Калаши: странное горное племя — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Калаши: странное горное племя

2020-06-05 187
Калаши: странное горное племя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном проживает уникальное и загадочное племя, или народ калаши. А заключается их уникальность в том, что они смогли выжить практически в центре мусульманства.

 

И в этом не было бы ничего удивительного, если бы калаши исповедовали ислам. Но они язычники. Их религия — политеизм, то есть многобожие. А возглавляет этот божественный пантеон… Аполлон — бог богов и повелитель солнца. Богиней же красоты и любви калаши считают Афродиту. Есть у них и Зевс. Не правда ли, невероятно, что полудикому племени, члены которого никогда не спускались с гор, не умеют читать и писать, известны имена греческих богов, которым они к тому же поклоняются.

Кроме того, религиозные ритуалы калашей во многом напоминают древнегреческие. Например, посредниками между верующими и богами являются оракулы, а в дни торжеств калаши приносят богам богатые жертвы. Да и язык, на котором они общаются, похож на язык Древней Эллады.

Совокупность всех этих фактов порождает немало вопросов. Один из них касается происхождения калашей. Над его разрешением ломают головы многие этнографы, однако ответа до настоящего времени они не нашли. В то же время сами калаши свое появление а Азии объясняют довольно просто.

Они уверены, что их народ возник еще 4 тысячи лет назад. Но произошло это не в горах Пакистана, а в далекой заморской стране, где миром правили олимпийские боги. Но однажды некоторая часть калашей отправилась в военный поход, который возглавлял великий полководец древности Александр Македонский, Покорив Азию, Македонский оставил несколько заградительных отрядов калашей с семьями в местных населенных пунктах, строго-настрого наказав им дождаться его возвращения и свято хранить религию предков. Но так уж случилось, что Македонский не вернулся за верными бойцами, и калаши постепенно стали осваивать новые территории, ожидая своего повелителя.

В мифах и легендах зачастую очень трудно отделить правду от вымысла. Это же касается и легенды, которую рассказывают калаши о своем появлении в горах. А в ней и впрямь много такого, что может пролить свет на историю этого народа. Во-первых, лица калашей — чисто европейские. Кожа намного светлее, чем у их соседей — пакистанцев и афганцев. Глаза у калашей голубые, серые, зеленые и очень редко карие. Уже только по одним этим признакам их можно считать потомками европейцев. И этнографы действительно относят их к индоарийской расе.

Но есть еще один момент, касающийся быта калашей: они всегда изготавливали мебель и пользовались ею. Так, например, калаши едят за столом, сидя на стульях. А вот их соседи этими предметами цивилизации начали пользоваться только с приходом англичан в XVIII–XIX веках, но все равно они не прижились. А вот калаши всегда пользовались столами и стульями. Откуда у них эти предметы цивилизации?

Итак, калаши выжили, сохранив свой язык, традиции, религию. Но с приходом в Азию ислама у калашей появилась масса проблем. Особенно у тех из них, кто не желал менять вероисповедание. Местное мусульманское сообщество всеми средствами пыталось заставить калашей принять ислам. И многие калаши подчинились, так как в противном случае их ожидала смерть. И действительно, в XVIII–XIX веках исламисты убивали калашей сотнями и тысячами. При таких условиях выжить и сохранить традиции предков — дело практически безнадежное.

В настоящее время последнее поселение калашей находится в горах на высоте 2000 метров. Места здесь отличаются мягким климатом: средняя температура летом — +25 °C, зимой +1 °C, среднегодовых осадков — примерно 800 миллиметров. Долины, в которых селятся калаши, имеют плодородную почву, что позволяет получать им хорошие урожаи пшеницы, проса, ячменя, кукурузы, винограда. Основным объектом животноводства являются козы, выпасом которых занимаются неженатые мужчины.

Современные калаши живут общинами. Они ютятся в небольших лачугах, построенных из камня, дерева и глины в узких горных ущельях. Задней стеной дома является плоскость скалы или горы. Крыша нижнего дома одновременно служит полом или верандой дома другой семьи, В хижине — стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Лопата, мотыга и кайло — их основные орудия труда.

Но даже в столь суровых условиях калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Однако основную роль в жизни калашей играют козы, которые обеспечивают людей племени молоком и молоко-продуктами, шерстью и мясом.

