Химба: племя, застывшее во времени — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Химба: племя, застывшее во времени

2020-06-05 191
Химба: племя, застывшее во времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пустыня Намиб находится на юге Африки. Она тянется вдоль Атлантического побережья. Северная граница проходит вдоль одной из редких в Намибии полноводных рек Кунэнэ. В этой части Намибии, точнее, в труднодоступных районах плато Каоколенд, и живет племя химба, насчитывающее примерно десять тысяч человек.

 

По историческим меркам племя химба еще совсем юное: ему нет и пятисот лет. Но на его долю выпало немало испытаний. Особенно в XIX веке, когда оно подверглось преследованиям воинственных племен, которые отбирали скот и убивали людей. Спасаясь, химба бежали в Анголу, прося у местных племен защиты и хлеба. За это их и прозвали химба, что в переводе с языка гереро означает «попрошайки».

Вообще же химба — племя во многих отношениях уникальное. Однако главное его отличие от других народов Намибии состоит в том, что химба по-прежнему сохраняет почти все традиции и верования своих предков. Особенно это касается женщин. И даже принятие христианства не оказало влияния на обычаи этого народа.

Не будет преувеличением, если сказать, что в засушливой Намибии живут люди, над которыми время потеряло свою власть. Они не ведут отсчет годам, не интересуются своим возрастом, столетиями придерживаются одних и тех же традиций, занимаются натуральным хозяйством.

Также, как и раньше, женщины племени носят лишь набедренные повязки и покрывают свое тело краской цвета темной охры. Получают они ее из особого камня, который добывают на горе, рядом с которой тянется единственная дорога в страну химба.

Поселение, где проживает вся семья химба, называется крааль. Он представляет собой круглую площадку, в центре которой находится огороженный забором скотный двор, где содержат коров и коз. Вокруг располагаются хижины семьи, предназначенные для детей, жен, а также родителей.

Само же жилище химба в основании имеет форму круга или квадрата. Его стены и крыша сделаны из жердей. При этом стены оштукатурены глиной, а крыша покрыта соломой и сухим тростником. Возводят эти постройки в основном женщины. Да и другие виды работ в краале возлагаются на их плечи и руки. Они взбивают в сосудах, изготовленных из высушенной тыквы, масло, обрабатывают шкуры диких и домашних животных, шьют из них одежду.

Химба — племя скотоводов: коровы — их главное достояние. Они, к тому же, являются для химба священными животными. Поэтому они убивают их редко. Когда же обстоятельства вынуждают это сделать, химба коров душат, поскольку вера не позволяет им проливать кровь ни человека, ни животного. При этом часть мяса они относят на могилы предков.

Вообще же к предкам в племени относятся с особым почтением. Об этом говорит и тот факт, что главным обрядом химба является церемония почитания предков. Во время этого обряда, который проводится один раз в год, люди племени покидают деревни и устремляются туда, где похоронены их родственники. С собой они также гонят коров, чтобы продемонстрировать свое богатство. Затем химба возвращаются в деревню, и приносят одну из коров в жертву.

Сами же могилы покойников завалены камнями. А на деревьях рядом с ними висят черепа коров. При этом чем более высокое положение занимал покойник в обществе, тем большее количество черепов находится на дереве.

Главной фигурой племени является вождь. Он — непременный участник всех ритуалов и обрядов. Например, вождь общается с душами предков, сидя у священного костра, который символизирует связь между живыми людьми и предками. Именно вождь и следит за поддержанием огня в костре: он разжигает его дважды в день — на рассвете и на закате. На ночь огонь уносят в главную хижину, в которой живет вождь. Огонь никогда не должен гаснуть, так как это считается самым страшным оскорблением предков.

И хотя в племени химба коровы являются главным достоянием их членов, тем не менее, человек, владеющий самым большим стадом, не считается богатым, если в его семье мало детей. К детям у химба особое отношение. Например, каждый ребенок в племени, будь то мальчик или девочка, должен пройти обряд инициации. Только тогда он может считаться настоящим химба. Во время совершения обряда ребенку выбивают четыре передних зуба. Церемония проводится один раз в году, в самое холодное время в Намибии — в июле, чтобы снизить риск заражения.

Процедура эта довольно болезненна, поскольку здоровые зубы удаляются обгоревшей палочкой из «священного» огня и камнем. Выбивается поочередно каждый зуб, а раны прижигаются раскаленным металлом. Во время церемонии ребенок не должен ни кричать, ни плакать: хочешь быть взрослым, тогда терпи. Кстати, этот ритуал проводят и другие, родственные химба, племена.

Но если отсутствие четырех зубов — особенность, общая для мальчиков и девочек, то прически у них разные. Так, у девочек — две свисающие на глаза косички, а у мальчиков — одна. Но если девушка достигает 14-летнего возраста, то есть, становится невестой, в подтверждение нового социального статуса ей заплетают множество косичек, которые почти полностью закрывают ее лицо. А вот у замужних женщин, хотя прическа и аналогичная, но лицо открыто.

