История возникновения «огонька» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История возникновения «огонька»

2020-06-02 408
История возникновения «огонька» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа вожатского мастерства

Лекция №17

История возникновения «огонька»

Наша задача - каждым делом удивить ребенка.

В. А. Сухомлинский

Сейчас мы говорим об «огоньке» как о традиционной форме отрядной работы в «Орлёнке» Но впервые появился он не здесь и в достаточно отдалённое время. В разное время существовали различные педагогические инструментарии: сходки, сборы, собрания, костры.

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэлл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основы скаутинга. Именно в скаутской традиции среди разнообразных скаутских методов работы появился костёр, как педагогический инструмент, на котором обсуждался прожитый день.

Во-первых, костёр служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит; происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живёт в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить артистические способности; здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались», и вообще все впервые проще сделать.

В-третьих, костёр сам, являясь символом чистоты, устремлённости вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определённых традиций, именно с костромнаиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, «высокопарные слова» и общий торжественный настрой.

Скрыть объявление

В 1911 году русский педагог Станислав Теофилович Шацкий создал летнюю трудовую колонию в Калужской области, в которой ввёл в практику работы с ребятами так называемые ежевечерние «сходки», на которых поначалу обсуждалась работа дежурных, а впоследствии «собрания стали обсуждать все шире и шире жизнь колонии».

Продолжили историю становления «огонька» ежевечерние общие собрания учебно-воспитательских заведений, созданных в 1920 году и руководимых педагогом и писателем Антоном Семёновичем Макаренко. Перед общим собранием всегда стояли широкие задачи завтрашнего дня, вопросы о перспективах, о планах улучшения жизни Основной темой работы собрания было движение вперёд.

Следующим этапом становления «огонька» стала исследовательская и практическая деятельность коллектива ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым Они сумели методически разработать и воплотить в практике такую педагогическую находку, как ежевечерний общий сбор, название которому дали «огонёк».

Руководители коммуны имени Фрунзе: «Очень простая и очень хитрая штука этот «огонёк». Все мы привыкли работать, что-то делать – этим никого не удивишь. Но многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо делать? «Огонёк»– начало осмысленной жизни. Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой «огонёк»? Обсуждать свой день и свою жизнь?».

Скрыть объявление

С методической точки зрения наиболее глубоко проработали педагогическую инструментовку проведения «огонька» во Всероссийском детском центре «Орлёнок». «В начале 60-х годов в «Орлёнок» приехала группа ребят из коммуны имени Фрунзе. И скоро орлята заметили: вечерами, когда зажигаются первые звезды, пятьдесят мальчиков и девочек исчезают куда-то. Нет их на танцевальных площадках, нет на массовом поле, где кипит веселье. Где пропадают ребята? Оказалось – на «огоньке». Сначала в «огоньке» немногое увидели вожатые «Орлёнка». Но все же было непонятным: почему так рвутся на «огонёк» ребята? Почему предпочитают «огонёк» просмотру интересных кинофильмов, танцам? И это вновь и вновь заставляло возвращаться к «огоньку», вслушиваться, всматриваться, вдумываться». А на следующий год во всех 13-ти отрядах первого орлятского лагеря «Солнечный» вечерами вспыхивали и горели «огоньки».

Что такое отрядный «огонёк»

«Огонёк» – это специальным образом подготовленная беседа, позволяющая педагогу увидеть в каждом ребёнке то, что скрыто от посторонних глаз, специально организованное общение, помогающее ребёнку высказаться, показать себя и увидеть других с необычной стороны. Это и посиделки в лесу, у костра, и серьёзный разговор при свечах на отрядном месте.

«Огонёк» - это:

· форма воспитательной работы, совокупность определённых методов, приёмов, средств, внешне выражающая определённое содержание;

· особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны, и особый стиль общения (разговора, диалога, дискуссии,беседы), позволяющий снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринуждённой обстановке;

· способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведённых дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

· коллективное творческое дело, позволяющее поговорить на инте-ресующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

· традиция орлятской педагогики, малая форма работы в воспитательной системе «Орлёнка», дающая возможность передавать накопленный опыт;

· механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если «огоньки» выстроены в определённой системе);

· «средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем».

