Траверс при спуске носилок с одним сопровождающим — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Траверс при спуске носилок с одним сопровождающим

2020-04-03 328
Траверс при спуске носилок с одним сопровождающим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сравнительно несложном рельефе можно органи­зовать траверс следующим образом.

Двое спасателей (связка) поднимаются (или спуска­ются) к месту на склоне, куда после траверса должны быть доставлены носилки. Затем измеряется расстояние (по горизонтали) между местом предполагаемой «по­садки» носилок и линией их спуска, то есть определяет­ся длина прямой линии траверса. После этого на таком же расстоянии над местом приема носилок закрепляется за блокированные крючья или выступ двойная ве­ревка — оттяжка, равная длине траверса. Например, если длина линии траверса 40 м, двойная 40-метровая веревка закрепляется на 40 м выше места приема носилок.

Затем один из спасателей выходит с этой двойной ве­ревкой к спускающимся и закрепляет веревки-оттяжки за карабин, которым носилки соединены с тросом. Закрепив веревку, спасатель возвращается по ней к месту закрепления, и спуск носилок продолжается. При дальнейшем спуске нагрузка постепенно снимается с троса и переходит на веревку. При правильном рас­чете длины веревки носилки точно опустятся на зара­нее намеченное место (рис. 16). При длине спуска 100—120 м можно, таким образом, траверсировать склон на 40—50 м.

Транспортировка по подвесной дороге.

При транспор­тировке пострадавшего вдоль гребня, через каньоны, ку­луары, по склонам ступенчатого строения и через «ба­раньи лбы» иногда целесообразно использовать подвес­ную дорогу (рис. 17). Возможная длина подвесной дороги по горизонтали — не более 250 м, а при уклоне под углом 40° и более — до 450—500 м. Сооружение под­весной дороги по горизонтали производится следующим образом: два альпиниста, закрепив на исходном пункте трос за 3—4 сблокированных крюка или за выступ (выступ нужно обработать, под трос подложить мягкие предметы!), выходят по предполагаемой трассе, имея с собой блок-тормоз, зажим и необходимое количество веревок, крючьев и прочего снаряжения для подготовки «приемной станции» дороги. К одному альпинисту при­креплены 3- и 5-миллиметровые тросы, которые равно­мерно выдаются сверху. На конечном пункте закрепля­ют блок-тормоз. Трос, заложенный вокруг барабана мак­симальным количеством оборотов, с помощью зажима натягивают и закрепляют в стержнях блока (трос нель­зя натягивать до отказа — может лопнуть! При натяну­том положении трос канатной дороги должен иметь незначительный провис!). Подвесная дорога готова, и можно приступать к транспортировке. Транспортировать по тросу при любом уклоне можно не более одного человека!

При горизонтальной переправе носилки, подвешен­ные на двух роликах, необходимо подтягивать к конечно­му пункту, одновременно регулируя скорость их движе­ния. Для этого к носилкам крепят два вспомогательных троса, каждый из которых равен длине переправы. Од­ним из них, закрепленным в конечном пункте, произво­дят подтягивание носилок, другим на исходном пункте регулируют их скорость при движении по основному тро­су переправы.

Если длина троса превышает 80 м, то во избежание большого провиса вспомогательный трос подвешивают к основному на роликах через каждые 70—80 м (рис. 17, а), а при одном пролете, без соединительного звена можно использовать карабин.

Подвесная дорога под уклон делается так: спаса­тельный отряд поднимается туда, где произошла ава­рия, а потом один из спасателей спускается на соеди­ненных тросах к месту, куда должны быть доставлены носилки, прикрепляет к блокированным крючьям или выступу блок-тормоз и с помощью зажима натягивает трос, оставляя незначительный провис. Нижняя «стан­ция» должна находиться на таком расстоянии от склона, чтобы транспортируемые носилки не могли соприкасать­ся с ним. После натяжения трос закладывают макси­мальным количеством оборотов вокруг барабана блок-тормоза и фиксируют через стержни блока. Носилки на двух роликах подвешивают на основной трос. К верхнему ролику прикрепляют вспомогательный трос, с помощью которого через второй блок-тормоз регулируется ско­рость спуска. Если нет второго блок-тормоза, тормозить движение носилок можно с помощью связки из 5—6 ле­дорубов, обмотав вспомогательный трос тремя-четырьмя витками вокруг древков. В лесной зоне для этой цели можно использовать стволы деревьев (рис. 17, б, в).

Транспортировка по крутым и обрывистым склонам.

 Транспортировка пострадавшего по скальным склонам крутизной менее 60°, а особенно по склонам ступенчато­го строения ставит перед спасателями сложные задачи. Участки, крутизна которых не позволяет переносить но­силки обычным способом, но в то же время слишком пологие для спуска их с помощью троса, зачастую пред­ставляют собой сильно разрушенные, сыпучие склоны, местами покрытые травой и осыпями. Наряду с больши­ми трудностями, связанными с транспортировкой на таком рельефе, необходимо помнить и об опасностях частых здесь камнепадов.

