Тема № 91. Сочинение-рассуждение по произведениям М. Горького — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема № 91. Сочинение-рассуждение по произведениям М. Горького

2020-05-10 344
Тема № 91. Сочинение-рассуждение по произведениям М. Горького 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение (на отдельных двойных листиках в линию).

Предлагаемые темы сочинений.

Темы сочинений:

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве Горького.

«Каждый сам себе судьба» (по ранним романтическим произведениям Горького).

Спор о человеке в драме Горького «На дне».

 Правда и ложь в драме «На дне».

 Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького "На дне".

Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе "На дне").

Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).

Согласны ли вы с высказыванием Горького: "Каждый сам себе судьба" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергилъ").

Размышления Горького о любви.

Мое любимое произведение Горького.

Тема № 92. Урок внеклассного чтения. Франц Кафка. Новелла «Превращение». Автобиографичность новеллы. Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта в новелле.

Домашнее задание. Изучить методический материал, записать, кратко,биографию писателя, прочитать новеллу, записать анализ новеллы.

Франц Кафка – австрийский писатель, появился на свет в Праге 3 июля 1883 года в еврейской буржуазной семье. Его отец – полунищий деревенский резник – прожил трудную юность, но благодаря настойчивости и упрямству сколотил некоторое состояние и стал мелким фабрикантом. Успех внушил этому малообразованному и внутренне примитивному человеку самоуверенность и нетерпимость, сотворил из него домашнего тирана. Он грубо командовал женой, тремя дочерьми и сыном, которого силился вырастить достойным себя наследником. Отец подавлял волю сына, последовательно отнимал у него веру в себя. И сын – болезненный, впечатлительный, неврастеничный - не был способен на восстание и освобождение. Отваживался он лишь на пассивное сопротивление. Выражалось оно в отказе заниматься отцовской фабрикой в надежде самоутвердиться за счёт сочинительства и в попытках обрести собственную семью. Жизнь Кафки на редкость бедна событиями. Он окончил гимназию, потом юридический факультет и почти до самой смерти прослужил на скромной должности в страховом обществе. А бессонными ночами, преодолевая усталость, недомогание, писал свои книги, которые, как ему казалось, были нужны лишь ему самому.

При жизни Кафки только немногие появились в журналах, начиная с 1909 года. Отдельно издан сборник «Наблюдения», рассказы «Приговор», «Кочегар», «Превращение». В 1915 году Кафка награждён литературной премией Фонтане. После войны Кафка опубликовал рассказ «В исправительной колонии», сборники «Сельский врач», «Мастер в искусстве голодания». Умирая, Кафка завещал уничтожить все свои рукописи. Однако его друг и душеприказчик Макс Брод в 1925-1926 годах издал три неоконченных романа «Америка», «Процесс», «Замок» и сборник рассказов «На строительстве Китайской стены». При жизни Кафку знали лишь в очень узком читательском кругу. Но в годы Второй мировой войны и особенно после неё творчество Кафки приобрело международную известность. Умер Кафка 3 июня 1924 года на курорте Кирлинг близ Вены от чахотки.

 

Ф. Кафка, "Превращение": краткое содержание, анализ, отзывы

Книга (Франц Кафка, "Превращение") повествует об одном человеке, Грегоре Замза, который просыпается однажды утром и вдруг осознает, что превратился в огромное насекомое. Мгновенное и необъяснимое превращение Грегора, а также смешение бытовых и фантастических элементов делают эту похожую на сон историю удивительно правдоподобной.

Ф. Кафка, "Превращение": краткое содержание.

Однажды утром Грегор просыпается и обнаруживает себя в образе чудовищного насекомого. Пытаясь научиться управлять своим новым телом, он затрачивает много времени и понимает, что опоздал на работу (Грегор работает коммивояжером). Пытаясь вытащить его из постели, в дверь стучится сначала его мать, затем отец и сестра.

Визит начальника

Руководитель Грегора приезжает из офиса, чтобы узнать о причинах его отсутствия на работе. Пока родители разговаривают с начальником, а сестра плачет в соседней комнате, Грегор крадется к двери своей спальни, открывает ее и предстает перед ними, шокируя всех своим новым обликом. Мать героя падает в обморок, а начальник в ужасе выбегает из квартиры. Отец хватает газету и трость руководителя и пытается поймать Грегора, бегая за ним по гостиной. Герою в конце концов удается добраться до дверей своей спальни, но он застревает в дверном проеме. Отец вталкивает Грегора в комнату и закрывает за ним дверь. Что же изобразил далее в повести "Превращение" Франц Кафка? Краткое содержание продолжают следующие события. Озадаченные и шокированные ужасным новым обликом, Грегор и его семья постепенно погружаются в повседневные дела и заботы. Так проходят недели и месяцы. В то время как главный герой узнает о возможностях своего нового тела и о своем новом пристрастии к гнилым продуктам, Грета, его сестра, берет на себя уход за братом - кормит его два раза в день и чистит комнату.

