Урок 21. Вечер бабушек и дедушек — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Урок 21. Вечер бабушек и дедушек

2020-06-02 172
Урок 21. Вечер бабушек и дедушек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовка к празднику

  • Приготовьте вместе с мамой тайно от бабушки праздничное блюдо, которое обычно готовит в семье бабушка.
  • Выучите стихи для бабушек и дедушек.

Беседа

Вопросы и задания для беседы

Дети вручают бабушкам и дедушкам письма любви и рисунки, которые они нарисовали для них на предыдущих уроках.

Попросите бабушек и дедушек рассказать внукам:

  • о самом главном событии в их жизни;
  • о том, как они учились в школе;
  • о самых ярких моментах своего детства;
  • о том, как они шалили и играли.

Игра «Народные игры»

Попросите бабушек и дедушек вспомнить и рассказать об играх, в которые играли дети их поколения.

Затем педагог предлагает детям под руководством бабушек и дедушек разучить какую-либо из этих игр и показать ее всем остальным.

Концерт

Дети дарят своим бабушкам и дедушкам стихи, песни, рассказы и музыкальные номера, которые они заранее приготовили к этому дню.

Наши дедушки и бабушки

М. Скребцова

У моей бабули Светы
Есть всегда в шкафу конфеты.
Одолеешь весь обед —
Получаешь горсть конфет.

Выучишь уроки в срок,
Купит бабушка сырок.
Почитаешь брату книжку,
Испечет она коврижку.

Подметешь в квартире пол,
Можно смело сесть за стол.
На подносе там пирог —
Я счастливейший внучок!

* * *

Милые бабули наши,
Нет дороже вас и краше,
Нет заботливей, добрей,
Для внучат вы всех родней.

Мы здоровья вам желаем,
Помогать вам обещаем,
Чаще улыбайтесь, смейтесь
И во всем на нас надейтесь.

* * *

Кто без внуков жить не может?
Кто им сразу же поможет?
Кто пирог им испечет?
Кто им песенку споет?

Кто всегда их понимает?
Кто их балует, прощает?
Это бабушки родные,
Дорогие, золотые.

* * *

Дорогие наши деды,
С вами ценим мы беседы.
Мы уверены — совет
Дать плохой не может дед.

Мы вас любим, уважаем
И за мудрость почитаем.
Счастья и здоровья вам,
Вы нужны семье и нам.

* * *

Любимый, драгоценный дед,
Тебя на свете лучше нет!
С тобой мы во дворе гуляем,
С тобою в шахматы играем,

С тобою ходим на футбол,
Кричим мы вместе, громко: «Гол!»
Меня ты водишь на парад —
Немало у тебя наград.

Ты прошагал через войну,
Ты храбро защищал страну.
Тобою, дед, гордится внук,
Ты лучший, настоящий друг.

Рисунок

Поделите детей на группы и попросите их нарисовать дерево уважения для своих бабушек и дедушек. На каждой ветви этого дерева дети записывают все, за что они уважают своих бабушек и дедушек. Затем вместе с бабушками и дедушками дети обсуждают рисунки.

Чаепитие

Дети по очереди ставят на стол праздничные блюда и рассказывают о том, что они чувствуют, когда их бабушки дома готовят эти блюда. Затем дети приглашают бабушек и дедушек к столу и угощают их чаем.

Урок 22. Солнце семьи

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

§ Как вы думаете, почему иногда дети остаются без родителей?

§ Что вы предприняли бы для того, чтобы на земле не было сирот?

§ Какой должна быть семья, готовая взять на воспитание чужого ребенка?

§ Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас как в семье?

 

У солнца

А. Исаакян

У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только- только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.

Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.

— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..

Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его худому лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать…

Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.

— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду…

И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным — все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали звезды. А ветер, холодный и сильный, все дул, завывая в ущельях и скалах. Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, промышляя в ночь добычу. Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил:

— Кто ты? Куда путь держишь?

— Я мальчик, к солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?

К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:

— Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?

— Нет у меня родителей. Я сирота.

