Андрей Гуськов - расчеловечивание героя — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Андрей Гуськов - расчеловечивание героя

2020-05-10 920
Андрей Гуськов - расчеловечивание героя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Яшин.

В современной литературе 20-21 веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен- Валентин Распутин. Сегодня мы познакомимся с личностью писателя и его повестью ".Живи и помни".

Слово о писателе (рассказ законспектировать).

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина – сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С распадом СССР писатель отошёл от политической деятельности.

 

 

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

Умер 14.03.2015 года.

 

-22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война. О ней говорить всегда сложно. За время войны В СССР погибло около 27 миллионов человек, а по неофициальным данным потери составили более 40 миллионов человек. Страшные цифры. В стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Она прошла по судьбам, искалечила души людей. Порой совершались такие проступки, но многих прощали. А можно ли все оправдать войной?Как жить? Какую жизнь прожить? Какую память о себе оставить? О чем должен помнить каждый? На эти вопросы мы должны найти ответ на уроке по повести В.Распутина "Живи и помни" и познать нравственный закон, которым держится жизнь.

Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Александра Яшина. Зачитайте эпиграф урока.

- На какой вопрос мы находим ответ в словах Яшина? (О чем должен помнить человек? Должны быть Совесть и Честь у настоящего Человека).

- Повесть «Живи и помни» написана в 1974 году и  была удостоена Государственной премии. Вот как автор вспоминает об истории создания повести. Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Вали Распутина коснулось странное слово - дезертир. То первое, еще детское впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени,как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета...

- Главные герои повести - Настена и Андрей Гуськов. Какая она - Настена? Откуда в ней эта стойкость? Где черпала она душевные силы для преодоления жизненных трудностей, так обильно выпавших на ее долю? И каким человеком был Андрей Гуськов? Что же толкнуло его на предательство? Что заставило забыть о долге, родине, отце и матери, о Настене?

Звучит музыка.

Настена (выходит в простом платье, туфельках на низком каблучке, в белых носках, косички с ленточками, с платком на плечах.) В Атамановку мы с Катькой, моей младшей сестрой, попали с Верхней Ангары после смерти матери в голодном 33-ем году. Мне было 16 лет, а Катьке – 8. Спасаясь от смерти, мы стали спускаться вниз по Ангаре, где, по слухам, люди бедствовали меньше. Отца у нас убили ещё раньше, в смутный первый колхозный год, так что остались мы совсем одни. Мы шли от деревни к деревне, где-то за еду подрабатывая, где-то прося подаяние. Катька была маленькой и хорошенькой, милостыню давали в основном ради неё. Я была Катьке вместо матери, и должна была шевелиться, работать и просить кусок хлеба. Так мы добрались до деревни Рютина, где жила наша тетка по отцу. Катька пошла в школу, а я в колхоз на работу. Прожила я у тетки больше двух лет.

Андрей. (в рубашке в клетку, в пиджаке, кепке и сапогах, с папиросой в зубах).

Настёну я увидел в Рютиной, откуда мы по реке сплавляли на плотах горючее. Девка она была видная: на щеках играл румянец, глаза глядели смело, тело налитое, словно яблочко! Жениться надо было, потому как хозяйство дома хорошее, мамане одной тяжко с ним управляться стало; ей нужна была помощница. А Настёна мне приглянулась. Вот мы и сговорились, и я сразу же, не мешкая, забрал её в Атамановку. Чего ей гнуть спину на чужих людей? Пусть в семье работает.

- Атамановка была небольшой деревушкой, всего на тридцать дворов. Лежала она одиноко и ещё с довоенных лет стала помаленьку хиреть. То тут, то там стояли избы с заколоченными окнами. Атамановцы, особенно молодые, перебирались в поселения побольше да посильней, поближе к сельсовету, а то и к районному центру.

В старые времена Атамановка называлась по-другому: Разбойниково. Старики говорили, что вся деревня тогда занималась разбоем. Но ещё до Советской власти разбойное название не понравилось кому-то в волости и его заменили «Атамановкой». Вот в этой небольшой, забытой, разбойной Атамановке и произошло событие, потрясшее всю округу своей нелепостью и в то же время своей великой силой.

- Мы познакомились с героями повести, Настёной и Андреем Гуськовыми, уведели их и услышали, как они познакомились. Все события, описанные в «Живи и помни», произошли в одной деревне Атамановке. Познакомились мы и с прошлым деревни.

Анализ повести.

