Контролирующий Родитель, насаждающий запрет — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Контролирующий Родитель, насаждающий запрет

2020-06-05 111
Контролирующий Родитель, насаждающий запрет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родитель Благожелательный Неблагожелательный
Безумный Ребенок матери Крестная мать, фея Мама-ведьма
Безумный Ребенок Отца Веселый великан Папа-людоед

Стопоры насаждаются в возрасте, когда родители кажутся маленькому мальчику или девочке волшебниками. Та часть материнского Я, которая налагает запрет (Контролирующий Родитель или Ребенок) в разговорной речи именуются " крестной матерью, феей ", если она благожелательна, и «мамой-ведьмой», если нет. В некоторых случаях самым подходящим кажется выражение " Безумный Ребенок матери ". Аналогично Контролирующий Отец называется " веселым великаном ", «папой-людоедом» или " отцовским Безумным Ребенком " — смотря какое выражение кажется наиболее подходящим.

 

В. "Толчок"

В раннем возрасте побуждение стать Неудачником всегда в сопровождении «ха-ха».

Толчок — это голос Родителя, нашептывающий Ребенку в самый критический момент: всегда думай о сексе и деньгах, не упускай случая. Демон в Родителе, и демон в ответе Ребенка. Потом Родитель быстренько меняет позицию, в результате Ребенок попадает впросак. "Опять ты обделался", — говорит ликующий Родитель, и Ребенок отвечает: "Ха-ха!", улыбаясь так, будто хватанул уксуса.

 

Г. Электрод

Толчок исходит от Ребенка в отце или матери и закрепляется в Родителе ребенка (РРе на рис. 7).

Здесь он действует как «положительный» электрод, вызывая автоматическую реакцию. Когда Родитель в его сознании (РРе) нажимает на кнопку, он подпрыгивает: говорит что-нибудь глупое, ведет себя неуклюже, выпивает еще рюмочку или ставит все на следующий забег, ха-ха.

Происхождение запретов не так ясно, но они тоже размещены в РРе, где действуют как «отрицательный» электрод: не дают делать определенные вещи, например ясно и отчетливо говорить или думать, и не позволяют заходить слишком далеко в сексе или веселье. Многие испытывали внезапное охлаждение на самом пике полового возбуждения или наблюдали улыбку, которая внезапно исчезает, словно кто-то в голове щелкнул тумблером. Из-за подобного воздействия РРе, или Родитель в Ребенке, называется «Электродом».

Электрод — серьезное испытание для терапевта.

Врач, в союзе со Взрослым пациента, должен нейтрализовать действие электрода, чтобы Ребенок получил разрешение жить свободно и действовать спонтанно, противостоять родительской программе и угрозам родителей, если он их ослушался.

Это достаточно трудно, даже когда запреты изложены относительно мягко, но, если их произносит ведьма или людоед, лицо которого искажено от гнева, голос пробивает защиту, выстроенную в детском сознании, а рука уже занесена, чтобы ударить ребенка по лицу, требуются огромные терапевтические усилия.

 

Д. «Мешки» и кое-что еще

Если ребенок оказался зажат между противоположными запретами, он принужден давать такой ответ, каким бы неудачным или несоответствующим он ни был. Ребенок отвечает на что-то в собственной голове, а не на внешние обстоятельства, и о таком ребенке говорят, что он " попал в мешок ".

Если вместе с ним в «мешок» сунули талант и подкрепили его предписанием добиться развязки Победителя, это превратится в " мешок Победителя ".

Большинство людей в «мешках» — Неудачники.

В сущности, когда человек вырывается из своего «мешка», начинает действовать предписание относительно развязки его сценария. Он способен оставить это предписание в «мешке» вместе со сценарным аппаратом родителей, тогда он становится подлинным хозяином самому себе и способен определять собственную судьбу.

Но самому пациенту без оценки со стороны трудно решить, кто он такой: бродяга или свободный человек, гневный бунтарь или вообще шизофреник, который из «мешка» попал в бутылку да еще и заткнул за собой пробку.

 

Е. Заповеди

"Естественный" Родитель заботится о ребенке и защищает его. Оба родителя в глубине души желают ребенку добра. Они подталкивают ребенка в том направлении, которое, согласно их видению мира и их представлению о жизни, принесет ему благополучие и успех, передают ему полученные от своих родителей заповеди: "Работай на совесть!", "Будь хорошей девочкой!", "Экономь деньги!" и "Никогда не опаздывай", "Не ешь крахмал!", "Никогда не садись на унитаз в общественном туалете!" или "Мастурбация истощит твой спинной мозг!", "Не суди о людях по внешности!".

