Физиолого-гигиеническая характеристика работы учащихся на компьютере — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Физиолого-гигиеническая характеристика работы учащихся на компьютере

2020-11-02 106
Физиолого-гигиеническая характеристика работы учащихся на компьютере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Компьютеры широко используются не только в профессиональной деятельности большого количества взрослых людей, но и в детском возрасте: на уроках информатики, в кружках и клубах, дома. При неправильной организации работы на компьютере (длительная и интенсивная работа, нерациональная организация рабочего места) быстро развивается утомление. Оно проявляется следующими симптомами:

Ø астенопия - боль в глазах, раздражение, жжение, краснота, пелена, двоение, мелькание…;

Ø костно-мышечный дискомфорт - боли, скованность, усталость, онемение, тремор наиболее часто в области шеи и плечевого пояса, спины, руки, верхней части ног; у взрослых при длительной работе на клавиатуре и с мышью может развиться туннельный синдром запястья;

Ø головные боли и психосоматические расстройства; в Японии и Англии у детей, увлекающихся компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера;

Ø кожные симптомы (высыпания), причиной которых является сухой воздух и статическое электричество.

В связи с этим в России приняты санитарно-гигиенические правила, направленные на предупреждение негативных изменений в здоровье в результате работы или занятий на ЭВМ.

К вредным и опасным факторам, источниками которых являются ЭВМ, относятся: электромагнитное излучение (радиочастотное, видимое, короткое инфракрасное, ультрафиолетовое), шум, ионизация воздуха, образование озона и окислов азота, визуальные параметры мониторов. При использовании для мониторов электронно-лучевых трубок образуется мягкое рентгеновское излучение. Работа на ЭВМ сопровождается значительными информационными, зрительными и статическими нагрузками.

Мониторы ЭВМ должны обладать определенными визуальными параметрами: яркость и контрастность, временная и пространственная нестабильность изображения, обеспечивающими длительную зрительную работу. Регламентируются напряженность электромагнитного поля, плотность магнитного потока и напряженность электростатического поля, мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения.

Площадь на 1 рабочее место должна составлять не менее 6 м2, при кратковременной работе на ЭВМ площадь может быть уменьшена до 4,5 м2.

Помещения должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Перед началом и после занятий необходимо проветрить помещение.

В компьютерных классах должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата: температура воздуха +19-21˚С, относительная влажность 55-60%, подвижность воздуха - не более 0,1м/с. Необходимо проводить мероприятия по увлажнению воздуха.

Уровень звука на рабочих местах не должен превышать 50дБА.

Естественное освещение: оптимальная ориентация – на север или северо-восток, КЕО – не менее 1,5%. Для регулирования светового потока используются шторы или жалюзи.

Искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения с уровнем освещенности 300-500 лк.

Расстояние между компьютерами должно быть не менее 2м, а между боковыми поверхностями – не менее 1,2м. Рабочие мета оборудуются специальными столами и стульями с регулируемыми параметрами в соответствии и ростом детей. Расстояние от глаз до экрана должно быть 60-70 см, линии взора располагается перпендикулярно плоскости экрана.

Для учащихся 10-11 классов должно быть не более 2 уроков информатики в неделю, в остальных классах – не более 1 урока. Во время урока необходимо выполнять комплексы упражнений для мышц глаз, плечевого пояса и рук, улучшения мозгового кровообращения. Занятия в кружках с использованием ЭВМ можно проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью не более 60 мин для учащихся 2-5 классов, 90минут - для 6-11 классов.


Приложение 4

Гигиенические требования к планировке и оборудованию школы

 

В школе для учащихся должны быть созданы необходимые условия для учебной деятельности, физического и трудового воспитания, внеклассной работы, питания, медицинского обслуживания, отдыха и личной гигиены; для преподавательского состава и других категорий работников – условия для профессиональной деятельности.

На территории земельного участка школы выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-оздоровительная зона, учебно-опытная и хозяйственная зоны. Для правильной организации учебного процесса необходимо благоустройство территории (особенно физкультурной зоны), ее озеленение. Состав физкультурно-оздоровительной зоны следует проектировать исходя из учебной программы по физическому воспитанию и особенностям использования школьной территории во внеучебное время.