— Пойдем, сынок, ко мне, — снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его — маленькая хижина.

Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.

— Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.

Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.

А мальчик от счастья плакал. Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.

Вопросы и задания:

  • Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
  • Какими были приемные родители мальчика?
  • Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи.
  • Представьте, что мальчик вырос и принес счастье своей приемной семье. Расскажите о том, что он сделал.
  • Представьте, что солнышко решило отблагодарить семью пастуха за доброту. Как вы думаете, что оно подарило этой семье?

Игра «На что похожи наши семьи»

Педагог раздает детям карточки с рисунками солнца, звезды, свечи огня, жемчужины. Один из детей назначается водящим. Он показывает всем свою карточку, например, с рисунком огня. Дети поочередно говорят по одному эпитету, характеризующему семью, похожую на огонь. Например: на огонь похожа добрая, радушная, щедрая, сияющая семья. Затем водящий повторяет эпитеты всех детей и говорит, какой из них ему больше всего понравился. Автор этого эпитета становится водящим, и игра продолжается.

Рисунок

Попросите детей перечислить, с чем или с кем можно сравнить хорошую семью, а затем поделите их на группы. Каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д.

Письменная работа

Педагог пишет на доске цитату В. Сухомлинского: «Семья—эта та среда, где человек должен учиться творить добро».

Попросите детей закрыть глаза и подумать, что доброго они могут сделать для каждого члена своей семьи. Затем дети записывают все свои добрые мысли.

Задание на дом

Напишите, как ваша семья проводит свободное время.

Урок 23. Дружная семья

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

§ Подтвердите примером из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье — счастье.

§ Продолжите предложение: «В моей семье часто…».

§ Педагог записывает ответы детей на доске и обсуждает с детьми, что они могут сделать, чтобы в семьях чаще проводили свободное время так, как нравится детям.

 

Сказка о бочке

Болгарская сказка

Жил-был старый старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:

— Знайте, дети мои, я скоро помру. Но перед смертью расскажу вам притчу.

Слушайте хорошенько, а потом растолкуйте ее мне.

Смотрят сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал:

— Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его толстых ветвей желуди дождем падали. Корни его глубоко вросли в землю — соки из нее сосали. Трепала-трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел в лес дровосек, примерился к дубу, засучил рукава — и давай рубить. К вечеру повалил дерево на землю, ветки обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую — там распилил ствол на тонкие полоски.

Осенью пришел в плотницкую бочар, свалил доски на телегу и увез. У себя в мастерской бочар сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое пенистое вино, а потом продавал его крестьянам, что справляли свадьбу, крестины или поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…

Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар собирался набить на нее новый обруч, клепки совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи клепки и донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..

Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу.

Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не смогли растолковать отцову притчу. Тут старик покачал головой и говорит:

— Молоды вы еще, вот и не догадываетесь. Ну так я сам ее растолкую, а вы слушайте… Лес, где растут большие деревья, — это наша держава. Она вечная. Деревьям ее — народу — вовеки не будет конца. Бочка — это семья; клепки — это все мы, родичи; обручи — согласие, а вино — радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие — она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший сын поцеловал руку у старика отца и говорит:

— Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы.

Вопросы и задания:

§ Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?

§ Расскажите, как сыновья выполняли в своей жизни советы отца.

§ Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие. Педагог рисует на доске контуры бочки, а на обручах подписывает все перечисленные детьми качества.

§ Какое из этих качеств необходимо вашей семье больше всего? Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество.

§ Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?

Сценка «Клад или лад»

Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад».

Дети делятся на пары. Один человек отвечает от лица семьи, у которой есть клад, другой — от лица семьи, в которой есть лад. В сценке- диалоге дети рассказывают о том, как они поступят в какой-либо проблемной ситуации, например: во дворе хулиганы издеваются над слабыми детьми.

Рисунок

Представьте, что все люди на земле стали отмечать праздник дружной семьи.

Нарисуйте, как этот праздник будет проходить в вашей семье.

Письменная работа

Напишите, что вы предприняли бы для того, чтобы ваша семья стала дружнее.

