Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

2020-05-10 391
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа: ГЭС-212.

Преподаватель:

Семкина Н.И.адрес: nisem 14@ mail. ru

Предмет: обществознание.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Основные понятия и термины. Этнос, род, племя,народность, нация, национальное самосознание, национальность, межнациональные конфликты, национализм, геноцид, шовинизм, толерантность, ассимиляция, семья как малая социальная группа и социальный институт

  План изучения темы ( вопросы обязательные к изучению)

1.Этнические общности и межнациональные отношения.

2.Семья как малая социальнаягруппа.

3. Молодежь как социальная группа.

Методические рекомендации:

В данной теме студент рассматривает основные понятия, такие как – этнос, нация, семья, демография. Он должен понимать особенности устройства и развития многонационального и многоконфессионального общества России. Видеть роль государства в этом процессии и понимать значение семью для него и современного общества.

 Краткое изложение теоретических опросов.

1.Этнические общности и межнациональные отношения.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, ко­торая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Типы этнических общностей — род, племя, народность, на­ция.

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхожде­ние по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытнообщинного строя и основан на кровнородствен­ном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которо­го характерны единство территории, единство экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Национальное самосознание – осознание индивидом своей принадлежности к данной нации; базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего народа.

 Две тенденции (или два интереса)в развитии нации: национальная дифференциация – сохранение и развитие национальных особенностей и национальная интеграция – межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения — это:

 - отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

 - отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

 - мирное сотрудничество;

 - этнические конфликты.

Межнациональный конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооружённых столкновений и войн.

Причины межнациональных конфликтов:

 - несовпадение этнических и территориальных границ;

 - ухудшение экономического положения;

 - социальные противоречия;

 - национализм и шовинизм, возведённые в ранг официаль­ной политики;

 - национальные и религиозные различия;

 - прошлые национальные обиды.

Гуманистические принципы политики в области межнаци­ональных отношений:

 - отказ от насилия и принуждения;

 - поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

 - признание прав и свобод человека важнейшей ценно­стью;

 - готовность к мирному урегулированию спорных про­блем.

Задание: составить тест с новыми понятиями данной темы – вопросов не менее 10.

 2. Семья как малая социальная группа.

Брак это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Семья— это:

-социальный институт, выполняющий ряд важных об­щественных функций. Характеризуется определённой совокуп­ностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регу­лирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

 - малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетво­рять личные потребности, связана общностью быта, взаимопо­мощью и взаимной ответственностью.

Основные функции семьи:

репродуктивная функция -   связана с биологическим воспро­изводством членов общества;

функция социализации -  связана с формированием индиви­да как личности;

воспитательная функция -  проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;

хозяйственно-бытовая функция - связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов;

защитная функция - проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;

эмоционально-психологическая функция - проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса;

досуговая функция -   включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга;

Исторические типы семьи:

Патриархальная муж глава семьи, четкое распределение обязанностей: муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими; экономическая зависимость жены от мужа.

демократическая(партнерская) –домашние обязанности распределены между всеми членами семьи; все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи; все члены семьи доброжелательно относятся друг к другу. В зависимости от количества детей различают многодетные, малодетные и бездетные семьи. В зависимости от состава раз­личают нуклеарные, расширенные и неполные семьи. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей. Расширенная семья состоит из родителей, детей и других родственников. В неполной семье отсутствует один из родителей.

Задание: необходимо ответить на на предложенные вопросы.

1.В чем основное назначение семьи как социального института7

2.перечислите основные функции семьи, в чем они заключаются?

3.Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

4.Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?

Практическое занятие № 13

Порядок выполнения работы.

1.Записать номер практической работы, тему работы.

2.Выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте материал учебника 11кл.стр.176-178, определите основные тенденции развития современной семьи в России.

А) Изменение положения женщин в семье – растет профессиональная и общественная занятость женщины(более половины работающих в стране – женщины с высшим и средним проф. образованием);

Б) Развивается семья партнерского типа, в которой оба супруга совместно ведут домашнее хозяйство, занимаются воспитанием детей

В) Современная семья – нуклеарная (80 %), в которой супруги находятся в зарегистрированном браке, средняя численность семьи -3 – 6 человек.

Г) Растет число фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов.

Д) Увеличилось число разводов, повторных браков.

Е) Увеличивается число браков, зарегистрированных в органах ЗАКСа.

Задание 2. Прочитайте материал и выполните задания.

А) Растить себе на радость.

Сын заглянул на кухню, когда отец с матерью завершили завтрак. Папа, как всегда дожевывал бутерброд, мысленно улетев на работу к своему компьютеру.»Я женюсь, - весело произнес сын – надеюсь, вы не против». Остатки бутерброда с сыром зависли, не достигнув отцовского рта. Компьютер, видимо, тоже потух. «Как…. как женишься?» - пролепетала мама.

«На Гале, вы ее знаете». «Забеременела, - догадался отец. –Но тебе всего 19 лет, ты только поступил в институт». «Ты же еще ребенок», - воскликнула мама. «С ней я ребенком себя не чувствую, - мгновенно ответил сын. – К тому же у нее плохое здоровье, об аборте речи не может быть. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочное отделение. Работу уже нашел. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я ее люблю»

- как вы думаете, почему текст так называется?

- согласны ли вы с решением, которое принял сын?

- какой выход в данной ситуации видите вы?

Какие вопросы у вас возникли по данному тексту?

Б) Назовите наиболее частые мотивы разводов, опираясь на полученные знания и собственный обществоведческий опыт.

Примерные ответы: наиболее частые причины разводов.

