А теперь о музыке народов мира — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

А теперь о музыке народов мира

2020-06-02 188
А теперь о музыке народов мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Восточная притча

Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:

— Интересно, а откуда ты пришла?

— Я пришла из океана.

Колодезная лягушка спросила:

— А он больше, чем этот колодец?

Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:

— Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.

Колодезная лягушка сказала:

— Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.

Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвёртую пути, и спросила:

— Этого хватает?

Океанская лягушка засмеялась и сказала:

— Нет.

Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:

— Этого хватает?

Океанская лягушка снова сказала:

— Нет!

Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала:

— Теперь ты не можешь сказать «нет».

Океанская лягушка сказала:

— Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!!

Тогда колодезная лягушка сказала:

— Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!
Источник: https://pritchi.ru/id_260

 

 

Невозможно описать океан лягушке, обитающей на дне колодца, из-за ограниченности её среды. Невозможно объяснить, что такое лёд, летним насекомым, которые знают только условия своего времени года.

Невозможно говорить о музыке с людьми, обладающими узкими взглядами и ограниченными своим миром, который они познали. Когда ты увидишь океан, ты можешь осознать своё невежество и свою незначительность».

Этот диалог подсказывает людям, что, только расширив свои горизонты и отбросив предвзятые представления, они смогут чтобы понять и принять более высокое.

А теперь о музыке народов мира

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»
Платон

Есть одна знаменитая фраза: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?» Ее сказал английский священник Джон Болл, выступая против крепостного права во время восстания Уота Тайлера. Не протестуя и не восставая против чего-либо в музыке, можно задать схожий вопрос: когда не было профессиональных исполнителей и в школах музыке не учили, кто музыкантом был тогда? А заодно и узнать, а что есть народная музыка, что дала она современному миру?

Изучение народной музыки


Теоретическим изучением народной музыки специалисты начали заниматься лишь в начале XIX века. И одним из первых ее систематизаторов стал Иоганн Готфрид Гердер, немецкий поэт, философ и историк. Вслед за своим соотечественником-фольклористом Якобом Гриммом Гердер отмечал неразрывную связь народной музыки и природы, именно он ввел термин Volkslied (народная песня). Но, читая его труды, следует помнить, что первоначально все теории касались лишь понятия народной музыки, а не ее самой. Проще говоря, теория так и оставалась лишь теорией.

Более поздние работы, касавшиеся народной музыки, поднимали самые разные вопросы, но два из них оставались главными: есть ли связь между народной и классической музыкой и можно ли обнаружить следы народной музыки в языке или движении? Высказывалось мнение, что народная музыка — это «сниженная» классическая, подслушанная необразованными музыкантами из народа при феодальных дворах и в церквях и скопированная ими. И напротив, что классическая музыка — это наивысшая форма народной, а профессиональные композиторы использовали и обрабатывали народные мотивы. Но современным исследователям ближе третья версия: музыка — и классическая, и с определенного момента народная — развивалась во взаимодействии и взаимовлиянии.

Во второй половине XIX века ученые перешли от теории к практике и начали серьезное изучение народной музыки, собирая и записывая ее, сначала нотной, а позже и фонографической и магнитофонной записью. Особенный интерес из исследований того времени представляют музыкально-этнографические работы американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда в Великобритании и венгерского композитора и фольклориста Белы Бартока в Восточной Европе. Чайлдом было собрано 305 английских и шотландских баллад.

Однако Чайлд был уверен, что музыка не столь существенна, как тексты, а музыкальные записи стали вести и исследовать, когда появилась звукозаписывающая аппаратура. Бела Барток и Золтан Кодай, отправившиеся изучать фольклор Восточной Европы, уже были вооружены фонографами. После изучения собранных материалов они пришли к выводу, что музыка является не просто явлением из сферы искусства. Их научный и методический подход и положил начало серьезным исследованиям своеобразного отображения национальной истории стран в их народной музыке.

