Железнодорожный транспорт в период наступления советских войск. Транспортное обеспечение операций в районе Курска — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Железнодорожный транспорт в период наступления советских войск. Транспортное обеспечение операций в районе Курска

2020-06-04 165
Железнодорожный транспорт в период наступления советских войск. Транспортное обеспечение операций в районе Курска 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В итоге наступательных операций советских войск в январе — феврале 1943 г. на Северном Кавказе линия фронта отодвинулась к западу на 600 км. Были освобождены от врага большая территория и железнодорожная магистраль Гудермес — Прохладная — Армавир — Тихорецкая. 14 февраля наши войска освободили Ростов-на-Дону и 17 февраля вышли к реке Миус. Отступая, противник стремился максимально затруднить продвижение частей Красной Армии на Запад, проводя тотальное разрушение или минирование объектов железных дорог. К началу наступательных операций части 1-й гвардейской и 29-й железнодорожных бригад УВВР, возглавляемых генерал-майором Н. В. Борисовым, выполняли задачи технического прикрытия железнодорожных линий, обеспечивая их функционирование.

Серьёзные трудности вызвало восстановление через реки Кубань и Уруп мостов, которые после авианалётов превратились в груды развалин. Темп ликвидации последствий разрушений железнодорожной линии Минеральные Воды — Кавказская достиг 15,3 км в сутки. На участке Батайск — Ростов-на-Дону на протяжении 10 км было три взорванных моста через Дон и его рукава. Благодаря самоотверженной работе коллективов железнодорожных бригад и Мостопоезда № 7 к концу марта все мосты ввели в строй.

На участке Туапсе — Армавир восстановители впервые встретились с необходимостью ликвидации разрушений в тоннелях. Их было три: Гойтхский, Навагинский и Ходжинский. Работы производил небольшой отряд опытных московских метростроевцев одновременно на всех этих тоннелях. Наиболее сложными были повреждения на самом большом Гойтхском тоннеле, где имелись три глухих завала. Два из них восстанавливали открытым способом, а третий — горным. Расчистка тоннеля заняла 78 суток. Опыт, полученный на этих барьерных объектах, имел важное значение для последующих подобных работ.

После освобождения Курска в феврале 1943 г. развернулись восстановительные работы на железных дорогах этого региона, и прежде всего на линии Касторная — Курск — Льгов. Сквозное движение поездов до Курска открыли 17 марта, а до Льгова — 5 апреля. Участок Льгов — Дерюгино длиной 73 км восстанавливали с помощью местного населения. Из-за нехватки локомотивов для движения по железнодорожному пути временно использовали автомобили ЗИС-5 и таким способом перевезли около 20 тыс. т грузов.

Весной и летом 1943 г. участились массированные удары немецкой авиации, главным образом по Курскому железнодорожному узлу. Самолёты груп­пами через каждые 3—5 часов бомбили станции. Особенно сильным был налёт авиации 2 июня, когда вражеские самолёты за сутки сбросили в общей слож­ности около 2000 бомб на станции: было разрушено 12 км путей, десятки стрелочных переводов, локомотивное депо, водонапорная башня, линии связи, свыше 150 вагонов, большое количество паровозов. Работники узла тушили пожары, выводили составы в безопасные зоны, восстанавливали пути. Умело и самоотверженно действовал 77-й путевой батальон. Уже через 11 часов 30 минут по главному пути пропустили воинский эшелон к фронту. А через 35 часов станции узла вступили в строй; с апреля по июль было отправлено 2732 воинских эшелона и транспорта. Командиру 77-го путевого батальона майору П. И. Коршунову и начальнику станции Курск П. А. Шубину было присвоено звание Героя Социалистического Труда; награды получили многие участники восстановительных работ.

3 августа началось контрнаступление армий Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов на Белгородско-Харьковском направлении. Оно продолжалось до 23 августа и закончилось разгромом врага и освобождением Харькова.

