Выход поисковых групп и спасательных отрядов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Выход поисковых групп и спасательных отрядов

2020-04-03 137
Выход поисковых групп и спасательных отрядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Произошел несчастный случай. Пострадавший как можно быстрее должен быть доставлен в больницу: от этого зависит его здоровье, а нередко и жизнь.

В городах и населенных пунктах этот вопрос сейчас решается просто: звонок по телефону, оглушительный вой сирены -—и опытные врачи уже оказывают человеку первую помощь. Еще несколько минут — и он на опе­рационном столе или на больничной кровати. В тайге, в пустыне, на болоте и в других труднодоступных районах, куда не проберется карета «Скорой помощи», на выруч­ку приходят самолеты и вертолеты санитарной авиации.

Иные условия в горах. Хотя за последние годы зна­чительно усовершенствовалась и пополнилась техниче­ская оснащенность горноспасательной службы, хотя современные вертолеты производят посадки на высотах и площадках, казавшиеся ранее немыслимыми, и в го­рах пролегли новые дороги, позволяющие машинам «Скорой помощи» подходить много ближе к месту ава­рии, по-прежнему в подавляющем большинстве случаев непосредственно к пострадавшему может добраться толь­ко человек, который транспортирует его вниз, до места, где на помощь придет техника. Поэтому очевидно, что успех и быстрота спасательных работ в горах целиком зависят от того, насколько четко и оперативно они орга­низованы, насколько совершенно владеют спасатели тех­никой спасательных работ и приемами оказания первой помощи, насколько полно они обеспечены современным спасательным и транспортировочным снаряжением. Наша отечественная система спасательной службы в горах организуется в основном на общественных нача­лах. Число штатных работников ее крайне невелико. По­давляющее большинство спасательных работ проводится силами членов добровольных спасательных отрядов с широким привлечением альпинистов-спортсменов, ока­завшихся в этот момент в районе несчастного случая.

Поэтому чем больше альпинистов и горных туристов познакомится с правилами, организацией и техникой проведения спасательных работ, чем совершеннее они овладеют ими, тем лучше и быстрее будет оказываться помощь пострадавшему. Хорошее знание этих правил и приемов позволит также шире развернуть работу по пре­дупреждению несчастных случаев в горах.

К сожалению, наша литература по данным вопросам весьма бедна: тема спасательных работ затрагивается в большей или меньшей степени лишь в двух-трех пособи­ях по альпинизму, давно ставших библиографической редкостью.

Предлагаемое читателю второе издание настоящей книги, существенно переработанное и расширенное по сравнению с первым, в значительной мере восполняет этот пробел. Автор — известный спортсмен и педагог, мастер спорта и заслуженный тренер СССР Ф. А. Кропф — хорошо знаком широким кругам совет­ских горовосходителей как один из старейших работни­ков системы спасательной службы в горах, прошедший все ее звенья — от рядового спасателя до одного из ру­ководителей. В данной книге он обобщил свой много­летний опыт, а также практику работы многих спаса­тельных отрядов и контрольно-спасательных пунктов в нашей стране и за рубежом.

Книга явится ценным пособием не только для аль­пинистов и туристов, но и для работающих в горах представителей многих профессий.

А. Б о р о в и к о в, председатель Федерации альпинизма СССР

ОТ АВТОРА

 

Суровая обстановка высокогорья, в которой происходят занятия альпинизмом или горным туризмом, предъявляет высокие требования к всесторонней подго­товке горовосходителя.

Альпинисты, туристы, а также все, чья практическая деятельность связана с пребыванием в высокогорной зо­не, в той или иной степени сталкиваются с особенностя­ми горной природы, которая представляет определенную опасность, зависящую не только от рельефа и структуры горной породы, крутизны скальных, ледовых и снежных склонов, абсолютной высоты вершин, климатических и атмосферных явлений, но и в известной мере от време­ни дня и года.

Основные опасности, связанные с природными особен­ностями гор, — это снежные лавины и карнизы, камне­пады, ледниковые трещины, ледовые и фирновые обва­лы, селевые потоки, грозы, снежные бури, холод, ту­ман, чрезмерное солнечное облучение. Отправляясь в горы, следует помнить об этих опасностях, нельзя пре­небрегать мерами предосторожности, надеясь на счаст­ливый случай, или действовать «на авось».

При проведении высокогорных походов и восхожде­ний на вершины, а также при работе в горных условиях нужно постоянно соблюдать меры безопасности, главны­ми условиями которых являются: высокая техническая, физическая и моральная подготовка горовосходителей, глубокие знания особенностей природы гор, надежная страховка, умение выбрать правильный путь сообразно времени дня и года, наличие необходимого высококачественного снаряжения, обмундирования, достаточного запаса продуктов питания.

Альпинист должен быть всегда готов встретиться с опасностями, которые его ожидают, уметь вовремя их распознать и избежать или, если это не удается, умень­шить до минимума их губительное действие.

