Окружающая среда и ее гигиеническое значение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Окружающая среда и ее гигиеническое значение

2020-05-10 151
Окружающая среда и ее гигиеническое значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая гигиена - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, направленные на изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; раскрывающая цель, предмет, задачи и методы гигиены как науки, концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний, принципы организации профилактических мероприятий и нормативные правовые акты, регламентирующие их проведение.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-1-007/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» предполагает изучение новейших научных данных по структуре окружающей среды и здоровья, закономерностям и методам изучения влияния окружающей среды на здоровье населения, концепции факторов риска как основе современных представлений о профилактике заболеваний, принципам организации профилактических мероприятий и нормативным правовым актам, регламентирующим их проведение. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания учебной дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Общая гигиена» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о влиянии внешней среды на организм для сохранения и укрепления здоровья человека.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

– основных понятий о теоретических и практических основах сохранения и укрепления здоровья населения, предупреждения преждевременного старения и изнашивания организма; физиологических основах здорового образа жизни и концепции факторов риска; законах рационального питания, методах оценки фактического питания и статуса питания, основах лечебного питания в организациях здравоохранения; гигиенических требованиях к режиму в организациях здравоохранения, путях предупреждения внутрибольничной инфекции;

– причин и механизмов воздействия элементов и факторов окружающей среды на здоровье населения;

– факторов окружающей среды и методов их гигиенической оценки;

– экспресс-методов оценки состояния здоровья (донозологической диагностики).

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

– научного обоснования здорового образа жизни;

– методов проведения гигиенической оценки физических, химических факторов внешней и производственной среды.

Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами тем: «Гигиеническая характеристика условий труда врача -стоматолога и зубного техника», «Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля»; а также вопросов: «Роль рационального питания в профилактике кариеса и пародонтоза»; «Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь».

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Общая гигиена» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Механические, колебательные и волновые процессы. Акустика. Оптические методы исследования и воздействия излучением оптического диапазона на биологические объекты. Термодинамика и явления переноса в биосистемах. Электромагнитные излучения. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования.

Общая химия. Химия биогенных аминов. Физикохимия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений

Биологическая химия. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.

Медицинская биология и общая генетика. Развитие и старение организма. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Ядовитые грибы, растения, животные (клинические проявления отравлений, профилактика).

Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогеннных сред. Санитарно-противоэпидемический режим в больничных организациях. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика.

Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой.

Структура типовой учебной программы «Общая гигиена» представлена следующими разделами:

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение.

2. Гигиена питания.

3. Гигиена организаций здравоохранения.

4. Гигиена труда.

Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- элементы и факторы окружающей среды;

- гигиеническую характеристику физических факторов воздушной среды: температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения;

- химический состав воздушной среды и его гигиеническую характеристику, гигиеническую характеристику солнечной радиации и искусственного освещения;

- физиологическое и гигиеническое значение воды, принципы рационального питания;

- концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний;

- общие закономерности действия вредных производственных факторов (пыли, шума, вибрации, химических веществ и др.) на организм работающих.

уметь:

- давать комплексную гигиеническую оценку факторам окружающей среды, влиянию физических факторов воздушной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения) на здоровье человека, оценить биогенное и абиогенное действие солнечной радиации;

- давать комплексную гигиеническую оценку качеству питьевой воды;

- давать гигиеническую оценку статуса питания, оценить адекватность индивидуального питания;

- оценивать неблагоприятное влияние вредных производственных факторов на органы и ткани челюстно-лицевой области;

- разрабатывать профилактические мероприятия для предотвращения специфических патологических состояний зубочелюстной системы;

- оценивать состояние здоровья на индивидуальном, групповом (коллективном) и популяционном уровнях.

владеть:

- навыками гигиенической оценки показателей микроклимата, вентиляции, освещения;

- методами определения показателей физического развития, физической подготовленности.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 76 академических часов. Аудиторных часов – 50, из них лекций - 14, лабораторных - 36. Самостоятельных внеаудиторных часов – 26.

Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (4 семестр).