Задание на дом

Расспросите родителей о том, как они познакомились, и почему решили создать семью.

Урок 24. Счастливая семья

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Расскажите о том, как познакомились их родители.
  • Прочитайте пословицу: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
  • Докажите, что дружная семья — это счастье человека.

 

Талисман

Г. Андерсен

Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь?

Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недовольства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

— Ступайте странствовать по белу свету и, как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

— Все правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!

Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!

Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

Однажды, едучи полями и лугами, увидали они неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и стал ласкать его. А собака пастуха, прыгая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

— Иди-ка, отец, поешь.

Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и спросили:

— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

— Да уж, что правда, то правда, — отметил муж. — Слава богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.

— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:

— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. У нас и тряпки-то никакой в доме нет. Пришлось принцу с принцессой отправиться домой не солоно хлебавши. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им плохой совет. Улыбнулся на это мудрец и сказал:

— Неужели понапрасну съездили? Разве вы не вернулись домой умудренные опытом?

— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольство своей судьбой — редкий дар на этом свете!

— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно быть довольным своей судьбой!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

— В вашем сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами.

Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, существует ли талисман семейного счастья, и как его найти?
  • Как сложится жизнь принца и принцессы?
  • Какими должны быть муж и жена, чтобы всю свою жизнь они прожили в согласии?
  • В чем заключается счастье семьи: в детях, богатстве, здоровье или в чем-либо еще?

Сценка «Как помочь ребенку»

Педагог делит детей на группы по три человека: мама, папа и ребенок. Каждой группе дается какая-либо проблема детей, например:

  • ребенок медлительный;
  • ребенок не хочет ни с кем делиться;
  • ребенок не умеет играть с другими детьми;
  • ребенок капризничает;
  • ребенок не хочет учиться.

В сценке-диалоге каждая группа рассказывает, как в той или иной ситуации должны поступить члены семьи.

Примечание:

Детям младшего возраста можно предложить разыграть ситуацию, в которой роль ребенка будет выполнять кукла.

Рисунок

Педагог рисует на доске большое сердце. Это сердце счастливой семьи. Дети должны перечислить сокровища этого сердца. Все перечисленное детьми педагог записывает в нарисованное на доске сердце.

Письменная работа

Опишите волшебный талисман счастья для своей семьи и расскажите о том, как он поможет вашей семье.

Задание на дом

Заведите тетрадь: «Счастливая семья». В эту тетрадь попросите детей записывать все счастливые события из жизни своей семьи.

Урок 25. Дерево семьи

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

  • Прочитайте детям пословицу: «Где любовь да совет, там и горя нет».
  • Попросите детей перечислить все, что может помочь семье справиться с горем. (Любовь, совет, понимание, поддержка и т.д.) Затем дети рассказывают, как их семья справляется с разными проблемами.
  • Попросите детей перечислить причины семейных ссор. (Непонимание, отсутствие интереса друг к другу, неумение советоваться и прощать и т.д.) После этого дети делятся на группы и рассказывают, что может помочь семье научиться прощению и пониманию.

 

Лесная семья

М. Скребцова

Как-то раз позвала бабушка свою внучку Оленьку в лес за ягодами.

— Не хочу, бабушка, — отказалась девочка, — у меня ножки устанут.

— Хорошо, оставайся дома и почисти к обеду овощи, пока я ягоды в лесу собираю, — попросила бабушка.

— Что ты, бабушка, я не могу, у меня пальчики заболят, — снова отказалась Оленька.

— У тебя на все просьбы один ответ, не хочу да не буду, — рассердилась бабушка, — и с братиком ты играть не хочешь, и маме не помогаешь.

— Ну, ладно, бабушка, не сердись, пойду с тобой в лес, — согласилась Оленька и подумала: «По крайней мере сладкой земляники поем».

Пришли бабушка с внучкой в лес, но Оленька ягоды в корзинку собирать отказалась, а сама нашла земляничную полянку и принялась сладкими ягодами лакомиться. Зовет ее бабушка, а она не откликается. Наелась девочка ягод, оглянулась, а бабушки нет нигде. Страшно стало Оленьке, не знает, куда идти.

