Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19 Начало строительства: 1535 год Окончание строительства: 1536 год — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19 Начало строительства: 1535 год Окончание строительства: 1536 год

2020-04-03 136
Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19 Начало строительства: 1535 год Окончание строительства: 1536 год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19 Начало строительства: 1535 год Окончание строительства: 1536 год

Старинную церковь Николая Чудотворца считают выдающимся памятником псковского зодчества XVI века. Место, где она стоит, находится в Среднем городе. В прежние времена возле храма простиралось обширное болото, которое называли «всосом» или «усохой». Живописная церковь несколько веков была градостроительной доминантой Великой улицы Пскова (ныне – Советской). Она украшает центральную часть города и в наши дни, привлекая много верующих и туристов.

Место, где возвышается Никольская церковь, в Средние века принадлежало Опочскому концу Пскова. «Концами» в те времена называли разные районы вольного города. Они управлялись вече, а во главе «концов» которых стояли старосты. Построенные в псковских районах храмы именовали «кончанскими». Такой же статус имела и церковь Святителя Николая.

Первый храм на Усохе появился в 1371 году. Предполагают, что он был деревянным. Возле него располагалась территория кончанского погоста. Этот храм простоял более полутора веков, неоднократно горел на пожарах и за ветхостью был сломан

2. Церковь Василия Великого на Горке.

Место, где стоит храм, занимает возвышенное положение. Этот был холм над заболоченным правобережьем Великой, а у его подножья протекал небольшой ручей Зрачка – правый приток реки. Сегодня ручья не увидеть, так как его пойма давно засыпана, и здесь проходит Пушкинская улица.

Первый деревянный храм на возвышенном островке над болотом поставили в 1337 году. Средства на него были выделены купцом Кристофером Карелом Долом, немцем по происхождению. Он приехал в город из своей вотчины – Гдова, в Пскове крестился, взяв имя Василий, поэтому вновь срубленную церковь освятили в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской, богослова, Святителя Василия Великого. По распоряжению набожного Дола южный придел храма посвятили небесному покровителю купеческого сына – Алексию Человеку Божию.

Псков занимал пограничное положение и охранял северо-западные рубежи России, поэтому в городе постоянно велось строительство оборонительных сооружений. В 1375 году вдоль берега Зрачки поставили укрепленную стену Среднего города, а напротив деревянной церкви построили Васильевскую башню со звонницей. Это было место, где висел большой «сполошный» колокол, оповещавший псковичей о пожарах и наступлении врага. В 1581 году набатный звук Васильевского колокола предупредил горожан, что к Пскову приближается войско Речи Посполитой под руководством короля Стефана Батория.

Духовная семинария.

Духовная семинария на Великолуцкой улице (ныне Советская, 21) являлась одним из старейших учебных заведений Пскова. Она была создана на базе существующих с 1733 года греко-латинских классов, которые размещались в одном из приделов Троицкого собора.

В 1738 году для семинарии (тогда ещё Славяно-Латинской школы) построили двухэтажное здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря.

Между 1746 и 1752 годом школа в официальных бумагах стала именоваться Семинарией.

В конце 1770-х годов первоначальный дом Семинарии погиб в огне. Но не было бы счастья, да несчастье помогло, поэтому через некоторое время, помимо восстановленного учебного здания, на территории появилась конюшня с каретником, ледник с магазином и кухня с хлебней. Чуть позже – в начале XIX века построили и Училищный дом – для проживания воспитанников.

Однако помещений всё равно не хватало, их недостаток и побудил семинарское управление обратиться к архиепископу Евгению (Болховитинову) с предложением расширить владения. Его начинание продолжил Евгений II (Казанцев). Архиепископ добрался до комиссии духовных училищ при Синоде, где ему выдали разрешение на покупку семинарией за счёт собственных средств деревянного дома на каменном основании. Особняк, принадлежавший жене инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского, обошёлся семинарии в 6,5 тыс. рублей.

Некоторое время дом Яворских, отданный во владение семинарии, удовлетворял нуждам заведния, но в 1840 году снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств Аполлону Щедрину.