Однако многовековая жизнь среди горных племен все же оказала влияние на некоторые стороны социального устройства калашей. Так, у них четко поделены обязанности между мужчинами и женщинами, Например, мужчины делают самую тяжелую работу и охотятся, а женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях: прополке, дойке коз, В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье и в общине решения. Специально для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины обязаны рожать детей и находиться во время менструаций.

Это только некоторые сведения, касающиеся этого народа. Многое осталось за рамками нашего рассказа, а многое вообще неизвестно даже специалистам. Поэтому у этнографов всего мира вызывают живой интерес эти люди, которых к тому же на земле осталось совсем немного: всего около 3 тысяч — это одна из самых крохотных и, вместе с тем, загадочных этнических групп Азиатского региона.

 

АМАЗОНКИ КУНА

 

Об амазонках писали еще древние греки. Но это было так давно, что сегодня о воинственных женщинах думают как о героинях мифов. Однако в Южной Америке они существуют и по сей день.

 

Это — индейцы куна. Расселилась эта народность на панамских островах Сан-Блас, что лежат в Карибском море, Но, в отличие от своих исторических тезок, амазонки куна ни воинственностью, ни жестокостью не отличаются. Не отрезают они и правую грудь для удобства стрельбы из лука, как это делали, согласно преданиям, их мифические предшественницы. Не убивают они и мужчин, поскольку те являются главной рабочей силой в «королевстве» амазонок, А то, что они правят на островах Сан-Блас, — так это истинная правда.

Традиция эта, вероятно, тянется еще с древних времен матриархата. Но как она смогла сохраниться до наших дней, сказать сложно. Но традиция, тем не менее, существует, причем выполняется она на Сан-Блас неукоснительно и подчиняются ей все: дети и взрослые.

Так, при рождении ребенка предпочтение отдается девочкам, к мальчикам же относятся с явным безразличием. Недаром старинная поговорка гласит: «Имеющий дочь всегда возымеет и сына». И это вовсе не иносказание, а констатация факта, поскольку когда-нибудь в доме обязательно появится мужчина — муж дочери. И это действительно так. Как только мужчина женится, он немедля оставляет родное жилье и отправляется в дом супруги.

Видимо, по этой причине у куна принято, что не женихи выбирают себе невест, а, наоборот, невесты — женихов. Как только девушке исполнится 14 лет, она сразу же коротко остригает волосы. Это означает, что с этого времени она имеет право выйти замуж. А следовательно, в поисках достойного жениха может приглядываться к молодым людям. И когда выбор сделан, отец девушки отправляется к родителям избранника и требует, а вовсе не просит, руку сына. И юноша соглашается, поскольку отказаться не имеет права.

Брак у индейцев куна — это святое. И не важно, как складываются в семье отношения между мужем и женой, о разводе не может быть и речи. Даже мирно, по обоюдному согласию, супруги не могут разойтись.

Большая редкость на Сан-Блас и многоженство. Но если такое и происходит, то только в том случае, если один юноша понравился сразу нескольким девушкам. В то же время одна женщина нескольких мужей иметь не может. И прежде всего потому, что ее станут осуждать соседки, подруги, знакомые.

Но при том, что на острове правят женщины, все экономические и социальные вопросы куна решают на собраниях под предводительством вождей — «касиков». Причем, как это ни удивительно, отводится эта роль мужчинам. Хотя роль эта номинальная, поскольку решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих.

Казалось бы, здесь-то действуют демократические принципы и никакого превосходства женского полз над мужским нет. Но это всего лишь видимость. Потому что сплошь и рядом куна-амазонки оказывают давление на собрание. Взять хотя бы совсем незначительный нюанс. Мужчина во время выступления высказывается коротко и четко, поскольку так принято. А вот женщина может говорить часами, причем ее речь может быть туманной и неопределенной. И это ей сходит с рук, поскольку так тоже принято.

Естественно, коль на островах царит матриархат, то и распределение обязанностей у куна тоже должно иметь свои особенности. Что касается мужчин, то в их обязанности входит снабжение семьи пропитанием: они ходят на охоту и рыбную ловлю, трудятся на плантациях кокосовых пальм, собирают урожаи бананов, какао-бобов, рубят сахарный тростник. Кроме того, мужчины заготавливают в лесу древесину на дрова и для строительства хижин, привозят с материка пресную воду, вытесывают каноэ.

