Этнографическое происхождение «РУСИ» (Русь - племя) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Этнографическое происхождение «РУСИ» (Русь - племя)

2020-10-20 63
Этнографическое происхождение «РУСИ» (Русь - племя) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 4

Киевская Русь 9-12вв.

В истории становления Древнерусского государства выделяют три этапа:

Первый этап (9 -10вв.) – объединение восточнославянских племен

Второй этап конец 10в. – 11 в. – расцвет государства, создание системы власти и военной организации

Третий этап (конец 11 - первая половина 12 в.) – начало распада государства, раздробленности и княжеских усобиц.

 

 

Первый этап

 

 В 9 в. выделились 2 славянских княжества (Новгородское и Киевское) 1-ое упоминание о Новгороде относится к 850 г. Выделение этих княжеств связано с тем, что они контролировали начало и конец, знаменитого торгового пути «Из варяг в греки» (из Балтийского в Черное море). Известно, что торговый путь был создан греками из причерноморских городов. Кроме этого пути существовал путь «из варяг в персы» (из Балтийского моря через Волгу и Каспийское море с Ираном (Персией).

В 862 г. произошло легендарное призвание Рюрика с братьями Трувором и Синеусом. По другой версии выражение «Рюрик Трувор Синеус» переведено неверно и означает «Пришел Рюрик с домом и с дружиной». Следовательно, трех братьев не существовало - был только Рюрик. Обе версии имеют хождение до настоящего дня.

 

  Рюрик правит в Новгороде с 862-879гг.

 

С 879-912гг. правит его племянник Олег.В 882г. Олег (Вещий, назван так за предсказание волхвов о гибели) под видом купца спускается в Киев и убивает князей Аскольда и Дира, переносит туда столицу, присвоил себе титул Великого Киевского князя (ВКК) и начал формировать территорию государства Киевская Русь. По легенде основателем Киева был один из братьев Кий, который держал на Днепре переправу и были у него братья Щек, Хорив и сестра Лыбедь. Выражение «Отныне Киев станет матерью городов русских» принадлежит Апостолу Андрею Первозванному, который шел из Греции в Скифию и на Киевских холмах воткнул крест.

 

Для образования любого государства нужны 5 признаков:

1. Единая территория

2. Единая система управления.

3. Единая правовая система, то есть законы.

4. Сбор налогов.

5Суверенитет (независимость власти как внутри, так и вне страны).

 

При Олеге в основном признаки государства были сформированы. Главные направления его деятельности: во внутренней политике положил начало формированию государства, в 882 г. объединил два центра Новгород и Киев покорил земли древлян, северян, радимичей, оградил их от набегов хазар. Он сделал Киев официальной столицей Древнерусского государства. Сформировал систему управления государством, ввел титул великого киевского князя (ВКК), опирался на дружину, в княжествах опирался на местную знать. Размер налогообложения зависел от степени добровольности признания местными князьями власти Олега (от мелкой монеты до одной куницы)

  Олег облагает данью все племена, и размер дани зависел от того, насколько добровольно племя приняло власть ВКК. Это была одна куница с одного дыма (дома) или мелкая монета щляг, установил контроль над всем путем «из варяг в греки», оборонял славян от набегов кочевников (тест).

 

Во внешней политике: поднял высоко авторитет Руси. Олег в 907г., 911г., совершил 2 похода на Византию. В 907 году он захватил его (тест), но в 911 не смог взять города, зато он подписал выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли целый месяц проживать в Царь – Граде (Констанинополе) за счет греков, ходить по городу без оружия. В ответ греки рассчитывали на военную помощь славян. В случае нарушения договора виновник нес ответственность по законам своей страны. В знак примирения Олег повесил на воротах Царь-града свой щит. Византийцы в свою очередь, заручились военной поддержкой славян, и в этом плане договор носил обоюдовыгодный характер. Договор был составлен в двух экземплярах и написан на харатьях (пергаменте, тонко выделанная телячья шкура). Договор 911 года стал первым памятником письменности на Руси.

