Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-05-10 | 160 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На рис. 6 общая статистика НС (см. также табл. 1), связанных с ошибочным выполнением определенных технических приемов, представлена по группам квалификации спортсменов. Анализируя приведенные данные, можно дополнительно к материалам предыдущих разделов отметить следующее.
1. Спортсменам III разряда наиболее свойственны ошибки на ледово-снежных участках (72%). Характерно, что недоработка в освоении техники преодоления этих склонов сказывается в дальнейшем и у спортсменов II и I разрядов (см. рис. 6).
В городских условиях предсезонная подготовка на льду и снегу всегда, видимо, останется проблемой, в то время как учебные скальные маршруты II—III к/т значительно проще найти в местах, где есть старые строения, каменоломни, лес.
Недостаточно настойчиво стимулирует ледово-снежную подготовку и существующая учебная программа, требующая от спортсменов чистого III разряда к моменту выезда в горы практической тренировки на скалах 78 часов, в то время как на ледово-снежных участках —лишь 38 часов. При этом надо учитывать, что во многих южных районах предсезонная тренировка на льду и снегу практически невозможна.
Таким образом, наиболее продуктивным периодом ледово-снежной практической учебы остаются по-прежнему занятия в горах: 18 часов — по II этапу и 22 часа — по III этапу обучения. Эффективность этих часов должна постоянно повышаться за счет уплотнения занятий, совершенствования их состава и методики (без увеличения общего количества учебных часов). В частности, для III разряда целесообразно дополнить учебную программу прохождением комбинированного снежно-ледового склона.
2. Большую группу спортсменов от II разряда до мастеров спорта объединяют два основных фактора:
|
1) наибольшее количество срывов на подъеме по скалам лазаньем;
2) подрезание при спусках снежного склона и вызов лавины (см. рис. 6). Остальные технические приемы, при которых наблюдались НС, выражены слабее. Таким образом, совершенствование навыков надежного лазанья по скалам и распознавания лавиноопасных склонов — главное, на что должно быть направлено самое пристальное внимание тренеров при работе с альпинистами II разряда и выше.
3. Технические ошибки при опробовании опор на скальном рельефе (см. п. 5 табл. 1) в определенной степени закономерны в период приобретения навыков преодоления скальных маршрутов IV—V к/т. Поэтому максимум их наблюдается у спортсменов II—I разрядов.
Сказанное, однако, не означает, что у альпинистов III разряда этих недостатков нет. Скорее наоборот. Но при незначительной (менее 45°) средней крутизне маршрутов II—III к/т ведущий в первой связке, обрушив «живую» опору, сам, как правило, удерживается на скалах. Таким образом, для групп III разряда более характерна не гибель первого, а поражение камнями нижней связки, оказавшейся на линии их падения (см. п. 3 на рис. 19).
Подобные особенности необходимо учитывать в учебной работе и, начиная именно с III разряда, тщательно совершенствовать навыки осторожного опробования и нагружения скальных опор.
4. Особые случаи — срывы с перильных веревок, зависания на схватывающем узле или зажиме (см. п. 6 табл. 1), падение в трещину ледника. Конечно, у мастеров спорта и кандидатов в мастера такие ситуации встречаются редко, однако у спортсменов низших разрядов они не случайны.
Нередко благополучный выход из подобных положений зависит от умения спортсменов правильно и быстро использовать заранее подготовленные технические средства страховки (петли, беседки, крючья, дополнительные зажимы). Такими навыками необходимо овладевать еще на тренировках, широко используя приведенные в конце книги ситуационные задачи.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВКИ
|
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
Как уже было сказано, страховка занимает ныне первое место среди всех причин НС в горах (22%). С одной стороны, это объясняется некоторым отставанием отечественного производства технических средств страховки для альпинизма и горного туризма, а с другой — недостатком в специальной литературе, пропагандирующей новейшие методы страховки, реальные характеристики выпускаемого спортивного снаряжения, предельно допустимые нагрузки при страховке и самостраховке. В результате многие спортсмены недопонимают опасностей, которыми чревато несоблюдение основных правил страховки.