Новое двухэтажное здание возвели на месте бывшего дома Яворских. На первом этаже разместилась квартира ректора и больница на 25 человек. На втором – пять учебных классов. Здания старой Семинарии и Училища в начале 1900-х соединил центральный двухэтажный корпус, где находились столовая и спальня. Со стороны Великолуцкой устроили чугунную ограду с кирпичными пилонами. В 1960-е годы кованые решётки, когда-то отделявшие воспитанников семинарии от мирских соблазнов, снесли.

При перестройке начала XX века петербургский архитектор Павловский надстроил центральный корпус купольным завершением (двусветный зал) – во имя домовой церкви Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

14 (26) декабря 1891 года в этой церкви принял монашеский постриг преподаватель Василий Белавин - будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 года на здании установили мемориальную доску. Ещё до перестройки на фасаде была надпись: "Господи! Во свете Твоем узрели свет".

После революции 1917-го в связи с отделением церкви от государства Духовную семинарию вместе с домовым храмом ликвидировали. В помещениях разместили Морской пограничный отряд Объединённого государственного политического управления (ОГПУ), так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Во время Великой Отечественной войны здание уцелело, и в нём обосновался Псковский педагогический институт (затем – университет). Сейчас в бывшем здании Духовной семинарии учатся будущие психологи, биологи и учителя начальных классов.
В 2009 году появилась идея воссоздания домовой церкви в корпусе университета, которую поддержала администрация области, ректор ПГПУ Александр Гоголевский и руководство естественно-географического факультета. 18 августа этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл церемонию малого освящения возрождённого храма Трёх святителей.

Дом Софьи Перовской.

Дом расположен в самом центре города на улице Советской (бывшей Великолуцкой). Дом №42, больше известном как "дом Софьи Перовской". Интересен он прежде всего тем, что это единственный сохранившийся в Пскове памятник классицизма, построенный в дереве на основе образцового проекта начала XIX в. Но поскольку дом носит имя известной революционерки и бомбистки Софьи Перовской (1853 - 1881).Заказчик и история строительства этого дома доподлинно не известны. Исследователи полагают, что здание было построено в первой половине XIX в. по "образцовому", т.е. говоря современным языком по "типовому", проекту. Не исключено, что был использован "образцовый" фасад N 60 серии 1809 года, 2-й альбом, архитектор А.А.Михайлов. Здание впервые встречается на плане Пскова 1857 года.

В 1856 году Лев Николаевич Перовский (отец Софьи) получил новое назначение - вице-губернатором в Псков, куда и переехал вместе с семьей из Санкт-Петербурга. Они поселились в одном из лучших по тому времени деревянных домов, владельцем которого был купец Курбатов. Софье тогда исполнилось три года. Вместе с сестрой она жила в мезонине, в большой комнате, выходящей окнами на улицу. Около дома был сад, огороженный невысоким деревянным забором. В саду была деревянная баня и пруд, где разводили карасей. Семья Перовских прожила в Пскове два года - в 1859 году Лев Николаевич получил перевод в Симферополь.
Несмотря на то, что Соня родилась и воспитывалась в родовитой дворянской семье, по какой-то причине ее интересы и мировоззрение довольно рано и очень сильно разошлись с привычными взглядами на жизнь людей ее круга. В 1870 произошел разрыв с семьей г. она ушла из дома. С. Л. Перовская принимает активное участие в "хождении в народ", пропагандистской работе среди рабочих. Она привлекалась к суду, была арестована и отправлена в ссылку. Сбегает оттуда, переходит на нелегальное положение, принимает активное участие в подготовке покушений на Александра II в 1879 и 1880 годах. В 1881 году после очередного покушения на царя, в результате которого он был убит, она вместе с другими участниками покушения, была арестована и приговорена к смертной казни. Она стала первой женщиной в России, казненной по политическому делу.

 

Ну да возвращаясь непосредственно к дому, нужно отметить, что он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был впоследствии восстановлен в первоначальном виде. Вследствие приспособления здания под поликлиннику внутри была проведена перепланировка, заменены перекрытия и деревянные части декора. Утрачена старинная ограда, не сохранился двор, дворовые постройки и благоустройство. В настоящее время - это памятник архитектуры федерального значения и жилой дом. Периодически возникают разговоры о необходимости его реставрации, но воз пока и ныне там....

Музыкальная школа.