Заключил договор с варягами, который действовал 150 лет. Столкнулся с хазарами, освободил племена от уплаты дани. Он обратился к северянам, платившим дань хазарам: «не дайте им дани, но мне дайте».  

 Ставил амбициозные задачи: овладеть устьем Днепра, устьем Дуная, утвердиться в Северном Причерноморье и на Балканах, через прорыв Хазарского каганата подчинить своему контролю Таманский полуостров и Керченский пролив.

За политическую мудрость и про­зорливость народ прозвал Олега «вещим» (мудрым), либо за то, что любил советоваться с волхвами.

Значение его деятельности заключается в том, что он первым заложил мощные основы древнерусского государства. По легенде Олег умер от укуса змеи, заползшей в череп его любимого коня. Эту смерть ему предсказали жрецы – волхвы. К слову сказать, еще Аскольд и Дир в 867 году ходили на Византию, но неудачно и были разбиты.

 

 

С 912-945гг. правит сын Рюрика Игорь по прозвищу «Старый», так как пришел к власти в зрелом возрасте. Основные направления его деятельности:

Во внутренней политике: укрепление власти ВКК, борьба с независимостью славянских племен. Продолжалось дальнейшее объединение восточных славян: уличей, при нем появилось название Русская земля.

У Игоря сложились не очень простые отношения с древлянами, которые сначала отошли от Киева в 912 г., и Игорь силой их присоединил, они отказались помочь ему в походе 941 г. В 945г - (восстание древлян), когда Игорь пошел к ним собирать дань. Собрав дань, князь возвращался и счел, что собрал ее мало, вернулся назад и потребовал дополнительной дани. Древлянский князь Мал сказал: «Если повадился волк в стадо, надо умертвить хищника, ибо все стадо станет его жертвою». Древляне убили Игоря.

Во внешней политике: Он совершил 2 похода на Византию в 941 г, 944г, подтвердил договор Олега, правда, менее выгодные, чем договоры Олега. Успешно боролся с печенегами.

 Значение его деятельности заключается в том, что он продолжил формирование и укрепление древнерусского государства, власти ВКК.

 

 

Жена Игоря Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница.Была регентшей при малолетнем сыне Святославе с 945 -  962 ( либо до 964 гг.)   

Основные направления ее деятельности во внутренней политике: (1)по законам кровной мести жестоко отомстила за смерть мужа. Древлянский князь Мал, предложил Ольге стать его женой. Ольга одних послов закопала заживо, других сожгла заживо, уничтожила 5 тыс. древлянских воинов, осаждала столицу Искоростен 5 месяцев, затем якобы смирилась и потребовала дань - по 2 воробья и одному голубю со двора, затем она привязала к лапке каждой птицы тлеющий трут и отпустила их. Птицы, вернувшись в родные гнезда, сожгли город. Однако Ольга для себя сделала вывод и (2) провела реформы:

- Она ввела уроки - это строго фиксированный размер дани и положила начало организованной системе налогообложения.

- Она ввела погосты - это места, куда люди должны были сами привозить дань. Самопривоз дани получил название повоз ( раньше дань собиралась путем объезда людей – (полюдье) и собиралась с ноября по апрель пока стояли реки. (3) Она ликвидировала независимость племен и (4) укрепила власть ВКК и восстановила единство государства. (5) Пыталась приобщить народ к христианству. Ольга была первой христианкой на Руси. Своим крещение она хотела подать пример всем остальным Ольга (Хелга), в 957 году прибыв в Византию, приняла крещение, став Еленой. Византийский император предложил ей стать его женой, но Ольга просила стать его крестным отцом, чтобы отбить у него охоту ухаживать за ней – ведь крестный отец считался родственником. Но она желала женить своего сына Святослава на византийской принцессе, однако из – того, что он был язычником, византийцы отказали в этом.

Во внешней политике: она подтвердила договор Игоря и отныне военный союз Руси и Византии был направлен против Хазарии и Арабского халифата. Борьба с печенегами отнимала много сил, но Ольга противостояла им.

  Ее роль по-разному оценивается в истории. Ее называют хитрой, коварной, великой, святой. Однако она верной рукой продолжала дело укрепления древнерусского государства.

