Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам

2020-11-02 106
Музей Бойманса-ван Бёнингена , Роттердам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жираф в огне

 1936 - 1937

 Дерево, масло

 35×27 см

 Художественный музей, Базель

 

       Более чем скромный по размерам холст по образно-пластической  концепции и системе изобразительного решения подобен монументальному полотну.

       Произведение впечатляет своей драматической масштабностью и напоминает живопись выдающего маньериста Эль Греко. Возникающее чувство близости отчасти связано с колористическими ассоциациями, с характером напряженного движения и удлиненностью пропорций центральной фигуры композиции.

       Дали строит композицию по пирамидальному классическому принципу. В центре на первом плане он изображает женскую фигуру, которая словно не умещается в пределах пространства живописной поверхности. Сверху на неё давит густое, коричнево-черное марево то ли закопченного дымом земных пожарищ небосвода, то ли надвигающаяся грозовая туча. Изломанный страданием силуэт, выразительные движения вытянутых в слабой попытке защититься от драматической неизвестности рук, выпирающие из женской фигуры пустые ящики, костылеобразные подпорки, поддерживающие некие мягкие змеевидные отростки, подчеркивающие надломленность женского силуэта, сама фигура, облаченная в тонкую, зелено-голубую, облегающую и струящуюся ткань, служат выражением драматического переживания.

Слева от этой фигуры на значительном удалении виден пылающий жираф, за которым помещена написанная ярким золотисто-желтым бликом маленькая человеческая фигурка. А справа – еще одна женская фигура в профиль, напоминающая некие тотемные божества. От её головы поднимаются то ли артерии, то ли электрические разряды. Над ней в небе  плывут два легких облачка.

Картина производит далеко не однозначное впечатление. Перед нами – таинственное, устрашающее, но одновременно и манящее фантастическое зрелище.

 

А.И.Рожин

 

Мягкая конструкция с варёными бобами
(предчувствие гражданской войны)

 1936

 Холст, масло

100×99 см

 Филадельфийский Музей Искусства, Филадельфия

Знаменитое полотно "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" было написано художником в 1936 году. Когда началась гражданская война в Испании, С. Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое новое правительство. В это  время он создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ - "Мягкую конструкцию с вареными бобами: предчувствие гражданской войны".

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое - из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина "Предчувствие гражданской войны" небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что "это не просто монстры - призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще".

H.А.Иoнинa

Постоянство памяти

  1931

 Холст, гобелен ручной работы

 24×33 см

 Музей современного искусства, Нью-Йорк

 

Картина "Постоянство памяти", которую ещё называют в обиходе "Расплавленные часы" – пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали.

Маленькое полотно наделено удивительной выразительностью. На фоне сюрреалистического пейзажа три часовых циферблата медленно плавятся, становясь мягкими, обтекая объекты, на которые они словно наброшены.

Один циферблат завис на ветви высохшего, обломанного ствола дерева, другой, с ползающей по нему мухой, охватывает край прямоугольного подиума, третий свисает с чего-то, имеющего вид деформированной, безжизненной мужской головы с сомкнутыми веками. Рядом со вторыми часами – карманные золотые часы с закрытой крышкой, на которой, подобно россыпи рубинов, ползают муравьи. Дали часто использует муравьёв в своей живописи как символ смерти.

В странном монстре, который расположен в центре композиции, можно признать человеческую фигуру, подобие которой часто используется в нескольких произведениях того периода – абстрактная форма становится для Дали своего рода автопортретом, который вновь и вновь возвращается в его работы.

Дерево, в целом, означает жизнь, но в данном случае оно имеет ту же функцию, что и остальные элементы на картине: произвести впечатление тревоги и, в определённой степени, ужаса.

Золотые скалы в верхнем правом углу напоминают Дали о родине, Каталонии.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Картина впервые была выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.

 

Лицо войны

1940

Холст, масло

64×79 см

Масло, холст

Тайная вечеря

The Sacrament of the Last Supper
1955
167 x 268 см
Масло на полотне
Национальная галерея, Вашингтон, США

В 1955 году Дали создает одну из самых знаменитых своих работ — "Тайную вечерю". Это большое полотно — подлинный шедевр живописи. Предстающая взору зрителя сцена блестяще срежиссирована автором. Несмотря на визуальную сдержанность серебристо-серой и золотисто-охровой цветовой гаммы, из-за необычного сочетания жесткости композиционной структуры с постепенно распространяющимся по холсту неземным свечением "Тайная вечеря" обладает магнетическим, завораживающим действием, особой эпической выразительностью.

Дали стремится к множественности ассоциаций и интерпретации, которая, по словам Ф.Ницше, есть признак силы, нежелание избавить мир от его волнующей и загадочной природы. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос в трех ипостасях — как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду — то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" — возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Чашу мимо пронеси".

Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

«Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений.

