Относительные прилагательные — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Относительные прилагательные

2020-10-20 100
Относительные прилагательные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старшая группа

/ 1 год обучения /

Относительные прилагательные

  1. «Повар»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

Из грибов – грибной суп.

Из апельсинов – апельсиновый сок.

  1. «Чьи листья?»

«Чьи детки на какой ветке?»

Цель: образовывать относительные прилагательные.

Листья клена на кленовой

ветке

У клёна листочек – кленовый,

Он очень красивый резной.

А иглы у сосен сосновые,

Колючие все до одной.

***

На лугу трава – луговая.

В поле цветок – полевой.

В лесу полянка – лесная.

В реке песочек – речной.

***

Кожаная сумка - из кожи,

Что же в неё мы положим?

Шелковое платье – из шёлка,

Оно сшито тонкой иголкой.

***

Ложка из дерева – деревянная,

Ложка из олова – оловянная,

Воротник из меха – меховой,

Шарфик из шерсти – шерстяной.

***

Из пуха подушка – пуховая,

А из пера – перьевая.

Обе подушки взбиваю я,

Утром постель убирая.

***

Купил я хрустальную вазу,

Та ваза из хрусталя.

Понравилась мне она сразу –

Все грани на солнце горят.

***

Из ваты матрасик ватный,

На нем наш котенок спит,

Он носик прикроет лапкой

И сладко во сне сопит.

***

Из картона коробка кортонная

В неё можно игрушки сложить

Из бетона стена бетонная,

Будет долго она служить.

***

Из плюша мой плюшевый мишка,

Мне нравится с мишкой играть,

Он словно мой младший братишка,

И с ним я не буду скучать.

***

Из бумаги кораблик бумажный,

Он спокойно бежит по волнам.

Где же тот капитан отважный,

Что на нем поплывет в океан?

***

Из стали ножи стальные,

А нитки из льна - льняные.

Мой глиняный шарик из глины

Он склеен из двух половинок

***

Из стекла стеклянный стаканчик,

Он прозрачный и небольшой,

Осторожно взял его мальчик

И наполнил прохладной водой.

***

Изо льда строят дом ледяной,

А из снега, конечно, снежный.

Жить в домах этих можно зимой,

Пока солнышко греет нежно.

 

 

Качественные прилагательные

  1.  «Ателье»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

  1. «Соковыжималка»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.

  1. «Дом, в котором я живу»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные.

  1. «Три поросёнка»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные.

  1. «Найди ошибки Незнайки»

Цель: образование качественных прилагательных;

закрепление грамматических категорий.

  1.  «Магазин»

Цель: образование качественных прилагательных; уточнение словаря по темам:

«Одежда.», «Игрушки», «Посуда», «Продукты»

 

Уменьшительно – ласкательные суффиксы

О розе мы скажем белая,

А о розочке беленькая.

О кошке мы скажем серая,

А кошечке серенькая.

***

Беленькое платьице,

Синенький сачок,

Желтенькое креслице,

Черненький жучок.

Серенький мышонок.

Рыженький котёнок,

Зелёненький листок.

Голубенький цветок.

***

Меленький песочек,

Узенький листочек.

Тоненькая ниточка,

Гладенькая плиточка.

***

Трусливенький зайчонок,

Пугливенький крольчонок,

Проворненькая белочка,

Спокойненькая девочка.

***

Тепленький носочек,

Длинненький чулочек,

Пушистенькая шапочка,

Красивенькие тапочки.

***

Низенькая башенка,

Маленькая пашенка,

Коротенькая палочка,

Умненькая галочка.

***

Быстренькая речка,

Горяченький чаёк,

Тепленькая печка,

Сладенький медок.

 

Подготовительная группа

/ 2 год обучения /

  1. «Сравни предметы»

Цель: образование превосходной степени качественных прилагательных;

закрепить представление о величине, качестве, отношение, ориентировки во времени суток или пространстве.

  1. «Назови как»

Цель: образование прилагательных от наречий; формирование и уточнение словаря наречий.

 

Игры на словообразование существительных:

Приставки

Посуду часто носят на подносе

Зимой нередки снежные заносы.

В конце строки бывают переносы

А на реке встречаются наносы.

***

Подосиновики под осинами.

Подберёзовики под берёзами,

Я любуюсь грибами красивыми,

Жаль исчезнуть они с морозами!

***

Подоконник у нас под окном,

А подушку кладем под ушко.

Все задворки всегда за двором.

Где подполье, скажи мне, подружка.

***

Мы часто ногу ставим на подножку,

Горячую кастрюлю на подставку.

Закладываем книгу мы закладкой

Подкладываем под пальто подкладку.

***

Заварку хозяйка заваривает,

Из травки готовит отвар.

Вареники повар отваривает

От мяса бывает навар.

***

Нам намного приятней приезд, чем отъезд.

При разъезде народ разъезжается.

На железной дороге большой переезд,

Скорый поезд  к нему приближается.

***

Бывают у нас наводненья

И паводки ранней весной

Бывают ещё приводнения-

На воду садятся порой.

 

 

Игры на словообразование наречий:

 

От прилагательных

Небо высокое высоко,

Звёзды далёкие далеко,

Море глубокое глубоко,

Поле широкое широко.

***

Утро светлое - значит светло.

Вечер тёмный – значит темно.

Печка тёплая – в печке тепло.

Случай давний – был он давно.

***

От грустной песни становится грустно,

С весёлой песнею весело всем.

В пустом шкафу сразу видно, что пусто.

Простое платье сшито просто совсем.

***

Зимой холодной на улице холодно,

Зимой голодной зверюшкам голодно.

В погоду снежную очень уж снежно.

А маму нежную мы любим нежно.