Перестановка мебели

Однажды Грета обнаруживает, что Грегор любит ползать по комнате, в том числе по стенам и потолку. Она рассказывает об этом матери, и они решают унести мебель из его спальни, чтобы предоставить Грегору больше места. Если раньше герой всегда прятался, когда кто-то входил в комнату, то в этот раз в попытке воспрепятствовать задумке своих родственников он забирается на картину, висящую на стене. Когда женщины входят в спальню, мать видит Грегора и падает в обморок. Грета бежит в гостиную, чтобы принести ей лекарство, и наш герой следует за сестрой, пытаясь помочь. Когда девушка оборачивается, она видит Грегора и в испуге бежит обратно в комнату. Взволнованный, он носится по гостиной до тех пор, пока в изнеможении не падает на стол, стоящий в центре комнаты.

Ранение

Через некоторое время отец возвращается домой. Грета рассказывает ему о случившемся. Отец в бешенстве преследует Грегора в гостиной и бросает в него яблоки. Одно из них попадает в спину героя, парализуя его. Внезапно мать выбегает из спальни и умоляет отца пощадить Грегора. Для того чтобы залечить рану, герою потребовался месяц. Дверь в комнату Грегора по вечерам остается открытой, и он может наблюдать за обычными вечерними делами семьи. В то время как отец дремлет в своей рабочей одежде банкира, мать шьет белье, а Грета изучает стенографию и французский. Семья нанимает новую уборщицу, старую вдову, которая часто болтает с Грегором. Родители решают принять к себе трех квартирантов, чтобы как-то сводить концы с концами.

Смерть

Однажды ночью жильцы приглашают Грету поиграть на скрипке в их комнате. Грегор в восторге от игры выползает прямо на середину комнаты, ненароком попадаясь при этом на глаза зрителям. Придя сначала в замешательство, а затем в ужас, жильцы объявляют о том, что они намерены съехать отсюда на следующий день, не заплатив арендную плату. После того как они удаляются, семья совещается о том, что же делать дальше. Грета настаивает, что от Грегора нужно избавиться любой ценой. Наш герой, который в тот момент все еще лежит в центре комнаты, возвращается в свою спальню. Голодный, утомленный и расстроенный, он умирает рано утром на следующий день. Через несколько часов уборщица обнаруживает труп Грегора и объявляет о его смерти семье. После ухода квартирантов семья решает взять выходной и поехать в деревню.

Так заканчивает повесть "Превращение" Франц Кафка.

Жанр - магический реализм, модернизм Это произведение, опубликованное в 1915 году, в 1912 году написал Франц Кафка. "Превращение", краткое содержание которого вы только что прочитали, относится к жанру модернистской литературы. Судьба Грегора, одинокого коммивояжера, выражает общую модернистскую озабоченность эффектом отчуждения, который появляется в современном обществе. Как и в других произведениях этого жанра, здесь используется техника "поток сознания", чтобы изобразить сложную психологию главного героя. Повесть "Превращение" - книга (Кафка Ф.), которую относят также к современному магическому реализму с его сопоставлением фантастических происшествий с действительностью.

Время и место

Нельзя точно сказать, где и когда происходят события повести (Кафка, "Превращение"). Краткое содержание не дает ответа на вопрос о точном времени и месте действия, как не дает его и само произведение. Повествование не указывает на определенное географическое положение и конкретную дату. За исключением заключительной сцены, когда Замзы отправляются за город, все действие происходит в их квартире. Это апартаменты с видом на оживленные улицы города и больницу через дорогу, расположенную возле окна спальни Грегора. По всей видимости, квартира находится в центре города. Сама она довольно скромна. Зажатая между комнатами родителей и Греты, комната Грегора соседствует с гостиной. Ограничивая пространство повести квартирой, автор подчеркивает изоляцию главного героя, его отчужденность от общества.

Характер Грегора:

анализ. ("Превращение", Кафка) Давайте взглянем на двух обыкновенных молодых людей. Ни один из них не выделяется особым умом, красотой или богатством. Можно даже сказать, что они несколько малодушны. Вот они оба однажды просыпаются и вдруг понимают, что обладают способностями насекомых... Один из них становится супергероем (Человек-паук). Побеждает плохих парней. Завоевывает девушку. Легко взбирается по небоскребам в своем фирменном костюме, вызывая восхищение окружающих. Что же другой, Грегор Замза, о котором рассказывает повесть (Ф. Кафка, "Превращение"), краткое содержание которой вы только что прочитали? Он остается замурованным в комнате и питается отбросами. Его семья игнорирует Грегора, если не откровенно враждебна настроена. Грязный, в мусоре и объедках, он умирает от одиночества. Вот так бесславно заканчивает свою жизнь герой повести "Превращение" (Кафка). Отзывы эта история вызывает весьма неоднозначные... Трансформация Грегора так непроизвольна и гротескна, что невольно хочется обратиться к прошлому при попытке ответить на вопрос о том, что же привело к тому, что обычный парень так бесславно закончил свою жизнь, пережив подобное превращение. Кафка, отзывы о произведениях которого всегда были весьма неоднозначны, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах столь резкого поворота событий в жизни своего героя, оставляя критикам широкий простор для гипотез. Нелюбимая работа, необходимость содержать семью, неудовлетворенность в личной жизни - все это, конечно, весьма неприятно, но не настолько, чтобы можно было назвать подобное положение невыносимым. Обычные проблемы обычного человека, не так ли? Даже отношение Грегора к своему превращению подтверждает это. Вместо того чтобы раздумывать о своем новом положении, герой озабочен тем, чтобы не опоздать на работу. Это специально подчеркивает Франц Кафка ("Превращение"). Краткое содержание произведения смотрите выше.

