Глава I . Организация Онежской военной Флотилии. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава I . Организация Онежской военной Флотилии.

2020-06-02 390
Глава I . Организация Онежской военной Флотилии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….……….3

Глава I. Организация Онежской военной флотилии…………………………………………4

Глава II. Боевые действия флотилии на Онежском озере……………………………………6

Глава III. Сын дивизиона……………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………..……10

Список литературы………………………………………………………………….…………10

Приложение ……………………………………………………………………………………11

 

Введение.

С раннего детства родители рассказывали мне о деде, который был юнгой Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны. Информации о деятельности ОВФ мало, поэтому мы решили исследовать этот вопрос.

 Создание флотилии на Онежском озере было вызвано необходимостью отстаивать район, являвшийся одним из флангов обороны Ленинграда. Онежское озеро являлось местом соединения трех крупнейших водных систем. Оно связано по реке Свирь через Ладожское озеро с Ленинградом и Балтийским морем. В северной части озера от Повенца начинается Беломоро-Балтийский канал, который соединяет Балтийское море с Белым. Река Вытегра, впадающая в юго-восточную часть Онежского озера, соединяется с бассейном реки Волга.

Типичными задачами, которые выполнялись флотилией, были поддержка флангов сухопутных войск при наступлении и обороне вдоль речных рубежей, обеспечение переправ, оперативные перевозки, борьба с озерными силами противника.

Мы считаем нашу работу актуальной, так как деятельность Онежской военной флотилии в годы войны не изучена.

    В данной работе ставится цель исследовать и осветить основные вопросы истории Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны.

При написании исследовательской работы ставились следующие задачи:

· рассмотреть историю создания Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны;

· показать роль и значение боевой деятельности флотилии во взаимодействии с войсками Карельского фронта в ходе Великой Отечественной войны;

· осветить некоторые сведения  о службе моего деда - Амелькина Валерия Степановича, который служил  юнгой Онежской военной флотилии;

Для решения поставленных задач были использованы методы:

· поисковый

· анализ и синтез

· описание

Объект исследования – деятельность ОВФ с августа 1941 до июля 1944 гг., а предмет – боевые действия ОВФ в годы Великой Отечественной войны.

Литература, относящаяся к теме данной работы, немногочисленна. Это статьи, опубликованные в периодической печати, в журналах и сборниках.

Во время работы в Центральной Военно-Морской библиотеке была обнаружена публикация – перевод статьи шведского разведчика Патрика Перссона «Боевые действия на Онежском озере в 1941-1944 гг.» о деятельности Финской флотилии.

Данная работа написана, главным образом, на основе источников, которые хранятся в Центральном Военно-Морском архиве (ЦВМА) г. Гатчины Ленинградской области. Документы по теме исследования представлены в фонде ОВФ (ф.45): материалы о боевых действиях флотилии и сухопутных частей (оперативные приказы, сводки, донесения, планы и схемы операция, описания походов и боевых действий кораблей, переписка, документы Штаба флотилии Политотдела). Собрать данные о личном составе кораблей ОВФ помогли алфавитные карточки. В фондах архива хранятся материалы о деятельности флотилии лишь с 1942 года.

Фотоматериалы были привлечены из фонда Центрального Музея Военно-Морского флота и Интернета.

В данной работе использованы опубликованные воспоминания моряков-онежцев, материалы периодической печати, а также использованы материалы из личного архива Амелькина Валерия Степановича – юнги ОВФ.

К работе прилагаются альбомы с фотографиями из истории ОВФ.

Глава III. Сын дивизиона

Сыном дивизиона называли моего деда. Мне очень жаль, что я его не помню. Его не стало, когда мне было всего лишь полтора годика. Но в нашей семье о нем помнят, любят и чтут. Он в тринадцать лет в 1943 году стал юнгой Онежской военной флотилии.

Амелькин Валерий Степанович - капитан II ранга, родился и вырос в Вознесенье, Ленинградской области. В 1941г., когда ему было 11 лет, началась война. Вскоре Валерий остался без отца и без дома - Вознесенье пылало в огне. Он попадает в Вытегру. Там в то время находились подразделения ОВФ. Валерий стал приходить к морякам. Сначала толкал голод. Моряки стали подкармливать «гостя», делились куском хлеба и тарелкой флотского борща. А затем пробудился интерес к кораблям.

