Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-04-03 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Произошел несчастный случай. Пострадавший как можно быстрее должен быть доставлен в больницу: от этого зависит его здоровье, а нередко и жизнь.
В городах и населенных пунктах этот вопрос сейчас решается просто: звонок по телефону, оглушительный вой сирены -—и опытные врачи уже оказывают человеку первую помощь. Еще несколько минут — и он на операционном столе или на больничной кровати. В тайге, в пустыне, на болоте и в других труднодоступных районах, куда не проберется карета «Скорой помощи», на выручку приходят самолеты и вертолеты санитарной авиации.
Иные условия в горах. Хотя за последние годы значительно усовершенствовалась и пополнилась техническая оснащенность горноспасательной службы, хотя современные вертолеты производят посадки на высотах и площадках, казавшиеся ранее немыслимыми, и в горах пролегли новые дороги, позволяющие машинам «Скорой помощи» подходить много ближе к месту аварии, по-прежнему в подавляющем большинстве случаев непосредственно к пострадавшему может добраться только человек, который транспортирует его вниз, до места, где на помощь придет техника. Поэтому очевидно, что успех и быстрота спасательных работ в горах целиком зависят от того, насколько четко и оперативно они организованы, насколько совершенно владеют спасатели техникой спасательных работ и приемами оказания первой помощи, насколько полно они обеспечены современным спасательным и транспортировочным снаряжением. Наша отечественная система спасательной службы в горах организуется в основном на общественных началах. Число штатных работников ее крайне невелико. Подавляющее большинство спасательных работ проводится силами членов добровольных спасательных отрядов с широким привлечением альпинистов-спортсменов, оказавшихся в этот момент в районе несчастного случая.
|
Поэтому чем больше альпинистов и горных туристов познакомится с правилами, организацией и техникой проведения спасательных работ, чем совершеннее они овладеют ими, тем лучше и быстрее будет оказываться помощь пострадавшему. Хорошее знание этих правил и приемов позволит также шире развернуть работу по предупреждению несчастных случаев в горах.
К сожалению, наша литература по данным вопросам весьма бедна: тема спасательных работ затрагивается в большей или меньшей степени лишь в двух-трех пособиях по альпинизму, давно ставших библиографической редкостью.
Предлагаемое читателю второе издание настоящей книги, существенно переработанное и расширенное по сравнению с первым, в значительной мере восполняет этот пробел. Автор — известный спортсмен и педагог, мастер спорта и заслуженный тренер СССР Ф. А. Кропф — хорошо знаком широким кругам советских горовосходителей как один из старейших работников системы спасательной службы в горах, прошедший все ее звенья — от рядового спасателя до одного из руководителей. В данной книге он обобщил свой многолетний опыт, а также практику работы многих спасательных отрядов и контрольно-спасательных пунктов в нашей стране и за рубежом.
Книга явится ценным пособием не только для альпинистов и туристов, но и для работающих в горах представителей многих профессий.
А. Б о р о в и к о в, председатель Федерации альпинизма СССР
ОТ АВТОРА
Суровая обстановка высокогорья, в которой происходят занятия альпинизмом или горным туризмом, предъявляет высокие требования к всесторонней подготовке горовосходителя.
Альпинисты, туристы, а также все, чья практическая деятельность связана с пребыванием в высокогорной зоне, в той или иной степени сталкиваются с особенностями горной природы, которая представляет определенную опасность, зависящую не только от рельефа и структуры горной породы, крутизны скальных, ледовых и снежных склонов, абсолютной высоты вершин, климатических и атмосферных явлений, но и в известной мере от времени дня и года.
|
Основные опасности, связанные с природными особенностями гор, — это снежные лавины и карнизы, камнепады, ледниковые трещины, ледовые и фирновые обвалы, селевые потоки, грозы, снежные бури, холод, туман, чрезмерное солнечное облучение. Отправляясь в горы, следует помнить об этих опасностях, нельзя пренебрегать мерами предосторожности, надеясь на счастливый случай, или действовать «на авось».