Браки у химба полигамные: мужчина может иметь нескольких жен. Отсюда и большое количество детей. Однако свадьбы в племени происходят редко. Дело в том, что за невесту необходимо выплатить большой выкуп, и не каждый мужчина это может сделать. Но если свадьба все-таки играется, то начинается она с того, что невеста, сопровождаемая подругами и женихом, на четвереньках покидает свою хижину. После этого все встают, и, держа друг друга за набедренные повязки, медленно идут к «священному огню», вокруг которого усаживаются все участники торжества. Начинает свадебный пир вождь. Ему подносят три сосуда с молоком: по одному из хижины жениха, невесты и самого вождя. Он делает по несколько глотков из каждого сосуда, после чего они пускаются по кругу. Когда молоко выпито, участники церемонии направляются к дому вождя.

Здесь молодожены опять опускаются на четвереньки и в таком положении обходят хижину против часовой стрелки. После свадебных торжеств молодых на три дня оставляют в хижине, и в течение этого срока они не должны ее покидать.

У химба по настоящее время существует еще один странный обычай. Так, даже если мужчина и женщина состоят в браке, при определенных условиях они могут нарушить супружескую верность. Например, когда муж находится в длительной отлучке, жена может провести ночь с другим мужчиной. Если же после этого она забеременеет, муж будет только рад, поскольку, чем в его семье больше детей, тем выше его социальный статус. Кроме узаконенной измены, у химба до сих пор сохраняется обычай во время праздников меняться женами.

 

ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ КАЛАХАРИ

 

Это племя обитает в пустыне Калахари, на горе Брандберг. В отличие от представителей других племен, бергдамы имеют странные обычаи и весьма необычную внешность. Они никогда не моются, поскольку испытывают невероятный страх перед водой, считая, что вода всегда приносит несчастья.

 

Себя они называют «черными людьми». Но именно это определение как раз и выражает цвет их кожи, которая очень темная даже для африканцев. Правда, не совсем понятно, то ли чернота кожи связана с особенностями организма этих людей, то ли это просто грязь, за многие годы скопившаяся на коже.

Живут бергдамы в примитивных хижинах из травы и веток, внешне похожих на стог сена, В селении постоянно горит костер со священным огнем. При этом возле костра никогда не появляются женщины и дети, которые, по мнению бергдамов, могут осквернить огонь. И тогда на племя обрушатся различные беды и несчастья. Если же случится такое, что огонь по какой-то причине потухнет, например, его задует сильный ветер, то новый священный огонь зажигают самые пожилые и уважаемые мужчины племени. При этом они выполняют ряд древних обрядов. Но настоящих вождей, как у большинства племен и народностей, у бергдамов нет.

Питаются люди племени всем тем, что пошлет им скудная природа пустыни: насекомыми, термитами, мясом ящериц и змей. В отсутствие животной пищи они едят корни растений, ягоды, а также мед диких пчел. В то же время, на небольших делянках на берегу реки они сеют кукурузу, а также выращивают коз.

Представители племени весьма разнообразны по внешнему виду и характеру. Одни из них — высокие и худые, другие — низкого роста, зато толстые, как бочонки. Почти все бергдамы имеют низкий лоб и крупные черты лица. При этом они печальны и апатичны.

В некоторых поселениях бергдамы поклоняются богу Солнца и дождя, хозяину жизни и смерти — Камабу. Связь с этим божеством осуществляют колдуны, которые одновременно выполняют и функции целителей. И если колдун решает, что Камабу желает заполучить жизнь больного, несчастного оставляют в одиночестве, без всякой помощи. Чаще всего такая участь ожидает стариков и неизлечимо больных.

Если же лекарь посчитает, что хворь наслали умершие родственники больного, он приступает к лечению. Для этого, массажируя пациента, он загоняет болезнь в определенную часть тела, а уже оттуда выжигает ее головней. В результате этих магических действий кожу многих бергдамов украшают шрамы, похожие на татуировки. Порой колдун высасывает болезнь и выплевывает ее в скорлупу страусового яйца, внутри которой находятся тлеющие угли.

Когда же человек умирает, то родственники стараются как можно быстрее его похоронить. Связано это с верованием, что когда-то и кем-то обиженный покойник начнет мстить своим обидчикам. К тому же, место захоронения заваливается огромными камнями.

Бергдамы, особенно живущие в горной местности, часто наряжаются в шкуры, При этом они даже навешивают на свои грязные тела различные украшения. Особенно любят «бижутерию» женщины, которые носят ожерелья из скорлупы страусовых яиц и кожаные браслеты. Главным же украшением мужчин являются стальные или медные серьги в ушах.

У бергдамов, несмотря на их примитивный образ жизни, существует ряд любопытных обрядов: например, посвящение девушек и юношей во взрослую жизнь.

Так, пока девушка не выйдет замуж, ей нельзя употреблять ту пищу, которую едят замужние женщины. Но при этом кусочки такой еды растирают в порошок и помещают его в надрезы под грудями. Когда раны заживут, девушка считается взрослой.