Детский интерес, любознательность, доброе сочувствие к судьбе подростка сделали свое дело. Валерий однажды заявил, что хочет быть военным матросом и бить фашистов вместе с моряками. «Я умею плавать, не буду отказываться ни от какой работы на корабле», - убеждал он каждого из моряков. Матросы упросили командира дивизиона ракетных кораблей Крохина Михаила Федоровича принять Валерия на корабль сыном матроской семьи. Тот под свою ответственность уступил этим просьбам. Валерий быстро изучил положения морской службы, освоил специальность моториста. Механики научили управлять двигателем. А двигатель это сердце корабля. «Его маленький рост и слабенькие детские силы всегда вызывали какое-то особо трогательное отношение моряков. У него не доставало физических сил включать руками реверс, но он отлично приноровился включать его, упираясь спиной в перегородку катера».[15] Дед десятки раз участвовал в боевых операциях. Однополчане рассказывали, что бывали случаи, когда они смотрели смерти в лицо. Только дедушка об этом никогда своей семье не рассказывал.

 В 1944 г. катер, на котором служил 14-летний бывалый краснофлотец, моторист Амелькин, принимал участие в освобождении своего родного Вознесенья.

После окончания войны старшего матроса Амелькина переводят старшим матросом на тральщик. Победные салюты отгремели не для всех. Еще много лет после них рисковали жизнью те, кто служил на тральщиках.

Амелькин Валерий Степанович прослужил на флоте 33 года. У него много медалей. Есть два ордена. Мне очень жаль, что я не успел его расспросить о его службе.(см. Приложение 5)

Заключение

Подвиг моряков – онежцев был заслуженно отмечен в Приказе Верховного Главнокомандующего, в котором при перечислении частей, освободивших столицу Карелии, моряки капитана I ранга Антонова были упомянуты первыми.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: ОВФ сыграла важную роль в победе над немецко-финскими оккупантами и освобождении столицы Карелии г. Петрозаводска. Мы считаем, что нам удалось исследовать лишь малую часть истории ОВФ. Многие стороны деятельности ОВФ не изучены, например, причины гибели двух КЛ, многие документы в архиве не сняты с секретного хранения (документы Политотдела). Хотелось бы узнать, как освящала деятельность ОВФ газета «Красный Вымпел», которая являлась печатным органом флотилии. ЦВМА передал газеты Военно-Морской библиотеке, а там ее не оказалось. А также изучить деятельность флотилии во время зимовок в Горьком, Рыбинске, Череповце.

Мы считаем, что наша работа может быть интересна для всех, кому не безразлична история нашего Отечества. Мы считаем необходимым осветить в нашей работе подвиг моряков - онежцев для того, чтобы сохранить для будущих поколений память о тяжелой флотской службе, об испытаниях, выпавших на долю моряков.

Список литературы

Монография:

Морозов, К.А. Карелия в годы Великой Отечественной войны.- Петрозаводск, 1984.- 183с.

Персон, П. Боевые действия на Онежском озере в 1941-1944гг.- Л., 1962.- 31с.

Вьюненко Н.П. Мордвинов Р.Н. Военные флотилии в годы Великой Отечественной войны.- М: Воениздат, 1957.- 207с

Статья в периодической печати:

Вьюненко Н.П. ВМФ в четвертом сокрушительном ударе // Морской сборник.- 1953.- №6.- с.30

Ельников Я. От Онего до Амура // Комсомолец.-1983.-19 ноября

Ельников Я.Г. Первый командующий // Ленинская правда.- 1985.- 25 августа

Злобин В. Во главе флотилии // Ленинская правда- 1984.-27 июня

Митурич Р. Бои у Важероксы // Ленинская правда.-1972.-30 июля

Молчанов И.С. 31-й Петрозаводский // Ленинская правда.-1989.-28 июня

Панфилов В. Юнги //Красное знамя- 1984.- 23 июня

Сахно С., Федотов В. Онежская флотилия в боях за Петрозаводск//Правда.- 1944.-30 июня

Статья из сборника:

