Достоверность и объективность информации как цель профессиональной этики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Достоверность и объективность информации как цель профессиональной этики

2020-06-04 606
Достоверность и объективность информации как цель профессиональной этики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет рекламы, журналистики и дизайна

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Достоверность и объективность информации как цель профессиональной этики

Курсовая работа

по дисциплине «Профессиональная этика журналиста»

 

 

Выполнила:

 студентка 2 курса группы Ж203_111

Онищенко Полина Алексеевна

 

Руководитель:

доктор культурологии,

кандидат философских наук, профессор

Коханая Ольга Евгеньевна

 

 

Москва

 2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и функции профессиональной этики ………….……….…6

1.1. Развитие профессиональной этики журналиста…...…………….………...….6

1.2. Главные принципы журналистской этики………………..…………………..10

Глава 2. Цели журналистской этики …………...……………………………….13

2.1. Роль профессиональной этики журналиста…...……………………………..13

2.2. Профессиональная этика в практике современной журналистики………...18

Заключение ………………………………………………………………………...21

Список литературы ………………………………………………………………24

 


 

Введение

В современном обществе большое значение выполняют средства массовой информации. Журналистика – одна из немногих профессий, которая влияет на общественное мнение благодаря своей работе и взаимодействию с людьми. СМИ ориентируют и помогают аудитории самой воспринимать все факты и точки зрения, однако случаи дезинформации и излишней оценочности оказались не такими уж и редкими. Отсюда следует то, что общество предъявляет к этой профессии повышенные моральные требования и возникает необходимость существования профессиональной этики, которая регламентирует поведение журналиста.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории. Таким образом, актуальность данной темы очевидна, изменилась коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства. Двадцать первый век — это время развития информационных технологий, систем, век информации и возможностей. С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то, и вовсе не с помощью веских аргументов, а с помощью всевозможных методов, например, множественные повторения, использование технических возможностей оборудования для подтасовки фактов, смена кадра каждые 4 секунды для привлечения аудитории. Общественное мнение существует практически во всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается далеко не по любому поводу и вопросу.

 «Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле в их применении к журналистской деятельности».[1]

На сегодняшний день существует множество кодексов профессиональной этики, регулирующих ту или иную профессиональную деятельность. В медицине, например, это Кодекс Персиваля и Клятва Гиппократа, пилоты придерживаются правил и принципов Авиационного кодекса, также и у представителей журналистской деятельности 24 апреля 1991 года был разработан документ под названием «Кодекс профессиональной этики журналиста». Данный кодекс направлен, в первую очередь, на то, чтобы не были нарушены главные требования журналиста: правдивость информации, ее точность и объективность. Также в документе говорится о том, что журналисту следует уважать частную жизнь других людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Авторы кодекса: Д.С. Авраамов и М. Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Среди принципов профессиональной этики названы следующие: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность (информация должна быть точной и исчерпывающей), добросовестность (скрупулезная проверка фактов, точное воспроизведение сведений), честность (запрет на использование служебного положения, обязанность хранить в тайне источники доверительной информации), уважение чести и достоинства личности (не распространять непроверенные сведения, не вторгаться в личную жизнь), профессиональная солидарность (забота о престиже профессии, не злоупотреблять доверием коллег). Известно, что средства массовой информации формируют общественное мнение, влияют на общество в целом. Следовательно, соблюдая принципы профессиональной этики, журналист призывает общество к нравственности, гуманности и справедливости. Журналистская деятельность должна способствовать нравственному прогрессу в обществе. Морально одобрять и распространять позитивные факты, события, явления действительности и, наоборот, негативные морально осуждать. Если журналисты будут соблюдать профессиональную этику, то в обществе будет порядок, согласие и высшая нравственность.

 

Заключение

Журналистика играет важную роль в жизни общества. Через средства массовой информации происходит формирование общественного мнения и нравственных ориентиров. В результате от журналистов требуется следование моральным нормам. Кодекс профессиональной этики точно регламентирует поведение журналистов. Нарушение профессиональной этики является существенным отклонением от моральных норм. Опираясь на положения Кодекса, журналист формирует свою общественную позицию, основанную на профессионально-нравственных нормах, и внедряет свои нравственные ценности в общество.

