Учебный материал : Книга-произведение Л.И. Давыдычева «Лелишна из третьего подъезда». Часть первая и вторая. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учебный материал : Книга-произведение Л.И. Давыдычева «Лелишна из третьего подъезда». Часть первая и вторая.

2020-06-04 431
Учебный материал : Книга-произведение Л.И. Давыдычева «Лелишна из третьего подъезда». Часть первая и вторая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Подготовка  к восприятию нового произведения.

Решение задач по ориентировке в новой книге начинается с ее выбора из ряда книг.

У доски выставляется несколько (4-5) книг о детях, известных классу, а может быть полюбившихся детям как из БМШ «Книга, здравствуй!» за все истекшие годы обучения, т.е. с первого класса по день, когда дается урок, так и из тех, что выбирали и читали дети самостоятельно, во внеурочное время.

Среди этих книг не рядом выставляются и обе части новой повести. Задача: рассмотреть выставку, озаглавить ее и дать краткую характеристику каждой книге.

Ответы учащихся могут быть вариантными: в сильном классе дети сразу же выделят новые для них книги и поймут, что хотя их две и называются они одинаково, но это одна какая-то история в двух частях.

Вариант второй. Учащиеся, если они еще только овладевают методом чтения-рассматривания книг, могут высказать мысль о том, что две новых для них на этой выставке книги – это одна и та же история, но в разных изданиях. Поводом к этому неверному суждению может быть невнимание к подзаголовку (Часть 1 и часть 2). А также иллюстрация – лев, фигурирующий на переплете той и другой книги. Вам надо помочь детям сделать правильный вывод, опираясь на все имеющиеся в новой книге внешние приметы: надписи и иллюстрации на переплетах и в тексте; содержание, где фигурируют одни и те же герои, но заглавия разные, и нумерация глав, которая продолжается последовательно. Кроме того, в этой же части урока надо обратить внимание детей на необычную форму повествования, которую избрал автор для того, чтобы ввести нас в мир и жизнь каких-то новых героев. Необычность формы – внешние признаки циркового представления, которое как бы разворачивается перед глазами читателя и где он, читатель, как в цирке, сначала видит всех героев по отдельности, составляет о каждом из них первоначальное представление и ждет от них каких-то поступков. Они-то и составляют содержание новой истории о жизни ребят, почему-то связанной с цирком. При этом цирк станет частью их жизни, а не только местом, где дрессировщики поражают зрителей своей смелостью и знанием животных или необычными и недоступными простому человеку фокусами.

Если дети обо всем этом догадаются и все это представят, они с удовольствием и пониманием перейдут к чтению текста повести. При этом они будут работать пока только с первой ее частью. Продолжение повести, т.е. 2-ая книга, на время убирается.

II. Основная часть урока.

Чтение начинается с короткого предисловия, которым Лев Иванович предваряет «парад участников» - ребят, являющимися главными персонажами книги.

Обычно дети радуются тому, что они правильно предугадали необычность формы читаемого произведения, а также тому, что автор, как равный, объясняет им это и предупреждает их в предисловии о том, как надо относиться к названиям отдельных частей книги и ее глав.

Затем, как всегда вслух, по возможности выразительно класс читает первую часть первого раздела: «Лелишна Охлопкова» и может быть начинает читать 2-ую часть этого раздела - «Петька-Пара». Манера чтения, привычная для детей, не меняется: повесть читается по частям, текст соотносится с иллюстрациями, необходимые вопросы и комментарии могут задаваться и  высказываться по ходу чтения.

 Непременно обращается внимание на шрифтовые выделения. Дети задумываются, зачем они. Начинают понимать, что любое выделение в тексте – это сигнал читателю задержаться и спросить себя, зачем это сделано. Затем ответить на  свой вопрос или узнать ответ, обсудив  то и другое с одноклассниками или учителем.

Заключительная беседа-рассуждение, поскольку это «парад участников», должна быть сосредоточена на двух персонажах: прежде всего, на Лелишне,  во-вторых, на ее дедушке, а в- третьих, на их общем сиротстве…

Примерные вопросы:

-Что вы запомнили про главную героиню? Как ее звали? А почему так? Сколько ей лет? Что несколько раз говорит нам  о ее характере автор? Зачем он это делает? Вы согласны с ним?

-А дедушку как вы себе представляете? Что о нем запомнили? Каков его характер? Что помогало им жить в таких необычных и нелегких условиях? А в каких?

-Чем определяется мужественность характера каждого из нас – в мирной жизни, а не на войне?

- Как вы думаете, а на войне как будет вести себя такая девочка? На кого из уже известных героев она похожа? (Подсказка: имеется в виду «девочка с косами» З. Воскресенской).

Если время позволяет, можно начать чтение второй части этого раздела – «Петька-Пара».

III. Домашнее задание.

Так же внимательно, вдумчиво прочитать или дочитать вторую часть этого раздела -  «Петька-Пара». Объяснить, почему то, что любил Петька, напечатано столь необычным способом?