- Ответьте на вопросы:

Обратимся к содержанию повести. Скажите, с чего начинается повесть? - Почему автор несколько раз возвращается к случаю пропажи, к топору? Может, это символ чего - то? -

- Речь пойдет об Андрее Гуськове.Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? И можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? (среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем, его брали с собой в пару. чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все - не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силушку. Коренастый, жилистый. крепкий, он взваливал оглушенного или несговорчивого "языка" себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы. Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. "И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься".

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.)

- Вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел? С какими чувствами?

- Что почувствовал, когда дошел?

- Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем объясняет он свое нежелание выйти к людям и покаяться?

-Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

- Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления

- Что чувствует Андрей. когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

-Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

- В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных?

 - Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

- Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

А.Яшин.

В современной литературе 20-21 веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен- Валентин Распутин. Сегодня мы познакомимся с личностью писателя и его повестью ".Живи и помни".

Слово о писателе (рассказ законспектировать).

Имя Валентина Распутина известно читающей публике уже давно. Писатель принадлежит к младшему поколению писателей-деревенщиков. Еще во времена советской власти его книги издавались большими тиражами. Рассказы Распутина включены в школьную программу. Рассмотрим подробнее жизнь и книги этого писателя.

Будущий писатель родился 15 марта 1937 года в небольшой деревне Аталанка Иркутской области. Его родители были крестьянами. В родном селе Валентина Распутина была только начальная школа, поэтому среднюю школу мальчик посещал в Усть-Удинске, районном центре, находившемся в 50 км от Аталанки. В 1947 году, когда Валентину было 10 лет, его отца арестовали и осудили к семи годам в лагерях. С того времени мать Нина Ивановна воспитывала троих детей сама.

В 1954 году Распутин окончил школу и поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета имени Жданова. Во время обучения он стал сотрудничать с иркутской газетой «Советская молодёжь». По окончании университета Распутин был принят в её штат. Работая журналистом, Распутин начал пробовать свои силы и в художественной прозе. В 1961 году в альманахе «Ангара» был напечатан его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».

Первые рассказы Распутина появлялись в литературных изданиях Сибири с интервалом в несколько лет. В то же время писатель активно занимался журналистикой: работал в разных газетах Прибайкалья и на иркутском телевидении. Как корреспондент он объездил всю Иркутскую область и побывал на строительстве крупных промышленных объектов. В 1965 году Распутин отправил один из своих рассказов писателю Владимиру Чивилихину.

Чивилихин, который был старше Валентина Григорьевича всего на девять лет, оценил способности молодого журналиста и помог ему утвердиться в литературе. В 1966 году вышла первая собственная книга Распутина – сборник «Край возле самого неба». В 1974 году была издана его повесть «Живи и помни», которая через три года была отмечена Госпремией СССР.

В конце 70-х гг. Валентин Распутин стал признанным писателем со всесоюзной известностью. В 80-х гг. его приняли в редколлегию «Роман-газеты», а в 1986 году Распутин стал секретарём правления Союза Писателей СССР. В годы перестройки Валентин Григорьевич также занимался общественной деятельностью. Он был депутатом ВС СССР последнего созыва. Считается, что именно Распутин первым процитировал с трибуны Верховного Совета знаменитые слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». С распадом СССР писатель отошёл от политической деятельности.

 

 

Самые известные произведения Валентина Распутина автобиографичны. Например, вошедший в школьную программу рассказ «Уроки французского» основан на впечатлениях будущего писателя, который ходил в школу за 50 км от дома. Другой знаменитый рассказ, «Прощание с Матёрой», посвящённый переселению деревни из-за строительства водохранилища, перекликается с судьбой родного села писателя, которое тоже было затоплено во время строительства Братской ГЭС. Проза Валентина Распутина реалистична. Для неё характерно проникновение в жизнь простого народа и внимание к вопросам нравственности.

Валентин Григорьевич не перестаёт писать, хотя его книги, как и книги других писателей, стали выходить гораздо меньшими тиражами. Распутин живёт сразу в двух городах: в Москве он поддерживает литературный журнал «Наш современник» и входит в Совет по культуре при патриархе Кирилле, а в Иркутске проводит ежегодные «Дни русской духовности и культуры» и борется за сохранение уникальной природы Байкала и Прибайкалья.

Умер 14.03.2015 года.

 

-22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война. О ней говорить всегда сложно. За время войны В СССР погибло около 27 миллионов человек, а по неофициальным данным потери составили более 40 миллионов человек. Страшные цифры. В стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Она прошла по судьбам, искалечила души людей. Порой совершались такие проступки, но многих прощали. А можно ли все оправдать войной?Как жить? Какую жизнь прожить? Какую память о себе оставить? О чем должен помнить каждый? На эти вопросы мы должны найти ответ на уроке по повести В.Распутина "Живи и помни" и познать нравственный закон, которым держится жизнь.

