История и классификация орнамента                                          — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История и классификация орнамента                                         

2020-06-02 1047
История и классификация орнамента                                          0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рис. 2. Грузинский орнамент

Рис. 1. Украинский орнамент
Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Каждая народность сохраняла в своем орнаменте самое характерное, близкое национальному характеру и эстетическим вкусам понятие о красоте, поэтому изучая орнамент любого из народов можно глубже узнать его историю, традиции и мировоззрение. (Рис. 1-4) 

Рис. 4. Русский орнамент
Рис. 3. Башкирский орнамент

 


Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности. 

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Ритмическое построение орнамента составляет художественную основу многих изделий: посуды, мебели, ковров, одежды. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.).

Первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя и охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов (Рис.5.).

 

 

Рис. 5.

 

Первобытный человек начинает также    использовать в передаче окружающего его мира условные знаки, закладывая основы магической семантики. Схематизация реалистического     изображения постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям этих символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения.

В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать - он был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, квадрата, креста, ромба, спирали, треугольника и их различных комбинаций, также в декоре широко использовались зигзаги, полоски, штрихи, «елочный» орнамент, плетеночный узор.

Самый первый орнамент состоящий из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии, друг от друга, украшал сосуд, вылепленный из глины и делал его интереснее, а главное, «защищал» от проникновения через горловину злых духов.

Появление растительного орнамента исследователи приписывают искусству Древнего Египта, но даже тогда     он имел более геометризированную структуру (Рис.6.). Художники соединили изображение и иероглифы и вписали их в форму линейного орнамента. Использовали египтяне и геометрический орнамент. 

 

 

Рис. 6.

Культура античного мира привнесла в орнаментальное искусство много новых композиционных решений и декоративных элементов. Одним из важных в орнаменте Древней Греции, построенный на чередовании равных между собой элементов, был ритм. 


Древние китайцы отождествляли природу, животный и растительный мир и переносили в орнаментику характерные узоры, передающие божественные образы. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы (Рис. 7.). В орнамент вводятся гербы, которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи. 

                                             Рис. 7.

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека.

Благодаря изображениям животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, а также на ткани, появился и сложился символический орнамент. Зароившись в Древнем Египте и Восточных странах, символический орнамент на сегодня также занимает главенствующую роль, например, в геральдике.

Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов состоящий из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Растительный орнамент - самый распространенный после геометрического и составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке «властвует» роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис.

Каллиграфический орнамент развитый в арабских странах, Китае и Японии составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения символического и мифологического содержания. Особенное распространение он получил в странах Древнего Востока. В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент, распространенный в Японии и Китае, утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения солнца, облаков, звезд. 

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В анималистическом (животном или по - другому зооморфном) орнаменте возможны как реалистические, так и стилизованные декоративные образы птиц, зверей, рыб, фантастических животных.

Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Сюда же можно отнести фантастические существа типа дева-птица, человек-конь.

Нередко встречается сочетание самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

По характеру композиционных схем орнаменты бывают - ленточный, сетчатый, замкнутый.

Ленточный орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии (Рис. 8.).

Сетчатый орнамент изображается на предварительно нанесенной сетке, которая определяет узлы, где размещаются декоративные элементы (Рис.9.). Ячейки могут иметь квадратную форму, форму ромба, содержать треугольные фигуры. Ученые насчитывают семнадцать разных типов сеток этого вида узоров.

Замкнутые орнаменты расположены в геометрических фигурах: круге, овале, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, шестиугольнике и других (Рис. 10.). 

 


Рис. 8.                                                              Рис. 9.

                                        Рис. 10.

В современной жизни орнамент не несет никакой смысловой нагрузки, а является лишь узором, который украшает предметы быта. Но в былые времена люди умели читать орнаменты, зашифровывать в них свои представления о жизни, вечных истинах и потустороннем мире.

Семантика — наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений.

Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков.

В настоящее время материальный мир украшают растительные и сюжетные орнаменты, но самым древним орнаментом является геометрический, с помощью которого предки выражали свое представление о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб,
круг или квадрат – солнце (Рис. 11.).

                                     Рис. 11.

Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Во всех узорах преобладает тема плодородия земли, которая отображается женской фигурой Рожаницы, дающей урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком. 

Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, считался конь. Излюблена и змеиная тема. Змея у славян — символ первой воды, весны, дождя, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Водоплавающие птицы – олицетворяют водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, а изображение коня или всадника, а также фантастической жар – птицы было символом солнца. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня.

Образ Мирового Древа является одним из любимейших образов в русском искусстве. Древу поклонялись, почитая его в образе финиковой пальмы, сикоморы, кедра, кипариса, дуба, березы.

Со временем символико-магическое значение орнаментальных знаков постепенно отодвигалось на второй план. И поскольку орнамент очень легко теряет заложенный в него первоначальный смысл, то становясь объектом чисто эстетического любования, он уже не вызывает потребность в разгадке его первоначального магического смысла. Поэтому семантика декоративных узоров в настоящее время практически полностью забыта или вовсе не принимается во внимание; осталась лишь главная их функция – быть украшением предметов декоративно – прикладного искусства.


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.