Тема 3. «Основы проектирования систем воспитания» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 3. «Основы проектирования систем воспитания»

2020-06-02 108
Тема 3. «Основы проектирования систем воспитания» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                            Если ты дашь человеку рыбу,

                                                         он сможет прокормить себя один день.

                                                                     Если ты научишь его ловить рыбу,

                                                         он сможет кормиться всю жизнь.

                                                                                          (восточная мудрость)

 

Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов в образовательном пространстве, обеспечивающая комплекс условий для гармоничного развития всех участников образовательного процесса.

Воспитательная система любого образовательного учреждения направлена на решение следующих основных задач:

- ориентирование педагогического коллектива на создание культурной образовательной и воспитывающей среды, направленной на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося;

- обеспечение взаимосвязи процессов обучения и воспитания;

- реализацию системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия;

- создание условий для разностороннего развития личности всех участников образовательного процесса.

Для решения перечисленных выше задач воспитательной системы необходимо учитывать следующие условия:

- использование традиций и позитивного опыта, накопленного педагогическим коллективом и другими коллективами в сочетании с поиском новых форм и направлений;

- изучение (мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентаций обучающихся как основы планирования воспитательной работы;

- создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направление, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

- реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого или ученического самоуправления;

- использование воспитательного потенциала учебных дисциплин для расширения культурного кругозора обучающихся, их творческой и социальной активности;

- осуществление действенного контроля за содержанием и эффективностью

внеучебной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.

При проектировании системы воспитания важную роль играет правильный выбор разнообразных методов  воспитательной работы.

Метод – это способ достижения цели. Метод воспитания – инструмент формирования необходимых качеств личности, обогащения опыта социально значимых отношений. Метод воспитания рассматривают также как совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и совершенствования.

Существует множество классификаций методов воспитательной работы, наиболее часто встречается выделение следующих групп методов:

1. методы формирования сознания личности.

2. методы организации деятельности.

3. методы стимулирования.

Методы формирования сознания личности направлены на приобретение воспитанниками знаний требуемых норм и правил поведения, на понимание понятий и суждений, обеспечивающих уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения.

В эту группу методов включают:

- рассказы;

-лекции;

-этические беседы;

-внушение;

-убеждение;

- диспуты;

- дискуссии.

Комплексное использование методов этой группы способствует осуществлению словесно-эмоционального воздействия.

Методы организации деятельности помогают:

- формировать определенный тип поведения у воспитанников;

- обеспечивают перевод знаний и социального опыта в личный опыт.

К этой группе методов относятся:

- упражнения;

- требования;

- поручения;

- воспитывающие ситуации.

Грамотное и целесообразное применение данной группы методов помогает воспитателю включить воспитанника в различные виды деятельности, формирующие умения построения конструктивных отношений с окружающими людьми.

Методы стимулирования ориентированы на ускорение или торможение определенных действий воспитанника. Они поддерживают положительные побуждения, активизируют проявления позитивного поведения, нейтрализуют влияние негативных факторов на поведение.

К данной группе относятся:

- методы поощрения и наказания;

- методы контрактов и «взрыва».

Комплексное использование всех групп методов, позволяет педагогу решать задачи целостного подхода к развитию личности каждого воспитанника, стимулирования активности и использования личностных ресурсов для формирования навыков конструктивного поведения в любой жизненной ситуации.

Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, ученые выделяют три группы методов:

1. Методы изменения деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение содержание деятельности и предмета общения, а также смысла видов деятельности и общения). Эти методы позволяют педагогу помочь воспитаннику перейти к самостоятельному, активному освоению знаний. Приобретению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию.

2. Методы изменения отношений через их демонстрацию (специальные воспитательные ситуации, коммунарский сбор, ключевые общешкольные дела, деятельность органов самоуправления, игры, метод коллективного самоанализа, сохранение традиций школьного коллектива, социально-психологический тренинг).

3. Методы изменения компонентов воспитательной системы (постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества).

При проектировании авторской воспитательной системы необходимо использовать методы из всех перечисленных выше групп в различных сочетаниях в зависимости от содержания и основной идеи воспитательной системы.

Одним из направлений воспитательной работы является помощь воспитанникам в социальной адаптации в контексте влияния педагогов на внутренний мир обучающихся и на образовательную среду учреждения. Целевое решение задач данного направления воспитательной работы предполагает использование следующих групп методов:

1. Методы, развивающие сознание и личностные смыслы жизни воспитуемого  (рассказ, сообщение, информация, описание, разъяснение-убеждение, внушение, беседа, дискуссия, размышление-диалог).

