Методический комментарий к урокам 51-59 — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методический комментарий к урокам 51-59

2020-06-04 143
Методический комментарий к урокам 51-59 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Напомним: в основу подготовительной работы на каждом уроке вами должно было быть положено осмысление детьми названий глав, которые прочитаны, и главы, которую предстоит читать, а также опыт, уже полученный детьми из прочитанного текста  и иллюстраций.

Вопросы, к которым дети должны привыкнуть и ответы на которые нельзя дать, не сопоставив друг с другом, три указанных выше элемента (название глав,  учет знаний того, что произошло, и  содержание иллюстрации) примерно таковы:

-Как вы думаете, что может случиться дальше? Почему вы так считаете?

-Кто из героев и что дальше может сделать, как поведет себя? Какие у вас основания, чтобы так думать?

-Кто из вас обратил внимание на такую деталь (приводится отрывок из уже прочитанного текста или вопрос по прочитанному)? Зачем нам надо было это заметить и обдумать? Например, при проверке качества домашнего  чтения главы пятой, нельзя не спросить детей, помнят ли они, сколько лет находится в полете звездолет «Луч», на котором происходит страшная трагедия – кончается вода? (Если дети могут ответить, они отвечают).

-А как вы поняли данное при этом в тексте объяснение: «Прошло уже почти 90 лет с тех пор, как «Луч», под командованием капитана Лендеда, покинул нашу прекрасную, бесконечно далекую от нас родину.

Лендед хорошо помнит ее… А мы никогда ее не видали…».

Откуда же на звездолете «Луч», где из взрослых один Лендед, взялись Тькави, Каген и Нкале?.. (Выслушиваются произвольные ответы детей и в качестве опоры для аргументированных рассуждений учитель предлагает им вчитаться в заглавие главы шестой). Так организуется антиципация, и у учащихся вырабатывается привычка запоминать и вдумываться в читаемое.

2. О том, как лучше читать с детьми «Научные тетради» В. Бубликова, вы должны принять решение сами, т.к. это зависит от уровня общей и читательской подготовки ваших учащихся и от их интересов. При этом вам надо иметь в виду следующее:

-В целом «Научные тетради» читаются легко, потому что их основное содержание – это рассказы о каких-то происшествиях, о людях, подлинных и вымышленных; это легенды; и даже объяснение слов-понятий чаще всего превращается в интерпретацию того явления, которое доступно третьекласснику Бубликову, а значит, и большей части ваших учеников.

-Обратите внимание на то, что хотя «Научных тетрадей» в тексте выделено 6, нумерация разного рода рассказов, явлений и фактов, которые были интересны Бубликову, дана сквозная, а именно: Научная тетрадь №1 – это номера 1-11 (вот видите, она самая объемная и ее надо прочитать вслух); научная тетрадь №2 – номера 12-19, где с №13 (Словарь астронавтов) – сведения для третьеклассников интересные, но не для обязательного запоминания всеми, а только теми, кто этим интересуется; Научная тетрадь №3 – номера 20-21: рассказ о Галилее надо прочитать и запомнить, а № 21 – «вещество», «атом» и т.д. – только для интересующихся; Научная тетрадь № 4 – номера 22-23 – этот материал надо помочь детям освоить, потому что здесь рассказы о наших соотечественниках – Ломоносове и Циалковском; Научная тетрадь «5 (№24) и Научная тетрадь №6 (№ 25) – снова прочитываются всеми. А вот номера 26 и 27 из Научной тетради № 6 – материал не только обязателен для освоения, но и нуждающийся в продолжении, т.к. речь идет о том, как наша страна штурмовала космос. Наши дети должны знать об этом и гордиться тем, что сумели сделать после столь разрушительной войны, как Великая Отечественная, их дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Жители любой страны хотели бы оказаться на их месте, им есть кем и чем гордиться. И очень жаль, если они и понятия не имеют о том, что битва за космос продолжается и что «на пыльных дорогах далеких планет» могут остаться и их следы, если они будут того достойны.

Разумеется, при этом надо вспомнить все, что узнали дети о космосе и космонавтах во 2 классе, вспомнить хотя бы книгу-сборник «У доброй славы большие крылья». Наиболее подготовленным детям, особенно тем, у кого  родители связаны с техникой, а может быть и с космонавтикой, можно порекомендовать и монографический сборник Владимира Орлова «О смелой мысли». Но с этой книгой всему классу лучше всего поработать в группе продленного дня, хотя бы выборочно.

