Создание центра обмена идеями — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Создание центра обмена идеями

2020-11-02 197
Создание центра обмена идеями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале мероприятия участники рассаживаются по кругу, чтобы войти в курс дела и приступить к созданию программы. После того как ведущий объявит суть вопроса, любой из присутствующих может объявить тему для обсуждения, а также время и место проведения дискуссии по этому вопросу.

В генерации идей могут участвовать все, при этом участие не является обязательным. В итоге составление плана обычно занимает от 60 до 90 минут.

Закон двух ног

Затем участники объединяются в малые группы, и обсуждения начинаются. Обычно на каждое из них отводится примерно 90 минут. Каждая группа ведет протокол обсуждения. Участников заранее просят принять во внимание законы проведения мероприятия, в частности, закон двух ног, который гласит, что если вы обнаруживаете, что не в состоянии ничему научиться или внести вклад в обсуждение, лучше перейти в другую группу. В результате участники сами отвечают за максимальную результативность своей работы.

Заключение

Работа в таком режиме может продолжаться целый день и даже больше, в зависимости от масштабов обсуждаемой проблемы. Закрытие мероприятия может проходить в любой форме, самой нежелательной из которых являются формальные доклады каждой группы. Намного лучше снова рассесться по кругу, как в самом начале, и дать желающим участникам возможность рассказать о своих открытиях и поделиться мыслями по поводу следующих шагов.

 

СТРАТЕГИЯ

Помните принципы и законы открытого пространства. Именно они задают тон всему происходящему:

1. Кто бы ни пришел, он самый желанный участник. Энтузиазм намного важнее занимаемой должности.

2. Когда бы все ни начиналось, это самое правильное время. Душевный настрой и творческие порывы не приходят по расписанию.

3. Что бы ни произошло, это лучшее, что могло произойти. Жалобы на прошлое и упущенные возможности – это бесполезная трата времени; двигайтесь вперед.

4. Что закончилось, то закончилось. Если разговор завершен, двигайтесь дальше. Делайте дело, не тратьте время впустую.

Правила открытого пространства использовались во многих мероприятиях, построенных по принципу самоорганизации, самыми заметными из которых являются BarCamps и Unconferences.

 

Данная концепция была описана в книге Open Space Technology: A User’s Guide, Гаррисона Оуэна (Harrison Owen).

 

Карта аргументов за и против

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Целью этой игры является исследование мотиваций, лежащих в основе тех или иных решений.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 3 до 10.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

10-15 минут.

 

МЕТОДИКА

Многие решения принимаются на основе несложного выбора между выгодой и вредом. Зафиксировав данные характеристики для ключевых фигур, группа может таким способом повлиять на принимаемые ими решения.

Роль ключевой фигуры в данном случае может играть как конечный пользователь, так и руководитель организации, без одобрения которого невозможно начать работу.

Для начала напишите на доске имя ключевой фигуры и нарисуйте ее. Предложите группе представить, как думает и что чувствует этот человек, и на основе этих представлений составить перечень раздражающих факторов. Запишите их с одной стороны фигуры.

✔ Какой день он считает неудачным?

✔ Чего он боится?

✔ Из-за чего не спит ночами?

✔ За что он отвечает?

✔ Какие препятствия стоят у него на пути?

 

 

Перечень положительных факторов может быть получен простой инверсией, но можно пойти и дальше. С противоположной стороны от рисунка запишите ответы на следующие вопросы:

✔ Чего хочет этот человек и к чему он стремится?

✔ Какова его мера успеха?

✔ Какие выгоды он извлекает из имеющихся средств?

✔ Что мы можем ему предложить?

 

СТРАТЕГИЯ

Подведите итоги и расставьте приоритеты в списке отрицательных и положительных факторов. Используйте эту информацию при разработке презентаций, в предложениях с описанием преимуществ и в прочих ситуациях, когда требуется повлиять на чье-то решение.

 

Автором этой игры является Дейв Грей (Dave Gray).

