Как средство профориентации младших школьников — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как средство профориентации младших школьников

2020-06-02 149
Как средство профориентации младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первухина Е.А. учитель начальных классов

МКОУ «Пименовская средняя общеобразовательная школа»

Кетовского района

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий очень сложно.

Помочь ориентации ребёнка в мире профессий призвана школа. Проведение профориентационной работы во многом зависит от возрастных особенностей школьников. Перед младшими школьниками пока не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, а, значит, младший школьный возраст можно рассматривать как пропедевтический, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

В 2017 году наша школа стала участником сетевого инновационного проекта «Организация ранней профориентации младших школьников средствами УМК «Профессиональный компас». Данный курс разработан специалистами ИРОСТ в рамках общественно значимого проекта Уральского федерального округа «Славим человека труда!». Курс работает на решение следующих задач: сформировать представления обучающихся о разнообразии мира профессий и их социальном значении, взаимосвязях между различными профессиями; сформировать комплекс универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения и социализации младшего школьника, в том числе мотивации и повышения интереса к трудовой и учебной деятельности, стремления к коллективному общественно полезному труду; воспитать трудолюбие, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

Когда мы начинали работать по данной программе, нам было предложено самим выбрать один из вариантов реализации курса: 1) через урочную деятельность (в рамках программ по различным учебным предметам); 2) через внеурочную деятельность (на постоянной основе или в эпизодических формах); 3) через систему классных часов. Сначала нам показался удобным последний вариант. Но сейчас, когда подходит к концу четвёртый год работы по курсу «Профессиональный компас», можно сказать, что мы использовали все три варианта реализации курса.

Начнём с того, что в процессе обучения в начальной школе все учебные предметыможно использовать для формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. В своей работе мы применяем различные виды игр профориентационной направленности, их можно органично включать в работу на любом уроке или мероприятии в начальной школе. Например, на уроках русского языка в 4 классе предлагаю школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, как получил свою профессию.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира), «В столовой», «Мы – поварята»,«Зоны детского отдыха в родном селе», «Дом, в котором я хочу жить» (на уроках технологии), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства). В таких играх дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Также к профориентационным играм, которые предлагаются школьникам, как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто, что использует в работе?», «Ассоциация», «Самый умный», «Приключение в городе Мастеров» и многие другие. На классных часах и во внеурочной деятельности мы используем такие формы работы, как беседы с приглашенными специалистами и экскурсии. Для проведения бесед, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут найти свободное время, прийти и рассказать о своей профессии. Так, беседуя с родителями, мы познакомились с профессией учителя, воспитателя детского сада, продавца, повара, водителя.

Экскурсии - самое наглядное представление палитры профессий.Поэтому с целью знакомства с условиями труда людей разных профессий мы смогли посетить сельскую библиотеку, магазин, почтовое отделение, сельский ДК, администрацию сельсовета, детский сад. Запланирована экскурсия на сельхозпредприятие «ИП Невзоров». На экскурсиях расширяется кругозор ребенка. Толкование многих слов дети могут увидеть воочию. Так, при посещении библиотеки, дети узнали не только о профессии библиотекаря, но и о тех профессиях людей, которые помогают книге попасть в руки читателя. В ходе таких бесед, демонстрации презентаций ребята учатся бережно относиться к книгам. 

На занятиях «Профессионального компаса» ребята узнают о профессиональных качествах, способностях, необходимых для выполнения того или иного вида работы. Например, предлагаю поразмышлять, какими качествами должен обладать парикмахер? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что парикмахеру необходимы фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом. А хирургу – знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение и хорошо развитая мелкая моторика рук. Спортсмену – режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. Проговаривая и обсуждая всё это, дети задумываются, а какими способностями обладают они сами?  

      Занятия профориентационной деятельностью - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят. Работая в группах, в парах и индивидуально, обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, готовят проекты. Третий год мы принимаем участие в школьной научно-практической конференции, где ребята защищают свои проекты, посвящённые разным профессиям. Так, в 2018 году исследовательский проект «Как ловить плотву?» ребята посвятили профессии рыбака, а творческий проект «Выжигание по дереву» - профессии краснодеревщика. В 2019 году это был исследовательский проект «Можно ли вырастить рассаду в закрытой банке?», посвящённый профессии агронома.

Таким образом, занятия по курсу «Профессиональный компас» дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.