Тема 4. «Методы ценностной рефлексии как средство воспитания» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 4. «Методы ценностной рефлексии как средство воспитания»

2020-06-02 191
Тема 4. «Методы ценностной рефлексии как средство воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                        Человеку недостаточно познать

                                                                        самого себя, нужно найти такой

                                                                         способ, с помощью которого он

сможет разумно показать,       проявить                                                                     себя и, в конце концов, изменить

                                                                      себя и сформировать

                                                                                    Ф.Бэкон

                                                                                                                                   

В процессе воспитания необходимо побудить воспитанников к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает наличие определенного уровня развития личности, её самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков, с поступками других людей. Самовоспитание связано с адекватностью самооценки и знанием своих потенциальных возможностей.

Основными предпосылками организации самовоспитания является умение видеть свои недостатки и стремление к самосовершенствованию.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением данной программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, само-стимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

 

Важным компонентом в процессе самовоспитания является реализация технологии саморазвития, автором которой является Вазина К.Я.

Она выделила три параметра саморазвития человека:

1. Потребности, мотив, желания, необходимость.

2. Способности.

3. Сознание и рефлексивная способность, позволяющая осознавать себя и свое поведение в окружающем мире.

Развитие комплекса базовых способностей обеспечивает сам механизм реализации технологии саморазвития. Данный комплекс включает следующие способности:

- исследовательскую;

- проектировочную;

- исполнительскую;

- коммуникативную;

- рефлексивную.

 

Основной функцией исследовательских способностей является диагностика и контроль реальной ситуации. Исследовательская и контролирующая способность позволяет человеку составить четкую объективную картину событий, происходящих в конкретной ситуации, сформулировать главную цель саморазвития.

Проектировочные способности позволяют наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий по закреплению успеха или для решения проблемы.

Исполнительская способность обеспечивает организацию и качество выполняемых программ.

Коммуникативные способности позволяют установить взаимоотношения между людьми. Духовный и культурный уровень личностного развития часто не позволяет строить доброжелательные и конструктивные отношения с людьми. Люди свои силы тратят на сопротивление и борьбу, а не на понимание другого человека.

Исправить ошибки саморазвития человеку позволяют рефлексивные способности. Рефлексия – это размышление о своем внутреннем состоянии, самонаблюдение, самопознание, раскрывающее специфику духовного мира человека. Рефлексивные способности формируют ценностные ориентиры и мировоззрение человека.

Воспитательная работа должна быть направлена на развитие перечисленных выше базовых способностей.

К числу методов, направленных на развитие исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных и рефлексивных способностей следует отнести ролевые и ценностно-ориентированные игры, тренинги коммуникативных навыков и социально-психологический тренинг.

Среди ценностно-ориентированных игр, направленных на формирование комплекса базовых способностей, необходимых для саморазвития, педагогами часто используется проведение игры «Жизненная перспектива».

Игра состоит из трех этапов:

- ранжирование жизненных целей,

- ранжирование средств, необходимых для достижения целей,

- доказательство возможности достижения выбранных участниками игры целей с помощью выбранных ими же средств,  для достижения целей.

Перечень жизненных целей и средств их достижения может меняться в зависимости от особенностей ценностных позиций участников игры.

Список жизненных целей:

- руководящая должность,

- любимая профессия,

- любая, хорошо оплачиваемая работа,

- гармоничная семья, широкий круг друзей,

- один надежный друг,

- возможность расслабляться в хороших компаниях,

- возможность проявлять себя творчески,

- возможность путешествовать,

- материальное благополучие,

- любить,

 - быть любимым,

- здоровье,

- интеллектуальные развлечения (театр, концерты, выставки).

Список возможных средств, необходимых для достижения жизненных целей:

- наследство,

- авторитет родителей,

- везение,

- различные виды учебы,

- здоровый образ жизни,

- способность приспосабливаться к любым жизненным ситуациям,

- умение строить отношения с различными людьми,

- владение навыками ведения домашнего хозяйства,

- авторитет родителей,

- помощь друзей,

- самосовершенствование,

- подработки,

- умение подчинить свои желания требованиям социального окружения,

- умение оказывать поддержку близким людям.

Самым важным этапом игры является третий этап, в рамках которого ведется обсуждение о построении перспективных жизненных планов и освоении тех средств, с помощью которых их можно достичь. Проведение подобного рода игр требует от педагога высокого мастерства, гуманистическая направленность, владение навыками диалогового взаимодействия.

В ряду методов, направленных на саморазвитие воспитанников, ведущее место занимает тренинговый метод. Тренинговый метод – это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Необходимо отметить некоторые преимущества данного метода:

- помогает решать проблемы межличностных отношений,

- группа отражает проблемы общества в миниатюре,

-возможность получения обратной связи и поддержки со стороны участников тренинга,

- облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания,

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить и решить психологические проблемы каждого участника.

 

При проведении групповой работы наиболее часто используются дискуссии, различного рода игры и тренировочные упражнения.

Групповая дискуссия в социально-психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющие прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых четко определяется тема для обсуждения и регламентируется порядок проведения дискуссии.

В нестуктурированных дискуссиях ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивают.

Н.В. Семилетов предлагает рассматривать:

- тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников группы проблемы;

- биографические дискуссии, ориентированные на пошлый опыт;

- интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия является основным, а иногда и единственным приемом работы.

