Тема урока: Правление Екатерины II . Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема урока: Правление Екатерины II . Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

2020-06-05 204
Тема урока: Правление Екатерины II . Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока: Правление Екатерины II. Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.

Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.

Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.

В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Приведу лишь некоторые из них, касающиеся образования:

· Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.

· Кто привык к трудам, тому труд облегчен.

· Разумный человек всегда может найти упражнение.

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?».

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».

Просвещенный абсолютизм

Внутреннюю политику Екатерины II в России принято называть «просвещенный абсолютизм». В Российской империи во второй половине XVIII в. господствовала идеология Просвещения: Екатерины пыталась использовать в своей политике основные идеи иностранных философов – Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро и других. Примером тому может служить принцип верховенства закона: при Екатерине были изданы грамотные умные законы, которым подчинялись все – от подданных до государыни.

Эпоха «просвещенного абсолютизма» характеризовалась активным развитием образования, науки, культуры и экономики. Кроме того, во время правления Екатерины II в России появилась теория общественного договора: это значило, по идеям философов, что люди собрались коллективно и договорились о лишении некоторых своих прав в пользу государства во благо общественного порядка; следовательно, подданные должны уважать своего правителя, а государь должен мудро править своим государством и подданными. Именно такую роль и пыталась играть Екатерина, и многое у нее получалось.

В исторической науке есть две точки зрения на период правления Екатерины II. Первая заключается в том, что Екатерина действительно искренне проводила политику просвещенного абсолютизма и двигала Россию к прогрессу, чтобы она встала наравне с передовыми развитыми странами Европы. Такого же мнения придерживался Вольтер. Вторая точка зрения на политику «просвещенного абсолютизма» заключалась в том, что данная политика императрицы была лишь маской, а за ней стояла жесткая политика крепостничества. У обеих точек зрения есть право на существование: можно подобрать факты, которые будут выступать в поддержку одной или другой стороны.

Стоит упомянуть то, что Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота, и если бы она вела политику против интересов дворян, то ее бы свергли, как и ее мужа.

Социальная политика

В 1785 г. была издана Жалованная грамота дворянству, в которой были перечислены и закреплены все права дворян, включая владение землей и крестьянами. Благодаря этой грамоте крепостные крестьяне в России фактически стали бесправными и превратились в рабов.

В 1765 г. был принят указ, по которому крестьян можно было ссылать в Сибирь на каторгу. В 1767 г. был издан указ, по которому крестьянам запретили жаловаться на своих помещиков. Более того, крепостное право распространялось и на другие территории Российской империи: например, Екатерина прикрепила к земле украинцев. И только в конце своего царствования императрица неформально, не издавая никаких указов, закрывала глаза на то, что Г.А. Потемкин (рис. 2) селил в Крыму беглых крепостных крестьян, так как нужно было осваивать южные земли России.

Рис. 2. Г.А. Потемкин (Источник)

Реформы образования

В области образования можно выделить две основных реформы – в 1782 и 1786 гг. По этим реформам в губернских уездных городах были созданы системы народных училищ. Кроме того, следует выделить И.И. Бецкого (рис. 3), который пытался создать несколько типов закрытых учреждений, из которых самым известным был Смольный институт благородных девиц. Главная идея Бецкого была в том, что воспитание должно быть в первую очередь, образование второстепенно.

Рис. 3. И.И. Бецкой – деятель образования во время правления Екатерины II (Источник)

Выводы

С одной стороны, политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II – это достаточно серьезные изменения в государственной сфере, экономике, образовании и культуре. С другой стороны, никаких кардинальных реформ проведено не было. Более того, крепостничество утвердилось в самой тяжелой для крестьян форме. Абсолютизм как система власти полностью утвердился в Российской империи, и никакого ограничения власти монарха не было.

Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

Тема урока: Правление Екатерины II. Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.

Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г.

Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.

Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения.

В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Приведу лишь некоторые из них, касающиеся образования:

· Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.

· Кто привык к трудам, тому труд облегчен.

· Разумный человек всегда может найти упражнение.

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя «Как бы поступил в таком случае Пётр?».

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества».

Просвещенный абсолютизм

Внутреннюю политику Екатерины II в России принято называть «просвещенный абсолютизм». В Российской империи во второй половине XVIII в. господствовала идеология Просвещения: Екатерины пыталась использовать в своей политике основные идеи иностранных философов – Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро и других. Примером тому может служить принцип верховенства закона: при Екатерине были изданы грамотные умные законы, которым подчинялись все – от подданных до государыни.

Эпоха «просвещенного абсолютизма» характеризовалась активным развитием образования, науки, культуры и экономики. Кроме того, во время правления Екатерины II в России появилась теория общественного договора: это значило, по идеям философов, что люди собрались коллективно и договорились о лишении некоторых своих прав в пользу государства во благо общественного порядка; следовательно, подданные должны уважать своего правителя, а государь должен мудро править своим государством и подданными. Именно такую роль и пыталась играть Екатерина, и многое у нее получалось.

В исторической науке есть две точки зрения на период правления Екатерины II. Первая заключается в том, что Екатерина действительно искренне проводила политику просвещенного абсолютизма и двигала Россию к прогрессу, чтобы она встала наравне с передовыми развитыми странами Европы. Такого же мнения придерживался Вольтер. Вторая точка зрения на политику «просвещенного абсолютизма» заключалась в том, что данная политика императрицы была лишь маской, а за ней стояла жесткая политика крепостничества. У обеих точек зрения есть право на существование: можно подобрать факты, которые будут выступать в поддержку одной или другой стороны.

Стоит упомянуть то, что Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота, и если бы она вела политику против интересов дворян, то ее бы свергли, как и ее мужа.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.