quarti |
6 | Сосудистое сплетение четвертого желудочка | Plexus choroideus ventriculi quarti |
7 | Срединная апертура (Мажанди) четвертого желудочка | Apertura mediana ventriculi quarti (Magendie) |
8 | Задвижка | Obex |
9 | Бугорок клиновидного ядра | Tuberculum cuneatum |
10 | Бугорок тонкого ядрa | Tuberculum gracile |
11 | Олива | Oliva |
12 | Латеральная апертура (Лушкa) четвертого желудочка | Apertura lateralis ventriculi quarti (Luschkae) |
31
2015-2016 учебный год
Практические навыки
Показать и назвать по-латински
|
5.
Полушария мозжечка.
Нижние мозжечковые ножки.
Средние мозжечковые ножки.
Верхние мозжечковые ножки.
Перешеек ромбовидного мозга.
Латеральные карманы ромбовидной ямки.
22.
Пограничную борозду.
Верхнюю (краниальную) ямку.
Нижнюю (каудальную) ямку.
Треугольник подъязычного нерва.
Треугольникблуждающего нерва.
Преддверно-улитковый нерв.
35. Добавочный нерв.
32
2015-2016 учебный год
Контрольные вопросы | ||||
1. | Перечислите отделы заднего мозга. | |||
2. | Опишите строение моста. | |||
3. | Какие структуры можно увидеть на мозжечке? | |||
4. | Назовите филогенетически различаемые отделы (части) мозжечка. | |||
5. | Назовите волокна, проходящие в составе верхних ножек мозжечка. | |||
6. | Какие образования соединяетгодсредняя мозжечковая ножка? | |||
7. | Назовите состав нижних мозжечковых ножек. | |||
8. | Опишите рельеф ромбовидной ямки | |||
9. | Опишите строение крыши четвертого желудочка | |||
10. | Назовите закономерности проекции ядер черепных нервов на ромбо- | |||
видную ямку. | ||||
11. | Перечислите ядра V пары черепных нервов, опишите места их проек- | |||
ции на ромбовидную ямку. | ||||
12. | Перечислите ядра VI и VII пар черепных нервов, опишите места их | |||
проекции на ромбовидную ямку. | ||||
13. | Перечислите ядра VIII пары черепных нервов, опишите места их про- | |||
екции на ромбовидную ямку. | ||||
14. | Перечислите ядра IX и X пар черепных нервов, опишите места их про- | |||
екции на ромбовидную ямку. | ||||
15. | Перечислите ядра XI и XII пары черепных нервов, опишите места их | |||
проекции на ромбовидную ямку. | ||||
учебный | ||||
- | ||||
| ||||
33
2015-2016 учебный год
Занятие 4.
Третий желудочек
Рис. 4-1. Дорсальная поверхность среднего и промежуточного мозга.
34
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Передний бугорок таламуса | Tuberculum anterius thalamicum |
2 | Мозговая полоска таламуса | Stria medullaris thalamica |
3 | Треугольник поводка | Trigonum habenulae |
4 | Подушка | Pulvinar |
5 | Медиальное коленчатое тело | Corpus geniculatum mediate |
6 | Латеральное коленчатое тело | Corpus geniculatum laterale |
7 | Метаталамус | Metathalamus |
8 | Нижний холмик | Colliculus inferior |
9 | Верхний холмик | Colliculus superior |
10 | Шишковидное тело | Corpus pineale |
11 | Спайка поводков | Commissura habenularum |
12 | Поводок | Habenula |
35
2015-2016 учебный год
Рис. 4-2. Средний и промежуточный мозг. Вид сбоку.
- | ||
| ||
36
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Зрительный перекрест | Chiasma opticum |
2 | Зрительный тракт | Tractus opticus |
3 | Латеральный корешок | Radix lateralis |
4 | Медиальный корешок | Radix medialis |
5 | Латеральное коленчатое тело | Corpus geniculatum laterale |
6 | Медиальное коленчатое тело | Corpus geniculatum mediate |
7 | Метаталамус | Metathalamus |
8 | Поводоки | Habenulae |
9 | Шишковидное тело | Corpus pineale |
10 | Верхний холмик | Colliculus superior |
11 | Нижний холмик | Colliculus inferior |
12 | Блоковый нерв | Nervus trochlearis |
13 | Ножка мозга | Pedunculus cerebri |
14 | Мост | Pons |
37
2015-2016 учебный год
Рис. 4-3. Внутреннее строение среднего мозга.