Примечание:

Все остальные  разделы и части повести анализируются таким же образом. Не забывайте побуждать детей предвосхищать чтение каждой новой части ее предварительным обдумыванием, опираясь на то, как она называется, на иллюстрации в тексте и на весь предшествующий читательский опыт.

Примерное планирование дальнейшей работы над повестью может быть таким:

 

Уроки чтения п\п Учебный материал, который прочитывается на уроке из книги Л.И.Давыдычева  «Лелишна из третьего подъезда» Кол-во часов Учебный материал для свободного чтения, или чтения по собственному выбору
2 (86) Глава «Виктор Мокроусов» 1 Глава «Укротитель львов Эдуард Иванович». Перечитывание рассказа З. Воскресенской «Девочка с косами» (по желанию).
3(87) Главы «Злая девчонка Сусанна Кольчикова».«Человек, которому никто не верит, фокусник Григорий Васильевич» 1 Глава «Гроза жуликов и хулиганов…»
4(88) Раздел 2. «Начинаем нашу программу. Отделение первое. Открывает первое отделение Петька-Пара». 1 Дочитать повесть на весенних каникулах.

 

Методический комментарий

1. Конечно, дочитывание повести Давыдычева на каникулах – дело для детей добровольное. Никаких угроз со стороны учителя и обещаний со стороны детей оно не предполагает. Да этого и не нужно, если уроки чтения перестали быть для детей нудной обязанностью. А это  непременно случилось к марту, даже если в 1-ом и во 2-ом классах вы не учили детей читать книги, а стали задавать им  нужные умения -  думать над книгой и переживать радость от успеха и  от затраченных усилий только в 3 классе. Однако в этом случае детям желательна какая-то эмоционально-нравственная опора, которая побуждала бы их в свободное время  делать над собой волевое усилие и ежедневно отводить час-полтора на вхождение в чужую жизнь для обдумывания извлеченных из нее уроков.

Специальный прием, который может быть при этом эффективно использован, - изготовление книжной закладки примерно такого образца:

1. Ее размер - четверть обычного листа белой бумаги, расположенного поперек, чтобы закладка не мялась и не высовывалась из книги, в которую она заложена. (см. рис.)

2. Продуманное содержание, т.е. необходимые тексты-вопросы и рисунки, эмоционально побуждающие детей найти и сделать то, что им подсказывает закладка.. А этого они  сделать не могут, не прочитав повести.

 Возможное наполнение содержания, заданного на закладке,  таково:  сначала название повести. Под ним обращение к читателям, например:

 а) «Читатель! Задумайся, кто это? (Изображены основные персонажи повести- Лелишна, Петька, Сусанна, Виктор, дрессировщик, милиционер, дедушка). Проследи, как вел себя каждый из них от первого знакомства до последней страницы. Реши, кто из них и чем тебе нравится».

 б) «Нравится ли тебе, как относится к тебе, читателю, автор – Лев Иванович Давыдычев? Почему ты так считаешь?»

в) «Какие главные уроки, какие чувства извлек ты из этой книги для себя?» 

г) «Какие эпизоды и чем тебе запомнились?»

д) «О чем ты теперь хочешь читать, что узнать?»

Общий вид закладки:

Л.И. Давыдычев. -  «Лелишна из третьего подъезда» Читатель! Задумайся, кто это?  (изображены основные персонажи повести - Лелишна, Петька, Сусанна, Виктор, дрессировщик, милиционер, дедушка). *Проследи, как вел себя каждый из них от первого знакомства до последней страницы. *Реши, кто из них и чем тебе нравится. *Нравится ли тебе, как относится к тебе, читателю, автор – Лев Иванович Давыдычев? Почему ты так считаешь? *Какие главные уроки, какие чувства извлек ты из этой книги для себя?  *Какие эпизоды и чем тебе запомнились? * О чем ты теперь хочешь читать, что узнать?  

 

 

2. Дочитывание повести без учителя предполагает, очень важную домашнюю работу (важную для них, детей, а не для учителя!) -  повторное внимательное рассматривание первой и второй частей повести, особенно форзацев. Чтение и обдумывание помещенных там вопросов и заданий. Рассматривание иллюстраций и отыскивание ответов на них.  Начинается эта работа в классе, на 1-ом уроке,   с помощью учителя. Особого приема требует подготовка детей  к работе с задним форзацем, где даны два портрета. Первый из них – портрет В.В. Бианки. Его дети могут узнать. А  второй – портрет молодого инженера, сменившего тысячу разных профессий, прежде чем она начал писать для детей, - Б. С. Житкова – они не узнают. Сразу называть им того, кто изображен на портрете, не следует. Лучше подсказать детям, что имя этого человека они узнают, прочитав эпизод, рассказанный  В.В. Бианки об этом человеке. Этот эпизод дан тут же,  на форзаце.

