Тема 1. Организация работы с отрядом — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1. Организация работы с отрядом

2020-06-05 1233
Тема 1. Организация работы с отрядом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОТРЯДОМ

 

В данном разделе мы представим в общих чертах логику организации смены в лагере через раскрытие содержания деятельности на основных этапах смены.

Знакомство с ребятами иногда начинается на медосмотре. Важно использовать первую встречу для того, чтобы установить отношения взаимного интереса и взаимного уважения и узнать что-то о ребятах, их возможностях и желаниях.

Дорога в лагерь создаёт у ребят первое впечатление об отряде и о роли вожатых. Важно, чтобы дорога в лагерь уже давала положительные эмоции, поэтому вожатые организуют игры, конкурсы. Можно использовать игры розыгрыши, игры на внимание, песенные конкурсы и т.д.

Знакомство с лагерем проводится по прибытии в лагерь. В него может войти знакомство с правилами внутреннего распорядка в лагере, его традициями, экскурсия по корпусу, экскурсия по территории лагеря. Чёткость, спокойствие и организованность – вот девизы первого дня. Не нужно запускать толпу в палаты, чтобы дети захватывали койки, перебегали, сражались, кто занял место первым. Распределите детей по палатам до входа в корпус: предложите объединиться в группы по палатам и распределить кровати на схеме.

В первый день смены необходимо составить следующие документы:

1. Полный список детей отряда (2 экземпляра – один сдать, один себе)

2. Список детей «по комнатам» (2 экземпляра – один на дверь, один себе)

3. Графики дежурств на каждую комнату (повесить на двери).

В первый день важно показать детям, какой порядок необходимо поддерживать в палатах, как и где хранить вещи, как заправлять кровать. Для этого кровать разбирается и заправляется на глазах всего отряда. Можно провести конкурс на лучшее дизайнерское решение уборки кровати.

Организационный период

Первые 3 дня смены - дни адаптации и детей, и взрослых. Этот этап смены принято называть «организационный период». Его значимость отражена в бытующем среди вожатых убеждении: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям: месту, требованиям, режиму дня, укладу, рациону питания и пр. и, конечно, – к новым людям. Адаптация является психологически очень сложным процессом, поэтому главная задача - помочь ребенку в привыкании к лагерю. Основную роль здесь играют эмоции. Страхи, грусть, тоска по дому не должны победить, поэтому детям так нужно эмоциональное тепло, поддержка, внимание, успех.

Значимость оргпериода связана с тем, что «из ничего мы создаём что-то», то есть из детей, которые были сами по себе, мы создаём сообщество, в котором выкристаллизовываются нормы, принятые модели поведения, способы общения и взаимодействия. Поэтому оргпериод требует особенного ответственного отношения к его подготовке и проведению. Лучше спланировать первые три дня смены буквально по минутам, сделав это в спокойной обстановке накануне заезда.

Задачи этапа

v знакомство детей с лагерем, его традициями, законами, территорией, режимом деятельности и пр.;

v знакомство детей друг с другом и с вожатыми;

v заложить основы разумной дисциплины, выполнения основных требований;

v формирование доброжелательного микроклимата;

v сплочение детей, формирование чувства «мы».

Решать все эти задачи нам поможет самый эффективный и простой способ - игра. Любая игра требует соблюдения определённых правил, что закладывает основы культуры взаимодействия и дисциплины. Игры следует начать с простых, ориентированных на запоминание имён и поверхностное знакомство, и постепенно переходить к более сложным, ориентированным на узнавание взглядов, опыта, мечтаний ребят. Начинаем с игры «Снежный ком», но просим называть не только имя, но и прилагательные о себе на букву имени, показать свой жест и пр., чтобы подключить ассоциативную, кинестетическую и другие виды памяти. Можно использовать далее взаимопрезентацию, игру в журналистов и пр. В интернете представлено огромное количество игр на знакомство. Весело проходит игра: Встаньте те, кто любит кошек. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья или сёстры и т.д. Поднимите две руки те, кто любит сладкое.