Поскольку заповеди исходят от Заботливого Родителя, а сценарные запреты — от Контролирующего Родителя или Безумного Ребенка, возникают противоречия. Эти противоречия бывают двух типов:

Внутренние противоречия исходят от двух различных состояний Я одного родителя. Родитель отца говорит: "Экономь деньги", тогда как его Ребенок подбивает: "Поставь все на этот кон".

Если же один родитель говорит: "Экономь деньги", а другой приказывает все спустить в игре, это внешнее противоречие.

Сценарные запреты даются матерью, которая детскому сознанию представляется волшебницей, и имеют могущество и прочность колдовского заклятия; а заповеди он слышит от благожелательной, много работающей домохозяйки и воспринимает их только как совет. Сценарные запреты всегда побеждают.

Попытка действовать в соответствии с «плохим» сценарием и одновременно с благожелательным антисценарием может привести к очень странному поведению, как у девушки, которой сердитый Родитель отца часто говорил: "Чтоб ты сдохла!", в то время как беспокойный Родитель матери постоянно напоминал, что нужно носить галоши, чтобы не промочить ноги. Прыгнув с моста в реку, она предварительно надела галоши. Антисценарий определяет стиль жизни человека, а сценарий управляет его судьбой. Если они вступают в противоречие, то сразу бросаются в глаза. Настоящие люди сами принимают решения, а искусственные ждут подарков судьбы.

 

Ж. Родительские образцы

Отец волен давать предписания, но осуществляет контроль за их исполнением мать, а материнский Взрослый помогает их осуществить в жизни.

В случае с мальчиком сценарий и образец скорее скажется в выборе профессии. Осуществится или нет, зависит от материнского программирования. Но в любом случае предлагает образец именно отец. Сын может пойти против желания матери, избрав профессию по примеру отца. Возможно, это подлинный вызов, или антисценарий. Сын выступает против высказанного пожелания материнского Родителя или Взрослого, но в соответствии с невысказанной, но явной радостью ее Ребенка.

Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец — от родителя того же пола. В любом случае образец — это путь для осуществления сценарных директив.

 

З. Демон

Демон — это шутник в жизни человека и джокер в психотерапии. Как бы тщательно ни составлял свои планы человек, в решающий момент появится демон и расстроит их — со своими вечными ужимками и «ха-ха».

Впервые демон возникает возле высокого детского креслица, когда малыш разбрасывает еду по полу и ждет, что сделают в ответ родители.

· Если они отнесутся к происшествию добродушно, демон будет продолжать озорничать, возможно, перейдя к шуткам и розыгрышам.

· Если родители накажут ребенка, его демон затаится, готовый в подходящий момент выскочить и бросить с размаху человеческую жизнь, как когда-то бросал на пол еду.

 

И. Разрешение

Программирование осуществляется преимущественно в отрицательной форме. Каждый родитель забивает голову ребенка ограничениями. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, в то время как разрешения дают возможность свободного выбора. Разрешения не грозят ребенку неприятностям, потому что не связаны с принуждением.

Быть красивой (или иметь успех) — вопрос совсем не анатомии, а родительского разрешения. Дети совершают поступки для кого-то: мальчик – для матери, а девочка — для отца. Делать для кого-то и учиться у кого-то — вот в чем истинное назначение сценарного аппарата. Как уже отмечено, дети делают это обычно для родителей противоположного пола, а учатся у родителей того же пола.

Разрешение — главное терапевтическое орудие сценарного аналитика, потому что предоставляет единственную возможность освободить пациента от родительских запретов. Родитель пациента при этом слышит: " Оставь его в покое ".

В положительном разрешении, или лицензии, "Оставь его в покое" означает " Позволь ему это сделать ". Таким образом запрет снимается. Одно из самых важных разрешений — это лицензия перестать делать глупости и начать думать.

Отрицательное разрешение, или внутреннее освобождение, означает: " Перестань побуждать его делать это ". Это устраняет провокации. Вся концепция разрешения как терапевтического средства заключается в словах игрока: " Мне не нужно, чтобы кто-то велел мне перестать играть. Мне нужно разрешение перестать, потому что кто-то у меня в голове говорит, чтобы я продолжал ".