***

Реки БЫСТРЫЕ - БЫСТРО текут, Кони ДРУЖНЫЕ — ДРУЖНО бегут, Песни ТИХИЕ — ТИХО звучат, Капли ЧАСТЫЕ — ЧАСТО стучат

***

НЕБРЕЖНЫЙ ученик всё делает НЕБРЕЖНО, ПРИЛЕЖНЫЙ школьник учится ПРИЛЕЖНО. ТРУСЛИВЫЙ человек ведёт себя ТРУСЛИВО, ХВАСТЛИВЫЙ говорит всегда ХВАСТЛИВО

***

ПОРЫВИСТЫЙ ветер дует ПОРЫВИСТО, Гудок ПРЕРЫВИСТЫЙ гудит ПРЕРЫВИСТО. ПРОТЯЖНЫЕ песни поются ПРОТЯЖНО, ВАЖНОЕ дело закончить ВАЖНО.

***

ИГРИВЫЙ котёнок настроен ИГРИВО. ШУМЛИВЫЕ птицы гнездятся ШУМЛИВО. ЛЮБЕЗНЫЕ люди ответят ЛЮБЕЗНО. ПОЛЕЗНЫЕ ягоды кушать ПОЛЕЗНО.

***

 

Игры на словообразование глаголов:

 

При помощи приставок

Мы знаем, что птицы летают,

Что бегают звери порой,

Что ползают змеи, мы знаем,

И плавают рыбки гурьбой.

Они могут к нам приближаться,

А могут от нас удаляться.

Ты должен узнать без сомненья,

Где приближенье, а где удаленье.

***

Птицы улетают,

Рыбы уплывают,

Звери убегают,

Змеи уползают.

Птицы прилетают,

Рыбы приплывают,

Звери прибегают,

Змеи приползают.

***

К дому подъезжают,

От дома отъезжают,

Яму объезжают,

А с горы съезжают.

***

В чашку наливают,

Из чашки выливают.

В банку насыпают.

Из банки высыпают.

***

В окошко мы любим смотреть.

Картинку стоит досмотреть.

Картинку стоит досмотреть,

Опасность же предусмотреть.

***

Птицы могут взлетать высоко,

Пролетать над озёрами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Высь взлетать над горами красивыми.

Облететь они могут лес,

Залететь за башни высокие

Подлететь под низкий навес,

Перелететь через рвы глубокие.

Прилетают они весной,

Отлетают с осенней стужей,

Вылетают из гнёзд порой

И подолгу, прощаясь, кружат.

   

 

Игры на словообразование

сложных слов:

 

Все ПАРОХОДЫ, все ПАРОВОЗЫ

 При помощи пара ходят и возят.

Все САМОЛЁТЫ летают сами, А ПЕШЕХОДЫ — это мы с вами.

***

ВОДОПАД, ВОДОСТОК, ВОДОГРЕЙ

Объясни все слова поскорей.

Где-то падает эта ВОДА, Где-то просто течёт, но куда?

Водогрей служит нам для чего?

Может быть, ты не видел его?

Есть ещё ВОДОМЁТ, ВОДОСБРОС И конечно же — ВОДОНАСОС, ВОДОКАЧКА у нас на пути... А что сам ты сумеешь найти?

***

Есть ВЕРХОЛАЗЫ, и СКАЛОЛАЗЫ, и ВОДОЛАЗЫ. Попробуй ответить сразу: Кто же из них где ЛАЗАЕТ? Не ошибись ни разу!

***

Что ВОЗЯТ ЛЕСОВОЗ и БЕНЗОВОЗ? Как ВАРЯТ СКОРОВАРКА с ПАРОВАРКОЙ? Что движет наш большой ЭЛЕКТРОВОЗ? Что люди сваривают ГАЗОСВАРКОЙ?

Придумали люди ЭЛЕКТРОВИБРАТОР, ЭЛЕКТРОГРЕЛКУ, ЭЛЕКТРОПЕЧЬ, ЭЛЕКТРОЧАЙНИК, ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР, Всё это включают в ЭЛЕКТРОСЕТЬ.

***

Что ПАДАЕТ при ЛИСТОПАДЕ, СНЕГОПАДЕ, ЗВЕЗДОПАДЕ?

***

 

Кого ЛОВЯТ РЫБОЛОВ, ЗВЕРОЛОВ, ПТИЦЕЛОВ, ЗМЕЕЛОВ?

***

Что ПРОВОДЯТ по ВОДОПРОВОДУ, НЕФТЕПРОВОДУ, ГАЗОПРОВОДУ?

***

Что ЧИСТЯТ ЗУБОЧИСТКОЙ, РЫБОЧИСТКОЙ, КАРТОФЕЛЕЧИСТКОЙ?

***

Что УКЛАДЫВАЕТ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК, РЕЛЬСОУКЛАДЧИК, ШПАЛОУКЛАДЧИК?

***

Где ХОДЯТ ЛУНОХОДЫ, МОРЕХОДЫ, ВЕЗДЕХОДЫ, ПЕШЕХОДЫ?

***

Что делают САМИ САМОЛЁТЫ, САМОВАРЫ, САМОКАТЫ, САМОСВАЛЫ, САМОХОДЫ, САМОПИСЦЫ, САМОСТРЕЛЫ?

***

Что делают СКОРО (быстро) СКОРОВАРКА, СКОРОХОД, СКОРОСШИВАТЕЛЬ? А что такое СКОРОГОВОРКА?

Игры на словообразование

однокоренных слов слов:

Вокруг нас стало ТИХО-ТИХО, Наступила вдруг ТИШИНА, Даже птичье пенье ЗАТИХЛО, И ПРИТИХЛА большая сосна.

***

НАВСТРЕЧУ дул ВСТРЕЧНЫЙ ветер, Он очень мешал мне идти, Уже приближался вечер, И я его ВСТРЕТИЛ в пути.

***

Я утром отправился в ПУТЬ, Вместе со мной шёл ПОПУТЧИК. Решил я на горы взглянуть, А вышел на ПЕРЕПУТЬЕ.

Был компас при мне ПУТЕВОЙ И ПУТЕВОДИТЕЛЬ в кармане. Вдруг СПУТНИК вверху надо мной Мелькнул, как на киноэкране.

