Художественные особенности рассказа. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Художественные особенности рассказа.

2020-06-05 143
Художественные особенности рассказа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман,

{большое пуховое одеяло, скупой хозяин)
- Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения.

  (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

- С какой целью автор приводит описание деревни?

(для передачи чувств и настроений героев; деревня в предрассветный час необычайна)

- Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»?

 (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» — подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

- Объясните особенности финала рассказа,

 (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Вывод

Автор показал, как может в трудных обстоятельствах измениться человек. До похода на рыбалку Яшка то с озлобленностью, то с насмешкой относился к москвичу. Однако после спасения на лице его играла нежность и удовольствие. После этого случай на реке мальчик справился со своей неприязнью к Володе, со страхом осьминогов, о которых ему не раз рассказывал товарищ. Отношения ребят друг к другу изменилось. Они приобрели горький жизненный опыт, который на будущее станет для них хорошим уроком.

Таким образом, автор произведения благодаря случаю на реке подвел читателя к мысли о том, что каждый человек даже ребенок может совершить настоящий подвиг, выполнить долг перед собой и тем, кто нуждается в помощи. Слезы Яшки, оказавшегося на берегу вместе с Володькой, это слезы счастья взрослого человека, который повел себя в трудной ситуации достойно, не остался равнодушным.

Название произведения «Тихое утро» выбрано автором не случайно. Затишье в природе настораживает, дает возможность разобраться в себе, выяснить без помех взаимоотношения с товарищами. Оно помогает увидеть все вокруг без препятствий, лучше понять переживания героев рассказа.

Казаков с гордостью подчеркивает, что его герои мужественно выдержали испытание, несмотря на свои страхи и возраст. Автор призывает читателей оставаться неравнодушными при любых обстоятельствах, тем более, если речь идет о спасении близких людей. Яшка достойно вышел из ситуации, показав пример того, как нужно реагировать на чужие неприятности, быть отзывчивыми, не бросать в беде друзей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Письменно дать характеристику одному из героев рассказа (в тетради записать: Характеристика образа Яши в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» (или: Характеристика образа Володи в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»).

2. Чит. с. 186-202. Устно отвечать на вопросы.

 

Задание по литературе 9-Б кл. на 15. 04. 2020

Урок 85


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.