ИСПАНИЯ

1938

 холст, масло

 частная коллекция

 

Картина была написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. На этой параноидально - критической работе в центре композиции изображена фигура женщины, которая словно вырастает, постепенно вырисовываясь, начиная со ступней ног скорее крестьянки, нежели мадонны. Написанные плотно, материально осязаемо, они как бы созданы самой обожженной землей. Верхняя часть торса этой фигуры то растворяется в желто-коричневой земной тверди, то вновь проявляется. Она опирается локтем на комод с одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани (война - это кровопролитие. Кусок ткани - самое яркое пятно в картине). Верхняя часть тела женщины состоит из маленьких фигурок воинов в сражении. Меланхолически склоненная голова прорисовывается не сразу, её абрис, лицо как будто рождаются из стаффажных фигурок, волосы сплетаются из сценки закружившихся в схватке всадников.

Линия горизонта поднята к самому верху живописного пространства. Всполохи запредельного света, прорываясь из-за вершин, контрастируют с мрачной, напряженной гаммой колорита картины, который  тем не менее обладает удивительным богатством тональных отношений.

Необычным для себя образом, Дали привлекает внимание к символике центрального образа картины, помещая внизу ее название Espanea (Испания). В этой картине Дали аполитичен, он размышляет о самоубийственной природе испанской гражданской войны; в жизни его взгляды были более приспособленческими, и по мере продвижения фашистских сил он становился все большим приверженцем генерала Франко.

Тем не менее этот аллегорический образ завораживает романтической напряженностью, тревожной загадочностью, вызывает ощущение волнения и щемящее чувство сопереживания.

Лебеди, отраженные в слонах

1937,

Холст, масло,

Частная коллекция

 

Сальвадор Дали сам сделал пояснения к данной картине: «Изображение может остаться невидимым, если не преобразится, но это – при условии, что оно окружено другими образами, и потому зритель воображает, будто видит нечто иное».

 

И если внимательно присмотреться – так и есть! В основе картины – пейзаж Каталонии в огненных осенних тонах. Все просто - на холсте изображены лебеди и три засохших дерева. Однако, присмотревшись, вы заметите, что в отражении лебедей в застывшей глади озера видны очертания слонов. Необыкновенно! Как все у Сальвадора Дали. Три лебедя и мрачные безлистные деревья отражены в озере таким образом, что головы лебедей становятся головами слонов, а деревья – телами этих слонов. Если перевернуть картину снизу вверх, лебеди и слоны поменяются местами, но общее впечатление останется неизменным.

 

Все на картине выглядит очень натурально (даже кажется, что облака плывут по-настоящему). На картине мы видим мягкие и скользкие поверхности предметов, но у них корчащиеся формы. Это создает некую неуютность, как бы дискомфорт. И во всем этом мы не сразу замечаем фигуру стоящего на краю озеро, о чем-то размышляющего человека. Возможно, это автопортрет Дали. Фигура несколько сутуло стоит, отвернувшись от зрелища, и кажется вросшей в скалу.

 

Впрочем, среди искусствоведов нет единства относительно того, кто изображен в левой половине картины. Помимо Дали, называют его друга Эдварда Джеймса, поэта и коллекционера, и даже Максима Горького. Но, скорее всего, это именно Дали.

 

Его фигура контрастирует с неуютной, пронзительной атмосферой окружающих объектов. Озеро кажется холодным и затягивающим, поверхности – мягкими и скользкими, что усугубляет ощущение одушевленности и недоброжелательности объектов на картине в целом.

 

Почему лебеди превращаются именно в слонов? Сальвадор Дали очень любил слонов, потому что считал их высшими созданиями. Когда слонам угрожает опасность, они выдвигают детенышей в центр своей стаи, а сами идут вокруг. Так он мог отражать диссонанс со своими родителями, с которыми у него было много разногласий.

Метаморфозы Нарцисса


1937

Масло, холст

Галлюциногенный тореадор

1968-1970

 Холст, масло. 398,8×299,7 см

 Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, штат Флорида

По мнению самого художника этот холст отражает его всего в одной картине, так как в этом холсте представлена вся антология образов Дали. Внизу справа изображен сам Дали в шестилетнем возрасте, к которому летят мухи, сверху, как бы господствуя над картиной, изображена голова Галы Дали. Множество образов Венеры Милосской постепенно поворачиваются, меняя пол. Лицо самого тореадора можно обнаружить в образе второй справа Венеры Милосской. Её грудь образует его нос, а голова глаз. Тень на животе Венеры создает образ рта тореадора. Ниже зеленая тень изображает галстук, а одеяние Венеры - его рубашку. Слева мерцает расшитая блестками тореадорская куртка, сливающаяся со скалами, в которых угадывается голова умирающего быка.  Шедевр метаморфизма!

 

Жираф в огне

 1936 - 1937

 Дерево, масло

 35×27 см

 Художественный музей, Базель

 

       Более чем скромный по размерам холст по образно-пластической  концепции и системе изобразительного решения подобен монументальному полотну.