Ценностно-ориентированные игры и социально-психологические тренинги являются методами формирования ценностных позиций воспитанников, что играет важную роль в формировании и коррекции психологического здоровья участников образовательного процесса.

Исходя из концепции личностного роста К. Роджерса, главный смысл психологического здоровья состоит в освобождении, обретении себя, своего жизненного пути. Взаимодействие личности с собственным внутренним миром не менее значимо, нежели с внешним окружением.

Основной закон личностного роста можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении личностной зрелости. Эти изменения и являются критериями личностного роста, они затрагивают взаимоотношение личности как с внутренним, так и внешним миром.

Таким образом, в качестве критериев личностного роста и саморазвития необходимо выделить следующие:

- принятие себя,

- открытость внутреннему опыту переживаний,

- понимание себя,

- ответственная свобода,

- принятие других,

- понимание других,

- социализированность,

- творческая адаптивность.

Искусство воспитателя проявляется в создании искренних, открытых и доброжелательных отношений, которые и являются условием для саморазвития, самовоспитания и личностного роста воспитанников.

 

Упражнение для самостоятельной работы.

Составить и сопоставить четыре образа:

«Я» - настоящее; «Я» - идеальное; «Я» - в моем представлении;

 «Я» - глазами других людей.

Ответьте себе на вопросы:

1. Как я отношусь к этим образам?

2. Что я хочу изменить в каждом из них?

 

 

Тестовые задания:

1. Отметить правильный ответ.

Индивид, не выходящий за рамки предписаний, который подвергается постоянному воздействию – это

А) субъект воспитания;

Б) объект воспитания;

В) воспитатель.

2. Продолжить список базовых способностей, обеспечивающих механизм саморазвития.

Исследовательские, проектировочные, …………………………………………………

3. Найти соответствие между терминами.

А) традиционный подход  1) педагогика доверия

         в образовании

б) гуманистический подход            2) педагогика недоверия

     в образовании  

4. Определить одним термином.

 Убеждение, внушение, просьба, принуждение -…………………………………………….  

5. Продолжить фразу.

Совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих комплекс условий для гармоничного развития обучающихся – это ………………………………… …………………………………….

6. Выбрать верное утверждение.

Эффективность воспитания обусловлена:

- активностью воспитанника;

- самовоспитанием;

- подчиненностью воспитанника.

7. Исключить неверное утверждение.

Основные принципы гуманизации воспитательного процесса.

А) безоговорочное принятие ребенка,

Б) безоговорочное подчинение ребенка,

В) предоставление права на свободный выбор.

8. Определить одним термином.

Самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение – это…………………………………………………….

9. Найти соответствие между понятиями.

А) методы организации деятельности.  1) упражнения,

                                                                           2) поощрение,

                                                                           3) поручения,

Б) методы стимулирования.                       4) воспитывающая ситуация

                                                                           5) метод «взрыва».

10. Сформулировать термин, объединяющий в одну группу следующие методы воспитания: рассказы, дискуссии, этические беседы -……………………….

………………………………………………………………………………………………….

11. Продолжить фразу.

В рамках гуманистического подхода, воспитание предполагает формирование…………………………………………………………………………………………………….

12. Отметить неверное утверждение.

Воспитательная система Н.Е. Щурковой включает следующие компоненты:

А) философский,

Б) спортивный,

В) диалогический,

Г) эстетический.

 

13. Указать автора психологической концепции отношений:

А) В.Н. Мясищев;

Б) К. Роджерс;

В) К.Я. Вазина.

14. Обозначить одним термином.

- внешний облик воспитанника;

- поведение детей;

- ценностные предпочтения детей.

…………………………………………………………………………………………………………………..

15. Исключить неверное утверждение.

Валеологическая культура – это

А) занятия спортом,

Б) коммуникативные способности;

В) стереотип здоровьесберегающего поведения.

16. Продолжить фразу.

Единство педагогических мер, направленных на сохранение здоровья учащихся – это……………………………………………………………………………………………..

17. Найти соответствие между понятиями.

А) исследовательские способности   1) размышление о внутреннем  

                                                                         состоянии

Б) рефлексивные способности             2) составление четкой картины

                                                                         Событий

18. Указать целое, компонентами которого являются:

- учебное и трудовое направление;

- культурно-массовое направление.

………………………………………………………………………………………………………………………

19. Отметить неверное утверждение.

Условиями саморазвития воспитанников являются:

А) открытые и искренние отношения педагога,

Б) требовательность и осуществление систематического контроля.

20) Отметить критерии саморазвития воспитанника.

А) принятие себя,

Б) манипуляции в общении,

В) ответственная свобода.

 

Ответы на вопросы теста.

 

 

1. Б

2. исполнительские, коммуникативные, рефлексивные.

3. А)2)   Б)1)

4. виды влияния

5. воспитательная система

6. а) активностью воспитанника, б) самовоспитанием.

7. Б

8. самопознание

9. А) 1),3),4).      Б)2),5).

10.  методы формирования сознания личности.

11. формирование способности к саморазвитию.

12. Б

13. А

14. критерии личностного роста и саморазвития

15. В

16. здоровьесбережение в образовании.

17. А)2)       Б)1)

18. содержание воспитательной системы.

19. Б

20.  А),В),


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

3.595 с.