Баллада (фр. ballade, от позднелат. ballo — танцую) в музыке — объединяет несколько значений: средневековая одноголосная танцевальная песня у романских народов; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV – XVI веков; поэтический и музыкальный жанр, возрожденный в эпоху романтизма.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Основной особенностью фольклора является устный способ передачи информации. Сам термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом

Музыка Великобритании

Посмотрим же, что оставили современной музыкальной культуре народы разных континентов и стран, и начнем, пожалуй, с Великобритании и всего так называемого «кельтского пояса».

Огромным пластом музыкального наследия Англии, Шотландии и Ирландии являются народные баллады. Это один из самых распространенных жанров данного региона, который сформировался в конце XV века и представлял собой песню, повествующую о каком-либо событии, историческом, мифическом или бытовом. Передаваемые из уст в уста баллады были способом рассказать, например, на севере о том, что творится на юге, поведать о людских заботах и радостях, разнести по городам и весям новости о сражениях в дальних землях или бесчинствах местных феодалов. Самые популярные баллады существуют поистине в бесчисленном количестве вариаций. Самые известные из сборников произведений этого жанра — сборник Ф. Д. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады» («English and Scottish Popular Ballads», 1857-1858) и выпущенный куда позже четырехтомный сборник мелодий к ним (Б. Х. Бронсон «Традиционные мелодии баллад Чайлда» («The Traditional Tunes of the Child Ballads», 1959-1972).

Кроме того, необходимо, разумеется, упомянуть шотландскую музыку и национальный народный инструмент — волынку шотландских горцев. Помимо народных песен для волынки была написана и музыка профессиональная, собственно, и прославившая ее в мире. Это танцевальные жанры, такие как хорнпайп, кейли или страспей, а также военные марши.

Кстати, шотландская народная музыка, как и ирландская, была тесно связана не только с танцами и музыкальными инструментами, но и с языком. На севере и северо-западе страны, в небольших поселениях-общинах зачастую не было музыкантов, и гэльские певцы изобрели так называемое «инструментальное» пение, сопровождавшее не только танцы, но и многие общинные виды труда (валяние шерсти и т. д.).

Джига (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Во времена Шекспира сценически принял форму песенки с пляской, исполнявшейся комиком или шутом в финале спектакля. А в настоящее время — одна из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев.

В современной ирландской музыкальной культуре разница между фольклором и популярной музыкой ощущается меньше, чем в шотландской. Ирландцы получили в наследство от предков не только множество инструментов (местные виды волынок, деревянная флейта, скрипка, свисток, бодран (ирландский бубен), но и знаменитые теперь на весь мир танцы: рил, джигу и степ, который виртуозно исполняется, к примеру, всемирно известным театральным степ-шоу «Риверданс» (Riverdаnce). Также сейчас очень популярен жанр «шан-нос» (ирл. sean-nys, «старый стиль»), то есть исполнение песен на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к XVIII веку. И в музыкальных вечерах в стиле «шан-нос» активное участие принимают не только музыканты, но и публика. Еще одним символом Ирландии стала и арфа,национальный инструмент, превратившийся даже в геральдическую эмблему.

Покорил весь мир

Riverdаnce — театрализованное танцевальное степ-шоу, впервые было показано на «Евровидении» в 1994 году. Этот синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов покорил весь мир. Выступления коллектива продолжаются и по сей день

Немецкая музыка

Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.

Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев

Музыка Европы

Юго-восток Европы подарил английскому языку забавное слово balkanize (балканизировать), что означает «разбить на много маленьких и часто враждебных друг другу частей». И с этим сложно поспорить. Этот регион пестрит самыми разными традициями, в том числе и музыкальными. Невероятное многообразие национальностей, языков и религий не могло не отразиться в музыке. Но, несмотря на все различия, музыкальная культура разных стран испытывала огромное взаимовлияние и имеет много общего.

