Обобщение опыта учителей начальных классов по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обобщение опыта учителей начальных классов по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников

2020-06-04 216
Обобщение опыта учителей начальных классов по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах школы являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

Известно, что при словесных формах обучения учащиеся усваивают 10-20% информации. Вот почему учителя используют на уроках активные формы обучения. Один из самых эффективных способов, с помощью которого можно привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение, - выступление в роли учителя.

В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

В школах для координации работы по формированию у учащихся здорового образа жизни создана программа «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Задачи:

1. Осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и в общественном плане.

2. Формирование умения принимать самостоятельные решения.

3. Воспитание у учащихся потребности поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни.

4. Координация действий воспитательной деятельности школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни учащихся.

Режим учебного дня, насыщенный всеми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий, является определяющим фактором укрепления здоровья учащихся. С этой целью до начала учебных занятий учителя проводят с учащимися подготовительных, 1-3 классов гимнастику, решая при этом следующие задачи:

· ускорить вхождение организма в активную учебную деятельность;

· достичь оздоровительно-закаливающего эффекта;

· выработать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма;

· сформировать привычку регулярно заниматься физическими упражнениями, умение правильно выполнять движения.

Кроме обязательной гимнастики, учителя начальных классов проводят физкультминутки как необходимый кратковременный отдых для предупреждения перегрузки учащихся.

Для проведения динамической перемены в подготовительных классах используются подвижные игры и упражнения с оздоровительной направленностью. Например, игра «Исправь осанку», упражнение «Фиксированная позиция», упражнения на мышечное расслабление и др.

В школе проводятся уроки здоровья по темам:

1. Понятие о здоровье.

2. Движение и здоровье.

3. Осанка и здоровье.

4. Закаливание воздухом, водой.

5. Особенности ухода за кожей, полостью рта, носа при занятиях физической культурой.

6. Профилактика травматизма.

Через предмет «Человек и мир» учителя формируют основы здорового образа жизни, обучают детей самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Одним из главных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классах являются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

В результате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

При изучении темы «Режим питания» в 1 классе, учитель использует групповые формы работы. Например: I группа - подготовить ответы на вопросы: -Кто что ест?

Назовите животную, питательную растительную пищу. II группа - провести игру "Выбери полезную пищу". III группа - организовать игру «Угадай, где я живу», «Витамины». IV группа - провести игру «Этикет. Как вести себя во время еды?» (выбрать сказочного героя, разыграть сценку о правилах поведения за столом).

Изучая тему: «Простудные заболевания», учитель использует тестовые задания.

I группа - Признаки простудных заболеваний. Ответить на вопросы:

· Как возбудители болезни попадают в организм?

· Чем могут заболеть дети, изображенные на картинке? Направь пациента к нужным врачам.

II группа - Отчего болит голова, живот? (проинсценировать, ответить на вопросы по тексту).

III группа - Как помочь больному до прихода врача? (практическая работа).

IV группа - Лекарственные растения (отгадать загадки, рассказать о пользе названных растений).

V группа - Правила приема лекарств (работа по памятке). Закрепление. Выбрать правильный ответ на тестовые задания, показать номер ответа.

Какая из болезней является инфекционной?

1. Грипп.

2. Аппендицит.

3. Кариес.

Какие признаки гриппа?

1. Высокая температура.

2. Сыпь.

3. Головная боль.

Чтобы вылечиться от гриппа, надо:

1. Пить холодную воду.

2. Принимать лекарства.

3. Лежать в постели.

Если болеет много людей, что это:

1. Карантин.

2. Грипп.

3. Дифтерия.

От чего может болеть голова?

1. Переедания.

2. Ветра.

3. Переутомления.

Отчего может болеть живот?

1. Холода.

2. Шума.

3. Переедания.