При проведении высокогорных походов и восхождений на вершины, а также при работе в горных условиях нужно постоянно соблюдать меры безопасности, главными условиями которых являются: высокая техническая, физическая и моральная подготовка горовосходителей, глубокие знания особенностей природы гор, надежная страховка, умение выбрать правильный путь сообразно времени дня и года, наличие необходимого высококачественного снаряжения, обмундирования, достаточного запаса продуктов питания.
Альпинист должен быть всегда готов встретиться с опасностями, которые его ожидают, уметь вовремя их распознать и избежать или, если это не удается, уменьшить до минимума их губительное действие.
Безаварийности можно достигнуть только при помощи всесторонней профилактической работы на всех этапах подготовки восходителя — от новичка до альпиниста высшего спортивного разряда. Поэтому обязанность инструктора и тренера по альпинизму не только прививать технические навыки своим подопечным, но и неустанно воспитывать в них чувство большой личной ответственности за безопасность на любом этапе подготовки и проведения горного путешествия или восхождения на вершину. Вне зависимости от того, выходит ли группа на вершину по простейшему пути или ей предстоит восхождение по технически сложному рельефу, все должно быть тщательно подготовлено. Требуется определенное материальное обеспечение (обмундирование, снаряжение, запас продуктов питания), знание маршрута, возможных путей вынужденного спуска и составление тактического плана с учетом запасного времени на непогоду.
|
Всегда важно иметь в виду, что технически простое восхождение на вершину может превратиться в трудное и опасное мероприятие, если вдруг окажется, что отсутствует снаряжение, необходимое для преодоления встретившегося сложного участка, для вынужденного отклонения от намеченного пути и выхода на сложный рельеф из-за возникших опасностей (ледовые обвалы, карнизный гребень, камнепад и др.) или особенно из-за непогоды, которая сопровождается резким похолоданием, туманом, пургой, что вдруг создает «ненормальные условия» на маршруте.
История альпинизма знает немало печальных случаев, когда люди, отправляясь в горы, рассчитывали встретить на своем пути только «нормальные условия», и первые непредвиденные трудности привели к катастрофе.
Задача руководителей альпинистских и горно-туристских походов — исключить любую случайность, которая может привести к несчастью.
Однако та или иная группа, находясь в высокогорье, может попасть в сложные условия, связанные с неожи-- данным ухудшением погоды, заболеванием или травмой кого-нибудь из участников. Если члены этой группы не в состоянии справиться с создавшимся положением и благополучно спуститься, возникает необходимость оказывать им помощь — проводить спасательные работы, которые осуществляют спасательные отряды.
Успешное осуществление таких работ целиком зависит от степени технической подготовленности членов отряда, их опыта, квалификации, четкой организации и взаимодействия отдельных спасательных групп. Высокие моральные качества, смелость, выдержка, находчивость— необходимые предпосылки для успешного оказания помощи терпящим бедствие в горах.
Задача спасательного отряда состоит в том, чтобы в кратчайший срок спустить пострадавшего в долину и далее — к месту госпитализации независимо от сложности рельефа, условий погоды и протяженности маршрута. От этого зависит не только быстрейшее восстановление здоровья пострадавшего, но и нередко сохранение его жизни. Быть квалифицированным спасателем—-дело чести каждого советского альпиниста, который всегда должен быть готов вступить в борьбу с суровыми силами природы не только ради спасения своего товарища, но и руководствуясь принципами гуманности, во имя спасения каждого, кто попал в беду.
|
Поэтому все альпинисты-разрядники наряду с повышением своего спортивного мастерства обязаны уделять постоянное внимание овладению техникой применения тросового снаряжения и подручных средств (то есть альпинистского снаряжения, которым группа располагает на маршруте) для транспортировки пострадавшего по горному рельефу. Важно также уметь правильно установить диагноз заболевания или травмы и оказать первую медицинскую помощь.