Народная музыка этого региона отличается не только обилием кустарных местных инструментов. Кавал (разновидность флейты) характерен для области Македонии, Болгарии, Северной Греции, Южной Сербии и Албании, гусле — не путайте с русскими гуслями, это струнный смычковый инструмент, который часто использовали для аккомпанемента сказители,— Динарские горы, Босния и Герцеговина, понтийская лира — Греция, гайда — Македония и Болгария, цимбалы — Румыния, и многие другие.

Еще одним существенным отличием от музыки остальной Европы является обилие сложноразмерных ритмов, в целом нехарактерных для других европейцев. Балканским мелодиям трудно «подхлопать», ведь в песнях хоть и есть повторяющийся метр, но он отличается от привычного нам размера 2/4, 3/4 или 12/8. Это сложный или составной метр, например размер 7/8 получается при сложении размеров 3/8 и 4/8. Размер 9/8 складывается из 6/8 и 3/8 и т. д.

Ритм в мелодии меняется, но повторяющейся структуры в ней нет, за 4/4 может идти 5/4, потом 7/4. Этот метр называется переменным. При отсутствии метра и такта в мелодии — всей или ее части, музыка называется безмензурной. Так вот народная музыка этого региона объединяет все три этих специфических черты. Особенно славны своими «ломаными» ритмами Македония и Болгария.

Метр в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм, равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр — понятие абстрактное. Он не может быть выражен звуками и существует только в воображении музыканта и слушателя.

Ну и, наконец, следует помнить, что страны Балканского полуострова и Средиземноморья долгое время находились под влиянием культурных традиций соседних регионов: на юге — Османская империя, под игом или протекторатом которой находились более четырех столетий Босния, Герцеговина, Черногория, Албания, Македония и Греция, севернее границы Хорватии — Австрийская монархия, юг Греции и часть Адриатики — Венецианская республика. И влияние это легко прослеживается в музыкальной народной традиции.

Отдельного упоминания заслуживает народная музыка Испании, которую принято считать скорее танцевальной,— пасодобль, хота, болеро и особенно жанр фламенко. Фламенко (исп. flamenco) — это общее название южно-испанской музыки провинции Андалусия, сочетание песни (cante) и танца (baiLe). В настоящее время этот жанр, сочетающий в себе черты индо-пакистанских, мусульманских, еврейских, цыганских и греческих музыкальных традиции, строгий и очень красивый танец, сопровождаемый горловыми переливами вокала и гитарным ритмом, переживает новое рождение. Особенно он становится популярен в испаноговорящей среде Северной Америки.

Русский фольклор

Россия очень долго сохраняла живую фольклорную традицию, идущую с древних времен. Тому были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и резкое расслоение общества на так называемый образованный слой дворянства и разночинцев, все более и более европеизирующийся, и крестьянство и низшие городские слои, сохраняющие славянские традиции.

Жанровая система русской народной музыки удивительно разнообразна: календарные обрядовые песни, свадебные песенные циклы, эпос, танцы, лирика, частушки. И вокал определенно преобладает над инструментальной музыкой: возможно, что запрет на музыкальные инструменты в храмах оказал влияние и на светскую музыку. В фольклоре используется не так уж много инструментов: гудок (трехструнная скрипка, образцы были найдены на раскопках древнего Новгорода XII века), гусли, дудка (продольная флейта), жалейка (рожок), кувиклы (флейта Пана), охотничьи рога, бубны и ратные трубы — все это инструменты либо бытовые, либо военные или предназначенные для аккомпанемента танцев и песен.

Жестко регламентированы в кратных и ритмических формулах циклы календарных песен, они представляют собой наиболее устойчивую форму древнейшего бесполутонового звукоряда. К древним жанрам также относятся былины, скоморошины и духовные стихи. В отдельных районах (Север, Дон) коренная эпическая традиция сохранялась вплоть до XX века.

Одной из самых сложных форм русского фольклора является лирическая протяжная песня, которая сложилась как жанр предположительно к XVI - XVII векам в Московской Руси. Это великолепный пример народного полифонического многоголосия. Самыми поздними жанрами являются городские частушки и городская лирическая песня (романс).