Младшие школьники любят работать в группах. Учителя формируют группы по-разному. Например, дети рассчитываются по порядку номеров до пяти, первые номера входят в одну группу, вторые - во вторую. Возможно формирование групп по карточкам разного цвета, разной формы, с разными номерами (номера готовятся заранее по количеству учащихся в классе). Педагоги считают, что группы лучше формировать не каждый урок, а по темам или основным разделам программы, т.к. в таком случае работа в группах будет более эффективной.

На уроках в подготовительных классах обсуждение в группах учителя организовывают по следующим темам:

- Режим дня. Вторая половина дня. Органы чувств.

- Как оберегать органы зрения и слуха. Правила безопасности при пользовании лекарствами. Причины пожаров.

В 1 классе учитель при изучении темы «Режим дня» предлагает для обсуждения вопрос «Что случилось бы с тобой, если бы исчезли все часы». Кроме этого первоклассники обсуждают в группах ответы на вопросы о том, как избежать бытовых травм (на кухне, в ванной, на улице, в комнате), коллективно составляют правила поведения на воде, на улице.

Во 2 классе учителя применяют метод «Мозгового штурма» при изучении таких сложных тем, как «Гигиена умственного труда», «Как увеличить силу сердца», «Гигиена воздуха», «О вреде курения», «Отравления», «О вреде алкоголя», «Предупреждение несчастных случаев», «Как предупредить инфекционные заболевания», «Предупреждение вредных привычек».

Хороший результат при формировании умений и навыков по здоровому образу жизни дает практическая деятельность учащихся. Ряд таких действий предусмотрен учебным пособием «Человек и его здоровье». В классах проводятся практические занятия по обучению проведения утренней зарядки, мытью рук, правилам уличного движения и другие. Во вторых-третьих классах хорошие результаты дают занятия по ознакомлению с индивидуальными средствами защиты, с пожарным инвентарем, занятия по оказанию первой помощи при несчастных случаях, опыты, наблюдения, дискуссии, которые проводятся в парах и группах. Практическую направленность имеет на каждом уроке работа с учебником. С учетом важности проблемы оздоровления детей в школе введен курс. «Здоровый образ жизни».

Главная цель - формирование у ребенка ответственности за свое здоровье, самооценки возможностей, развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни, осуществление рефлексии собственного образа жизни. Этот курс состоит из следующих разделов: «Природа и здоровье» (подготовительный класс), «Питание и здоровье» (1 класс), «Помоги себе сам» (2 класс), «Все о конфликтах и стрессах» и «Здоровое сердце» (3 класс).

Преподавание построено с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с имеющимися у них знаниями, навыками и умениями, а также на основе прогноза в формировании определенных основ здорового образа жизни.

При организации учебно-воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы учебная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить), на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.

Учительница во втором классе проводит уроки - путешествия в Страну Здоровья. На одном из уроков ребята побывали в городе Трех дорог - Красной, Желтой и Зеленой. Путешествуя по Зеленой дороге, дети много интересного узнали о полезных продуктах, по Желтой - не очень полезных, по Красной - о тех продуктах, употребление которых необходимо ограничить. На Площади Развлечений дети отдыхали, а на Бульваре Сладкоежки рассуждали о сладостях. В гости к детям приходили и персонажи из американских учебников, а также Вася Неумыткин и Эдик Ангинкин, Мойдодыр и другие.

Во втором классе интересно проводит кулинарные уроки, где учащиеся с помощью родителей обучаются простейшим приемам приготовления пищи, украшения блюд, а также правилам этикета и сервировке стола.

Для того, чтобы заботиться о здоровье, необходимо знать свой организм. Частые гости на уроках у ребят врачи. Наверное, ни об одном органе человеческого организма не говорится столько, как о сердце.

В четвертом классе на уроке по теме «Здоровый образ жизни - здоровое сердце» учащиеся не боятся проявить себя, потому что уверены: их не высмеют, над их мыслями задумаются, им подскажут, им помогут, их поддержат. Ученики стремятся проявить в себе лучшие качества человеческого характера: быть добрыми, чуткими, внимательными.

