Искусство Англии XVII—XVIII веков — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Искусство Англии XVII—XVIII веков

2020-06-02 240
Искусство Англии XVII—XVIII веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XVIII ВЕКОВ

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву го­раздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и клас­сицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Для английского искусства характерны большое внимание к эмоциональ­ной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выра­зить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло бле­стящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обострённое внимание к пробле­мам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально пронизано идеей нравственного воспитания лич­ности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яр­кую сатирическую окраску.

АРХИТЕКТУРА

В XVII и XVIII столетиях Англия на­ряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догна­ла в своём развитии остальные евро­пейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в дру­гих странах. Если XVII в. стал для ан­глийской архитектуры эпохой уче­ничества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень своеобразный архитектур­ный стиль.

В истории английского зодчест­ва XVII—XVIII вв. невозможно выде­лить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные стили и направления существовали подчас одновременно.

ИНИГО ДЖОНС

(1573—1652)

В начале XVII в. в английской архи­тектуре произошли большие изме­нения, связанные с именем Иниго Джонса, крупнейшего мастера того времени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянско­го зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио.

С 1615 по 1642 г. Джонс был при­дворным архитектором английских королей. Он делал декорации к теа­тральным представлениям, а также проектировал королевские дворцы. Первым среди них был загородный дом королевы Анны (супруги ко­роля Якова I) — Куинз-хаус в Грин­виче, пригороде Лондона (1616— 1635 гг.). Двухэтажный Куинз-хаус представляет собой монолитный куб, совершенно белый и почти без архитектурных украшений. В цент­ре паркового фасада расположена лоджия. В этой постройке Джонс придал манере Палладио чисто ан­глийскую холодность, геометризм и строгость.

Следующая работа архитекто­ра - Банкетинг-хаус в Лондоне (1619—1622 гг.). Его двухэтажный фасад почти весь покрыт архитек­турным убранством. В интерьере двухъярусная колоннада воспро­изводит облик античного храма. Позднее, уже в 30-е гг. XVII в., Джонс создал проект нового дворца Уайт­холл, частью которого должен был

135

 

 

Иниго Джонс.

Банкетинг-хаус. 1619—1622 гг. Лондон.

стать Банкетинг-хаус. Однако этот проект был столь грандиозен, что так и остался неосуществлённым. Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того вре­мени, однако большинство архитек­торов вплоть до конца XVII в. про­должали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лить в начале XVIII сто­летия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.

КРИСТОФЕР РЕН

(1632—1723)

Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена, вероятно наиболее выдающе­гося английского зодчего. Рен был учёным, занимался анатомией, фи­зикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился к ар­хитектуре.

В 1665 г. Рен предпринял путеше­ствие в Париж, чтобы изучать по­стройки современных французских архитекторов. Особенно его заинте­ресовали купольные храмы в Па­риже и его пригородах (в Англии тогда не было ни одной церкви с ку­полом). Поездка во Францию — единственное в биографии архитек­тора путешествие за границу — ока­зала большое влияние на всё его по­следующее творчество.

В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, кото­рый уничтожил старый собор Свято-

Кристофер Рен.

Королевский госпиталь

В Гринвиче.

Гг. Гравюра.

136

СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА

В современном Лондоне на фоне многочисленных зданий, возведён­ных уже в XX столетии, выделяется гигантский купол собора Святого Павла, построенного в 1675— 1710 гг. по проекту Кристофера Рена. Он вырос на руинах средне­векового собора, сгоревшего в страшном пожаре 1666 г.

Рен трижды предлагал проекты сначала перестройки, а после по­жара — постройки собора, но они были отвергнуты. Последний его проект отвергли потому, что архи­тектор хотел создать центрическое здание, увенчанное куполом, в котором отсутствовали бы традици­онные для английских соборов длинный неф и хоры. Наконец в 1675 г. Рен выполнил проект, в котором вернулся к привычной для англичан схеме, а купол заменил на шпиль.