Псковичам хорошо знакомо это здание по улице Советской, 44. До революции здесь был банк, в советское время - кинотеатр «Родина», полуподвал занимал аптечный склад. Теперь из всех окон звучит музыка.
А начиналось все с трех комнат в помещении музея революции (ул. Некрасова, 9). В этих комнатах стояло три рояля, работали 12 преподавателей и обучались 90 детей по классу скрипки, фортепиано и сольного пения.
Официальное открытие датировано 8 ноября 1927 года, а уже в феврале 1928 года, после 3 месяцев занятий, школа давала в городе свой первый концерт.
Условия работы были сложные, но энтузиазм педагогов и детей был огромный. За 14 лет, до начала войны, школу окончили около 300 учеников.
В 1945 году все начинали сызнова и все те же люди: первая со времен НЭПа псковская пианистка М.Е.Барбашинова и вокалистка, ученица итальянского профессора Сонки, Е.П.Савченко.

Возглавили восстановление школы ленинградцы: потомственный музыкант, племянник А.К.Лядова, Евгений Иванович Помазанский, ставший директором, и ученик Н.А.Римского-Корсакова В.И.Яшнев. Все учащиеся первых послевоенных лет дружно вспоминают о том высоком творческом накале, которым горели эти немолодые люди, созидавшие Псков музыкальный.
Постепенно в школе открывались новые классы по специальностям скрипки, духовых инструментов, баяна.
До открытия в Пскове в 1960 году музыкального училища школа была главным музыкальным центром всей области.
24 декабря 1987 года Псковской детской музыкальной школе № 1 было присвоено имя выдающегося русского композитора и педагога Н.А.Римского-Корсакова.
Педагогический коллектив придает большое значение изучению творческого наследия композитора и его современников. Школу неоднократно посещала внучка композитора Татьяна Владимировна Римская-Корсакова. Учащиеся и преподаватели выступали в музее композитора в Санкт-Петербурге, Тихвине, являются постоянными участниками вечеров памяти Н.А.Римского- Корсакова в Вечаше.

Коллектив школы явился учредителем городского конкурса имени Н.А.Римского-Корсакова, в котором принимают участие лучшие учащиеся городских музыкальных школ, ДШИ и ППК по всем специальностям. Конкурс стал традиционным, в 2013 году он прошёл уже в одиннадцатый раз.
Первая музыкальная школа имеет прекрасные традиции, высокий творческий и образовательный потенциал. В настоящее время в школе работает 50 преподавателей и 20 человек административно-технического персонала. 44 работника имеют высшее профессиональное образование, 27 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. Более половины педагогического коллектива ДМШ № 1 - её бывшие выпускники.
В ДМШ № 1 обучается 500 учащихся по различным специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, гусли, гитара, духовые инструменты. За последние 20 лет школу окончили около 1800 учащихся.
Многие выпускники ДМШ № 1 стали педагогами, артистами, оркестрантами, музыковедами, работают в различных городах России и за рубежом. Большинство преподавателей псковских музыкальных и общеобразовательных школ, псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова выпускники первой музыкальной школы.

Благодаря тому, что школа располагается в старинном здании, построенном в стиле «модерн» ещё в 1910 году, имеет изысканную архитектуру, красивое фойе на 2 этаже, учащиеся развиваются не только музыкально, но и развивают эстетический вкус.
В школе работают замечательные преподаватели. Одной из лучших признана преподаватель фортепианного отделения Чудина Ирина Александровна. Она выиграла Всероссийский конкурс на звание «Лучший преподаватель детской школы искусств» в 2011 году единственная от Псковской области. А в 2012 году Ирине Александровне присвоено звание Заслуженный работник культуры РФ. Одним из лучших учащихся является ученик 7 класса оркестрового отделения Андреев Юрий, который в 2012 году стал лауреатом Общероссийского конкурса «Молодые дарования России».
Гордостью школы являются наши выпускники, которые успешно учатся в средних специальных и высших специальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы.
 

Некоторые из них принимают участие в традиционном рождественском концерте «Юные дарования Псковщины» с участием Симфонического оркестра Псковской областной филармонии (Волов Никита, Сильченкова Валентина, Леничко Иван, Федотов Борис и др.). Эти же выпускники являются стипендиатами Губернатора Псковской области.


