Основные подходы к коррекции страхов. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные подходы к коррекции страхов.

2020-10-20 105
Основные подходы к коррекции страхов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детские страхи обычно успешно устраняются психологом. Для снятия детского страха используют различные методы психологической коррекции[62]:

- Арт-терапия;

- Сказкотерапия;

- Музыкотерапия;

- Танцетерапия.

Выбор конкретной методики психокоррекции детского страха зависит от возраста ребенка. А. И. Захаров считал, что наилучший результат рисование страха дает у детей в возрасте 5-11 лет, а в младшем дошкольном и подростковом возрастах лучше использовать игровые методы. Однако, если подросток охотно рисует, то эффект от рисования страха будет таким как раньше.

Арт-терапия успешно применяется при коррекции многих детских страхов. Эффективность применения арт-терапии в форме рисования страха и последующей работы с рисунком достаточно высока. А. И. Захаров отмечал, что устранение детского страха через рисование происходит примерно в 50 % случаев при изображении детского страха по типу «боюсь» и в 80 — 85 % оставшихся страхов, если ребенок изображает себя в активной противостоящей страху позиции. Лучше, если задание нарисовать страх даст посторонний и доброжелательно настроенный человек. А. И. Захаров отмечал, что рисование страха эффективно для коррекции страхов, порожденных воображением, а также страхов, вызванных давно произошедшими травмирующими событиями (например, давно случившимся укусом собаки). По его мнению рисование страха не дает должного результата, если такое событие произошло недавно.

Коррекция детского страха методом арт-терапии состоит из следующих этапов:

Выстраивание доверительных отношений между психологом и ребенком;

Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится;

Беседа по рисунку. Ребенку предлагают полюбить нарисованный предмет. Например, если страх вызывает кикимора, то ребенку предлагают подумать, что бы хотела она получить на свой день рождения. Ребенок начинает понимать, что кикимора пугает детей не со зла, а от жизненных трудностей и начинает ей сочувствовать.

Опрос в конце занятия — что ребенок чувствует к нарисованному.

Иногда «нарисованный» на бумаге детский страх сжигают, а потом объясняют, что страха больше нет, так как он сожжен, а пепел развеян в присутствии ребенка. В некоторых случаях нарисованный объект выбрасывают, закрашивают или «садят в клетку».

Выбор средства рисования зависит от возраста ребенка, хотя рекомендуется предоставить ребенку возможность выбора средства рисования страха[66]. А. И. Захаров отмечал, что для дошкольников больше подходят краски, для младших школьников — фломастеры, а для 12-13-летних подростков — карандаши.

В арт-терапии используется не только рисование, но и лепка отрицательных героев.

Арт-терапия помогает также при коррекции страха перед животными. Например, ребенку. боящемуся собаки, предлагают нарисовать для собаки все, в чем она по его мнению, нуждается.

Используют арт-терапию даже для коррекции страхов, вызванных не живыми существами, а явлениями. Например, для преодоления страха глубины предлагают нарисовать рядом папу, который будет держать ребенка сильными руками[69].

Для психокоррекции детского страха используют специальные «терапевтические сказки». Например, один из вариантов сказкотерапии детского страха темноты состоит из следующих этапов[31]:

 

Ребенок выбирает из предложенного ему психологом набора ассоциативных карт карту с изображением симпатичного ребенку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка-пациента);

Психолог рассказывает сказку о выбранном персонаже, в которое затрагивается страх темноты. Примером является начало сказки из книги И. В. Маниченко. «За окном темнело, наступал теплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звезды и все заснут. Только Алеша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха». Психолог описывает позитивные качества выбранного ребенком героя, отмечая, что страх темноты — естественное явление. Это должно помочь снять у ребенка чувство стыда за этот страх. Далее психолог останавливается.

Психолог предлагает ребенку продолжить сказку и рассказать, чего он боялся.

После того, как ребенок закончил рассказ, психолог на основе его рассказа еще раз говорит о ночных страхах и предлагает выбрать героя-помощника, который «вдруг появился». Выбор производится из предложенных ассоциативных карт;

Карты героя и героя помощника кладутся рядом и ребенку предлагается придумать счастливое окончание сказки.

После окончания сказки психолог интересуется эмоциональным состоянием ребенка и закрепляет пройденное. Закрепление выражается в том, что ребенок ищет максимальное число положительных черт между собой и персонажем, который помог справиться с ночным страхом. Ребенок рисует (раскрашивает) помощника, а потом берет картинку себе домой. Также ребенок придумывает себе «волшебные слова», которые произносит помощник героя для того, чтобы справиться со страхом. Героя-помощника и «волшебные слова» ребенок может потом дома использовать в борьбе со страхом.

Для психокоррекции страхов также используют различные игры. При этом выбор игры зависит от конкретного страха. Г. Р. Акчулпанова и Р. К. Валеева на основе личных наблюдений анализа опыта работы воспитателей предложили соотношение игра — корректируемый детский страх[70]:

 

Прятки (обязательно оговаривается, где нельзя прятаться, причем играть можно в темноте с включенным ночником) — для преодоления страхов одиночества, замкнутого пространства, темноты;

Пятнашки — уменьшают страх наказания со стороны родителей (благодаря легким ударам в ходе пятнания);

Жмурки (с 3-х лет) — страх замкнутого пространства и темноты.

Куклотерапию одни исследователи относят к арт-терапии, другие к игротерапии, а третьи выделяют ее в отдельный вид[.

30.Коррекционная программа (защита индивидуального проекта).

Ваш проект.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.