- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой - маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;
- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой -маленький, горячий - холодный, кубик- шарик);
- сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
- складывать разрезную картинку из двух частей;
- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький - для маленькой);
- дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой - маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;
- сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
- складывать разрезную картинку из двух частей;
- смотреть, прикасатся или указывать на соответствующего члена семьи, животное или другой привлекательный стимул при выборе из двух для 5 различных поощрений
- выполнять 4 моторных действия по требованию без визуальной подсказки (например, «Можешь прыгать?», «Покажи мне как ты хлопаешь в ладоши?»
- выбирать предмет в наборе из четырех для 20 различных предметов и картинок
- сопровождать взглядом движущийся стимул в течение 2 секунд;
- брать небольшие предметы, используя большой, указательный и средний палец;
- сосредотачивать взгляд на игрушке или книге на протяжении 30 секунуд;
- раскладывает 3 предмета в контейнеры строит башню из 3 кубиков или одевает 3 кольца пирамидки;
- сопоставлять любые 10 идентичные предметы (например, пазлы-вкладышти, игрушки, картинки или предметы);
По окончании 2 этапа обучения дети могут:
- различать свойства и качества предметов: маленький-большой-самый большой; сладкий - горький - соленый;
- доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
- учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
- складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
- выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
- пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
- называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?»
- «Лимон кислый и желтый». «Яблоко какое?» - «Яблоко круглое и сладкое»); - дифференцировать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на изменение звучания определенным действием;
- дифференцировать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием картинок);
- выделять знакомое (заданное) слово из фразы.
- правильно выбирает нужный предмет из набора 6 расположенных в случайном порядке предметов для сорока различных предметов и картинок;
- доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу (выбор из двух);
- правильно указывает на названный объект в книжке, на сюжетной картинке илив естественной среде для 250 предметов;
- складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
- сортировать предметы по цвету, форме по заданной модели
-- выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
- выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
- называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов («Лимон какой?» - «Кислый»);
- выделять знакомое (заданное) слово из фразы;
- сопоставлять неидентичные предметы или неиндентичные картинки расположенные в случайном порядке;
- сопоставлять неидентичные объекты (трехмерный объект) с картинками (двухмерный объект)
- находить недостающую часть, предмет от набора;
- выделять знакомое (заданное) слово из фразы.;
- дополнять и завершать 10 различных фраз любого вида (например, завершает фразы из песен, игр или считалочек, произносит звуки, издваемые животными или производимые предметами)
По окончании 3 этапа обучения дети могут:
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
- складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
- выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
- соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
- передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
- производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
- вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий — низкий;
- опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
- обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно- двигательного анализа;
- узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
- разные свойства (яблоко - большое и маленькое, сладкое и кислое, зеленое и желтое).
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
- складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
- выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
- соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
- передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
- производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
- опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
- обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно- двигательного анализа;
- узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
- узнавать разные свойства (яблоко - большое и маленькое, сладкое и кислое, зеленое и желтое);
- выполнять задание на обобщенное сопоставление неидентичных предметов в в наборе из 10 расположенных в случайном порядке с первой попытки
По окончании 4 этапа обучения дети могут:
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);
- дорисовывать недостающие части рисунка;
- воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
- соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном;
- ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
- дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
- использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
- описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;
- воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2 - 3);
- дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;
- группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
- использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;
- ориентироваться по стрелке в знакомом помещении; пользоваться простой схемой-планом
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями (выбор из трех-четырех);
- дорисовывать недостающие части рисунка;
- воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;
- соотносить форму предметов с геометрической формой — эталоном;
- ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;
- дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;
- использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;
- указывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;
- воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2 - 3);
- дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;
- группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;
- использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;
- ориентироваться по стрелке в знакомом помещении; пользоваться простой схемой-планом
Формирование мышления
По окончании 1 этапа обучения дети могут научиться:
- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
- использовать в знакомой обстановке вспомогательные средства или предметы-орудия (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе высоко или далеко лежащих предметов)
- самостоятельбно использовать игрушки или объекты согласно их функциональному назначению;
- самостоятельно играет на детских игровых конструкциях и обрудованных детских площадках;
- собирать игрушки,имеющие множество деталей для различных наборов матреиалов
По окончании 2 этапа обучения дети могут научиться:
- использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
- использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;
- пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно- практических задач;
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности
- использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
- играет в лото, в конструктор;
- пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно- практических задач;
- собирает модель из объемных пазлов, собирает конструктор;
- выполняет сходные задания;
По окончании 3 этапа обучения дети могут научиться:
- анализировать проблемно-практические задачи;
- иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей;
- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями
- самостоятельно использовать игрушки или объекты согласно их функциональному назначению;
- самостоятельно играет
- выбирать предмет из набора 8 предметов для 25 задач, поставленных в форме «дополнить фразу»;
- правильно выбирать предмет из набора в 10 предметов (или показывает в книге) для 25 различных вопросов формата глагол-существительное, включающих вопросительные слова «что», «на чем», «который», «На чем ты катаешься?» «Кто из них летает?», «Кто может подпрыгнуть?»
По окончании 4 этапа обучения дети могут научиться:
- производить анализ проблемно-практических и наглядно-образных задач;
- устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;
- соотносить текст с соответствующей иллюстрацией
- отвечать на 2 вопроса после того, как ему будет перочитан короткий отрывок (15 и более слов) из книги для 25 отрывков;
Описывать 25 различных событий, видеосюжетов, историй используя 8 и более слов;
- соотносить текст с соответствующей иллюстрацией