Бабер Б.А. Штаб флотилии // Боевые вымпела над Онего. Воспоминания моряков Онежской военной флотилии о Великой Отечественной войне.- Петрозаводск, 1986.- с.19

Дьяконов А.П. Памятные годы // Боевые вымпела над Онего. Воспоминания моряков Онежской военной флотилии о Великой Отечественной войне.- Петрозаводск, 1986.- с.9

Капустин Н.Д. Удары по врагу.//В кн.: Боевые вымпела над Онего. Воспоминания моряков Онежской военной флотилии о Великой Отечественной войне.- Петрозаводск, 1986.- с.142

Архивные материалы

Онежская военная флотилия.//ЦВМА. Ф.45. оп. 028604. д.1

  Онежская военная флотилия.//ЦВМА. Ф.45. оп. 028604. д.3

Приложение

Приложение 1

Дьяконов А.П. родился в 1899 г. в Новгородской области. В 1922 г. добровольцем вступил во флот. Окончив Ораниембаумскую школу строевых старшин, до 1928 г. служил на эсминце «Войков», строевым старшиной, главным боцманом, политруком. В 1929-1931 гг. – инструктор оргработы отряда эсминцев. Затем служил военным комиссаром на эсминцах «Володарский» и «Урицкий». Участвовал в перебазировании их в состав Северного флота и т.о. стал участником создания этого флота, за что награжден грамотой ВЦИК. С 1935 по 1937 год был слушателем Военно-Морской академии. С 1941-1943 гг. командовал ОВФ. Потом он был начальником военно-морского отдела союзной комиссии по Австрии. С 1949 – 1955 г. начальник факультета Военно-Морской академии в г. Ленинграде. Умер в 1978 г.[16]

 «Удивительный все-таки был человек! Отправит нас в бой, а сам всю ночь ходит взад и вперед по дамбе, с тревогой ждет нашего возвращения. Дьяконов не щадил себя: почти не отдыхал, за всем надо следить, все держать под контролем, где-то дать совет, везде и во всем проявлять требовательность к людям, быть примером честного, творческого отношения к делу».[17]

Антонов Н.В. родился в 1907 г. в Московской области с. Красково. Когда ему исполнилось 19 лет, он получил путевку от Комсомола в Ленинградское Военно-Морское училище им. Фрунзе.

1930 - 1939 гг. Антонов нес службу по охране государственной границы в вожжах Тихого океана. По прибытию в пограничные войска  занимал последовательно все должности на пограничном корабле «Воровский» вплоть до командования этим кораблем.

В 1940 г. командованием ГУПВ НКВД СССР был направлен в Военно-Морскую Академию им. К.Е. Ворошилова. В 1941 г. он назначается в Краснознаменный Балтийский Флот командиром дивизиона канонерских лодок. В дни блокады Ленинграда был начальником штаба - охраны Водного района – флота в состав которого входило более 200 вымпелов. 1945 - 1948 г. Антонов Н.В. был командиром Краснознаменной Амурской Флотилией. 8 июля ему было присвоено звание контр-адмирал, а в сентябре 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Трагическая смерть в 1978 г. оборвала жизнь этого талантливого моряка.

Приложение 2

Дивизион бронекатеров (ДБКА)

Это были плоскодонные катера с мощными авиационными моторами, позволявшими развивать скорость хода до 22 узлов. Каждый бронекатер был вооружен 76-миллимитровым орудием в танковой башне и крупнокалиберным пулеметом, установленным на ходовой бронированной рубке, на корме и на баке имелись два пулемета. Для защиты личного состава от пуль, осколков и снарядов палуба и борта бронекатера были бронированы»[20]

 «Боевая деятельность бронекатеров была разнообразной. Они проводили набеги на опорные пункты противника, своим артиллерийским огнем уничтожали или подавляли артиллерийские и минометные батареи, прожекторные установки и другую боевую технику, наносили удары по скоплению живой силы врага, высаживали в его тыл десанты, разведывательные и диверсионные группы, если ночные поиски судов на его коммуникациях несли сторожевую службу и конвоировали наши суда.

Активные действия катеров держали противника в постоянном напряжении на всем западном побережье озера и наносили ему существенный урон в живой силе и боевой технике».[21]

Дивизион минных катеров (ДМКА)

Дивизион состоял их двух отрядов торпедных катеров (без торпед), одного отряда катеров специальной постройки, и большого охотника «Марсовый», выполнявшего роль корабля наведения и прикрытия (он имел измерительные приборы, которых не было на других катерах).

