Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната

2020-11-02 107
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 за секунду до пробуждения


1944 год

Масло, холст

Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид, Испания

 

    Удивительно изысканное по живописи полотно, по праву считается одним из шедевров художника.

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. По сторонам от граната с иллюзорной тщательностью воспроизведены две будто плавающие в невесомости капли воды. Женщина, несомненно, еще один портрет Галы, показана плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, одного из которых рыба извергает изо рта. Из оскаленной пасти тигра появляется еще один, в прыжке устремляется за винтовкой, штыком направленной на безмятежно спящую обнаженную женщину. Традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на паукообразных конечностях-ходулях, несущий что-то подобное обелиску, упирающемуся в поднебесье — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

Сальвадор Дали так писал о своей картине: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

На картине имеется надпись, сделанная в правом углу, на скале – «Гала. Сальвадор Дали». Эта деталь указывает на супругу художника, которая являлась излюбленной моделью автора.

Вся живописная поверхность написана с удивительной тонкостью и фотографической точностью. Теплые и холодные краски взаимодействуют, подчеркивая изысканную красоту рисунка, пространственную глубину композиции. 

Тайная вечеря

The Sacrament of the Last Supper
1955
167 x 268 см
Масло на полотне
Национальная галерея, Вашингтон, США

В 1955 году Дали создает одну из самых знаменитых своих работ — "Тайную вечерю". Это большое полотно — подлинный шедевр живописи. Предстающая взору зрителя сцена блестяще срежиссирована автором. Несмотря на визуальную сдержанность серебристо-серой и золотисто-охровой цветовой гаммы, из-за необычного сочетания жесткости композиционной структуры с постепенно распространяющимся по холсту неземным свечением "Тайная вечеря" обладает магнетическим, завораживающим действием, особой эпической выразительностью.

Дали стремится к множественности ассоциаций и интерпретации, которая, по словам Ф.Ницше, есть признак силы, нежелание избавить мир от его волнующей и загадочной природы. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос в трех ипостасях — как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду — то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" — возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Чашу мимо пронеси".

Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих.

«Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений.

ИСПАНИЯ

1938

 холст, масло

 частная коллекция

 

Картина была написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. На этой параноидально - критической работе в центре композиции изображена фигура женщины, которая словно вырастает, постепенно вырисовываясь, начиная со ступней ног скорее крестьянки, нежели мадонны. Написанные плотно, материально осязаемо, они как бы созданы самой обожженной землей. Верхняя часть торса этой фигуры то растворяется в желто-коричневой земной тверди, то вновь проявляется. Она опирается локтем на комод с одним открытым ящиком, из которого висит кусок красной ткани (война - это кровопролитие. Кусок ткани - самое яркое пятно в картине). Верхняя часть тела женщины состоит из маленьких фигурок воинов в сражении. Меланхолически склоненная голова прорисовывается не сразу, её абрис, лицо как будто рождаются из стаффажных фигурок, волосы сплетаются из сценки закружившихся в схватке всадников.

Линия горизонта поднята к самому верху живописного пространства. Всполохи запредельного света, прорываясь из-за вершин, контрастируют с мрачной, напряженной гаммой колорита картины, который  тем не менее обладает удивительным богатством тональных отношений.

Необычным для себя образом, Дали привлекает внимание к символике центрального образа картины, помещая внизу ее название Espanea (Испания). В этой картине Дали аполитичен, он размышляет о самоубийственной природе испанской гражданской войны; в жизни его взгляды были более приспособленческими, и по мере продвижения фашистских сил он становился все большим приверженцем генерала Франко.

Тем не менее этот аллегорический образ завораживает романтической напряженностью, тревожной загадочностью, вызывает ощущение волнения и щемящее чувство сопереживания.

Лебеди, отраженные в слонах

1937,

Холст, масло,

Частная коллекция

 

Сальвадор Дали сам сделал пояснения к данной картине: «Изображение может остаться невидимым, если не преобразится, но это – при условии, что оно окружено другими образами, и потому зритель воображает, будто видит нечто иное».

 

И если внимательно присмотреться – так и есть! В основе картины – пейзаж Каталонии в огненных осенних тонах. Все просто - на холсте изображены лебеди и три засохших дерева. Однако, присмотревшись, вы заметите, что в отражении лебедей в застывшей глади озера видны очертания слонов. Необыкновенно! Как все у Сальвадора Дали. Три лебедя и мрачные безлистные деревья отражены в озере таким образом, что головы лебедей становятся головами слонов, а деревья – телами этих слонов. Если перевернуть картину снизу вверх, лебеди и слоны поменяются местами, но общее впечатление останется неизменным.

 

Все на картине выглядит очень натурально (даже кажется, что облака плывут по-настоящему). На картине мы видим мягкие и скользкие поверхности предметов, но у них корчащиеся формы. Это создает некую неуютность, как бы дискомфорт. И во всем этом мы не сразу замечаем фигуру стоящего на краю озеро, о чем-то размышляющего человека. Возможно, это автопортрет Дали. Фигура несколько сутуло стоит, отвернувшись от зрелища, и кажется вросшей в скалу.

 

Впрочем, среди искусствоведов нет единства относительно того, кто изображен в левой половине картины. Помимо Дали, называют его друга Эдварда Джеймса, поэта и коллекционера, и даже Максима Горького. Но, скорее всего, это именно Дали.

 

Его фигура контрастирует с неуютной, пронзительной атмосферой окружающих объектов. Озеро кажется холодным и затягивающим, поверхности – мягкими и скользкими, что усугубляет ощущение одушевленности и недоброжелательности объектов на картине в целом.

 

Почему лебеди превращаются именно в слонов? Сальвадор Дали очень любил слонов, потому что считал их высшими созданиями. Когда слонам угрожает опасность, они выдвигают детенышей в центр своей стаи, а сами идут вокруг. Так он мог отражать диссонанс со своими родителями, с которыми у него было много разногласий.

Метаморфозы Нарцисса


1937

Масло, холст


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.