       Произведение впечатляет своей драматической масштабностью и напоминает живопись выдающего маньериста Эль Греко. Возникающее чувство близости отчасти связано с колористическими ассоциациями, с характером напряженного движения и удлиненностью пропорций центральной фигуры композиции.

       Дали строит композицию по пирамидальному классическому принципу. В центре на первом плане он изображает женскую фигуру, которая словно не умещается в пределах пространства живописной поверхности. Сверху на неё давит густое, коричнево-черное марево то ли закопченного дымом земных пожарищ небосвода, то ли надвигающаяся грозовая туча. Изломанный страданием силуэт, выразительные движения вытянутых в слабой попытке защититься от драматической неизвестности рук, выпирающие из женской фигуры пустые ящики, костылеобразные подпорки, поддерживающие некие мягкие змеевидные отростки, подчеркивающие надломленность женского силуэта, сама фигура, облаченная в тонкую, зелено-голубую, облегающую и струящуюся ткань, служат выражением драматического переживания.

Слева от этой фигуры на значительном удалении виден пылающий жираф, за которым помещена написанная ярким золотисто-желтым бликом маленькая человеческая фигурка. А справа – еще одна женская фигура в профиль, напоминающая некие тотемные божества. От её головы поднимаются то ли артерии, то ли электрические разряды. Над ней в небе  плывут два легких облачка.

Картина производит далеко не однозначное впечатление. Перед нами – таинственное, устрашающее, но одновременно и манящее фантастическое зрелище.

 

А.И.Рожин

 

Мягкая конструкция с варёными бобами
(предчувствие гражданской войны)

 1936

 Холст, масло

100×99 см

 Филадельфийский Музей Искусства, Филадельфия

Знаменитое полотно "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" было написано художником в 1936 году. Когда началась гражданская война в Испании, С. Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое новое правительство. В это  время он создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ - "Мягкую конструкцию с вареными бобами: предчувствие гражданской войны".

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое - из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина "Предчувствие гражданской войны" небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что "это не просто монстры - призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще".

H.А.Иoнинa

Постоянство памяти

  1931

 Холст, гобелен ручной работы

 24×33 см

 Музей современного искусства, Нью-Йорк

 

Картина "Постоянство памяти", которую ещё называют в обиходе "Расплавленные часы" – пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали.

Маленькое полотно наделено удивительной выразительностью. На фоне сюрреалистического пейзажа три часовых циферблата медленно плавятся, становясь мягкими, обтекая объекты, на которые они словно наброшены.

Один циферблат завис на ветви высохшего, обломанного ствола дерева, другой, с ползающей по нему мухой, охватывает край прямоугольного подиума, третий свисает с чего-то, имеющего вид деформированной, безжизненной мужской головы с сомкнутыми веками. Рядом со вторыми часами – карманные золотые часы с закрытой крышкой, на которой, подобно россыпи рубинов, ползают муравьи. Дали часто использует муравьёв в своей живописи как символ смерти.

В странном монстре, который расположен в центре композиции, можно признать человеческую фигуру, подобие которой часто используется в нескольких произведениях того периода – абстрактная форма становится для Дали своего рода автопортретом, который вновь и вновь возвращается в его работы.

Дерево, в целом, означает жизнь, но в данном случае оно имеет ту же функцию, что и остальные элементы на картине: произвести впечатление тревоги и, в определённой степени, ужаса.

Золотые скалы в верхнем правом углу напоминают Дали о родине, Каталонии.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Картина впервые была выставлена в Париже, в Галерее Пьер Колле, в 1931 году, где была куплена за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке.

 

Лицо войны

1940

Холст, масло

64×79 см

Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам

 

«Лицо войны» написано в Соединенных Штатах, где Дали прожил восемь лет и достиг высшей точки своей всемирной славы и успеха. Летом 1940 года он с женой уехал из Франции, войска которой капитулировали перед германским вторжением, и, подобно множеству беженцев, отбыл из Лиссабона в Новый Свет.

На картине нет крови, нет огня, нет убитых – просто уродливая голова с длинными шипящими змеями вместо волос, словно у Медузы горгоны. Но как точно передана мысль, какой страх и ужас охватывает зрителя! Рот и изогнутые брови придают голове страдальческий вид. Вместо глаз и во рту – черепа, внутри которых точно так же расположены другие черепа. Кажется, что голова начинена бесконечной смертью. Такое умножение символа смерти усиливает тяжелое впечатление, которое оставляет картина.

Сюжет картины необычно прямолинеен для Дали, он использует скорее средства символизма, чем «параноидально-критического метода». Похожая на череп голова, окруженная длинными шипящими змеями, имеет в каждом отверстии по черепу, каждый из которых наполнен черепами и черепами в этих черепах, так что голова «начинена бесконечной смертью», — впечатляющий символ эпохи концентрационных лагерей и массовых убийств.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.