На огоньке знакомства можно провести Час вопросов и ответов (По кругу передаётся какой-то предмет, по хлопку передача прекращается, и человек с предметом отвечает на вопросы остальных.), Пакет Откровений (Необходим красиво оформленный конверт с необычными вопросами, в том числе, на оригинальность, креативность мышления.), Памятное событие (Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркое событие своей жизни, раскрывает влияние этого события на его жизнь).

 На завершении этапа знакомства можно использовать такие игры: Возьмите мяч и встаньте по кругу. Перед броском надо назвать схожую черту с другим человеком из отряда и затем бросить ему мяч. К примеру, я бросаю мяч, я должен сказать: «Я похож на Машу потому, что я такой же жизнерадостный, как и она», затем я бросаю мяч Маше и уже ее задача найти схожие черты с другим участником отряда. Играйте до тех пор, пока каждый не бросит мяч и не найдет в себе схожие черты с другими детьми.

Наиболее полное знакомство детей происходит через совместное участие в деятельности. Поэтому в первые дни мы многократно объединяем детей в минигруппы разного состава и предлагаем им различные творческие задания. Например, дети распределяются по группам, соответствующим небесным стихиям – огненные, водные, земные, воздушные знаки зодиака. Звучит краткая характеристика людей, принадлежащих к каждой стихии, их черт характера, благодаря чему у детей возникает чувство общности. Каждая группа выполняет задание. Можно создавать группы по сезонам года (И провести защиту времени года), в которых они родились, по цвету глаз, по любимому цвету, по геометрическим фигурам (психогеометрия), по любимым животным, по темпераментам и т.д. Интересно собрать творческие объединения тёзок, разбив детей по именам. Можно делить детей случайным образом – посредством детали разрезанной открытки. Всё это позволяет многократно перемешивать детей и включать их во взаимодействие на основе чувства взаимного интереса и единства. Вот примеры заданий, которые выполняют группы:

· Построить из листов А4 самую высокую башню.

· Придумать кроссворд о лагере (о нашем отряде)

· Изобразить пантомимой песню, которую угадывают остальнын

· Показать очередную серию мультфильма «Ну, погоди!».

· Придумать и поставить сценки «Уговоры поехать в лагерь», «Первый день в лагере».

· Сделать шляпы из бумаги и провести показ мод

· Сочинить и спеть частушки

· Создать музыкальную пародию на каких-либо исполнителей.

· Сделать рекламу одного из элементов отрядной жизни.

· Исполнить хорошо знакомую песню в другом жанре.

· Придумать и показать фильм, в котором перепутались герои и сюжеты, например «Терминатора» и «Девчат» или фильмов «Кавказская пленница» и «Трансформеры».

· Подготовить экспромт-концерт.

Для знакомства с лагерем, его территорией можно провести квест с такими заданиями: 

- Посчитать кол-во кирпичных строений в лагере (лавочек, беседок, веранд, деревьев на липовой аллее, плиток до родника, окон какого-либо здания и пр.).

- Разработать три дороги в столовую и придумать им название.

- Найти и отметить на плане лагеря все розарии.

- Узнать длину каких-либо дорожек, тропинок (в локтях, дюймах или в любых других единицах).

- Посчитать кол-во машин на территории лагеря, отметить их цвет и номера.

- Посчитать кол-во, стульев в клубе.

- Взять интервью у работника лагеря, который проработал в нём не менее 10 лет.

- Узнать любимое увлечение (блюдо, книгу, цветок, …) кого-нибудь из администрации.

- Выяснить, каким было самое первое строение лагеря.

Важно использовать также игры на командообразование, которые также в изобилии представлены в интернете. Перед отрядом ставится задача, которую невозможно выполнить в одиночку. Например: Выбирается самый высокий человек в отряде и на уровне его роста вешается веревка или канат. Задача отряда взяться за руки и без единого слова перебраться через канат не потеряв контакта. Другой пример: Каждому дается записка с цветом из радуги и дети должны без слов выстроиться в несколько радуг в нужной последовательности.