Аналитический «огонёк»

Цель аналитических «огоньков»: сформировать у подростков необходимость постоянного осмысления собственной жизни, поступков, знаний, умений, жизненного опыта и построения перспектив.

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведённое дело, события определённого периода или всей смены, качество и результаты совместной и индивидуальной деятельности, выполнение принятых требования, выработанных норм совместной жизнедеятельности и т.п.

Организовывая в детском коллективе аналитическую деятельность, в том числе с помощью «огоньков», педагог учит ребят самоанализу, коллективному анализу и обсуждению происходящего, учит видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего недопущения подобных ошибок.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и с самими собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя и других с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в таких «огоньках» – систематичность.

Скрыть объявление

Строить обсуждение можно по схеме «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?» А можно говорить о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?

На аналитическом «огоньке» вожатому необходимо выражать своё мнение через слова и высказывания ребят: соглашаться или не соглашаться с тем, что они говорили, поддерживать или не поддерживать их точку зрения и т.д. Ссылаясь на слова детей, их мнение, их оценки, педагог тем самым показывает, что ребят услышали, их суждения значимы, к их мнению прислушиваются, что усиливает желание подростков чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

Кроме того, при организации аналитических «огоньков» для поддержания интереса подростков к подобному роду деятельности педагогу необходимо продумать определённую схему анализа и определить способ работы, причем каждый раз – новые.

Тематический «огонёк»

Особенность тематических «огоньков» в том, что они, по сути, представляют собой разговор на определённую тему, характеризующийся некоторой отвлечённостью,философским или публицистическим содержанием.

Цель тематического «огонька»: формирование ценностного отношения к предмету разговора В основе таких «огоньков»: технологии диспута, беседы, дискуссии или дискуссии. Они помогают педагогу развить умение ребят публично высказывать собственные суждения, а подросткам – сформировать собственное отношение к теме и предмету разговора.

Отметим, что тема «огонька» должна быть серьезная, объёмная, общественно-значимая и актуальная. На тематическом «огоньке» можно говорить о добре и зле, о любви и дружбе, о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о подвигах и славе, о молодёжи и правах ребёнка и т д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество. Важно связать обсуждаемую тему с тем, что происходит в жизни детей и подростков или в жизни отряда, детского объединения

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков». Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонёк» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, сюжету общелагерной или отрядной программы деятельности.

Для того чтобы тематический «огонёк» получился, организаторам необходимо учесть следующее:

а) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

б) выбранные тема, содержание и приемы ведения разговора должны соответствовать возрастным особенностям, потребностям подростков;

в) на «огоньке» необходимо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы (возможно, инициатива разговора на подобную тему будет исходить от них самих).

«Огонёк» – откровенный разговор

Цель такого «огонька»: коллективное обсуждение, анализ определённой ситуации, проблемы и определение дальнейших действий.

«Огонёк» – откровенный разговор – это особый вид «огонька», самый трудный как в плане подготовки, так и в плане проведения, поскольку его организаторам и ведущим необходимо создать такой настрой, чтобы разговор не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений. Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатому необходимо попытаться разрешить проблему другими способами: более тщательно продумать индивидуальную занятость подростков и совместную деятельность, организовать занятия вместе спсихологами и т.д. А проводить такой «огонёк» следует только в том случае, если педагог будет уверен, что он действительно нужен его отряду.

На этом «огоньке» должно идти обсуждение возникшей ситуации, даваться оценка определённому поступку. Но только не каждому или отдельно взятому подростку из отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам их возникновения и возможным последствиям

Подобный «огонёк» необходимо готовить с особой тщательностью, возможно с привлечением профессионального психолога, чтобы ни в коем случае не нанести вред такой чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребёнка, как его самооценка.

В процессе проведения «огонька» педагогу необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений. Вот почему очень важно, чтобы подобный «огонёк» был естествен, а не просто надуман вожатым или детьми. И всегда такой «огонёк» должен заканчиваться конструктивно, на оптимистичной ноте. Это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы, выхода из создавшейся ситуации. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Уходя с «огонька», каждый его участник должен осознавать степень личной ответственности за возможные последствия.

