Из открытого письма императору Александру III М.К. Цебриковой, первой в России женщины – литературного критика (1889 г.) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Из открытого письма императору Александру III М.К. Цебриковой, первой в России женщины – литературного критика (1889 г.)

2020-06-04 411
Из открытого письма императору Александру III М.К. Цебриковой, первой в России женщины – литературного критика (1889 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ваше величество!

Законы моего отечества карают за свободное слово. Всё, что есть честного в России, обречено видеть торжествующий произвол чиновничества, гонение на мысль, нравственное и физическое избиение молодых поколений, бесправие обираемого и засекаемого народа – и молчать…

Реформы ваши урезали в значительной доле судебную власть…Теперь создаётся ещё новая власть земских начальников, власть страшнее других, потому что она не только исполнительная власть, но и частью судебная… В руки этих новых самодержцев – фактически они будут самодержцами для народа – отдано решение дел маловажных…

Гласность суда урезана теперь чуть не до нуля. Преступления по должности отныне будут судимы тайно. Отнята у не состоящих на службе подданных Ваших последняя гарантия, ограждавшая их от злоупотреблений власть имеющих…

Бедное дворянство наравне с другими сословиями раздражено последними мерами Министерства народного просвещения, повышающими плату за учение и открывающими доступ к образованию и, следовательно, к государственной службе только достаточным людям…

Наконец, во имя чего в действительности принимаются все меры стеснения и пресечения? Во имя чего задавлено слово, уничтожена гласность суда, задавлена кроха самоуправления и плодятся новые власти – во имя ли мирного развития России… или самодержавия дома Романовых?.. Хотя века изменили форму, принцип тот же: с одной стороны опричнина, с другой – безгласная, всевыносящая земщина…

 

Сторонники ограничительной политики пытались также серьёзно изменить и судебные уставы 1864 г., но это не удалось сделать. Были осуществлены лишь изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

3. Изменения в земском и городском самоуправлении. Укрепление общинных порядков в деревне. Следующий этап реализации ограничительной политики связан с деятельностью Д.А. Толстого. В 1886 г. он представил Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведённых в царствование Александра II. Она включала в себя:

— создание административных органов управления крестьян­скими делами;

— сведение к минимуму роли общественного самоуправления земских и городских учреждений;

— усиление власти министра внутренних дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями;

— ограничение выборного начала при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения;

276

— предоставление больших полномочий дворянству в делах местного управления и передачу дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.

Император одобрил эту программу. Первым результатом её реализации стало введение 12 июля 1889 г. института земских участ­ковых начальников. В губерниях создавались земские участки во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими земскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определённый возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

Следующим шагом в ограничении земств стал закон от 12 июня 1890 г., утвердивший новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадёжной категории населения в земствах за счёт изменения земской избирательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону делились на три разряда: 1) крестьяне; 2) дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; 3) прочие сельские и городские сословия. Общее число уездных гласных было сильно сокращено. При этом дворянам отдавалось больше половины мест, а крестьянам оставлено всего 3167 (вместо прежних 5357). Ценз в большинстве уездов был повышен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имеющие купеческие свидетельства. Многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. Крестьяне выбирали по одному кандидату в гласные от волости, из которых губернатор назначал требуемое число гласных. Таким образом, крестьянская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вынуждена проходить процедуру утверждения в административных инстанциях. В итоге в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездных собраниях и 89,5% в губернских земских собраниях. Но это, как ни странно, не смогло серьёзно уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств самодержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.

277

Принятие Положения о земствах повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 г. нового Городового положения. Оно предусматривало значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения.

Налоговый ценз был заменён имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выборам. Избирательное право предоставлялось частным лицам, которые владели крупной недвижимостью в черте города. Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав. Минимальное число гласных в городских думах было сокращено до 20 человек (в столицах до 160). По сравнению с Городовым положением 1870 г. существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления. Все существенные решения городских дум, а также избранный руководящий состав (городской голова, члены управ) подлежали утверждению императорской администрацией.

Важным элементом политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только посредством контроля над ней через земских участковых начальников, но и путём укрепления общинной системы землепользования и консервации патриархального строя в деревне. Так, по закону от 18 марта 1886 г. затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет, и за него должно было проголосовать не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивший залог и продажу крестьянских земель.

4. Национальная политика. Главной целью национальной политики Российской империи было сохранение государственного единст­ва на всей территории страны, что предусматривало прежде всего борьбу с политическим и национальным сепаратизмом, который в ХIХ в. представляли Польша и Кавказ. На практике в этот период Россия проводила национальную политику, направленную на сохранение местных традиций, этнорелигиозное разнообразие и подчинение местных элит имперскому центру. Вместе с тем в политике царской власти всегда имела место линия на административную унификацию и языково-культурную русификацию, особенно во второй половине ХIХ в.

278

Период правления Александра III ознаменован усилением националистических тенденций во внутренней политике. Это вытекало из общей идеологии царствования и личностно-психологических особенностей самого императора. Также это было своего рода ответом на пробудившееся самосознание ряда народов России и сопротивление населения окраин ассимиляторской политике. Ограничительная политика затронула Прибалтику: в 1885–1887 гг. там было введено делопроизводство и обучение на русском языке вместо немецкого. В 1882–1889 гг. произошло ужесточение «еврейского вопроса»: были введены запрет на поселение вне городов и местечек даже в черте оседлости, процентная норма для поступления евреев в учебные заведения и адвокатуру. Согласно Городовому положению 1892 г. произошло уменьшение количества гласных-мусульман. Более аккуратно российская власть действовала в Финляндии, где главной проблемой стало разграничение общеимперского и финского законодательства.

Результатом национальной политики данного периода стало сохранение в многонациональной стране территориального, политического и социального статус-кво, правда, лишь в сочетании с жёст­ким государственным и социально-административным контролем.

5. Курс на модернизацию экономики. Экономическая программа Каткова — Победоносцева предусматривала протекционистские меры в области развития отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне.

В первой половине 1880-х гг. в России удалось провести ряд экономических преобразований по инициативе Н.Х. Бунге, министра финансов в 1881–1886 гг., одного из последних оставшихся во власти сторонников идеалов 1860-х гг. Ещё в сентябре 1880 г. он подал Александру II записку, в которой высказывался за принятие мер общего характера для поднятия народного хозяй­ства России. «Для содействия обрабатывающей промышленности заводским и торговым предприятиям, — писал Н.Х. Бунге, — от правительства требуется… не столько материальная помощь, сколько установление лучшего порядка посредством издания законов, применяемых к современному развитию хозяйства». По мнению министра финансов, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране современного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и принятия.

279

1 июня 1882 г. был принят закон, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков от 12 до 15 лет устанавливался восьмичасовой рабочий день. В этом же году при Министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства. 3 июня 1886 г. был принят закон, устанавливавший правила найма и увольнения рабочих, условия оплаты труда. Одновременно в нём преду­сматривался целый ряд карательных мер за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес администрации.

Другой важной реформой стала отмена в 1882–1886 гг. подушной подати, этого краеугольного камня российского налогообложения. Отмена подушной подати заменяла сословное налогообложение косвенными налогами по имущественному признаку. В 1885 г. были введены дополнительные сборы к промысловому налогу: 3%-й — с доходов акционерных обществ и 5%-й сбор — с доходов от денежных капиталов.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.