Период знакомства должен перерасти в период организации отряда. Главным на этом этапе станет создание постоянных микрогрупп (экипажей, бригад, связок и пр. – название может быть любым). Мы говорим ребятам о том, что для организации жизни, в которую активно включён каждый, и для того, чтобы быстро, легко и дружно справляться с любыми делами, нам нужны экипажи и предлагаем им объединиться в такие команды. Как объединиться – можно назвать имена лидеров и предложить объединиться вокруг них, можно провести социометрию и на её основе скомплектовать экипажи, предложив детям этот вариант, можно попросить выйти четырёх лидеров (столько, сколько у вас будет экипажей) и предложить им выбрать себе по одному человеку в отряд. Потом первый выбранный называет следующего члена отряда и так далее. Но в этом случае дети, которых долго не выбирают (это чаще аутсайдеры и пассив), чувствуют себя не очень комфортно, поэтому на определённом этапе мы говорим оставшимся, что им повезло – у них есть возможность выбирать самим, и предлагаем им распределиться по экипажам.

Когда экипажи сформированы, мы должны помочь им сплотиться, для чего проводится Тропа Доверия, на которой ребята должны проявить согласованность действий, взаимопомощь. Пройдя тропу, экипажи ощущают чувство единства и узнают о себе, какие они вместе. Далее они проводят огонёк знакомства в своём экипаже, и по его итогам оформляют свой экипаж, придумывая для него название, девиз, выбирая капитана. На общем сборе отряда каждый экипаж представляется и представляет своего капитана. Создание команд делает отряд организованной боевой силой, которая может решить любые задачи. Например, отряд получил задание – к открытию лагеря подготовить фрагмент театральной постановки. Мы поручаем одной команде сделать элементы костюмов для всех, другой – обеспечить музыкальное и шумовое сопровождение, третьей – подготовить оформление, четвёртой – стать артистами, пятой – сделать рекламу, афиши для выступления. Благодаря такой организации мы подключаем всех ребят, а не вешаем всё на самых активных и добросовестных, эксплуатируя их и побуждая в следующий раз «не высовываться».

Каждый отряд должен иметь своё лицо, неповторимые, отличающие его от других отрядов, характеристики, которые должны быть выделены и осмыслены самими ребятами. За период знакомства ребята узнали, какие они, что их объединяет, какими они хотят быть и, исходя из этого, ищут ответ на вопрос – кто же они вместе. На сборе-рождении отряда идёт коллективное обсуждение следующих характеристик отряда:

· Название отряда

· Девиз - афоризм, выражающий ключевую для отряда идею.

· Эмблема – символический рисунок, отражающий название отряда, направление его деятельности

· Песня отряда

Кроме того, можно придумать речёвку отряда, отрядный тайный знак, который будет понятен только членам отряда, сигнал сбора отряда и пр.

Важной частью оформления отряда как коллектива является принятие законов-заповедей отряда. Это правила жизни, которых ребята будут стараться придерживаться. Эти правила должны быть понятны, должны идти от самих ребят, поэтому лучше подготовить разговор о них, проведя небольшое анонимное анкетирование. В анкете важно попросить ребят назвать, каких правил необходимо придерживаться, каким должно быть общение в отряде, чтобы каждому было комфортно. Можно предложить детям создать декларацию смены. Пусть каждый напишет, чего он ждет от этой смены. Пусть каждый сохранит декларацию до конца смены, чтобы оценить, насколько реализовались его пожелания. Обобщив мысли ребят, вожатый предлагает формулировку правил - ЗАКОНОВ ОТРЯДА.
    Существуют общие законы лагеря – закон территории, закон соблюдения режима дня, закон времени, закон тишины после отбоя и др. Мы их не обсуждаем, а просто знакомимся с ними ещё по приезду в лагерь. Сейчас речь идёт именно о традициях и законах самого отряда. Вот некоторые правила, в том числе, шуточные, которые можно предложить ребятам для примера, и которые могут дать пищу для новых идей.