Всесоюзный совет ДСО профсоюзов, придавая большое значение подготовке кадров спасателей, учредил в 1963 году жетон «Спасательный отряд», которым награждаются альпинисты, выполнившие определенные требования, и в 1968 году учредил «Почетный знак спасательного отряда». Этим знаком награждаются альпинисты за предупреждение несчастных случаев, подготовку кадров горноспасателей и оказание помощи терпящим бедствие в горах. Ежегодно в нашей стране возрастает число сложных восхождений (особенно стенных), в связи с чем возникла необходимость усовершенствовать технику и тактику, спасательных и транспортировочных работ. В настоящее время все альпинистские лагеря и контрольно-спасательные пункты страны оснащены специальным спасательным инвентарем (тросовым снаряжением), позволяющим осуществить спуск пострадавшего по отвесной стене или крутому склону этапами до 500 м (без оборудования промежуточного места спуска), соорудить вдоль гребня, через кулуары и каньоны подвесные дороги протяженностью до 300 м и, применяя систему блоков, поднять пострадавшего со значительной глубины '.
Однако следует иметь в виду, что специальный спасательный инвентарь, как правило, находится на контрольно-спасательных пунктах, в альпинистских лагерях и на туристских базах. Для доставки этого снаряжения к месту несчастного случая требуется иногда значительное время, что может непоправимо задержать спуск
пострадавшего.
Поэтому, как уже отмечалось, любому альпинисту-разряднику наряду с овладением техникой транспортировки специальным спасательным инвентарем нужно в совершенстве знать приемы транспортировки подручными средствами, то есть имеющимся в группе альпинистским инвентарем.
Транспортировка с помощью подручных средств требует значительно большего умения, опыта и смекалки, чем при наличии специального спасательного инвентаря, так как в зависимости от снаряжения, которым располагает группа, и рельефа местности методы транспортировки могут быть самыми разнообразными.
Цель настоящего пособия — помочь инструкторам и разрядникам по альпинизму, горному туризму, а также работникам спасательной службы изучить и освоить технические приемы применения современных и подручных средств при спасательно-транспортировочных рабо тах. В книге приведены также краткие сведения о радиосвязи в горах и оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
|
Раздел «Радиосвязь в горах» подготовлен радистом альпинистского лагеря «Безенги» Ю. А. Волковым и альпинистом-разрядником А. Я. Бычковым, а автором раздела «Первая доврачебная помощь в горах» является доктор медицинских наук, профессор Л. В. Успенский.
Автор приносит благодарность мастерам спорта СССР П. А. Захарову, Г. К. Седову и И. Д. Смирнову за помощь в уточнении материалов.
1 Тросовое спасательное снаряжение предложено австрийским альпинистом В. Маринером в 1948 году. В том же году Маринер выпустил руководство по применению тросового снаряжения, на основе которого были впоследствии созданы пособия по спасательным работам во многих странах. Автор данной книги также пользуется материалами Маринера.
ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СССР
Во второй половине 30-х годов, когда альпинизм в Советском Союзе получил широкое развитие, на Кавказе, Памире, Тянь-Шане и Алтае были созданы альпинистские лагеря и горно-туристские базы. Одновременно возникла необходимость в организации постоянно действующей спасательной службы в горах, основными задачами которой явились профилактика и предупреждение несчастных случаев, подготовка кадров спасателей и оказание помощи терпящим бедствие в горах.
ВЦСПС ассигновал тогда значительные средства на строительство спасательных пунктов: на Центральном Кавказе — в ущельях Безенгийском, Чегемском, Адыр-Су, под Эльбрусом на Западном Кавказе — в Домбае.
В 1938 году были организованы первые десятимесячные курсы по подготовке работников спасательной службы. Те, кто окончил эти курсы, в дальнейшем возглавили спасательные пункты и помогли высокогорным базам в организационной работе по обеспечению безопасности и проведению спасательных работ в горах.
В каждом альпинистском лагере были созданы общественные (добровольные) спасательные отряды, которые состояли из высококвалифицированных инструкторов альпинизма, прошедших специальную подготовку по технике и тактике спасательных работ.
В программе подготовки альпинистов наравне с техническими дисциплинами предусматривались специальные занятия по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавших по горному рельефу.
Во время Великой Отечественной войны все спасательные пункты и значительная часть альпинистских лагерей на Кавказе были варварски разрушены оккупантами. В 1945 году, когда советский народ, разгромив фашистских захватчиков, вернулся к мирной жизни, альпинистам пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить свои базы и практически заново организовать спасательную службу.