Одновременно положительные и отрицательные разрешения. Когда принц целует Спящую Красавицу, он одновременно дает ей разрешение проснуться и освобождает от проклятия ведьмы.

Важнейшее разрешение — это разрешение любить, изменяться и делать все хорошо.

 

К. Внутреннее освобождение

"Снятие проклятия", или внутреннее освобождение, — это устройство, которое позволяет устранить запрет и освободить пациента от его сценария, чтобы он мог вести себя самостоятельно в соответствии со своими собственными намерениями.

Внутреннее освобождение может быть ориентировано на события или на время.

· "Когда ты встретишь принца", "После твоей гибели в бою" или "После того, как у тебя будет трое детей" — это антисценарии, ориентированные на события.

· "Когда минуешь возраст, в котором умер твой отец" или "После того как проработаешь в фирме тридцать лет" — ориентировано на время.

 Напряженно работающий победитель

 

Л. Сценарное оборудование

Сценарное оборудование — это болты и гайки для сборки сценарного аппарата из набора "сделай сам" — частично предоставленного родителями, а частично добытого самим ребенком.

 

М. Побуждения и разговоры

То, что люди хотят делать, представляется им в зрительных образах, будто они крутят домашнее кино у себя в голове. А то, что они делают, определяют голоса, ведущие диалог у них в голове.

Цель сценарного анализа — освободить пациента, чтобы он смог открыть свой потаенный сад миру.

 

Н. Победители

Победители тоже могут быть запрограммированы. Вместо проклятия они получают благословение: "Живи долго!" или "Будь великим человеком!". Но несмотря на такой благожелательный контроль и на все разрешения, все равно существует демон, с которым приходится считаться. Если демон становится другом, а не врагом, человек добьется своего.

 

О. У всех ли есть сценарий?

Все получают в детстве определенную программу. Люди могут обрести независимость от сценария благодаря чрезвычайным внешним обстоятельствам, внутреннему освобождению или использованию антисценария. Ключом служат разрешения. Чем больше разрешений получил человек, тем меньше связывает его сценарий.

Среди тех, кто привязан к сценарию, можно выделить два типа:

1. Человек, руководимый сценарием. Он получил много разрешений, но прежде чем воспользоваться ими, должен выполнить сценарные предписания. Пример — человек, который много трудится, но способен развлекаться и отдыхать в свободное время.

2. Человек, одержимый сценарием. У него мало разрешений, и он должен любой ценой осуществить свой сценарий. Пример — алкоголик или наркоман, который должен на всех парах идти к своему концу. Люди, одержимые сценарием, обычно имеют трагические сценарии.

 

П. Антисценарий

Встречаются люди, которые поступают вопреки своему сценарию, делают прямо противоположное тому, чего от них "следует ожидать". Такие случаи нужно интерпретировать весьма осторожно, потому что существует несколько возможностей:

1. Человек живет в соответствии со своим антисценарием, и нынешний мятеж — просто "сценарный прорыв".

2. Напротив, человек жил в соответствии со сценарием и перешел на антисценарий.

3. Человек обнаружил средство для снятия проклятия и освободился от своего сценария.

4. Человек получил от родителей различные сценарные директивы и переходит от одной к другой.

5. Человек просто следует сценарной директиве, приказывающей ему быть бунтарем.

6. Человек отчаялся выполнить сценарий и сдался. Таковы многочисленные случаи депрессий и шизофренических срывов.

7. С другой стороны, возможно, человек освободился и "вышел за рамки сценария" собственными силами или с помощью терапевта, но этот случай следует строго отличать от "впадения в антисценарий".

Там, где свобода — это только «вызов», она иллюзорна. Переворот программы оставляет человека запрограммированным. Такой поворот, когда программу не разрывают, а просто выворачивают, называется антисценарием.

 

Р. Резюме

Сценарный аппарат Неудачника состоит из запретов, провокаций и проклятия. Это элементы сценарного контроля, и они надежно закрепляются в сознании к шести годам. Чтобы иметь возможность сопротивляться этому программированию, ребенок получает внутреннего демона и вдобавок иногда снабжается внутренним освобождением. Позже он получает возможность понимать лозунги, и это дает ему антисценарий. Тем временем он изучает образцы поведения, которые служат и сценарию и антисценарию. У Победителя аппарат тот же самый, но он лучше приспосабливается, у него обычно больше разрешений и потому он более независим от сценария. Но у всех людей сохраняется внутренний демон, приносящий неожиданное удовольствие или горе.