Святослав (Сфендислейф). Сын Игоря и Ольги». Святослав правил с 964-972гг.,  Ольга уступила власть, когда ему было 16 лет, будучи маленьким, пошел мстить древлянам за своего отца, метнул в сторону врага копье, и оно упало у ног вражьего коня. Ему принадлежат слова «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут».  «Иду на вы». Направления его политики:

Внутренняя политика: продолжал укреплять власть великого киевского князя; усложнил систему управления страной, перестал опираться на местных князей, а посадил наместниками своих сыновей. Ярополка – посадил княжить в Киеве, Олег – правил древлянами, Владимир (в Новгороде).

Внешняя политика: Святослав получил прозвище русский Александр Македонский, за активную завоевательную политику. Присоединил на Востоке земли вятичей и очень этим гордился, так как вятичи жили в труднопроходимых лесах, сегодня это земли Москвы (тест). В 966-967гг, пошел на Волжскую Булгарию, затем спустился вниз в Хазарское царство, построил там крепость Белую Вежу, протяженность его хазарского похода составила 6 тыс. км, на его осуществление потребовалось около трех лет. Затем присоединил земли касогов (черкесов), аланов (осетин), взял город Тмутаракань (Тмутарах). На юге он присоединил уличей и тиверцев.

В 970г. ввязался в конфликт между Болгарией и Византией (на стороне Болгарии) – дунайские походы, имел цель перенести столицу из Киева в г. Переяславец и тем самым контролировать европейскую торговлю. Но этот замысел не удался, Святослав проиграл в 971 г. в битве при Доростоле византийскому императору Иоанну Цимисхию, а в его дружине начался раскол и связан он был с именем Свенельда, который с отрядом ушел в Киев, а Святослав остался зимовать на острове Березань. В отсутствии Святослава печенеги осадили Киев, и чуть было не взяли его, положение спас подросток, который под видом печенега пробрался через ряды врагов, добрался до славян и привел помощь, печенегов отогнали. Киевляне упрекали князя: «Ты, князь ищешь славы на чужой земле, а свою покинул», а Ольга требовала его присутствия в Киеве: «Вот когда умру, тогда делай, что хочешь». Святослав возвращался из похода в 972г., его подстерегли печенеги и убили, а из черепа хан Куря сделал для вина кубок. Согласно поверью, если выпить вина из черепа храброго воина, то вся его сила перейдет к владельцу кубка. По мнению ряда историков, Святослав был «не варягом, а каким – то предком казаков украинских».

Его роль в истории: расширил территорию страны, усложнил систему управления, посадив не наместников в княжествах, а своих сыновей.

 

С 972-980гг. к власти приходит Ярополк,  при нем начинается братоубийственная война, он изгнал своих братьев Владимира и Олега, Владимир бежал за море, через 3 года вернулся в Киев и стал ВКК.Между сыновьями начались распри. Ярополк пошел войной на Олега и убил его, Владимир, испугавшись, бежал в Скандинавию.

 

 

Второй этап.

 

 

   Начинается с правления  Владимира Святославовича, сына рабыни ключницы Малуши. Правит с 980 по 1015 гг., получил название Владимир Святой и Владимир Красное Солнце. Нанял дружину,  в 980 году двинулся на Киев, но предварительно пытался заручиться поддержкой влиятельного полоцкого князя Рогволда с сыновьями. Он решил жениться на Рогнеде, дочери Рогволда, которая считалась невестой Ярополка. Рогнеда гордо отвергла Владимира, сказав, что не желает разувать сына рабыни. По обычаю, в знак смирения жена должна была разувать мужа. В ответ на обиду  Вл. убил ее отца и братьев, насильно взял ее в жены, но постепенно охладел к ней. За это Рогнеда пыталась убить Владимира, но тот успел выхватить занесенный над ним нож. Владимир отослал ее с детьми Святополком и Ярославом в Полоцк и больше к ней не возвращался.