Для подготовки кадров спасательной службы в 1947— 1950 годах ежегодно проводились краткосрочные курсы. В программе школы по подготовке инструкторов альпинизма предусматривался раздел «Спасательные работы», а перед началом каждого летнего сезона члены спасательных отрядов проходили специальную подготовку и тренировку в горах.
С 1946 года в альпинистских лагерях, на сборах и альпиниадах была введена специальная должность — начальник общественного спасательного отряда, который возглавляет в этих организациях всю работу по предупреждению несчастных случаев и оказанию помощи альпинистским группам, терпящим бедствие в горах района.
В целях координации работы многочисленных спасательных отрядов в 1958 году по решению ВЦСПС в горных районах страны созданы круглогодично действующие контрольно-спасательные пункты (КСП), которые с 1960 года находятся в непосредственном подчинении Всесоюзного совета ДСО профсоюзов.
В настоящее время в горных районах Советского Союза насчитывается 16 контрольно-спасательных пунктов, в распоряжении которых высококвалифицированные спасатели, необходимый инвентарь, средства связи и автотранспорт (приложение на стр. 207—211).
Контрольно-спасательные пункты, созданные в районах сосредоточения альпинистских лагерей, призваны осуществлять все работы по предупреждению несчастных случаев, вести контроль за соблюдением правил проведения альпинистских мероприятий и организовывать помощь терпящим бедствие в горах.
КСП осуществляют свои функции в альпинистских лагерях, на сборах, альпиниадах с помощью начальника спасательного отряда. Основная задача КСП — предупреждение несчастных случаев, подготовка кадров спасателей, оказание помощи терпящим бедствие в горах, а также осуществление мер по охране природы.
Профилактическая работа. КСП осуществляют проверку мест учебных и тренировочных занятий, горных троп и переправ через горные реки, маршрутов через перевалы и на вершины, а также альпинистского снаряжения. Они ведут наблюдение за состоянием лавиноопасных склонов, следят за своевременностью подачи прогнозов погоды при проведении альпинистских мероприятий, координируют восхождения учебных и спортивных групп на вершины района, контролируют соблюдение правил безопасности во время альпинистских учебно-спортивных мероприятий. Наряду с этим КСП дают консультации по маршрутам на вершины и через перевалы, проверяют готовность групп к выходу в высокогорную зону и принимают от самодеятельных альпинистских групп, сборов и альпиниад контрольные сроки. Они имеют право в особых случаях, когда это вызывается необходимостью, запрещать восхождения и походы по отдельным маршрутам или возвращать для повторной проверки группу, спортивно-техническая подготовленность которой вызывает сомнение.
Подготовка кадров. КСП ведут учет альпинистов, способных участвовать в спасательных работах, и устанавливают дежурство руководителей спасательных отрядов в районе; проводят с альпинистами занятия по овладению средствами транспортировки, взаимодействию отрядов и освоению тактики спасательных работ; контролируют состояние и готовность спасательных фондов и средств связи альпинистских мероприятий.
Оказание помощи терпящим бедствие в горах. В случае бедствия в горах КСП возглавляют и координируют поисковые и спасательные работы, принимают меры к оказанию неотложной медицинской помощи пострадавшим, в зависимости от масштабов и обстоятельств происшествия привлекают к участию в ликвидации аварии необходимое число альпинистов, материальные и технические средства, имеющиеся в распоряжении КСП и альпинистских мероприятий.
КСП проводят расследование причин несчастных случаев и осуществляют контроль за мерами, принимаемыми руководителями альпинистских лагерей в отношении нарушителей правил безопасности в высокогорной зоне.
Спасательные отряды создаются во время всех альпинистских мероприятий. Они осуществляют контроль за соблюдением правил безопасности при проведении учебно-спортивной работы, принимают меры по предупреждению несчастных случаев, а при необходимости оказывают помощь альпинистам в высокогорной зоне (приложение на стр. 212—216).