Учащиеся ДМШ № 1 являются постоянными участниками городских, областных, региональных и международных конкурсов, олимпиад, фестивалей, занимают призовые места, показывают хороший исполнительский уровень. Многие из учащихся являются стипендиатами Государственного комитета Псковской области по культуре.
Детская музыкальная школа № 1 имени Н.А. Римского-Корсакова оказывает значительное влияние на культурную жизнь нашего города. Коллектив учащихся и преподавателей принимает активное участие в проведении всех общегородских музыкальных фестивалей и праздников, тематических дней и декад. Ежегодно проводится свыше 100 концертов для различных категорий слушателей.

За 90 лет создано учебное заведение, хранящее и развивающее культурное наследие. Коллектив школы всегда будет верен богатым музыкальным традициям города Пскова.

Палаты Меньшиковых.


В 17 веке на Романовой горке велось оживленное строительство каменных зданий. Именно в это время появись здесь четыре внушительных здания, окруженные многочисленными хозяйственными постройками. Это и были палаты купцов Меньшиковых.

 

ПЕРВЫЕ ПАЛАТЫ МЕНЬШИКОВЫХ. Первые палаты были построены купцом Семеном Меньшиковым. Это каменное трехэтажное здание со сводчатыми перекрытиями помещений. Сохранились лестницы внутри массивных стен и древнее крыльцо на восточном фасаде. По всей видимости, у здания было еще два деревянных верхних этажа.Первый и второй этажи предназначались для складских помещений, в которых хранились товары для торговли. Третий этаж служил для приема гостей. Здесь было два просторных помещения: столовая и «веселая палата», которая служила для потех и развлечений после пира. Многочисленные комнаты – горницы, светелки, спальни – располагались на верхних этажах.

Отличительная особенность первых палат Меньшиковых - это два крыльца: парадное и ведущее во внутренний двор с хозяйственными постройками. Над западным парадным крыльцом располагалось каменное гульбище. Гульбище представляет собой наружную террасу или галерею, примыкающую к зданию. Это характерный элемент древнерусской архитектуры. Над восточным крыльцом также было устроено деревянное гульбище, выходящее из сеней третьего этажа.Однако, несмотря на красивые крыльца, гульбища и верхние деревянные этажи с вышками, общий облик здания был довольно суровым и мрачным. Такое впечатление создавали массивные стены из камня, небольшие проемы для окон и тяжелые железные ставни.Последним владельцем первых, а также четвертых Меньшиковых палат в начале 20 века был псковский купец Сутоцкий Илья Иванович. Именно поэтому это здание называют также «первым домом Сутоцкого».

ВТОРЫЕ ПАЛАТЫ МЕНЬШИКОВЫХ. Вторые палаты Меньшиковых особенно выделяются среди псковских зданий своей нарядностью и красотой.Они были построены сыном Семена Меньшикова Фомой во второй половине 17 века. Судя по всему, Фома Меньшиков был очень зажиточным купцом, любил демонстрировать свое богатство и щедрость, принимать гостей, устраивать пышные пиры и развлечения. Все это ярко прослеживается как во внешнем виде палат, так и в их планировке и внутреннем убранстве.У входа в палаты раскинулось большое каменное парадное крыльцо с колоннами и лестницами с обеих сторон. Оконные наличники были украшены затейливыми резными орнаментами. Особенно красиво были оформлены окна в комнатах для приема гостей.Все помещения для гостей были тщательно продуманы и устроены с удобством и роскошью. Просторная столовая палата располагалась на втором этаже. Из столовой был ход во двор, где находилась поварня, и в погреб с винами.Столы были расположены близко к окнам, в форме буквы «П». Это позволяло гостям видеть всю комнату и входящих в нее людей. Солнечный свет, в изобилии проникающий сквозь окна, падал на столы, уставленные богатыми яствами и сосудами с вином. Вечером столовую освещали паникадила, подвешенные к укрепленным в своде кольцам. У одной глухой стены находилась изразцовая печь, у другой – огромный киот с иконами.«Веселые» или «потешные» палаты занимали большую часть третьего этажа. Это были два совершенно свободных просторных помещения, только дубовые лавки тянулись вдоль стен, а в углу каждой комнаты стояла расписная богато украшенная печь. Было здесь и широкое деревянное гульбище.
Горницы для домочадцев были устроены в верхних деревянных этажах с гульбищами, чердаками и вышками.