Учительница на уроках проводит игры «Поле чудес», «Аукцион цветов». В ее классе работает «Городок юных мастеров», где дети выполняют панно, аппликации по мотивам сказок о здоровье: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Айболит», и др., инсценируют сказки. Ученики вместе с родителями и учительницей составили специальную кулинарную книгу, которая пополняется рецептами тех блюд, приготовление которых освоили сами дети.

На уроках учителя учат детей жить, следить за собой и своим здоровьем. Ребята анализируют поступки сказочных героев, рисуют «Страну здоровья», поют песни о ЗОЖ, а главное - ведут дневники своего здоровья. Эти дневники представляют собой рисунки, где дети ежедневно клетками различного цвета обозначают, как они себя чувствуют. Если в дневнике несколько дней характеризуются параметрами «неудовлетворительно», - это повод для разговора с психологом.

Работа по формированию у школьников навыков ЗОЖ проводится в системе и закрепляется на других уроках, внеклассных мероприятиях. В школе проводятся дни, недели, декады здоровья, олимпиады по вопросам здоровья, встречи с музыкальными работниками, уроки экологии, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, санбюллетеней, организовывается просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по проблемам здоровья.

В начале учебного года родители знакомятся с содержанием учебных программ курсов «Человек и мир», «Здоровый образ жизни», с учебниками, а также направлениями формирования навыков здорового образа жизни детей. В течение учебного года перед изучением каждой большой темы проводятся беседы, ставятся следующие задачи перед семьей: каких конкретных результатов можно добиться совместными усилиями, какой помощи ждет школа от семьи, как формировать в семье те или иные навыки, как их контролировать, оценивать, как поощрять детей, какие должны быть результаты.

Поиск новых форм работы по укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни - первостепенная задача педагогического коллектива школы - решается через программу «Здоровье».

 

2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию здорового образа жизни у младших школьников

 

В ходе развития здорового образа жизни у младших школьников, по нашему мнению учителями начальных классов необходимо использовать как традиционные методы обучения и воспитания, так и активные и интерактивные. Мы рекомендуем учителям предложить детям продолжить фразу: «Здоровый образ (ЗОЖ - это...». Работа в группах. Объединить учащихся в четыре группы (например: красные, синие, желтые, зеленые). Раздать листы бумаги, предложить нарисовать цветок с пятью лепестками и вырезать его.

Используя материал учебника, предложить нарисовать на лепестках цветка то, что характеризует духовный, физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты благополучия человека. (Учитель подсказывает, как изобразить духовное благополучие - солнышко, сердце, улыбка и др.). Создайте из «цветков» «цветник».

Активизировать интерес детей к становлению здорового образа жизни, по нашему мнению, может помочь «Мозговой штурм». Обсуждаемый вопрос: «Что необходимо, чтобы цветы хорошо росли?»

Записать ответы учащихся на доске. Добавить или подчеркнуть следующее: ухаживать за цветами, сохранять их, пропалывать от сорняков;

1. поливать, подкармливать цветы, чтобы они хорошо развивались;

2. лечить их от вредителей и болезней.

Подведение итогов: Так и наше здоровье требует, чтобы его сохраняли (что мы для этого делаем?); развивали, укрепляли (что мы для этого делаем?); а в случае необходимости восстанавливали (что это значит?).

Записать на доске формулу здорового образа жизни: «Сохранять, развивать, восстанавливать».

Прочитать «Навыки, необходимые для здоровья»: беречь самого себя и других; уважать нормы и правила общественного поведения; уметь учиться; принимать важные решения; понимать и правильно излагать свои чувства; уважать чувства и потребности других людей; слушать и говорить; отстаивать свои права, уважая права других; оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Предложить учащимся высказаться, обосновав одну и позиций.

Педагогам необходимо помнить о методически верно организованной работа в группах: объединить учащихся в четыре группы. Подготовить пантомиму по четырем ситуациям, описанным в пособии; обратная связь.

На этапе рефлексии предлагаем предложить детям «На этом занятии я...».

В конце занятия учащиеся становятся в круг, берутся за руки и хором произносят: «Будем все здоровы!»