o Вожатых при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми.

o За двумя вожатыми погонишься — ни одного не поймаешь.

o Поспешишь — весь отряд насмешишь. 

o Если выходишь за территорию лагеря без вожатых, захвати с собой чемодан.

o Сон — всему голова.

o     Увидел, услышал — запомни, доложишь!

o     Съел сам — помоги другому.      

o После команды «Отбой» наступает темное время суток.

o     C утра до вечера с нами вожатые, а ночью нами занимается КАРИЕС.

o Не думай о секундах свысока, заходя в душ. 

o Если у тебя плохое настроение, покричи … на сосны и ветер.

o Всё делаем дружно, по-другому не нужно.

Опыт жизни будет вносить коррективы в правила, будут возникать новые законы.

По завершении оргпериода мы должны ощутить, что отряд начинает мыслить, как команда, и мы тоже стали частью этой команды, переживая все события вместе. После того, как дети узнали друг друга и определились, какие они, кто они все вместе, по каким правилам и как они будут жить, наступает возможность подумать, а чем именно мы будем заниматься все вместе. Таким образом, наступает этап коллективного планирования. Этот этап представлен нами в разделе «Самоуправление в отряде».

Некоторые правила, важные на этапе оргпериода, мы выделили отдельно и представили в таблице.

Что делать Зачем нужно делать Как нужно делать
Знакомство, сближение Запоминание имен, создание атмосферы для дальнейшей работы Игры – снежный ком, ежик, сеть и т.д.
Знать всех самому и обеспечить знание всех всеми Необходимое условие для комфортной работы, несение ответственности за каждого Бейджи у всех в отряде, список на доске, двери,в личном блокноте. Точное количество народа в отряде должны знать все.
Контроль выполнения плана дня по времени Экономия временных и человеческих ресурсов, уважение к другим, работа на цели сбора, а не на индивидуальные цели     Грамотное и четкое распределение времени работы в отряде, контроль времени, стимулирование деятельности похвалой, личным примером. Четкое обозначение времени и места встречи.
При подготовке к делу распределить обязанности обеспечение удовлетворенности делом каждого, возможность сделать дело как можно лучше, используя разные средства При подготовке к делу найти работу по силам и желанию для каждого (сочинить песню, подобрать муз. оформление, нарисовать рисунки, эмблему, надписи, придумать танец, кричалку, способ передвижения и т.д.
Распределение творческих и бытовых поручений Обеспечение полноценной работы, экономия ресурсов, забота о каждом человеке в отряде Выявить заранее необходимые поручения (дежурство в столовой, чаепитие, организация спальных и рабочих мест), разделить по жребию, желанию, при этом каждый должен сделать что-нибудь для отряда
Отметить заслуги даже самые маленькие! Повышение мотивации к деятельности, настроения, учит других замечать и ценить работу других Заметить (что) и оценить (как) работу каждого человека – это самое трудное, но выполнимое! После дела вручение маленьких неожиданные грамот, сюрпризов (конфетки, витаминки, рисунки, стишки…). Сказать СПАСИБО на анализе дела или огоньке каждому за свое!
Анализ дела, дня (огонек) Диагностика достижения цели, возможность высказаться, утвердиться в собственных позициях, возможность осознать собственный личностный рост и рост отряда Особый эмоциональный настрой (круг, свеча, талисман отряда, передаваемый как микрофон), возможность высказаться каждого. Анализ дела, дня рациональном уровне по схеме:
  • Что удалось?
  • Что не удалось? Почему? Как сделать, чтоб в следующий раз удалось?
  • Чему хорошему научился, что открыл в себе, других?
  • Кому и за что спасибо?
Использование подходящих песен, откровенные разговоры, подарки и т.д.
Диагностика настроения каждого и отряда целиком Видеть, при необходимости менять настроение Наблюдение, понимание причин изменения настроения (не получается, не довольство результатом, нет дела вообще, болит что-нибудь…). Экраны настроения (оценка дня на эмоциональном уровне с помощью цвета, рисунков и т.д.) Использование игр для поднятия настроения, внесение приятных сюрпризов, пожелания на доске. Увидеть и обеспечить нужды отряда в еде, песне, привале…
Контроль сан - гигиенических норм Нормальное, здоровое существование человеческого организма Обеспечение нормального сна, еды чистых рук перед едой (ДЛЯ ВСЕХ), свежего воздуха в помещении!!!