Пожалуй, развитие фольклорных тем в русской композиторской школе стало одним из наиболее ярких примеров взаимодействия народной и классической музыки во всей музыкальной истории. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией.

Народная музыка Африки

Африка всегда была для европейцев загадкой, далеким и странным континентом, полным тайн и чудес. Пестрота — вот слово, которое лучше всего его характеризует. Огромное количество стран, племен, традиций, обрядов, переливающаяся разноцветная мозаика, в которой сочетается, казалось бы, несочетаемое.

Эта пестрота ярко отражается и в народной музыке Африки. Удивительно музыкальные народы, населяющие континент, и по сей день считают, что на музыке, пении и танце держится мир. Это неотъемлемая часть ежедневного быта как древних племен, так и современных африканцев.

Главной особенностью африканской народной музыки является ритмичность. Это характерно как для северного и северо-восточного регионов, тесно связанных с культурой и традициями исламского Востока, так и для остальной части континента, сохранившей определенную аутентичность.

Африканские племена по большей части не имели письменности. И музыка, а именно барабанный бой на знаменитых тамтамах, издревле являлась средством передачи информации. Удивительно ли, что даже в настоящее время на территории Западной Африки существуют жрецы-музыканты, которых называют гриотами. По сути, это отдельная каста, более семисот лет передающая из уст в уста сказания и историю своего народа.

Кроме традиционных барабанов, многие африканские племена использовали кору, струнный инструмент, похожий на арфу, и балафон, который в Европе стали называть ксилофоном. Экспрессия африканских напевов нисколько не уступает сложностью и эмоциональностью, например, тому же фламенко или блюзу. За пределами Африки известны и глиняные уду, а также местные музыкальные инструменты, имитирующие человеческий голос.

Взаимодействие и слияние арабской, нубийской и древней африканской культур породили удивительный музыкальный сплав, несущий в себе традиции йоруба, хауса, бини, искусство маромбе и гриотов, и многих, многих десятков иных племен, видоизмененный и усложненный восточными традициями. Позже, с появлением европейцев, народная музыка Африки попала под влияние христианской культуры, которую несли на континент колонизаторы. Активная христианизация племен заставляла постепенно отмирать культовое пение и танцы. Но взамен в христианские богослужения приходила традиция барабанного боя и танцев, которые сейчас нередко можно увидеть на мессах христианских общин афро-американцев в США.

В свою очередь, Африка оказала огромное влияние на музыку других континентов. Чернокожие рабы, привезенные в Новый Свет, принесли с собой и музыку далекой родины, существенно изменившую народную музыку некоторых стран Латинской Америки (Бразилия, Гаити, Куба). Возникновение блюза и спиричуэлса в США, креольской сеги или индийского малабара было бы невозможно без колоссального африканского влияния.

Считается, что одна из самых известных народных австрийских песен «Ах, мой милый Августин» (нем. Ach, du lieber Augustin) была написана во время эпидемии чумы 1678– 1679 года. Ее пел один из пьяниц, свалившихся в чумной ров для захоронений, чтобы доказать, что он не мертвец. Русские переводы песенки, как правило, очень далеки от оригинала.

Славный парень Робин Гуд

Один из самых известных английских балладных циклов — о Робине Гуде, вольном стрелке, защитнике бедных и угнетенных, включает в себя около сорока отдельных баллад, а ранний свод баллад «A Geste of Robyn Hode» (нач. XVI в.) включает в себя 456 четверостиший

Музыка барокко

«Любая хорошая музыка должна трогать душу»
Клаудио Монтеверди

Эпохой барокко называют примерно 150 лет с начала XVII до середины XVIII века. Этот период сыграл важнейшую роль в развитии музыки. Именно тогда появились настоящие оркестры, родилась опера, получили развитие многие музыкальные термины и концепции, которые живы и по сей день. Слово «барокко» происходит от португальского barroco — так называли жемчужины неправильной формы. Изначально такой термин использовался только для обозначения пышного архитектурного стиля, но к тому времени, когда ученые стали называть так и музыкальный стиль того времени, он утратил негативный оттенок. Широко использоваться для обозначения музыки, написанной в период между Ренессансом и классической эпохой, термин «барокко» стал лишь в XX веке.