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы и чувства воспитуемого (рефлексия, пояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой).

3. Метод, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, поручение, тренировка).

4. Методы самовоспитания и самореализации (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя).

5. Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений).

6. Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации,  предотвращение деформации среды развития).

Используя конкретный метод воспитания, педагог должен помнить о том, что:

- любой метод не терпит шаблона, требует гибкости в подборе приемов и средств реализации;

- каждый метод нуждается в логическом завершении и анализе результатов его применения;

- метод воздействия не должен ухудшить самочувствие воспитуемого, обострить отношения с группой и в группе;

- не существует универсального метода, следует применять методы в комплексе в логической цепочке.

Содержание воспитательной системы может быть реализовано в виде разнообразных форм организации воспитательной работы:

1. Учебное и трудовое направление:

- предметные олимпиады,

- конкурс эрудитов,

- предметные недели,

- смотр-конкурс творческих и научно-исследовательских работ,

- научные конференции,

- конкурс социальных и трудовых проектов.

2. Культурно-массовое направление:

- проведение праздников,

- клубы по интересов.

- проведение творческих и профессиональных конкурсов,

- смотры художественной самодеятельности,

- участие в мероприятиях городского и областного уровня.

3. Спортивно-массовое и оздоровительное направление:

- спортивные соревнования и конкурсы, деятельность спортивных клубов и секций,

- организация деятельности групп здоровья,

- туристские походы,

- комплекс мероприятий, направленных на формирование валеологической культуры всех участников образовательного процесса.

4. Профориентационное направление:

- Встречи с представителями профессиональных сообществ,

- проведение «круглых столов»,

- проведение тематических экскурсий,

- консультации профессионально-ориентационной службы.

Одним из примеров авторской системы воспитательной работы, может служить система, основанная на идеях здоровьесбережения, разработанная нами несколько лет тому назад.

Стержневой содержательной идеей данной системы является идея здоровьесбережения в образовании. Под здоровьесбережением в образовании следует понимать единство педагогических мер, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся и рост качества их образованности. Иными словами, основной целью данной системы является формирование валеологической культуры всех участников образовательного процесса.

Валеологическая культура – это динамический стереотип поведения, способствующий здоровому образу жизни и определяющий бережное отношение к здоровью окружающих людей. Высокий уровень валеологической культуры участников образовательного процесса является необходимым условием для создания культурной здоровьесберегающей образовательной среды в учреждении.

Культурная здоровьесберегающая образовательная среда – это среда, обеспечивающая психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Данная воспитательная система объединяет всех участников образовательного процесса и включает работу с педагогами, родителями и учащимися.

Системная работа с педагогами включает несколько содержательных блоков:

- рефлексивный блок  направлен на совершенствование рефлексивных способностей, на осознание учителями своей роли как образца культурной нормы и создателя здоровьесберегающего образовательного пространства;

- коммуникативный блок направлен на совершенствование коммуникативных способностей, позволяющих педагогам строить гармоничные взаимоотношения с окружающими и позитивно разрешать коммуникативные проблемы в рамках субъект – субъектных отношений;

- интегративный блок направлен на формирование у педагогов умений саморегуляции, знаний теорий оздоровления;

- профессиональный блок направлен на изучение основ здоровьесбережения и гуманистического подхода в образовании, на овладение инновационными технологиями обучения и воспитания.

Системная работа с родителями включает:

- информационный блок, содержание которого направлено на формирование у родителей знаний о технологиях здоровьесбережения;

- психологический блок, содержание которого направлено на осознание ответственности родителей за формирование валеологической культуры детей.

- спортивно-оздоровительный блок включает серию мероприятий, в которых принимают участие как ученики, так и их родители.

Система работы с обучающимися строится с учетом их возрастных особенностей и интересов.

Данная система включает:

- тематические учебные занятия,

- тематические классные часы,

- общешкольные мероприятия валеологической направленности

(конкурсы здоровьесберегающих проектов, спортивные соревнования, агитбригады, конкурсы социальных реклам);

- мероприятия, организованные специалистами социально-психологической службы.

 

Упражнение для самостоятельной работы.

Составьте текст с использованием метода убеждения по схеме:

Вступление ----основной тезис --------аргументы в подтверждение основного тезиса ---- заключение.

Тему для убеждения необходимо выбрать самостоятельно.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.