В данной работе были рассмотрены примеры нарушений профессиональной этики журналиста. И подводя итог, необходимо отметить, что современные журналисты не осознают всю меру ответственности, которая на них возлагается. Журналист, соблюдающий этические нормы обязан взвесить все возможные «за» и «против», он не позволяет себе, забыть о последствиях своих слов и действий, забыть о том, что его публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. «Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России». 1

Таким образом, с помощью кодекса профессиональной этики журналиста средства массовой информации обязаны достигать главные цели — это достоверность и объективность информации, в противном случае, аудитория перестанет доверять СМИ и проблема журналистской этики окажется еще более острой. 

"К сожалению, сегодня самый большой грех сегодняшней российской прессы – пренебрежение профессиональными стандартами, и прежде всего этикой (что, по сути, одно и то же). Как результат: аудитория все меньше доверяет СМИ, печатному и звучащему слову. Нынешнее поколение практически не знает качественной журналистики".1

Стремление к правде является нравственным критерием для большинства цивилизованных людей, однако многие журналисты, даже высоко нравственные, допускали ложь в служении, как они утверждали, общественному благу. Защитники журналистской этики обычно делают различие между фундаментальными принципами нравственности и их применением в повседневной ситуации, когда нравственный выбор приходится делать в условиях дефицита времени и отсутствия возможности проанализировать обстоятельства.

При наличии жестких принципов этические нормы носят уже менее регламентированный характер, а правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь в виду, во – первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во – вторых, чтобы они понимали, что этичность их поведения определяется не основе общих принципов ситуативно, в рамках достаточно широких. Это не означает, что этика относительна и субъективна. Это говорит лишь о том, что журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения, которые в каждом конкретном случае для себя и относительно коллег помогут ему решить, что и насколько этично или неэтично. Поэтому журналист должен учитывать конкретные обстоятельства, тонко разбираться в нюансах отношений между людьми. При следовании моральным и этическим нормам журналист способен достойно выполнять свой долг, развивать высокую нравственность в обществе. В результате чего в обществе будет править справедливость и честность.

 

 

Список литературы

1. Авторское право в Интернете // Авторское право: Сборник методических материалов к междисциплинарному спецкурсу. Сост. – С.И. Земскова / Под ред. А.К. Симонова. – М.: СТЭНСИ, 2002. – С. 61-76.

2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2012. – 224 с.

3. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. – М.: Михайлова, 2014. – 76 с.

4. Гайбарян О.Е. Словарь иностранных слов. – М.: Феникс, 2015. – 412 с.

5. Галушкина С.Л. Международная защита авторского права в глобальной сети Интернет // Мониторинг правоприменения. – 2012. – № 2.

6. Гатауллина А.А. К вопросу о защите интеллектуальной собственности в Российской Федерации Гатауллина А.А. К вопросу о защите интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Наука и современность. – 2011. – № 13-3. – С. 191-194.

7. Даньшин Д.Л. О защите интеллектуальной собственности в глобальных сетях // Власть. – 2009. – № 7. – С. 34 -38.

8. Демидова О.Р. Плагиат: норма или аномалия? // Общество. Среда. Развитие. - СПб., 2009. - № 4 (12). - С. 68-72.

9. Егорова Л.Г., Федорчук К.А. Плагиат в интернет-журналистике // Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – Том 25 (64). – 2018. – №4. Часть 1. – с. 111-114.

10. Калашников А. Плагиат – болезнь грязных рук // Общество. – – 2004. – № 5. – С. 43-44.

11. Киричек П.Н. Информация в универсуме культуры: Монография. – М., 2014. – 312 с.

12.  Киричек П.Н. Этика массмедиа. – М.: Наука, 2014. – 280 с.

13. Лащук О.Р. Rewriting: обработка текста по-новому // Журналистика и культура русской речи. – 2005. – № 1. – С. 25-29.

14. Летем Дж. Экстаз влияния плагиата // Журнал арфиста. – 2007. – №2.

15. Международные стандарты профессиональной этики журналистов / сост. А.В. Байчик, Ю.В. Курышева, С.Б. Никонов. – СПб.: СПГУ, 2015.

16. Панкеев И.А., Тимофеев A.A. Интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. 286 с.

17. Профессиональная этика журналиста: докум. и справ. матер. / сост. Ю.В. Казаков. – М.: Галерия, 2012. – 327 с.

18. Степанов В. Откуда берется и к чему приводит плагиат в журналистике. // Лента. ру. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2014/02/11/cutpastepulitzer/, свободный. – Дата обращения 18.03.2017.

19. Тимофеев A.A. Определение критериев творчества в произведениях периодической печати // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика – 2010. – № 5. – С.56-59.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

21. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2015. – 242 с.