Занятие на тему «Гигиена сна» проводится для учащихся 3-их классов.

Цель: познакомить со значением сна в жизни человека, с факторами, способствующими здоровому сну; сформировать понятие об индивидуальных биоритмах человека; воспитывать правильный режим труда и отдыха.

На организационном этапе мы предлагаем учителям использовать упрожнение «Горячие ладони».

Цель: избавиться от сонливости.

Энергично, с силой потереть ладони друг о друга (5 секунд). Затем сильно хлопнуть в ладоши 5 раз.

Учитель: Почему именно с этого упражнения мы начали урок? (Чтобы избавиться от сонливости.)

Вступительная беседа. Звучит музыка со звуками природы для релаксации, идет показ слайдов презентации с фотографиями наступающей ночи.

После небольшой паузы учитель интересуется, какие чувства учащиеся испытывали, слушая музыку и просматривая слайды.

Учитель предлагает подумать, почему именно эта музыка сопровождала слайды. Учитель: Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи и сна.) Назовите тему урока. (1-й слайд.)

Сон нужен всем животным. Как спят животные? (2-й слайд.)

Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму. А летучие мыши спят днем. И спят они так, как никто не спит: вниз головой, зацепившись лапками за какой-нибудь выступ в дупле, на чердаке, в пещере.

А как спят лошади, волки, акулы? И почему они так спят? (3-й слайд.)

Лошади спят стоя. Они никогда не падают во сне. Это связано с их способностью «запирать» суставы ног.

Волк спит, свернувшись клубком, как собака.

Известно, что акулы никогда не спят: устройство их жабр позволяет им дышать только в движении, пока через жабры течет струя набегающей воды.

А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? Расскажите.

Сон необходим и человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека - самое главное. Он управляет всем организмом.

А как спит человек? (4-й слайд.) Приучайтесь спать лежа на спине, на жесткой постели.

Вспомните: что вы чувствуете, если плохо спали ночью?

- Кому сколько надо спать? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение С. Михалкова «Не спать».

Анализ стихотворения(Учитель читает стихотворение.)

Я ненавижу слово «спать»!

Я ёжусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Уже десятый час!»

Нет, я не спорю, я не злюсь -

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь - тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду...

Я раздеваюсь полчаса,

И где-то в полусне

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов.

И папа маме говорит:

«Смотри, смотри, он сидя спит!»

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!)

Всю ночь совсем не спать! Стихотворение можно убрать в приложение

После прослушивания стихотворения рекомендуем предложить детям ответьте на вопросы:

· Кто из вас укладывается спать, как герой этого стихотворения?

· Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?

· Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный.)

Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Но главное - самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек в течение жизни спит около 25 лет, то есть треть жизни.

Ученые, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.

Правило первое. Обязательно укладываться спать и вставать в одно и то же время. Высчитаем, сколько времени вы должны спать. (Дети выполняют задания.) Ученые и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 11 лет - не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.

Правило второе. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ. Если нет душа - умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.

Правило третье. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Все это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему, бедняжке, заснуть, если его переполняют страшные картины: стрельба, убийства, визг тормозов, вой сирен.

Правило четвертое. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1-2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придется изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно.

Правило пятое. Спать в темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.

Правило шестое. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне - 20 °С.

Правило седьмое. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.

Правило восьмое. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.

Учитель: Ребята, вспомните, а какие слова вы обычно говорите родителям, братьям, сестрам, когда идете спать? (Спокойной ночи!) А что слышите в ответ? (Доброго сна!) Что означают эти слова?

Когда вы были маленькими, мамы и бабушки пели вам колыбельные. Как их пели? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно.) Почему?

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили материал. Попробуйте объяснить следующие пословицы и поговорки. (Учащиеся читают пословицы и поговорки, записанные на карточках, объясняют их смысл.)

Сон - лучшее лекарство.

Выспишься - помолодеешь.

Нет такого силача, которого сон не поборет.

Силен слон, да посильнее его сон.