ПОПУТНЫЙ подул ветерок, Попалась маши на-ПОПУТКА, И встретился пёс — мой дружок, Стоял он на самом РАСПУТЬЕ.

В дорогу дают НАПУТСТВИЕ. На время всего отсутствия, Чтоб ПУТЬ оказался весёлым, Чтоб не был ты сам НЕПУТЁВЫМ.

***

При ПРОЩАНЬЕ — слова ПРОЩАЛЬНЫЕ, И ПРОЩАЛЬНО они звучат, Но слова эти не печальные — Мы вернёмся скоро назад.

***

Мы с СОСЕДЯМИ рядом живём, К нам СОСЕДСКИЙ повадился кот, ПРИСОСЕДИЛСЯ, ходит к нам в дом И СОСВДСТВО своё признаёт.

***

ВЕТОЧКИ у дерева ВЕТВИСТОГО РАЗВЕТВИЛИСЬ буйно на просторе, А большие ВЕТВИ и пушистые Повернулись почему-то к морю.

***

Мы ЗАДУМЧИВО ДУМУ ДУМАЛИ, Много славных дел мы ЗАДУМАЛИ, А потом вдруг вновь ПЕРЕДУМАЛИ И дела начинать РАЗДУМАЛИ

***

МОРОЗНО МОРОЗНОЙ зимой, По МОРОЗЦУ спешу я домой, ЗАМЁРЗЛИ и уши и нос — Ведь не шутит зимою МОРОЗ.

***

 

 

МОРОЗ нарисовал МОРОЗНЫЕ узоры

На тёмном затуманенном стекле.

Мы тихо ГОВОРИМ, но наши РАЗГОВОРЫ

Он слышит за окном в холодной зимней мгле.

***

Ласточка-ЛЕТУНЬЯ ПРИЛЕТИТ весной, Птица ПЕРЕЛЁТНАЯ помнит край родной Ведь гнездо у ласточки над моим окном, И грустила ласточка обо мне одном!

***

РОЗОВЕЮТ РОЗОВЫЕ РОЗЫ   И КРАСНЕЕТ КРАСНАЯ брусника, А вдали давно ГРОЗЯТСЯ ГРОЗЫ, И К ЗЕМЛЕ приникла ЗЕМЛЯНИКА,

***

 Зелёный МОХ, как МОХОВОЙ ЗАМШЕЛИ все тропиночки лесные Гриб-МОХОВИК пробрался на простор

МОХОВИЧКИ с ним рядом небольшие

***

Если у платья большая ДЛИНА, То платье считается ДЛИННЫМ. Его УДЛИНИЛА портниха одна, И стало оно «старинным».

***

Из воска СВЕЧНОГО мы делаем СВЕЧИ,

В ПОДСВЕЧНИКАХ свечи стоят.

Все СВЕЧЕЧКИ, СВЕЧКИ нам СВЕТЯТ «под вечер»,

Хотя и неярко горят

***

ДОРОГА, ДОРОЖКА, ДОРОЖЕНЬКА... Мы ДОРОЖНЫЕ вещи возьмём, ПОДОРОЖНИК сорвём осторожненько, ПРИДОРОЖНУЮ травку найдём.

***

КАПАЮТ КАПЛИ ПО КАПЕЛЬКЕ, НАКАПАЛО полный стакан. Целые реки из капелек, Из капелек весь океан.

***

На пальцы надеваются КОЛЕЧКИ, КОЛЬЦОМ мы ОКОЛЬЦОВЫВАЕМ птиц. Ещё бывают КОЛЬЦЕВЫЕ ветки, Где поезд по кольцу нас быстро мчит.

***

ЗАРАБОТОК нужно ЗАРАБОТАТЬ. РАБОТАЕТ РАБОЧИЙ целый день. Не бойся никогда ПЕРЕРАБОТАТЬ, И пусть тебя не одолеет лень.

***

ПОБЕЛИЛИ потолок БЕЛИЛАМИ, Стал он БЕЛЫМ, чистым и красивым, ЗАЧЕРНИЛИ пальчики ЧЕРНИЛАМИ, И отмыть их можно только мылом.

***

У СОЛНЫШКА СОЛНЕЧНЫЙ луч, Он очень приветливо светит. Чуть СОЛНЦЕ блеснёт из-за туч И радостней жить нам на свете.

***

НОЧНИК зажигают НОЧЕНЬКОЙ, Мерцает во тьме НОЧНИЧОК, Когда мы НОЧУЕМ с доченькой, Он светит ей в самый бочок.

 

***

Из ДЫМОВОЙ трубы выходит ДЫМ, Нам часто говорят: «Труба ДЫМИТ». ДЫМОК от костерка мы еле разглядим, Когда тот костерок едва горит

***

Утром ТУМАННЫМ ранним ТУМАН ЗАТУМАНИЛ поле, ТУМАННО за лесом дальним, Туманно на синем море

***

От сильного ДОЖДЯ спасает ДОЖДЕВИК, Он нужен нам в ДОЖДЛИВУЮ погоду. Я ДОЖДЕВОЙ свой плащ давно носить привык При ДОЖДИКЕ он не пропустит воду.

***

Мы часто так говорим о цвете:

ЗЕЛЁНЫЙ, ЗЕЛЁНЕНЬКИЙ, ЗЕЛЕНОВАТЫЙ,

ЗЕЛЕНЕЮТ поля на рассвете,

Но ЗЕЛЕНИ там всё ещё маловато.

***

СИНЬКОЙ ПОСИНИЛИ васильки, И теперь они СИНИЕ-СИНИЕ. Мы СИНИЛИ бельё у реки, Чтобы стало оно красивее.

***

Мы собираем жёлуди ПОД ДУБОМ, А лес ДУБОВЫЙ называется ДУБНЯК. Чтоб кожи стали твёрдыми и грубыми, Их обязательно кожевники ДУБЯТ.