 

Подача

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

В воображаемом мире, где время, деньги и технические возможности безграничны, легко выступать с новыми концепциями и генерировать идеи. Но часто то, что прекрасно выглядит в теории, на практике не имеет смысла. «Подача» – это ролевая игра, призванная вернуться в реальность и сфокусироваться на практических аспектах концепции. (Каковы ключевые коммерческие доводы? Как это может принести доход? Почему люди будут это покупать?) Игроки представляют себя предпринимателями, пытающимися продать свою идею венчурным инвесторам.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 4 до 12.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

От 30 минут до полутора часов.

 

МЕТОДИКА

1. Поделите людей на небольшие группы, в идеале – на пары или на тройки. Одна группа получает роль венчурных инвесторов, в то время как все остальные будут предпринимателями.

2. Каждая группа выбирает некий продукт или услугу.

3. За 10 минут каждая группа должна придумать, как подать свои предложения инвесторам. Можно писать, рисовать, разыгрывать сценки. В идеале каждая группа при этом должна находиться в отдельной комнате.

4. Предупредите группы, что в каждом случае представлять свои предложения инвесторам будут один-два человека, но отвечать на вопросы инвесторов должна вся группа. Важно также ограничить время подготовки (10 минут вполне достаточно), так как слишком долгая проработка зачастую искажает подлинный ход мыслей.

5. Незадолго до окончания подготовительного периода инвесторы предупреждают группы: «Осталось две минуты».

6. Затем каждая группа делает свои предложения. На каждое выступление выделяется по 3 минуты, а каждый инвестор имеет право задать 1 или 2 вопроса.

7. Без этого можно обойтись, но для придания игре соревновательного духа в конце инвесторы могут объявить победителей.

 

СТРАТЕГИЯ

Идея этой игры состоит в фиксации различных подходов к продуктам, прототипам, услугам и концепциям. Чтобы выгоднее подать их инвесторам, нужно сосредоточиться на действительно важных идеях, а узкие временные рамки помогают сконцентрироваться на сути предложения. Так как разные группы делают акцент на разных аспектах, в результате проявляется диапазон точек зрения, которые впоследствии можно обсудить. Вопросы от инвесторов обычно обнажают слабые места или помогают прояснить идеи.

Эта игра также позволяет узнать, какие слова и выражения люди используют, чтобы охарактеризовать концепцию, продукт, услугу или ситуацию, поэтому следует предостеречь участников от слишком тщательного обдумывания рекламной речи. Для групп, члены которых ранее не были знакомы, имеет смысл устроить соревнование и даже учредить приз для победителя. Ничто так быстро не сплачивает, как совместные усилия по достижению цели.

 

Автором игры является Сара Ринк (Sarah Rink).

 

Буратино

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

У людей не принято думать о продуктах и услугах как о живых и двигающихся существах. Но представив продукт не как инструмент, а как друга, можно получить немало преимуществ. Персонифицировав его, мы сможем увидеть свойства, которые в противном случае не бросились бы в глаза. Игра «Буратино» ставит целью именно установку, оттачивание и развитие свойств продукта или услуги, повышающих его ценность для конечного пользователя. В результате вы создаете «друга», которого потребитель может захотеть иметь у себя дома.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 5 до 20.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

1 час.

 

МЕТОДИКА

1. «Сценой» для данной игры может стать любая ситуация, в которой персонаж (продукт или услуга) должен принимать решения или предпринимать действия. Вот пара примеров сцен: «кто-то пытается стащить сумочку у пожилой дамы» или «водитель случайно берет попутчика по дороге на вечеринку». Перед игрой придумайте четыре сцены и запишите их на отдельные карточки.

2. Заранее напишите в верхней части плакатов следующие вопросы, по одному на плакат:

– На что я похож?

– В чем моя ценность?

– Как выглядит мое общество?

– Что меня отличает?

– За что я борюсь?

3. В центре плаката с вопросом «На что я похож?» нарисуйте изображение продукта или услуги в виде фигуры с руками, ногами и головой. (Этот персонаж будет использоваться на протяжении всего упражнения, но в разных позах.)