ТРЕТЬИ ПАЛАТЫ МЕНЬШИКОВЫХ.Третьи палаты Меньшиковых расположены несколько обособленно. Вероятно, они были построены кем-то из младших купцов Меньшиковых. С остальными палатами это здание связано подземным ходом. Внутренняя планировка третьих палат сходна со вторыми палатами, но здание отличается небольшими размерами.В 19 веке среди псковичей возникла легенда о том, что в этих палатах жила Марина Мнишек. Их так и стали называть – «дом Марины Мнишек». Однако, это всего лишь легенда, не имеющая исторического подтверждения.

ЧЕТВЕРТЫЕ ПАЛАТЫ МЕНЬШИКОВЫХ. Четвертые палаты Меньшиковых были построены в конце 17 века. Их здание расположено во внутреннем дворе, напротив первых палат.
Третьи и четвертые палаты Меньшиковых представляют собой каменные двухэтажные постройки. Четвертые палаты имеют два древних крыльца с северной и западной стороны..

К сожалению, историческая участь палат Меньшиковых оказалась достаточной трагичной. Здания пострадали при пожаре 1610 года: сгорели верхние деревянные этажи и перекрытия. Палаты были проданы, а их хозяева менялись вплоть до начала 20 века.Долгое время Меньшиковы палаты были заброшены и находились в полуразрушенном состоянии. Но в настоящее время здания восстановлены и отреставрированы.

После реставрации Меньшиковы палаты снова привлекают жителей и гостей Пскова. Сейчас в палатах располагается картинная галерея, а также цветочные и сувенирные магазины.

Здесь расположилась галерея наивного искусства, открытая псковским музеем-заповедником. На выставке представлена наиболее ценная часть коллекции произведений наивных художников. Это картины, созданные самодеятельными живописцами без профессионального художественного образования. Наивные художники независимы от конкретных школ и направлений изобразительного искусства, что позволяет им реализовывать на полотнах свои творческие замыслы с особенной непосредственностью, ясностью и чистотой. Посетить выставку можно совершенно бесплатно.
Особенной популярностью пользуются Меньшиковы палаты при организации свадеб. Здесь есть зал для церемонии бракосочетания. Кроме этого, молодожены часто приезжают сюда, чтобы сделать фотографии на фоне красивейших древних зданий.

Также в здании палат действуют магазины цветов и сувениров. Выбор цветов и комнатных растений здесь действительно прекрасен. В сувенирном магазине можно приобрести альбомы, открытки, традиционные кованые и керамические изделия, картины, открытки и, конечно, сувениры на память о городе Пскове.Очевидно, что архитектурный памятник используется сейчас больше для практических целей. Но, несмотря на это, побывавшие здесь люди говорят о том, что это место стоит посетить прежде всего из-за его исторической ценности. Посетители смогут почувствовать здесь дух псковской старины, познакомиться с купеческим бытом и полюбоваться уникальной красотой древних строений.

Дворянское собрание.

В Пскове, как в любом губернском городе, имелось своё Дворянское собрание. Дом собрания располагался на Великолуцкой улице (ныне Советская, 52). Строительство особняка по проекту придворного архитектора Николая I Константина Тона (храм Христа Спасителя в Москве – его детище) началось в 1839 году и заняло шесть лет.

В XIX веке Дворянское собрание в Псковской губернии, существовавшее ещё с 1778 года, решило построить собственное здание для заседаний и приёмов. Для этого дворяне установили самообложение (по 80 копеек за каждую ревизскую душу крепостных) и учредили "Комитет о построении в городе Пскове Дворянского дома", в который стали поступать собираемые деньги. 4 марта 1832 года псковский уездный предводитель дворянства Николай Яхонтов, исполнявший обязанности и губернского предводителя (отец будущего поэта Александра Яхонтова), обратился к губернатору с просьбой "предписать кому следует об отводе для сего приличного места, буде таковое имеется".

Губернский землемер Иванов сообщил, что свободных казённых мест для такой постройки в Пскове нет, поэтому дворянству пришлось приобрести часть домовладения отставного штаб-ротмистра помещика Гаврила Назимова, выходившего на две улицы - Великолуцкую и Губернаторскую (Советскую и Некрасова).