Посреди полянки рос могучий дуб. Говорит ему Оленька со слезами на глазах:

— Была бы я такой высокой, как ты, дуб, сразу бы бабушку в лесу увидела.

Зашелестел дуб ветками в ответ:

— Я такой высокий и крепкий, потому что вскормила меня землица матушка, обогрело теплое солнышко, напоили тучки- сестрицы. А я в ответ угощаю всех вкусными желудями да укрываю птиц в своей кроне густой. Мы в лесной семье все друг за дружку в ответе.

Не дослушала слова дуба Оленька, фыркнула и убежала прочь. Долго искала она бабушку в лесу, да так и не нашла. Снова прибежала на полянку, где могучий дуб рос, села на траву и горько заплакала.

Вдруг почувствовала Оленька, что превратилась она в дубок. Тянется дубок к солнышку, трудно ему, не хватает сил. Тут на помощь матушка-землица пришла, накормила его питательными соками. Захотел дубок пить, прилетела тучка веселая, напоила деревце свежим дождиком. Стали гусеницы прожорливые объедать листочки дубовые, мигом синички проворные с ними расправились.

В этот момент услышала Оленька бабушкин голос и проснулась. Обрадовалась девочка и говорит:

— Давай, бабушка, вместе будем ягоды собирать — у меня спина больше не болит.

Вопросы и задания:

  • Что поняла Оленька, после того как ей приснился сон про дубок?
  • Как Оленька поможет разным членам своей семьи, когда вернется домой?
  • Расскажите, что помогает расти дереву и что помогает расти человеку.
  • Представьте, что дуб подарил Оленьке желудь и она вырастила из него дубок, который помогал ей мудрыми советами. Расскажите, как дубок помогал Оленьке.
  • На какие деревья похожи члены вашей семьи и почему?

Творческое задание «Дары семье»

Педагог раздает детям карточки с разными словами: солнце, земля, родник, свет и т.д. Дети встают в круг, и педагог обращается к ним с вопросом: «Скажи, солнце (родник, земля), что ты подаришь семье человека?» Тот, у кого на карточке слово солнце, должен рассказать о своем подарке. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут о своих подарках.

Например: солнце может подарить семье тепло, земля — плодородие, родник — чистоту.

Рисунок

Нарисуйте свою семью в образе деревьев. По рисункам друг друга дети рассказывают о семьях своих друзей.

Задание на дом

Обсудите с детьми, какие деревья они хотели бы посадить в честь разных членов семьи.

Предложите детям посадить дерево в честь кого-либо из членов своей семьи.

Урок 26. Школа семьи

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Дети по группам составляют портрет идеальной семьи по вопросам:

  • Кто должен быть главой этой семьи?
  • Какие в этой семье законы и правила?
  • Сколько в ней должно быть детей?
  • Какие увлечения должны быть у этой семьи?
  • Как она должна проводить свободное время?
  • Как в ней должны решаться спорные ситуации?

Затем под руководством педагога все вместе дети составляют общий портрет идеальной семьи.

Три ржаных колоса

Ц. Топелиус

Все началось под Новый год. Жил в деревне богатый крестьянин. Деревня раскинулась на берегу озера, и на самом видном месте стоял дом богача — с пристройками да амбарами. А на другом берегу ютилась маленькая бедная избушка — всем ветрам открытая. Да только ветру нечем было там разжиться.

На дворе была стужа. Деревья так и трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.

— Послушай, хозяин, — сказала жена богатея, — давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробьев. Ведь праздник нынче, Новый год.

— Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким- то воробьям, — сказал старик.

— Да ведь обычай такой, — снова начала жена. — Говорят, к счастью это.

— А я тебе говорю, что не так я богат, чтобы бросать зерно воробьям, — сказал как отрезал старик.

Но жена не унималась.

— Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живет, — сказала она, — не забыл про воробьев в этот вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.

— Не болтай вздор, — прикрикнул на нее старик. — Я и без того немало ртов кормлю. Что еще выдумала — воробьям зерно выбрасывать!