4. Попросите группу вообразить, что продукт (услуга) ожил, и предложить характер получившегося персонажа. Попросите назвать прилагательные, которые описывают персонаж. Запишите ответы на плакат. На этом этапе также можно поинтересоваться, с каким персонажем мультфильма или с какой знаменитостью ассоциируется у участников данный персонаж. Ответы также следует записать.

5. Получив достаточно информации для адекватного описания персонажа, попросите участников проголосовать за те определения, которые лучше всего описывают характер. Каждый участник может выбрать от трех до пяти лучших на его взгляд характеристик. Выделите варианты, набравшие больше всего голосов, и объявите их группе.

 

 

6. Перейдите к плакату «В чем моя ценность?» и нарисуйте персонажа и на нем. Поделите группу на четыре небольшие подгруппы и выдайте каждой карточку с описанием сцены (в случае, если число игроков меньше семи, все четыре сцены имеет смысл прорабатывать в одной группе). Участники должны решить, что сказал или сделал бы персонаж в указанной ситуации.

7. Соберите всех вместе и выслушайте доклад каждой из групп. Запишите все ответы и попросите рассказать, какие ценности, с точки зрения участников, лежат в основе поведения персонажа. Запишите ответы на плакат.

 

 

8. Перейдите к плакату «Как выглядит мое общество?» и снова нарисуйте в его центре нашего персонажа. Спросите группу, с каким персонажем они хотели бы проводить время? К какой группе он принадлежит? В каких мероприятиях принимает участие? Кто ему нужен больше всего? Что общего у его друзей друг с другом? Чем характеризуется его общество? Запишите ответы на плакат.

 

 

9. Затем нарисуйте персонажа в центре плаката «Что меня отличает?». Спросите группу, чем данный персонаж отличается от остальных членов своего сообщества? Чем он выделяется? В чем его сильные стороны? Что он мог бы делать лучше? Почему его хотят заполучить в команду? Запишите все ответы на плакат.

 

 

10. Нарисуйте персонажа в центре последнего плаката «За что я борюсь?». Теперь нужно определить его жизненную цель. Какие мотивы им движут. Что может заставить его не спать ночью? Что он делает для людей? Что он пытается доказать? Какие препятствия он встречает на пути? Запишите ответы на все эти вопросы.

 

 

Дополнительное упражнение.     Попросите игроков произнести тост за персонажа, представив, что происходит какое-то торжество. В качестве альтернативы предложите произнести панегирик конкурирующему продукту или услуге, представив, что находитесь на похоронах. Также можно поделиться друг с другом историями из жизни персонажа, повествующими о том, что помогло ему стать тем, кто он есть

 

11. Подведите итоги творческого поиска и подумайте над личностью и индивидуальностью созданного группой персонажа. Обсудите реализацию характерных черт, ценностей и вариантов поведения персонажа на примере функциональных характеристик – настоящих или потенциальных – связанного с ним продукта или услуги.

 

СТРАТЕГИЯ

Самые лучшие результаты игра дает в случаях, когда участникам удается отбросить неверие и проникнуться идеей о наличии у продукта черт характера, системы ценностей и жизни. Для многих это сложно, поэтому настолько важна нарисованная вами иллюстрация и задаваемые вопросы: они заставляют отвечать таким образом, как будто перед участниками не «оно», а «она» или «он». Особое внимание обратите на выбор имени персонажа. Когда вы называете его по имени, вообразить, что перед группой человек, а не объект или процесс, намного проще.

Провоцируйте на сочинение историй в соответствии с придуманными темами, это сделает личность персонажа более выпуклой; например, задавайте вопрос «А как бы он поступил в такой ситуации?». Вполне допустимо наделение персонажа нелепыми и курьезными чертами характера, так как действия комического героя вполне могут заставить людей воспринять продукт или услугу совсем по-новому. Пусть игроки заходят так далеко, как они хотят. При необходимости ближе к концу игры всегда можно повернуть ход мыслей в сторону более правдоподобного персонажа. Главное – всегда быть готовым стимулировать группу к тому, чтобы она ассоциировала характеристики созданного персонажа с выгодами, которые можно извлечь из этих характеристик в следующей версии продукта или услуги.