Спасательный отряд, возглавляемый начальником, освобожденным от других обязанностей, состоит из 6—12 квалифицированных альпинистов, хорошо знающих данный горный район, владеющих техникой и тактикой спасательных работ и умеющих квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь.
В распоряжении спасательного отряда имеется неприкосновенный запас продуктов питания, снаряжения, обмундирования, средств связи и сигнализации, так называемый спасательный фонд, который хранится в отдельном помещении (в экспедициях и на сборах — в палатке).
Примерный перечень снаряжения и имущества спасательного фонда приведен в приложении на стр. 217—220.
В случае необходимости выхода на спасательные работы члены отряда, выходящего первым (так называемый головной отряд), получают из спасательного фонда снаряжение, средства связи и сигнализации, медикаменты и продукты питания, которые потребуются им для выполнения своей задачи.
Вспомогательные отряды, выходящие в зависимости от обстановки сразу за головным отрядом или через несколько часов, получают снаряжение, обмундирование и продукты питания со склада лагеря (базы и др.).
Назначенные к выходу на спасательные работы альпинисты должны явиться к месту сбора (спасательный фонд, учебная часть), имея при себе следующее обмундирование и снаряжение:
1. Костюм штормовой. 2. Ботинки высокогорные. 3. Пояс страховочный. 4. Репшнур 5м — 1 конец. 5. Карабин—1. 6. Очки защитные. 7. Ледоруб или айсбайль. 8. Кошки, подогнанные к ботинкам (в зависимости от маршрута).
Зимой дополнительно требуются: 1. Лыжи с креплениями и палками. 2. Ботинки горнолыжные.
После завершения спасательных работ производится детальная проверка дальнейшей пригодности всего бывшего в употреблении инвентаря. Снаряжение, надежность которого вызывает сомнение, выбраковывается и заменяется новым.
В течение суток после окончания спасательных работ составляются акты на списание пришедшего в негодность и израсходованного снаряжения, инвентаря, продуктов питания
Примечания. 1. Запас продуктов питания для головного отряда, состоящий в основном из концентратов, копченостей и других нескоропортящихся продуктов, на 12—18 человеко-дней, следует заранее расфасовать мешочки, снабженные перечнем содержимого, и держать в спасательном фонде рядом с рюкзаками. 2. Состояние радиостанций, осветительных средств, медикаментов необходимо еще раз проверить непосредственно перед выходом отряда.
Тросовое снаряжение
В комплект специального снаряжения входят следующие предметы:
- 6 концов стальных оцинкованных тросов с мягким наполнителем диаметром 5 или 5,1 мм, из них 4 троса по 100 м и 2 троса по 30 м с заделанными коушами;
- 3 троса диаметром 2,5 или 3 мм, из них 2 троса по 200 м и 1 трос длиной 60 м с заделанными коушами.
- миллиметровый трос выдерживает нагрузку около 2000 кг и служит для подъема и спуска пострадавших с сопровождающим и для организации подвесной дороги. 3-миллиметровый трос выдерживает нагрузку не более 900 кг и применяется только при вспомогательных работах: подъеме снаряжения, поддержании носилок при спуске по подвесной дороге, оттягивании носилок при спуске со стены и т. д. Спускать людей на 3-миллиметровом тросе категорически запрещается. Очень опасно!!!