***

ДУБОВЫЙ лес зовут ещё ДУБРАВОЙ, В ней много молодых растёт ДУБКОВ. Дубрава та от озера направо, Сходи туда пособирать грибков.

***

Бывают БЕРЁЗЫ, бывают БЕРЁЗКИ И веники есть БЕРЁЗОВЫЕ, БЕРЕЗНЯЧОК, что у самой дорожки, Осыпался перед морозами.

***

Берёзы, берёзки, БЕРЁЗОНЬКИ, Как много вас в здешнем краю, Кругом БЕРЕЗНЯК вдоль дороженьки, Берёзовый край я люблю.

***

СОСНОВЫЙ лес назвали СОСНЯКОМ, Здесь СОСНЫ величавые растут, А маленькие СОСЕНКИ кругом Все эти сосны словно стерегут.

***

ЕЛОЧКИ, ЕЛКИ и ЕЛИ Выросли в чаще лесной, ЕЛОВЫЙ лесок — это ЕЛЬНИК, Мы в нём погуляем с тобой.

***

В ОСИНОВОМ лесу растут ОСИНЫ, ОСИННИКОМ зовётся этот лес, ОСИНКИ потянулись к небу синему, А ПОДОСИНОВИК под дерево залез.

На ОСИНЕ ОСИНОВЫЙ лист. ОСИННИК осыпался осенью. Все ОСИНКИ под ветра свист Вдруг решили прижаться к сосенкам.

Из ИВОВЫХ прутьев корзину сплету. У ИВУШКИ гибкие ветки. Те ИВЫ от нас очень близко растут ИВНЯК был хороший у речки.

***

В ПОЛЕ вырос цветок ПОЛЕВОЙ, Наше ПОЛЮШКО очень широко, А в ЛЕСУ одуванчик — ЛЕСНОЙ, Тот ЛЕСОЧЕК от нас недалёко.

***

Если много БОЛОТЦЕВ, БОЛОТ ЗАБОЛОЧЕННЫЙ это край. Все болота обходит народ, А лягушкам там просто рай.

***

Через реки — большие МОСТЫ, Через речки — поменьше МОСТИКИ. Через грязь проложили МОСТКИ. Мы идём по МОЩЁНОЙ площади

***

Мы ПИЛИМ ПИЛОЙ или ПИЛКОЙ, НАПИЛИЛИ кучу ОПИЛОК. Знакомы мы все с ЛЕСОПИЛКОЙ. А что же такое НАПИЛЬНИК?

***

В ЖАРОВНЕ бывает ЖАР. ПОЖАРНИКИ тушат ПОЖАР. ЖАРКОЕ поспело к обеду, А рыбу ПОЖАРИМ мы в среду

***

МАСЛИЦЕМ МАСЛИМ мы кашку. Мы МАСЛО в МАСЛЁНКЕ храним. ЗАМАСЛЕННОЙ может стать чашка, Хоть маслить её не хотим.

***

СОЛЬ хранится в СОЛОНКЕ, Солью СОЛЯТ продукты. Соль нужна для ЗАСОЛКИ, Но не солим мы фрукты.

***

 

Мы часто САХАР называем САХАРКОМ, Храним его в большой красивой САХАРНИЦЕ, А если жидкий мёд вдруг стал сплошным комком, То говорят, что этот мёд ЗАСАХАРИЛСЯ

***

Мы любим МЁД, а ласково — МЕДОК, Приятны очень пряники МЕДОВЫЕ. Вот села МЕДУНИЦА на цветок -Так называют бабочку весёлую.

***

Для ЧАЯ есть ЧАЙНИЧЕК ЧАЙНЫЙ, ЧАЁВНИЧАТЬ будем с тобой, Но только ЧАИНКИ вначале Отцедим одну за другой.

***

Называют ВЕТЕР ВЕТРИЛОМ. Я люблю небольшой ВЕТЕРОК, Но ВЕТРИЩЕ не стал мне милым, Полюбить я его не смог.

***

Комнату ветер ПРОВЕТРИВАЕТ, В стороны тучи — РАЗВЕТРИВАЕТ, Лицо на ветру — ОБВЕТРИВАЕТ.

***

Есть ЛУЧИКИ у солнца и ЛУЧИ, Нам ИЗЛУЧАЕТ солнышко тепло. ИЗЛУЧИНА — то место у реки, Где русла часть песком уж занесло.

***

Свет ЛУНЫ называют ЛУННЫМ, Мы в ПОДЛУННОМ мире живём. ПРИЛУНИЛСЯ спутник бесшумно. А что ЛУНКОЙ мы назовём?

***

Бывает ДОЛГ и маленький ДОЛЖОК, И значит мы кому-то ЗАДОЛЖАЛИ. ДОЛЖНИК рассчитываться ДОЛЖЕН в срок, Пока за долг его не наказали

***

В подушке — ПУХ, а над губой — ПУШОК. Я видел мягкую ПУХОВУЮ перину. К зиме купили мне ПУХОВИЧОК, Давай-ка РАСПУШИМ его наполовину

***

Машина СТОИТ на СТОЯНКЕ. СТОЯЧЕЙ бывает вода. Коль вода ЗАСТОЯЛАСЬ в банке, Ты не пей её никогда!

***

Советовать можно НАСТОЙЧИВО, Стоять же важно УСТОЙЧИВО.

***

Упала РОСА на траву, РОСИНКИ на солнце блестят. РОСИСТОЙ я тропкой иду, По ней побегу и назад.

***

У деревьев большие КОРНИ, А у кустиков лишь КОРЕШКИ. КОРНЕВИЩА растут упорно, Их нашли мы у самой реки.

Все деревья УКОРЕНИЛИСЬ, Значит прочные корни у них. Мне КОРЕНЬЯ трав полюбились Можно делать настои из них.

***

ТРАВУ называют то ТРАВКОЙ, то ТРАВУШКОЙ, Прекрасен покров ТРАВЯНОЙ, Люблю РАЗНОТРАВЬЕ я перед дубравушкой, Особенно поздней весной.