 

Происхождение этой игры неизвестно.

 

Поиск пути

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Целью этой игры является определение уровня понимания того, каким именно путем протекает процесс.

Часто люди не могут однозначно ответить, кто, что и когда делает. Члены команды используют для описания разную терминологию. Процесс не документируется. Кажется, что все происходит хаотично, скрытно и случайным образом.

В этом упражнении группой детально рассматривается существующий процесс и определяются его непонятные этапы. В большинстве случаев такое рассмотрение перетекает в обсуждение действий, которые следует предпринять по отношению к неясным местам. Упражнение приводит не к генерации нового или лучшего процесса, а лишь к лучшему пониманию уже имеющегося.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 2 до 10.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

От 30 минут до часа.

 

МЕТОДИКА

Начните с объявления темы игры: «Сейчас мы рассмотрим процедуру создания х». В данном случае x – это результат процесса, например документ, продукт, соглашение и т. п. Напишите или нарисуйте это на доске.

Вместе с группой определите начальную точку процесса. Это может звучать как «начало дня», «начало квартала» или «момент после завершения предыдущего процесса». Существует также некий фактор, инициирующий процесс. Если вам кажется, что группа испытывает сложности на этом простом шаге, обговорите его заранее и представьте как лучшую догадку. Опишите этот шаг на стикере, приклейте к доске и продолжите упражнение.

1. Попросите участников представить процесс от начала до конца и записать все его стадии. Каждая стадия должна фигурировать на отдельном стикере.

2. Затем все стикеры наклеиваются на доску и сравниваются друг с другом. Каждый участник наклеивает свои стикеры под стикерами другого, чтобы получить в итоге возможность сравнить шаги 1, 2 и последующие.

3. Предложите группе найти точки соприкосновения и разногласий. Попытайтесь понять, не существует ли проблемы с терминологией, то есть такой ситуации, в которой участники описывают одно и то же разными словами. Разногласия в описании процесса, как правило, возникают тогда, когда никто толком не понимает сути происходящего.

 

 

СТРАТЕГИЯ

Группе следует написать собственные заключения о различных версиях процесса и о том, что следует и чего не следует делать на разных стадиях.

В большой группе имеет смысл вместо высказывания индивидуальных точек зрения рассмотреть продукт с общих позиций.

Если вы заранее чувствуете, что группа может углубиться в излишнюю детализацию, попросите ограничиться небольшим количеством шагов, например десятью.

 

Автором игры является Джеймс Макануфо (James Macanufo).

 

RACI-матрица

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Иногда сложно точно определить обязанности. Ничто так пагубно не действует на производительность, как мысли о том, что решением сложной проблемы должен заниматься кто-то другой. В такой ситуации нужно собрать группу и четко определить, кто и чем будет заниматься. Это можно сделать при помощи RACI-матрицы. Название представляет собой аббревиатуру, образованную от четырех слов: Responsible – выполняющий, Accountable – отчитывающийся, Consulted – консультируемый, Informed – информируемый.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 2 до 6.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

1,5 часа.

 

МЕТОДИКА

Для создания матрицы потребуются два списка:

Распределение обязанностей.  Существует деятельность, за проведение или управление которой группа несет совместную ответственность. Но при этом должно быть четко определено, кто именно выполняет ту или иную операцию.

Список ролей.  Вместо списка членов группы лучше зафиксировать перечень ролей, указывающих на решаемые задачи. Например, нужно писать «менеджер проекта», «бизнес-аналитик» и «архитектор», а не «Тим», «Боб» и «Мэри». Ведь каждый член группы может выполнять несколько обязанностей, а несколько членов группы – вносить вклад в одну.