Но женщины тоже не сидят без дела. Так, они обрабатывают те же кокосы и бобы какао, выдавливают из тростника сладкий сок и выпаривают его для получения сахара. Кроме того, на их плечах лежит ведение домашнего хозяйства, воспитание детей.

Раньше традиции куна были намного строже, Теперь же они стали значительно мягче. В былые времена ни один иностранец не имел права провести ночь на островах и вынужден был даже в плохую погоду отправляться на материк. А если у женщины рождался сын или дочь с нетипичными для куна чертами — пусть это был только намек на связь с иностранцем, — ребенка немедленно убивали. Теперь же приезжие днюют и ночуют на Сан-Блас.

Как и раньше, на островную жизнь заметное влияние оказывают неле (колдуны). И вовсе не потому, что куна наделяют шаманов магическими силами, способными противостоять злым чарам. Но они все же верят в злых духов. И для того чтобы отогнать их, даже оставляют в хижинах на всю ночь гореть масляные лампы.

Особое положение неле связано еще и с тем, что на архипелаге очень мало врачей, а колдуны — опытные врачеватели. Корой местных деревьев останавливают кровотечения, крокодильим жиром лечат ревматизм, с помощью настойки из листьев коки снимают боль.

По-особому относятся куна и к смерти, Они уверены, что когда человек умирает, он отправляется в мир, где живут его предки, а значит, он после смерти встретится с ними. А так как на островах слишком влажная почва. Человека, отошедшего в мир иной, хоронят на материке в общей могиле. Туда же помещают предметы, крайне необходимые в дальней дороге в загробный мир: обязательно гамак, несколько чистых рубах, приличный головной убор. Скорбь о почивших не в правилах куна, а заговорить о недавно умершем человеке — значит показать свое дурное воспитание.

Образование дети куна получают в особой родовой школе. Обучение в ней построено так, чтобы человек приобрел такие навыки, которые пригодились бы ему в жизни. Причем осуществляется процесс обучения довольно быстро. Так, четырехлетний мальчик уже прекрасно плавает, в восемь лет он умеет править каноэ, бить рыбу гарпуном или ловить ее на крючок. В десять лет из уст отца он узнает все о традициях своего народа. Пятнадцатилетний юноша может мастерски вытесать из ствола дерева каноэ с помощью мачете и тесла, а съездив в город и взглянув одним глазком на иную жизнь, он получает право участвовать в общих собраниях. И наконец, к этому времени вступивший во взрослую жизнь индеец научается во всем повиноваться женщинам.

 

МАТРИАРХАТ ПО-ГИМАЛАЙСКИ

 

Племя рана тхару, принадлежащее к более широкой племенной группе тхару, населяет подножия Гималаев. В этом племени, с точки зрения европейца, существует довольно странное устройство семьи.

 

Дело в том, мужчины рана тхару большую часть времени проводят на заработках в отдаленных городах, до которых от родных мест порой несколько дней пешего хода. И эти их длительные отлучки связаны в первую очередь с тем, что главная задача мужчин племени — добывать деньги. Казалось бы, он должен обладать и правом решающего голоса. На самом же деле все далека не так: главенствует в семье жена, и мужчина во всем с ней соглашается. Более того, мужчины и женщины рана тхару живут раздельно, а также питаются порознь и вообще редко общаются между собой. В таком случае — как же юноши и девушки знакомятся друг с другом? Оказывается, для этих целей существует особый весенний праздник Холи, который начинается в полнолуние месяца фагун (по-нашему — март).

В этот праздничный день на утренней зорьке деревню будит глухой рокот барабанов. Под вечер вновь раздается бой барабанов. После этих сигналов считается, что праздник начался. И тогда юноши проходят по деревне и приглашают девушек на танцы. А те, в свою очередь, демонстрируя извечное женское кокетство и неприступность, заставляют себя ждать, И только спустя какое-то время сходятся к месту гуляния небольшими группами. Вечерняя мгла медленно опускается на деревню, принося с собой благодатную прохладу. Девушки и юноши окружают барабан и берутся за руки. Появляются пиво и рисовая водка. Начинается первый робкий обмен взглядами.

