Принципы и подходы к формированию РП — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Принципы и подходы к формированию РП

2020-11-03 164
Принципы и подходы к формированию РП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В РП используются следующие теоретические подходы:

1. Деятельный подход заключается в организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации любой детской деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход который является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Суть его в том, что в детский сад приходят дети – личности со своим миром чувств и переживаний. Педагог должен знать и использовать такие приёмы, где главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность – основа коллектива, а не наоборот.

3. Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учётом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека а так же организацию взаимодействия ребёнка с миром Культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

4. Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре включает семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты и предполагает интенсивный и экстенсивный пути развития и формирования «чувства языка».

РП строится на следующих принципах:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

3. Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;

7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

9. Принцип создания инклюзивной образовательной среды, обеспечивающий совместное воспитание детей нормальным и нарушенным развитием;

10. Принцип преодоления психофизических нарушений в развитии детского дошкольного возраста с ОВЗ; поиск «обходных» путей: обучение и развитие детей с различными отклонениями.

11. Принцип компенсаторной направленности педагогических действий которые заключаются в совмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт перестройки или усиленного использования сохранных функций.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы для дошкольников с НОДА

Целевые ориентиры для дошкольников с НОДА представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В связи с разнообразием причин, вызывающих двигательные нарушения, особенностями течения заболеваний, разной динамикой развития детей разных групп, ряд показателей развития этих детей на разных возрастных этапах может отличаться от возрастных нормативов.

В первую очередь, это касается двигательного развития. У большинства детей отмечается задержка и нарушения в формировании двигательных навыков. Может отмечаться задержка речевого и психического развития. У детей с сочетанием двигательной патологии с сенсорными и (или) интеллектуальными нарушениями целевые ориентиры каждого возрастного этапа должны определяться индивидуально, с учетом сложной структуры нарушения.

Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста с НОДА

К четырем с половиной годам ребенок:

-  способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

- рассказывает двустишья и простые потешки;

- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

- произносит простые по артикуляции звуки;

- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

- соблюдает в игре элементарные правила;

- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

- эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности с учетом ограничения манипулятивной функции;

- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

- с помощью взрослого выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;

- выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве;

- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

- стремится принимать активное участие в подвижных играх;

- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

- с помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

По программе

Оценка качества дошкольного образования детей с ОВЗ (НОДА)

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с ОВЗ;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с ОВЗ;

- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом сенситивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы Организации, реализуемой с участием детей с ОВЗ, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

- карты развития ребенка с ОВЗ;

- различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ.

В соответствии со ФГОС дошкольного образования и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ;

2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с ОВЗ в условиях современного постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для детей с ОВЗ;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов в соответствии:

– с разнообразием вариантов развития ребенка с ОВЗ в дошкольном детстве,

– разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды,

– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;

5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для детей с ОВЗ на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.

Система оценки качества реализации программы для детей с ОВЗ обеспечивает участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполняет свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- диагностика развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми с ОВЗ по Программе;

- внутренняя оценка, самооценка деятельности педагогов дошкольной группы;

- внешняя оценка, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

Контрольно-измерительные материалы, позволяющие осуществить диагностику развития ребенка с ОВЗ, представлены в адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования является оценка качества психолого-педагогических условий реализации, адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования в дошкольной группе. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с ОВЗ, его семья и педагогический коллектив.

Оценка качества направлена, в первую очередь, на оценивание созданных в дошкольной группе условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические и т.д.

 


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Общие положения

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная деятельность с детьми с ОВЗ осуществляется в группах, имеющих компенсирующую направленность.

В соответствии с ФГОС ДО общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована, рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей. Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ осуществляется в ходе режимных моментов, специально организованной непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями детей.

Задачами деятельности образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности являются:

– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

– сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной для детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;

– формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

В группах компенсирующей н аправленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной деятельности и программы коррекционной работы в группах компенсирующей направленности разрабатываются на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Содержание Примерной адаптированной образовательной программы обеспечивает развитие личности, способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

При рассмотрении условий (ФГОС ДО 3.2.5. пункт 4), необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагается:

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (т.е. зоны ближайшего развития каждого ребенка);

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организация видов детской деятельности, способствующих эмоционально-личностному развитию, общению, физическому и художественно-эстетическому развитию, развитию мышления, воображения и детского творчества;

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение; обеспечение игрового времени и пространства;

- оценка индивидуального развития детей как основания для определения эффективности коррекционно-образовательной работы по Программе.

С учетом специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ к каждой из образовательных областей добавляется раздел коррекционной программы, который отражает специфику коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ.

С целью отбора вариативного содержания образовательной работы, для осуществления мониторинга ее результатов в ПрАООП условно выделяется 3 варианта освоения образовательной программы для каждой возрастной группы по каждой из образовательных областей, и, соответственно, определяются планируемые результаты для каждого из трех вариантов. Такой подход не предполагает аттестации достижений ребенка, а служит исключительно задачам индивидуализации образования детей с ОВЗ.

Для того чтобы определить уровень актуального развития ребенка, выбрать вариант образовательной программы, определить зону его перспективного развития, необходимо плановое проведение психолого-педагогического мониторинга.

Именно результаты индивидуального изучения особенностей развития и освоения программы являются основанием индивидуализации образования детей с ОВЗ.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.