Создайте матрицу, расписав обязанности по вертикали, а роли – по горизонтали. Внутри матрицы группа должна будет распределить уровни ответственности:

Выполняющий.  Этот человек выполняет работу. Несмотря на возможность передавать свои полномочия и просить поддержки за выполнение работы отвечает только один человек.

Отвечающий.  Этот человек отчитывается за работу, которую делает выполняющий, и ставит свою подпись на документах. Крайне желательно, чтобы отвечающим за каждое задание был только один человек.

Консультируемый.  Эти участники предоставляют исходные данные, мнения и советы в ходе двустороннего общения.

Информируемый.  Хотя эти участники и не имеют отношения к работе над проблемой, им в одностороннем порядке докладывается о ходе работ.

 

 

При заполнении матрицы в группе лучше всего следовать естественному течению рабочего процесса от начала до конца. Матрица считается готовой, когда определены исполнители каждого задания.

 

СТРАТЕГИЯ

Распределение обязанностей требуется для заполнения матрицы, при этом в процессе ее обдумывания оно может измениться. Иногда обнаруживается, что некоторые элементы попросту не нужны, избыточны или плохо определены. К примеру, если сложно выбрать одного человека на роль исполнителя, имеет смысл разбить рабочий процесс на два более понятных подпроцесса. Иногда бывает и так, что для какого-то процесса невозможно подобрать исполнителя. И группа может решить, что данный процесс вообще подлежит удалению.

Игра основана на одноименной диаграмме, традиционно используемой менеджерами и группами разработчиков различной специализации.

 

Красные и зеленые карточки

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

При работе с большой группой бывает сложно получить отклик от аудитории. Для обмена мнениями требуется средство, позволяющее выразить одобрение, несогласие или непонимание. Именно таким средством являются красно-зеленые карточки.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

Карточки хорошо работают в группах любого размера, но особенно полезны они в группах, где количество участников больше 20.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

Благодаря карточкам простой обмен мнениями происходит мгновенно – достаточно того времени, в течение которого задается вопрос. Если группа выражает несогласие или непонимание, требуется дополнительное время для обсуждения.

 

МЕТОДИКА

Каждому участнику выдаются две карточки: одна красного, другая зеленого цвета. В процессе доклада поднятая зеленая карточка означает выражение согласия, в то время как красная говорит о несогласии. В простейшей форме зеленая карточка означает «да», а красная – «нет».

При помощи карточек участники могут как отвечать на вопросы, так и выражать отношение к преподносимой им информации. К примеру, докладчик может прямо спросить: «Достаточно ли раскрыта тема, можно ли перейти к следующему вопросу?» и быстро узнать мнение аудитории. Но собравшиеся могут использовать карточки и самостоятельно, высказывая свое отношение к теме.

 

СТРАТЕГИЯ

В больших группах карточки позволяют решить две проблемы: вам уже не требуются комментарии для осознания всеобщего одобрения, но при этом сразу видны несогласные участники, которые в противном случае остались бы незамеченными. Другими словами, это самый простой способ налаживания обратной связи с аудиторией в больших группах.

Автором игры является Джерри Михальски (Jerry Michalski). В его версии допускается также использование желтых и серых карточек для выражения нейтрального отношения и непонимания.

 

Катер

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Эта игра предлагает простой и забавный способ определить, что в предлагаемом вами продукте или услуге не нравится сотрудникам и потребителям или что стоит на пути к намеченной цели. Те, кто старается двигать свой проект вперед, зачастую не обращают внимания на тормозящие факторы. Игра позволяет узнать у заинтересованных лиц, какие помехи, с их точки зрения, мешают успеху дела.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 5 до 10.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

30 минут.

 

МЕТОДИКА

1. На белом листе нарисуйте катер с якорями. В качестве имени катера используйте название продукта/услуги или обсуждаемую цель. Это метафорическое выражение вашей деятельности, а якоря представляют факторы, мешающие движению вперед.

2. Рядом с катером напишите обсуждаемый вопрос. Например, «Какие свойства нашего продукта вам не нравятся?» или «Что мешает нам достичь цели?».