Праздник Холи длится восемь ночей подряд, перемещаясь с одного двора на другой, и всякий раз его участники будут танцевать до рассвета. Именно в эти вечера юноши и девушки образуют пары, из которых впоследствии сформируются семьи…

По поводу матриархата, царящего в племени, существует предание, согласно которому пять столетий назад царственные женщины из индийского племени рана тхару бежали из своего королевства вместе с детьми, спасаясь от войны, которую вели их мужья против мусульманских завоевателей. Оставив родину — Раджастхан — женщины поселились у подножия Гималаев, где живут и по настоящее время, Единственными мужчинами в племени оказались слуги. Деля с ними ложе, царицы все же не могли считать их ровней, и в племени установились матриархальные отношения.

 

ПАРАДОКСЫ «СИНЕКОЖИХ» ЛЮДЕЙ

 

В пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах проживает загадочный народ — туареги. А что это действительно так, говорит уже тот факт, что у них не женщины закрывают лицо повязкой, а мужчины. Больше такого нигде в мире нет.

 

Скорее всего, именно по этой причине их называют «тигель муст» — народ покрывала. Причем этот обычай сохранился по сию пору. И даже современный туарег, при достижении совершеннолетия получает от отца две вещи — обоюдоострый меч и лицевое покрывало. И с этого момента повязка становится фактически частью лица мужчины-туарега. Показаться без нее на публике равносильно тому, как европейцу выйти на улицу полностью обнаженным. И эта традиция настолько сильно укоренилась в сознание туарегов, что повязку они не снимают даже дома, во время еды и сна. Таким образом, жена почти никогда не видит лица своего мужа. Явление и впрямь невероятное.

И хотя туареги — африканский народ, многие из них имеют светлую кожу, высокий рост, голубые глаза, слегка вьющиеся волосы, то есть внешне во многом похожи на жителей Средиземноморья. И это неспроста: ведь туареги считаются потомками берберов — европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.

О своем происхождении туареги рассказывают несколько легенд. Особенно любопытна одна из них. Согласно ей, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане. Но однажды в результате природного катаклизма остров вместе с населявшими его людьми исчез. Остались только те из людей племени, кто в это время находился вдали от родины — купцы, торговцы и сопровождавшие их люди. Впоследствии они расселились по всей Африке, образовав народность туарегов. Легенда любопытна, и в ней легко прослеживается аналогия с хорошо известной Атлантидой.

Впрочем, отличаются туареги от близлежащих племен и цветом одежды. Она у них в основном имеет синий цвет, который получается в результате вколачивания краски индиго в одежду камнями, Поэтому при носке краска постепенно осыпается, прилипает к телу, окрашивая его в синий цвет. По этой причине туарегов еще называют «синими людьми».

И, наконец, самое любопытное в традициях этой народности: отношения полов в семье. Так вот, у туарегов муж отправляется в семью жены, а не наоборот, как у большинства африканских народов. Поэтому, чтобы защитить родственников жены от злых духов, которые могут находиться в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы — рот, нос и уши — у него должны быть плотно прикрыты. Но это, как говорится, еще только цветочки. Оказывается, женщина у туарегов является еще и собственником земли и семейных ценностей, Поэтому жилище туарегов называют по имени хозяйки — его главы. Более того, только женщины имеют право на развод. И в этом случае муж покидает дом, оставляя там жену и детей.

А ведь мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. Но при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью. Парадокс?! Причем удивительный.

 

СТРОИТЕЛИ ТЕРРАС

 

О садах Семирамиды, наверное, слышала многие, Но, оказывается, нечто подобное находится и на севере Филиппин, в восточной части центральных Кордильер на острове Лусон, который находится в 240 километрах от столицы государства — Манилы.

 

Именно здесь обитает экзотическое племя ифугао, которое на своеобразных высокогорных террасах возвело удивительные рисовые плантации, урожай с которых кормит людей. А ведь высота гор в этих местах достигает 2600–3000 метров, и по их крутым склонам почти к самым вершинам поднимаются рукотворные террасы.