Этот проект был одобрен, и 21 июня 1675 г. состоялась торже­ственная церемония закладки пер­вого камня нового собора. Строи­тельство продолжалось вплоть до 1710 г., причём Рен постоянно вно­сил в план изменения. Например, он вернулся к своему первоначаль­ному замыслу и возвёл купол, а не шпиль. Так возникло необычное в истории архитектуры сочетание средневекового собора с классиче­ским куполом.

Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъ­ярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в соборе Святого Петра в Риме, в со­оружении Кристофера Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжё­лым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для осве­щения). Чтобы удержать этот фо­нарь, архитектор ввёл и третью часть — конусовидную конструк­цию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола — уникальное для XVIII в. инженерное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности, он по­служил образцом для церкви Свя­той Женевьевы (Пантеона) в Пари­же, построенной в 1757—1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.

137

Последнее крупное сооружение архитектора — королевский гос­питаль в Гринвиче, возведённый Реном в 1696— 1716 гг. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпи­таль состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвы­шаются башни с куполами. Колон­надами из сдвоенных колонн кор­пуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колон­нады образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.

ПАЛЛАДИАНСТВО

Палладианство — это стиль, кото­рый был создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. В поисках образцов для своих со­оружений английские палладианцы обратились к Италии. Их интере­совали итальянские древности и постройки Андреа Палладио, кото­рый, как они думали, работал в духе идей великого древнеримского зод­чего Витрувия, автора единственно­го сохранившегося античного трак­тата о строительстве — «Десять книг об архитектуре». Однако мода на итальянскую архитектуру прижива­лась в Англии с трудом. По словам современника, в комнатах палладианских усадеб было довольно прохладно, что «приятно в Италии, но убийственно в Англии».

Английское палладианство сфор­мировалось после того, как в первой половине XVIII в. появились два из­дания по архитектуре. Это были но­вый английский перевод «Четырёх книг об архитектуре» Палладио и трёхтомный труд «Британский Витрувий» (1717—1725 гг.), иллюстриро­ванный гравюрами с видами по­строек английских архитекторов со времён Иниго Джонса. Гравюры к «Британскому Витрувию» сделал Колин Кемпбелл (1676—1729), один из лидеров палладианства.

Самая яркая работа Кемпбелла — дом в усадьбе Уонстед-хаус близ Лондона (1714— 1720 гг.), разрушен­ный в 1824 г. Впервые в Англии по­мещичий дом был украшен класси­ческим портиком с фронтоном. Подобный тип усадьбы появился ещё у Палладио, полагавшего, что все античные виллы имели такие порти­ки (на самом деле их использовали лишь в храмах). Таким образом, Кемпбелл дал первый пример новой архитектуры.

Палладианские постройки имели строгие формы и гладкие стены, почти лишённые украшений. В палладианстве стали видеть националь­ный, чисто английский архитек­турный стиль.

Дальнейшая история английско­го палладианства связана с именами лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона (1694—1753), аристократа и покро­вителя искусств, и Уильяма Кента (около 1684—1748), издателя, архео­лога, живописца и архитектора-лю­бителя.

В 1723—1729 гг. Бёрлингтон по­строил себе виллу в Чизике, приго­роде Лондона. Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» близ города Виченца в Италии, сооружённую Палладио. Однако в отличие от «Ротонды» фа­сады виллы Бёрлингтона не одина­ковы. Очень изящный парковый фа­сад украшен портиком с фронтоном, к портику ведёт сложная и на ред­кость изысканная лестница. Парк в

Колин Кемпбелл.

138

ПЕЙЗАЖНЫЙ_ (АНГЛИЙСКИЙ) ПАРК

Пейзажный парк, вероятно, самое важ­ное из того, что внесла Англия в архи­тектуру XVIII в. В отличие от регуляр­ного (французского) парка, в котором дорожки и аллеи прокладывали по стро­гой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллю­зия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось при­сутствия человека и современной циви­лизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его неред­ко называют английским парком.