3. Объясните, что целью игры является обнаружение тормозящих факторов. Попросите игроков внимательно прочитать вопрос и несколько минут подумать о текущих свойствах продукта/услуги или об условиях, в которых происходит движение к цели.

4. В течение следующих 5-10 минут попросите их записать на стикерах те характеристики, которые им не нравятся. При желании можно попросить игроков оценить, насколько быстро катер двигался бы вперед без этих якорей и записать свою оценку на стикер.

5. Затем попросите наклеить стикеры рядом с якорями. Обсудите содержание каждого стикера, обращая внимание на наблюдения, идеи и озарения. Отметьте повторяющиеся темы, так как именно они точнее всего указывают на тормозящие факторы.

 

 

СТРАТЕГИЯ

Эта игра придумана не затем, чтобы вызвать поток жалоб. Ее целью является сбор информации, способствующей улучшениям. Именно на это сразу следует обратить внимание игроков. Объясните, что им нужно выявить негативные факторы, чтобы быстрее продвинуть продукт или услугу на более высокий уровень.

Как уже упоминалось, многие группы имеют склонность сразу перескакивать на анализ конечного, улучшенного состояния. Они переходят в режим решения проблем. Но это нарушает природу игры. В результате вы не получаете всей информации или же ответы заинтересованных лиц оказываются не до конца понятными. Поэтому услышав критику или попытки анализа содержания со стороны игроков, деликатно напомните им, что решению проблем посвящена другая игра – то есть попытайтесь удержать фокус внимания на описании.

 

Игра возникла на базе одноименного упражнения из книги Люка Хохмана (Luke Hohmann) Innovation Games: Creating Breakthrough Products Through Collaborative Play.

 

Кальмар

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Исследуя информационное пространство, группа должна в каждый момент времени знать, в какой точке она оказалась. Что уже пройдено и осталось позади? При помощи игры группа очерчивает свою траекторию и, соответственно, выбирает направление движения.

В оригинале игра называется SQUID, что расшифровывается как Sequential Question and Insight Diagram – последовательный вопрос и диаграмма понимания. Эта диаграмма создается непосредственно в ходе совещания при помощи стикеров и фиксации вопросов и ответов по мере перемещения группы в пространстве. Она гибка, двигается и растет по ходу обсуждения, при этом участники должны «вдыхать в нее жизнь», перемещаясь между критическими режимами вопросов и ответов.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

Небольшие группы.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

Максимальная продуктивность достигается при продолжительности 30 минут.

 

МЕТОДИКА

1. Для создания кальмара выделите часть доски или несколько плакатов. Участникам выдаются стикеры двух цветов, одни для вопросов, другие – для ответов.

2. Построение диаграммы начинается с написания на стикере ключевой темы. Стикер приклеивается в центре доски.

Режим вопросов.  В начале упражнения участников просят придумать вопрос, который, с их точки зрения, лучше всего демонстрирует подход к теме. Вопрос записывается на цветном стикере и приклеивается рядом с центром кальмара. Сразу же возникают несколько разных направлений исследования, и участники, скорее всего, начинают генерировать варианты ответов.

Режим ответов.  Как и в режиме вопросов, участники записывают лучшие из пришедших им в голову ответов на цветные стикеры, которые затем наклеиваются рядом с соответствующим вопросом и соединяются с ним линиями. Каждый участник может ответить на несколько вопросов или дать несколько ответов на один и тот же вопрос. При этом ответ должен поместиться на один стикер.

 

 

После обсуждения группа возвращается в режим вопросов и придумывает новые вопросы с учетом полученных ранее ответов. Участники могут возвращаться и на более ранние уровни вопросов. Процесс продолжается, пока имеется тема для обсуждения.

 

СТРАТЕГИЯ

Для поддержки единого режима, то есть для посвящения времени только вопросам или только ответам, нужна дисциплина, на соблюдение которой в группе нужно потратить некоторое время. Работая подобным способом, группа тренируется систематически двигаться среди неизвестности, в отличие от обычной бессистемной дискуссии. Рождающийся в результате кальмар крайне гибок и растет по мере того, как его направляет группа.