Наиболее приемлемый способ транспортировки на по­добном рельефе — волочение при наличии универсальных носилок или саней-лодок «Акья». Носилки, спущенные по крутым участкам склона (стенам) в горизонтальном положении, теперь можно применять как волокушу (за исключением случаев, когда у пострадавшего поврежден позвоночник!). Для этого из карабина высвобождают репшнур нижней части носилок (со стороны ног) и по­ворачивают их на 90°. Сопровождающий привязывается репшнуром к передней, обращенной к нему, поперечине носилок и тащит их за собой. Регулировка скорости движения, как и прежде, осуществляется сверху тор­мозным блоком или снизу через блок (рис. 18, а). При таком методе транспортировки значительно умень­шается нагрузка на трос, поскольку велико трение носилок о склон, в связи с чем для равномерной выдачи троса следует уменьшить число оборотов через блок-тормоз.

Так же осуществляется транспортировка по крутым ледово-снежным или травянистым склонам, потому что на этих участках рельефа крутизна редко превышает 60°. По склонам крутизной менее 60° носилки можно без опа­сения транспортировать волоком. Для хорошо и удобно прикрепленного к носилкам пострадавшего наклонное положение не создает неудобств, так как в этом случае опора для ног превращается в сиденье и он находится в полусидячем положении — как бы в кресле.

Во время транспортировки волоком сопровождаю­щий, поднимая или опуская носилки при прохождении неровностей склона, может уберечь пострадавшего от толчков и ударов.

Спуская пострадавшего по скальным склонам, следу­ет идти лицом к носилкам (рис. 18, б), по ледовым или снежным склонам — лицом вперед (рис. 18,а).

По каменистому рельефу или склонам ступенчатого строения рекомендуется ввести сзади под носилки две мягкие, пружинящие жерди и прикрепить их репшнура­ми. Этим достигается более плавное прохождение носи­лок через неровности рельефа. При транспортировке по леднику или снежным склонам следует таким же способом прикреплять к носилкам пару лыж носками назад (рис. 19).

Транспортировку волоком по ледовым, снежным и травянистым склонам при наличии достаточного количе­ства троса можно осуществить на 500 м и более.

Транспортировка на простом рельефе небольшой кру­тизны.

 Здесь имеется в виду та часть горного рельефа, которая находится между подножием склона вершины и проезжей дорогой. Как правило, это травянистые склоны, местами пересекаемые желобами и прерывае­мые небольшими скальными ступенями, — так называе­мые подходы. Хотя на подобном рельефе в значительной степени уменьшаются опасности, сопровождавшие спаса­теля во время его работы на всем предыдущем пути, транспортировка и здесь сопряжена с трудностями, ко­торые не следует недооценивать руководителям спаса­тельных работ.

Прежде всего на таком рельефе переноска постра­давшего физически трудна и требует много времени, по­скольку трос или веревка, на которые при крутых спу­сках приходится значительная доля тяжести, здесь уже не могут быть применены, так как нет необходимого уклона.

Транспортировка в этих условиях особенно ослож­няется отсутствием надлежащих средств или неумением ими пользоваться. Если состояние пострадавшего позволяет транспор­тировать его сидя, то удобнее всего пользоваться рюкзаком-носилками. При этом Лямки сиденья при спуске пропускают назад (при подъеме —вперед!), и с помо­щью веревки спасатель получает поддержку и подстра­ховку со стороны сопровождающих (рис. 20,а). Длин­ная прочная палка для опоры или, в крайнем случае, два связанных длинных ледоруба (головку нижнего ледору­ба нужно обернуть чем-либо мягким, чтобы спасатель не мог себя поранить) значительно облегчает передви­жение носильщика.

На коротких крутых участках, где спасатель перено­сит пострадавшего на спине, организуется страховка, как показано на рис. 20,6.

Один конец веревки закрепляют за выступ (крюк), пропускают под мышками и через грудь носильщика (обязательно заложить его в карабин грудной обвязки!) и возвращают вверх, к страхующему, который выпу­скает ее медленно, по мере передвижения носильщика. Страховку — выдачу веревки — лучше всего организо­вать методом страховки через плечо или через карабин, используя его одновременно и в качестве тормоза. При правильной организации страховки (выдачи веревки) спасатель получает как бы дополнительную опору на уровне груди, что помогает ему сохранять равновесие и облегчает спуск.

Для транспортировки тяжелопострадавшего удобнее всего пользоваться универсальными носилками. Их пре­имущество заключается прежде всего в том, что постра­давший защищен от ударов со стороны и снизу, уже не говоря о том, что с универсальными носилками транс­портировку можно осуществлять на всех этапах горного рельефа вплоть до проезжей дороги, не прибегая к дру­гим транспортным средствам (рис. 21,а).