В этот период истинный расцвет переживала не только музыка. В литературе творили Шекспир и Сервантес, в живописи — Рембрандт и Рубенс. В Англии работали такие великие архитекторы, как сэр Кристофер Рен, Николас Хоксмур и сэр Джон Ванбру. Именно в это время трудились Галилей и сэр Исаак Ньютон. Эпоха барокко стала золотым веком искусства и науки.

В барочной музыке, как и в музыке Ренессанса, были широко распространены полифония и контрапункт, но использовались эти приемы совершенно иначе. Вместо переплетенных мелодий в барочной музыке появился солирующий голос или инструмент в сопровождении басового голоса. Монтеверди назвал новую технику, появившуюся в конце XVI века, secondo prattica (второй формой) в отличие от primo prattico (первой формы) Ренессанса. Басовый голос многоголосного сочинения получил название basso continuo (непрерывный бас). В basso continuo имелись свои аккорды, которые обозначались цифрами. Сочетание сольного пения с аккомпанементом basso continuo стали называть «монодией» (от греческого слова, обозначающего пение в одиночку).

Между музыкой барокко и Ренессанса существуют и другие различия. В эпоху барокко музыку часто писали певцы и музыканты-виртуозы, поэтому она была очень сложна для исполнения. В барочной музыке широко использовались «украшения» — часто они были импровизацией исполнителя. Музыкальные инструменты стали играть более важную роль. Традиция пения a cappella («в церковной манере»), то есть без инструментального аккомпанемента, начала постепенно уходить в прошлое.

В результате развития монодии появилась опера. Такой метод пения позволял слушателям четко слышать текст, исполняемый певцом-солистом в сопровождении музыкальных инструментов. Солисты получили возможность драматически интерпретировать музыку. Считается, что опера появилась благодаря флорентийской камерате — кружку любителей музыки, поэтов, ученых-гуманистов и профессиональных музыкантов. Эта группа возникла в конце XVI века.

Флорентийская камерата собиралась в доме графа Джованни де Барди. В нее входили композиторы Джулио Каччини и Якопо Пери, а также поэт Оттавио Ринуччини. Все они живо интересовались античным искусством и особенно древнегреческой музыкальной драмой. Результатом совместной работы Каччини, Пери и Ринуччини стала первая настоящая опера «Дафна» (1598). В 1600 году они же сочинили оперу «Эвридика».

Клаудио Монтеверди полагал, что сочетание музыкальной гармонии и текста должно широко использоваться в светской музыке. Он стал одним из самых заметных композиторов своего поколения. В 1607 году он написал оперу «Орфей». «Орфей» послужил важной вехой в истории развития новой музыкальной школы — в этой опере были прекрасно продемонстрированы новые эффекты и приемы.

Для постановки оперы требовалась сцена. В эпоху барокко появились первые залы, построенные специально для этой цели. Первый публичный оперный театр открылся в Венеции в 1638 году. Такие же театры вскоре появились во многих крупных европейских городах. Стоимость постановок была очень высока — требовались декорации, костюмы, спецэффекты. Неудивительно, что билеты стоили очень дорого (некоторые вещи никогда не меняются!) и опера считалась развлечением для элиты.

Светский характер оперы нравился не всем. Католическая церковь не принимала светской музыки, и во время религиозных праздников и постов оперы часто запрещали. Параллельно с оперой развивалась и религиозная музыка в стиле барокко — оратория. К концу эпохи барокко развитие этого жанра достигло апогея. Именно тогда появились «Мессия» Генделя и великолепная оратория «Сотворение мира» Гайдна.