Безаварийности можно достигнуть только при помо­щи всесторонней профилактической работы на всех эта­пах подготовки восходителя — от новичка до альпиниста высшего спортивного разряда. Поэтому обязанность ин­структора и тренера по альпинизму не только прививать технические навыки своим подопечным, но и неустанно воспитывать в них чувство большой личной ответствен­ности за безопасность на любом этапе подготовки и проведения горного путешествия или восхождения на вершину. Вне зависимости от того, выходит ли группа на вершину по простейшему пути или ей предстоит вос­хождение по технически сложному рельефу, все должно быть тщательно подготовлено. Требуется определенное материальное обеспечение (обмундирование, снаряже­ние, запас продуктов питания), знание маршрута, воз­можных путей вынужденного спуска и составление так­тического плана с учетом запасного времени на непогоду.

Всегда важно иметь в виду, что технически простое восхождение на вершину может превратиться в трудное и опасное мероприятие, если вдруг окажется, что отсут­ствует снаряжение, необходимое для преодоления встре­тившегося сложного участка, для вынужденного откло­нения от намеченного пути и выхода на сложный рельеф из-за возникших опасностей (ледовые обвалы, карниз­ный гребень, камнепад и др.) или особенно из-за непого­ды, которая сопровождается резким похолоданием, ту­маном, пургой, что вдруг создает «ненормальные условия» на маршруте.

История альпинизма знает немало печальных случа­ев, когда люди, отправляясь в горы, рассчитывали встре­тить на своем пути только «нормальные условия», и пер­вые непредвиденные трудности привели к катастрофе.

Задача руководителей альпинистских и горно-турист­ских походов — исключить любую случайность, которая может привести к несчастью.

Однако та или иная группа, находясь в высокогорье, может попасть в сложные условия, связанные с неожи-- данным ухудшением погоды, заболеванием или травмой кого-нибудь из участников. Если члены этой группы не в состоянии справиться с создавшимся положением и благополучно спуститься, возникает необходимость ока­зывать им помощь — проводить спасательные работы, которые осуществляют спасательные отряды.

Успешное осуществление таких работ целиком зави­сит от степени технической подготовленности членов от­ряда, их опыта, квалификации, четкой организации и взаимодействия отдельных спасательных групп. Высокие моральные качества, смелость, выдержка, находчи­вость— необходимые предпосылки для успешного оказа­ния помощи терпящим бедствие в горах.

Задача спасательного отряда состоит в том, чтобы в кратчайший срок спустить пострадавшего в долину и далее — к месту госпитализации независимо от сложно­сти рельефа, условий погоды и протяженности маршру­та. От этого зависит не только быстрейшее восстанов­ление здоровья пострадавшего, но и нередко сохранение его жизни. Быть квалифицированным спасателем—-дело чести каждого советского альпиниста, который всегда должен быть готов вступить в борьбу с суровыми сила­ми природы не только ради спасения своего товарища, но и руководствуясь принципами гуманности, во имя спасения каждого, кто попал в беду.

Поэтому все альпинисты-разрядники наряду с повы­шением своего спортивного мастерства обязаны уделять постоянное внимание овладению техникой применения тросового снаряжения и подручных средств (то есть альпинистского снаряжения, которым группа располага­ет на маршруте) для транспортировки пострадавшего по горному рельефу. Важно также уметь правильно уста­новить диагноз заболевания или травмы и оказать пер­вую медицинскую помощь.

Всесоюзный совет ДСО профсоюзов, придавая боль­шое значение подготовке кадров спасателей, учредил в 1963 году жетон «Спасательный отряд», которым на­граждаются альпинисты, выполнившие определенные требования, и в 1968 году учредил «Почетный знак спа­сательного отряда». Этим знаком награждаются альпи­нисты за предупреждение несчастных случаев, подготов­ку кадров горноспасателей и оказание помощи терпящим бедствие в горах. Ежегодно в нашей стране возрастает число сложных восхождений (особенно стенных), в связи с чем возник­ла необходимость усовершенствовать технику и тактику, спасательных и транспортировочных работ. В настоящее время все альпинистские лагеря и контрольно-спасатель­ные пункты страны оснащены специальным спасатель­ным инвентарем (тросовым снаряжением), позволяющим осуществить спуск пострадавшего по отвесной стене или крутому склону этапами до 500 м (без оборудования промежуточного места спуска), соорудить вдоль гребня, через кулуары и каньоны подвесные дороги протяженно­стью до 300 м и, применяя систему блоков, поднять по­страдавшего со значительной глубины '.

Однако следует иметь в виду, что специальный спаса­тельный инвентарь, как правило, находится на конт­рольно-спасательных пунктах, в альпинистских лагерях и на туристских базах. Для доставки этого снаряжения к месту несчастного случая требуется иногда значитель­ное время, что может непоправимо задержать спуск

пострадавшего.