Эти уникальные плантации похожи на ступени огромной лестницы, ведущей на вершину горы. И такого удивительного сельскохозяйственного сооружения, созданного руками человека, нет больше нигде не только на Азиатском континенте, но, наверное, и во всем мире. Если попытаться труд людей ифугао представить в цифрах, то, оказывается, общая длина земляных стенок, разгораживающих участки, порядка девятнадцати тысяч километров!

Возводят террасы, а также поддерживают их в должном порядке мужчины, используя для этих целей широкие ножи — боло. Сильная половина племени их всегда носит с собой, прикрепив к поясу. С помощью боло ифугао роют землю, обтесывают каменные блоки, которые, поставленные рядом друг с другом, препятствуют разрушению земляных насыпей на рисовых плантациях. Кроме сельхозорудия, ножи служат и в качестве грозного оружия.

Правда, цивилизация все же вторглась в быт людей этого племени. По крайней мере, в своей трудовой деятельности один современный рабочий инструмент они все-таки применяют. Это — обыкновенная штыковая лопата с длинной ручкой. Никаких других орудий труда в племени нет. Ифугао достаточно нескольких заостренных палок и еще каких-то деревянных инструментов, с помощью которых они и ухаживают за своими плантациями.

Кстати, заостренные палки, как и ножи боло, выполняют двоякую функцию: они являются еще и оружием, то есть копьями, причем у каждого мужчины племени их три. С одним он участвует в ритуальных танцах во время деревенских праздников, другое использует для работы и ходьбы, а с третьим копьем охотится.

Для орошения риса, который, как известно, растет в воде, построена также сложная система каналов и шлюзов, и тоже с помощью примитивных орудий труда.

Следует заметить, что сооружением террас мужчины племени заняты практически постоянно. Когда построена одна терраса, они спускаются на несколько метров ниже и начинают возводить новую. При этом они придерживаются определенного правила; если почва твердая и каменистая, строительство террасы они начинают с вершины горы, а если глинистая, наоборот, с ее подножия, укрепляя земляные стенки террас бревнами.

Конечно, не сидят без дела и женщины ифугао. Как и мужчины, они тоже заняты на рисовых плантациях. Там они разрежают ростки риса. Причем работают они практически в полной тишине.

Казалось бы, разделение труда должно привести к определенной иерархии в семейных отношениях. Однако это не так: оказывается, в остальном женщины и мужчины равны. И в любви женщины тоже практически абсолютно свободы. Например, прежде чем создавать постоянную семью, перед замужеством многие девушки «пытаются» выяснить, что же представляет собой реальная супружеская жизнь, и уже после этого решают, выходить им замуж или нет. О равенстве полов говорит даже тот факт, что у многих замужних женщин руки украшены татуировками. Причем их рисунки и у мужчин, и у женщин практически полностью совпадают.

Дома в селениях ифугао возводятся на сваях вдоль склона горы и по внешнему виду напоминают пирамиды. Внутреннее устройство дома очень простое: жилое помещение в нем состоит из одной-единственной комнаты размером три натри метра. Чтобы в нее забраться, необходимо подняться по лестнице, которая на ночь, а также на то время, когда хозяев нет дома, убирается.

Этнографы считают, что ифугао родом из Тайваня. И переселились они на нынешние свои земли около трех тысяч лет назад. Насколько такие предположения справедливы, сказать трудно: по крайней мере, тип их лиц ближе к индо-малайскому, чем к китайскому или в целом азиатскому.

 

Глава 11

МОЗАИКА ПЛЕМЕН

 

 

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПЛЕМЯ ПИРАХА

 

Немногочисленное племя, относящееся к индейцам народа пираха, которое обнаружили ученые на реке Маичи в Бразилии, представлено всего лишь полутора сотнями человек, проживающих в нескольких небольших деревушках. И, скорее всего, сведения об этом малочисленном сообществе людей в широкий мир вряд ли просочились, если бы не уникальный язык, на котором общаются пираха: в нем, например, отсутствуют числительные.

 

Кроме того, в их языке минимальный набор фонем — элементарных единиц языка, с помощью которых различаются и отождествляются слова: всего три гласных и восемь согласных. Причем в мужском варианте языка на одну согласную больше. Правда, язык имеет и «свистящую» версию, на которой пираха переговариваются на охоте.