Эпоха барокко дала нам не только оперу, но и оркестр. В этот период активно развивались музыкальные инструменты. Многие известные композиторы и музыканты этого времени работали при королевских дворах Европы и в аристократических семействах. При дворах существовали небольшие музыкальные ансамбли, исполнявшие новые сочинения. Эпоха барокко — период расцвета камерной музыки. Особую популярность приобретали различные музыкальные инструменты, в первую очередь скрипка. Но для исполнения опер небольших ансамблей было мало. Так появились оркестры.

К середине XVIII века сложность и богатство барочной музыки стали терять популярность. В истории музыки начался новый этап — классицизм.

Арканджело Корелли

Арканджело Корелли, которого современники прозвали Il Divino (Божественный), родился 17 февраля 1653 года в Фузиньяно, близ Болоньи. Он был не только композитором, но и известным скрипачом. Известность к этому итальянскому музыканту пришла в Париже в 1672 году. Хотя мы мало знаем о его юности, известно, что искусству игры на скрипке он учился у Джованни Баттисты Бассани, а композиции — у Маттео Симонелли.

Из Франции Корелли отправился в Германию, где с 1681 года работал при дворе курфюрста Баварии. Через несколько лет он вернулся в Италию. С 1685 по 1689 год Корелли жил в Риме под покровительством изгнанной шведской королевы Кристины и кардинала Пьетро Оттобони, племянника будущего папы римского Александра VIII, избранного на престол в 1689 году. С 1689 по 1690 год Корелли пребывал в Модене, где пользовался покровительством герцога Моденского. Остаток жизни композитор провел в Италии. В 1708 году он отправился в Рим, а затем в Неаполь.

Корелли занимался не только композицией. Он дирижировал исполнением опер, ораторий и других масштабных произведений. В Италии под его руководством исполняли произведения Генделя. Оратория Генделя «Триумф Времени и Разочарования» была впервые исполнена в Риме в 1708 году.

Стиль исполнения Корелли сыграл важнейшую роль в развитии скрипичного искусства. Говорят, что пути всех знаменитых композиторов-скрипачей XVIII века ведут к Арканджело Корелли. Но Корелли использовал малую часть возможностей своего инструмента. Это очевидно по его рукописям: скрипичные партии у него очень редко поднимаются выше ре на первой струне, иногда достигая ми в четвертой позиции. Однажды Корелли отказался играть в увертюре Генделя «Триумф Времени и Разочарования» пассаж, достигавший ля, и глубоко оскорбился, когда композитор, который был моложе его на 32 года, с блеском сыграл эту ноту. Тем не менее, Корелли повлиял не только на итальянских композиторов. Его сочинения изучал Иоганн Себастьян Бах — в 1689 году он написал фугу для органа (BWV 579) на основе опуса 3 Корелли.

Многим обязано Корелли и музыкальное общество Рима. Корелли был вхож в самые высокие аристократические круги. Долгое время он устраивал знаменитые понедельничные концерты во дворце кардинала Оттобони. Будучи скрипачом-виртуозом, Корелли внес огромный вклад в развитие современной техники использования смычка и одним из первых использовал эффект двойных нот. Его сочинения поражают удивительной мелодичностью и искусностью аккомпанемента. Справедливо говорят, что он освободил музыку от строгих правил контрапункта.

Корелли умер 8 января 1713 года, оставив после себя значительное состояние и прекрасную коллекцию произведений искусства. Он похоронен в римском Пантеоне.

 

Антонио Лючио Вивальди

Антонио Лючио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Он был рыжим, отсюда и его прозвище — Il Prete Rosso, «рыжий священник». Самое популярное сегодня его произведение — «Четыре времени года», четыре скрипичных концерта, написанных в 1723 году, когда Вивальди жил в Риме. Опубликованы эти концерты были два года спустя. Антонио Вивальди, одареннейший скрипач, еще до завершения духовного образования считался настоящим виртуозом.

Отец Антонио, Джованни, был цирюльником, а затем стал профессиональным скрипачом. Это он первым начал учить сына музыке. Джованни являлся также одним из основателей Общества взаимопомощи музыкантов Санта-Чечилия. Президентом общества был Джованни Легренци, музыкант венецианского собора Святого Марка. Вполне возможно, что это он обучал юного Вивальди основам композиции.