После обеда полежи, после ужина походи.

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Подведение итогов. (Учащиеся делают самостоятельные выводы о пользе и необходимости сна.) В приложение

Таким образом……..ВЫВОД ПО ПАРАГРАФУ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Когда ВЫ сделайте выводы по каждому параграфу, то их перенесете в ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровый образ жизни - это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. И по мере роста уровня развития личности, совершенствования всех категорий человеческого бытия ценность здоровья будет возрастать.

При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» рекомендуется принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.
Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития у учащихся, являются актуальной педагогической задачей.

Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов. Также необходимо формировать у младших школьников представления и знания о человеке, его здоровье, о здоровом образе жизни.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

- научить детей определять свое состояние и ощущения;

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль двигательной активности;

- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов. Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - Минск: Высшейшая школа, 2004. – 303с.

2. Борисова, Л.Е. Здоровый ребенок - хороший ученик [Текст] / Л.Е. Борисова//Начальная школа. - 2000. - № 9. – С. 23-25.

3. Быкова, Л.К. Формирование здорового образа жизни [Текст]: Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3 / отв. Ред. В. М. Киселев; - Мн.: БГУ, 2005. - 30 с.

4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников [Текст] /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.- С.65-66.

5. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах [Текст] / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.

6. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников[Текст] / Т.М. Жирова.- М.: Панорама, 2005. - 144 с.

7. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни [Текст] / В.Г. Запорожченко. - М.: Центр, 2004. – 92 с.

8. Здоровый образ жизни [Текст]: материалы межрегион. науч.-практ. конф., / Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. - 92 c.

9. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни [Текст] / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3.- 2005. - № 5. - С. 5-6

10. Киселев В.М. Здоровый образ жизни [Текст]: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев - Минск: БГУ, 2011. - 208 с.

11. Киселева, Г.П. Как изучить состояние здоровья школьника [Текст] / Киселева Г.П., Ковалев В.А // Начальная школа. - 2007. - №2.- С.32-34.

12. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] / Ю. П. Кобяков. – М.: Феникс, 2014. - 256 c.

13. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / В.Д. Колесов. – М.: Педагогика, 2001. - 176 с.

14. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни [Текст]/ Н. Коршунова // Здоровье. - 2004. - № 2. - С. 5 - 8.

15. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки [Текст]: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 144 с.

16. Кузина Р.А. Школа здоровья [Текст] / Р.А. Кузина. – М.: Луч, 2000. – 202 с.

17. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников [Текст]: методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

18.  Куркович А.О. Здоровый образ жизни [Текст] / А.О. Куркович. – М.: Овал, 2002. – 233с.

19. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст] / Н.И. Лебедева. - М.: ИВЦ Минфина, 2005. -  112 с.

20. Левушкин С.П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков. – Ульяновск: Луч, 2004. - 207 с.

21. Мулявина, Э.А. Здоровьесберегающий потенциал содержания естественно - научного образования [Текст] / Мулявина Э.А // Начальная школа. - 2007. - №3. – С. 24-25

22. Назарова Е. Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2013. - 256 c.

23. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Электронный ресурс] /Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. Режим доступа: http://mylektsii.ru/12-28256.html

24. Рымкевич, В. В. Здоровый образ жизни  [Текст] / В.В. Рымкевич // ЗОЖ. -  2005. - № 3. - С. 42-43.

25. Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни [Текст] / Д.П. Соловьев // Здоровье. - 2011. - № 5. -  С. 15-20.

26. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни! [Текст] / А.С. Секач, И.М. Егорова. - М.:БГУ, 2006. - 22 с.

27. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 273с.

28. Харевич, Т.В. Здоровый образ жизни: экспесс-оценка [Текст]: пособие к практ. Занятиям / Т.В. Харевич; Респ. Ин-т проф. Образования. - Мн.: РИПО, 2003. - 48 с.

29. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание [Текст] / Л.К. Юковчиц. - СПб.:Питер, 2007. – 292с.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.