Правила и традиции «огонька» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Правила и традиции «огонька»

2020-06-02 122
Правила и традиции «огонька» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правила «огонька» являются:

· конфиденциальность разговора всё, что говорится на «огоньке», там и остаётся;

· конструктивность критики критикуют не с целью унизить или оскорбить, а с целью помочь и посоветовать; критикуют не человека, а только его поступки; критикуя идею, суждение – предлагают свои;

· рассадка по кругу участники должны быть удобно устроены, каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется, в круге каждый может видеть лица и глаза всех ребят, «у круга нет конца и нет начала - одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты»;

· «вожатый – пятый» (правило для педагогов): вожатый не навязывает своё мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, даётвысказаться подросткам, а затем озвучивает свою точку зрения, чаще задаёт вопросы, чем формулирует готовые ответы;

· обстановка доверия на «огоньке», каждый может сказать все, что желает, но, внимательно слушая и не перебивая других; разговор должен быть искренним и открытым, основанным на понимании и уважении остальных, нельзя заставить говорить или кому-либо запретить говорить (правило свободного микрофона);

· оптимальная продолжительность не более 1-1,5 часов;

· соблюдение традиций «огонька» (наличие средств, воздействующих на чувства ребёнка): наличие живого огня (костра или свечи); особый выбор песен (например, «Разговоры еле слышны» на финал огонька), завершение разговора специальной вечерней речёвкой.

 

Структура «огонька», или из каких обязательных частей он должен состоять

Любое отрядное дело включает в себя подготовительную часть, основную и заключительную. В отрядных «огоньках» выделяют особые составляющие элементы:

1. «Настрой» или предварительная подготовка участников (проведение коллективно-творческого дела, музыкального часа, прогулки с легендами, беседы и т.п.).

2. «Пролог» – установление контакта, введение в тематику «огонька», в суть разговора, создание необходимой обстановки, расположенности к совместному действию. Возможно использование следующих приёмов: экспресс-опрос, примеры из биографии, анализ афоризма, элементы тренинга, аудиовизуальный ряд, незаконченное предложение и т.д.

3. «Инструкция» – сообщение условий взаимодействия, правил разговора, поведения каждого участника.

4. «Действие» – собственно разговор, обсуждение, определённая деятельность.

5. «Кульминация» – обозначение главного вывода, обобщение сказанного, отражение момента практического выхода из ситуации.

6. «Рефлексия» – анализ, возвращение к переживаниям, самочувствию, посетившим мыслям в ходе «огонька», к выводу, который сделал каждый для себя.

7. «Последействие» – осуществление принятых решений, использование полученных знаний, опыта, возможность дальнейшего их применения.

Подготовка «огонька»

Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонёк», описать все способы, с помощью которых на «огоньке» ведётся разговор. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приёмы.

Скрыть объявление

Остановимся всё же на том, что обязательно должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что ему необходимо продумать, приготовить, о чём позаботиться:

1. Определить цель и задачи, предполагаемые результаты «огонька».

2. Выбрать предмет, тему разговора; определить главную мысль, основной вывод.

3. Составить сценарный план «огонька» (выбрать приёмы введения в тему разговора, определить вопросы для обсуждения, приёмы активизации мышления подростков, расширения мысли).

4. Собрать содержательный материал (стихи, песни, афоризмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

5. Выбрать и подготовить место проведения дела, необходимый реквизит.

6. Выбрать способы предварительной подготовки к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем, чтение произведений, просмотр фильма).

7. Определить способы создания благоприятной обстановки на «огоньке»:

· соответствующее оформление места;

· рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, брёвен, матрацев и пр.);

· распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление;

· доброжелательный тон общения.

Помимо вышеизложенного для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приёмы активизации детей;

Скрыть объявление

в) перед началом «огонька» оценить физическое состояние и настроение ребят и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (возможно, изменить место, продолжительность дела, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонёк» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, «сюрпризики» для всех участников «огонька».

Роль педагога на «огоньке»

Независимо от того, кто подготовил и проводит «огонёк», у педагога на «огоньке» множество ролей:

· сценарист – поскольку педагог сам или с детской группой (творческой, инициативной, советом дела) составляет заранее сценарий огонька, продумывает последовательность сцен, их роль, обстановку, наводящие вопросы и прочее;

· дирижёр – так как ненавязчиво, но постоянно педагог управляет содержанием разговора и течением «огонька», плавность которого может быть нарушена только педагогическими «заготовками». Разумеется, педагог такой же член отряда, как и ребята, с той лишь поправкой, что у вожатых на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их ни было, и высказывают своё мнение они только после того, как высказались ребята;

· наблюдатель – поскольку педагог зорко следит за ходом огонька, не допускает обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагирует на всё происходящее; отмечает позицию каждого ребёнка;

· в процессе подготовки и в ходе самого «огонька» педагог также –консультант, помощник, советчик: а поскольку «огонёк» – это ещё, в некотором роде, рефлексивное занятие с элементами тренинга, то педагог выступает и как тренер группы.

Для общения педагога с отрядом на «огоньке» важно, чтобы он своим влиянием словно бы «обнимал» весь отряд, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере внимания вожатого.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.