Формирование здорового образа жизни у младших школьников — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

2020-06-04 270
Формирование здорового образа жизни у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

 

Итоговая аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки

 «Начальное образование»

 

Выполнила:

Ковалкина Надежда Николаевна

Проверила:

Жданова Наталья Михайловна

                                 

 

Шадринск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «здоровый образ жизни», его сущность и содержание..............................................................................................................6

1.2. Психолого-педагогические основы развития здорового образа жизни у младших школьников…………….……..…………............................8

1.3. Методы и приёмы, средства способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников…………..………………...11

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Обобщение опыта учителей начальных классов по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников……………......21

2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию здорового образа жизни у младших школьников…………….........................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.

В настоящее время в России реализуется ряд государственных программ, в которых рассматриваются вопросы формирования жизненных навыков, здорового жизненного стиля. Для начальной школы это программы «Школа безопасности» А. Усачева, «Физическое развитие и психическое здоровье», «Педагогика здоровья» и другие.

Реализация программ гигиенического воспитания младших школьников в обучении внесет качественные изменения в формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Вместе с тем следует признать, что теоретические и практические аспекты по данной проблеме остаются еще не исследованными до конца и требуют дальнейшей разработки. Поэтому формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников и разработка эффективной педагогической системы, направленной на укрепление здоровья школьников, является весьма актуальной проблемой.

Изучением вопросов формирования здорового образа жизни занимались следующие авторы: Касперович Е. В., Кузнецова Л.Ф.,Секач А.С.,Харевич Т.В., Глазько Т.А.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития здорового образа жизни у младших школьников.

Цель исследования: изучение теоретических и методических аспектов проблемы развития здорового образа жизни у младших школьников.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1. Изучить понятие «здоровый образ жизни», его сущность и содержание.

2. Раскрыть психолого-педагогические основы развития здорового образа жизни у младших школьников.

3. Выявить приемы и методы, способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников.

4. Обобщить опыт учителей по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации по развитию здорового образа жизни у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ философской, словарно-энциклопедической, психолого-педагогической, методической литературы; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать в практике общеобразовательных организаций с целью совершенствования работы по реализации разнообразных приемов и методов в развитии здорового образа жизни у младших школьников.

Структура исследования: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Когда ВЫ сделайте выводы по каждому параграфу, то их перенесете в ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровый образ жизни - это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. И по мере роста уровня развития личности, совершенствования всех категорий человеческого бытия ценность здоровья будет возрастать.

При организации занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» рекомендуется принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.
Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития у учащихся, являются актуальной педагогической задачей.

Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов. Также необходимо формировать у младших школьников представления и знания о человеке, его здоровье, о здоровом образе жизни.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

- научить детей определять свое состояние и ощущения;

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль двигательной активности;

- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов. Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - Минск: Высшейшая школа, 2004. – 303с.

2. Борисова, Л.Е. Здоровый ребенок - хороший ученик [Текст] / Л.Е. Борисова//Начальная школа. - 2000. - № 9. – С. 23-25.

3. Быкова,Л.К. Формирование здорового образа жизни [Текст]: Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3 / отв. Ред. В. М. Киселев; - Мн.: БГУ, 2005. - 30 с.

4. Варламова С.И. Здоровье наших учеников [Текст] /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.- С.65-66.

5. Глазько, Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах [Текст] / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.

6. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников[Текст] / Т.М. Жирова.- М.: Панорама, 2005. - 144 с.

7. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни [Текст] / В.Г. Запорожченко. - М.: Центр, 2004. – 92 с.

8. Здоровый образ жизни [Текст]: материалы межрегион. науч.-практ. конф., / Гродно: Учреждение образования «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2002. - 92 c.

9. Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни [Текст] / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3.- 2005. - № 5. - С. 5-6

10. Киселев В.М. Здоровый образ жизни [Текст]: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В. М. Киселев - Минск: БГУ, 2011. - 208 с.

11. Киселева, Г.П. Как изучить состояние здоровья школьника [Текст] / Киселева Г.П., Ковалев В.А // Начальная школа. - 2007. - №2.- С.32-34.

12. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] / Ю. П. Кобяков. – М.: Феникс, 2014. - 256 c.

13. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / В.Д. Колесов. – М.: Педагогика, 2001. - 176 с.

14. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни [Текст]/ Н. Коршунова // Здоровье. - 2004. - № 2. - С. 5 - 8.

15. Кузнецова, Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки [Текст]: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Кузнецова; под науч. ред. Н. Н. Яковлевой. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 144 с.

16. Кузина Р.А. Школа здоровья [Текст] / Р.А. Кузина. – М.: Луч, 2000. – 202 с.

17. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников [Текст]: методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

18.  Куркович А.О. Здоровый образ жизни [Текст] / А.О. Куркович. – М.: Овал, 2002. – 233с.

19. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст] / Н.И. Лебедева. - М.: ИВЦ Минфина, 2005. -  112 с.

20. Левушкин С.П. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков. – Ульяновск: Луч, 2004. - 207 с.

21. Мулявина, Э.А. Здоровьесберегающий потенциал содержания естественно - научного образования [Текст] / Мулявина Э.А // Начальная школа. - 2007. - №3. – С. 24-25

22. Назарова Е. Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2013. - 256 c.

23. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Электронный ресурс] /Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. Режим доступа: http://mylektsii.ru/12-28256.html

24. Рымкевич, В. В. Здоровый образ жизни  [Текст] / В.В. Рымкевич // ЗОЖ. -  2005. - № 3. - С. 42-43.

25. Соловьев, Д.П. Здоровый образ жизни [Текст] / Д.П. Соловьев // Здоровье. - 2011. - № 5. -  С. 15-20.

26. Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни! [Текст] / А.С. Секач, И.М. Егорова. - М.:БГУ, 2006. - 22 с.

27. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 273с.

28. Харевич, Т.В. Здоровый образ жизни: экспесс-оценка [Текст]: пособие к практ. Занятиям / Т.В. Харевич; Респ. Ин-т проф. Образования. - Мн.: РИПО, 2003. - 48 с.

29. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание [Текст] / Л.К. Юковчиц. - СПб.:Питер, 2007. – 292с.

 

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

 

Итоговая аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки

 «Начальное образование»

 

Выполнила:

Ковалкина Надежда Николаевна

Проверила:

Жданова Наталья Михайловна

                                 

 

Шадринск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «здоровый образ жизни», его сущность и содержание..............................................................................................................6

1.2. Психолого-педагогические основы развития здорового образа жизни у младших школьников…………….……..…………............................8

1.3. Методы и приёмы, средства способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников…………..………………...11

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Обобщение опыта учителей начальных классов по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников……………......21

2.2. Разработка методических рекомендаций по развитию здорового образа жизни у младших школьников…………….........................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.

В настоящее время в России реализуется ряд государственных программ, в которых рассматриваются вопросы формирования жизненных навыков, здорового жизненного стиля. Для начальной школы это программы «Школа безопасности» А. Усачева, «Физическое развитие и психическое здоровье», «Педагогика здоровья» и другие.

Реализация программ гигиенического воспитания младших школьников в обучении внесет качественные изменения в формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Вместе с тем следует признать, что теоретические и практические аспекты по данной проблеме остаются еще не исследованными до конца и требуют дальнейшей разработки. Поэтому формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у школьников и разработка эффективной педагогической системы, направленной на укрепление здоровья школьников, является весьма актуальной проблемой.

Изучением вопросов формирования здорового образа жизни занимались следующие авторы: Касперович Е. В., Кузнецова Л.Ф.,Секач А.С.,Харевич Т.В., Глазько Т.А.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс развития здорового образа жизни у младших школьников.

Цель исследования: изучение теоретических и методических аспектов проблемы развития здорового образа жизни у младших школьников.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1. Изучить понятие «здоровый образ жизни», его сущность и содержание.

2. Раскрыть психолого-педагогические основы развития здорового образа жизни у младших школьников.

3. Выявить приемы и методы, способствующие развитию здорового образа жизни у младших школьников.

4. Обобщить опыт учителей по проблеме развития здорового образа жизни у младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации по развитию здорового образа жизни у младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ философской, словарно-энциклопедической, психолого-педагогической, методической литературы; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать в практике общеобразовательных организаций с целью совершенствования работы по реализации разнообразных приемов и методов в развитии здорового образа жизни у младших школьников.

Структура исследования: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.