«Огонёк» прощания

Этот отрядный «огонёк» проводится в итоговый период, в последние дни смены. И поскольку завершается основная содержательная деятельность, близится время отъезда домой, педагогу необходимо подвести с ребятами итоги смены, чтобы закрепить индивидуальные и коллективные достижения,оценить сложившиеся отношения, качество и результаты совместной деятельности, обобщить новый опыт и продумать перспективы его дальнейшего использования. Соответственно, цель прощального «огонька»: эмоциональная оценка, анализ и ценностное закрепление подростками полученного опыта (осмысление значимости для дальнейшей жизни, т е. рефлексия).

Прощальный «огонёк» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

· отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив, близкая разлука окрашивает взаимоотношения в тёплые тона, отсюда специфический фон разговора на «огоньке»;

· последний «огонёк» как старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря, а потому создание именно такого эмоционального настроя - одна из главных задач «огонька» прощания»;

· содержание разговора не должно состоять из простых ответов на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее; возможны коллективная и

· индивидуальная оценка сделанного всеми ребятами, достижений, успехов и неудач, обсуждение того, что каждый сделал для себя и для отряда, к чему стремился, чего достиг, что изменил в себе, какие знания приобрёл, что будет и может делать в дальнейшем на «Большой земле» (особенно если идёт обсуждение каждого члена отряда с позиции соответствия званию «Орлёнка»);

· здесь вручаются Орлятские значки, сувениры на память, письма самим себе, написанные вначале смены, пожелания.

 

Подготовка «огонька»

Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонёк», описать все способы, с помощью которых на «огоньке» ведётся разговор. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приёмы.

Скрыть объявление

Остановимся всё же на том, что обязательно должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что ему необходимо продумать, приготовить, о чём позаботиться:

1. Определить цель и задачи, предполагаемые результаты «огонька».

2. Выбрать предмет, тему разговора; определить главную мысль, основной вывод.

3. Составить сценарный план «огонька» (выбрать приёмы введения в тему разговора, определить вопросы для обсуждения, приёмы активизации мышления подростков, расширения мысли).

4. Собрать содержательный материал (стихи, песни, афоризмы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

5. Выбрать и подготовить место проведения дела, необходимый реквизит.

6. Выбрать способы предварительной подготовки к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем, чтение произведений, просмотр фильма).

7. Определить способы создания благоприятной обстановки на «огоньке»:

· соответствующее оформление места;

· рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, брёвен, матрацев и пр.);

· распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление;

· доброжелательный тон общения.

Помимо вышеизложенного для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приёмы активизации детей;

Скрыть объявление

в) перед началом «огонька» оценить физическое состояние и настроение ребят и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (возможно, изменить место, продолжительность дела, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонёк» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, «сюрпризики» для всех участников «огонька».

Роль педагога на «огоньке»

Независимо от того, кто подготовил и проводит «огонёк», у педагога на «огоньке» множество ролей:

· сценарист – поскольку педагог сам или с детской группой (творческой, инициативной, советом дела) составляет заранее сценарий огонька, продумывает последовательность сцен, их роль, обстановку, наводящие вопросы и прочее;

· дирижёр – так как ненавязчиво, но постоянно педагог управляет содержанием разговора и течением «огонька», плавность которого может быть нарушена только педагогическими «заготовками». Разумеется, педагог такой же член отряда, как и ребята, с той лишь поправкой, что у вожатых на огоньке всегда один решающий голос, сколько бы их ни было, и высказывают своё мнение они только после того, как высказались ребята;

· наблюдатель – поскольку педагог зорко следит за ходом огонька, не допускает обидных заявлений, неосторожных высказываний, вовремя и правильно реагирует на всё происходящее; отмечает позицию каждого ребёнка;

· в процессе подготовки и в ходе самого «огонька» педагог также –консультант, помощник, советчик: а поскольку «огонёк» – это ещё, в некотором роде, рефлексивное занятие с элементами тренинга, то педагог выступает и как тренер группы.

Для общения педагога с отрядом на «огоньке» важно, чтобы он своим влиянием словно бы «обнимал» весь отряд, чтобы каждый в отдельности и все вместе ощущали себя в сфере внимания вожатого.