— Так-то оно так, — вздохнула старуха, — да ведь обычай.

— Вот что, — оборвал ее старик, — знай свое дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел. А воробьи — не наша забота.

И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Нового года: и пекли, и жарили, и тушили. От горшков и мисок стол ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали на крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над избой — ни одного зернышка, ни одной хлебной корочки не нашли. А в бедной избушке на другой стороне озера словно и забыли про Новый год. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение — целых три колоса спелой ржи.

— Если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали воробьям, и у нас был бы сегодня праздник. Каких бы лепешек я напекла к Новому году! — сказала со вздохом жена бедного крестьянина.

— Какие там лепешки! — засмеялся крестьянин. — Много бы зерна намолотила бы ты из этих колосьев?

— И то правда, — согласилась жена, — а все-таки…

— Не ворчи, мать, — перебил ее крестьянин, — я ведь скопил немного денег к Новому году. Собирай-ка скорее детей, пусть идут в деревню да купят нам свежего хлеба и кувшин молока. Будет и у нас праздник — и не хуже, чем у воробьев.

— Боюсь я посылать их в такую пору, — сказала мать. — Тут ведь и волки бродят.

— Ничего, — сказал отец, — я дам Юхану крепкую палку, этой палкой он всякого волка отпугнет.

И вот маленький Юхан со своей сестренкой Ниллой взяли санки, мешок для хлеба, кувшин для молока, прихватили здоровенную палку на всякий случай и отправились в деревню на другой берег озера.

Когда они возвращались домой, сумерки уже сгустились. Вьюга намела на озере большие сугробы. Юхан и Нилла с трудом тащили санки, то и дело проваливаясь в глубокий снег. А снег все валил и валил, сугробы росли и росли, тьма сгущалась все больше и больше, а до дому было еще далеко. Вдруг во тьме перед ними что-то зашевелилось. Человек не человек, и на собаку не похоже. А это был волк — огромный, худой. Пасть открыл, стоит поперек дороги и воет.

— Сейчас я его прогоню, — сказал Юхан и замахнулся палкой.

Но волк даже с места не сдвинулся. Видно, он ничуть не испугался палки Юхана да и на детей как будто нападать не собирался. Он только завыл еще жалобнее, словно просил о чем-то. И, как ни странно, дети отлично понимали его.

— У-у-у, какая стужа, какая лютая стужа, — жаловался волк. — Моим волчатам есть совсем нечего! Они пропадут с голоду!

— Жаль твоих волчат, — сказала Нилла. — Но у нас самих нет ничего, кроме хлеба. Вот возьми два свежих каравая для своих волчат, а два останутся нам.

— Спасибо вам, век не забуду вашу доброту, — сказал волк, схватил зубами два каравая и убежал.

Дети завязали потуже мешок с оставшимся хлебом и, спотыкаясь, побрели дальше.

Они прошли совсем немного, как вдруг услышали, что кто-то тяжело ступает за ними по глубокому снегу. Кто бы это мог быть? Юхан и Нилла оглянулись: это был огромный медведь. Медведь что-то рычал по-своему, и Юхан с Ниллой долго не могли понять его. Но скоро они стали разбирать, что он говорит.

— Мор-р-роз, какой мор-р-роз, — рычал медведь. — Все ручьи замерзли, все реки замерзли…

— А ты чего бродишь? — удивился Юхан. — Спал бы в своей берлоге, как другие.

— Мои медвежата плачут, просят попить. А все реки замерзли, все ручьи замерзли. Как же мне напоить моих медвежат?

— Не горюй, мы отольем тебе немного молока. Давай твое ведерко!

Медведь поставил берестяное ведерко, которое держал в лапах, и дети отлили ему полкувшина молока.

— Добрые дети, хорошие дети, — забормотал медведь и пошел своей дорогой, переваливаясь с лапы на лапу.