***

Вот «родственники» слова ПОРОШОК: Дорогу снегом вдруг ЗАПОРОШИЛО, ПОРОША снежная засыпала лужок И все кусты слегка ПРИПОРОШИЛА

***

Тропка КАМЕНИСТАЯ поднималась в гору, КАМЕШКИ и КАМНИ лежали без разбору. КАМЕНЩИКИ строили КАМЕННЫЙ наш дом, В этом доме новеньком мы теперь живём.

***

ДЕТИ, ДЕТКИ, ДЕТВОРА! В ДЕТСКИЙ сад давно пора. В ДЕТСТВЕ любят все играть, Бегать, прыгать и скакать.

***

Мы МАМУ часто МАМОЧКОЙ зовём, МАМУЛЕЙ называем иногда, И МАМИНЫ все вещи бережём, И слушаем совет её всегда.

Вот у реки ПЕСЧАНЫЙ бережок.

Мы любим есть ПЕСОЧНОЕ пирожное.

В ПЕСОЧНИЦУ насыпали песок.

В ПЕСЧИНКАХ мелких травка придорожная

***

У ЛИСЫ, у ЛИСОНЬКИ пятеро ЛИСЯТ, Все ЛИСЯТКИ с мамою поиграть хотят, Хвост пушистый ЛИСИЙ симпатичен им: «Мы такой же хвостик заиметь хотим!»

***

ЗЕМЛЮ называем мы ЗЕМЕЛЬКОЙ, Иногда ЗЕМЕЛЮШКОЙ зовём, Под землёй отыщем ПОДЗЕМЕЛЬЕ, А в лесу ЗЕМЛЯНКУ мы найдём.

ЗЕМЛЯНИКА выглядит так славно! Встретил я у дома ЗЕМЛЯКА. ПРИЗЕМЛИЛСЯ луноход недавно, Он ЗЕМЛЯН привёз издалека.

***

В ГОРИСТОЙ местности бывает много ГОР. Есть ГОРОЧКИ, ГОРУШКИ и ПРИГОРКИ. В ПРЕДГОРЬЕ развели мы вечером костёр, Он ярко осветил зверюшек норки.

***

Бывают РЕКИ, РЕЧКИ и РЕЧУШКИ, Они наполнены РЕЧНОЙ водой. В ЗАРЕЧЬЕ громко квакают лягушки, Особенно вечернею порой.

***

 «СЧАСТЛИВО» — говорят нам на дорогу, Желают нам СЧАСТЛИВОГО пути, Хотят нас ОСЧАСТЛИВИТЬ хоть немного И от НЕСЧАСТИЙ нас хотят спасти.

***

Появился я ИЗДАЛИ, был ДАЛЕКО, Скоро должен опять УДАЛИТЬСЯ. К этой ДАЛИ привыкнуть совсем нелегко, Всё ДАЛЁКОЕ часто мне снится

Утро ТУМАННОЕ — в поле ТУМАН, Шум УРАГАННЫЙ — в морях УРАГАН. Судно ОКЕАНСКОЕ выходит в ОКЕАН, Песенка ЦЫГАНСКАЯ поётся у ЦЫГАН

***

Вечером становится за окном ТЕМНО. Этой ночью ТЁМНОЮ дети спят давно. ТЕМНОТА сгущается, всё ТЕМНЕЙ, ТЕМНЕЙ, Из ТЕМНИЦЫ хочется выйти поскорей

***

Слышали о солнечном ЗАТМЕНЬЕ? ЗАТЕМНИЛА солнышко луна, ТЕМНОВАТЫМ стало освещенье, Сумрачно вдруг стало среди дня.

***

Мы ПОЗДНО собрались в дорогу, Поэтому боимся ОПОЗДАТЬ, Ведь ОПОЗДАНЬЕ, хоть и ненамного, Людей напрасно заставляет ждать

***

Река покрылась крепким ЛЬДОМ. Покровом ЛЕДЯНЫМ. ЗАЛЕДЕНЕЛО всё кругом. Мы на ЛЕДОК глядим

***

Мы ВХОДИМ где ВХОД,

И ВЫХОДИМ где ВЫХОД

И вдоль по ПРОХОДУ идём,

А где ПЕРЕХОД ПЕШЕХОДНЫЙ есть тихий,

Там улицу мы ПЕРЕЙДЁМ.

***

В свой день ВЫХОДНОЙ отдохнуть все стараются.

ЗАХОДЯТ к друзьям иногда.

Коль где-то слова с корнем ХОД повстречаются,

В них О мы напишем всегда.

***

 

Из СНЕГА скатали мы СНЕЖНЫЙ ком, На улице очень СНЕЖНО, Ночной СНЕГОПАД всё усыпал СНЕЖКОМ, СНЕЖИНОК принёс нам нежных.

***

ПЕРЕЛЁТНЫЕ птицы ПРИЛЕТАЮТ весной, Их ПРИЛЁТ предвещает лето. УЛЕТЕВ от нас осенью, перед зимой, Они долго зимуют где-то

 

Мы часто ведём ПЕРЕПИСКУ, То ПИШЕМ ПИСЬМО, то ЗАПИСКУ, Бывает, что пишем РАСПИСКУ, В конце добавляем ПРИПИСКУ. Ещё составляем мы СПИСКИ, Порой даже пишем ОТПИСКИ. Прибор у нас ПИСЬМЕННЫЙ был, Нам ПИСАРЬ его подарил.

***

С доски на уроке СПИСЫВАЕМ, Примеры в тетрадь ПЕРЕПИСЫВАЕМ, Слова из текста ВЫПИСЫВАЕМ, А нужные буквы ВПИСЫВАЕМ.

***

Мимо БЕГУН ПРОБЕЖАЛ БЕГОМ, Следом БЕГУНЬИ за ним БЕЖАЛИ. Пруд небольшой ОБЕЖАВ кругом, Все через мостик ПЕРЕБЕЖАЛИ

***

СТЕКОЛЬЩИК окна СТЁКЛАМИ СТЕКЛИТ, Ему не обойтись без СТЕКЛОРЕЗА. Вот на дорожке СТЁКЛЫШКО блестит, Им можно ногу невзначай порезать.