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество часов аудиторных занятий

 
лекций

лабораторных

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение 6 1 4  
1.1. Структура окружающей среды. Оценка состояния здоровья. Концепция факторов риска. Модели развития главных неинфекционных болезней 2 -  
1.2. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха 2 -  
1.3. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Гигиеническая оценка почвы 2 4  
1.4. Гигиеническая оценка параметров микроклимата - 4  
1.5. Гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм человека - 2  
1.6. Гигиеническая оценка освещения - 2  
1.7.Гигиеническая оценка параметров вентиляции - 2  
2. Гигиена питания 4 1 4  
2.1. Пища как фактор окружающей среды 2 -  
2.2. Алиментарные заболевания и их профилактика 2 -  
2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания - 6  
2.4. Гигиеническая оценка статуса питания - 2  
2.5. Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С - 2  
2.6. Профилактика пищевых отравлений - 4  
3. Гигиена организаций здравоохранения 2 4  
3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля 2 4  
4. Гигиена труда 2 4  
4.1. Гигиеническая характеристика условий труда врача-стоматолога и зубного техника 2 4  
Всего часов 14 36  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Гигиена питания

Гигиена труда

Литература

Основная:

1. Гигиена / под ред. Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009, 608 с.

2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека / В.М.Глиненко, В.А.Катаева, А.М.Лакшин, С.Г.Фокин. М.: МИА, 2010, 552 с.

3. Общая гигиена / под ред. Н.Л.Бацуковой. Мн.: Издательство Гревцова, 2012. Ч.1, 160 с.

4. Общая гигиена: пропедевтика гигиены. / Е.И. Гончарук [и др.]. Киев, 1999, 652 с.

5. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик. М., 2004. 528 с.

Нормативные правовые акты:

6. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. № 2435-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 363-3, с изменениями и дополнениями).

7.  Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 7 января 2012 г. №340-З.

8. Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г. № 217-З (с изменениями и дополнениями).

9. Инструкция о порядке проведения обязательных медицинскихосмотров работающих, утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 г. № 47.

10. Санитарные правила и нормы «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», Гигиенический норматив «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 33.

11. Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.11.2012 г. № 180.

методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на:

- подготовку к лекциям, лабораторным занятиям;

- подготовку к зачету по дисциплине;

- проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение;

- изучение тем и проблем, не выносимых на лекции;

- решение задач;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;

- конспектирование учебной литературы;

- составление обзора научной литературы по заданной теме;

- оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы, газеты и пр.);

- изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;

- составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;

- оформление и сопровождение интернет-страниц;

- составление тестов студентами для организации взаимоконтроля.

 

Основные методы организации самостоятельной работы:

- написание и презентация реферата;

- выступление с докладом;

- изучение тем и проблем, не выносимых на лекции;

- конспектирование первоисточников (разделов хрестоматий, сборников документов, монографий, учебных пособий);

- компьютеризированное тестирование;

- составление тестов студентами для организации взаимоконтроля;

- подготовка и участие в активных формах обучения.

Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде:

- контрольной работы;

- итогового занятия, письменной работы, тестирования;

- обсуждения рефератов;

- оценки устного ответа на вопрос, сообщение, доклад;

- проверки рефератов, письменных докладов, отчетов;

- проверки протоколов лабораторных занятий;

- проверки конспектов первоисточников, монографий и статей;

- индивидуальной беседы.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................... 3

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................... 6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА................................................. 7

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..................................... 13

Литература................................................................................................. 13

методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине............................................ 16

Перечень рекомендуемых средств диагностики................................... 17

 



Сведения об авторах (разработчиках) типовой учебной программы

 

Фамилия, имя, отчество БацуковаНатальяЛеонидовна
Должность, ученая степень, ученое звание Заведующая кафедрой общей гигиены, кандидат медицинских наук, доцент
(служебный (017) 278-63-90
E-mail: [email protected]
   
Фамилия, имя, отчество БорщенскаяТатьянаИгоревна
Должность, ученая степень, ученое звание Доцент кафедры общей гигиены, кандидат химических наук
(служебный (017) 275-11-60
E-mail: [email protected]

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая гигиена - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, направленные на изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; раскрывающая цель, предмет, задачи и методы гигиены как науки, концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний, принципы организации профилактических мероприятий и нормативные правовые акты, регламентирующие их проведение.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-1-007/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» предполагает изучение новейших научных данных по структуре окружающей среды и здоровья, закономерностям и методам изучения влияния окружающей среды на здоровье населения, концепции факторов риска как основе современных представлений о профилактике заболеваний, принципам организации профилактических мероприятий и нормативным правовым актам, регламентирующим их проведение. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания учебной дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Общая гигиена» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о влиянии внешней среды на организм для сохранения и укрепления здоровья человека.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

– основных понятий о теоретических и практических основах сохранения и укрепления здоровья населения, предупреждения преждевременного старения и изнашивания организма; физиологических основах здорового образа жизни и концепции факторов риска; законах рационального питания, методах оценки фактического питания и статуса питания, основах лечебного питания в организациях здравоохранения; гигиенических требованиях к режиму в организациях здравоохранения, путях предупреждения внутрибольничной инфекции;

– причин и механизмов воздействия элементов и факторов окружающей среды на здоровье населения;

– факторов окружающей среды и методов их гигиенической оценки;

– экспресс-методов оценки состояния здоровья (донозологической диагностики).