    Основные направления деятельности во внутренней политике: Владимир легко взял Киев, убив Ярополка. Стал укреплять киевскую землю(1), строить новые крепости(2),  строить засечные черты (3)(засека – завалы леса против вражеской конницы), приглашал жить людей с северных окраин(4), при нем появились богатыри Илья Муромец, Добрыня, который был родным дядей Владимира по матери и др. При нем практически сформировалась территория государства (5), он присоединил на западе волынян и хорват(6), но для единения народа в единое целое нужна была единая идеология, ею стала единая вера - христианство.

   Еще в 980г. Владимир попытался провести первую языческую  церковную реформу (7)и объединить всех языческих богов во главе с Перуном, но неудачно. Язычество с его многобожием(политеизмом) не способствовало единению, нужен был один Бог (монотеизм). По легенде к Владимиру приходили представители разных религий (ислам, католики, иудеи и т.д.) и предлагали свою веру, но он их отверг и принял христианство (православие ).

  В 988г. Русь приняла христианство (8), насильно по всей Руси народ крестили огнем и мечом, сжигали языческих идолов. Владимир объявил: «Кто завтра не придет на реку, будь он бедный или богатый – будет мне врагом». Еще в течение 100 лет христианство борется с язычеством.

Причины принятия христианства, а не другой религии

- интенсивные торговые связи Руси с Византией через купцов, варягов, самостоятельные контакты

- политическое влияние Византии на Русь известно уже в 860 г., когда был прислан византийский епископ на Русь

- Из киевских князей Ольга стала первой христианкой в династии Рюриковичей

 

Значение принятия христианства:

1. Русь получила единую веру, и это способствовало ее объединению. Христианство с идеей единобожия способствовало единению народа, а языческая религия, наоборот
препятствовала. Крещение консолидировало русское общество на новой социокультурной основе.

2. Христианство укрепило власть ВКК т.к. считалось, что князь - это человек Бога на земле, и он имеет божественное происхождение и относиться к нему
нужно соответственно, выполняя беспрекословно все указы. Русская церковь, сотрудничая с княжеской властью, стала силой, которая объединила людей разных земель в одну общность.

3. Вырос международный авторитет Руси, так как она перестала быть языческой и стала цивилизованной, это определило более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами.

4.Наладились культурные связи с Византией и Грецией, началось строительство деревянных и каменных храмов, расцвет иконописи. Самой первой каменной церковью стала «Десятинная церковь» в Киеве.  Она стала так называться после того, как Владимир отдал десятую часть своего состояния на ее строительство. С принятием христианства связано появление славянской письменности – кириллицы и глаголицы. В монастырях появилось летописание, развивается книжное дело. Русь сблизилась в культурном отношении с южнославянскими балканскими народами.

5. Крещение привело к смягчению нравов, распространению христианской морали.

6. Вместе с тем, по мере разобщения римско – католической и восточно – христианской церквей, роста враждебности между католиками и православными, происходила некоторая изоляция Руси от Запада.

7.Русь сблизилась с Балканскими государствами.уси от Запада.

 

  Киевская церковь стала существовать на правах митрополии, митрополит назначался из Византии. Русская церковь существует на десятину (одна десятая часть от налогов и сборов).

 

Во внешней политике: Войны с печенегами были тяжелым испытанием(1).Владимир совершил  походы в 992г, 996г, 997г, начал строить оборонительные города на границе.  В 992 году на реке Трубеж состоялась битва, Вл. не мог два дня найти бойца, который мог сразиться в поединке с печенежским богатырем Ределей. Наконец, он нашел Никиту - Кожемяку, который попросту могучими руками задушил противника. На этом месте был основан город Переяславль.

 Укреплял отношения с Византией(2): сватался к Византийской принцессе Анне. Император Византии пообещал ему дочь, но с условием, что Владимир поможет подавить восстание полководца Фоки Варды. Владимир помог, но Анну не отдали, за то, что Владимир был язычником, поэтому он пошел войной на Византию взял Херсонес и император вынужден был отдать дочь, а в качестве выкупа за невесту – вен  Владимир отдал ему Херсонес. Сам Владимир крестился в Херсонесе и получил имя Василий, в честь этого была построена церковь  св. Василия в Киеве. По легенде Владимир ослеп, а будущая жена Анна предложила ему креститься, и после крещения зрение вернулось к князю. Церковью он был назван Равноапостольным.  