 

Основной период

Логикой развития отряда на основном этапе является логика создания и развития детского коллектива. Работа по созданию и развитию коллектива представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться на основе системы обратной связи, позволяющей оперативно реагировать на выявленные проблемы. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. Основоположник теории коллектива А.С. Макаренко выделяет несколько стадий на этом пути:

На первой стадии развития коллектива, дети разобщены, нет действенного актива, нет увлеченности совместной деятельностью. Выдвижение требований и инициатива в постановке задач, перспектив совместной деятельности принадлежит педагогу. Первая стадия считается завер­шенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей дея­тельности и общей организации.

На второй стадии развития коллектива происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целост­ная система, в которой начинают действовать механизмы самоор­ганизации и саморегуляции. Требования педагога поддерживаются частью воспитанников, актив способен предъявлять требования к товарищам и самим себе. Таким образом, на вто­рой стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств лич­ности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Источником выдвижения требований, инициатива в организации различных видов деятельности принадлежит активу и членам коллектива. В коллективе уже сформировано общественное мнение, которое отражает требования и взгляды большинства членов коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент ин­дивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Задачей вожатого является формирование детского коллектива отряда, для чего необходимо следовать представленной выше логике. Активность вожатого должна постепенно уступать место активности детских лидеров, а затем активности большинства детей в отряде. Всё это возможно при поддержке и творческом развитии детских инициатив, любых форм активности и правильной организации работы, обеспечивающей включённость каждого.

На первом этапе работы задачей вожатого является создание в отряде доброжелательной атмосферы, уважительного стиля общения, взаимного интереса, что достигается, в первую очередь, возвышающим стилем общения с детьми самого вожатого. Мы авансируем каждого ребёнка, выделяя его привлекательные стороны, интересуясь его взглядами, мыслями, опытом, интересами. И ребёнок старается оправдать наши ожидания и быть лучше. Мы требуем от ребят уважения и внимания, когда они слушают друг друга, смотрят выступления групп, так как каждый хочет быть услышанным.

На следующем этапе самое главное – создание у ребят ощущения успеха от совместной деятельности. Они должны почувствовать, что вместе у них всё получается. Конечно, пока у них будет получаться, прежде всего, благодаря интеллекту, творчеству, актёрскому мастерству и другим качествам вожатого, но ребята поверят в свои силы и получат мощный импульс для дальнейшего творчества.

На следующем этапе мы можем уже не бояться неудач и при помощи коллективного анализа выявлять, почему у нас что-то не получилось, извлекать уроки и помогать детям становиться мудрее. Мы можем совместно с детьми ставить цели, решать проблемы, делать жизнь отряда такой, какой придумаем вместе.

Развитие отряда как коллектива возможно, только если у отряда будет интересная созидательная деятельность. К сожалению, во многих лагерях создаётся такой общелагерный план, что каждый отряд каждый день сначала готовится к лагерному мероприятию, а затем в нём участвует. Такая организация связана с неверием в возможности вожатого занять детей, вовлечь их в деятельность. Конечно, это мешает осуществлять развитие отряда, и вожатому в таком лагере важно научиться расставлять приоритеты. Что важнее, успешное выступление отряда, которое будет придумывать и репетировать с отрядом вожатый, или внутренняя работа в отряде? На наш взгляд, конечно, второе. Для участия в массовых лагерных формах можно выделить один из экипажей и сделать данное поручение сменным. Можно в ряде случаев создавать творческую группу, а иногда саму подготовку провести как коллективное творческое дело с включённостью всего отряда.