- станок для переноски троса (рис. 1,а), вмещающий две катушки троса. Станок имеет каркас из тонкостенных стальных труб, лямки для переноски и две съемные ручки для прокручивания катушек с тросом. При наличии станка отпадает необходимость в применении короба (рис. 1,6), ранее входившего в комплект спасательного инвентаря;
- 8 катушек из легкого прочного металла для наматывания тросов (см. рис. 1,6);
- 3 блок-тормоза. Блок-тормоз (рис. 1, в)—барабан из древесины твердых пород, вмонтированный в стальную дугу с завинчивающимся замком. В зависимости от нагрузки — спуск одного или двух человек — необходимое трение и соответственно торможение троса достигается увеличением количества оборотов троса вокруг барабана. По обеим сторонам барабана на плоской части дуги имеются три стержня с полукруглой головкой, служащие для закрепления троса, когда необходимо прекратить спуск, нарастить трос или поднять пострадавшего. На нижних концах дуги имеются отверстия для карабинов, крепящих ролик при подъеме, или зажим для страховки при наращивании троса;
- 2 зажима—так называемая «лягушка» (рис. 1,г) — для основного троса, действующие по принципу зажимающих лапок для натягивания телеграфно-телефонных проводов. Зажим состоит из основания, прикрепленного к подвесу, на котором крепятся две колодки с канавками для захвата троса. Одна колодка закреплена неподвижно, другая — подвижная — соединена с двумя рычагами. Трос диаметром 5 мм плотно зажимается колодками, тормозное усилие между которыми равно 900—1000 кг без проскальзывания;
- 10 соединительных звеньев (рис. 1,<Э) для сращивания тросов. Соединительное звено имеет форму цилиндра, вписывающегося в желоб ролика и представляющего собой две полукруглые стальные пластинки, скрепленные двумя винтами, на которые плотно насажены втулки под коуш троса. Соединительное звено может представлять собой цельный цилиндр с взаимно перпендикулярными прорезями по обеим торцовым сторонам, в которые вкладывается коуш, закрепляющийся винтами;
- шарнирный карабин (рис. 1,е), состоящий из соединения двух независимо вращающихся муфт с вмонтированным подшипником. В нижней части муфты имеется отверстие для карабина, в верхней — прорезь и ось-фиксатор для коуша троса. Шарнирный карабин является соединительным звеном между человеком (или носилками) и тросом при спуске по нависающим участкам рельефа. Он исключает возможное закручивание троса;
- 6 карабинов с муфтами, выдерживающих нагрузку не менее 2000 кг;
- 4 стальных ролика с желобами (рис. 1,ж), рассчитанными на прохождение троса, с соединительным звеном. Ролик, вмонтированный в две разъемные стальные пластины с отверстиями для карабина, вращается «а оси с бронзовой втулкой.
2. Рюкзак-носилки (рис. 2, а)
Состоит из сварного стального треугольника и прикрепленных к нему брезентового фартука-седла, комплекта ремней для пострадавшего, плечевых ремней для спасателя, лямок для сидения и короткого, 5-миллиметрового троса с коушем для крепления к основному тросу.
3. Лямки для переноски носилок (рис. 2) б)
Каждая лямка (всего их 8) состоит из двух широких брезентовых ремней, скрепленных крест-накрест. К их концам приделаны кольца из репшнура для вдевания ручек носилок.
4. Универсальные разборные носилки (рис. 3, а)
По своей конструкции они напоминают кресло-качалку и состоят из двух пар стальных, изогнутых дугообразно вниз тонкостенных труб, концы их сварены под острым углом. К верхним трубам прикреплены алюминиевые листы (или брезентовое полотно) для ложа; на него кладут пострадавшего и привязывают его ремнями или репшнуром.
Верхние и нижние трубы в середине скреплены вертикальными разъемными трубами с фиксатором, позволяющим разъединить носилки на две половины.
В месте соединения продольных труб имеются шарнирные головки с вращающимися ручками и фиксатором, с помощью которого можно установить различные положения ручек. К нижним трубам приварено по четыре ушка для крепления стоек, в них монтируется легкое мотоциклетное колесо с тормозным устройством — для транспортировки пострадавшего по тропам и пологим травянистым склонам и осыпям. Стойки в зависимости от метода транспортировки можно крепить в трех положениях: в нижнем конце носилок (под ноги), в середине или в верхнем конце. Колесо имеет тормозной барабан. Трос тормозного барабана прикрепляется к ручке носилок.
К верхним продольным трубам крепится опора для ног пострадавшего (рис. 3,а), состоящая из двух пар раздвижных труб, соединенных между собой поперечной трубой-осью с шарниром. К поперечине прикреплен резиновый ролик, который служит опорой под сгибом колена, а к продольным трубам — ремни для фиксации ног транспортируемого.
5. Сани- волокуша «Акья» (рис. 3, б)
Изготовлены из листового дюралюминия и представляют собой металлическую лодку с трапециевидным поперечным разрезом. В комплект входят также колесо со стойками и опора для ног. Для удобства доставки к месту аварий в высокогорье используют разборные сани, а на горнолыжных трассах рекомендуют неразъемные: они прочнее.