  Свое прозвище «Красное солнышко» он получил от людей, так как был щедрым, покладистым, незлопамятным, любил дружину. Как- то услышал ропот дружины, что едят они не серебряными ложками, а деревянными, приказал наделать из своего серебряного запаса ложек»: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду золото и серебро». У него было 16 сыновей, несколько браков, еще при жизни престол хотел оставить своему сыну Борису.

 

    Но в междоусобной борьбе киевский престол занял Святополк    по прозвищу Окаянный (1015 – 1019гг), который убил своих братьев Бориса и Глеба, Борис и Глеб приняли мученическую смерть, истово молясь, за это они считаются первыми святыми на Руси (по решению церкви и по настоянию их брата Ярослава Мудрого- тест).

 Бориса убили в шатре, ограбив и сняв с шеи золотую гривну, Глеба зарезал повар Торчин.  Святополк хотел уничтожить всех своих братьев, но Ярослав который сидел в Новгороде собрал варягов и новгородцев пошел войной на Святополка. Разбил его окончательно в 1019, затем начинает   бороться с Мстиславом, который владел Тмутараканью. Мстислав напал на Ярослава, разбил его, но Киев не взял. Мстислав был красив, силен, в личном поединке с касогом Редедей убил его, в 1024 году разбил Ярослава, тот вновь бежит к варягам за море. Но Мстислав в Киеве не сел, братья разделили страну на 2 части – левый берег Днепра у Мстислава, правый у Ярослава, в 1036 г. Мстислав умер, Ярослав стал править один.

 

     Таким образом, с 1019-1054гг. к власти пришел Ярослав Мудрый - это был период наивысшего расцвета Киевской Руси.

Основные направления деятельности Ярослава Мудрого.   Во внутренней политике: расширяются территория на Западе совершил походы в Литву (1), там он основал г. Юрьев, продолжает бороться с печенегами и в 1036г. нанес им жестокое поражение (2), но в 11 в. печенегов вытеснил более грозный враг - половцы.  Развивал торговлю (3), при Ярославе в Киеве было 8 рынков, укреплял могущество церкви(4) при нем в Киеве было 400 церквей, он построил  в 1037 г. Киевский-Софийский собор (на месте где в 1036 году разбил печенегов), с тех пор Софийский собор стал символом величия и могущества Киевской Руси. Впервые митрополита церкви он стал назначать сам, а раньше присылали из Византии, и это свидетельствовало о  возросшем могуществе Руси.  Первым митрополитом стал Илларион, который написал «Слово о законе и благодати», где высоко оценил факт принятия христианства. Построил знаменитые Золотые ворота в Киеве, у которых встречали самых именитых гостей и воинов с победой. Укреплял международное положение страны(5).

   С Ярославом Мудрым желали породниться королевские дворы Европы, своих 3 дочерей он отдал замуж: за венгерского, французского и норвежского королей; сына женил на византийской принцессе Мономах. Способствовал развитию образования и культуры(6). При нем существовала школа на 300 учеников. Ярослав читал книги (часто ночью и днем) – философов Аристотеля, Гомера, Платона, при нем стали переводить литературу. Однако самым главным делом жизни Ярослава явилось составление свода законов «Русская правда».(7) До этого времени у славян действовали нормы обычного права- кровная месть «Око за око зуб за зуб», обычное право называли – Закон русский. (олимпиадное задание).

           Русская правда составлялась в 3 этапа:

1 этап. 1016г. Первая часть - «Древнейшая правда» или «Правда Росьская» (состояла из 17 статей, которые ограничивали кровную месть и вводили штрафы).

2. «Правда Ярославичей» (1072г.) (отменялась кровная месть, и вводился высокий штраф за убийство богатых, а за рядовых общинников или смердов сумма была значительно ниже. Например, за убийство огнищанина или тиуна - 80 гривен серебра, а за смерда- 5).

3. 1113г. «Устав Владимира Мономаха», который завершил формирование «Русской правды».