Какой может быть отрядная деятельность? Деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Отдых можно рассматривать как смену видов деятельности, поэтому важно, чтобы не было ничего похожего на учёбу. Отдых – это возможность попробовать что-то новое, заняться творчеством, погрузиться в неформальное общение, попробовать себя в различных играх. Лагерь предлагает детям самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Деятельность детей в отряде должна быть интересной, привлекательной для них, практико-ориентированной, творческой. Одной из сегодняшних проблем является пассивность детей, их зацикленность на интернет-общение, компьютерные игры и пр. Но таким детям будет интересен конкурс знатоков компьютерной игры, разработка живого квеста по материалам одной из игр, создание фильмов о прохождении любимой игры и т.д. Таким образом, особое значение для работы с отрядом имеет игра. Ролевые, деловые, коммуникативные, творческие, конкурсные, сценические игры обладают большой привлекательностью для детей. Игра интегрирует в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление. Искусство мастера игры состоит в поиске тонкой грани между сценическим характером действия и активностью аудитории, глубиной содержания и лёгкостью программы, потребительской и созидательной позицией участников программы, соревновательностью и сотрудничеством, зависимостью и свободой участников программы и т. д. Главными являются те чувства, мысли, опыт, который ребёнок обретает в игре; те изменения в нём, которые она вызывает. Игру можно рассматривать как осуществляемый в условиях свободы и заинтересованности скрытый воспитательный процесс, когда открыто перед ребёнком ставятся игровые задачи (“спасти зверей”, “раскрыть тайну”, “испытать приключения”, “найти клад” и т.д.), а скрыто решаются задачи развития его личности.

 При организации деятельности отряда вожатому может помочь представленная ниже таблица, в которой выделяются основные моменты методики организации различных видов деятельности: что нужно делать, для чего это нужно и каким образом данную деятельность осуществлять.

Основным ресурсом развития отряда является потенциал детей и, прежде всего, их потребность в общении, во взаимопонимании, в испытании себя, в творчестве и их способность к доброжелательному уважительному взаимодействию с взрослыми. Придумывая вместе с детьми, мы всегда создадим то, что увлечёт большинство детей. Такая деятельность может быть организована посредством технологии коллективной творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность создаётся участниками в процессе совместного поиска, при этом:

ü учитываются интересы и потребности каждого;

ü индивидуальные цели не противоречат общим целям группы;

ü коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

ü данная форма работы развивает творческие способности, так как является неповторимой.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, проявления практической заботы, решение вполне определенных жизненно важных задач, поэтому это дело. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер. Это дело: коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями; творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач (9). 

Структура КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Схема организации КТД

1. Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Привлекаются союзники, проходит сбор информации.

2. Коллективное планирование. Коллектив отвечает на вопросы: Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Кто организует?

3. Коллективная подготовка к делу. Подготовка проходит по экипажам или временным объединениям, руководит подготовкой Совет Дела. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов.

6. Последействие  - изменения в традициях отряда после проведения дела. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. 

Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Приведём пример придуманного нами коллективного творческого дела «Размышляем о песне». Мы хотим предложить именно это КТД, так как в жизни дружного отряда большое значение имеют песни. Песни туристические, вожатские, бардовские, шуточные… Песни создают настрой на дело, позволяют вызвать лирическое настроение на огоньке и т.д. Традиции лагеря связаны с орлятским кругом, с исполнением особых лагерных песен. Но сегодня приезжающие в лагерь школьники являются зачастую поклонниками различных музыкальных течений, направлений, рок-групп, исполнителей. Это создаёт условия для конфликтов, когда песня не объединяет, а разъединяет. Фанаты одного музыкального течения могут быть непримиримыми к вкусам поклонников других направлений, например, «попсы», народной песни.