В 1834-м в МВД отклонили проект "дворянского гнезда" архитектора Ломони, работавшего на постройке полковых штабов (будущих Иркутских казарм на Кохановском бульваре), указав, что план и фасад напоминают дом для биржевой залы. В столице не приняли и другие проекты, составленные Макаровым, Дурново, Уткиным. Наконец, в январе 1839 года губернский предводитель дворянства Николай Креницын представил в министерстве чертежи и смету (на 180 тысяч рублей), подготовленные Константином Тоном. Проект одобрили.

15 декабря 1843 года дворянство съехалось в новый дом, не совсем ещё отделанный, и присутствовало при освящении и окраплении оного святою водой", - гласят архивные документы. Предводители и депутаты дворянства отмечали, что "новый дворянский дом постройкою кончен, хотя его превосходительство (губернатор) имел честь два раза принимать в нем благородное дворянство, но оный не совсем еще отделан внутренно, комнаты не расписаны, кроме портрета Государя Императора, люстр и стенных подсвечников, нет никакой мебели и других нужных украшений".

Надо сказать, что заседания дворян не отличались жёсткой регулярностью. Ежемесячно проходило от 2 до 20 собраний. Большинство обсуждаемых тем касались вопросов, связанных с внесением дворян в родословную книгу. Помимо прочего, представители дворян от уездов каждые три года собирались в Пскове для выборов губернского и уездных предводителей дворянства, а также своих депутатов в государственные, сословные и судебные органы. Иногда проходили чрезвычайные собрания. Кроме того, в залах проходили заседания и съезды псковских общественных организаций, выставки, публичные лекции, педагогические курсы, балы и новогодние ёлки, концерты, маскарады и благотворительные вечера.

Важной страницей в истории дома дворянского собрания стало появление в губернии с 1865 года земских учреждений. Большинство губернских гласных были дворянами, а на сессиях губернского земского собрания председательствовал губернский предводитель дворянства. С его согласия эти ежегодные и чрезвычайные сессии проводились в залах дворянского дома, а губернская земская управа расположилась на третьем этаже здания. Постепенно, по мере создания новых отделов управы, она получила помещения во всем здании. В частности, в 1895-1907 годах там размещалось статистическое бюро земства во главе с экономистом Кисляковым.

Приезд в Псков Ленина, известного местным статистикам по фундаментальному труду "Развитие капитализма в России", всколыхнул статистическое бюро и позволил выкристализовать ядро будущей псковской искровской группы. Ленин неоднократно встречался с псковскими статистиками в помещении бюро, на конспиративных совещаниях, в общественной библиотеке…

Прибывший по вызову Ленина Пантелеймон Лепешинский возглавил псковскую группу содействия газете "Искра", в которой активно работали местные статистики. Они использовали помещение бюро в качестве места для конспиративной явки. В 1902 году редакция "Искры" сообщала из-за границы в Москву: "Адрес Псковича - Статистическое бюро, спросить Лепешинского. Пароль: "Я лучший друг Вашего приятеля".
10 ноября 1859 года псковское дворянство принимало в своём особняке императора Александра II, а 9 августа 1903 года собрание посетил Николай II. В апреле 1874 года две комнаты на втором этаже здания отвели под создаваемый археологической комиссией музей. На третьем этаже до 1881 года бесплатным помещением пользовалась Псковская публичная библиотека. В 1920-е годы в бывшем доме Дворянского собрания находился губернский суд.

Разрушения времён Великой Отечественной вызвали полную реконструкцию здания, произведенную в 1950-1954 годах по проекту архитектора Жанны Трониной. От старой постройки сохранились основные габариты плана и этажность. Таким образом, дом, построенный после войны на фундаментах не сохранившегося дворянского особняка, не имеет к архитектуре Тона почти никакого отношения.

В настоящее время здание представляет собой П-образную в плане постройку, обращённую, как и прежде, на Советскую улицу. При его восстановлении Псковский облпотребсоюз приспособил здание под общежитие кооперативного училища, в связи с чем значительно изменены центральная часть фасада и внутренняя планировка помещения. В частности, при этом утрачен большой зал для заседаний псковского губернского дворянства и земства, использовавшийся для концертов, лекций и балов.