Вместимость школы не должна превышать 1000 человек, класса – 25 человек.В здании школы выделяют следующие группы помещений: учебные секции, мастерские, учебно-физкультурные помещения, столовая, медицинский пункт, служебно-бытовые помещения. Набор учебных помещений должен обеспечивать изучение обязательных дисциплин, дополнительных предметов по выбору и в соответствии с профилем школы.

Для профилактики инфекционных заболеваний классы и кабинеты следует размещать в виде учебных секций. При этом учащиеся начальных классов занимаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

Минимальная удельная площадь кабинетов и классов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 учащегося при фронтальных формах работы и 3,3 кв.м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Оптимальной является прямоугольная конфигурация с расположением продольно светонесущей стены, т.к. обеспечиваются лучшие условия естественного освещения (глубина не более 6м и КЕО – 1,5%). Допускается квадратная конфигурация с расстановкой парт в 4 ряда, однако при этом необходима подсветка из коридора.

Учебные помещения включают: рабочую зону (столы для учащихся), зону учителя, пространство для размещения учебно-наглядных пособий и ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности (ковер, шведская стенка).

На каждом этаже должны размещаться санузлы для мальчиков и девочек, для персонала выделяется отдельный санузел. В помещениях начальных классов, кабинетах, лабораториях, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Для профилактики неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и самочувствии учащихся и учителей необходимо правильно организовать воздухообмен в помещениях школы. Оптимальным способом организации воздухообмена в учебных помещениях является общеобменная приточная вентиляция на механическом побуждении, совмещенная с воздушным отоплением. Вытяжная система вентиляции организуется на естественном побуждении (1-1,5 крат/час), избыточное же количество воздуха удаляется через рекреации и санузлы. В школах допускается организация только вытяжной вентиляции на естественном побуждении, при этом поступление воздуха в помещения осуществляется через фрамуги или форточки. Этот второй способ менее эффективен.

Для усиления движения воздушных потоков и более быстрого обновления воздуха в помещениях необходимо соблюдать режим проветривания. Во время уроков проветриваются рекреации, а во время перемен - классы и кабинеты.

В школе в различных помещениях в зависимости от их назначения показатели микроклимата нормируются по-разному. Например, температура воздуха в классах и кабинетах должна быть в пределах +18-20°С, в мастерских +15-17°С, спортзале +15-17°С, кабинете врача +21-23°С. Относительная влажность при этом должна находиться в диапазоне 40-60%.

Основные гигиенические требования к освещению в учебных помещениях: достаточный уровень освещенности, равномерность освещения, отсутствие блесткости. В школах должны быть предусмотрены системы естественного и искусственного освещения.

Первым требованием к естественному освещению является обязательная 3-часовая непрерывная инсоляция основных помещений в период с 22 марта по 22 сентября. Она обеспечивается за счет соблюдения необходимых разрывов между зданием школы и окружающими зданиями, строениями или зелеными насаждениями.

Второе требование предъявляется к ориентации помещений школы. Наиболее высокие уровни освещенности в учебных помещениях наблюдаются при ориентации окон на юг или восток. При северной ориентации в помещение не проникают прямые солнечные лучи, уровень освещенности ниже, однако освещение равномерное, отсутствуют блики, поэтому в помещениях с северной ориентацией предпочтительно размещать кабинеты черчения, рисования и информатики.

Третье требование касается уровня естественного освещения. Минимальный КЕО должен быть не менее 1,5%. При боковом освещении световой поток должен падать на парты с левой стороны.

Для улучшения условий естественного освещения следует предпринимать следующие меры: регулярно проводить очистку стекол, не заграждать световые проемы шторами, цветами или другими предметами, при проведении текущего ремонта окрашивать стены и потолки в светлые тона. Только за счет правильно внутренней отделки уровень освещенности в классе можно увеличить на 15-20%.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света лучше использовать люминисцентные лампы. При этом уровень освещенности на партах, столах должен соответствовать нормам: в классах, кабинетах - 300лк, в кабинетах черчения и рисования - 500лк, в швейных мастерских - 400лк. Если используются лампы накаливания, то норматив освещенности снижается до 150лк в классах и кабинетах, 300 лк – в кабинетах черчения и рисования. Для предупреждения блесткости применяются светильники рассеянного или отраженного света. Светильники должны размещаться параллельно светонесущей стене, в классах - над рядами парт. Обязательно освещение доски, уровень освещенности – 500 лк. Необходимо проводить чистку светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.