У истоков этой идеи стоял архитек­тор сэр Джон Ванбро (1664—1726). Во время строительства дворца Бленим близ Оксфорда (1 705—1724 гг.) он на­писал специальный «Меморандум», в котором призывал свою заказчицу, герцогиню Сару Мальборо, сохранить в усадьбе старый полуразрушенный дом, поскольку эти руины являлись прекрасным украшением парка.

Однако первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме, пригороде Лондона. Поп хотел создать парк, отвечающий английским представлениям о свободе и независи­мости человеческой личности. Фран­цузский регулярный парк казался ему олицетворением государственной ти­рании, которая подчинила себе даже природу, как, например, в парке Вер­саля (королевской резиденции под Па­рижем). Англию же поэт считал свобод­ной страной, и это должно было проявиться во всём, даже в отношении к природе.

Лучшие пейзажные парки Англии той эпохи были созданы Уильямом Кентом, одним из главных представи­телей палладианства. Это парк на вилле лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона в Чизике, пригороде Лондона (1725—1730 гг.), и парк «Елисейские Поля» в Стоу в Центральной Англии (30-е гг. XVIII в.). Парк в Стоу украша­ли павильоны, построенные в разных стилях. Они были частью пейзажа; особенно сильное впечатление произ­водили искусственные, специально построенные руины, которые напо­минали зрителю о давно минувших временах. В целом пейзажный парк представлял собой своеобразное путешествие — не только в пространст­ве, но и во времени.

Уже в середине XVIII столетия пей­зажные парки были широко распро­странены, причём не только в Англии, но и во Франции, Германии, России (например, парк в Павловске близ Санкт-Петербурга).

139

Ричард Бойл Бёрлингтон.

Вилла в Чизике. 1723—1729 гг.

Уильям Кент.

АРХИТЕКТУРА НЕОКЛАССИЦИЗМА

В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклас­сицизма. Они ехали туда, чтобы уви­деть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух антич­ности. Многие английские архитек­торы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные.

Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадь­бы и городские дома. Сама их мане­ра отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные фор­мы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие и декоратив­ные, они словно желали понравиться владельцам домов и их гостям.

Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыгра­ли два мастера — Уильям Чемберс (1723—1796) и Роберт Адам (1728—

140

1792). Этот стиль нередко называют просто «стилем Адама» в честь его творца. В 1754—1756 гг. Роберт Адам совершил путешествие в Италию и вернулся оттуда страстным поклон­ником античности. В его творчестве чувствовалось также влияние анг­лийского палладианства. Вместе с тем его стиль был очень своеобраз­ным и легко узнаваемым.

В 60-е гг. XVIII в. Адам создал множество усадебных домов в приго­родах Лондона и в Центральной Анг­лии. Особенно интересны интерьеры этих зданий, в которых архитектор нередко использовал этрусские ор­наментальные мотивы (например, Этрусская комната в усадьбе Остерли-парк, 1762—1769 гг.). Один из наиболее известных интерьеров Ада­ма — приёмная в доме Сайон-хаус (1762—1764 гг.), украшенная двенад­цатью колоннами из голубого мра­мора с позолоченными капителями (венчающими частями) и скульпту-

Роберт Адам.

Гг. Лондон.

*Этруски — древние племена, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию.

**Руст (от лат. rusticus — «грубый») — тёсаный камень, лицевая поверхность которого грубо околота, обычно с узким, более гладким кантом по краям.

141

МУЗЕЙ ДЖОНА СОУНА

В последние годы XVIII столетия архитектор Джон Соун начал соби­рать в своём доме в Лондоне разно­образные предметы, связанные с его профессией: чертежи древних и новых построек, архитектурные мо­дели, книги, гравюры и картины, а также другие редкостные веши, относящиеся к истории искусства вообще. Так был создан первый в истории музей архитектуры.

Этот музей очень необычен. Он был своеобразной домашней акаде­мией, в которой молодой архитек­тор (а Соун имел множество учени­ков) мог получить необходимые знания и овладеть профессией. Спе­циальные комнаты были отведены под мастерские, где студенты созда­вали свои проекты.