В сентябре 1703 года Вивальди был назначен скрипичным мастером венецианской консерватории Оспедале делла Пьета — одного из множества сиротских приютов, где мальчиков обучали ремеслам, а девочек — музыке. Здесь принимали брошенных, но одаренных девочек. Под руководством Вивальди музыкальная репутация консерватории значительно повысилась.

Вивальди работал в консерватории около 30 лет, хотя и не постоянно, поскольку его должность подлежала ежегодной аттестации. В 1709 году он не был избран и целый год пропустил.

В этой консерватории Вивальди написал самые свои известные произведения. В 1716 году он стал музыкальным директором консерватории. Сочинять Вивальди начал в первой декаде XVIII века, но известность в Европе ему принесли двенадцать скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение», которые были впервые опубликованы в 1711 году. Вивальди посвятил свои концерты великому герцогу Тосканы Фердинанду III. Фердинанд, известный меценат, очень любил музыку и покровительствовал композиторам, в том числе и Генделю.

Работая в консерватории, Вивальди писал преимущественно религиозную музыку, но сочинял и для венецианской оперы. В то время опера была одним из самых популярных развлечений. Вивальди создавал оперы — его опера «Оттон на вилле» была впервые поставлена в Виченце в 1713 году. Кроме того, он являлся одаренным импресарио и в 1714 году стал сотрудничать с театром Сант-Анджело. За операми Вивальди не забывал и о религиозной музыке. В 1716 году он написал ораторию «Юдифь торжествующая» (Juditha Triumphans) — поводом послужила победа Венеции над турками и возвращение острова Корфу.

В 1717 или 1718 году Вивальди стал придворным музыкантом правителя Мантуи, маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадтского. За три года, проведенных в Мантуе, он сочинил несколько опер. В 1721 и 1722 годах он побывал в Милане, а в конце 1722 года переехал в Рим. Именно тогда он написал свое самое известное произведение «Четыре времени года» (Le quattro stagioni). Эти концерты были впервые опубликованы в 1725 году — тогда же Вивальди вернулся в Венецию.

«Вивальди блестяще сыграл сольную партию и в заключение добавил вольную фантазию, которая меня совершенно поразила, поскольку трудно было представить, чтобы кто-либо еще мог сыграть нечто подобное». Иоганн Арманд фон Уффенбах

В Милане Вивальди встретился с молодой певицей Анной Тесьери Жиро, которая стала его ученицей. Хотя никаких доказательств связи между ними не было, слухи о романтических отношениях между певицей и священником преследовали Вивальди до конца жизни.

По мере того как слава Вивальди росла, он стал путешествовать по Европе. В 1730 году он посетил Вену и Прагу, где состоялась премьера его оперы «Фарнак». В 1740 году Вивальди стал придворным музыкантом у императора Карла VI. Последние годы жизни, проведенные преимущественно в Вене, были омрачены болезнями (по-видимому, Вивальди страдал астмой) и финансовыми проблемами, которые усугубились после смерти Карла VI и падения популярности венецианской оперы. Вивальди ненамного пережил своего покровителя. Он скончался в ночь с 27 на 28 июля 1741 года в доме вдовы венского седельного мастера. Отпевание состоялось в соборе Святого Стефана, где среди хористов был юный Йозеф Гайдн. Похоронен Вивальди на кладбище церкви Святого Георгия.

Иоганн Себастьян Бах

В наши дни Иоганн Себастьян Бах считается одним из величайших композиторов эпохи позднего барокко. Для современников же он был всего лишь органистом, слава которого в области композиции заметно уступала славе его сыновей. Но в конце XVIII века его творчество было открыто заново, и сегодня мы причисляем его к числу самых значимых композиторов первой половины века.