А Юхан и Нилла пошли своей дорогой. Поклажа на их санках стала полегче, и теперь они быстрее перебирались через сугробы. Да и свет в окне их избушки уже виднелся сквозь тьму и метель… Дети скоро добрались до дому, они стряхнули с себя снег, втащили в сени санки и вошли в избу.

— Наконец-то! — радостно вздохнула мать. — Чего только я не передумала! А вдруг, думаю, волк им встретится…

— Он нам и встретился, — сказал Юхан. — Только он нам ничего плохого не сделал. А мы ему дали немного хлеба.

— Мы и медведя встретили, — сказала Нилла. — Он тоже совсем не страшный. Мы ему молока для его медвежат дали. А домой мы привезли два каравая хлеба и полкувшина молока. Так что теперь и у нас будет настоящий пир!

Время уже подходило к полуночи, и все семейство уселось за стол. Отец нарезал ломтями хлеб, а мать налила в кружки молоко. Но сколько отец ни отрезал от каравая, каравай все равно оставался целым. И молоко в кувшине тоже не убывало.

— Что за чудеса?! — удивлялись отец с матерью.

— Вот сколько мы всего накупили! — говорили Юхан и Нилла и подставляли матери свои кружки.

Ровно в полночь, когда часы пробили двенадцать ударов, все услышали, что кто-то царапается в маленькое окошко.

И что же вы думаете? У окошка стояли волк и медведь, положив передние лапы на оконную раму. Оба улыбались и приветливо кивали головой, словно поздравляли обитателей избушки с Новым годом.

На следующий день, когда дети подбежали к столу, два свежих каравая и полкувшина молока стояли будто нетронутые. И так было каждый день. А когда пришла весна, веселое чириканье воробьев словно приманило солнечные лучи на маленькое поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никто никогда не знал.

Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось. Солнце как будто обходило стороной его поля, и в закромах у него стало пусто.

— Все потому, что не бережем добро, — сокрушался хозяин. — Тому дай, этому одолжи. Про нас ведь слава — богатые! А где благодарность? Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони со двора всех попрошаек!

И они гнали всех, кто приближался к их воротам. Но только удачи им все равно ни в чем не было.

— Может, мы едим слишком много, — сказал старик. И велел собирать к столу только раз в день. Сидят все голодом, а достатка в доме не прибавляется.

— Верно, мы едим слишком жирно, — сказал старик. — Слушай, жена, пойди к тем, на другом берегу озера, да поучись, как стряпать. Говорят, в хлеб можно шишки добавлять, а суп из травы варить.

— Что ж пойду, — согласилась старуха и отправилась в путь.

— Ну что, набралась-таки ума-разума? — спросил ее старик, когда она вернулась.

— Набралась, — сказала старуха. — Только ничего они в хлеб не добавляют.

— А ты что, пробовала их хлеб? Уж, верно, они свой хлеб подальше от гостей держат.

— Да нет, — отвечает старуха, — кто ни зайдет к ним, они за стол сажают да еще с собой дадут. Бездомную собаку и ту накормят. Вот оттого им во всем удача.

— Чудно, — сказал старик, — что-то не слыхал я, чтобы люди богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны.

— Нет, — сказала со вздохом старуха, — это не поможет. Надо от доброго сердца давать.

— Вот еще, — заворчал старик. — Мало того, что свое отдаешь, так еще от доброго сердца!.. Ну ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать наше добро даром.

Но старуха стояла на своем:

— Нет, уж если давать, так без всякого уговора.

— Что же это такое! — старик от досады прямо чуть не задохнулся. — Свое, нажитое — даром отдавать!

— Так ведь если за что-нибудь, это уж будет не от чистого сердца, — твердила старуха.

Старик с сомнением покачал головой. Потом вздохнул тяжело и сказал:

— Слушай, жена, на гумне остался небольшой сноп немолоченой ржи. Вынь-ка три колоса да прибереги к Новому году для воробьев. Начнем с них.