«Торпедные катера были вооружены тактическими неуправляемыми ракетами. Тогда их именовали минные катера, пусковые же установки - реактивными установками, или любовно «катюшами», а сами ракеты – реактивными снарядами (РС)».[22]

«Катюши» представляли 16-ствольные на больших сторожевых катерах и 24-ствольные – на легких торпедных катерах.

«Это значит, что каждый сторожевой катер способен одновременно послать шестнадцать 132-миллимитровых снарядов, а каждый торпедный катер – двадцать четыре 82-миллиметровых снаряда. Малые корабли стали обладателями большой огневой мощи».[23]

Задачи: поддержание необходимого оперативного режима в районе главной базы – Вытегра; конвоирование войсковых и хозяйственных перевозок по озеру, рекам и каналу; охрана рыбных промыслов; противоздушная оборона устья р. Вытегра; обеспечение безопасности плавания от мин по действующей системе и противоминное наблюдение.[24]

 

Большого охотник «Марсовый»,

 

 

 

 

Торпедный катер

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….……….3

Глава I. Организация Онежской военной флотилии…………………………………………4

Глава II. Боевые действия флотилии на Онежском озере……………………………………6

Глава III. Сын дивизиона……………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………..……10

Список литературы………………………………………………………………….…………10

Приложение ……………………………………………………………………………………11

 

Введение.

С раннего детства родители рассказывали мне о деде, который был юнгой Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны. Информации о деятельности ОВФ мало, поэтому мы решили исследовать этот вопрос.

 Создание флотилии на Онежском озере было вызвано необходимостью отстаивать район, являвшийся одним из флангов обороны Ленинграда. Онежское озеро являлось местом соединения трех крупнейших водных систем. Оно связано по реке Свирь через Ладожское озеро с Ленинградом и Балтийским морем. В северной части озера от Повенца начинается Беломоро-Балтийский канал, который соединяет Балтийское море с Белым. Река Вытегра, впадающая в юго-восточную часть Онежского озера, соединяется с бассейном реки Волга.

Типичными задачами, которые выполнялись флотилией, были поддержка флангов сухопутных войск при наступлении и обороне вдоль речных рубежей, обеспечение переправ, оперативные перевозки, борьба с озерными силами противника.

Мы считаем нашу работу актуальной, так как деятельность Онежской военной флотилии в годы войны не изучена.

    В данной работе ставится цель исследовать и осветить основные вопросы истории Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны.

При написании исследовательской работы ставились следующие задачи:

· рассмотреть историю создания Онежской военной флотилии в годы Великой Отечественной войны;

· показать роль и значение боевой деятельности флотилии во взаимодействии с войсками Карельского фронта в ходе Великой Отечественной войны;

· осветить некоторые сведения  о службе моего деда - Амелькина Валерия Степановича, который служил  юнгой Онежской военной флотилии;

Для решения поставленных задач были использованы методы:

· поисковый

· анализ и синтез

· описание

Объект исследования – деятельность ОВФ с августа 1941 до июля 1944 гг., а предмет – боевые действия ОВФ в годы Великой Отечественной войны.

Литература, относящаяся к теме данной работы, немногочисленна. Это статьи, опубликованные в периодической печати, в журналах и сборниках.

Во время работы в Центральной Военно-Морской библиотеке была обнаружена публикация – перевод статьи шведского разведчика Патрика Перссона «Боевые действия на Онежском озере в 1941-1944 гг.» о деятельности Финской флотилии.

Данная работа написана, главным образом, на основе источников, которые хранятся в Центральном Военно-Морском архиве (ЦВМА) г. Гатчины Ленинградской области. Документы по теме исследования представлены в фонде ОВФ (ф.45): материалы о боевых действиях флотилии и сухопутных частей (оперативные приказы, сводки, донесения, планы и схемы операция, описания походов и боевых действий кораблей, переписка, документы Штаба флотилии Политотдела). Собрать данные о личном составе кораблей ОВФ помогли алфавитные карточки. В фондах архива хранятся материалы о деятельности флотилии лишь с 1942 года.