Гипсовые слепки с античных скульптур и рельефов как бы заме­няли собой путешествие в Италию и Грецию. Так, один из главных экспо­натов — гипсовая копия со знаме­нитой статуи «Аполлон Бельведерский» древнегреческого скульптора Леохара (IV в. до н. э.).

Однако в музее есть и довольно странные предметы. Например, ске­лет, который когда-то служил моде­лью для анатомических штудий в мастерской английского художника и скульптора Джона Флаксмана (1755—1826). Даже «серьёзные» экспонаты представлены странным образом — так, в постамент статуи «Аполлон Бельведерский» вделан выдвижной столик. Архитектурные детали различных эпох размещены весьма оригинально: например, одна капитель (венчающая часть колонны) стоит на другой, а база (основание колонны) висит под по­толком.

Все предметы в Музее Соуна на­громождены друг на друга и пере­путаны так, что посетитель не в состоянии разобрать, к какой эпохе принадлежит то или иное произве­дение. Комнаты музея освещаются загадочным светом (то жёлтым, то голубым). И главное, всё удваивает­ся, утраивается, отражаясь в десят­ках кривых зеркал, выпуклых или повешенных наклонно. Обескура­женный посетитель окончательно запутывается в этом лабиринте и уже не знает, в какую сторону ид­ти. Словно подшучивая, Соун пове­сил таблички с надписями: «Се­вер», «Запад», «Юг», «Восток».

Пространство музея тоже очень необычно: в нём нет привычной последовательности залов, а стены могут раскрываться, как ставни, так что комнаты просматриваются на­сквозь. Но главный сюрприз ожида­ет посетителей в подвальном этаже, где Соун соорудил «средневеко­вые» руины, якобы раскопанные при строительстве дома. Рядом с ними находится «Гостиная монаха», некоего падре Джованни. Среди го­тических руин расположена и его «могила». На самом деле в ней по­хоронена Фанни — любимая собач­ка миссис Соун.

В Музее Соуна посетителю от­крывается странный, фантастиче­ский мир, созданный эксцентрич­ным англичанином. Но главная тема музея всё же архитектура, ко­торую сам Джон Соун называл «ко­ролевой изящных искусств».

142

 

 

Хорас Уолпол.

Интерьер.

Гг. Твикнем.

Хорас Уолпол.

Гг. Твикнем.

во, в необычных сочетаниях. На­пример, для книжных шкафов ис­пользовались копии украшений из старого собора Святого Павла в Лондоне, а перекрытия галереи на вилле повторяли своды капеллы ко­роля Генриха VIII.

Уолпол восхищался асимметрич­ностью и «живописным беспоряд­ком» средневековых готических со­боров. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка. Она навевала ис­торические ассоциации, заставляя зрителя воображать себя участником давних событий.

Так называемое Аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии, рас­полагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760—1844), бо­гатейшего английского аристократа,

ЛОЖНЫЕ РУИНЫ

Памятники архитектуры многих циви­лизаций дошли до наших дней в виде руин. Однако в XVIII в. появились осо­бые руины — специально построенные в усадьбах или городских парках, в тех местах, где не было подлинных древних развалин. Чем привлекали ложные (ис­кусственные) руины человека XVIII сто­летия?

Интерес к ложным руинам возник в Риме, где работал знаменитый итальян­ский архитектор и график Джованни Баттиста Пиранези, автор сотен гравюр с видами древнеримских развалин. С его лёгкой руки Рим стал восприни­маться как гигантские руины — место вдохновения художников и архитекто­ров. Молодые мастера приезжали туда, чтобы изучать разрушенные временем постройки. Из Рима они привозили ан­тичные «сувениры» — обломки скульп­тур и архитектурные детали, а также любовь к руинам: по всей Европе поя­вились «домашние» развалины.

Первые ложные руины архитекторы возводили в пейзажных, или англий­ских, парках. Они лучше, чем любые другие постройки, соответствовали ос­новным требованиям пейзажного пар­ка: воссоздавали величественные кар­тины прошлого, олицетворяя собой торжество природы и тщетность чело­веческих усилий.

