Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-05-10 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая гигиена - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, направленные на изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; раскрывающая цель, предмет, задачи и методы гигиены как науки, концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний, принципы организации профилактических мероприятий и нормативные правовые акты, регламентирующие их проведение.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- образовательным стандартом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;
- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-1-007/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» предполагает изучение новейших научных данных по структуре окружающей среды и здоровья, закономерностям и методам изучения влияния окружающей среды на здоровье населения, концепции факторов риска как основе современных представлений о профилактике заболеваний, принципам организации профилактических мероприятий и нормативным правовым актам, регламентирующим их проведение. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания учебной дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
|
Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Общая гигиена» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о влиянии внешней среды на организм для сохранения и укрепления здоровья человека.
Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
– основных понятий о теоретических и практических основах сохранения и укрепления здоровья населения, предупреждения преждевременного старения и изнашивания организма; физиологических основах здорового образа жизни и концепции факторов риска; законах рационального питания, методах оценки фактического питания и статуса питания, основах лечебного питания в организациях здравоохранения; гигиенических требованиях к режиму в организациях здравоохранения, путях предупреждения внутрибольничной инфекции;
– причин и механизмов воздействия элементов и факторов окружающей среды на здоровье населения;
– факторов окружающей среды и методов их гигиенической оценки;
– экспресс-методов оценки состояния здоровья (донозологической диагностики).
Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:
– научного обоснования здорового образа жизни;
– методов проведения гигиенической оценки физических, химических факторов внешней и производственной среды.
Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами тем: «Гигиеническая характеристика условий труда врача -стоматолога и зубного техника», «Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля»; а также вопросов: «Роль рационального питания в профилактике кариеса и пародонтоза»; «Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь».
|
Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Общая гигиена» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:
Медицинская и биологическая физика. Механические, колебательные и волновые процессы. Акустика. Оптические методы исследования и воздействия излучением оптического диапазона на биологические объекты. Термодинамика и явления переноса в биосистемах. Электромагнитные излучения. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования.
Общая химия. Химия биогенных аминов. Физикохимия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений
Биологическая химия. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.
Медицинская биология и общая генетика. Развитие и старение организма. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Ядовитые грибы, растения, животные (клинические проявления отравлений, профилактика).
Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогеннных сред. Санитарно-противоэпидемический режим в больничных организациях. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика.
Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой.
Структура типовой учебной программы «Общая гигиена» представлена следующими разделами:
1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение.
2. Гигиена питания.
3. Гигиена организаций здравоохранения.
4. Гигиена труда.
Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- элементы и факторы окружающей среды;
- гигиеническую характеристику физических факторов воздушной среды: температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения;
|
- химический состав воздушной среды и его гигиеническую характеристику, гигиеническую характеристику солнечной радиации и искусственного освещения;
- физиологическое и гигиеническое значение воды, принципы рационального питания;
- концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний;
- общие закономерности действия вредных производственных факторов (пыли, шума, вибрации, химических веществ и др.) на организм работающих.
уметь:
- давать комплексную гигиеническую оценку факторам окружающей среды, влиянию физических факторов воздушной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения) на здоровье человека, оценить биогенное и абиогенное действие солнечной радиации;
- давать комплексную гигиеническую оценку качеству питьевой воды;
- давать гигиеническую оценку статуса питания, оценить адекватность индивидуального питания;
- оценивать неблагоприятное влияние вредных производственных факторов на органы и ткани челюстно-лицевой области;
- разрабатывать профилактические мероприятия для предотвращения специфических патологических состояний зубочелюстной системы;
- оценивать состояние здоровья на индивидуальном, групповом (коллективном) и популяционном уровнях.
владеть:
- навыками гигиенической оценки показателей микроклимата, вентиляции, освещения;
- методами определения показателей физического развития, физической подготовленности.
Всего на изучение учебной дисциплины отводится 76 академических часов. Аудиторных часов – 50, из них лекций - 14, лабораторных - 36. Самостоятельных внеаудиторных часов – 26.
Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (4 семестр).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы | Количество часов аудиторных занятий | ||
лекций | лабораторных | ||
1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение | 6 | 1 4 | |
1.1. Структура окружающей среды. Оценка состояния здоровья. Концепция факторов риска. Модели развития главных неинфекционных болезней | 2 | - | |
1.2. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха | 2 | - | |
1.3. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Гигиеническая оценка почвы | 2 | 4 | |
1.4. Гигиеническая оценка параметров микроклимата | - | 4 | |
1.5. Гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм человека | - | 2 | |
1.6. Гигиеническая оценка освещения | - | 2 | |
1.7.Гигиеническая оценка параметров вентиляции | - | 2 | |
2. Гигиена питания | 4 | 1 4 | |
2.1. Пища как фактор окружающей среды | 2 | - | |
2.2. Алиментарные заболевания и их профилактика | 2 | - | |
2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания | - | 6 | |
2.4. Гигиеническая оценка статуса питания | - | 2 | |
2.5. Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С | - | 2 | |
2.6. Профилактика пищевых отравлений | - | 4 | |
3. Гигиена организаций здравоохранения | 2 | 4 | |
3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля | 2 | 4 | |
4. Гигиена труда | 2 | 4 | |
4.1. Гигиеническая характеристика условий труда врача-стоматолога и зубного техника | 2 | 4 | |
Всего часов | 14 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
|
Гигиена питания
Гигиена труда
Литература
Основная:
1. Гигиена / под ред. Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009, 608 с.