Другая подсказка потребуется при рассматривании заднего форзаца другой книги, где изображены эпизоды из разных  книг о жизни ребят, примерно одногодков третьеклассников. В этом случае дети должны с помощью учителя догадаться, что для соотношения заглавий книг с фамилиями авторов, если они этих книг не читали, есть два пути: первый путь – сходить в библиотеку и, рассмотрев «толстые» сборники названных писателей или картотеку их произведений, если таковая в библиотеке есть, установить эти зависимости и убедиться в их правильности,  сопоставив рисунки на форзаце с рисунками  в тех книгах, с которыми они знакомятся  в библиотеке методом чтения-рассматривания, чтобы ответить на свой вопрос.  Второй путь - попросить биобиблиографический справочник, где описаны жизнь и творчество И. Дика и В. Осеевой. Затем  самостоятельно или с помощью родителей, библиотекаря найти соответствующие статьи, прочитать их и установить, кто из писателей, какие произведения написал.

3. Ответы на 2 и 3 вопросы закладки учащиеся должны найти в тексте повести. О том, как Давыдычев относится к своим читателям и чего от них хочет, он сам дважды прямо говорит им, прерывая повествование и объясняя, почему не сделать этого ему нельзя.

В качестве ответа на 3 вопрос («в»), мы рекомендовали бы такие отрывки:

 «…Все до того привыкли считать работы по домашнему хозяйству не стоящим внимания, что и не обращают на них внимания. Но…

НО

едят!

Причем каждый день,

причем не один раз

и чтоб ВКУСНО было!

Поели, «спасибо» сказали.

А кто посуду мыть будет?

  А кто пол мыть будет?

   Белье стирать?

  Гладить белье кто будет?»

***

-Тебя как зовут? Меня Виктор. Мокроусов фамилия.

-А меня Головешка.

-А имя?

-Имя? – недоуменно переспросил Головешка, будто забыл его. – Владик. Фамилия Краснов.

-Вот что, Владик. Если хочешь дружить, давай не будем на каждом шагу болтать глупости. Не люблю. Видать, мощность у твоей мозговой системы маленькая. А сам ты уже не маленький. Пора бы тебе поумнеть.

-А как?

-Об этом подумаем вместе. Представляю, как матери с тобой трудно. Лежит она, больная, и ждет, что вот-вот тебя милиция домой доставит.

-Этого она как раз и не боится. Милиция у нас дома часто бывает. Мать даже радуется»…

***

-Вы представляете… - начала Лелишна.

-Да, да, вы представляете – цирк! Горят все огни. Оркестр играет марш, от которого трудно усидеть на месте. На арене клетка из железных прутьев. Выходит ведущий и говорит:

«Выступает с группой дрессированных львов единственная в мире девочка-укротительница Лелишна Охлопкова!»

-А она отказывается, - сказал Владик.

-Понятно, - сказал Горшков. – Тебе бы, Лелишна, в милиции работать. Там такие люди очень нужны.

-Какие такие? – спросил Петька с завистью, но зевая.

-Такие, - гордо сказал Горшков, - которые как она… Вы уж меня извините, а я в цирк.

После его ухода ребята долго молчали.

-Ничего я не понимаю, - заговорил Петька.- Чего ее без конца хвалят? Девчонка она, конечно, ничего. Ну, а чего особенного-то?

-Она единственная женщина в семье, - ответил Владик, - и настоящая женщина.

-Особенного, может быть, ничего в ней и нет, - сказал Виктор, - но ей, а не мне, тебе или ему предложил Эдуард Иванович стать его ученицей»…

***

Нам остается добавить, что современные дети читают  эту повесть с неослабевающим интересом.

Конечно, все эти уроки непременно ставят перед детьми новые вопросы. Какие? Подумайте вместе с детьми. Только без навязчивых нравоучений. Лучше, если дети сделают это сами.

Примечания: Если дети некоторых  ответов не найдут, им их надо показать в заключительной беседе. Это должен сделать учитель.

А как быть, если учащиеся домашнего задания вообще  не выполнят?

Ну, во-первых, следует   непременно похвалить и поощрить тех, кто читать  повесть все-таки захотел и на все вопросы по-своему ответил.

Не думаем, что учителю надо поставить ему или ей при этом лишь  отличную оценку. Значительно важнее предоставить детям, выполнившим задание, слово на уроке и выслушать их ответы, а затем найти достойные слова, чтобы, не восхваляя, не противопоставляя их классу, вызвать у остальных  учеников хотя бы проблески внутреннего сожаления о том, что он, «остальной», задания не выполнил.

А чтобы работа была все-таки завершена, в этом случае надо отвести время  на коллективное дочитывание повести в группе продленного дня, предложив  тем, кто обычно  не остается в школе на вторую половину дня, принять участие в общей работе.

 


[1] Общая нумерация уроков

[2] Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука. – 1998.- 512 с.

[3] Авва - отец

[4] Каталог выставки живописи «Любимая Россия» (2005г).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.