По русской правде штраф назывался вирой, упоминается дикая вира (если на территории общины нашли труп, то сама община должна была найти убийцу, если не находила, то должна была платить большой штраф). Уже во второй половине 11 века появилось земельное владение - вотчина. Вотчина — это отцовский земельный надел, передаваемый по наследству. Из русской правды мы узнаем о социальном строе Киевской Руси.

1. Упоминают богатое население: Князья, огнищане (управитель
дома), тиуны ( слуга, управлявший феодальным хозяйством).

2. Упоминаются свободные общинники – людины (отсюда дань – полюдье), которые живут в общинах – «верви»

3. Смерды - полусвободные данники князя (ряд авторов считает, что смердами могли называться племена, которые платили дань киевскому князю).

4. Рабы - полные рабы и неполные рабы:

Полные рабы: Русская правда говорит о трех превращениях
свободного человека в раба: самопродажа, женитьба на рабыне и служба
ключником без договора.

Неполные рабы: закупы (люди, смерды, которые брали в долг купу и отрабатывали ее), рядовичи (люди, смерды, которые заключали ряд – договор на выполнение каких-то работ). Но в Русской правде с 1113 года запрещалось превращать должника в раба.

      Холопы или челядь – категория населения по положению близкая к рабам, когда разорившийся общинник при свидетелях продавал себя в холопы. Данная категория существовала с 10 по 18 вв. Среди холопов упоминались прощенники – это вольноотпущенные холопы, которые находились под покровительством церкви, жили на ее земле за повинности. С 12 по 17 век известна категория населения – наймиты – общее название разорившегося сельского населения и посадских людей, беглых холопов, нанимавшихся на работу и находившихся в личной зависимости от нанимателя. Упоминаются сироты – это феодально – зависимое сельское население. В 16 -18 веке это стало общим самоназванием крестьян и других тяглых людей. Русская правда упоминает и ремесленников.

      Умирая, Ярослав Мудрый разделил страну на 6 частей для пятерых сыновей и племянника, и установил систему передачи власти по очереди, то есть по старшинству (старшему в роду), но не по наследству - такая система называлась лествичной (от слова лестница). Тем самым Ярослав Мудрый заложил предпосылки для феодальной раздробленности. Если какой-нибудь князь умирал, не дойдя до поста ВКК, то его дети уже не имели права занимать этот пост, они становились изгоями.

Мыта – древнейшая русская пошлина, взималась за проезд по суше и рекам, а также за провоз товаров.

 

Третий этап.

 

После смерти Мудрого сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод начали распри, тем временем половцы нападают на Киев. В 1068г. в Киеве вспыхнуло восстание, из –за поражения Ярославичей от половцев на реке Альта. Люди потребовали у братьев оружие, против половцев, но князья побоялись своего народа. В этот период начинает возвышаться Владимир Мономах - черниговский князь - сын Всеволода Ярославовича, младшего сына Яр. Мудрого. Думал о единстве, о мире, был образованным, имел философский склад ума, обладал даром писателя, был отважным воином, любил охоту. Он писал: «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один меня ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул. И бог хранил меня невредимым. И с коня много падал, голову дважды себе разбивал, и руки, и ноги свои повреждал». Был женат на английской принцессе Гите, дочери короля Гаральда.

 

  Последний Ярославич умер в 1093г. По инициативе Владимира Мономаха был созван знаменитый съезд в Любече в 1097г. Его цель объединиться всем князьям против половцев, но при условии, что «каждый держит вотчину свою». В борьбе за единство русских земель его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский. Этот съезд не укрепил Русь, а наоборот, закрепил самостоятельность каждого князя. В 1100 г. был созван съезд князей в Уветичах, а в 1103 г. состоялся Долобский съезд князей.

В 1111 году в походе на Шарукань окончательно разбил половцев.