Помимо ложных в XVIII в. сущест­вовал ещё один тип развалин — будущие руины. Французский художник Юбер Робер в 1779 г. написал карти­ну, изображающую развалины Боль­шой галереи Лувра, которая существу­ет и сегодня. Он как будто следовал рекомендациям французского фило­софа-просветителя и писателя Дени Дидро: «Чтобы сделать дворец достой­ным внимания, надо превратить его в руины». А английский архитектор Джон Соун вообразил в руинах свой собственный дом и написал целый роман о том, как археолог будущего раскапывает его дом и музей и с изумлением обнаруживает в центре

Лондона фрагменты античных памят­ников.

Ложные руины строят и сегодня. В североамериканском городе Хьюсто­не (штат Техас) соорудили здание уни­вермага в виде руин (магазин фирмы «Бест», 1977 г.). Верхние части его стен словно обглоданы временем, а груда кирпичей над входом угрожает сва­литься прямо на головы покупателей. Но современный человек уже не испы­тывает страха перед руинами.

Джеймс Уайет.

ЖИВОПИСЬ

До XVIII в. в Англии не было масте­ров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художни­ка — немец Ханс Хольбейн Млад­ший и фламандец Антонис ван Дейк Их влияние во многом определило неповторимый путь английской жи­вописи в XVIII столетии. Прежде всего это проявилось в особом вни­мании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр.

Очень важным для английских художников было ощущение само­бытности национальной культуры: оно вызывало желание идти во всём своим путём, и опыт европейской живописи часто воспринимался ими критически.

УИЛЬЯМ ХОГАРТ

(1697—1764)

Творчество Уильяма Хогарта стало первым по-настоящему крупным яв­лением в английском искусстве. Его по праву называют основателем на­циональной школы живописи, хотя никто из младших соотечественни­ков не был его прямым учеником.

Вначале Хогарт обучался в част­ной школе живописи и рисования, а потом у художника Джеймса Торнхилла (1675—1734). Огромное влия­ние на Хогарта оказали идеи фило­софов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравст­венное начало в человеке и искоре­нить пороки. Этой задаче мастер подчинил многие свои произведения.

Больше всего Хогарт любил со­здавать циклы гравюр или картин,

144

Уильям Хогарт.

Уильям Хогарт.

145

порой превращается из обличителя в психолога, стремящегося понять своих героев. Например, в картине

«Вскоре после свадьбы» много забав­ных деталей: граф, расслабившись после ночного кутежа, не замечает, что собачка вытаскивает у него из кармана дамский чепчик; графиня пьёт кофе, как настоящая знатная дама, но при этом вульгарно потя­гивается за столом. Но благодаря мягкому изысканному колориту ста­новится понятно, что мастер высме­ивает ситуацию, а не людей, которые в ней оказались. Молодая пара пред­стаёт жертвой безнравственности, царящей в обществе, и вызывает у зрителя не насмешку, а скорее со­чувствие.

Хогарт одним из первых среди английских художников объединил групповой портрет с бытовым жан­ром в так называемой «сцене собе­седования» («Семья Строуд», 1738 г.) и показал, что в обыденной жизни персонажи ведут себя как актёры на сцене.

Живописец создавал и традици­онные портреты, показывая прекрас­ную технику и тонкое понимание психологии моделей. Он позволял им выставлять напоказ при позировании лучшие (с их точки зрения) качест­ва. Художник изображал своих пер­сонажей с юмором, порой одной деталью раскрывая то, что они тща­тельно старались спрятать. Напри­мер, в знаменитом парадном портре­те капитана Корема (1740 г.) герой пытается казаться аристократом. Но как забавно и совсем не аристокра­тично выглядят неуклюжие ноги Корема в сморщившихся, спустивших­ся чулках!

