Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-05-10 | 205 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Тема: Периодизация смены.
В структуре смены выделяют пять периодов:
подготовительный
организационный;
основной;
заключительный;
постлагерный.
Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Подготовительный период.
Во время этого проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Педагогический персонал в данный период должны подготовиться к смене, в частности:
ü разработка плана мероприятий ДОЦ к летней оздоровительной компании;
ü подготовка методической базы для успешной работы в лагере и на отряде;
ü знакомство педагогов с программой детского оздоровительного центра;
ü если смена проводится по принципу ролевой игры, вожатый должен подготовить все то, что необходим для создания образа на смену (если такое необходимо);
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.
Организационный период.
На данный период отводится первые 3 – 4 дня в смене, это время адаптации и привыкания. Это период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах ребят, определяют лидеров, дают детям возможность проявить себя. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского коллектива.
Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.
Также, стадии адаптации:
Ø Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
Ø Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
Ø Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо: (Но такое редко встречается)
КАК ЭТИ ТРИ ДНЯ ПРОЖИВЕШЬ, ТАК И ПРОЙДЕТ ТВОЯ СМЕНА
Не пожалей себя в эти три дня, удели больше внимания детям. Занимай их делом каждую свободную минуту. Проводи с ними больше игр на знакомство, на сплочение. Не забудь про совместные игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, мяч с-х сторон, знамя, отрядная вертушка). САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВО ВСЕХ ИГРАХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ВСЕ РЕБЯТА ОТРЯДА. Чем дольше они будут сидеть в корпусе, тем больше ты будешь «тащить» смену на своих плечах. Правильно распредели органы самоуправления, каждый ребенок в отряде должен иметь важную должность. Почему каждый? Да потому-что дети должны чувствовать себя полезным в отряде, и я не говорю про управляющие единицы как: капитан, заместитель капитана, хранитель, дежурный командир и т.д. Ребенок должен понимать свою важность и нужность, что он приносит пользу и без него в отряде никак не обойтись.
Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества.
Задачи организационного периода. | Предлагаемые формы работы. |
Ø Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и с условиями проживания; Ø Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Ø Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Ø Определение места (статуса) в коллективе; Ø Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Ø Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; Ø Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Ø Знакомство с правилами внутреннего пребывания в детском оздоровительном центре. | ü Игры на знакомство; ü Экскурсия по лагерю; ü Игра на территории «Шифровка»; ü КТД; ü Формы работы с группами переменного состава; ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ü Установление традиций в отряде; ü Игры на выявление лидеров отряда. ü Общеотрядные сборы и планерки. |
Уровни деятельности.
Совет вожатому:
Основной вид деятельности вожатого:
Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива должна исходит от вас. Показываю себя!
Показатели успешной работы.
1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
2. Все знают имена друг друга.
3. Знают территорию.
4. Обеспечена узнаваемость отряда.
5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно» и «я не буду, не хочу». «Круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.
Это с 5 по 12 день смены.
Задачи этого этапа:
ü овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;
ü создание условий для появления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;
ü развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;
ü создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
ü создать условия для работы органов самоуправления;
ü корректировать нормы общения, поведения, отношений.
Это с 13 по 17 день смены.
Задачи этого этапа:
ü организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;
ü создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;
ü показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.
ü показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;
ü корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
ü анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности;
Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.
Предлагаемые формы работы:
Ø Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;
Ø Совместное планирование, проведение дел;
Ø Организация равноправного диалога с детьми;
Ø Совместное обсуждение возникающих проблем.
Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период.
В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая "встряска" –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.
В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.
Показатели успешной работы.
ü Способность к оценке деятельности и самооценке.
ü Достаточно много лидеров.
ü Не должно быть замкнутых групп.
ü Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей после лагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.
Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.
Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:
групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;
оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;
создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;
стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;
организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;
диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.
Дела, которые помогут эти задачи решить:
Ø итоговый сбор отряда;
Ø прощальный «огонек»;
Ø деловые игры;
Ø пресс-конференции;
Ø творческие дела («для дома», «для лагеря»).
Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.
Показатели успешной работы:
Ø Уверенность в своих силах.
Ø Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Ø Есть тенденция к творческому отношению к делам.
Ø Организационная структура срабатывает и в отсутствие вожатого.
5. ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД. Срок данного этапа не определен, так как зависит от конкретных обстоятельств.
Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.
При такой конфигурации развитие смены идет по нарастающей, параллельно с расширением зоны интереса детей. У каких-то детей зона развития будет опережать периоды - но это только в плюс. Когда задействуешь таких детей на отрядные советы и ответственные поручения и мероприятия, автоматически получаешь помощников в работе, загрузку этих активных детей, и спокойное и предсказуемое развитие отряда в целом.
Таким образом, вожатый, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.
Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности подростков.
Домашнее задание.
Критерии оценки:
1)Творческий подход
2)Логика построения мысли
3)Усвоение материала.
Тема: Периодизация смены.
В структуре смены выделяют пять периодов:
подготовительный
организационный;
основной;
заключительный;
постлагерный.
Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Подготовительный период.
Во время этого проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Педагогический персонал в данный период должны подготовиться к смене, в частности:
ü разработка плана мероприятий ДОЦ к летней оздоровительной компании;
ü подготовка методической базы для успешной работы в лагере и на отряде;
ü знакомство педагогов с программой детского оздоровительного центра;
ü если смена проводится по принципу ролевой игры, вожатый должен подготовить все то, что необходим для создания образа на смену (если такое необходимо);
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.
Организационный период.
На данный период отводится первые 3 – 4 дня в смене, это время адаптации и привыкания. Это период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах ребят, определяют лидеров, дают детям возможность проявить себя. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского коллектива.
Адаптация детей имеет два аспекта: психологическая адаптация и биологическая.
Также, стадии адаптации:
Ø Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
Ø Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
Ø Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо: (Но такое редко встречается)
КАК ЭТИ ТРИ ДНЯ ПРОЖИВЕШЬ, ТАК И ПРОЙДЕТ ТВОЯ СМЕНА
Не пожалей себя в эти три дня, удели больше внимания детям. Занимай их делом каждую свободную минуту. Проводи с ними больше игр на знакомство, на сплочение. Не забудь про совместные игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, мяч с-х сторон, знамя, отрядная вертушка). САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВО ВСЕХ ИГРАХ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ВСЕ РЕБЯТА ОТРЯДА. Чем дольше они будут сидеть в корпусе, тем больше ты будешь «тащить» смену на своих плечах. Правильно распредели органы самоуправления, каждый ребенок в отряде должен иметь важную должность. Почему каждый? Да потому-что дети должны чувствовать себя полезным в отряде, и я не говорю про управляющие единицы как: капитан, заместитель капитана, хранитель, дежурный командир и т.д. Ребенок должен понимать свою важность и нужность, что он приносит пользу и без него в отряде никак не обойтись.
Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества.
Задачи организационного периода. | Предлагаемые формы работы. |
Ø Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и с условиями проживания; Ø Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; Ø Принятие в коллективе сверстниками и взрослым; Ø Определение места (статуса) в коллективе; Ø Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов; Ø Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; Ø Формирование групповых норм, ценностей и традиций. Ø Знакомство с правилами внутреннего пребывания в детском оздоровительном центре. | ü Игры на знакомство; ü Экскурсия по лагерю; ü Игра на территории «Шифровка»; ü КТД; ü Формы работы с группами переменного состава; ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ü Установление традиций в отряде; ü Игры на выявление лидеров отряда. ü Общеотрядные сборы и планерки. |
Уровни деятельности.
Совет вожатому:
Основной вид деятельности вожатого:
Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива должна исходит от вас. Показываю себя!
Показатели успешной работы.
1. Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.
2. Все знают имена друг друга.
3. Знают территорию.
4. Обеспечена узнаваемость отряда.
5. Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
6. Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
7. Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно» и «я не буду, не хочу». «Круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!