 

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19 Начало строительства: 1535 год Окончание строительства: 1536 год

Старинную церковь Николая Чудотворца считают выдающимся памятником псковского зодчества XVI века. Место, где она стоит, находится в Среднем городе. В прежние времена возле храма простиралось обширное болото, которое называли «всосом» или «усохой». Живописная церковь несколько веков была градостроительной доминантой Великой улицы Пскова (ныне – Советской). Она украшает центральную часть города и в наши дни, привлекая много верующих и туристов.

Место, где возвышается Никольская церковь, в Средние века принадлежало Опочскому концу Пскова. «Концами» в те времена называли разные районы вольного города. Они управлялись вече, а во главе «концов» которых стояли старосты. Построенные в псковских районах храмы именовали «кончанскими». Такой же статус имела и церковь Святителя Николая.

Первый храм на Усохе появился в 1371 году. Предполагают, что он был деревянным. Возле него располагалась территория кончанского погоста. Этот храм простоял более полутора веков, неоднократно горел на пожарах и за ветхостью был сломан

2. Церковь Василия Великого на Горке.

Место, где стоит храм, занимает возвышенное положение. Этот был холм над заболоченным правобережьем Великой, а у его подножья протекал небольшой ручей Зрачка – правый приток реки. Сегодня ручья не увидеть, так как его пойма давно засыпана, и здесь проходит Пушкинская улица.

Первый деревянный храм на возвышенном островке над болотом поставили в 1337 году. Средства на него были выделены купцом Кристофером Карелом Долом, немцем по происхождению. Он приехал в город из своей вотчины – Гдова, в Пскове крестился, взяв имя Василий, поэтому вновь срубленную церковь освятили в честь архиепископа Кесарии Каппадокийской, богослова, Святителя Василия Великого. По распоряжению набожного Дола южный придел храма посвятили небесному покровителю купеческого сына – Алексию Человеку Божию.

Псков занимал пограничное положение и охранял северо-западные рубежи России, поэтому в городе постоянно велось строительство оборонительных сооружений. В 1375 году вдоль берега Зрачки поставили укрепленную стену Среднего города, а напротив деревянной церкви построили Васильевскую башню со звонницей. Это было место, где висел большой «сполошный» колокол, оповещавший псковичей о пожарах и наступлении врага. В 1581 году набатный звук Васильевского колокола предупредил горожан, что к Пскову приближается войско Речи Посполитой под руководством короля Стефана Батория.

Духовная семинария.

Духовная семинария на Великолуцкой улице (ныне Советская, 21) являлась одним из старейших учебных заведений Пскова. Она была создана на базе существующих с 1733 года греко-латинских классов, которые размещались в одном из приделов Троицкого собора.

В 1738 году для семинарии (тогда ещё Славяно-Латинской школы) построили двухэтажное здание рядом с подворьем Псково-Печерского монастыря.

Между 1746 и 1752 годом школа в официальных бумагах стала именоваться Семинарией.

В конце 1770-х годов первоначальный дом Семинарии погиб в огне. Но не было бы счастья, да несчастье помогло, поэтому через некоторое время, помимо восстановленного учебного здания, на территории появилась конюшня с каретником, ледник с магазином и кухня с хлебней. Чуть позже – в начале XIX века построили и Училищный дом – для проживания воспитанников.

Однако помещений всё равно не хватало, их недостаток и побудил семинарское управление обратиться к архиепископу Евгению (Болховитинову) с предложением расширить владения. Его начинание продолжил Евгений II (Казанцев). Архиепископ добрался до комиссии духовных училищ при Синоде, где ему выдали разрешение на покупку семинарией за счёт собственных средств деревянного дома на каменном основании. Особняк, принадлежавший жене инспектора Псковской врачебной управы Ефима Яворского, обошёлся семинарии в 6,5 тыс. рублей.

Некоторое время дом Яворских, отданный во владение семинарии, удовлетворял нуждам заведния, но в 1840 году снова встал вопрос о строительстве нового здания. Получив разрешение на строительство, руководство епархии обратилось за разработкой проекта и сметы к академику архитектуры, профессору Петербургской Академии художеств Аполлону Щедрину.