3.Читая с детьми произведение А.Свирина, М. Ляшенко «До Земли еще далеко» и приучая их делать паузы при чтении, запоминая и обдумывая все, что вызывает у них вопросы, интерес, все, что нуждается в дополнительном материале и в коллективном обсуждении, мы советовали бы вам предусмотреть при планировании уроков и длительные паузы, которые, с одной стороны, позволят расчленить объемный материал на сравнительно законченные и хорошо запоминающиеся детьми части, а с другой, своевременно побуждать их к желанию и умению рассуждать о прочитанном вместе с друзьями, родителями или самостоятельно и делать предварительные выводы - для себя, не дожидаясь окончания произведения. Например, мы советуем вам сделать, по крайней мере, 3 таких паузы. Первую – после чтения главы 3, задав детям устно или вывесив в Уголке чтения, например, такие вопросы:

- Как вы думаете, что будет дальше?

-Вспомните и назовите героев, которые летят на звездном корабле «Луч».

-Сколько им лет? Кто из них самый умный?

-Кто и почему ведет «Научную тетрадь»?

-Нравится ли она вам?

-Что из содержания тетради вам запомнилось?

-Как можно назвать всех космических путешественников вместе? (Подсказка: д….я)

-А как вы бы назвали их, имея в виду, что они  - жители Земли? Кто они здесь, на Земле?

(Подсказка: с….и, о………..и).

Пауза вторая. Ее можно организовать после чтения главы 8-ой.

-Вспомните, кто такие Нкале, Каген и Тькави? Почему с ними только Лендед? Где их родители?

-Кто лучше запомнил, чего никогда не видели и не знали Нкале, Каген и Тькави?

-А что они знали? Кто вспомнит точнее? Куда надо обратиться, чтобы проверить себя?

-Почему эту книгу можно назвать Книгой знаний? Только ли «Научная тетрадь В. Бубликова» дает нам знания?

-Какие знания дают его тетради?

-А о чем и какие еще знания почерпнули вы из этого произведения?

Третья пауза для размышлений желательна после чтения главы №14. Тут материалом для раздумий могут стать вывешенные в Уголке чтения портреты ученых, с которыми дети уже познакомились. Однако эти портреты даются без подписей. Задача – узнать и назвать ученого по его портрету, а также рассказать о нем все, что знал о нем В. Бубликов и что узнал ты сам (последнее поощряется оценкой «5», особенно, если ребенок может назвать источники знаний, добытых самостоятельно).

Заключительная обобщающая беседа по прочитанному, как всегда, проводится на последнем уроке или, если учитель считает нужным, на специальном утреннике, посвященном нашим космонавтам и нашим достижениям в космосе, к которому дети приготовятся, если такой утренник им захочется провести во время весенних каникул. На этом утреннике могут быть решены задачи и задания, содержащиеся на форзацах книги В. Орлова «О смелой мысли».

Частично вопросы для обобщающей беседы по прочитанному материалу, содержатся и в аннотации на стр…. Но мы на всякий случай систематизируем их и выделим главные:

I.

-Кто  написал прочитанное вами   произведение?

-Кому из вас захотелось узнать, как они писали эту книгу? Кто и что из них писал?

-Кому захотелось узнать, есть ли у них еще какие-то книги?

-А кто бы хотел узнать, что дальше случилось с нашими героями – Тькави, Нкале, Каген и Лендедом? (При обсуждении этих вопросов учитель может показать детям хотя бы обложки всех 4-х «книг знаний» - см. рис., и объяснить, что их можно найти и в библиотеках, и в Интернете).

-Какие научные знания остались у вас после чтения этой книги?

-Кто и что запомнил о планетах, о ракете, об энергии, об алхимиках?

-Кто и что запомнил о героях, которых знает вся Земля?

Кого вы относите к героям и почему?

-Какие легенды вы запомнили?

-Кому захотелось узнать новые мифы и легенды Древней Греции о богах, именами которых названы планеты нашей системы?

II.

-Интересной или нет кажется вам жизнь Ленки, Генки, Витьки Бубликова и Александра Петровича?

-Чем она интересна?

-А жизнь их космических фантастических двойников нравится ли вам?

-Чем она похожа на их подлинную земную жизнь?

-Что же главное в жизни, чтобы она стала интересной?

(Подсказка: Жизнь – это труд, а труд – это трудно. Но кому жизнь интересна, тот преодолевает трудности, становится сильным, мужественным и добрым).

III.

-Трудно ли было жить ребятам в космосе?