Дальше — больше. Так, если представители всех народов мира, какими бы примитивными они ни были, могут считать хотя бы до двух, то есть, различают «один», «два» и больше двух, то у пираха отсутствует даже самый элементарный счет. То есть они не могут считать даже… до одного. Более того, у них нет понятия о множестве. Им все равно: один предмет вы им показали, два или десять — разницы они не увидят. Правда, для обозначения одного объекта или нескольких у пираха есть понятие маленький, а многих — большой.

Отсутствуют в языке пираха и слова «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые» — то есть, у них нет разделения на целое и часть, И если все члены племени пошли в лес, то пираха скажет: «А (имярек) пошел в лес, Б пошел, В пошел, большой (то есть много) пираха пошли».

Пираха также не могут воспринимать пропорции в отношении разных или одноименных предметов друг к другу. Белые люди, ведшие с ними меновую торговлю, всегда удивлялись этой особенности племени: например, один пираха приносил два пера попугая и требовал взамен большое количество товара, а другой притаскивал что-то огромное и ценное, но просил взамен какую-либо безделушку, например, маленькое зеркальце.

Не вдаваясь в другие, интересные только специалистам, тонкости языка пираха, заметим, что у них даже отсутствуют отдельные слова для обозначения цветов. А это, в свою очередь, стало причиной их слабого восприятия цветовых оттенков. Фактически, у пираха имеется только два понятия, с помощью которых они выражают свое отношение к цветовой гамме: «светлый» и «темный».

У людей племени также очень расплывчатое понимание родственных связей, В их языке для этих целей имеется только три слова: «родитель», «ребенок» и «брат или сестра», причем без половых различий. При этом словом «родитель» обозначается и дед, и баба; понятием «ребенок» — внуки, правнуки и так далее, А таких слов, как «дядя» или «двоюродный брат» — в языке пираха вообще нет.

Можно сказать, что племя не имеет также и истории в нашем понимании, поскольку нету пираха коллективной памяти. Поэтому их история — это личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. По этой причине в сознании современных пираха отсутствует понимание того, что было время, когда белые люди в округе вообще отсутствовали.

А коль нет коллективной памяти, значит, нет мифов и религиозных верований. Посему у них отсутствует всякий намек на божественное творение. То есть связь с прошлым у них практически полностью отсутствует: они живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

Как это ни странно, но пираха никогда не раскрашивают свое тело цветными узорами или татуировками, не носят серег или колец в носу. А ведь подобные конструкции на теле характерны для подавляющего большинства племен. В связи с этим следует заметить, что они вообще не умеют изображать даже простейших линий, не говоря уже о более сложных узорах. Более того, у них нет даже слова, обозначающего прямую линию или предмет.

Характерны для пираха и другие любопытные особенности: они, например, спят в любое время суток и понемногу. Они не создают даже незначительных запасов продовольствия. Так, все добытое на охоте мясо немедленно съедается…

Однако, несмотря на столь разительные отличия пираха от обычных людей, это вовсе не говорит о том, что у них ограниченное мышление. Профессор Питер Гордон, изучающий это племя, уверен, что хотя пираха и не умеют рисовать и считать, «совершенно исключено, что они умственно отсталые. У них поразительные лингвистические и охотничьи навыки, а также отличные способности к категоризации и ориентировке в пространстве. У пираха также отсутствуют какие-либо признаки задержки умственного развития».

 

ЗАГАДОЧНОЕ ПЛЕМЯ РУХ

 

Последние десятилетия прошлого века оказались для ученых-этнографов весьма удачными в том смысле, что в различных уголках планеты ими были обнаружены несколько неизвестных ранее племен, практически полностью изолированных от внешнего мира.

 

Эти племена по сути до сих пор пребывают в каменном веке и практически не имеют представления не только о цивилизации, но и о том, что, кроме них, существуют другие народности.

Одно из таких племен-отшельников находится в джунглях провинции Куанбинь на границе горной системы, отделяющей Вьетнам от Лаоса. Люди этого племени высокорослые, имеют темный цвет кожи, густые черные вьющиеся волосы, широкий приплюснутый нос и тонкие темные губы, То есть внешне они являются полной противоположностью вьетнамцам.

Поскольку климат в тех местах, где живут «люди племени рух» — так они себя называют, — достаточно теплый, постоянной одежды они практически не имеют и обходятся тем минимумом, который изготавливают из листьев растений и волокон коры дерева тео. Из этих же материалов они шьют и накидки, которые, в зависимости от ситуации, играют роль одежды или ковра.