1.Пьянство или наркомания одного из супругов

2.Несовместипость характеров супругов

3.Плохие отношения с родственниками мужа или жены

4.Отсутствие у супругов нужной социально – психологической подготовки к браку.

Задание 3. Воспитывал ребенка, сажая в подвал.

В Иваново завершился процесс по делу об издевательствах над ребенком. Обвиняемым проходил родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. С отцом встречалась редко – тот о дочери не заботился, только ругал и бил.

В апреле 2016 года девочка пришла к отцу забрать велосипед. Однако отец встретил дочь враждебно, стал кричать и требовать, чтобы она немедленно села за уроки. Получив отказ, отец закрыл девочку в подвале.

Следствие установило, что девочка просидела в подвале около часа, после чего отец отпустил ее на свободу. Дома девочка рассказала бабушке и маме, те написали заявление в полицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.

 

- как вы считаете, справедливо ли был наказан отец девочки?

- какие методы воспитания не должны применяться к детям?

- как вы думаете, почему в нашем обществе растет количество случаев жесткого обращения с детьми? Кто и как с этим должен бороться?

Требования к результатам работы: письменная работа в тетради.

 

Вопросы для самоконтроля по теме.

1.В чем проявляется противоречивость положения молодежи.

2.Что является показателем взросления человека.

3.Перечислите самые острые проблемы молодежи. Каковы, по вашему мнению, основные причины этих проблем.

4. Какие конкретные меры, по вашему мнению, необходимо предпринимать на государственном уровне для решения молодежных проблем?

Подготовить сообщение: молодежная субкультура.

Группа: ГЭС-212.

Преподаватель:

Семкина Н.И.адрес: nisem 14@ mail. ru

Предмет: обществознание.

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Основные понятия и термины. Этнос, род, племя,народность, нация, национальное самосознание, национальность, межнациональные конфликты, национализм, геноцид, шовинизм, толерантность, ассимиляция, семья как малая социальная группа и социальный институт

  План изучения темы ( вопросы обязательные к изучению)

1.Этнические общности и межнациональные отношения.

2.Семья как малая социальнаягруппа.

3. Молодежь как социальная группа.

Методические рекомендации:

В данной теме студент рассматривает основные понятия, такие как – этнос, нация, семья, демография. Он должен понимать особенности устройства и развития многонационального и многоконфессионального общества России. Видеть роль государства в этом процессии и понимать значение семью для него и современного общества.

 Краткое изложение теоретических опросов.

1.Этнические общности и межнациональные отношения.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, ко­торая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

Типы этнических общностей — род, племя, народность, на­ция.

Род — это тип этнической общности, представляющий собой группу кровных родственников, которые ведут своё происхожде­ние по материнской или отцовской линии, носят общее родовое имя и имеют общие потребности и интересы.

Племя — это тип этнической общности, который характерен для первобытнообщинного строя и основан на кровнородствен­ном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов, ведущих общее происхождение от одного предка.

Народность — это тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном единстве.

Нация — это высший тип этнической общности, для которо­го характерны единство территории, единство экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.

Национальное самосознание – осознание индивидом своей принадлежности к данной нации; базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего народа.

 Две тенденции (или два интереса)в развитии нации: национальная дифференциация – сохранение и развитие национальных особенностей и национальная интеграция – межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения — это:

 - отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

 - отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

 - мирное сотрудничество;

 - этнические конфликты.

Межнациональный конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооружённых столкновений и войн.

Причины межнациональных конфликтов:

 - несовпадение этнических и территориальных границ;

 - ухудшение экономического положения;

 - социальные противоречия;

 - национализм и шовинизм, возведённые в ранг официаль­ной политики;

 - национальные и религиозные различия;

 - прошлые национальные обиды.

Гуманистические принципы политики в области межнаци­ональных отношений:

 - отказ от насилия и принуждения;

 - поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

 - признание прав и свобод человека важнейшей ценно­стью;

 - готовность к мирному урегулированию спорных про­блем.

Задание: составить тест с новыми понятиями данной темы – вопросов не менее 10.

 2. Семья как малая социальная группа.

Брак это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Семья— это:

-социальный институт, выполняющий ряд важных об­щественных функций. Характеризуется определённой совокуп­ностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регу­лирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;

 - малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетво­рять личные потребности, связана общностью быта, взаимопо­мощью и взаимной ответственностью.

Основные функции семьи:

репродуктивная функция -   связана с биологическим воспро­изводством членов общества;

функция социализации -  связана с формированием индиви­да как личности;

воспитательная функция -  проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;

хозяйственно-бытовая функция - связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой преста­релых и инвалидов;

защитная функция - проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;

эмоционально-психологическая функция - проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уве­ренность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса;

досуговая функция -   включает в себя ду­ховно-эстетические моменты, в том числе организацию прове­дения досуга;

Исторические типы семьи:

Патриархальная муж глава семьи, четкое распределение обязанностей: муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими; экономическая зависимость жены от мужа.

демократическая(партнерская) –домашние обязанности распределены между всеми членами семьи; все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи; все члены семьи доброжелательно относятся друг к другу. В зависимости от количества детей различают многодетные, малодетные и бездетные семьи. В зависимости от состава раз­личают нуклеарные, расширенные и неполные семьи. Нуклеарная семья состоит из родителей и детей. Расширенная семья состоит из родителей, детей и других родственников. В неполной семье отсутствует один из родителей.

Задание: необходимо ответить на на предложенные вопросы.

1.В чем основное назначение семьи как социального института7

2.перечислите основные функции семьи, в чем они заключаются?

3.Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

4.Чем патриархальная семья отличается от семьи партнерского типа?

Практическое занятие № 13


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.