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

– научного обоснования здорового образа жизни;

– методов проведения гигиенической оценки физических, химических факторов внешней и производственной среды.

Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами тем: «Гигиеническая характеристика условий труда врача -стоматолога и зубного техника», «Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля»; а также вопросов: «Роль рационального питания в профилактике кариеса и пародонтоза»; «Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь».

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Общая гигиена» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Механические, колебательные и волновые процессы. Акустика. Оптические методы исследования и воздействия излучением оптического диапазона на биологические объекты. Термодинамика и явления переноса в биосистемах. Электромагнитные излучения. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования.

Общая химия. Химия биогенных аминов. Физикохимия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений

Биологическая химия. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.

Медицинская биология и общая генетика. Развитие и старение организма. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Ядовитые грибы, растения, животные (клинические проявления отравлений, профилактика).

Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогеннных сред. Санитарно-противоэпидемический режим в больничных организациях. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика.

Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой.

Структура типовой учебной программы «Общая гигиена» представлена следующими разделами:

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение.

2. Гигиена питания.

3. Гигиена организаций здравоохранения.

4. Гигиена труда.

Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- элементы и факторы окружающей среды;

- гигиеническую характеристику физических факторов воздушной среды: температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения;

- химический состав воздушной среды и его гигиеническую характеристику, гигиеническую характеристику солнечной радиации и искусственного освещения;

- физиологическое и гигиеническое значение воды, принципы рационального питания;

- концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний;

- общие закономерности действия вредных производственных факторов (пыли, шума, вибрации, химических веществ и др.) на организм работающих.

уметь:

- давать комплексную гигиеническую оценку факторам окружающей среды, влиянию физических факторов воздушной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения) на здоровье человека, оценить биогенное и абиогенное действие солнечной радиации;

- давать комплексную гигиеническую оценку качеству питьевой воды;

- давать гигиеническую оценку статуса питания, оценить адекватность индивидуального питания;

- оценивать неблагоприятное влияние вредных производственных факторов на органы и ткани челюстно-лицевой области;

- разрабатывать профилактические мероприятия для предотвращения специфических патологических состояний зубочелюстной системы;

- оценивать состояние здоровья на индивидуальном, групповом (коллективном) и популяционном уровнях.

владеть:

- навыками гигиенической оценки показателей микроклимата, вентиляции, освещения;

- методами определения показателей физического развития, физической подготовленности.

Всего на изучение учебной дисциплины отводится 76 академических часов. Аудиторных часов – 50, из них лекций - 14, лабораторных - 36. Самостоятельных внеаудиторных часов – 26.

Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (4 семестр).

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела, темы

Количество часов аудиторных занятий

 
лекций

лабораторных

1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение 6 1 4  
1.1. Структура окружающей среды. Оценка состояния здоровья. Концепция факторов риска. Модели развития главных неинфекционных болезней 2 -  
1.2. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха 2 -  
1.3. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Гигиеническая оценка почвы 2 4  
1.4. Гигиеническая оценка параметров микроклимата - 4  
1.5. Гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм человека - 2  
1.6. Гигиеническая оценка освещения - 2  
1.7.Гигиеническая оценка параметров вентиляции - 2  
2. Гигиена питания 4 1 4  
2.1. Пища как фактор окружающей среды 2 -  
2.2. Алиментарные заболевания и их профилактика 2 -  
2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания - 6  
2.4. Гигиеническая оценка статуса питания - 2  
2.5. Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С - 2  
2.6. Профилактика пищевых отравлений - 4  
3. Гигиена организаций здравоохранения 2 4  
3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля 2 4  
4. Гигиена труда 2 4  
4.1. Гигиеническая характеристика условий труда врача-стоматолога и зубного техника 2 4  
Всего часов 14 36  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Окружающая среда и ее гигиеническое значение


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.