6. Лебедка
Используется для подъема и спуска пострадавшего (рис. 4). Состоит из трубчатой треноги, барабана с вмонтированной планетарной передачей и вала с двумя рукоятками. На раме треноги имеется храповик-предохранитель, автоматически фиксирующий положение барабана при вынужденных остановках. На верхней части рамы треноги — четыре стержня с полукруглыми головками, в которые закладывается трос при длительных остановках.
7. Шест-носилки (рис. 5)
Это конструкция французской горноспасательной службы. Носилки разборные и состоят из следующих деталей:
а) две стальные трубы квадратного сечения 35х35 мм или дюралюминиевые круглого сечения 45 мм. На одной из них муфта с фиксатором для соединения с другой трубой. К ней же прикреплена вращающаяся на оси распора, назначение которой удерживать края транспортируемого мешка на уровне груди пострадавшего и препятствовать, таким образом, сжатиям, а также боковой качке;
б) две вилообразные трубчатые ручки с резиновыми подушками. Ручки для переноса монтируются в оба конца соединенного шеста и закрепляются фиксаторами;
в) транспортировочный мешок;
г) накидка из легкой ткани для накрывания лица и груди пострадавшего.
Крепежная установка
Необходима для сооружения саней-носилок (рис. 6). Состоит из следующих деталей:
а) две слегка загнутые на концах стальные или дюралюминиевые перекладины с болтами и барашками (большие!), которые закрепляются на носках лыж. Верхняя перекладина имеет два кольца для закрепления лыжных палок во время транспортировки;
б) две стойки-опоры с пластинами на нижних концах. Каждая пластина имеет прорез, позволяющий вставить ее под головкой крепления типа «маркер», к которому крепятся репшнуром стойки-опоры. Они соединены пластиной на уровне головки «маркера». На верху стоек-опор вделаны кольца, в них должны свободно входить лыжные палки;
в) задняя стойка из прочной П-образной конструкции, на обоих ее нижних концах имеются раздвижные башмаки с фиксаторами, закрепляющимися в обхват на концах лыж. Крепежная установка сконструирована таким образом, что лыжи после монтажа находятся в положении незначительного плуга с внутренней кантовкой;
г) транспортировочный мешок изготавливается из не
промокаемого материала типа «серебрянка» или каландрированного капрона, на теплой подкладке, предохраняющей пострадавшего от холода и сырости. К днищу транспортировочного мешка пришиты продольно три лямки из широкой прочной тесьмы с ремнями и пряжками на концах, служащие для крепления транспортировочного мешка к передней и задней стойкам. Чтобы прикрепить
мешок к стойкам, следует натянуть лямки таким образом, чтобы носки лыж несколько загибались вверх. К днищу верхней части транспортировочного мешка пришиты 6 широких прочных поперечных лямок с петлями на концах, в которые должны свободно входить лыжные палки с ручками.
9. Зонды лавинные (15—25 штук)
Лавинный зонд (длинный, 3—4-метровый стержень) состоит из свинчивающихся метровых стальных прутков диаметром 5—б мм или дюралюминиевых труб сечением не более 18 мм. На одном конце зонда имеется наконечник — коронка с крючком, на противоположном конце — ручка (рис. 7, а).
Спуск пострадавшего.
Когда сопровождающий (или сопровождающие) вместе с пострадавшим прикрепились посредством завинчивающегося карабина к тросу (завинтить муфту карабина!), спасатель, обслуживающий блок-тормоз, снимает трос со стержней и начинает его медленно и равномерно выпускать — спуск начат.
Сопровождающий руками и широко расставленными ногами плавно отталкивается от склона (рис. 11) и спускается в соответствии со скоростью движения троса. Если, несмотря на правильное положение блок-тормоза, трос пружинит, блок следует слегка смочить. Для плавного прохождения троса важно подавать его от катушки к блок-тормозу в достаточном количестве. Если трос был взят без катушки, его следует перед спуском разложить большими петлями и следить, чтобы он не запутался.