Картина «Девушка с креветками» (около 1740 г.) осталась незакончен­ной. Многие исследователи срав­нивали её с полотнами француз­ских импрессионистов. Здесь Хогарт словно остановил на мгновение вре­мя (именно к этому в XIX столетии стремились импрессионисты). Ви­димо, в последние годы жизни ху­дожник старался изобразить чело­века, забывшего о своей роли в бесконечной «комедии жизни», и показать, как прекрасен он без гри­ма и условностей, с которыми так редко расстаётся.

Уильям Хогарт.

Уильям Хогарт.

146

Уильям Хогарт.

Джошуа Рейнолдс.

ДЖОШУА РЕЙНОЛДС

(1723—1792)

Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии и Франции. Блестящее художествен­ное образование, превосходное зна­ние основных направлений совре­менного искусства позволили ему свободно соединить в своём творче­стве черты разных стилей.

Выбирая для портрета тот или иной стиль, мастер учитывал преж­де всего характер и род деятель­ности модели. Так, адмирала Хизфилда художник представил на фоне поля битвы с клубящимся ды­мом и багровым закатом (1787— 1788 гг.). Известных литераторов и актёров Рейнолдс окружал аллегори­ческими фигурами, а порой, следуя традиции классицизма, изображал в виде античных или исторических персонажей («Элизабет Шеридан в виде Святой Цецилии»; «Сара Сиддонс в виде музы трагедии», 1783— 1784 гг.).

Всю свою жизнь Рейнолдс мно­го и охотно писал детей. В зависи­мости от происхождения и условий заказа он по-разному изображал их. Так, в портрете мальчика из се­мьи Кру (1776 г.) перед зрителем «маленький взрослый», облачённый в костюм XVI в. Композиция и по­за героя напоминают знаменитые

Джошуа Рейнолдс.

Сара Сиддонс в виде музы

Трагедии. 1783—1784 гг.

Галерея Хантингтон, Сан-Марино (США).

Знаменитая трагическая актриса Сара Сиддонс изображена восседающей на троне в облаках. По обеим сто­ронам от неё — фигуры муз, погру­жённые в тень, в то время как на геро­иню эффектно падает свет. Поза её горделива и величественна, лицо, по­казанное почти в профиль, озарено вдохновением. Яркий и сочный коло­рит, характерный для барокко кон­траст света и тени подчёркивают патетический дух изображения. При­бегая к традиционным приёмам идеа­лизации модели, Рейнолдс тем не менее избежал напыщенности: создаётся впечатление, что героиня изображена на сцене и играет роль. Её портрет превратился в живопис­ный символ актёрского искусства.

147

Джошуа Рейнолдс.

Девочка с земляникой.

Г.

Галерея Уоллес, Лондон.

портреты короля Генриха VIII кис­ти Ханса Хольбейна Младшего. Ребё­нок увлечённо играет роль «малень­кого монарха», сохраняя при этом эмоциональность и детскую непо­средственность.

Совсем иначе Рейнолдс написал свою племянницу («Девочка с земля­никой», 1773 г.), превратив её порт­рет в некое подобие жанровой сцен­ки: девочка, оказавшись в лесу, увидела что-то необычное и испуга­лась, в её взгляде сложно переплелись страх и любопытство. Лицо, написан­ное в нежных, почти пастельных то­нах, очаровывает чистотой и особым, детским обаянием. По стилю этот портрет близок к традициям рококо, но наполнен живым и открытым чувством в духе наступившей эпохи сентиментализма (от франц. senti­ment — «чувство»). Это течение в ли­тературе и искусстве европейских стран второй половины XVIII — на­чала XIX в. Его сторонники считали главным в природе человека не ра­зум, а чувства и утверждали цен­ность человеческой личности неза­висимо от сословия.

Рейнолдс искренне заботился о процветании национальной школы живописи. Он начал восстанавливать в Лондоне Королевскую академию искусств (открытая в 1711 г., она позднее распалась) и стал её первым

президентом (1768 г.). Современни­кам он запомнился не только как ху­дожник, но и как замечательный оратор и педагог (его речи на засе­даниях академии издавались и пере­водились на другие языки). Именно благодаря Рейнолдсу английские ма­стера почувствовали себя причаст­ными к европейской традиции и осознали неповторимое значение своего творчества.