 

 

 



 

[1] Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М., 1988. - С. 287.

 

1 Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. - М, 2012. - С. 58.

 

1 Кодекс профессиональной этики журналиста. Ст. 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm

1 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М., 1988. - C. 288.

 

1 Черных А. Со скоростью СПИДа // Коммерсантъ. - 15.05.2015.

 

[2] Life News публикует новые тайные переговоры Немцова // Life News. - 20.12.2015.

 

 

[3] В России просто традиция такая - журналисты только с оружием в руках! // yablor.ru. 15.01.2015

 

1 Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. - СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - С.30.


 1Кодекс профессиональной этики российского журналиста [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medialaw.ru/selfreg/index.htm

 

1 Тулупов В. Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз // Relga.ru. - 11.05.2004.

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет рекламы, журналистики и дизайна

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Достоверность и объективность информации как цель профессиональной этики

Курсовая работа

по дисциплине «Профессиональная этика журналиста»

 

 

Выполнила:

 студентка 2 курса группы Ж203_111

Онищенко Полина Алексеевна

 

Руководитель:

доктор культурологии,

кандидат философских наук, профессор

Коханая Ольга Евгеньевна

 

 

Москва

 2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и функции профессиональной этики ………….……….…6

1.1. Развитие профессиональной этики журналиста…...…………….………...….6

1.2. Главные принципы журналистской этики………………..…………………..10

Глава 2. Цели журналистской этики …………...……………………………….13

2.1. Роль профессиональной этики журналиста…...……………………………..13

2.2. Профессиональная этика в практике современной журналистики………...18

Заключение ………………………………………………………………………...21

Список литературы ………………………………………………………………24

 


 

Введение

В современном обществе большое значение выполняют средства массовой информации. Журналистика – одна из немногих профессий, которая влияет на общественное мнение благодаря своей работе и взаимодействию с людьми. СМИ ориентируют и помогают аудитории самой воспринимать все факты и точки зрения, однако случаи дезинформации и излишней оценочности оказались не такими уж и редкими. Отсюда следует то, что общество предъявляет к этой профессии повышенные моральные требования и возникает необходимость существования профессиональной этики, которая регламентирует поведение журналиста.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории. Таким образом, актуальность данной темы очевидна, изменилась коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства. Двадцать первый век — это время развития информационных технологий, систем, век информации и возможностей. С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то, и вовсе не с помощью веских аргументов, а с помощью всевозможных методов, например, множественные повторения, использование технических возможностей оборудования для подтасовки фактов, смена кадра каждые 4 секунды для привлечения аудитории. Общественное мнение существует практически во всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается далеко не по любому поводу и вопросу.

 «Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания - принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле в их применении к журналистской деятельности».[1]

На сегодняшний день существует множество кодексов профессиональной этики, регулирующих ту или иную профессиональную деятельность. В медицине, например, это Кодекс Персиваля и Клятва Гиппократа, пилоты придерживаются правил и принципов Авиационного кодекса, также и у представителей журналистской деятельности 24 апреля 1991 года был разработан документ под названием «Кодекс профессиональной этики журналиста». Данный кодекс направлен, в первую очередь, на то, чтобы не были нарушены главные требования журналиста: правдивость информации, ее точность и объективность. Также в документе говорится о том, что журналисту следует уважать частную жизнь других людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Авторы кодекса: Д.С. Авраамов и М. Федотов. В кодексе три главы: принципы профессиональной этики, нарушение норм профессиональной этики, возложение ответственности. Среди принципов профессиональной этики названы следующие: социальная ответственность журналиста, правдивость и объективность (информация должна быть точной и исчерпывающей), добросовестность (скрупулезная проверка фактов, точное воспроизведение сведений), честность (запрет на использование служебного положения, обязанность хранить в тайне источники доверительной информации), уважение чести и достоинства личности (не распространять непроверенные сведения, не вторгаться в личную жизнь), профессиональная солидарность (забота о престиже профессии, не злоупотреблять доверием коллег). Известно, что средства массовой информации формируют общественное мнение, влияют на общество в целом. Следовательно, соблюдая принципы профессиональной этики, журналист призывает общество к нравственности, гуманности и справедливости. Журналистская деятельность должна способствовать нравственному прогрессу в обществе. Морально одобрять и распространять позитивные факты, события, явления действительности и, наоборот, негативные морально осуждать. Если журналисты будут соблюдать профессиональную этику, то в обществе будет порядок, согласие и высшая нравственность.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.