Понятие о психологической коррекции. Различия понятий «психокоррекция», «психопрофилактика», «психотерапия». — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Понятие о психологической коррекции. Различия понятий «психокоррекция», «психопрофилактика», «психотерапия».

2020-10-20 480
Понятие о психологической коррекции. Различия понятий «психокоррекция», «психопрофилактика», «психотерапия». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о психологической коррекции. Различия понятий «психокоррекция», «психопрофилактика», «психотерапия».

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Тесная взаимосвязь психотерапии, психологической коррекции и психопрофилактики дала повод ряду авторов отождествлять эти понятия. Однако все же в настоящее время доминирует представление о том, что эти три вида психологической помощи различаются между собой как по содержанию, так и по формальной, процедурной стороне психологического воздействия.

Психотерапия как современная научная дисциплина, отмечает, в частности, Б. Д. Карвасарский, должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. При этом, психопрофилактика и психокоррекция, по мнению некоторых авторов, являются составными элементами.

 

История становления и развития психокоррекции как отрасли психологического знания.

Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов ХХ века. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили, преимущественно, теоретический характер. На практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, во всяком случае, к работе в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог – психологической коррекцией. Однако вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым и сегодня.

 

Принципы психологической коррекции (принцип «нормативности» психического развития, принцип коррекции «сверху вниз», «снизу вверх», деятельностный принцип коррекции, принцип единства диагностики и коррекции, принцип системности).

В качестве основных принципов психологической коррекции выступают принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, личностного подхода, принцип коррекции «сверху вниз», деятельностный принцип коррекции, принцип системности, каузальный принцип, временной принцип психокоррекции развития психической деятельности. Рассмотрим сущность каждого из принципов.

Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Тщательно рассмотренный в работах Ученых И.В. Дубровиной и Д.Б. Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы. Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления программы индивидуального развития.

Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931) выступает в качестве подхода к клиенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей, поэтому в коррекционной работе учитывается прежде всего не изолированная психическая функция, а личность в целом.

Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз», акцентирует внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В данном принципе проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер.

Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения (М. Монтессори), в нем учитывается зона актуального развития клиента. Этот принцип реализуется сторонникам поведенческого подхода (бихевиористического) как «вызывание» любыми способами заданной модели поведения (как комбинации уже имеющегося поведенческого репертуара) и ее немедленное подкрепление.

Принцип системности развития психической деятельности задает взаимосвязанность разных личностных структур и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация данного принципа направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии и предполагает актуализацию системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения коррекционных усилий; он заключается в том, что личность формируется и проявляется в процессе жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.

Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют цель и задачи психологической коррекции. С учетом первопричины разрабатывают стратегию психокоррекционной работы.

Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Проведение ранней коррекционной работы обусловлена особенностями детского мозга – его пластичностью и универсальной способностью к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в связи с тем, на каком этапе психического развития находится ребенок.

 

Требования к личности психолога, осуществляющего психокоррекционные мероприятия.

Практическому психологу очень часто поступают запросы на осуществление коррекционных воздействий. Проведение коррекционной работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию:

-Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.

-Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.

-Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Психолог, самостоятельно осуществляющий коррекционную работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов коррекционного воздействия.

Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе; знание периодизации психического развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о социально-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие.

В общей профессиональной подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход.

Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода.

 

5.Основные требования к составлению психокоррекционной программы.

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:

Четкое формулирование целей коррекционной работы.

Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

Подготовка необходимых материалов и оборудования.

Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.

Определение частоты необходимых встреч (например: встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т.д.).

Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия(от 10-15 мин. в начале кор­рекционной программы до 1,5- 2 часов на заключите­льном этапе).

Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекци­онного занятия.

Планирование форм участия других лиц в работе (ме­диков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей — подключение родственников, зна­чимых взрослых и т.д.

Определение формы контроля динамики хода коррек­ционной работы.

Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т.д.) заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной про­граммы с оценкой ее эффективности.

 

Игровые методы коррекции.

Игра и игрушки для ребенка — естественная среда развития, воспитания, обучения и конечно же психокоррекции. То что ребенку трудно выразить словами он выражает это посредством собственной игры. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991, Оклендер В., 1997).

Игра стала применяться в коррекционной практике с начала 1920-х годов терапевтами психоаналитического направления – Анной Фрейд (1921), Мелани Клайн (1922), Герминой Гут-Гельмут (1926). Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это с успехом делают взрослые. В отличие от взрослых, дети, как правило, не интересуются исследованием собственного прошлого, обсуждением ранних стадий развития; у детей «не работает» один из основных методов ортодоксального психоанализа – метод свободных словесных ассоциаций. М. Клайн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Это символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка

Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 1930-х гг. с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм. Курс игровой терапии по Леви строится в три этапа:

1 этап – установление контакта: свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом;

2 этап – введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассив- ной роли пострадавшего в активную, деятельностную роль;

3 этап – продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игротерапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии.

 

Понятие о психологической коррекции. Различия понятий «психокоррекция», «психопрофилактика», «психотерапия».

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Тесная взаимосвязь психотерапии, психологической коррекции и психопрофилактики дала повод ряду авторов отождествлять эти понятия. Однако все же в настоящее время доминирует представление о том, что эти три вида психологической помощи различаются между собой как по содержанию, так и по формальной, процедурной стороне психологического воздействия.

Психотерапия как современная научная дисциплина, отмечает, в частности, Б. Д. Карвасарский, должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. При этом, психопрофилактика и психокоррекция, по мнению некоторых авторов, являются составными элементами.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.