Тема: Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.

2020-06-02 766
Тема: Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание для группы № 26 за 13.05. 2020 года.

1. Прочитать § 96 с. 317- 325. «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.» учебника истории «История» учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2018;

2. Посмотреть учебный фильм по теме  http://youtube.com/watch?v=2DebNM11D-A

3. Выполнить Практическое занятие № 52  «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов. Реформа 1965 г. в СССР: задачи и результаты» используя материал учебника § 96 с. 317-325. и дополнительный материал интернет - сети                                                    (в отдельной тетради или на двойных листочках;)

текст § 96 размещён ниже

____________________________________________________________________________

 

Дата: 13.05. 2020  г.                         Урок № 70                          

Практическое занятие № 52

 Тема: «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.Реформа 1965 г. в СССР: задачи и результаты»

Цель: формирование представлений о социально-экономическом развитии СССР в середине 60-х - 80-х годов; определить задачи «косыгинских» реформ 1965-1970 гг. в промышленности и сельском хозяйстве; проанализировать и дать оценку итогов реформирования экономики; выделить основные направления социальной политики государства и внешнеполитического положения СССР в данный период;

Прочитайте текст (§ 96 с. 317- 325;) и выполните задания:

1.Какие события произошли в это время в СССР:

1). 1965-1970; 2). 1977; 3) 1964-1982; 4) 1979; 5) 1980; 6)1982-1984;

Дайте определение понятиям:

1) диссиденты;          2) застой;     3) инакомыслие;       4) развитой социализм;                                   5) стратегический паритет;       6) товарный дефицит;       7) хозрасчёт;

3. Ответьте на вопросы:

1)Какие задачи ставило советское руководство проводя реформы экономики в 1965-1970 гг?

2) Каковы были итоги реформирования экономики?

3) Кто такие диссиденты? За что они боролись?

4) Какие изменения произошли в стране в социальной сфере в этот период?

5) Определите основные направления внешней политики СССР в 1965- начале 1980 гг.

Сделайте вывод по теме.

_____________________________________________________________________________

Тема: Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.

                         

Свержение Н. С.Хрущева и поиски политического курса.

 

В нача­ле 60-х гг. хх в. политика Хрущева, его Постоянные преобразова­ния вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны. Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14-15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС сместивший Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С трибун еще го­ворили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к Bpeменам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии совет­ского общества. Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв полити­ческих процессов. Распространялись слухи, что последует полити­ческая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30~40-e гг. ХХ в. И не желали их повторения. Жизнь общества внешне стано­вилась размеренной и Спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвиже­ние Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.

Власть и общество.

 

КПСС по-прежнему контролировала все СТОРОНЫ жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйствен­ной икультурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. хх в. КПСС насчитыва­ла около 19 млн. человек и считалась руководящей и направляю­щей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной меч­той многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным, для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции. Во время правления Брежнева значительно выросло число ми­нистерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чи­новников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены ВЫВОДИЛИСЬ крайне редко. Их средний возраст к началу 80-х гг. хх в. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15­20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не счи­таться с велением времени. Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ра­нее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят За­кон о полномочиях депутатов Советов. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрыти­ем для принятых партийных решений. В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма». Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верхов­ный Совет СССР, ядром политической системы социалистиче­ского общества была Коммунистическая партия.

Диссиденты.

Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков. Вначале представите­ли этих движений пытались бороться за улучшение советской си­стемы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несоглас­ный», или В переносном смысле «инакомыслящий». Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса на­селения в 60 - 70-е п. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов. Между тем диссиденты составляли собственные программы, вы­двигали требования от улучшения жилищных условий до полити­ческих свободы слова, печати, освобождения политических за­ключенных. Немалую роль в становлении диссидентского движе­ния сыграл процесс над писателями Ю.Даниэлем и А. Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений. По­добные произведения появились в «самиздатских» изданиях «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись затем среди читателей, число которых непре­рывно росло. «Западническое» направление диссидентской борьбы факти­чески возглавлял академик А.Д Сахаров - сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А. И. Солженицын. К 70-м п. ХХ в. движение переходит на новый этап - правоза­щитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г. в Москве образовалась группа содействия выполнению Хель­синкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа со­бирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее уча­стники были арестованы, приговорены к различным срокам тю­ремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.

Социальная политика.

В 1970-е годы повышение жизненного уровня населения былообъявлено стратегической целью государства. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн. человек. Было введено в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн. чел. При этом квартплата в среднем не превышала 3 % семейного дохода. Именно в "период застоя" было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было построено метро в 11 городах, быт людей в городе в основном вышел на современный уровень, а на селе сильно улучшился (завершена полная электрификация села и газификация его большей части).

В 1966 г. в СССР был осуществлён переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 г. введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире. В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ

Несмотря на то, что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Происходил рост числа инженерно-техни­ческих работников, получивших высшее образование в самых раз­нообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города испытывали острую нехватку рабочих кадров., Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачи­ваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старо­сти. Государство продолжало практиковать продажу товаров дли­тельного пользования в кредит.

Внешняя политика.

В 60-е п. хх в. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная - в военно-полити­ческом и экономическом союзе с США. Основным объектом борь­бы СССР и США были страны «третьего мира», которые образо­вались в результате развала колониальной системы. СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым, и небольшие военные конфликты все же возникали. Тем не менее, отношения с капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С сере­дины 60-х п. ХХ в. начали развиваться разнообразные связи Францией. Это стало началом политики разрядки международной напряженности. Особое значение имело состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значительный прогресс был достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США. Был принят ряд соглаше­ний, в которых устанавливались принципы советско-американ­ских взаимоотношений в сфере вооружений, что снижало угрозу войны. Но во второй половине 70-х П. разрядка пошла на убыль. Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения. От­ношения между странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л. И. Брежнева. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах, которые получали помощь от СССР. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Затем по: следовало вмешательство в конфликт между Сомали и Эфиопией на стороне последней, что позволило СССР ещё более укрепиться в Африке. Ввод советских войск в Афганистан, начавшиеся в конце 1979 г., нанес существенный удар по политике разрядки. Ухудшились отношения с западными странами и Китаем.

_____________________________________________________________________________

1. Прочитать § 97 с.326- 329. Тема: «СССР в годы перестройки.» учебника истории «История» учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2018;

2. Записать в рабочей тетради по истории дату, тему и план урока.

3. Посмотреть учебный фильм по теме: СССР в годы перестройки.

                          

 https://www.youtube.com/watch?v=CtfwlGF-C0o

                    текст § 97 размещён ниже

____________________________________________________________________________

Дата: 30.04.20 г.                         Урок № 71

Экономические реформы.

Экономические реформы.

 

Главной задачей стала интенсификация экономики и ускорение научно-технического прогресса. Ещё не шла речь о гласности, демократизации, социалистическом рынке и прочих вещах, которые позднее прочно войдут в обиход горбачёвской эпохи. В мае широко транслировавшаяся ленинградская речь Горбачёва взбудоражила жителей страны, и именно с этой речью у них стала ассоциироваться перестройка, хотя термин «перестройка» как лозунг в этот период не использовался и идеологического значения не имел; признавались отдельные недостатки существовавшей социально-экономической системы СССР и предпринимались попытки исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера: ускорение развития народного хозяйства, автоматизация и компьютеризация, антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение государственной приёмки, демонстрация борьбы с коррупцией.

К концу 1986 — началу 1987 годов горбачёвская команда пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Этому шагу способствовали два удара по советской экономике в 1986 году: резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа.

Новый этап начался с январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, на котором была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, и характеризовался он началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»):

В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались (в первую очередь сталинские репрессии, а также — секс вообще и проституция в частности, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.).

В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов (хотя слова «предпринимательство» и «частная собственность» произносить вслух пока не осмеливаются, кооперативы вводятся как элемент рынка в существующую социалистическую модель), начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

Задание для группы № 26 за 13.05. 2020 года.

1. Прочитать § 96 с. 317- 325. «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.» учебника истории «История» учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2018;

2. Посмотреть учебный фильм по теме  http://youtube.com/watch?v=2DebNM11D-A

3. Выполнить Практическое занятие № 52  «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов. Реформа 1965 г. в СССР: задачи и результаты» используя материал учебника § 96 с. 317-325. и дополнительный материал интернет - сети                                                    (в отдельной тетради или на двойных листочках;)

текст § 96 размещён ниже

____________________________________________________________________________

 

Дата: 13.05. 2020  г.                         Урок № 70                          

Практическое занятие № 52

 Тема: «Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.Реформа 1965 г. в СССР: задачи и результаты»

Цель: формирование представлений о социально-экономическом развитии СССР в середине 60-х - 80-х годов; определить задачи «косыгинских» реформ 1965-1970 гг. в промышленности и сельском хозяйстве; проанализировать и дать оценку итогов реформирования экономики; выделить основные направления социальной политики государства и внешнеполитического положения СССР в данный период;

Прочитайте текст (§ 96 с. 317- 325;) и выполните задания:

1.Какие события произошли в это время в СССР:

1). 1965-1970; 2). 1977; 3) 1964-1982; 4) 1979; 5) 1980; 6)1982-1984;

Дайте определение понятиям:

1) диссиденты;          2) застой;     3) инакомыслие;       4) развитой социализм;                                   5) стратегический паритет;       6) товарный дефицит;       7) хозрасчёт;

3. Ответьте на вопросы:

1)Какие задачи ставило советское руководство проводя реформы экономики в 1965-1970 гг?

2) Каковы были итоги реформирования экономики?

3) Кто такие диссиденты? За что они боролись?

4) Какие изменения произошли в стране в социальной сфере в этот период?

5) Определите основные направления внешней политики СССР в 1965- начале 1980 гг.

Сделайте вывод по теме.

_____________________________________________________________________________

Тема: Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х годов.

                         


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.