«Размышления о песне»

Сплочённость людей между собой зависит от наличия общих, единых ценностей. Это характерно как для больших, так и для малых социальных групп: классных коллективов, подростковых клубов, неформальных объединений.

Впервые понятие «ценность» было введено Томасом и Знанецким в 1912 году. Под ценностями понимаются объекты и явления действительности, которые являются или могут являться предметом стремления, интереса, потребности для определённого субъекта. Если наличие общих ценностей у определённой группы людей приводит их к единению, то их отсутствие – к разобщению, отдалению людей друг от друга. Общих для всех ценностей существовать не может, и это нормально с точки зрения культурно-исторического развития общества. Одна историческая эпоха диктует те ценности, которые не являются значимыми для другой. Существование большого количества национальностей, вероисповеданий, субкультур обуславливает невозможность определения универсальных для всего социума ценностей. 

Цель: формирование ценностного отношения к мнению других людей.

Задачи:

1. понимание обоснованности мнения других людей;

2. осознание несовершенства собственного мнения;

3. принятие мнения окружающих как одной из возможных точек зрения;

4. способность найти позитивные стороны альтернативной точки зрения.

 

Разработка рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет. Наиболее целесообразно вести обсуждение по микрогруппам, численностью 5-6 человек, что позволяет обеспечить личностную включённость каждого подростка. Если игра проводится в коллективе из 25 человек, то количество микрогрупп будет составлять 4-5. Для работы каждой микрогруппы необходимо предусмотреть отдельное помещение, магнитофон, аудиозапись соответствующей музыкальной композиции, текст стихов песни на каждого подростка.

Выбранные для дальнейшего обсуждения песни (по числу микрогрупп) должны существенно отличаться по стилю и степени популярности.

Для эффективной работы в каждой микрогруппе обязательно должен находиться подготовленный педагог или подготовленный ребёнок. Вожатый вместе с кем-то из воспитанников может взять на себя роль ведущего.

Этап. Легенда.

На данном этапе важную роль играет эмоциональный настрой коллектива. В данном случае целесообразно рассказать (не читать) легенду. В помещении можно создать полумрак, выключив свет и расставив зажжённые свечи. Слово ведущему:

Было это очень-очень давно. Тогда люди жили ещё все вместе. Вместе добывали пищу, вместе работали на общее благо, делили кров и никогда не ссорились друг с другом. Каждый день после захода солнца, когда повседневная работа заканчивалась, люди собирались возле костра – излюбленного места своих встреч, - грелись у огня, отдыхали и, по традиции, которая досталась им от предков, пели песни. За много веков сложилось так, что никто заранее не выбирал тех песен, которые будут звучать вечером. Достаточно было кому-то одному запеть, как другие тотчас подхватывали его песню.

И вот однажды когда люди как обычно заняли свои места у огня и начали петь, одни человек громко сказал: «Я не хочу петь эту песню, она мне не нравится, я предлагаю спеть другую!» И запел свою, ту, которая ему была по душе. Люди ничего ему не ответили, скрыли свою обиду и негодование и запели вместе с ним. Подобное произошло и в следующий вечер, и в следующий… Но долго так продолжаться не могло. Прошло совсем немного времени с того злополучного дня, а люди уже с неохотой шли вечером к общему костру и без воодушевления пели песни, а вскоре часть из них решила развести свой огонь где-нибудь неподалёку и петь то, что им больше всего нравится. Потом появился ещё один костёр и ещё… С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костёр…

Сегодня у вас есть возможность ответить на вопрос, почему же люди по-прежнему не хотят слушать и петь песни, которые слушают и поют другие, почему песни становятся причиной их непонимания, злобы, ненависти и агрессии.

Микрогруппы расходятся в заранее подготовленные для них помещения, соблюдая тишину, где и получают от педагога задания для работы.