***

НАСТОЛЬНУЮ лампу ставят на СТОЛ. Маленький СТОЛИК мне дорог. В СТОЛОВУЮ я пообедать зашёл. СТОЛИЦА — наш главный город.

***

ЖЁЛТЫЙ ЖЕЛТОК у яйца. ЖЁЛТЕНЬКИЙ лютик ЖЕЛТЕЕТ. Лист ПОЖЕЛТЕЛ до конца -Значит уж осенью веет

 

Развернулась большая СТРОЙКА, Здесь СТРОИТЕЛИ СТРОЯТ дом, А домишки старой ЗАСТРОЙКИ Все недавно пошли на слом.

ПЕРЕСТРОИЛИ нашу школу, В ней НАДСТРОИЛИ этажи, И СТРОИТЕЛЬНЫЙ мусор скоро Отнесём мы за гаражи

***

ТЁПЛЫЙ день на улице стоит, Рады мы, что быстро ПОТЕПЛЕЛО, И ТЕПЛО нам чудеса творит -Всё в полях, в лесах зазеленело.

***

ЗИМУ ЗИМУШКОЙ часто зовут, Хоть и трудно ЗИМОЙ ЗИМОВАТЬ. Шубки ЗИМНИЕ все достают, Собираясь ПРЕДЗИМЬЕ встречать.

***

Люди строят для жилья ДОМА, ДОМИКИ и мелкие ДОМИШКИ. Дел ДОМАШНИХ там бывает тьма, ДОМОВОДСТВУ я учусь по книжке.

ЦЕПИ СЦЕПЛЯЕМ мы крепко. ЦЕПНЫЕ бывают мосты. Держится бабочка ЦЕПКО, ЦЕПЛЯЯСЬ за листья, цветы.

***

ГРИБНИКИ собирают ГРИБЫ и ГРИБКИ, Они бродят в ГРИБНОМ лесу, Проверяют внимательно даже пеньки, Но ГРИБНИЦУ домой не несут.

***

ЗАДАНЬЯ в школе ЗАДАЮТ. Решаем мы ЗАДАЧИ. ЗАДАЧНИК дети берегут, Как может быть иначе?

***

ЦВЕТЫ РАСЦВЕТАЮТ на клумбе ЦВЕТОЧНОЙ И целое лето ЦВЕТУТ,

А к осени поздней с ЦВЕТКОВ и ЦВЕТОЧКОВ Все лепестки опадут.

***

 

 

ЧАСОВОЙ сменился через ЧАС. ЧАСОВЩИК ЧАСЫ чинил для нас Маленькие ЧАСИКИ ручные И часы настольные, большие.

***

В пруду есть много РЫБЫ и РЫБЁШКИ (Так маленькую РЫБКУ мы зовём). На берегу сидит РЫБАЧКА-кошка. А мы с тобой РЫБАЧИТЬ не пойдём?

***

ГОЛУБИ, ГОЛУБКИ, ГОЛУБЯТА... Строят для них люди ГОЛУБЯТНИ. Очень любят ГОЛУБКОВ ребята. Голубей разводит ГОЛУБЯТНИК

Бывает КОНЬ большой и маленький КОНЁК. Есть КОННЫЙ спорт, и КОНЮХ, и КОНЮШНЯ. Я видел как-то КОННИЦУ в кино, Там кони были КОННИКАМ послушны.

***

Раз ВОРОНА может ПРОВОРОНИТЬ — ВОРОНЁНКА ВОРОН стережёт. Вот сидит птенец в гнезде ВОРОНЬЕМ, С нетерпеньем свою маму ждёт

***

В КОРОВНИКЕ КОРОВЫ и КОРОВКИ, Они дают КОРОВЬЕ молоко, КОРОВНИЦЫ их доят очень ловко, А пастухи пасут недалеко

***

ДОЖДЕВЫЕ капли на крыше, Сильный ДОЖДИК идёт за окном, Шум ДОЖДЯ непрерывный слышен, ЗАДОЖДИЛО, как видно, кругом...

***

РОДНОЙ свой край мы РОДИНОЙ зовём, Здесь РОДСТВЕННИКИ наши и РОДИТЕЛИ. Мы здесь с РОЖДЕНЬЯ самого живём. Вы корень -РОД- запомнить не хотите ли?

***

Сообразит ли твоя голова, Как образованы эти слова: Погода ДОЖДЛИВАЯ, Настроение ТОСКЛИВОЕ, Песенка ГРУСТНАЯ, Яблочко ВКУСНОЕ.

Кошка ИГРИВАЯ, Мышка ТРУСЛИВАЯ, Тигр ПОЛОСАТЫЙ, Козлик РОГАТЫЙ

***

Задумайтесь над этими словами И объясните их значенье сами:

КОСТЬ, КОСТОЧКА,

КОСТЯК, КОСТЯШКА, КОСТЯНОЙ,

ОКОСТЕНЕТЬ, НАДКОСТНИЦА,

КОСТИСТЫЙ.

ДВОР, ДВОРИК, ДВОРНИК, ДВОРЯНИН, ПРИДВОРНЫЙ,

ЛУЧ, ЛУЧИК, ЛУЧЕВОЙ, ЛУЧИТЬСЯ, ИЗЛУЧАТЬ, ИЗЛУЧИНА, ЛУЧИНОЧКА, ЛУЧИСТЫЙ.

ЖИЗНЬ, ЖИТЬ, ЖИВОТНОЕ, ЖИВОТ, ЖИВИТЕЛЬНЫЙ, ПОЖИТКИ, ОЖИВЛЕНЬЕ.

ПЕЧЬ, ПЕЧКА, ПЕЧЕЧКА, ПЕЧНИК, ПЕЧНОЙ, ПЕЧЕНЬЕ, ПЕКАРЬ.

БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, БЕРЕГОВОЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ, ПОБЕРЕЖЬЕ.

МОРЕ, МОРСКОЙ, ЗАМОРСКИЙ, ПРИМОРЬЕ, МОРЯК, МОРЕХОД

 

Словоизменение

 

Игры на словоизменение существительных по падежам:

Именительный падеж:

Кто? Что?

  1. «Как слова дружат?»

- Девочка. Ск-ко слов я назвала?

- Одно.

- Девочка играет.

- Два.

- Что бы запомнили слова надо вместо одной поставим картинку, а вместо др. полоску бумаги. Кто играет?

- Девочка.

- Что делает?

- Играет

- Что мы узнали о девочке?

- Если слова дружат, то они помогают нам что- либо узнать. Это предложение. Посчитайте слова в предложение. Ск-ко слов? Какое первое слово? Какое второе слово? Составьте предложение из полосочек.

2. «Какая полоска нужна?»

Если слово, то короткую полоску, если предложение длинную.

Положите длинную полоску, а под ней столько коротких ско-ко слов в предложение.

Какое слово по порядку?»

Составляют предложение. Считают количество слов. Затем произносят каждое слово по очереди. Самостоятельно придумывают предложения из определенного количества слов.

Запиши предложения»

Выкладывают схему предложения из трех слов. Используют 2 предметные картинки (зайка, морковь). Вместо слова «грызёт» полоска бумаги. Какое 1, 2, 3 слово?

 5. «Чего не хватает?»

Маша поливает.

Схема. Называют слова соотносят с полосками. Убрать одну полоску. Прочитать. … поливает.Получилось предложение? Что мы узнали? Полоски меняются. Получилось предложение? Полоски возвращаются. Предложение воспроизводится и добавляется.

  6. «Маша растеряша»

Вы знаете как важно не потерять слова, а Маша не знала. Вот послушайте, что она говорит. Где же мои…, обыщу все уголки. Их на…нет, и под …нет. И на … нет, и под …нет. Да вот же они у меня на кроватке.

Вы поняли о чем говорит Маша. Почему? Давайте с помощью картинок поможем правильно сказать.

   7. «Интонация»

При понижение голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст, затем понижается голос в конце каждого предложения читающий предлагает хлопнуть в ладоши.

Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами, в лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаш.

   8. «Обобщения»

Мяч – это игрушка.

   9. «Кто как передвигается?»

Прыгает кто?

Ползает кто?

Скачет кто?

   10. «У кого больше?»

У меня красный шар. А у меня красные шары.

    11. «Что не так?»

Корова – лакает

Свинья – рычит

Баран – клюёт

Бабочка – кусает

 

Родительный падеж:

Кого? Чего?

/ часто употребляются существительные:

- парные предметы

- овощей, плодов

- меры веса /

1. «Венок»

Зайчик плел венок из цветов и говорил: «Я плету венок из..».

  1. «Нет кого? Нет чего?»
  2. «В лесу волк напугал кого?»
  3. «Хозяйка покормила кого?» или «Кого чем покормим?»
  4.  «Закончи предложение»
  5. «Мы сварим борщ /компот/ из…»
  6. «Для чего или для кого?»

Чайник нужен для…

Свинарник нужен для…

  1. «Кто где живёт?»

В тундре мы встретим…

На севере можно увидеть…

В степи мы увидим…

В тайге много…

10. «Какого дерева цветок?»

У меня лист клёна.

Чей хвост? Чья морда?»

Это хвост лисы. Лиса у меня.

Чьи это вещи?»

Это очки бабушки.

  1. «Моё желание»

Я бы выпил стакан сока.

В ресторане»

Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, 2 кусочка хлеба и стакан чая.

  1. «Эрудит»

- У кого большой хобот?

- Большой хобот у слона.

  1. «Почтальон приносит почту»

- Я принёс почту. Для кого эта газета?

- Эта газета для дедушки.

Рисуем сказку «Колобок»

- От кого ушел колобок? /ответ с опорой на рисунок /

Путаница»

Дети собирают детали разной одежды в единое целое.

- Это воротник рубахи, это…

Из чего сделано?»

Этот мяч сделан из резины.

Заготовки на зиму»

Придумайте что бы вы сделали из этого.

У кого такой детёныш?»

Из чего мы едим?»

- Из чего мы пьём?

- Мы пьём из стакана.

Больница для игрушек»

У меня мишка без уха.

Для чего эта посуда?»

Эта кастрюля для супа.

Посмотри и скажи»

В коробке много фломастеров.

Мишка-хвастунишка»

- У тебя одна кружка, а у меня в берлоге много чашек.

- Здесь нет твоих чашек, а моя вот она.

Считай-ка»

- Знаешь ли ты, как будут называться 5 таких предметов (птиц, зверей). Попроси их у меня!

- Дайте мне 5 птиц.

Овощной магазин»

- Дайте мне 5 кг. Апельсинов, 6 ананасов.

- Возьмите, пожалуйста, 5 кг. апельсинов и 6 ананасов.

Магазин игрушек»

- Мне нужно много кукол для дочери.

- У вас есть зайцы?

Пословицы и поговорки.

Без году неделя.

Без роду и племени.

Дать маху.

Конца краю нет.

Нашего полку прибыло.

Не до смеху.

Поддать жару.

С глазу на глаз.

С мира по нитке - голому рубаха.

Сбить с толку.

Спору нет.

Что есть духу.

Упустить из виду.

Ни слуху, ни духу.

Задать перцу.

Не до жиру, быть бы живу.

Не зная броду не суйся в воду.

Много шуму из за ничего.

Овчинка выделки не стоит.

Он от скуки на все руки.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Ум без кишки, как птица без крыльев.

От добрых гостей, ждут добрых вестей.

От добра добра не ищут.

Для ученья нет старости.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Человек без родины, что соловей без песни.

Красота без разума пуста.