Бах родился 31 марта 1685 года в немецком городе Айзенахе в семье капельмейстера Иоганна Амброзиуса Баха и Марии Елизаветы Леммерхирт. В 1684 году умерла его мать, а в следующем году — и отец, который начал учить сына игре на скрипке и клавесине. Юный Бах переехал к старшему брату, Иоганну Кристофу, который к этому времени уже был органистом церкви Святого Михаила в Ордруфе. Брат научил Иоганна Себастьяна играть на органе. В возрасте четырнадцати лет Бах получил стипендию в весьма престижной школе Святого Михаила в Люнеберге и проучился там два года. Помимо музыки, Бах изучал языки и другие предметы. В школе он познакомился с сыновьями известных семейств северной Германии.

Какое-то время Бах работал придворным музыкантом капеллы герцога Веймарского Иоганна Эрнста, а в августе 1703 года стал органистом церкви Святого Бонифация в Арнштадте. Именно здесь Бах начал сочинять музыку, хотя пребывание в Арнштадте не было безоблачным. Он без разрешения уехал за 250 миль в Любек, чтобы посетить органиста Дитриха Букстехуде, а в августе 1705 года едва не устроил дуэль со студентом. В 1707 году Бах решил покинуть довольно комфортное место и занять должность органиста церкви Святого Власия в Мюльхаузене. В Мюльхаузене же Бах женился на своей кузине Марии Барбаре Бах. У них было семеро детей. Двое — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп — стали композиторами, и слава их в то время превзошла славу отца.

Хотя в Мюльхаузене Бах руководил постройкой нового органа, в этом городе он провел всего год. В 1708 году он стал органистом и капельмейстером при дворе герцога Веймарского. Карьера Баха в Веймаре складывалась вполне успешно. Он сочинял музыку для клавесина, органа и оркестра. Но со временем Бах вышел из фавора и в 1717 году уволился, перед этим проведя месяц в тюрьме.

Из Веймара Бах переехал в Кетен, где получил должность капельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. В Кетене Бах провел шесть лет. Князь Леопольд был кальвинистом, поэтому большая часть сочинений Баха того времени носила светский характер. В 1721 году он написал знаменитые «Бранденбургские концерты».

В 1720 году в Кетене умерла первая жена Баха. В 1721 году он женился повторно. Анна Магдалена Вильке родила ему тринадцать детей, причем трое из них стали известными музыкантами.

После смерти князя Леопольда Бах в 1723 году переехал в Лейпциг, где стал кантором школы Святого Фомы. В Лейпциге Бах написал большую часть своих кантат. В 1724 году состоялась премьера его «Страстей по Иоанну», а в 1729 году — «Страстей по Матфею». В марте 1729 года Бах стал директором Музыкальной коллегии. Этот ансамбль, созданный в 1701 году, специализировался на исполнении светской музыки. В 1733 году Бах написал Kyrie и Gloria. Позже эти произведения стали частями мессы си минор, работу над которой композитор завершил лишь в следующем десятилетии. Рукопись он преподнес курфюрсту Саксонии и королю Польши Августу III, когда пытался стать придворным композитором, что ему и удалось.

 В 1746 году зрение Баха резко ухудшилось. В следующем году он побывал в Потсдаме, где его сын Карл Филипп Эммануэль работал при дворе Фридриха Великого. В Потсдаме Бах играл для короля. Одна из импровизаций, исполненная в то время, позже стала «Музыкальным приношением». Вернувшись в Лейпциг, Бах продолжил работу над своим последним шедевром, циклом «Искусство фуги», который так и остался незавершенным. Бах умер 28 июля 1750 года после неудачной операции на глазах, проведенной известным британским хирургом Джоном Тейлором.

Восточная притча

Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила:

— Интересно, а откуда ты пришла?

— Я пришла из океана.

Колодезная лягушка спросила:

— А он больше, чем этот колодец?

Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила:

— Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры.

Колодезная лягушка сказала:

— Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать.

Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвёртую пути, и спросила:

— Этого хватает?

Океанская лягушка засмеялась и сказала:

— Нет.

Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила:

— Этого хватает?

Океанская ля<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.