 

Школа вожатского мастерства

Лекция №17

История возникновения «огонька»

Наша задача - каждым делом удивить ребенка.

В. А. Сухомлинский

Сейчас мы говорим об «огоньке» как о традиционной форме отрядной работы в «Орлёнке» Но впервые появился он не здесь и в достаточно отдалённое время. В разное время существовали различные педагогические инструментарии: сходки, сборы, собрания, костры.

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэлл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основы скаутинга. Именно в скаутской традиции среди разнообразных скаутских методов работы появился костёр, как педагогический инструмент, на котором обсуждался прожитый день.

Во-первых, костёр служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит; происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живёт в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить артистические способности; здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались», и вообще все впервые проще сделать.

В-третьих, костёр сам, являясь символом чистоты, устремлённости вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определённых традиций, именно с костромнаиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, «высокопарные слова» и общий торжественный настрой.

Скрыть объявление

В 1911 году русский педагог Станислав Теофилович Шацкий создал летнюю трудовую колонию в Калужской области, в которой ввёл в практику работы с ребятами так называемые ежевечерние «сходки», на которых поначалу обсуждалась работа дежурных, а впоследствии «собрания стали обсуждать все шире и шире жизнь колонии».

Продолжили историю становления «огонька» ежевечерние общие собрания учебно-воспитательских заведений, созданных в 1920 году и руководимых педагогом и писателем Антоном Семёновичем Макаренко. Перед общим собранием всегда стояли широкие задачи завтрашнего дня, вопросы о перспективах, о планах улучшения жизни Основной темой работы собрания было движение вперёд.

Следующим этапом становления «огонька» стала исследовательская и практическая деятельность коллектива ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым Они сумели методически разработать и воплотить в практике такую педагогическую находку, как ежевечерний общий сбор, название которому дали «огонёк».

Руководители коммуны имени Фрунзе: «Очень простая и очень хитрая штука этот «огонёк». Все мы привыкли работать, что-то делать – этим никого не удивишь. Но многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо делать? «Огонёк»– начало осмысленной жизни. Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой «огонёк»? Обсуждать свой день и свою жизнь?».

Скрыть объявление

С методической точки зрения наиболее глубоко проработали педагогическую инструментовку проведения «огонька» во Всероссийском детском центре «Орлёнок». «В начале 60-х годов в «Орлёнок» приехала группа ребят из коммуны имени Фрунзе. И скоро орлята заметили: вечерами, когда зажигаются первые звезды, пятьдесят мальчиков и девочек исчезают куда-то. Нет их на танцевальных площадках, нет на массовом поле, где кипит веселье. Где пропадают ребята? Оказалось – на «огоньке». Сначала в «огоньке» немногое увидели вожатые «Орлёнка». Но все же было непонятным: почему так рвутся на «огонёк» ребята? Почему предпочитают «огонёк» просмотру интересных кинофильмов, танцам? И это вновь и вновь заставляло возвращаться к «огоньку», вслушиваться, всматриваться, вдумываться». А на следующий год во всех 13-ти отрядах первого орлятского лагеря «Солнечный» вечерами вспыхивали и горели «огоньки».

Что такое отрядный «огонёк»

«Огонёк» – это специальным образом подготовленная беседа, позволяющая педагогу увидеть в каждом ребёнке то, что скрыто от посторонних глаз, специально организованное общение, помогающее ребёнку высказаться, показать себя и увидеть других с необычной стороны. Это и посиделки в лесу, у костра, и серьёзный разговор при свечах на отрядном месте.

«Огонёк» - это:

· форма воспитательной работы, совокупность определённых методов, приёмов, средств, внешне выражающая определённое содержание;

· особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны, и особый стиль общения (разговора, диалога, дискуссии,беседы), позволяющий снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринуждённой обстановке;

· способ коллективного обсуждения отрядом и вожатым прожитого дня, анализа проведённых дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

· коллективное творческое дело, позволяющее поговорить на инте-ресующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

· традиция орлятской педагогики, малая форма работы в воспитательной системе «Орлёнка», дающая возможность передавать накопленный опыт;

· механизм реализации отрядной программы педагога и достижения предполагаемых результатов (если «огоньки» выстроены в определённой системе);

· «средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.