Этап. Обмен мнениями.

Следующий этап подразумевает сбор всех микрогрупп в одном помещении. В произвольном или заранее определённом порядке несколько представителей от каждой микрогруппы должны представить песни, над которыми они работали: дать возможность прослушать их, познакомить с идеями песен, рассказать о «достоинствах» и «недостатках», о том, для кого они предназначены, какие потребности людей удовлетворяют.

Этап. Подведение итогов.

Микрогруппы в течение нескольких минут отвечают на вопрос: «Почему люди до сих пор не смогли объединиться, часто не могут без непонимания, злости и ненависти относиться к тем, кто не слушает ту музыку и не поёт те песни, которые нравятся им самим». Представитель микрогруппы оглашает общий ответ её членов. 

Слово ведущему:

С тех пор прошли столетия, родилось и состарилось не одно поколение, но люди так и не смогли снова сесть за общий костер…Сколько необходимо времени, чтобы из людских сердец исчезли непонимание, злоба, ненависть и агрессия, чтобы люди снова собрались возле одного костра, чтобы петь разные песни не знает никто, но зато с уверенностью можно сказать, что это зависит только от самих людей, от каждого из вас.

Успех любого КТД зависит, прежде всего, от готовности детей участвовать в нём, поэтому перед проведением вожатый должен создать настрой. Проще всего это сделать, когда существует какая-то цель всех предлагаемых детям игр или конкурсов.

Сравните, как легче включить детей в деятельность:

· "БЕДА! Террористы захватили нашу вожатую. Они не освободят её пока, мы не выполним все их условия: нужно оказать помощь их раненному, разминировать пути отступления из лагеря, заправить самолет и т.д. "

· "Дети сейчас мы пойдем на улицу. Там мы забинтуем голову старшему вожатому, потом будем искать вот такие вот железочки и распутывать проводки, потом лить из шланга воду в бочку..."

Украли вожатого

Дети бегают по этапам:

1. Получают письмо похитителей.

2. Около корпуса находят вещь вожатого с запиской.                                                                                                  

3. Ищут три бомбы (мячики).

4. Ищут следы, которые ведут на минное поле – и т.д.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя и педагогически эффективных форм работы с детьми в отряде является организация тематического дня. 

Тематический день

Тематический день - одна из форм коллективной творческой деятельности. Особенностью является то, что работа в отряде (во всём лагере) весь день строится на одной общей теме, идее. Достоинством тематического дня является то, что выбранную тему можно успеть рассмотреть достаточно глубоко, разносторонне и попробовать что-то сделать в данной тематической области.
Например, можно устроить в отряде День Страха. Для дня можно придумывать соответствующее идее дня название. Этот день можно назвать «Не бойся бояться». Примерный план дня:

Утро

Тематическая зарядка «Как мы боимся»

Познавательная игра-соревнование о страхах между экипажами «Верите ли Вы, что?» Вот вопросы для примера:

· Верите ли Вы, что ребёнок до двух лет часто не ведает страха?

· Верите ли Вы, что в Москве есть кинотеатр для просмотра фильмов ужасов, в котором места для зрителей выполнены в виде гробов? (Нет, такой кинотеатр есть в Париже)

· Верите ли Вы, что страх – помощник человека?

Час творческих заданий: изобразить при помощи пантомимы одно из эмоциональных состояний, связанных с переживанием разной степени страха, и придумать ситуацию, в которой это состояние могло возникнуть: тревожность зайцев, боязнь косуль, испуг пингвинов, ночной кошмар собачки, паника обезьян. Каждый экипаж изображает ситуацию, а остальные угадывают – что произошло, что демонстрирует экипаж и каково эмоциональное состояние изображаемых персонажей.

Выполнение упражнений на преодоление страха (Например, из книги В. Леви «Приручение страха»): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй Жуевич (разжевал и выплюнул свой страх). Рисуем и топчем свой страх. Расскажи о своём страхе. «Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, знач


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.