Следует отметить, что сценарные орудия — это параметры, которые задаются человеку, они указывают на пределы, которыми он ограничен. А образцы поведения, которые человек усваивает от родителей, включая их игры, указывают ему, как в реальности структурировать свое время. Таким образом, сценарий — это завершенный план жизни, указывающий границы и структурирующий то, что внутри них находится.

 

ДЕТСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

А. Сюжеты и герои

Возраст от шести до десяти лет называют латентным периодом. Это двигательная стадия, когда ребенок старается как можно больше увидеть. Пока что в его распоряжении только набросок будущего сценария. Однако оснастив свой сценарий аппаратом, он превратится в человека, имеющего цель жизни. В сказках его интересуют уже люди.

Ребенок может изменить свои намерения в возрасте 5 – 6 лет:

· его ограниченный жизненный опыт подскажет ему решение умереть молодым;

· чтобы не рисковать, никогда больше никого не любить;

· что жизнь и любовь стоят риска.

Как только он знает, кто он такой, начинает присматриваться к миру, задавая себе вопрос: "Что происходит с такими людьми, как я?" Проще всего подыскать сюжет или схему, к которой подойдет весь его сценарный аппарат; ему нужен герой, способный указать путь.

Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание.

В конечном счете он получает то, что искал:

а) героя, на которого он хотел бы походить;

б) злодея, которого мог бы простить;

в) тип человека, каким он хотел бы стать;

г) фабулу — набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;

д) набор персонажей, тех самых, кто мотивирует переключения;

е) характер — набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.

По этой причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.

 

Б. Излюбленные чувства

В этот же период ребенок знает, что большинство чувств в семье встречают равнодушно или с осуждением, а какое-то одно — заслуживает одобрение и приносит осязаемые результаты. Именно оно-то и станет его отмычкой. Чувство, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.

Излюбленное чувство усваивают от родителей. Пациент, излюбленное чувство которого вина, мог бы вместо него иметь гнев, если бы родился в другой семье. Каждый будет защищать свое излюбленное чувство как естественное или даже неизбежное в подобных обстоятельствах. Правда же в том, что ни одна из реакций не «естественна»: каждую дети взяли на вооружение в раннем детстве.

Следовательно, во всех играх, в которые играет наш пациент, он стремится получить выплату в виде своего излюбленного чувства.

Каждый участник терапевтической группы шокирован мыслью о том, что его излюбленное чувство — не естественная, универсальная и неизбежная реакция на ситуацию, в которой он оказался.

 

В. Купоны

Психологические купоны — это валюта транзакционного вымогательства. Психологические купоны используются так же, как торговые.

Обычно их получают как косвенный результат обычных законных транзакций. Взрослый хочет получить свой «товар», а Ребенок с нетерпением ждет своего купона.

Психологические купоны — это своего рода память на эмоции, которая существует в виде электрических потенциалов, которые ходят по кругу; такой потенциал не исчезает, пока не произойдет внезапного разряда накопленной энергии.

Те, кто собирает психологические купоны, имеют свои излюбленные эмоции, и если им предлагают купоны других эмоций, они могут их не принять. В структурированных супружеских играх один супруг берет все купоны гнева, а другой — все купоны вины или недоумения, так что оба «выигрывают».

Некоторые перед сном перебирают все купоны боли или гнева, собранные за день; другие делают это реже; а третьи поступают так, только когда им скучно или нечего делать.

Некоторые ждут, когда им понадобится крупное оправдание и заранее подсчитывают все свои боли и обиды в надежде, что их достаточно, чтобы оправдать взрыв гнева, злобу или какое-либо другое драматичное проявление чувств. Есть люди, которые берегут все купоны; другие же предпочитают их тратить.

Люди любят демонстрировать свои коллекции чувств и говорить о них, обсуждать, у кого больше или меньше гнева, боли, вины, страха и т.д.

"Магазин", в котором «отоваривают» психологические купоны, имеет набор премий: маленькие, средние и крупные. За одну или две купонные «книжки» человек может получить небольшую премию вроде оправданной выпивки или сексуальной фантазии; за 10 «книжек» он получает в качестве премии попытку неудавшегося самоубийства или супружескую измену, а за сто «книжек» может получить большую премию: «бесплатно» получить свободу (развод, отказ от лечения, уход с работы), попасть в психлечебницу, покончить с собой или прикончить кого-нибудь.