2. Глиненко, В.М. Гигиена и экология человека / В.М.Глиненко, В.А.Катаева, А.М.Лакшин, С.Г.Фокин. М.: МИА, 2010, 552 с.
3. Общая гигиена / под ред. Н.Л.Бацуковой. Мн.: Издательство Гревцова, 2012. Ч.1, 160 с.
4. Общая гигиена: пропедевтика гигиены. / Е.И. Гончарук [и др.]. Киев, 1999, 652 с.
5. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик. М., 2004. 528 с.
Нормативные правовые акты:
6. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. № 2435-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 363-3, с изменениями и дополнениями).
7. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 7 января 2012 г. №340-З.
8. Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г. № 217-З (с изменениями и дополнениями).
9. Инструкция о порядке проведения обязательных медицинскихосмотров работающих, утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 г. № 47.
10. Санитарные правила и нормы «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», Гигиенический норматив «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 33.
|
11. Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.11.2012 г. № 180.
методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине
Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на:
- подготовку к лекциям, лабораторным занятиям;
- подготовку к зачету по дисциплине;
- проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение;
- изучение тем и проблем, не выносимых на лекции;
- решение задач;
- выполнение исследовательских и творческих заданий;
- подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;
- конспектирование учебной литературы;
- составление обзора научной литературы по заданной теме;
- оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы, газеты и пр.);
- изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;
- составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;
- оформление и сопровождение интернет-страниц;
- составление тестов студентами для организации взаимоконтроля.
Основные методы организации самостоятельной работы:
- написание и презентация реферата;
- выступление с докладом;
- изучение тем и проблем, не выносимых на лекции;
- конспектирование первоисточников (разделов хрестоматий, сборников документов, монографий, учебных пособий);
- компьютеризированное тестирование;
- составление тестов студентами для организации взаимоконтроля;
- подготовка и участие в активных формах обучения.
Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде:
- контрольной работы;
- итогового занятия, письменной работы, тестирования;
- обсуждения рефератов;
- оценки устного ответа на вопрос, сообщение, доклад;
- проверки рефератов, письменных докладов, отчетов;
- проверки протоколов лабораторных занятий;
- проверки конспектов первоисточников, монографий и статей;
- индивидуальной беседы.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................... 3
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................... 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА................................................. 7
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..................................... 13
Литература................................................................................................. 13
методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине............................................ 16
Перечень рекомендуемых средств диагностики................................... 17
Сведения об авторах (разработчиках) типовой учебной программы
Фамилия, имя, отчество | БацуковаНатальяЛеонидовна |
Должность, ученая степень, ученое звание | Заведующая кафедрой общей гигиены, кандидат медицинских наук, доцент |
(служебный | (017) 278-63-90 |
E-mail: | [email protected] |
Фамилия, имя, отчество | БорщенскаяТатьянаИгоревна |
Должность, ученая степень, ученое звание | Доцент кафедры общей гигиены, кандидат химических наук |
(служебный | (017) 275-11-60 |
E-mail: | [email protected] |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая гигиена - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики, направленные на изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения; раскрывающая цель, предмет, задачи и методы гигиены как науки, концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний, принципы организации профилактических мероприятий и нормативные правовые акты, регламентирующие их проведение.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- образовательным стандартом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;
- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-1-007/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Общая гигиена» предполагает изучение новейших научных данных по структуре окружающей среды и здоровья, закономерностям и методам изучения влияния окружающей среды на здоровье населения, концепции факторов риска как основе современных представлений о профилактике заболеваний, принципам организации профилактических мероприятий и нормативным правовым актам, регламентирующим их проведение. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания учебной дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Общая гигиена» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о влиянии внешней среды на организм для сохранения и укрепления здоровья человека.
Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
– основных понятий о теоретических и практических основах сохранения и укрепления здоровья населения, предупреждения преждевременного старения и изнашивания организма; физиологических основах здорового образа жизни и концепции факторов риска; законах рационального питания, методах оценки фактического питания и статуса питания, основах лечебного питания в организациях здравоохранения; гигиенических требованиях к режиму в организациях здравоохранения, путях предупреждения внутрибольничной инфекции;
– причин и механизмов воздействия элементов и факторов окружающей среды на здоровье населения;
– факторов окружающей среды и методов их гигиенической оценки;
– экспресс-методов оценки состояния здоровья (донозологической диагностики).
Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:
– научного обоснования здорового образа жизни;
– методов проведения гигиенической оценки физических, химических факторов внешней и производственной среды.
Специфика подготовки врачей по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» определяет необходимость целенаправленного изучения студентами тем: «Гигиеническая характеристика условий труда врача -стоматолога и зубного техника», «Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля»; а также вопросов: «Роль рационального питания в профилактике кариеса и пародонтоза»; «Микроэлементозы, характерные для населения Республики Беларусь».
Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Общая гигиена» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:
Медицинская и биологическая физика. Механические, колебательные и волновые процессы. Акустика. Оптические методы исследования и воздействия излучением оптического диапазона на биологические объекты. Термодинамика и явления переноса в биосистемах. Электромагнитные излучения. Электрические и магнитные явления в организме, электрические воздействия и методы исследования.
Общая химия. Химия биогенных аминов. Физикохимия дисперсных систем и растворов высокомолекулярных соединений
Биологическая химия. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.
Медицинская биология и общая генетика. Развитие и старение организма. Роль биологических и социальных факторов. Антропоэкология. Основные факторы здоровья. Медицинская паразитология. Ядовитые грибы, растения, животные (клинические проявления отравлений, профилактика).
Микробиология, вирусология, иммунология. Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогеннных сред. Санитарно-противоэпидемический режим в больничных организациях. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика.
Нормальная физиология. Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой.
Структура типовой учебной программы «Общая гигиена» представлена следующими разделами:
1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение.
2. Гигиена питания.
3. Гигиена организаций здравоохранения.
4. Гигиена труда.
Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
знать:
- элементы и факторы окружающей среды;
- гигиеническую характеристику физических факторов воздушной среды: температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения;
- химический состав воздушной среды и его гигиеническую характеристику, гигиеническую характеристику солнечной радиации и искусственного освещения;
- физиологическое и гигиеническое значение воды, принципы рационального питания;
- концепцию факторов риска как основу современных представлений о профилактике заболеваний;
- общие закономерности действия вредных производственных факторов (пыли, шума, вибрации, химических веществ и др.) на организм работающих.
уметь:
- давать комплексную гигиеническую оценку факторам окружающей среды, влиянию физических факторов воздушной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, теплового излучения) на здоровье человека, оценить биогенное и абиогенное действие солнечной радиации;
- давать комплексную гигиеническую оценку качеству питьевой воды;
- давать гигиеническую оценку статуса питания, оценить адекватность индивидуального питания;
- оценивать неблагоприятное влияние вредных производственных факторов на органы и ткани челюстно-лицевой области;
- разрабатывать профилактические мероприятия для предотвращения специфических патологических состояний зубочелюстной системы;
- оценивать состояние здоровья на индивидуальном, групповом (коллективном) и популяционном уровнях.
владеть:
- навыками гигиенической оценки показателей микроклимата, вентиляции, освещения;
- методами определения показателей физического развития, физической подготовленности.
Всего на изучение учебной дисциплины отводится 76 академических часов. Аудиторных часов – 50, из них лекций - 14, лабораторных - 36. Самостоятельных внеаудиторных часов – 26.
Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (4 семестр).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы | Количество часов аудиторных занятий | ||
лекций | лабораторных | ||
1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение | 6 | 1 4 | |
1.1. Структура окружающей среды. Оценка состояния здоровья. Концепция факторов риска. Модели развития главных неинфекционных болезней | 2 | - | |
1.2. Физические свойства и химический состав атмосферного воздуха | 2 | - | |
1.3. Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Гигиеническая оценка почвы | 2 | 4 | |
1.4. Гигиеническая оценка параметров микроклимата | - | 4 | |
1.5. Гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм человека | - | 2 | |
1.6. Гигиеническая оценка освещения | - | 2 | |
1.7.Гигиеническая оценка параметров вентиляции | - | 2 | |
2. Гигиена питания | 4 | 1 4 | |
2.1. Пища как фактор окружающей среды | 2 | - | |
2.2. Алиментарные заболевания и их профилактика | 2 | - | |
2.3. Гигиеническая оценка энергетической ценности и нутриентной адекватности рациона питания | - | 6 | |
2.4. Гигиеническая оценка статуса питания | - | 2 | |
2.5. Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С | - | 2 | |
2.6. Профилактика пищевых отравлений | - | 4 | |
3. Гигиена организаций здравоохранения | 2 | 4 | |
3.1. Гигиенические требования к планировке, строительству и функционированию организаций здравоохранения стоматологического профиля | 2 | 4 | |
4. Гигиена труда | 2 | 4 | |
4.1. Гигиеническая характеристика условий труда врача-стоматолога и зубного техника | 2 | 4 | |
Всего часов | 14 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Окружающая среда и ее гигиеническое значение
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!