Во время посвящения юношей их отправляют на охоту. И пока молодые люди охотятся, в деревне режут и потрошат козу. После этого кишки и мочевой пузырь разрезают на кусочки, которые помещаются в волосы возвратившихся с охоты юношей, Но вот добычу, которую они принесли, юноши могут есть только на второй день праздника. После того как этот обряд они пройдут дважды, они считаются взрослыми и им позволяют находиться в компании мужчин вокруг священного огня. Кроме того, они могут также жениться.

Став взрослыми и пройдя посвящения, бергдамы могут жениться, но свадебных церемоний у них нет. Однако при рождении ребенка они отправляют ряд обрядов. Например, когда отрезается пуповина, отец зажаривает кусок мяса и размазывает по телу стекающий жир. После этого частицы грязи помещаются в кожаный мешочек, который служит ребенку амулетом. Если в семье рождаются близнецы, то это считается недобрым знаком, поэтому одного из двойняшек хоронят заживо.

Что же касается происхождения бергдамов, то на эту проблему у этнографов единой точки зрения нет. Так, одни исследователи считают, что они — потомки выродившегося племени, другие — что это вымирающий примитивный народ.

 

СТРАННАЯ МАГИЯ ЕКУАНОВ

 

Труднодоступные леса Амазонки, между Бразилией и Венесуэлой, населяет племя екуана, насчитывающее около десяти тысяч человек. Живут они в деревнях, называемых шабоно.

 

Это, по сути, один огромный дом кольцеобразной формы с общим навесом из пальмовых листьев. В центре этого своеобразного «амфитеатра» постоянно горят костры. Многие из них, чтобы отогнать полчища москитов. просто дымят. В каждом шабоно проживает от 40 до 300 человек. В этой гигантской хижине каждая семья имеет отдельное место под навесом, которое является ее собственностью. Стены в этом странном поселении отсутствуют. Если же мужчина и женщина пожелает заняться сексом, то для этого они отправляются в ближайший кустарник.

Несмотря на совместное проживание многих семей в одном месте, брачные связи в племени достаточно крепкие, Впрочем, измены тоже случаются. В этом случае супруг должен наказать соперника, причем довольно оригинальным способом: он изо всех сил наносит ему удар по голове.

Однако, если муж-рогоносец промахнулся, тогда право нанести удар получает соперник. И в случае удачи к нему переходит и неверная жена. А брошенный муж на долгое время подвергается своеобразному остракизму: он живет или в полном одиночестве, или же в компании с собакой. Иногда какая-нибудь вдова все же проявит к нему милость, подвесив рядом с его постелью свой гамак.

Как и многие аборигены, екуаны ходят практически обнаженными. Правда, половозрелые мужчины подвязывают свои половые органы бечевкой, а женщины втыкают прутики в щеки, носы и губы. Кроме того, они украшают себя перьями попугаев и цветными ракушками.

Питаются люди племени дарами леса: фруктами, личинками различных насекомых, рыбой, птицами и млекопитающими. Любимыми же кушаньями являются крабы и пауки. Кроме собирательства, екуаны занимаются также и примитивным сельским хозяйством, выращивая овощи. При этом все работы, связанные с уходом за урожаем, выполняют женщины. Основное же занятие мужчин — охота. Для этих целей они пользуются луком со стрелами, смазанными ядом кураре.

Это дикое племя имеет и праздники, правда с весьма странными обрядами. Во время торжеств, которые обычно приурочены ко времени созревания папайи, собираются все жители деревни.

Женщины в этот день украшают свои тела незатейливыми узорами. Однако мужчины на их «убранство» внимания почти не обращают. Им важнее пообщаться с духами. Для этого они употребляют галлюциногены, которые заставляют их не только беседовать с потусторонними силами, но и совершать странные танцевальные движения. «Вальсируют» же мужчины на корточках без музыкального сопровождения. Они, по сути, перемещаются на четвереньках, произносят непонятный набор слов, визжат и завывают. Некоторые в это время теряют сознание, и их утаскивают с танцплощадки в сторону. Нередко «пляски» завершаются дракой, поскольку одурманенные «танцоры» теряют чувство реальности.

Завершается торжество ритуалом эндоканнибализма — поеданием умерших родственников. Во время этого обряда женщины, раскрашенные рисунками черного цвета, приносят в корзинах кости покойников, а мужчины — стволы деревьев. Затем начинается многочасовой процесс дробления костей до тех пор, пока они не превратятся в мелкий порошок, который затем съедается. Екуаны верят, что душа покойника будет скитаться в джунглях до тех пор, пока родственники не освободят ее от земных связей. Для этого члены племени и поедают раздробленные кости. Правда, перед употреблением порошок смешивают с кашицей из плодов банана, затем заполняют этой смесью особые пакетики из листьев, и только после этого родственники вкушают это ритуальное блюдо. Считается, что душа покойника отправится в загробный мир лишь тогда, когда будет съедена вся «каша».

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.