Вопросы и задания:

  • Какими были дети из сказки и их родители?
  • Что вы чувствуете, делая для людей что-либо хорошее?
  • Знаете ли вы какие-либо новогодние традиции? Следуют ли им в вашей семье? Расскажите о самом интересном празднике Нового Года в своей семье.
  • Попросите детей придумать свою добрую новогоднюю традицию. Например: накануне праздника я украшу гирляндами подъезд своего дома и опущу во все почтовые ящики новогодние открытки, которые сам нарисую. Педагог записывает все добрые традиции, придуманные детьми, чтобы накануне Нового Года напомнить о них детям.

Сценка «Мы и наши родители»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре составляет список проблем, которые возникают у детей с родителями, другой — список проблем, которые возникают у родителей с детьми. Затем под руководством педагога составляются два общих списка конфликтных ситуаций; один — с точки зрения родителей, а другой — с точки зрения детей.

После этого дети в сценке-диалоге рассказывают, как должны поступать родители, чтобы их дети чувствовали себя более взрослыми; и как должны поступать дети, чтобы родители больше им доверяли.

Письменная работа

Дети пишут сочинение на тему: «Когда я буду родителем, я…».

Творческое задание

Прочитайте детям стихотворение. Попросите их угадать или придумать пословицу, которая подходит к этому стихотворению (Вместе тесно, но скучно врозь).

Вместе интересней

Под одною крышей тесно,
Не хватает часто места,
Друг на друга мы ворчим,
Друг без друга жить хотим.

Но порою друг без друга
Нам бывает в жизни туго,
Лучше жить всегда нам вместе
Так трудней, но интересней.

Интереснее любить,
Интереснее дружить,
Интересней понимать,
Интереснее прощать.

Интересней удивлять,
Интересней восхищать,
Интереснее дарить,
Интереснее любить.

Задание на дом

Представьте, что вы стали директором школы, в которой люди учатся создавать дружные семьи. Напишите, как будет устроена ваша школа, и нарисуйте ее. Из рисунков детей делается стенд «Школа семьи».

Урок 27. Моя будущая семья

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Расскажите о своей будущей семье по вопросам:

  • Когда вы начнете готовиться к созданию семьи?
  • С каким человеком вы хотели бы создать семью?
  • Как долго нужно дружить с человеком, прежде чем создать с ним семью?
  • Много ли в вашей семье будет детей?
  • Как вы думаете, нужно ли иметь согласие родителей перед вступлением в брак?
  • Если у вас не будет средств, чтобы содержать семью, станете ли вы ее создавать?

 

Химера

Л. Капуана

Жил-был совсем молодой король, и ему доставляло удовольствие заниматься не государственными делами, а своими собственными. Лишь только выдавался случай, он брал лук со стрелами и отправлялся в охотничьем костюме бродить по лесным чащам.

Министрам был удобен такой король: государственными делами интересуется мало, озабочен только тем, чтобы несколько раз в месяц одарить придворных дичью.

— Кролик — вам! Лань — вам! Кабан — вам!

— Благодарю, Ваше Величество, — кланялся каждый осчастливленный.

А самый старый министр никогда не упускал случая заметить:

— Ах, Ваше Величество, подарите нам королеву.

— Попробуйте отыскать! Мне нужна самая красивая супруга на свете.

— Как вы смотрите на испанскую принцессу?

— Да будет вам известно, она горбатая.

— А французская?

— Прихрамывает.

— А португальская?

— У нее один глаз косит, неужто не знаете?

— Ну, тогда дочь Великого Турецкого Султана?

— Она чрезмерно толста.

— Ваше Величество, вам нужна принцесса на заказ, это, увы, невозможно!

— Не скажите! — смеялся король и переводил разговор на другую тему.

Однажды Его Величество отправился на охоту и заблудился в дремучем лесу. Слуги остались стеречь трофеи, а он все кружил и кружил и никак не мог найти дорогу к ним. Вдруг он услышал, как кто-то вскрикнул и застонал. Король пошел на звук и увидел старика, провалившегося в яму и звавшего на помощь. Не теряя времени, Его Величество спрыгнул в яму, взял старика на руки и осторожно вытащил наверх.

— Сильно ушиблись? — спросил он.

— К счастью, нет, сынок.

— Я заблудился в ле


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.