 

Автором игры является Джеймс Макануфо (James Macanufo).

 

Отождествление

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Целью этой игры является исследование или прояснение некоего процесса путем рассмотрения меняющегося состояния объекта. Группе нужно создать запоминающуюся визуальную историю основного процесса. Получившийся в итоге артефакт может применяться при определении возможностей что-то улучшить или обучить прочих вовлеченных в процесс людей.

Выражение «отождествить себя с» произошло от процесса улучшения, но может применяться и в других сценариях. Пользу от этого упражнения сможет почувствовать группа, не ведущая протокол или состоящая из слишком разных людей. Если процесс слишком затянулся или никто не знает, как закончить работу, пришло время отождествить себя с неким предметом и посмотреть, к чему это приведет.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 2 до 10.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

1-2 часа.

 

МЕТОДИКА

1. Группа должна определить, какой объект нужно использовать для отслеживания процесса. Объект лучше выбрать заранее. Это может быть продукт, жалоба потребителя или идея. В качестве иллюстрации можно привести всем знакомый пример «как законопроект превращается в закон».

2. Начните упражнение с изображения объекта. Важно сконцентрироваться на истории перехода этого объекта из состояния А в состояние В. Выпишите на доске названия начальной и конечной точек.

3. Попросите участников методом мозгового штурма составить список этапов процесса и записать его на доске. Можно также попросить разделить этапы на «желательные» и «осуществимые». Для высокоуровневых историй должно набраться семь этапов.

4. Перед тем как начать слежение за объектом, вместе с группой определите, какая информация вам потребуется для написания истории. Спросите себя, что нужно знать на каждом шаге процесса? Это могут быть сведения об участвующих людях, предпринимаемых ими действиях, времени, которое требуется на каждое.

5. После этого приходит время рисования. Группа рассказывает историю объекта по мере его перемещения от одного этапа к другому. По возможности фиксируйте эту информацию. Это можно делать при помощи схематичных фигур, стрелок и вопросов. Вопросы, предполагающие ответ в действительном залоге, например: «Кто и что здесь делает?», точнее и нагляднее. Не забудьте также про вопросы «Что дальше?» и «Что важно?».

6. Помните, что история, как выходящая из берегов река, должна разветвляться, повторяться, соединяться с другими процессами. Ваша задача – управлять ее течением вместе с группой и двигаться к завершению.

 

СТРАТЕГИЯ

Используйте объект в качестве инструмента фокусировки. Отметайте все действия, непосредственно не связанные с движением объекта вперед.

По возможности добавьте ограничение во времени, чтобы задать темп происходящего. Если объект должен завершить действие в определенное время, выдвиньте этот факт на первый план и ссылайтесь на него по мере необходимости, чтобы сделать историю более динамичной.

Следует помнить, что участники могут приступить к описанию перемещения из имеющегося состояния в желаемое. Поэтому сразу проясняйте с группой временной промежуток происходящего – что именно вы фиксируете, настоящее или желаемое будущее.

Есть ли у процесса владелец? Если кто-то отвечает за процесс, вы можете использовать мнение этого человека, но не разрешайте ему придумывать всю историю от начала до конца. Для него будет полезно послушать версии других участников.

Существует множество версий визуализации типа «один день из жизни». Данная визуализация придумана Джеймсом Макануфо (James Macanufo).

 

SWOT-анализ

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

В бизнесе много проще сказать, чего именно мы хотим, чем определить, что нам мешает этого достичь. SWOT-анализ – давно существующий прием определения имеющихся преимуществ относительно желаемого конечного состояния и того, какие улучшения мы можем внести. Он дает возможность оценить возможности и риски и определить факторы, влияющие на будущее. Зная эти факторы, мы можем учесть их на следующих шагах и при необходимости оценить вероятность успеха предпринятого начинания.

 

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

От 5 до 20.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ

1-2 часа.