ТОМАС ГЕЙНСБОРО

(1727—1788)

«Если бы наша нация произвела до­статочно талантов, чтобы мы удосто­ились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди пер­вейших носителей её зачинающей­ся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произне­сённой в Королевской академии ис­кусств. Из всех мастеров англий­ской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

Томас Гейнсборо родился в селе­нии Сёдберри (на востоке Англии) в семье торговца сукном. Закончив обучение в Лондоне, молодой худож­ник вернулся в родные места, а в 1752 г. поселился в соседнем город­ке Ипсвиче.

На творчество мастера повлияли живопись французского рококо, а также традиция «сцен собеседова­ния» (в частности, полотна Хогарта). Первые зрелые произведения Гейнсборо — «Супруги Эндрюс» (1749 г.), «Супруги Кирби» (около 1750 г.), «Автопортрет с женой и дочерью» (око­ло 1751—1752 гг.) и другие — выпол­нены именно в этом жанре. Однако в его групповых портретах, как пра­вило, нет действия, герои обращены лицом к зрителю и почти всегда изображены на фоне пейзажа. Пер­сонажи Гейнсборо чувствуют себя ес­тественно, легко, и в их отношениях царят любовь и согласие (не случай­но художник так часто обращался к семейным портретам).

148

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ В ЛОНДОНЕ

Британский музей по праву можно назвать музеем цивилизаций: в его стенах хранятся памятники (пре­имущественно скульптуры и деко­ративно-прикладного искусства) древних и современных народов мира.

Начало этому собранию поло­жил учёный-натуралист, лейб-ме­дик короля Хэнс Слоун (1660— 1753). Свою обширную коллекцию естественнонаучных, этнографиче­ских и художественных редкостей, а также великолепную библиотеку (всего около двухсот тысяч экспона­тов) он завешал государству. Од­новременно правительством была приобретена фамильная коллекция старинных английских рукописей графа Эдварда Харли. В 1753 г. к ним присоединилось собрание ис­торических манускриптов, редких книг и монет коллекционера сэра Роберта Коттона (1571—1631).

Чтобы собрать средства на при­обретение коллекций, была устрое­на лотерея. Денег хватило даже на покупку музейного здания — дво­рянского особняка Монтегю-хаус, расположенного среди большого парка в Блумсбери (в то время окра­ина Лондона, а ныне его район). Управлял музеем совет попечите­лей, куда вошли представители се­мейств Слоун, Харли и Коттон, из­вестные учёные, а также британские государственные деятели. В 1757 г. король Георг II (1727—1760 гг.) подарил новому музею придвор­ную библиотеку, которую собирали с XV в., и пожаловал ему право впредь получать первый экземпляр каждой изданной в стране книги.

15 января 1759 г. Британский музей был открыт. Предполагалось сделать его общедоступным, но вначале осторожные хранители принимали экскурсантов по записи, так что многие дожидались посеще­ния месяцами. Лишь во второй половине XX в. широкая публика была допущена во все залы. В настоящее время музей посещают в среднем два с половиной миллиона человек в год.

Британское правительство не жа­лело средств для музея. В 1772 г. для него была куплена коллекция греческих и этрусских ваз, а в 1802 г. в собрание попали египет­ские памятники, захваченные англи­чанами у наполеоновских войск в Александрии. В их числе был зна­менитый Розеттский камень — ба­зальтовая плита с одинаковыми надписями на древнегреческом и древнеегипетском языках, которые позволили французскому египтоло­гу Жану Франсуа Шампольону рас­шифровать письменность Древнего Египта. В 1814 г. экспозицию укра­сили рельефы храма Аполлона в до­лине Бассы в Греции, а в 1816 г. — рельефы из храма Парфенон на Ак­рополе в Афинах, созданные под руководством древнегреческого скульптора Фидия. Собрание по­полнялось находками археологов, работавших в британских колониях: памятниками древних государств Ассирии и Шумера в Междуречье, скульптурным убранством Галикарнасского мавзолея и храма Артеми­ды в Эфесе (в Малой Азии), причис­ленных к чудесам света.