Новое двухэтажное здание возвели на месте бывшего дома Яворских. На первом этаже разместилась квартира ректора и больница на 25 человек. На втором – пять учебных классов. Здания старой Семинарии и Училища в начале 1900-х соединил центральный двухэтажный корпус, где находились столовая и спальня. Со стороны Великолуцкой устроили чугунную ограду с кирпичными пилонами. В 1960-е годы кованые решётки, когда-то отделявшие воспитанников семинарии от мирских соблазнов, снесли.

При перестройке начала XX века петербургский архитектор Павловский надстроил центральный корпус купольным завершением (двусветный зал) – во имя домовой церкви Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

14 (26) декабря 1891 года в этой церкви принял монашеский постриг преподаватель Василий Белавин - будущий Святейший Патриарх Тихон. В память об этом 26 декабря 1997 года на здании установили мемориальную доску. Ещё до перестройки на фасаде была надпись: "Господи! Во свете Твоем узрели свет".

После революции 1917-го в связи с отделением церкви от государства Духовную семинарию вместе с домовым храмом ликвидировали. В помещениях разместили Морской пограничный отряд Объединённого государственного политического управления (ОГПУ), так как по Псковскому и Чудскому озерам проходила граница с Эстонией, а моряки псковского морпогранотряда несли охрану границы. Во время Великой Отечественной войны здание уцелело, и в нём обосновался Псковский педагогический институт (затем – университет). Сейчас в бывшем здании Духовной семинарии учатся будущие психологи, биологи и учителя начальных классов.
В 2009 году появилась идея воссоздания домовой церкви в корпусе университета, которую поддержала администрация области, ректор ПГПУ Александр Гоголевский и руководство естественно-географического факультета. 18 августа этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл церемонию малого освящения возрождённого храма Трёх святителей.

Дом Софьи Перовской.

Дом расположен в самом центре города на улице Советской (бывшей Великолуцкой). Дом №42, больше известном как "дом Софьи Перовской". Интересен он прежде всего тем, что это единственный сохранившийся в Пскове памятник классицизма, построенный в дереве на основе образцового проекта начала XIX в. Но поскольку дом носит имя известной революционерки и бомбистки Софьи Перовской (1853 - 1881).Заказчик и история строительства этого дома доподлинно не известны. Исследователи полагают, что здание было построено в первой половине XIX в. по "образцовому", т.е. говоря современным языком по "типовому", проекту. Не исключено, что был использован "образцовый" фасад N 60 серии 1809 года, 2-й альбом, архитектор А.А.Михайлов. Здание впервые встречается на плане Пскова 1857 года.

В 1856 году Лев Николаевич Перовский (отец Софьи) получил новое назначение - вице-губернатором в Псков, куда и переехал вместе с семьей из Санкт-Петербурга. Они поселились в одном из лучших по тому времени деревянных домов, владельцем которого был купец Курбатов. Софье тогда исполнилось три года. Вместе с сестрой она жила в мезонине, в большой комнате, выходящей окнами на улицу. Около дома был сад, огороженный невысоким деревянным забором. В саду была деревянная баня и пруд, где разводили карасей. Семья Перовских прожила в Пскове два года - в 1859 году Лев Николаевич получил перевод в Симферополь.
Несмотря на то, что Соня родилась и воспитывалась в родовитой дворянской семье, по какой-то причине ее интересы и мировоззрение довольно рано и очень сильно разошлись с привычными взглядами на жизнь людей ее круга. В 1870 произошел разрыв с семьей г. она ушла из дома. С. Л. Перовская принимает активное участие в "хождении в народ", пропагандистской работе среди рабочих. Она привлекалась к суду, была арестована и отправлена в ссылку. Сбегает оттуда, переходит на нелегальное положение, принимает активное участие в подготовке покушений на Александра II в 1879 и 1880 годах. В 1881 году после очередного покушения на царя, в результате которого он был убит, она вместе с другими участниками покушения, была арестована и приговорена к смертной казни. Она стала первой женщиной в России, казненной по политическому делу.

 

Ну да возвращаясь непосредственно к дому, нужно отметить, что он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был впоследствии восстановлен в первоначальном виде. Вследствие приспособления здания под поликлиннику внутри была проведена перепланировка, заменены перекрытия и деревянные части декора. Утрач


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.