Основу рациона «детей леса» составляет мука, которую они получают из плодов одной из местных пальм. Кроме того, из листьев и плодов, произрастающих в этом районе деревьев, «колдуны» племени по специальным рецептам варят особую тонизирующую «жевательную резинку», которую постоянно жуют представители племени рух. Из-за этого у них всегда черные губы. «Люди племени рух» — это исключительно кочевники и охотники, которым абсолютно неведомо земледелие. А о таких продуктах, как, например, сахар и соль, они вообще не имеют представления.

Когда этнографы стали глубже изучать быт этих «диких» людей, их поразил тот факт, что находясь в полной изоляции, это небольшое племя — чуть больше двухсот человек — не выродилось. Но еще больше удивили ученых потемневшие от времени доски, на которых вырезаны изображения женщин и мужчин европейского типа: высоких людей в свободных одеждах. Причем, деревянные фигурки таких мужчин и женщин имеет почти каждый представитель племени. Эти скульптурки они чтят как некую святую реликвию и чужеземцам показывают с явной неохотой.

Есть у людей племени рух и один странный обряд. Заключается он в следующем. В определенные дни аборигены по команде старейшины садятся в несколько кругов и поднимают вверх руки. Это действо продолжается в течение нескольких часов и всегда завершается с наступлением сумерек.

А теперь несколько слов о тех обычаях, которые предшествуют созданию семьи, Начнем с того, что девушки становятся женами практически с рождения. И связано это с тем, что любой мужчина племени может объявить, что недавно родившаяся у соседа девочка является его женой. Причем это заявление подкрепляется соответствующими действиями: когда малышка подрастет, он берет ее в свой дом и растит до тех пор, пока она достигнет того возраста, когда сможет выполнять обязанности жены.

Но, как и в любом обществе, найти мужа удается не каждой девушке. И те из них, которым не улыбнулось счастье стать женой, окрашивают левую грудь в красный цвет, заявляя тем самым, что они свободны, Но для них создать семью весьма проблематично. И только в том случае, если какой-либо мужчина окажется вдовцом, они могут выйти замуж. Впрочем, как это ни удивительно, но таких женщин могут использовать в качестве «суррогатных матерей». Случается это лишь тогда, когда какая-либо из законных жен оказывается бесплодной. Впрочем, обычаи, связанные с созданием семьи, это далеко не самое любопытное, что смогли установить этнографы, изучавшие племя рух.

Вот первый из парадоксов этих людей. Оказалось, что хотя они и не знают письменности, тем не менее, на некоторых деревьях, которым не одно столетие, и скалах в тех местах, где представители племени появляются во время кочевок, исследователи заметили таинственные знаки. Причем выбиты они очень аккуратно. Поэтому предположение о том, что их «выгравировали» предки людей леса, является маловероятным.

Еще одна загадка «людей леса» — небольшие могильные холмы. Когда этнографы их раскопали, то увидели практически идеально сохранившиеся останки умерших аборигенов, завернутых в огромные пальмовые листья. Складывалось впечатление, что эти люди просто недавно уснули. Кроме того, у покойников отсутствовал мизинец на правой руке. При этом палец был отрезан настолько мастерски, что края ран оказались очень ровными, словно операцию провели с помощью современных хирургических инструментов.

С захоронениями связана еще одна загадка племени рух. Это — странные сооружения в виде землянок, внутри которых находится могильный холм. В этот своеобразный склеп регулярно по одному входят двое мужчин и две женщины, которые иногда остаются там в течение нескольких дней. В этих посещениях «покойницких», наверное, имеется некий глубокий астральный смысл, который ученым пока расшифровать не удалось.

И еще один парадокс племени. Дело в том, что у рух очень мало детей и практически совсем отсутствуют люди пожилого возраста. В основном возраст «людей леса», если судить по их внешнему виду, от 20 до 40 лет. К тому же все они находятся в прекрасной физической форме. Что позволяет аборигенам сохранять моложавость, сказать трудно. По крайней мере, свои секреты чужеземцам они не открыли. Более того, постоянно демонстрировали явное недовольство их вмешательством в свою жизнь. Когда же ученые на какое-то время оставили эти места, а затем снова туда вернулись, то людей племени обнаружить уже не удалось, Куда они откочевали, неведомо. Но с уверенностью можно сказать одно: они убежали от назойливых представителей чуждой им цивилизации.