Если длина троса не позволяет спустить пострадавшего до удобного места или заранее предусматривается спуск на 200—300 м с одной точки, трос необходимо нарастить. Наращивают его следующим образом: спуск приостанавливается, н конец первого троса (не менее 1— 1,2 м от коуша) закрепляют через стержни блок-тормоза.
В связи с тем, что во время наращивания трос может случайно соскочить со стержней (тогда авария неминуема!), первый трос необходимо взять на страховку. К дуге блок-тормоза прикрепляют (посредством двух карабинов и не менее чем шестью витками вспомогательной веревки или двумя витками основной веревки) зажим, в который закладывают первый трос. Зажим закрывают до положения полного торможения, вспомогательную веревку натягивают до отказа и завязывают (рис. 12). Только после этого можно приступить к наращиванию. В целях безопасности следует нарастить трос так, как это показано на рис. 12, а, то есть второй трос соединяют с первым перед блок-тормозом, а не пройдя его, как это иногда практикуется. Когда трос наращен, его снимают со стержня блок-тормоза, пропускают вместе с соединительным звеном через блок-тормоз и снова закрепляют за стержни. Затем зажим медленно отпускают до такого положения, когда вес носилок переносится на второй трос и блок-тормоз, после чего он легко снимается (рис. 12,6), — система готова для дальнейшего спуска.
Взаимодействие групп при большой протяженности спуска. Координация действий двух или нескольких спасательных отрядов или групп при транспортировке пострадавшего в зависимости от протяженности спуска и формы рельефа может принимать самые различные формы. Приведем один из примеров взаимодействия нескольких групп при транспортировке по стенному маршруту, когда приходится осуществлять спуск в несколько этапов (рис. 13).
Первый отряд выходит непосредственно к месту аварии и организует спуск двух альпинистов (по основному тросу) по первому этапу до пункта А для приема пострадавшего. Затем к пункту А спускают пострадавшего вместе с сопровождающим. Дальнейший спуск на следующем этапе может проходить по двум направлениям:
1. Если склон (или стена) довольно гладкий, можно от места аварии спустить по тросу к пункту А еще одного спасателя с блок-тормозом и организовать дальнейший спуск пострадавшего и членов отряда в обычном порядке (основной трос, предварительно прикрепив его в пункте А, по сигналу снизу можно сбросить только в размотанном виде!).
В это время к пункту Б подходят 4 человека из второго отряда со снаряжением (тросы и пр.), принимают пострадавшего с сопровождающим и проводят дальнейший спуск к пункту В и далее к транспортировочному отряду.
Оставшиеся в пунктах А, Б и В во избежание возможного камнепада спускаются только после того, как транспортировочный отряд принял пострадавшего и ушел из опасной зоны.
2. Если рельеф склона не позволяет сбросить трос к следующему этапу, то 4 человека из второго отряда подходят к пункту А, спускают пострадавшего до пункта Б, куда по другому пути (в стороне от линии спуска) спускается первый отряд со своим снаряжением, принимает пострадавшего на свой трос и переправляет его до пункта В, куда перешел второй отряд для организации следующего этапа спуска.
На рис. 13 дана примерная схема спуска пострадавшего по скальному склону, где в целях большей безопасности не следует делать спуск более 200—250 м.
Этапы спусков по ледовым, снежным и крутым травянистым склонам могут быть удлинены до 300—400 м с одной точки.
При организации спуска большой протяженности каждая спасательная группа должна иметь радиостанции и поддерживать связь строго по схеме, установленной руководителем спасательных работ.
Подъем, пострадавшего. По ходу спасательных работ иногда возникает необходимость поднять пострадавшего на гребень или другое место для организации спуска по более простому пути.
Подъем осуществляют двумя способами:
1. с применением лебедки;
2. полиспастом, сооружаемым с помощью троса, зажима, блок-тормоза и роликов.
Подъем лебедкой может быть произведен практически с любой глубины в пределах длины троса, а полиспастом из-за трудоемкости этого способа — не более чем на 50—60 м.
Подъем полиспастом
Известный среди альпинистов способ полиспаст (одним либо <
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!