Очень полезны в этом отношении регулярно организуемые Федерацией альпинизма СССР в последние годы на Кавказе сборы по безопасности. Сборы проводят испытания спортивного альпинистского снаряжения и средств страховки в условиях, максимально приближенных к реальным восхождениям в горах.
Задача этого раздела — на базе анализа НС в альпинизме определить основные проблемы страховки и самостраховки, выявить основные типовые ошибки спортсменов, разработать практические рекомендации по совершенствованию приемов страховки и методики тренировки альпинистов перед выходом в высокогорную зону.
Основные принципы страховки одинаковы на любом горном рельефе. На скалах, льду, снегу различны лишь способы организации точек страховки, нормы протравливания, положения страхующего, тип крючьев и возможных опор для страховки. В соответствии с этим мы рассмотрим все случаи нарушения страховки с общих (принципиальных) позиций и с точки зрения технических средств и приемов.
В первом случае характер склонов и рельеф, на котором находилась группа в момент несчастья, не принципиальны. Главное здесь — фундаментальное понимание спортсменом, где, когда и как надо страховать себя и товарища по связке. Во втором случае, наоборот, все внимание обращено на технику страховки применительно к конкретному.рельефу, что поможет вскрыть также типичные ошибки.
На рис. 7 дана общая картина всех ошибок в страховке, допущенных при НС за 1969—1978 гг. Цифры на вертикальной оси показывают количество ошибок, а порядковые номера на горизонтальной — приемы, при которых ошибки происходят:
1) одновременное движение связки по опасному ледово-снежному склону;
|
2) выход первого в связке на крутых склонах более 5 м вверх от последней точки страховки;
3) второй в связке находится под первым и поражается камнями или сбивается при падении первого;
4) отстегивание от страховочной веревки;
5) страховка на ледово-снежных склонах при помощи ледоруба, без крючьев;
6) второй в связке не организует самостраховки;
7) одновременное движение связки по крутым скалам;
8) партнеры по связке теряют зрительный контакт;
9) страховка 4—8 человек через один крюк;
10) ненадежная страховка вторым на снегу;
11) выбор первым в связке ненадежного выступа;
12) второй начинает движение раньше, чем первый организует страховку;
13) на перилах без самостраховки;
14) первый в связке не организует самостраховки;
15) жесткая страховка вторым без протравливания веревки;
16) организация страховки по одну сторону снежного гребня (перемычки);
17) «плохой» крюк или «жесткая» страховка;
18) символическая забивка скальных крючьев;
19) движение в связке с одним ледорубом по ледово-снежному склону;
20) хождение без связок по закрытому леднику;
21) использование для страховки одинарного репшнура;
22) зависание на схватывающем узле;
23) отсутствие беседки;
24) неумение применить самозадержание на снегу.
Если в результате НС погибало 3 человека, ошибка отмечалась в графике цифрой «3», что, с одной стороны, придавало ей определенный «вес», а с другой — отражало реальную ситуацию, так как эту ошибку допускали не менее 3 человек группы (мы говорим «не менее», так как не все виновники данной групповой ошибки гибнут). Анализ показал, что из всех 212 погибших в период с 1969 по 1978 г. 145 допустили от 1 до 3 ошибок в страховке (всего ошибок оказалось 226). По удельному весу они распределены на три группы. Как видно из рис. 7, основной вес имеет I группа ошибок (/— 9). Она включает в себя 163 ошибки, или 72%, и отражает нарушения основных правил страховки альпиниста на горном рельефе. В силу регулярной повторяемости (1—3 раза ежегодно) ошибки этой группы составляют ныне реальные типовые проблемы безопасности в альпинизме, решать которые необходимо в первую очередь.
Проанализируем более подробно каждую из этих проблем.
I ГРУППА ОШИБОК В СТРАХОВКЕ
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!