Некоторые люди начинают понимать, что психологические купоны на самом деле не «бесплатны» и что за собирание таких купонов приходится платить одиночеством, бессонницей, повышением кровяного давления или неприятностями с пищеварением, и потому перестают их коллекционировать. Другие так никогда этого и не узнают. Третьи знают, но продолжают играть в игры и собирать выплаты, иначе их жизнь становится слишком скучной; поскольку они не видят подлинного оправдания своему образу жизни, им приходится удовлетворяться небольшими оправданиями за небольшие вспышки жизненности. Человек, собирающий купоны, рано или поздно за них расплачивается.

Есть люди, предпочитающие не играть в игры: они никого не провоцируют и не отзываются на провокационные ухищрения других. За счет сэкономленной энергии они готовы в нужное время и в нужном месте при встрече с подходящим человеком проявить свои истинные чувства.

Пациенту трудно отказаться от тяжело добытых психологических купонов. Это мешает выздоровлению, так как, чтобы выздороветь, пациент должен не только перестать играть, но и отказаться от удовольствия использовать накопленные прежде купоны. Обиды вообще должны перестать рассматриваться как обиды. Иначе, если возникнут новые обиды, купоны немедленно извлекут и начнут прибавлять к ним новые, чтобы получить новый выигрыш.

 

Г. Иллюзии

Для сценарного аналитика самыми важными являются неформальные, скрытые кодексы, специфические для каждой семьи. Иллюзии — это те самые "если только…" и "когда-нибудь…", на которых большинство людей строят свое существование. В сущности, Ребенок никогда не отказывается от иллюзий. Некоторые иллюзии являются универсальными и возникают в первые месяцы жизни. Они заменяются условными иллюзиями, принимая форму "если только": "Если только я буду вести себя хорошо, придет Санта Клаус".

С определенного возраста все человечество распадается на две части, два разных клана: одни проводят жизнь в ожидании Санта Клауса (Жизни), другие — Ригор Мортиса (Смерти). Таковы фундаментальные иллюзии, на которых основаны все сценарии: либо обязательно придет Санта Клаус и наградит Победителя, либо обязательно придет Ригор Мортис и решит все проблемы Неудачника.

Первый вопрос, который следует задать относительно иллюзий, таков: "Живете ли вы в ожидании Санта Клауса или Ригор Мортиса?"

Помимо последней награды (бессмертие) и последнего решения (смерть), существуют друге: лотерейный билет, продолжительная молодость, увечье, половое бессилие, преждевременная старость, и каждый такой дар освобождает человека от некоторых обязанностей.

Люди, ожидающие Санта Клауса, сберегают либо комплименты, чтобы показать, какие они хорошие, либо «мучения», чтобы показать, как они страдают, и тем самым вызвать его сочувствие; те же, которые ожидают Ригор Мортиса, сберегают купоны вины или сознания тщетности всего земного, чтобы показать, что они достойны Ригор Мортиса и встретят его с благодарностью.

В лучшем случае родительское предписание гласит: "Поступай правильно, и ничего с тобой не случится!" (Бог). В худшем случае в нем говорится: "Мир станет лучше, если ты убьешь определенных людей и таким образом станешь бессмертным, всемогущим и непобедимым"(Гитлер).

Чтобы пациенту стало лучше, иллюзии, на которых основана вся его жизнь, нужно развеять, чтобы он смог жить в реальном сегодняшнем мире, а не в его мире "если только" или «когда-нибудь». Это самая болезненная операция, какую приходится проводить сценарному аналитику: доказать пациенту, что в конечном счете никакого Санта Клауса не существует.

Иллюзии имеют широкий разброс:

· "Если будешь ежедневно опорожнять кишечник, будешь здоров и счастлив"

· "Если заболеешь сам, отведешь смерть от отца. Если же он умрет, то потому, что ты заболел недостаточно тяжело".

· "Если я принесу в жертву своих детей, моя мать выздоровеет"

· "Бог пошлет мне чудо, если я не буду испытывать оргазм".

Область подлинной самостоятельности представляет рационально действующего Взрослого, свободного от предубеждений и предрассудков Родителя, а также от свойственного Ребенку смешения желаемого с действительным, обозначена как В1.

Личность свободна:

Взрослый – принимает решения на основе собранных знаний и наблюдений.

Родитель – это усвоенные от родителей идеи и предпочтения о(воспитание).

Ребенок - усвоенные в детстве желания и вкусы.