  Новые возможности

Но по иронии судьбы посредственность Грегора, проявляющаяся и в отношении к данной ситуации, не мешает ему открыть некоторые способности своего нового тела. Фантастическое положение, ставшее для него новой реальностью, побуждает Грегора размышлять о своем существовании так, как он никогда бы не думал, будучи вовлеченным в рутину повседневных дел. Конечно, сначала это положение не вызывает у него ничего, кроме отвращения, но постепенно, осваивая новые для себя навыки и умения, герой начинает испытывать удовольствие, радость, даже переживание созерцательной пустоты, отсылающее к философии дзен. Даже тогда, когда Грегора мучает тревога, естественные импульсы тела насекомого приносят ему некоторое облегчение. Перед смертью он чувствует любовь к своей семье. Сейчас герой совсем не похож на того, кем был раньше - неудовлетворенного жизнью коммивояжера, каким мы видим Грегора в начале истории. Несмотря на внешнее жалкое состояние, он кажется более человечным и гуманным, чем остальные герои повести.

Финал

Не будем, однако, приукрашивать его судьбу. Рассказ "Превращение" Кафка заканчивает тем, что Грегор умирает в облике насекомого, покрытый мусором. Его даже не похоронили как следует. Мрачная судьба героя, ее анализ ("Превращение" Кафка написал так, что любой читатель невольно задумывается о судьбе Грегора) открывают как преимущества необычной жизни, так и лишения, которые должны терпеть те, кто отличается от других и по тем или иным причинам вынужден отказаться от полноценной жизни в обществе.

 

Литература: «Вопросы философии» 1975г. №9,

«Иностранная литература» 1964 г. № 1, «Знамя» 1964 г. № 10,11, «Русский язык и литература в школе» 1992 г. № 12.

Франц Кафка «Превращение» в книге В.Я. Яровой, Т.Ф. Панковой Убийца и другие истории: повести, новеллы. – Донецк: «Поиск», 1992 – с. 342.

М.И. Борецкий Зарубежная литература. Часть 2. Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – Киев: «Освіта», 2005. – с. 235.

Франц Кафка в книге В.А. Володина Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирнаялитература. Ч.2. ХІХ и ХХ века. – М: Аванта+, 2001. – 656 с.

Ковалева Н.Я. Зарубежная литература: 11 класс. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1999. – 384 с.

Л. П. Левицкая, Л.Е. Соловьева, Н.П. Лисовая Литература ХХ века: Учебное пособие. 11 класс. – Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2000. – 472 с.

http://referat.akcentplus.ru/prevrashenie.htm

http://briefly.ru/

Тема №93. Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Декаданс, модернизм, авангард: основные определения

 

 

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 1, под ред. В.П.Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить материал учебника стр.140-145, а также методический материал, записать основные определения направлений.

Методический материал.

 

1. Вступление

Новые течения в литературе назывались по-разному: декаданс, модернизм, авангард.

На этом уроке необходимо разобраться с терминами.

2. Декаданс

Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.

В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.

Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».

Декаданст – это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное прозойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущуния близкой смерти и стали называть декаденскими.

3. Модернизм

В этот период возникает новый термин «дух современности». Мир меняется, и нужно обратиться современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»

Красота – это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте.

Впечатлительность и талант – важные составляющие искусства этого времени.

От этого выражения «дух современности» появилось слово «модернизм».

Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые теории: теория относительности Эйнштейна, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не совсем понятна. Разум понимает, что что-то не понимает. И возникает позиция, что разум не главное. Атеизм и материализм господствуют в это время, уступают место новому. Разум теряет веру в себя (поиски по ту сторону).

Современность меняется. Картин мира много. Разум подвергается сомнению. Художники ищут истину в потустороннем мире.

 Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальности каждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира.

4. Авангард

Декаданс и модернизм – это не художественное направление, это круг определенных идей, понятий, картина мира.

Одной из ветвей модернизма принято считать авангард, что в переводе означает «передовой отряд».Представители пытаются строить новую будущую цивилизацию из обломков старой. Их творчество больше связано с эпатажем(шокирующее поведение с целью привлечения внимания).

Больше этот термин прижился в изобразительном искусстве, меньше - в литературе.

В литературе авангардистами чаще всего называют футуристов. Для них главное поскорее увидеть будущее.

5. Заключение

Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.