Эпиграфом к уроку взяты слова поэта Александра Яшина. Зачитайте эпиграф урока.

- На какой вопрос мы находим ответ в словах Яшина? (О чем должен помнить человек? Должны быть Совесть и Честь у настоящего Человека).

- Повесть «Живи и помни» написана в 1974 году и  была удостоена Государственной премии. Вот как автор вспоминает об истории создания повести. Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего страшного человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Вали Распутина коснулось странное слово - дезертир. То первое, еще детское впечатление отложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени,как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль, вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? вот тут-то и проклюнулось зернышко сюжета...

- Главные герои повести - Настена и Андрей Гуськов. Какая она - Настена? Откуда в ней эта стойкость? Где черпала она душевные силы для преодоления жизненных трудностей, так обильно выпавших на ее долю? И каким человеком был Андрей Гуськов? Что же толкнуло его на предательство? Что заставило забыть о долге, родине, отце и матери, о Настене?

Звучит музыка.

Настена (выходит в простом платье, туфельках на низком каблучке, в белых носках, косички с ленточками, с платком на плечах.) В Атамановку мы с Катькой, моей младшей сестрой, попали с Верхней Ангары после смерти матери в голодном 33-ем году. Мне было 16 лет, а Катьке – 8. Спасаясь от смерти, мы стали спускаться вниз по Ангаре, где, по слухам, люди бедствовали меньше. Отца у нас убили ещё раньше, в смутный первый колхозный год, так что остались мы совсем одни. Мы шли от деревни к деревне, где-то за еду подрабатывая, где-то прося подаяние. Катька была маленькой и хорошенькой, милостыню давали в основном ради неё. Я была Катьке вместо матери, и должна была шевелиться, работать и просить кусок хлеба. Так мы добрались до деревни Рютина, где жила наша тетка по отцу. Катька пошла в школу, а я в колхоз на работу. Прожила я у тетки больше двух лет.

Андрей. (в рубашке в клетку, в пиджаке, кепке и сапогах, с папиросой в зубах).

Настёну я увидел в Рютиной, откуда мы по реке сплавляли на плотах горючее. Девка она была видная: на щеках играл румянец, глаза глядели смело, тело налитое, словно яблочко! Жениться надо было, потому как хозяйство дома хорошее, мамане одной тяжко с ним управляться стало; ей нужна была помощница. А Настёна мне приглянулась. Вот мы и сговорились, и я сразу же, не мешкая, забрал её в Атамановку. Чего ей гнуть спину на чужих людей? Пусть в семье работает.

- Атамановка была небольшой деревушкой, всего на тридцать дворов. Лежала она одиноко и ещё с довоенных лет стала помаленьку хиреть. То тут, то там стояли избы с заколоченными окнами. Атамановцы, особенно молодые, перебирались в поселения побольше да посильней, поближе к сельсовету, а то и к районному центру.

В старые времена Атамановка называлась по-другому: Разбойниково. Старики говорили, что вся деревня тогда занималась разбоем. Но ещё до Советской власти разбойное название не понравилось кому-то в волости и его заменили «Атамановкой». Вот в этой небольшой, забытой, разбойной Атамановке и произошло событие, потрясшее всю округу своей нелепостью и в то же время своей великой силой.

- Мы познакомились с героями повести, Настёной и Андреем Гуськовыми, уведели их и услышали, как они познакомились. Все события, описанные в «Живи и помни», произошли в одной деревне Атамановке. Познакомились мы и с прошлым деревни.

Анализ повести.

- Ответьте на вопросы:

Обратимся к содержанию повести. Скажите, с чего начинается повесть? - Почему автор несколько раз возвращается к случаю пропажи, к топору? Может, это символ чего - то? -

- Речь пойдет об Андрее Гуськове.Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? И можем ли мы так безоговорочно назвать его преступником? Как он воевал, как к нему относились? (среди разведчиков Гуськов считался надежным товарищем, его брали с собой в пару. чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все - не лучше и не хуже. Солдаты ценили его за силушку. Коренастый, жилистый. крепкий, он взваливал оглушенного или несговорчивого "языка" себе на горбушку и тащил, не запинаясь, в свои окопы. Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. "И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься".

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.)

- Вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел? С какими чувствами?

- Что почувствовал, когда дошел?

- Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем объясняет он свое нежелание выйти к людям и покаяться?

-Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

- Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления

- Что чувствует Андрей. когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

-Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

- В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных?

 - Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

- Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

АНДРЕЙ ГУСЬКОВ - РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ГЕРОЯ

2 глава. Сильные, жесткие руки, голос хриплый, ржавый. Лица она не могла рассмотреть, лишь что-то большое и лохматое смутно чернело перед нею.

6 глава. Наконец-то Настена могла разглядеть его: все та же корявая, слегка вывернутая вправо фигура и то же широкое, по-азиатски приплюснутое курносое лицо, заросшее черной клочковатой бородой. Глубоко посаженные глаза смотрели вызывающе и цепко. Он знакомый, близкий, родной Настене человек, и все же чужой, непонятный.

- Чудной ты с этой бородой. Как леший.

- Сбрею. Хотя нет, не буду. Чтобы не походить на себя. Уж лучше на лешего.

8 глава. Однажды увидел волка, который стал приходить к зимовью и выть. Гуськов, желая отпугнуть зверя, приоткрыл дверь, и в злости, передразнивая, ответил ему своим воем. Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим. …Гуськов, догадавшись надавливать на

горло и запрокидывать голову, убрал из своего голоса лишнюю хрипотцу и научился вести его высоко и чисто. В конце концов волк не выдержал и отступил от зимовья.

10 глава.  Настене постоянно мерещилась подмена, обман. Ей казалось, что она сама покрывается противной звериной шерстью.

13 глава. Нельзя по-настоящему почувствовать себя зверем, пока не увидишь, что

существуют домашние животные.

15 глава. Спал он теперь урывками. Лунные ночи стали беспокоить его. И чем ярче сияла луна, тем неспокойней – удушливей ему было… Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт. Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а

казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела.

18 глава. Лицо его сильно заострилось и высохло. Глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой. Борода казалась уже не черной, а грязно-пегой. Голову держал, подав вперед, словно постоянно всматриваясь или вслушиваясь во что-то. Волосы на голове он недавно подбирал и остриг на ощупь, они висели неровными лохмами. Больше всего напугали

Настену глаза: так они изменились с последней встречи, настолько зашлись тоской, потеряли всякое выражение, кроме внимания. Голос его сорвался: он вообще часто ломался, то становясь некстати суровым, то жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, или от одиночества, или от чего-то еще. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его

полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, - увидев и ощутив все это, Настена содрогнулась. 

Учитель: Он становится не просто зверем. Какое ощущение не покидает Настену с самой первой встречи?  (Что это оборотень. Неслучайно Распутин выбирает для Гуськова обличье волка, на которого тот становится похож. Но волк – это все-таки часть природы. На Руси

нечистую силу часто называли нежить. Если это слово разбить, получится НЕ ЖИТЬ.   Андрей Гуськов тот, кому с людьми не жить. 

- А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей? (Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздуми й». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным,

 - А что мы знаем о его семье? (Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену.

Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына? (Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.)

Кончилась война. 9Мая ворвалось в Атамановку частыми суматошными выстрелами. Настена душой рвалась к Андрею, которого не видела 2 месяца. Но те перемены, которые она в нем заметила, испугали ее. Он был чужой, озлобленный. Настена, виня себя во многом, предложила мужу пойти и повиниться. Андрей грубо ее оборвал, обвинив в том, что она устала от такого положения и рада бы избавиться от него. Настена жила как в бреду. Семеновна, узнав о беременности невестки, выгнала ее из дому. Приютила ее подруга Надька. Вечером,поздно. пришел Михеич, вызвал Настену во двор.

- Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

- Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена.

  Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены.

Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены?

- Вспомните первую встречу героев. Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его сейчас? Почему?

- Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить? (Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.)

- Какие чувства она испытывает к Андрею? ту силу, которая поможет вернуть его на место.)

- А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость,

преданность? (Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у

Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.)

- Вспомните, как изменилась Настена? (Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.)

- Что чувствовала Настена, находясь среди людей ?( Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это: возвращение Максима Вологжина и день окончания войны.  Она понимала, что недостойна находиться вместе со всеми. Когда возвращается односельчанин Максим Вологжин с войны, во время посиделок Настена "не могла ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с другими...")

- Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно

испытание – будущий ребенок. Почему это испытание? " Стало быть, ребенок родится на стыд, с которым не разлучиться ему всю жизнь. И тут не выйдет, как хотели, -ничего не выйдет. И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, -куда с ним деваться? Тогда приходит к Настене простая и злая мысль: "Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни».Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена  принимать удары судьбы. Устала она.

!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора. 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.