Пока человек распознает и разделяет эти три области, он самостоятелен: знает, что значит быть взрослым и практичным, знает, что приходит из остальных сфер Я, и когда он поступает, руководствуясь не рациональным мышлением, а желаниями и порывами своего детства.

Обманы — это то, что он считает собственными идеями, тогда как на самом деле они навязаны ему родителями, и настолько срослись с ним, что он считает их частью своей реальной сути.

Иллюзии — это идеи, которые исходят от его Ребенка, но он считает их исходящими от Взрослого и пытается использовать как рациональные.

Подлинная самостоятельность проявляется в признании того, что в сфере Взрослого есть ограничения.

 

Д. Игры

В начальной школе у ребенка появляется возможность проверить игры, которым он научился дома, на других учениках и учителях. Одни игры он ужесточает, другие смягчает, от некоторых отказывается и усваивает от одноклассников новые.

Уточнение позиции ребенка:

· если он убежден, что у него я+, учитель может подкрепить это убеждение или опровергнуть его;

· если он считает, что у него я—, учитель либо подтверждает это (чего он и ожидал), либо пытается разубедить его (отчего он начинает испытывать беспокойство);

· если он считает, они+, он включит в это ощущение и учителя, если только она не докажет ему обратное;

· если он считает, что они—, он постарается доказать это, выводя учительницу из себя.

В каждой позиции есть свой набор игр:

· В позиции высокомерия я+, ты— он может поиграть в "Теперь я до тебя добрался",

· в позиции депрессии я—, ты+ — "Ударь меня"

· в позиции безнадежности я—, ты— — "Пусть учительница пожалеет".

Школьный возраст — это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут у человека любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется.

Самые главные вопрос здесь:

"Ладили ли вы со своей учительницей в начальной школе?"

"Какими были ваши отношения с другими детьми в начальной школе?"

 

Е. Личина

К концу этого периода формируется еще одна черта личности ребенка, отвечающая на вопрос: "Если нельзя говорить откровенно и рассказывать все как есть, как лучше всего схитрить, чтобы добиться своего?" Чтобы ответить на этот вопрос, понадобится все, что ребенок узнал от родителей, учителей, одноклассников, друзей и врагов. В результате возникает его «маска» или «личина» (persona).

Это своего рода социальная личность, а социальные личности большинства людей напоминают личность ребенка возраста от шести до десяти лет. Он может вести себя как школьник, который под руководством своего Взрослого и при ограничениях со стороны Родителя приспособился к социальному окружению.

Часто личина лепится по образу героя. Под личиной скрывается Ребенок; он ищет возможности вырваться, если удастся собрать достаточное количество купонов, чтобы оправдать сбрасывание личины.

В данном случае пациенту следует задать вопрос: "Что думают о вас другие?"

 

Ж. Семейная культура

Всякая культура корнями уходит в семью, начала культуры человек постигает в детстве. Сценарный аналитик может проникнуть в сердцевину проблемы единственным точно поставленным вопросом: "О чем говорили в вашей семье за обеденным столом?"

Семейная культура обычно вращается вокруг "семейного сфинктера". Четыре внешних сфинктера — это оральный, анальный, уретральный (связанный с мочеиспусканием) и вагинальный, и еще важнее внутренние сфинктеры. Есть иллюзорный сфинктер, который можно назвать клоакальным.

У рта — Orbicularis oris. В «оральных» семьях говорят главным образом о еде, и здесь большее значение имеют сфинктеры глотки, желудка и двенадцатиперстной кишки. «Оральные» семьи — это приверженцы диет и борцы с лишним весом, и именно на такие темы они говорят за едой. У «истерических» членов таких семейств бывают спазмы мышц горла, а у «психосоматических» — спазмы пищевода, живота и двенадцатиперстной кишки.

Анус - par exelence. «Анальные» семьи говорят о пищеварении, о слабительном и клизмах или о более аристократических способах очистки желудка. Жизнь для них — это постоянная борьба с ядами, от которых нужно избавляться как можно скорее. Их зачаровывают результаты пищеварения, они гордятся, если у них самих и у их детей экскременты обильны и имеют хорошую форму. Вся подобная культура граничит с сексуальностью, о чем свидетельствуют лозунги типа "Если не хочешь, чтобы тебя изнасиловали, держи задницу на запоре".

"Уретральные" семьи много говорят. Иногда дети восстают против такой системы и сдерживаются.