В это же время на Брянском фронте действовали соединения железнодорожных бригад УВВР-10 и спецформирования НКПС. Заградительные работы здесь были небольшими, так как противник почти не продвигался, но как только наши войска перешли в наступление, работы восстановителям прибавилось. Так как многие объекты были заминированы, то на освобождённые участки вначале вступали сапёры, а затем за дело брались восстановители.

Успешно действовали железнодорожные войска и на Центральном фронте. 17 июля 1943 г. 8-я бригада получила приказ на выполнение работ по участку Льгов — Дерюгино — Евдокимовка. Строители справились с задачей, при этом восстановили ряд мостовых переходов, в том числе и мост через Сейм. В сентябре они трудились на освобождённых участках Льгов — Во­рожба — Конотоп и Бахмач — Нежин. На Воронежском фронте, в районе Белгорода, разрушения были огромны, уничтожены 80 % шпал и рельсов, линии связи. 11 августа бригады УВВР-3 восстановили участок Сараевка — Белгород, 16 августа — линию Белгород — Готня и Белгородский узел.

Участок Волчанск — Белгород, находившийся в полосе Степного фронта, сооружали силами 19-й железнодорожной бригады и закончили 22 августа. За август бригада ввела в эксплуатацию 194 км пути, 21 раздельный пункт, 37 мостов, 180 км линий связи. На освобождённом участке Белгород — Харь­ков был восстановлен путь на перегонах и станциях, возрождено 29 мостов. При поспешном отступлении противник не успел разрушить участок Готня — Шпаковка, лишь мост через реку Ворскла оказался повреждённым; его ввели в строй 25 августа.

Темпы восстановления были весьма высокими. Только за 20 дней августа в полосе наступления Воронежского и Степного фронтов ввели в эксплуатацию 475 км железных дорог. На отдельных направлениях восстанавливали до 15 км пути в сутки.

Железнодорожники в период подготовки и в ходе Курской битвы перевезли 467 255 вагонов с войсками и грузами, было доставлено 141 354 вагона с боеприпасами, горючим и продовольствием.

После успешного завершения Курской битвы стратегическая инициатива перешла к советским вооружённым силам.

Самоотверженно трудились воины-железнодорожники, обеспечивая бесперебойное следование поездов на запад. На дорогах Донецкого бассейна надо было вернуть к нормальной эксплуатации 8000 км железнодорожных путей, 1500 мостов и 400 станционных зданий, ликвидировать последствия разрушений на узловых станциях Славянск, Сталино (Донецк), Иловайское, Красноармейск, Никитовка и других. Задания выполнялись, как правило, досрочно.

На Южном фронте в сентябре-декабре 1943 г. 1-я гвардейская железнодорожная бригада восстановила линию Морская — Запорожье. Исключительно трудным объектом оказался мост через реку Мокрая Московка у г. Запорожье. Мост находился в зоне интенсивного артиллерийского обстрела. Восстановители проявили мужество и стойкость. 22 ноября 1943 г. из Запорожья в Крым по мосту прошёл первый поезд.

Наибольший вклад в восстановление стальных магистралей в 1943 г. внесли: УВВР-3 (3851 км), УВВР-5 (2888 км), УВВР-8 (2877 км), УВВР-20 (2235 км), УВВР-4 (1652 км) и УВВР-1 (1645 км).

С ноября 1942 г. по декабрь 1943 г. Красная Армия вернула около половины советской территории, захваченной противником в первый период войны. Были освобождены Сталинградская, Северо-Кавказская, Южная, Северо-Донецкая, Южно-Донецкая, Сталинская, Западная магистрали и ряд участков других дорог. Восстановители ввели в строй 17 982 км главных путей, 501 средних и больших мостов и другие объекты. Кроме того, в тыловых районах были построены новые железнодорожные линии: Акмо­линск — Карталы, Кемерово — Барзас, Исакогорка — Порт (Северодвинск).

Всё это позволило своевременно доставить на фронт в 1943 г. более 3 млн т военной техники, боеприпасов и около 3264 тыс. т горючего.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.