Фотоматериалы были привлечены из фонда Центрального Музея Военно-Морского флота и Интернета.

В данной работе использованы опубликованные воспоминания моряков-онежцев, материалы периодической печати, а также использованы материалы из личного архива Амелькина Валерия Степановича – юнги ОВФ.

К работе прилагаются альбомы с фотографиями из истории ОВФ.

Глава I. Организация Онежской военной Флотилии.

5 июля 1941 г. приказом командующего морской обороной г. Ленинграда в г. Петрозаводске была создана военно-морская база. Командиром ее был назначен капитан 2 ранга Дьяконов А.П.. Перед командованием базы стояла задача подобрать и вооружить отвечающие боевым действиям суда Онежско-Беломорского пароходства.

Техническая комиссия рассмотрела 300 судов и определила степень пригодности каждого судна. Годными оказались 30 судов, но вооружать их было нечем.

7 августа 1941 года приказом заместителя наркома ВМФ адмирала Исакова И.С. была организована Онежская военная флотилия с главной базой в г. Петрозаводске. Командующим был назначен А.П. Дьяконов (см. Приложение 1), начальником штаба капитан 3 ранга Д.И.Поляков, комиссаром - батальонный комиссар С.М. Белокопытов, начальником тыла - капитан 2 ранга А.С.Пестов.

Задачи, которые были поставлены командованием Карельского фронта по согласованию с главным морским штабом перед ОВФ: противодесантная оборона побережья и приозерных флангов сухопутных войск во взаимодействии с наземными войсками и авиацией карельского фронта;  содействие приозерным флангам сухопутных войск и высадкой тактических десантов при наступлении;  оборона   озерных путей сообщения и действия на озерных коммуникациях противника;  ведение повседневных боевых действий по поддержанию благоприятного оперативного режима на озере.[1]

17 августа главная база флотилии из г. Петрозаводска была переведена в п. Вознесенье. Там,  в судоремонтных мастерских, под руководством специалистов флотилии, производилось переоборудование и вооружение нескольких буксиров Беломоро-Онежского пароходства. (см. Приложение 2)

 «У рабочих технического персонала мастерских опыта по превращению буксиров в боевые корабли не было. Технические возможности мастерских были весьма ограничены. Однако это необычная и трудная задача была успешно решена в очень сжатые сроки»[2]

В состав Онежской Военной Флотилии входили: дивизион канонерских лодок (ДКЛ), дивизион бронекатеров (ДБКА), дивизион минных катеров (ДМКА), отдел связи, служба наблюдения и связи (СН и С), служба тыла, охрана водного района, 31-й отдельный батальон морской пехоты (31 ОБМП).(см. Приложения 3).

Характерной особенностью ОВФ была ее «сезонность». Летом она действовала на Онежском озере, а зимой флотилия располагалась на стоянку в тыловых базах: Горьком, Рыбинске, Череповце. 28 ноября 1941 г. флотилия была расформирована. Ее корабли вошли в состав Волжской флотилии. Однако опыт первого года войны показал, что действующие на побережье Онежского озера 7-я и 32-я армии нуждаются в поддержке сильной группы кораблей с озера.

30 апреля 1942 г. по приказу наркома ВМФ для боевых действий на Онежском озере был сформирован Онежский отряд кораблей.

Весной 1943 г. вновь была воссоздана Онежская военная флотилия.

Осенью 1943 г. командующим ОВФ стал капитан I ранга Н.В. Антонов (см. Приложение 1).  «Из 25 операций разработанных штабом и проведенных кораблями флотилии, 23 выполнены блестяще».[3]

Самым значительным событием в боевой деятельности ОВФ было освобождение от оккупантов г. Петрозаводска – столицы Карело-Финской ССР. Эта операция была проведена успешно. 29.06.44 г. закончилась боевая деятельность флотилии. «Наступил момент расформирования ее, расставания боевых друзей и соратников. Но для моряков - онежцев на этом война не закончилась, многие из них после расформирования флотилии сражались на других фронтах в составе флотов и флотилий».[4]

Почти все боевые корабли и их личный состав были переданы в состав Краснознаменного Балтийского флота, где приняли активное участие в боях завершающего периода Великой Отечественной войны.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.