От такого изобилия экспонатов в старом Монтегю-хаусе доволь­но скоро стало тесно. В 1823— 1847 гг. особняк окружили при­стройками и украсили парадный фасад колоннадой (архитектор Ро­берт Смёрк), а в 1854—1857 гг. внутренний двор переоборудовали в огромный читальный зал на четы­реста мест (архитектор Сидней Смёрк). Новые галереи пристраива­ли по периметру здания и в даль­нейшем. Сейчас Британский му­зей занимает почти шесть гектаров. Чтобы освободить часть помеще­ний, природоведческие коллекции перевели в Британский музей есте­ственной истории, а этнографическое собрание (памятники Африки, доколумбовой Америки, Океа­нии) — в Музей человечества. Уни­кальная библиотека Британского музея была объединена с другими крупными книгохранилищами Анг­лии и образовала Британскую биб­лиотеку. Но в здании Монтегю-хауса по-прежнему выставлена коллекция рукописей, в том числе шедевры средневекового книжного искусства.

В настоящее время в Британ­ском музее имеются отделы древ­ностей Египта (около шестидесяти шести тысяч экспонатов) и Перед­ней Азии с богатейшим в мире со­бранием скульптуры (в том числе цикл рельефов «Львиная охота царя Ашшурбанипала» из ассирий­ского города Ниневии). В Отделе греческих и римских древностей выставлены лучшие из скульптур афинского Акрополя, знаменитый бюст Перикла и статуя Деметры с острова Книд. Отдел доисториче­ских памятников включает архео­логические находки почти со всего мира. Здесь также хранится вели­колепное собрание декоративно-прикладного искусства Средневе­ковья и Нового времени.

Отдел восточных памятников представляет искусство народов, населяющих страны от Марокко до Японии. Коллекция монет и меда­лей насчитывает семьсот пятьдесят тысяч экспонатов. В Отделе рисун­ка и гравюры собрано около пяти­сот семидесяти тысяч листов, в том числе произведения великих масте­ров эпохи Возрождения: двад­цать — Леонардо да Винчи, трид­цать одно — Рафаэля, восемьдесят пять — Микеланджело, сто — Альбрехта Дюрера, двести — Хан­са Хольбейна Младшего, а также сто семнадцать — голландского художника Рембрандта. Там же находится исключительно полная коллекция графических работ французских мастеров Клода Лоррена и Антуана Ватто.

149

Томас Гейнсборо.

Томас Гейнсборо.

Мальчик в голубом. Около 1770 г. Галерея Хантингтон, Сан-Марино (США).

Герой портрета, друг художни­ка Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхож­дения, блестяще «вошёл в образ» утончённого моло­дого аристократа.

150

Томас Гейнсборо.

Томас Гейнсборо.

Томас Гейнсборо.

151

ПЕЙЗАЖ

На первый взгляд пейзаж в англий­ской живописи XVIII в. уступал в своём развитии портрету и бытово­му жанру. Тем не менее в это вре­мя появилось немало интересных мастеров, которые подготовили блистательный расцвет романтиче­ского английского пейзажа в пер­вой половине XIX в.

Ричард Уилсон (1714—1782) привнёс в английскую живопись традиции исторического пейзажа в духе Клода Лоррена. Это касалось как содержания картин (на фоне ве­личественных скал и деревьев Уилсон помещал античных персона­жей), так и живописной манеры. Однако в свои монументальные композиции художник включал не­мало натурных наблюдений: его ис­торические персонажи окружены суровой и яркой горной природой Уэльса, и рядом с античными руи­нами на холсте можно увидеть обычную крестьянскую хижину. Уилсон — прекрасный колорист, умеющий находить тонкие сочета­ния тёплых и ярких тонов с холод­ными и бледными.

Очень интересны произведения Джорджа Морланда (1763—1804). Начав с искусственно построен­ных композиций (подобных тем, что писал Гейнсборо), он постепен­но пришёл к пейзажу, основанному на наблюдениях над


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.