 

МЕТОДИКА

1. Подготовьте плакат с надписью «Желаемое конечное состояние» и нарисуйте картинку, иллюстрирующую, как может выглядеть это состояние.

2. Создайте четыре квадранта из четырех листов ватмана. Если вы считаете, что для предполагаемого уровня обсуждения при таком количестве участников требуется больше квадрантов, создайте их столько, сколько нужно.

3. На верхнем левом квадранте напишите «СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ» и нарисуйте соответствующую иллюстрацию. К примеру, это может быть изображение человека, держащего на вытянутой руке автомобиль (преувеличения вполне допустимы). Попросите игроков за 5-10 минут в тишине записать соображения о сильных сторонах желаемого конечного состояния. По одному соображению на стикере.

 

 

4. На нижнем левом квадранте напишите «СЛАБЫЕ СТОРОНЫ» и проиллюстрируйте это картинкой. И снова в течение 5-10 минут игроки должны записать свои соображения касательно слабых сторон желаемого конечного состояния.

5. На верхнем правом квадранте напишите «ВОЗМОЖНОСТИ» и проиллюстрируйте это. За следующие 5-10 минут игроки должны записать свои соображения касательно имеющихся возможностей.

6. На нижнем правом квадранте напишите «УГРОЗЫ» и проиллюстрируйте это. Последние 5-10 минут игроки записывают на стикеры осознаваемые ими угрозы.

 

 

7. Увидев, что игроки перестают делать записи, соберите стикеры и наклейте их на плоскую поверхность рядом с квадрантом таким образом, чтобы они были видны всем игрокам. Стикеры каждой группы наклеивайте рядом с соответствующим квадрантом.

8. Начните с сильных сторон и вместе с игроками отсортируйте стикеры, используя в качестве критерия сходство идей. К примеру, стикеры с записями «хороший обмен информацией», «прозрачность информации» и «люди хотят обмениваться данными» следует положить вместе. Проводите сортировку, пока большинство стикеров не будет распределено по группам. Не попавшие ни в одну из категорий стикеры положите отдельно, но не откладывайте насовсем. При этом в группе из пяти и менее участников стадию сортировки можно опустить, а просто записывать и иллюстрировать ответы участников. После заполнения таким способом всех квадрантов можно будет перейти к голосованию.

 

 

9. После завершения сортировки вместе с группой выберите названия для всех категорий. К примеру, категорию, упомянутую на предыдущем шаге, можно назвать «передача информации».

10. Затем игроки начинают голосовать, выбирая в каждом квадранте две или три категории, которые им кажутся наиболее подходящими. Выделите категории, набравшие большинство голосов.

11. Обсудите полученные результаты с игроками и попросите высказать предположения по поводу желаемого конечного состояния.

Проведите упражнение, в процессе которого игроки будут оценивать слабые стороны и угрозы с позитивной стороны, размышляя, какую выгоду можно было бы извлечь. Задавайте провокационные вопросы, например: «Что было бы, если бы конкурентов не существовало?» или «Как эта угроза может укрепить нашу фирму?».

 

Дополнительное упражнение.     Попросите группу создать глупый рекламный лозунг для желаемого конечного состояния. Он может быть сколь угодно нелепым: «Наши лампы в состоянии осветить весь мир». Главное – проявить юмор и вдохновение в отношении открывающихся возможностей.

 

СТРАТЕГИЯ

Самые лучшие результаты SWOT-анализ дает в случаях, когда группа не боится докопаться до сути. Обычно люди не стесняются говорить о своих сильных сторонах, но предпочитают замалчивать слабости из-за присутствия рядом других игроков или слепых зон собственного мышления. Поэтому следует представлять «слабые стороны» как почву для дальнейшей работы. Аналогично «угрозы» могут рассматриваться как катализатор повышения производительности. Дайте группе понять, что чем больше будет их вклад в игру, тем точнее они смогут оценить свои дальнейшие перспективы. Понять, что игра прошла успешно, мо


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.