После спуска пострадавшего со сложного рельефа и выхода на пологие склоны или тропы к носилкам в сред­ней их части прикрепляется колесо, в результате чего достаточно трех-четырех спасателей для дальнейшей транспортировки (рис. 21,6). С такими носилками мож­но траверсировать склоны средней крутизны, спускаться по травянистым склонам, а также зигзагом по крутым желобам, ибо при наличии колеса носилки можно по­вернуть на 180° буквально на месте.

Идущий впереди выбирает путь и придерживает но­силки, пользуясь тормозом, а тот, кто находится сзади, одновременно с придерживанием носилок выравнивает их положение и предохраняет пострадавшего от толчков и сотрясений.

На обычных пешеходных тропах колесо универсаль­ных носилок монтируется впереди или сзади в зависи­мости от характера повреждений транспортируемого, а именно: при повреждении головы или верхней части туловища — в нижней части носилок (у ног), при повре­ждении нижней части туловища и ног — в верхней ча­сти, так как сотрясение носилок сильно ощутимо под колесом. Где позволяют условия рельефа, носилки транс­портируются тремя спасателями: один двигается впере­ди, двое сзади, причем каждый из идущих сзади держит только одну ручку, что способствует более плавному и спокойному передвижению на неровной поверхности спуска. На крутых участках в отверстия ручек проде­ваются репшнуры для страховки и придерживания но­силок.

Если в отдельных случаях возникает необходимость транспортировать носилки вверх по склону, следует при­бегать к подъему с помощью блока (рис. 22). Для этого наверху в зависимости от протяженности склона и нали­чия троса (веревки) закрепляется ролик. Во избежание излишнего трения троса о склон и возможного вызова камнепада ролик нужно крепить как можно выше над поверхностью земли. Проходящий через него трос со­единяют внизу с носилками, а наверху привязывают к прочной палке (связанные ледорубы, лыжи, лыжные палки и пр.) или делают 2—3 петли (в зависимости от количества людей), с помощью которых спасатели помо­гают поднять носилки.

Указанный выше метод можно применять при всех способах транспортировки по склону вверх: на колесе, волоком и при переноске на руках.

На участках горного рельефа, где из-за неровностей склона (скальные ступени, выступающие скалы и пр.) нельзя организовать подъем контрнатяжением и носил­ки приходится переносить вверх обычным способом — на руках, на всех опасных местах, траверсах, где спаса­телям грозит соскальзывание или срыв, необходимо обеспечить надежную страховку. В зависимости от обстановки обеспечивается страховка веревочными пет­лями, перилами или организуется непосредственная подстраховка спасателей друг другом.

Нужно иметь в виду, что транспортирующий, цели­ком поглощенный переноской носилок, сам не имеет возможности обеспечить свою безопасность. Поэтому организация надежной страховки ложится на сопровож­дающих. Руководитель спасательных работ создает из членов отряда группу обеспечения безопасности, в задачу которой входят выбор и подготовка пути, орга­низация страховки.

При траверсе склона спасатели, транспортирующие носилки, прицепляются карабинами к перилам. У каж­дого из них на грудной обвязке есть две петли длиной 50—70 см с карабинами. Подходя к месту крепления перил (крюку, выступу, петле), спасатель свободным карабином сначала пристегивается к перилам впереди туловища — в нижней части носилок (у ног!), при повре­ждении нижней части туловища и ног — в верхней ча­сти, так как сотрясение носилок сильно ощутимо под колесом. Где позволяют условия рельефа, носилки транс­портируются тремя спасателями: один двигается впере­ди, двое сзади, причем каждый из идущих сзади держит только одну ручку, что способствует более плавному и спокойному передвижению на неровной поверхности спуска. На крутых участках в отверстия ручек проде­ваются репшнуры для страховки и придерживания но­силок.

На участках горного рельефа, где из-за неровностей склона (скальные ступени, выступающие скалы и пр.) нельзя организовать подъем контрнатяжением и носил­ки приходится переносить вверх обычным способом — на руках, на всех опасных местах, траверсах, где спаса­телям грозит соскальзывание или срыв, необходимо обеспечить надежную страховку. В зависимости от обстановки обеспечивается страховка веревочными пет­лями, перилами или организуется непосредственная подстраховка спасателей друг другом.

На вертикальных или наклонных перилах на расстоя­нии 2—3 м делаются небольшие «узлы проводника» с таким расчетом, чтобы в них проходили ладони. Спаса­тель при подъеме придерживается за них руками, а в случае остановки или отдыха пристегивается к ним кара­бином.

На всех опасных участках носилки страхуются так­же за перила, причем всегда за две точки.

В переноске носилок, как правило, не должно уча­ствовать одновременно более 3—4 человек, так как кон­центрация большого числа людей на сравнительно не­большой площади ограничивает свободу движения и снижает эффективность работы. Значительно лучше про­изводить частую замену транспортирующих.

При грамотном владении всеми способами транспор­тировки с применением тросового снаряжения и универ­сальных носилок переноска пострадавшего на руках сводится к минимуму. Но и для этого трудоемкого спо­соба существует простое приспособление в виде транс­портировочных лямок (см. рис. 2,6), применение кото­рых намного облегчает переноску носилок.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.