Стратегия деятельности ТНК в современной мировой экономике — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Стратегия деятельности ТНК в современной мировой экономике

2020-06-02 179
Стратегия деятельности ТНК в современной мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивы международной деятельности корпораций

Располагая мощной материальной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства и реализации товара.

Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы. Основу конкурентных преимуществ зарубежных ТНК составляет их стратегия интернационализации деятельности, обеспечивающаяся экспансию компаний.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе. ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сферу услуг и наукоемкого производства (по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 2/3 прямых иностранных инвестиций ТНК).

Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

Определяющими факторами осуществления международной деятельности ТНК становятся следующие мотивы: необходимость получения доступа к природным ресурс других стран. Это может быть продиктовано как производственными или торговыми интересами самой корпорации, так и сформулировано правительством государства, где расположена материнская компания, в качестве задачи для обеспечения стратегических потребностей страны (например, в области энергоресурсов); поиск рынков сбыта. Это актуально для государственных ТНК, в первую очередь занятых добычей полезных ископаемых; стремление повысить эффективность своих операций. ТНК работают на межстрановых различиях в издержках производства. В расчет принимаются различные условия, например различия в расходах на транспортировку продуктов; желание победить в конкурентной борьбе. С этой целью ТНК приобретают патенты на новейшие технические разработки и ноу-хау, осуществляют слияния с бывшими соперниками для выстраивания препятствий для потенциальных конкурентов и реализации своих глобальных интересов.

Слияния и поглощения. Для 1990-х гг. была характерна высокая степень слияний и поглощений компаний в различных сферах. И в начале нового тысячелетия этот процесс продолжается высокими темпами. В 2006 г. было зафиксировано свыше 6900 трансграничных сделок общим объемом 880 млрд долл. США, причем 172 из них относились к категории мегасделок, каждая из которых имеет стоимость более 1 млрд долл.

Слияния и поглощения характерны и для производственных международных корпораций. Наибольшую активность проявляют в настоящее время производители продуктов потребления, поставщики энергоносителей и фирмы, занятые в сфере услуг (в том числе финансовых). Для сравнения можно отметить, что еще 10—15 лет назад слияния и поглощения происходили в основном в сфере информационных технологий и телекоммуникаций.

Глобальные корпорации обнаруживают тенденцию к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.

Причинами этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и силовым путем, является обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Современная стратегия ТНК с целью сохранения уровня конкурентоспособности обычно включает стандартизацию производства, концентрацию производственных мощностей и первоочередное внедрение инноваций в странах— основных потребителях продукции, координацию действий всех зарубежных филиалов. Стремление к лидерству на рынках стимулирует ТНК концентрировать усилия на выпуске высококачественной продукции ограниченного ассортимента. Например, 90% объема продаж корпорации «Боинг» (США) приходится на авиационную технику. 84 % продаж у компании «Тойота моторе» (Япония) — на автомобили.

Однако серьезные финансовые проблемы, неэффективное управление ТНК могут стать причиной слияния с преуспевающим партнером.

В последние годы широкое распространение получило глобальное стратегическое партнерство, или альянсы между ТНК. Цель – объединить научный потенциал, ускорить инновационное развитие, разделить риски производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий.

Многие слияния происходят между ТНК и фирмами, предоставляющими данным ТНК консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики.

Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах. Все эти процессы являются одной из форм стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутых конкурентных преимуществ. Они позволяют интегрировать в группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие возможности. Опыт западных стран и Японии свидетельствует, что национальный капитал может выдержать конкуренцию с ТНК только в том случае, если он сформирован в крупные промышленно-финансовые объединения.

Формы внешней экспансии ТНК.

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени могут основываться на контрактных отношениях и быть не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм ТНК обычно относят:

 лицензирование (предоставление определенных прав на использование лицензий, ноу-хау, технических знаний, инжиниринговых услуг как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии);

 франчайзинг (лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирме-клиенту предоставляются права использо-вания торговой марки или фирменного названия);

 управленческие контракты;

 оказание технических и маркетинговых услуг;

 сдачу предприятий «под ключ»;

 ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно четко провести границу между той или иной формой деятельности транснациональных корпораций. Они часто переплетаются и нередко дополняют традиционное заграничное инвестирование. Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительно степени в отношениях между самими транснациональными корпорациями.

В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства в целом: демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний.

Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке.

Международные корпорации создают совместные предприятия с местными компаниями. Партнеры договариваются о разделе своих производственных затрат или средств на добычу полезных ископаемых в соответствии с долями в акционерном капитале. Такая форма экспансии применена при создании компании «Нумми», в которой участвовали «Дженерал моторе» (США) и «Тойота» (Япония).

Глобальная стратегия ТНК.

Корпорации в современных условиях придерживаются глобальной стратегии, которая носит достаточно сложный, комплексный характер. В частности, это проявляется в сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции между ТНК с внутрифирменными связями. Стратегия международной корпорации является глобальной, если компания комплексно выполняет следующие требования:

 рассмотрение рынков сбыта и конкуренции с общемировых позиций;

 хорошее знание методов ведения глобальной конкурентной борьбы;

 осуществление своей деятельности в общемировом масштабе;

 оперирование в высокотехнологичных отраслях и содействие проведению научных исследований;

 интегрирование своих предприятий в единую международную сеть управления и поддержание тесных связей с другими транснациональными корпорациями.

Большую роль в успешной деятельности ТНК играет поддержка со стороны государства материнской компании. Например, три крупнейшие в мире корпорации нефтегазовой отрасли являются государственными: это — «Сауди Арамко» (Саудовская Аравия), «Газпром» (Российская Федерация) и Национальная Иранская нефтяная компания. Государство может оказывать финансовую поддержку своим компаниям, стремящимся к выходу на зарубежные рынки, в частности, китайские и индийские корпорации имеют возможность получать субсидии, льготные кредиты и государственные гарантии при проведении внешних операций.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.