 

  Владимир Мономах правит с 1113-1125гг. Он силой своего авторитета еще удерживал единую Русь. Он завершил «Русскую правду» созданием Устава, где оговорил положение закупов, сильно ограничил % по займам и запретил обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей. Это объяснялось следующими причинами: стремлением создать образ князя заступника, укрепить свою власть и снять социальную напряженность законодательным путем, остановить распад древнерусского государства и освободить страну от угрозы половецкого нападения. Написал знаменитое «Поучение детям» с его именем связывают появление короны русских князей- шапки Мономаха. В последний период своего правления перебрался в село Берестово возле Киева, обосновался в замке, сделав его своей резиденцией. При нем Нестор пишет первую летопись «Повесть временных лет», где впервые связал русскую историю с мировой историей.

 

  После его смерти правит Мстислав Великий или Удалой с 1125-1132гг. После его смерти Русь окончательно распалась на 15 частей. «И раздрася русская земля» – так писал летописец. Русь распалась на 14 княжеств и Новгородскую феодальную республику. Наступил период феодальной раздробленности. Закончилась история Киевской Руси.

 

В науке считается, что формой правления в Киевской Руси была раннефеодальная монархия. Феодальные отношения развивались медленно (многие ученые называют их незрелыми, другие считают их сложившимися, но имеющими свои особенности),но, тем не менее, феодальные отношения определяли главное направление развития древнерусского общества. 

 Аргументы за:

- имеют отличия от Европы

- главные собственники земли – князь и его дружина

- они собирали с крестьян феодальную ренту – дань

-на земле работали феодально зависимые люди: закупы, холопы, рядовичи

Аргументы против:

-на Руси до конца 11 века не было феодальной частной земельной собственности бояр на землю

- не было собственников из числа церкви и монастырей как в Европе

- не было феодально – ленной системы (лен – это, установившийся в феодальном обществе порядок получения земли от ее верховного собственника в зависимое владение (лен)

- не было феодальных замков и феодальной иерархии (феодальной лестницы)

- князья и дружина управляли свободным населением, которое численно преобладало

- крестьяне были лично свободны,  только платили дань или выполняли «службы» косили сено, пекли хлеб для посадника князя.

С 11 по 13 вв. южнорусские земли подверглись нападению кочевников – половцев. В истории существуют разные мнения о их роли и влиянии на историю Руси. Половцы были большим злом:

аргументы за: (1) нападали, разоряли, уводили в рабство, (2) мешали торговле русских по пути из «варяг в греки», (3) население покидало свои земли и уходило вглубь страны, так появилось Дикое поле. Аргументы против: (1) с ними велась выгодная торговля, (2) заключались династические браки, (3) русские заключали союзы с половцами против своих русских и наоборот.

 

Лекция 5

 

Культура Киевской Руси.

Культура - это сумма материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком в процессе его жизни. Выделяют материальную культуру: техника, одежда, скульптура, орудия труда и т.д. и духовную: песни, эпос, язык, былины, сказки и т.д.

Особенности развития культуры 9-12вв. Для культуры этого периода характерны:

1. Замедленность темпов развития.

2 Традиционализм (т.е культура эпохи феодализма), она носила традиционный характер (из года в год повторение одних и тех же циклов способствовало
формированию традиций).

3.На культуру особое влияние оказывает религия.

4.Наука еще не существует, идет медленный процесс накопления научных знаний.

Культура Киевской Руси 9-12вв. была европейской по типу и направленности, она опиралась на славянские, дохристианские корни, а впоследствии на нее оказало влияние христианство.

Письменность и просвещение.

Считается, что до принятия христианства на Руси был свой алфавит глаголица, а в 9 веке братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку «кириллицу». С тех пор Кирилла и Мефодия называют первыми славянскими апостолами на Руси. При монастырях создавали школы, простое население тоже владело грамотой, и писали, в основном, на бересте. Много этих грамот найдено в Новгороде. Очень много надписей найдено на стенах монастырей – граффити. При Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа, где учились около трехсот детей.

На Руси началось книгописание.

Книги носили штучный характер и являлись произведением искусства. Их писали на пергаменте (харатья - из телячьей кожи), писали уставным письмом (печатными буквами), каждая новая строка начиналась красной буквой, отсюда выражение «С красной строки). Книгу обтягивали кожей, досками и инкрустировали драгоценными камнями. Отсюда пошло выражение прочитать от доски до доски т.е от корки до корки. Самая первая рукописная книга, дошедшая до нас, «Остромирово Евангелие», которая была написана дьяком Григорием для Новгородского посадника Остромира в 1056~1057г.