- | ||
| ||
38
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Ретикулярная формация | Formatio reticularis |
2 | Ядро глазодвигательного нерва | Nucleus nervi oculomotorii |
3 | Водопровод мозга | Aquaeductus cerebri |
4 | Центральное серое вещество | Substantia grisea centralis |
5 | Крыша среднего мозга | Tectum esencephalicum |
6 | Покрышка среднего мозга | Tegmentum mesencephalicum |
7 | Медиальный продольный пучок | Fasciculus longitudinalis medialis |
8 | Красное ядро | Nucleus ruber |
9 | Лобно-мостовые волокна | Fibrae frontopontinae |
10 | Корково-ядерные волокна | Fibrae corticonucleares |
11 | Черное вещество | Substantia nigra |
12 | Корково-спинномозговые волокна | Fibrae corticospinales |
13 | Теменно-височно-мостовые волокна | Fibrae parietotemporopontinae |
14 | Основание ножки мозга | Basis Pedunculi cerebri |
39
2015-2016 учебный год
Рис. 4-4. Метаталамус. Анатомические образования дорсальной поверхно-сти ствола головного мозга
40
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Таламус | Thalamus |
2 | Шишковидное тело | Corpus pineale |
3 | Ручка верхнего холмика | Brachium colliculi superioris |
4 | Ядро медиального коленчатого тела | Nucleus corporis geniculati medialis |
5 | Ядро латерального коленчатого тела | Nucleus corporis geniculati lateralis |
6 | Ножка мозга | Pedunculus cerebri |
7 | Тройничный нерв | Nervus trigeminus |
8 | Бугорок клиновидного ядра | Tuberculum cuneatum |
9 | Олива | Oliva |
10 | Бугорок тонкого ядрa | Tuberculum gracile |
11 | Задвижка | Obex |
12 | Срединная борозда | Sulcus medianus |
13 | Средняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris medius |
14 | Верхняя мозжечковая ножка | Pedunculus cerebellaris superior |
15 | Верхний мозговой парус | Velum medullare superius |
16 | Блоковый нерв | Nervus trochlearis |
17 | Уздечка верхнего мозгового паруса | Frenulum veli medularis superioris |
18 | Нижний холмик | Colliculus inferior |
19 | Ручка нижнего холмика | Brachium colliculi inferioris |
20 | Верхний холмик | Colliculus superior |
41
2015-2016 учебный год
Рис. 4-5. Промежуточный мозг. Третий желудочек.
| ||
| ||
42
2015-2016 учебный год
Впишите русские и латинские названия указанных образований.
№ | Русский термин | Латинский термин |
1 | Мозолистое тело | Corpus callosum |
2 | Прозрачная перегородка | Septum pellucidum |
3 | Межжелудочковое отверстие | foramen interventriculare |
4 | Свод | Fornix |
5 | Сосудистая основа третьего желудочка | Tela choroidea ventriculi tertii |
6 | Шишковидное тело | Corpus pineale |
7 | Таламус | Thalamus |
8 | Гипоталамическая борозда | sulcus hypothalamicus |
9 | Межталамическое сращение | Adhesio interthalamica |
10 | Третий желудочек | ventriculus tertius |
11 | Углубление воронки | recessus infundibuli |
12 | Сосцевидное тело | Corpus mamillare |
13 | Серый бугор | tuber cinereum |
14 | Гипофиз | Hypophysis |
15 | Перекрест зрительных нервов | Chiasma opticum |
16 | Передняя спайка мозга | Comissura cerebri anterior |
43
2015-2016 учебный год
Практические навыки
Показать и назвать по-латински
5.
Ручку верхнего холмика.
Заднее продырявленное вещество
Водопровод среднего мозга.
Центральное серое вещество.
Межталамическое сращение.
Латеральное коленчатое тело.
Медиальное коленчатое тело.
22.
Эпиталамус (надталамическая область).
35. Зрительное углубление.
Межжелудочковое отверстие.
44
2015-2016 учебный год
39. | Сосудистое сплетение. | |||
Контрольные вопросы | ||||
1. | Укажите границы среднего мозга. | |||
2. | Какие анатомические образования относят к среднему мозгу? | |||
3. | Укажите закономерности строениягодстволовых структур на примере | |||
среднего мозга. | ||||
4. | Укажите состав серого вещества крыши среднего мозга. | |||
5. | Назовите ядра III и IV пар черепных нервов. | |||
6. | Укажите состав белого вещества покрышки среднего мозга. | |||
7. | Перечислите проводящие пути, проходящие через основание ножек | |||
мозга? | ||||
8. | Опишите топографию и границы промежуточного мозга. | |||
9. | Какие отделы и анатомические образования различают в таламиче- | |||
ской области? | ||||
10. | Назовите классификацию, нервные связи и функции ядер таламуса. | |||
11. | Перечислите ядра гипоталамуса, их локализацию и функции. | |||
1
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |