обучающихся в условиях сельской школы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

обучающихся в условиях сельской школы

2020-06-02 150
обучающихся в условиях сельской школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Боброва М.В., учитель биологии

МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»

Кетовского района

Коллектив Колесниковской школы рассматривает пришкольный участок как важное звено в реализации учебно-воспитательного процесса. Пришкольный участок – это своего рода «Азбука экологии» для учащихся, поэтому хочу поделиться опытом нашей школы по экологическому воспитанию на базе школьного учебно-опытного участка. Если театр начинается с вешалки, то школа – с пришкольного участка. Поэтому мы учим детей обустроить его территорию с наибольшей пользой для здоровья и формирования экологического миропонимания. История участка в нашей школе насчитывает более 100 лет. Во времена церковно-приходской школы был создан огород, в годы коллективизации был заложен большой сад. Сегодня участок состоит из нескольких отделов.

Согласно разработанного школьного локального акта, структура участка включает:

цветник; отдел овощных культур; производственный отдел; коллективный отдел; ягодный отдел; отдел начальных классов.

Используя базу участка, в школе реализуются образовательные программы:

1) «Экологический практикум» - в летнее время на оздоровительном лагере

2) «Технология. Сельскохозяйственный труд» – на уроках

3) «Цветоводство» - на кружковых занятиях

Реализуя данные программы, мы добиваемся вовлечения детей в практическую экологическую деятельность. Например, планируя территорию участка, изучаем способы сохранения почвенного плодородия и на практике используем пятипольный севооборот; планируем и своевременно проводим необходимые агротехнические мероприятия.

Вся агротехника планируется детьми под руководством учителя, учитывая экологические особенности возделывания разных культур: температурные условия, сроки и глубину посева, борьба с сорняками, приемы полива и др.

Экологический отряд, занимаясь летом на участке, использует только экологичные способы борьбы с вредителями: ручной сбор личинок, опрыскивание травянистыми настоями, установка ловчих поясов. В целях повышения почвенного плодородия применяем только местные удобрения (перегной, компост, золу). На территории участка все растительные останки, ботва компостируются и используются как удобрение.

Способствовать формированию экологического мышления помогают проводимые на участке экскурсии, лабораторные работы. Так же представляют интерес длительные фенологические наблюдения за фазами роста и развития растений. Наблюдения помогают установить связи и причинную зависимость между предметами и явлениями живой природы. Экологическому воспитанию способствует и опытническая работа, которая активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, содействует формированию биологических и экологических понятий, развивает навыки исследовательской работы. Ежегодно на участке закладываем 2-3 опыта с тематикой по сортоизучению, влиянию условий выращивания на развитие и урожайности и др.

В коллекционном отделе участка в разные годы создаем следующие коллекции: зеленные культуры; пряные и эфиромасличные растения;  коллекция представителей различных семейств; представители различных растительных сообществ; коллекция лекарственных растений. Материал данного отдела способствует развитию познавательных способностей, расширяет кругозор, позволяет полнее продемонстрировать многообразие растений.

Благодаря соблюдению агротехники, учету экологии растений, осенью нам удается собрать экологически чистый урожай для школьной столовой.

На «Празднике урожая» подводим итоги экологической и опытнической работы: демонстрируем созданные гербарии, выставки, коллекции, представляем экологические выступления. Участок позволяет проводить работу по озеленению школьного здания и изучать экологию комнатных растений. Часть комнатных растений на лето переносим в открытый грунт участка, что позволяет поддерживать их в хорошем состоянии, к осени растения выглядят окрепшими и здоровыми, украшают школьное здание. Особое внимание мы уделяем оформлению цветников. Учим детей подбирать растения с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось длительно; обучаем приемам создания различных видов цветников и вертикального озеленения.

В оформлении цветников пытаемся научить детей использовать композиции ландшафтного дизайна. Включая новые элементы ландшафтного дизайна в территорию участка, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы повышаем уровень экологической и эстетической грамотности учащихся. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением села вызывать чувство гордости у учащихся за создание такой красоты. Ученикам удается сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для школьников и всех жителей села. Такой «Цветочный оазис – еще один практический итог реализации экологической направленности нашей работы.

 

Индивидуальные образовательные программы,

 траектории для обучающихся

Цифровая образовательная среда, как средство индивидуализации и дифференциации образования.

Никонова А.В., зам. директора по УВР,

учитель математики, физики, информатики

МОУ «Новобайдарская основная общеобразовательная школа»

Половинского района

 

    Тема очень актуальна в условиях реализации ФГОС и федерального проекта «Цифровая школа».

    К целям проекта относят возможность реализации персональной образовательной траектории с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

В нем цифровая среда представлена как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Президент В.В. Путин назвал её «колоссальным прорывным ресурсом», поскольку она обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию через средства и технологии выбора заданий разного уровня, организацию самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам; повышает мотивацию, самооценку ученика и эффективность его обучения.

    Представляю оптимальные цифровые ресурсы для достижения задач на определенных этапах урока по теме. На этапе целеполагания демонстрируется применение цифрового ресурса под названием Quizizz.com. На этом этапе учащиеся нацеливаются на получение конечного планируемого результата – темы урока и постановки целей и задач к данному уроку. Таким образом, итогом работы учащихся на этапе целеполагания будет выход на тему урока.

    Для использования ресурса Quizizz, учителю необходимо заранее зарегистрироваться на сайте: Quizizz.com, выбрать из предложенных викторин по подходящую викторину или же самому подготовить необходимый материал к уроку. А учащимся достаточно иметь на уроке телефон с выходом в интернет. После выбора викторины учащимся сообщается пароль для входа, при этом учащиеся должны ввести свое имя. Проследить за ходом и временем выполнения каждого из заданий можно на экране.

    Таким образом, цифровой ресурс Quizizz позволяет нам во первых: определить уровень подготовки к уроку каждого ученика, во вторых: повторить пройденный материал, в третьих: плавно перейти к раскрытию темы и определения целей и задач данного урока, в четвертых: помогает к восприятию нового материала, в пятых: вносит элемент соревнования и так как каждый ученик выполняет задание самостоятельно, то данный ресурс вносит значительный вклад в процесс индивидуализации образования на уроках.

    На этапе изучение нового материала можно используется онлайн – платформа Lampa.io, на которой можно опубликовать свой учебный материал по предмету. Данная платформа значительно оптимизирует труд учителя, поскольку содержит: теоретические статьи с формулами, графиками, картинками и таблицами, задачи и тесты. Все публикации проходят модерацию, после чего доступ к ним получают пользователи с помощью тегов. Ученики приносят с собой персональные электронные устройства (смартфоны, планшеты, нетбуки, ноутбуки), которыми можно пользоваться для учебной деятельности в классах и за его пределами. Во время урока ученики могут изучать новую тему, используя для этого свои собственные электронные устройства.

Таким образом, у преподавателя появляется возможность организовать образовательный процесс с использованием технологий электронного обучения не только в компьютерном классе, но и в любой другой аудитории. Ученикам сообщается адрес статьи для перехода в онлайн – учебник Lampa.io. Где они могут ознакомиться с новым материалом. Подобные виды работы на уроке – важный шаг не только в освоении терминологии, но и способ формирования познавательных УУД.

    На этапе первичного закрепления можно использовать ресурс Якласс, который позволяет выполнить тест и получит наглядный результат.    Для использования данного ресурса учителю необходимо зарегистрироваться на сайте Якласс, зарегистрировать учащихся с электронными адресами, первый месяц бесплатно, потом можно заплатить за год, стоимость 1299 рублей. Детям бесплатно.

ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, проблема списывания решена раз и навсегда.    ЯКласс адаптирован для работы с проектором, мультимедийной доской или широким экраном компьютера. Имея необходимое оснащение, учитель может использовать ресурс для того, чтобы сделать свои уроки более увлекательными.

    Учащиеся проявляют больше интереса к учёбе, когда взаимодействуют с привычными им высокотехнологичными устройствами. Поэтому решение интерактивных задач у доски поможет школьникам справиться с неуверенностью.

    На этапе проверки знаний можно использовать сайт решу ОГЭ и ЕГЭ, многие возможно его уже используют, очень удобно создавать тесты по темам, по разделам, на время и самое ценное – это учащиеся и учитель сразу получают результат. Соответственно видят проблемные поля, которые необходимо исправить. Чтобы работать на данном сайте, учителю необходимо самому зарегистрироваться и зарегистрировать учащихся по их электронным адресам и передать им пароли. Тесты будут приходить им на почту.

    Рефлексия развивает три важных качества человека: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.    На данном этапе урока я предлагаю использовать такой ресурс как kahoot. Здесь также учителю надо зарегистрироваться и выдать пароль учащимся непосредственно на уроке. Ресурс очень нравится детям, он вносит элемент эмоциональной разрядки и элемент соревновательности.

    Важным элементом урока является домашнее задание. Выполняемое дома учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком, но отличается большей самостоятельностью учащихся. Но в отличие от работы в классе она носит характер сугубо индивидуальной работы, характер самостоятельной деятельности. Для этого можно использовать сайт Учу.ру. Поскольку позволяет лучше закрепить новый изученный материал. На сайте регистрируется учитель сам, и регистрирует детей. Затем ученикам выдаются логины и пароли. Учитель сам может создавать домашнее задание из предложенных карточек, сроки выполнения работы, а также можно создать разноуровневое задания. Ученики выполняют работу на сайте, отчет приходит учителю.

Цели ЦОС:

Для ученика:

· расширение возможностей построения образовательной траектории;

· доступ к самым современным образовательным ресурсам;

· растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

· расширение образовательных возможностей для ребенка;

· снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;

· повышение прозрачности образовательного процесса;

· облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для школы:

· повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;

· расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;

· снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;

· расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» - это создание условий для системного повышения качества и доступности отечественных цифровых образовательных ресурсов в профессиональном образовании, выход на глобальный рынок образовательных ресурсов».

 

Шахматное образование

Методическая работа с педагогами, реализующими шахматное образование

                                                                Федерягина С.Б. методист

МКОУ ДО «Кетовский детско-юношеский центр»

Кетовского района

 

Когда в Курганской области стартовал проект «Интеллектуал Зауралья», появилась прекрасная возможность приобщить современных школьников к удивительному миру шахматной игры. Авторы проекта предложили начать обучение детей шахматам уже с первого класса. Основой преподавания стал обучающий курс московского педагога-ученого Игоря Сухина «Шахматы - школе». Главная идея этой программы заключается в том, что заниматься с детьми шахматам может их же учитель. Но тут возникла проблема – педагогам начальных классов была необходима специальная подготовка, чтобы ввести шахматы в школьную программу, как предмет. Требовались обучающие курсы и практические семинары, на которых учителя могли бы освоить азы шахматной игры. Остро встал кадровый вопрос.

  Тогда на помощь коллегам пришли педагоги дополнительного образования - руководители детских шахматных объединений. Они предложили свой опыт по проведению шахматных занятий с учащимися на первом этапе внедрения Шахматного всеобуча. В районе были проведены обучающие семинары по методике ведения уроков. На областных курсах обучения тьютеров проекта «Интеллектуал Зауралья» прошла подготовку методист детско-юношеского центра по дополнительной профессиональной программе «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования». Затем в октябре 2011 года учителя начальных классов из нескольких школ Кетовского района смогли ближе познакомиться с курсом «Шахматы - школе» на семинарах, которые проводил сам автор программы московский ученый - Игорь Сухин. Каждая образовательная организация получила учебно-методический комплект, куда входили учебники, рабочие тетради, книга для учителя и задачники по шахматам. Таким образом, были заложены основы введения Шахматного всеобуча в образовательные учреждения. Экспертный Совет Управления народного образования по инновационной деятельности вынес решение – создать на базе основного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра внедренческую площадку.

      В 2012 году в Кетовском детско-юношеском центре начала свою работу внедренческая площадка по теме «Шахматный всеобуч в общеобразовательных учреждениях Кетовского района через дополнительное образование». Была создана творческая группа по разработке программы и планированию работы с педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов. Предстояло создать единую информационную структуру по реализации проекта «Интеллектуал Зауралья» в образовательных учреждениях и проводить непрерывное обучение педагогов основам теории и методике преподавания шахмат, используя работу семинаров и индивидуальные консультации. В перспективе планировалось увеличение численности учащихся, владеющих основами игры в шахматы, повышение эффективности и качества обучения детей игре в шахматы посредством использования информационных технологий и электронных ресурсов.

Так педагоги и методисты дополнительного образования в нашем районе включились в большую инновационную деятельность по реализации регионального проекта. Проводились не только занятия в объединениях «Шахматы», но и уроки в начальной школе, а также в подготовительных группах трёх детских садов. В образовательных учреждениях начали работать шахматные секции и кружки, где кроме учащихся начальных классов стали заниматься школьники среднего и старшего звена. В это же время педагоги дополнительного образования и учителя начальных классов стали активными участниками районных и областных мероприятий в рамках проекта «Интеллектуал Зауралья». Вскоре сформировался календарь титульных шахматных мероприятий.                                                                

       Самыми значимыми стали: фестиваль семейных команд «Папа+Мама+Школа+Я=шахматная семья», соревнования Школьной шахматной лиги и Конкурс учителей начальных классов, преподающих шахматы. Все они проводятся в два этапа, на муниципальном и региональном уровне. Кетовский детско-юношеский центр начал организовывать районные творческие конкурсы и викторины на шахматную тематику. В школах появились свои традиционные мероприятия: «Недели шахмат», мини-турниры, конкурсы рисунков. За последние три года в районе прошли творческие конкурсы: «Шахматные сказки» в 2018 году, «Шахматная газета-2019» и в феврале 2020 года «Шахматная шкатулка». Это помогло не только создать соревновательный, конкурсный подход к шахматам, но и в первую очередь привлечь как можно больше внимания родителей и общественности к возможностям шахматного образования.

В период с 2011 по 2019 год проведено девять районных фестивалей «Папа+Мама+Школа+Я=шахматная семья». Команды-победители всегда участвуют в соревнованиях на региональном уровне, где показывают хорошие результаты и входят в десятку сильных шахматных команд Курганской области. В 2015 году на фестивале, проходившем в Куртамыше у Кетовской команды 3 место, в 2017 году в Далматово заняли 2 место, в 2018году в городе Шумихе 2 место. В декабре 2019 года на девятом Областном шахматном фестивале в Лебяжье стали победителями, завоевав в трудной борьбе 1 место.

Традиционными стали шахматные соревнования школьников Кетовского района в зимние и весенние каникулы. Несмотря на то, что Проект пропагандирует эту игру, как средство интеллектуального развития детей, шахматы входят в программу районной спартакиады.

       Педагоги Кетовского района ежегодно принимают участие в областном конкурсе учителей начальных классов общеобразовательных школ, преподающих шахматы в рамках реализации проекта «Интеллектуал Зауралья». Призовые места говорят о высоком профессионализме наших педагогов и об успешной реализации проекта «Интеллектуал Зауралья: в 2014году - 3 место, в 2015 году - 1 место, 2017 год -1 место, 2019 год-3 место.

Обобщение лучшего опыта педагогов по преподаванию шахмат в школе и трансляция его на областном уровне это один из показателей результативности работы в данном направлении. Наши учителя участвуют в научно-методических региональных мероприятиях, посвященных проблеме шахматного образования. Это участие в работе первой Региональной научно-практической конференции «Перспективы развития шахматного образования в Курганской области» в 2013 году в Сафакулево, в Региональном форуме «Шахматное Зауралье» в Шадринске в 2014 году, в Научно-практической конференции в апреле 2018года в областном центре. 

      Кетовский детско-юношеский центр является опорным учреждением по методическому сопровождению Шахматного образования в Центральном образовательном округе. На базе Кетовского ДЮЦ и школ, которые имеют статус инновационных площадок, проводятся межмуниципальные семинары, где принимают участие педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных образовательных учреждений Половинского, Притобольного, Звериноголовского, Белозерского районов и города Кургана. Наши гости могут не только посмотреть шахматные уроки в разных классах, но и поучаствовать в мастер-классах по использованию интересных находок, приемов, нестандартных методик проведения шахматных занятий. Обязательно проводится «круглый стол», где обсуждаются актуального направления шахматного образования и возникающие у участников мероприятия вопросы.   

         Реализации регионального проекта «Интеллектуал Зауралья» (шахматное образование) в 2020 году завершает свою вторую пятилетку. Главный результат работы этого периода – создание единой методической структуры на муниципальном уровне. В 2017 году в районе было создано методическое объединение учителей, преподающих шахматы. Главной задачей нашей работы стало осуществление взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов по шахматам. Сегодня используются разнообразные формы методической работы, пожалуй, самые действенные и продуктивные – это живое общение с практическими занятиями, когда педагоги делятся своими находками и «изобретениями», которые очень помогают в организации уроков. У многих за несколько лет работы появились свои «фирменные» приемы, дидактические игры, пособия, сценарии занятий. Практически все пользуются материалами Интернета и ведут общение в педагогических сообществах. Многим педагогам участие в шахматном всеобуче дало возможность проявить себя в инновационной, исследовательской, научно-методической деятельности. Это в свою очередь содействовало повышению качества шахматного образования в начальной школе и степени адаптивности детей к современным требованиям образовательной политики.

Не смотря на проблемы и трудности за весь период реализации проекта «Интеллектуал Зауралья» учителя начальных классов обучили по два выпуска, которые прошли четырехлетний курс и получили свидетельства выпускника шахматного всеобуча. Педагоги отмечают, что в период прохождения первого года обучения по программе «Шахматы - школе» у детей повышается уровень зрительной и слуховой памяти, они начинают лучше ориентироваться на плоскости, делают успехи в математике и изучении окружающего мира.

Сегодня мы наблюдаем интенсивное развитие цифровых технологий и коммуникаций, которые влияют на все сферы жизни и особенно на образование. Наше будущее неразрывно будет связано с расширением информационных пространств, это значит, что потребуются люди новых знаний и профессий. Сейчас обучая юных школьников игре в шахматы, мы решаем одну из задач современного образования, готовим будущих граждан развитого информационного и поликультурного общества. Научно обосновано и доказано, что шахматы это реальное средство интеллектуального развития. Какими бы совершенными и ультра-новыми не были информационные технологии, управлять ими будет человек, и наш проект «Интеллектуал Зауралья» сыграет в этом очень важную роль.

 

Развитие софтовых компетенций на уроках шахмат в школе

Коваль С.И.педагог по шахматам

 МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа»

Кетовского района

Шахматная игра как полифункциональный предмет - это тот универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию всех предметных и надпредметных компетенций, необходимых для успешной самореализации ребёнка в жизни. С точки зрения формирования софтовых компетенций в школе нет более важного вида занятия, чем шахматы. Развитие софтовых компетенций для личностного и интеллектуального развития учащихся, в формировании общей культуры и организации досуга посредством обучения игре в шахматы.

Цель: содействие развитию у детей фундаментальной способности действовать «в уме» с использованием инновационных софтовых компетенций и системы занимательных дидактических заданий и игр.

Задачи:

- формировать умение использования софтовые компетенции в игре шахматы;

- способствовать развитию интеллектуального мышления в шахматной игре в урочное и внеурочное время;

- повысить охват детей до 40% в рамках дополнительного образования среди учащихся 5-9 классов на занятиях кружка «Шахматы». Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, введение непрерывного курса шахмат, применение современных технических средств обучения, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательскую проектную деятельность. В своей работе я, прежде всего использую учебно методические комплекты Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы - школе», Сергея Петровича Абрамова, Владимира Леонидовича Барский «Шахматы». С появлением центра гуманитарного и цифрового образования «Точка Роста» стало возможным использование на уроках компьютерных программ: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих» и более сложной программы «Шахматная тактика для начинающих», ChessAssistant. Развитие softskills является краеугольным камнем современных образовательных систем, таких как система преподавания кросспредметных навыков XXI века. Именно на неё сегодня происходит переориентация образования в России, softskills — это неспециализированные навыки, они надпрофессиональны, но при этом от их уровня развития зависит успех решения многих профессиональных задач. Особенно это касается тех задач, что мы решаем в коммуникации с другими — а сотрудничество есть основа всех современных экономических, политических, экологических и культурных проектов. В своей работе на уроках шахмат я использую систему из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах.

Коммуникация. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Координация (сотрудничество). Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Активно использую разнообразные методы и приемы, развивающие софтовые компетенции.

-«Мозговой штурм»;

-«Метод фокальных объектов»

-«Плюс-минус-вопрос»;

-«Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы...»;

-«Кластер»;

 -«ключевые термины»;

-«Инсерт»;

-«Бортовые журналы»;

-таблица «тонких» и «толстых вопросов»;

-таблица «3-Х-У»;

-«дерево предсказаний»;

-«шесть шляп мышления»;

-таблицы;

-дискуссии.

Сочетаю индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. На практике используются типовые формы: урок - беседа, урок - семинар, урок - диспут (консультационные партии), урок - лекция, урок изучения текста учебников, урок разбора и анализа партий - первоисточников, урок по теории дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, урок - соревнование (по быстрым шахматам, блицтурниры, конкурс решения позиций), контрольные уроки, урок - экзамен. В нашей школе создаётся система для комплексного развития гибких навыков на занятиях шахмат через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование. Веду Шахматы в 1-4 классах в рамках учебного плана. В рамках дополнительного образования кружок «Шахматы». Провожу во внеурочное время: классные часы, турниры, дружеские встречи, круглые столы и т.д. В «Точке роста» осуществляется сетевое взаимодействие с другими школами, на встречу приезжали ребята из с. Менщиково, и КОЦ д. Романовка. Команды ребят уже реализуют несколько проектов «Шахматная ладья», «Мы вместе», использую приобретенные навыки Hardskills. Гибкие компетенции позволяют детям быстро решать задачи, находить общий язык между членами команд и правильно распределять работу в игре, в команде. На уровне района: участие в шахматных турнирах, в шахматной лиге. Места за три года: 2017 год -9 место, 2018 год - 8 место, 2019-4 место. Отмечена положительная динамика.

Важным вопросом в процессе работы над развитием софтовых компетенции
является мониторинг деятельности учащегося. Использование листов оценки,
анкетирование позволяет быстро, чётко и объективно оценить активность каждого участника и составить дальнейший план его развития. Для оценивания результативности развития софтовых компетенций были разработаны следующие критерии:

Предметное мышление Символическое мышление Знаковое мышление

Образное мышление Креативность

Умение договориться с собеседником.

 Применял: опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунер; тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»; тест «умеете ли вы слушать?»; тест креативности Торренса. «Диагностика творческого мышления». На слайде итоги мониторинга.

 В заключение, хочу привести слова Капабланки из книги «Последние
шахматные лекции Капабланки» «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного. Приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».

Шахматы: школа и семья

Захарова А.А.учитель начальных классов,

МОУ «Сумкинская средняя общеобразовательная школа»

Половинского района

Что такое шахматы - спорт, игра, наука, искусство? О шахматах можно говорить очень много. Вот как высказываются о них великие люди. В.А. Сухомлинский: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти… шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Русский писатель Л. Н. Толстой говорил: «Я люблю шахматы потому, что это хороший отдых; они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно…».

Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить школьников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, познавательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для младшего школьного возраста. Так как интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказывают ему на ночь, с отношениями между ребенком и взрослым. Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать ребенку достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный ребенок. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. В моей семье, как и во многих других, было много разных традиций. Это совместные вечерние чтения с папой, вышивание с мамой, семейные праздники, игры в шашки и шахматы и многие другие. Я не могу сказать, что всю жизнь увлекалась шахматами, но очень много играла в детстве с отцом и братом. А потом это дело попросту забросила. Но через много лет, в начальной школе ввели обязательное изучение шахмат и знания, привитые мне моими родителями пригодились. Сейчас я веду шахматный кружок и урок шахматы.

Мои обучающиеся – полюбили шахматы, им нравится участвовать в соревнованиях, мы ездим в соседние школы, участвуем в районных соревнованиях, четыре раза принимали участие в областных соревнованиях. Но самое главное, мои ребята нашли понимание и поддержку в своей семье, в классе, они умеют дружить, радоваться победам и преодолевать трудности.            С недавних пор семьи моих учеников, объединяет общая традиция – это игра в шахматы. Если дети периодически играют между собой на шахматном кружке, на турнирах, то их родители за шахматной доской встречаются гораздо реже. И именно соревнования «Папа + мама + я = шахматная семья» стали наиболее ценными турнирами, ведь они учат и общению, и воспитанию. А какая семья победила или проиграла, все это не так важно по сравнению с успехами детей, ведь для ребенка именно родители являются главными болельщиками и наставниками. А родители, которые когда-то научили своих детей игре в шахматы, которые посоветовали своим детям ходить на шахматный кружок, будут и дальше «держать кулачки», радоваться победам и сопереживать при неудачах.

    Отличная традиция – хотя бы раз в неделю забывать про свои дела и

устраивать вечер для всей семьи. Как показывает практика, ради игры, которая стала традицией, дети готовы отложить даже свои гаджеты. Потому что постепенно для них такое непосредственное общение с взрослыми становится не чем-то обязательным и формальным, а ощущением комфорта и защищенности. Также в процессе игры у родителей появляется шанс понаблюдать за поведением и эмоциями детей: отметить их реакции на разные ситуации, прогресс в мышлении и социализации, и многое другое. Подобная традиция может стать очень важным элементом воспитательного процесса. Ведь во время совместных игр, в непринужденной и доброжелательной атмосфере, родителям удаётся донести до детей важные мысли и установки. Необычное ощущение азарта в кругу семьи поможет отойти от привычного поведения и изменит получаемые ощущения, создаст атмосферу радостного стремления общаться, сделав это традицией. Тот, кто научился играть в шахматы, никогда не узнает, что такое скука. Игра в шахматы за последние годы очень помолодела. Современные дети всё раньше и раньше начинают играть в шахматы. Первые шаги в освоении шахмат трудно сделать без участия родителей. Чтобы заинтересовать ребёнка игрой в шахматы, придумано много сказок и рассказов об этой игре.

       Мою ученицу – Юлю, играть в шахматы научил папа. Юля часто говорила, что выигрывает папа. А она с достоинством проигрывает. Однако со временем, папа стал иногда проигрывать, особенно в игре на время с шахматными часами. А какой у нас с ребятами был праздник, когда после очередных соревнований, тренер по шахматам Курганской школы подарил нам шахматные часы. Вот оно «братство», где на первом месте помощь, а не соперничество. Потом к шахматам приобщился младший брат Иван. На семейные соревнования съездила Юля, а через пару лет и Иван, были не первыми, но в тройке победителей. Нелегко иногда приходится родителям, любовь детей к игре шахматы – заставляет и родителей научиться играть. И теперь уже игра становится семейной традицией. Нынешний год принес нам много побед: мы были вторыми в муниципальном этапе турнира «Папа + мама + школа + я = шахматная семья», вторыми в соревнованиях Школьной шахматной лиги. Первый раз участвовали во Всероссийском Турнире по шахматам на кубок РДШ. Среди обучающихся средней группы наши ученики заняли 4 место, а старшая группа 9 место. Больше всех волновалась я за последний ту


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.