Широкое распространение получили переводы, появилась знаменитая «Александрия» где описывались подвиги Александра Македонского. Существует фольклор (устное народное творчество), сказание, былины. Появляются летописи. Самая знаменитая летопись «Повесть временных лет», автором которой является монах Киево-Печерского монастыря Нестор конец 11- 12 вв., стали появляться жизнеописания святых, 1-ое описание — житие Бориса и Глеба так называемая   агиографическая литература – житийные циклы святых. Появляются произведения известных авторов.

1.Митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати»

Митрополит Илларион был священником церкви Святых апостолов в селе Бере­стове — загородной резиденции Ярослава Мудрого. На месте молений Иллариона  позже возник Киево-Печерский монастырь. В 1051 г. стал киевским митрополитом.

«Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг., является памятником торжественного красноречия. Илларион  высказал идею равенства Руси среди других христиан­ских народов. «Слово» определило направление богословской, философско-общественной и поли­тико-правовой мысли. Понятие Закон Илларион отождествлял с Ветхим Заветом и рабством, а Благодать с Новым Заветом и свободой (задание олимпиады)

2.Владимир Мономах - «Поучение детям». Из поучений князя: «Старых чти как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами». «Жен своих любите, но не давайте им над собою власти. Что знаете доброго, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь».

3.Даниил Заточник - «Слово» и «Моление», где призывал народ к единению против общих врагов, прославление веры, гордость за свой народ и свою страну.

4.Самым выдающимся произведением явилось «Слово о полку Игореве», неизвестного автора и датируемое 1185 годом. Это – эпос русского народа, патриотичное обращение к русским князьям в дни большой опасности по случаю нападения половецкого хана Кончака. Написан анонимным автором в эпоху феодальной раздробленности. Безрассудный поход Игоря привел к драме, автор «Слова» призывает всех князей объединиться в общем едином порыве. (тестовое задание!!!)

Ремесло:

На Руси существовало 60 видов ремесел; Кузнечное, оружейное, ювелирное, стеклодувное, литейное и др.                  В Европе славились русские замки, которые состояли из 40 деталей. Самозатачивающиеся ножи из трех пластин, кольчуги, стрелы, и т.д. Готовили специальный кирпич «плинфа».

Архитектура.

До 10 века было распространено деревянное строительство. Самые знаменитые мастера по дереву — это Миронег и Ждан Никола. Дерево было доступным материалом, дома строились быстро, дешево в отличие от каменных построек. С появлением христианства, с 10 века начинается каменное строительство. Дома строились из дерева, храмы из камня. Самая первая церковь - «Десятинная». Затем в11 в. был построен Софийский собор в Новгороде и в Киеве, всего на Руси в 10-12 вв. было известно 15 каменных храмов. Их строили по образцу и подобию Византийских храмов. Софийский собор в Киеве был построен в 1037г. Ярославом Мудрым, на месте, где он разбил печенегов, он имел 13 куполов (12 учеников Христа и сам Учитель, в Новгороде - в 1045 г.). Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре столпа в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть храма имела выступ и называлась алтарной. Апсиды – полукруглые или граненые помещения примыкающие к зданию с восточной стороны.

Живопись и скульптура.

Стены внутри монастырей украшались фресками. Фреска - это роспись водяной краской по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились фрески Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов.

Очень была распространена мозаика из смальты. Знаменитая «Богоматерь Оранта» - Нерушимая стена была сделана из смальты. Украшением храмов были иконы. Сначала на Руси их писали греческие мастера. Самая первая и почитаемая икона на Руси - эта икона Владимирской Божьей матери, написанная неизвестным греческим художником. Она считается хранительницей и спасительницей Руси. Известные художники Олисей Гречин, Алимпий и Григорий.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси былоскладывание древнерусской народности, для которой было характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.

Русские историки.

 В.Н. Татищев «История российская с самых древнейших времен.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.