-Когда и как они преодолевали трудности?

-Чего больше в настоящей жизни – трудностей, тревог или радостей?

Разумеется, этот объемный перечень вопросов дан для вас, учителя. А ваше дело, задуматься обо всем этом и  выбрать то, над чем следует задуматься вашим ученикам.

Конечно, не менее важны и те вопросы, которые встанут перед учащимися (а может быть вы поставите их перед родителями на собрании, если родители в курсе того, что читают дети). Они могут быть такими:

-Нравятся ли вам, описанные в этой книге, дети?

-Чем нравятся?

-Умные ли они?

-А почему?

-А что знают о вашей работе и о работе  своих близких ваши дети?..

Нам кажется, что сейчас самое время обратить внимание и детей, и родителей на то, что именно от взрослых, которые рядом, во многом зависит настоящее и будущее их детей, их интересы, увлечения, их нравственно-эстетический облик.

Не так ли?..

 

Уроки 60-65.

Учебный материал: книга -сборник «Нам есть кем гордиться».

Переход  к этому сборнику после чтения «Книги знаний» объясняется необходимостью обеспечить  непрерывность  и последовательность общего, социально-нравственного и литературного просвещения и развития третьеклассников при работе с книгой.

Предыдущие занятия  (см. уроки №№50-59) позволяют учителю решить задачу такого перехода совершенно естественно. Для этого учителю следует лишь побудить учащихся еще раз вспомнить героев книги «До земли еще далеко» А. Свирина и М. Ляшенко  и сосредоточить свое внимание теперь уже только на их «земных» отношениях друг к другу. Примерные задания и вопросы:

-Вспомните всех героев только что прочитанной нами книги. Постарайтесь определить и назвать, как они относились друг к другу и там, в космосе, и здесь, на Земле? Не ограничивайтесь только одним определением: ведь это были очень разные люди -  и по возрасту, и по интересам, и по личным качествам. И все же, согласитесь, это был единый, дружный коллектив людей. Что же их объединяло, что связывало их, таких разных и непохожих?

Желательно, чтобы ответ-рассуждение на заданную тему был составлен коллективно и сравнительно быстро. А потому учителем может быть предусмотрена и задана детям своего рода подсказка. Самой простой формой такой подсказки является запись, сделанная на доске, где интересующие класс качества и связи между героями прочитанного произведения заданы начальной и конечной буквами каждого слова и количеством точек, обозначающих  буквы в этом слове пропущенные. В данном случае это могут быть такие слова и словосочетания: д ….а (дружба), з….а (забота), н……ь (нежность), т…..а (тревога), г……ь (гордость), но все это - друг за друга, а не за себя. Внимание современных третьеклассников очень нужно привлечь и к этим связям, и к тому, что они направлены от каждого члена коллектива на других его членов, а не на себя самого, потому что умение гордиться своими одноклассниками, близкими и вообще окружающими тебя людьми – это первый признак духовной культуры. В самом деле, только очень чистое, честное и открытое для благих дел существо способно, забывая себя, радоваться талантам, умениям, делам тех, кто рядом.

Этим умением, к счастью, наделены все герои прочитанной книги. И его обязательно надо воспитать в наших детях, если мы хотим вырастить счастливое поколение людей.

А задача всех последующих  произведений из сборника «Нам есть кем гордиться» - помочь детям удивиться и восхититься (а не заучить!), что гордость – это не гордыня, и что те, кем мы гордимся,  потому и герои, что позволяют нам считать их людьми хорошими и более совестливыми, чем мы, и потому, что они, совершая свои героические поступки, никогда не думали о себе. Они совершали их как бы совершенно незаметно для себя или, напротив, абсолютно не щадя  себя, не вспоминая  о себе,  – во имя других людей, во имя Родины, ради справедливости.

Примерное планирование занятий может быть таким:

№ п\п   Учебный материал, который прочитывается вслух Кол-во учебных часов Учебный материал для свободного чтения, или чтения по собственному выбору
1 В. Коржиков. – Искорка. 1 Н. Надеждина «Золотой огород» из сборника «Во саду ли, в огороде»: Второкласснику  
2 В. Степанов. – Город Хабаровск, станция Ерофей Павлович. 1 М. Пришвин. – Как заяц сапоги съел (одноименное произведение): Первокласснику
3 А. Митяев. – Морской летчик. 1 Произведения по выбору учащихся из сборника А. Митяева «Мешок овсянки»: Второкласснику
4 С. Романовский. – Суета.   1 Произведения С. Романовского по выбору учащихся из сборника «Русь. Родина. Отчизна»:Второкласснику
5 Произведения, прочитанные в классе и дома (по желанию) 1 Вспомнить книги о героях, защитниках Родины, которые мы читали

 

Примечание: Сильные учащиеся могут читать дома и произведения из сборника В. Орлова по желанию.

 

Методический комментарий

 

1. Итак, на уроках №№6-65 учащиеся совершенствуются в чтении отдельных рассказов. Однако структура урока при чтении произведения любого объема и в это время нацелена на  обучение детей умению думать над прочитанным о себе и о мире, т.е.  и при чтении коротких рассказов она не меняется. На каждом уроке дети учатся предвосхищать то, что им предстоит узнать, и предугадывать  эмоционально-эстетическую форму разговора, действуя с книгой методом чтения-рассматривания, т.е. выделяя и сопоставляя все надписи и все рисунки, обеспечивающие им аргументацию ответа, встающего перед любым читателем, когда он берет в руки новую книгу или хочет со смыслом прочитать новый рассказ в уже известной книге. Например, рассматривая переплет и форзацы сборника «Нам есть кем гордиться», дети, как правило, схватывают военную направленность книги. Оглавление не дает возможности этот первоначальный вывод изменить, а вот заглавие первого рассказа: В. Коржиков. -  «Искорка» -  и рисунки к нему заставляют детей усомниться в правильности сделанного ими вывода и настроиться на нечто неожиданное. Следующий рассказ только укрепит их мнение о том, что гордиться мы можем не только боевыми подвигами и защитниками Отечества. Точнее говоря, они поймут, может быть впервые, что защита чести Отечества совершается как в дни тяжелых испытаний, на фронте,  так и каждым из нас ежедневно и ежечасно, и проверяется только всеми нашими поступками, всем образом нашей жизни.

2. При чтении рассказа В. Степанова «Город Хабаровск…» желательно обратиться к карте нашей страны, чтобы дети могли представить себе  огромное  расстояние от Москвы до Хабаровска, и гигантские просторы Сибири.

3. Очень много важных и ценных деталей, убеждающих ребенка-читателя, что именно труд, на который человек тратит все свои силы без остатка, болея душой за других,  приносит человеку не просто известность, а ни с чем несравнимую радость, найдут третьеклассники под вашим руководством, анализируя рассказ о «мосье Грачеве» - обычном и необычном крестьянине, которого чтил весь современный ему мир… А мы стали забывать…

4. В рассказе А. Митяева «Морской летчик» надо непременно помочь учащимся вчитаться в прекрасное введение о тяжелейшей из бед - войне. Хорошо бы даже заучить это вступление наизусть, потому что оно совершенно и с точки зрения языка, и с точки зрения содержащегося там нравственного опыта. А сюжет рассказа дети воспримут легко.

5. Особое внимание мы рекомендовали бы обратить на чтение рассказа С. Романовского – писателя патриота, большого друга и соратника недавно ушедшего от нас  другого прекрасного писателя -  Анатолия Васильевича Митяева. И вам, и детям надо было бы вспомнить, приступая к чтению рассказа «Суета», о том, что вы уже читали миниатюры С. Романовского  о 4-летнем всаднике, начавшем битву с врагом – нашем русском князе Святославе и его подвигах (см. сборник «Герой никогда не умрет, он в сердце народа живет»: Первокласснику) и во 2 классе – о том, почему Русь – это Русь и что означает это слово для нас, а также о том,  как жили и работали наши предки в мирные дни и почему они так беззаветно защищали свою страну, идя подчас на верную гибель, памятуя, что  «мертвые сраму не имут».

Общий вывод, к которому должны прийти под вашим руководством третьеклассники, таков: «Нам есть кем гордиться!.. И тех, кем мы гордимся по праву – дети должны запомнить – и по именам, и по делам.

Но люди достойные никогда не кричат о своих делах сами. Это наш с вами долг узнавать о них, находить их, встречаться с ними или читать о них, а затем рассказывать современникам и потомкам… Чтоб не забыли… - делает вывод учитель.

Из этого обобщения вытекает и домашнее задание:

О ком же из тех ДОСТОЙНЫХ, кто РЯДОМ, узнали и хотите рассказать вы? Кто, когда и чем прославил вашу МАЛУЮ РОДИНУ: деревню, поселок, город, район, область, край?.. О ком из них уже написаны книги и созданы песни? О ком и что вам хочется рассказать?..

 

 

Уроки 66-78


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.