В некоторых семьях за столом говорят о том, как грязен секс: "Наши женщины ног не раздвигают". У них не сжат вагинальный сфинктер. В других семьях он расслаблен, и тогда разговор за столом становится вульгарным.

Мифический "клоакальный сфинктер" существует только в сознании смятенных людей, чей Ребенок считает, что внизу в теле человека есть только одно отверстие для обоих полов.

Постоянное напряжение одного сфинктера может подействовать на все мышцы тела, а это, в свою очередь, отразится на всех эмоциях, отношениях и интересах пациента, подействует на его ответы и реакции. И действует это по модели "воспалившейся занозы". Чтобы дать сфинктеру опору и поддержать его, напрягаются и окружающие мышцы. Чтобы компенсировать их напряжение, включаются более отдаленные мышцы, и постепенно вовлекается все тело.

Это легко продемонстрировать. Предположим, читатель, сидящий за книгой, напряг анус. Он сразу заметит, что немедленно напрягутся мышцы нижней части спины и ног. Если он встанет со стула, продолжая держать анус закрытым, он заметит, что также поджал губы, что, в свою очередь, отразится на мышцах головы. Другими словами, необходимость держать анус закрытым заставляет привести в напряжение все тело. Именно это происходит с людьми, которых их сценарий заставляет "держать задницу на запоре, чтоб не изнасиловали". Вступают в действие все мышцы тела, включая лицевые. Выражение лица такого человека вызывает ответную реакцию окружающих, в сущности бросает вызов Ребенку другого, сценарного противника, понуждая его произвести поворот, смену ролей в сценарии.

У пациента, который отказывается от своего сценария, все мышцы тела расслаблены. Например, женщина, которая до того всегда держала анус на запоре, перестает ерзать на стуле, а та, у которой всегда была напряжена вагина, не будет больше сидеть, плотно скрестив ноги и руки.

 

ЮНОСТЬ

Юность для сценарного аналитика она означает генеральную репетицию, прогон перед началом настоящего представления. Она означает, что теперь вы готовы ответить на вопрос: "Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте"?" или: "Теперь, когда родители и учителя уже не структурируют ваше время, как вы собираетесь его структурировать?"

 

А. Времяпрепровождение

Молчание всегда можно заполнить разговорами о вещах, машинах или спорте. Обычно это способ выделиться.

Сценарий вступает в действие в разговорах об удачах и неудачах. Некоторые люди до того Неудачники, что даже несчастья их банальны, они даже в этом не могут победить.

Третья тема — "Родительский комитет": "Что делать с плохими учителями, с плохими родителями, с плохими друзьями и подругами?":

· команда Санта Клауса, который принесет лучшее время или лучших учителей, родителей, друзей и подруг.

· команда Ригор Мортиса презирает все это и проводит время в большем соответствии со сценарием, куря марихуану.

В какой бы команде ни оказался юноша, тут он узнает, что приемлемо, а что нет, что можно говорить и как говорить, и сопоставляет свои купоны с купонами подобных себе.

 

Б. Новые герои

Из разговоров, книг, собственных наблюдений юноша извлекает более правдоподобные фигуры, реальных людей, живых и мертвых, которым может подражать, и заменяет ими волшебных или мифических героев своего сценарного протокола.

В то же время он получает прозвище, которое говорит ему, как смотреть на других и каким быть.

 

В. Тотем

У очень многих людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное - тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Это не просто фантазия со стороны наблюдателя.

Обычно в возрасте 16 лет от тотемизма отказываются.

Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание. Если это не так очевидно, позитивный тотемизм легко определить, задав вопрос: "Каким животным вы хотели бы быть?", негативный тотемизм — вопросом: "Каких животных вы особенно боитесь?"

 

Г. Новые чувства

Мастурбация может вызвать подлинный экзистенциальный кризис: юноша может испытывать скрытные чувства вины (потому что мастурбация — это грех), страха (потому что, как он думает, она вредна для его здоровья) или неуверенности в себе (потому что он думает, что она ослабит его волю). Все это — "внутричерепные транзакции" между его Родителем и Ребенком.

Но он учится большей гибкости. Поворот в системе его чувств постепенно отделяет его от семьи и сближает с ровесниками.

 

Д. Физические реакции

У обоих полов происходит стягивание или расслабление различных сфинктеров, и такая реорганизация в конечном счете может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии. Юноша заново настраивается на свой сфинктер.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.