Нет ума не поможет и сумма.

Нет худа без добра.

Хрен редьки не слаще.

Утро вечера мудренее.

На нет и суда нет.

Без друга в жизни туго.

Без труда не вытащешь рыбку из пруда.

Стихотворения.

«Заяц – барабанщик»

За уши зайца несут к барабану

Заяц ворчит:

-Барабанить не стану!

Нет настроенья.

Нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки.

«Непутёвая Федора»

Снова горе у Федоры:

Не пошел ей в прок урок,

Чистоты порядка нету

И опять переполох.

Разбежалась вся посуда

Обувь, мебель и бельё,

И рыдает вновь Федора:

 - Это ж было всё моё.

У Федоры больше нету

Ни чулок и не сапог

Ни сандалий, ни ботинок

Нету туфель и носков.

Нет колготок. Брюк и джинсов

Нету платьев и штанов,

Нет пальто, перчаток, шубы

Нет сервантов и шкафов.

Полотенец нет и блюдец,

Нет тарелок, а еда –

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались кто куда!

Не осталось килограммов,

Не сыскать ей даже граммов

Помидоров, баклажанов,

Мандаринов, абрикосов,

Апельсинов и лимонов,

Даже свёкла и картофель

Раскатились по полям

На пороге грязном, низком

В рваном платье, без чулок

Слёзы льёт Федоры горько

И обратно всех зовёт.

 «Скотный двор»

У коровы есть телёнок

Замечательный ребёнок!

Любит травку он щипать

И немножко помычать.

У ягнят - овечка мама

Им твердит она упрямо

Что плохое поведенье

Недостойно одобренья!

Жеребёнок, сын лошадки,

Поиграть стремиться в прятки.

Снова ищет его мать,

А найдёт отправить спать.

У свиньи три поросёнка

И у кошки три котёнка

Затевают на ходу

Два семейства чехарду!

У козы козлёнок робкий.

Очень тихий, очень кроткий.

Он от мамы целый день

Не отходит, словно тень.

У щенят – собака мама.

Строгая седая мама.

Учит деток целый день,

И учится им не лень.

Потешки.

1. Пошли коровушки около дубровушки, пошли овечки около речки.

2. Сидит Ваня на диване,

Под диваном ванночка,

В этой ванне вместо бани

Часто мылся Ванечка.

3. Би-би-би –гудит машина.

Не поеду без бензина.

Скороговорки.

  1. Это миска. В миске молоко для киски. Иди киска ешьмолоко из миски.
  2. На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это мишка забияка снова в реку бросил рака.
  3. У нашего мишки в мешке большие шишки.

Дательный падеж:

Кому? Чему?

Сказка»

Подписи к рисункам стоят не на своих местах, поэтому сказка не получится. Найди правильный рисунок к подписи. Пятачок пришел в гости к…Ласточка прилетела на помощь к …

Доктор Айболит»

Скажи кому что вылечил Айболит. Ухо вылечил.. Животики вылечил..

Закончи предложение»

Девочка даёт сено…

Собака даёт лапу…

Мальчик сыплет зерно…

Нина несёт очки …

Мама дарит куклу…

Папа подарил велосипед…

Мальчик бросает мяч…

Саша подаёт газету…

Кому что нужно для работы»

Удочка – рыбаку.

Указка – учителю.

Кисточка – художнику.

Лекарство – врачу.

Ружьё – охотнику.

Ножницы – портнихе.

Стихотворения

«Май»

Солнышко весеннее,

На небе сияет!

Мы шагаем весело,

Мы встречаем май!

Всем приветы посылаем!

Птицам, солнышку, цветам,

Маме, папе, всем гостям.

«Животные и детёныши»

Встало солнышко сутра

И проснулись птицы.

Улица зверей полна-

Всем не поместиться.

Мамы деток спозаранку

Провожают на полянку.

Порезвиться, поиграть,

Погулять и поскакать.

Вот телят ведут коровы

А овечки двух ягнят,

Мама лошадь – жеребёнка

И свинья трёх поросят.

Тут мелькнула кошка Мурка.

Повела с собой котят,

Там коза шагает чинно.

Провожает 2 козлят.

Собрались все спозаранку

На зелёную полянку.

Ждут собаку и щенят

Охранять своих ребят.

«Гости»

Пойду в магазин,

Продукты куплю,

Обед приготовлю.

Друзей приглашу.

Мишку, мышку,

Кота плутишку,

Ежиху с ежонком,

Лису с лисенком.

Мишке дам меда кусок,

Мышке – коврижку,

Сметаны миску.

Ежихе с ежонком-

Грибов лукошко,

А лисе с лисенком

Потрашков немножко.

«Прогулка»

Я сегодня отдыхаю,

Я пою, скачу. Гуляю.

В парк сегодня я пойду

На скамейке посижу.

Полюбуюсь на цветы,

На деревья, на кусты

Покачаюсь на качели,

Покручусь на карусели.

По тропинке я пойду,

Что увижу, подберу:

Камень, палку, шишку, желудь.

Соберу цветы в букет

Вот как славно я гуляю

Я, конечно, молодец!

Винительный падеж:

Кого? Что?

  1. «Увидел кого? Увидел что?»
  2. «Мыл кого? Мыл что?»
  3. «Ловил кого? Ловил что?»
  4. «Заметил кого? Заметил что?»
  5. «Закончи предложение»
  6. «Исправь ошибки»

Играли в прятки.

Прятались все

Коля в овёс, Оля за Кол..

Егорка за горк…,

Андрейка за лейк…,

Тимоша за кошк..,

Лена за сено,

Света за ветк..,

Игнат за ушат…,

Филипп за гриб,

Шарик пришел,

Сразу всех нашел.

  1. «День рожденье у козы»

Для каждого коза приготовила угощенье:

Кошке – молоко…

  1. «Нарисовать кто что любит»
  2. «Закончи предложение»

Учитель учит кого?

Врач лечит …

Художник рисует…

Почт


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.56 с.