 

ПЛЕМЯ, НЕ ЗНАВШЕЕ СМЕРТИ

 

Эта невероятная история случилась в начале XX века с английским путешественником Джоном С. Роджерсом.

 

Случайно оказавшись на индонезийском острове Сулавеси, он попал в поселение полудикого племени торуша, где по воле случая прожил в течение нескольких лет. За это время Роджерс смог не только стать свидетелем многих удивительных обрядов, но и принять в некоторых из них непосредственное участие.

После того как Роджерс немного обжился в племени, а приютил его в своей хижине вождь, однажды он услышал голоса, раздававшиеся за стеной жилища. Выйдя на крыльцо, Роджерс увидел нескольких мужчин, которые вели громкий и возбужденный разговор, при этом жестикулируя руками и время от времени указывая на дом вождя.

Джон Роджерс подошел к ним поближе. И к своему немалому удивлению понял, что они приглашают его в гости. Причин для отказа у путешественника не было, и он отправился следом за мужчинами.

Вскоре они оказались рядом с небольшой хижиной. Жестами хозяева пригласили Роджерса пройти внутрь. Полусогнувшись, он вошел в полутемное помещение с очень низким потолком и чуть не потерял сознание от стоявшего вокруг невыносимого смрада. Придя слегка в себя, Роджерс огляделся по сторонам и увидел несколько мужчин и женщин, сидевших на корточках вдоль стены, расположенной напротив входа. Гостю предложили место рядом с ними. Вслед за Роджерсом в помещение вошли еще несколько человек, и все они, войдя, обязательно обращались к некоему существу или объекту, неподвижно лежавшему посередине жилища.

Постепенно глаза Роджерса стали привыкать к царившей вокруг полутьме, и вскоре он наконец-то увидел того, кому выражали свое особое отношение входившие в хижину люди. И в тот момент сознание Джона словно раздвоилось: он не мог точно осознать — или он бредит, или спит, или все происходит наяву, Но поскольку ничего вокруг не изменилось — рядом находились те же люди и стоял тот же тошнотворный запах — Роджерс вдруг понял, что все происходящее — фантастическая реальность, А иного слова подобрать в тот миг он и не мог, поскольку посреди хижины на самодельных носилках увидел лежавший… полуистлевший человеческий труп! И именно к нему обращались все те, кто входил в хижину…

Еще полностью не осознав всего того, что предстало его собственному взору, Роджерс увидел, как женщина, сидевшая рядом с ним, встала и направилась к трупу.

В руке она держала нечто похожее на лепешку. Оказавшись возле трупа, женщина разжала ему челюсти и, отломав от лепешки небольшой кусочек, стала запихивать в рот покойнику. В это же время другая женщина с сосудом в руке тоже подошла к трупу и стала лить в его мертвые уста воду. После всех этих процедур одна из женщин вставила в рот трупу… раскуренную трубку!

Для Роджерса видеть все это было сверх меры и он, не в силах превозмочь ужас и отвращение к происходящему, пулей вылетел из помещения. Чуть позже, успокоившись, он вернулся в хижину вождя и попросил его объяснить суть происходившего.

Вождь сначала внимательно выслушал англичанина, а затем рассказал об одном невероятном обычае, свидетелем которого и стал Роджерс, Оказалось, что представители племени то руша не имели понятия, что такое смерть. И когда человек умирал, к нему приглашали шамана, который через особую трубку втягивал в себя его последний вдох и объявлял усопшего… «больным».

И как только жители деревни узнавали об этом решении шамана, сразу для всех них начинался праздник. Люди радовались тому, что очередной представитель их племени наконец-то завершил свою суетную и довольно обременительную земную жизнь и готов отправиться в страну Пуа, или, в понимании европейцев, в рай. Ведь для торуша все те годы, которые он проводит на земле, не что иное, как подготовка к переселению в иной мир: прекрасный и беззаботный, полный веселья и радости…

Но оказывается праздник не всегда начинался сразу после смерти торуша. Веселье по этому поводу могло быть отложено на м<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.