Поэтому, как уже отмечалось, любому альпинисту-разряднику наряду с овладением техникой транспортировки специальным спасательным инвентарем нужно в совершенстве знать приемы транспортировки подручны­ми средствами, то есть имеющимся в группе альпинист­ским инвентарем.

Транспортировка с помощью подручных средств тре­бует значительно большего умения, опыта и смекалки, чем при наличии специального спасательного инвентаря, так как в зависимости от снаряжения, которым распо­лагает группа, и рельефа местности методы транспорти­ровки могут быть самыми разнообразными.

Цель настоящего пособия — помочь инструкторам и разрядникам по альпинизму, горному туризму, а также работникам спасательной службы изучить и освоить технические приемы применения современных и подруч­ных средств при спасательно-транспортировочных рабо тах. В книге приведены также краткие сведения о радио­связи в горах и оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Раздел «Радиосвязь в горах» подготовлен радистом альпинистского лагеря «Безенги» Ю. А. Волковым и альпинистом-разрядником А. Я. Бычковым, а автором раздела «Первая доврачебная помощь в горах» являет­ся доктор медицинских наук, профессор Л. В. Успен­ский.

Автор приносит благодарность мастерам спорта СССР П. А. Захарову, Г. К. Седову и И. Д. Смирнову за помощь в уточнении материалов.

1 Тросовое спасательное снаряжение предложено австрийским альпинистом В. Маринером в 1948 году. В том же году Маринер выпустил руководство по применению тросового снаряжения, на основе которого были впоследствии созданы пособия по спасатель­ным работам во многих странах. Автор данной книги также поль­зуется материалами Маринера.


ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СССР

 

Во второй половине 30-х годов, когда альпи­низм в Советском Союзе получил широкое развитие, на Кавказе, Памире, Тянь-Шане и Алтае были созданы аль­пинистские лагеря и горно-туристские базы. Одновремен­но возникла необходимость в организации постоянно действующей спасательной службы в горах, основными задачами которой явились профилактика и предупреж­дение несчастных случаев, подготовка кадров спасателей и оказание помощи терпящим бедствие в горах.

ВЦСПС ассигновал тогда значительные средства на строительство спасательных пунктов: на Централь­ном Кавказе — в ущельях Безенгийском, Чегемском, Адыр-Су, под Эльбрусом на Западном Кавказе — в Домбае.

В 1938 году были организованы первые десятимесяч­ные курсы по подготовке работников спасательной служ­бы. Те, кто окончил эти курсы, в дальнейшем возглави­ли спасательные пункты и помогли высокогорным базам в организационной работе по обеспечению безопасности и проведению спасательных работ в горах.

В каждом альпинистском лагере были созданы общественные (добровольные) спасательные отряды, которые состояли из высококвалифицированных инструк­торов альпинизма, прошедших специальную подготовку по технике и тактике спасательных работ.

В программе подготовки альпинистов наравне с техническими дисциплинами предусматривались спе­циальные занятия по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавших по горному рельефу.

Во время Великой Отечественной войны все спаса­тельные пункты и значительная часть альпинистских лагерей на Кавказе были варварски разрушены окку­пантами. В 1945 году, когда советский народ, разгромив фашистских захватчиков, вернулся к мирной жизни, альпинистам пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить свои базы и практически заново орга­низовать спасательную службу.

Для подготовки кадров спасательной службы в 1947— 1950 годах ежегодно проводились краткосрочные кур­сы. В программе школы по подготовке инструкторов аль­пинизма предусматривался раздел «Спасательные рабо­ты», а перед началом каждого летнего сезона члены спа­сательных отрядов проходили специальную подготовку и тренировку в горах.

С 1946 года в альпинистских лагерях, на сборах и альпиниадах была введена специальная должность — начальник общественного спасательного отряда, который возглавляет в этих организациях всю работу по преду­преждению несчастных случаев и оказанию помощи аль­пинистским группам, терпящим бедствие в горах района.

В целях координации работы многочисленных спаса­тельных отрядов в 1958 году по решению ВЦСПС в гор­ных районах страны созданы круглогодично действую­щие контрольно-спасательные пункты (КСП), которые с 1960 года находятся в непосредственном подчинении Всесоюзного совета ДСО профсоюзов.

В настоящее время в горных районах Советского Союза насчитывается 16 контрольно-спасательных пунк­тов, в распоряжении которых высококвалифицированные спасатели, необходимый инвентарь, средства связи и ав­тотранспорт (приложение на стр. 207—211).

Контрольно-спасательные пункты, созданные в рай­онах сосредоточения альпинистских лагерей, призваны осуществлять все работы по предупреждению несчаст­ных случаев, вести контроль за соблюдением правил про­ведения альпинистских мероприятий и организовывать помощь терпящим бедствие в горах.

КСП осуществляют свои функции в альпинистских лагерях, на сборах, альпиниадах с помощью начальника спасательного отряда. Основная задача КСП — предупреждение несчаст­ных случаев, подготовка кадров спасателей, оказание помощи терпящим бедствие в горах, а также осущест­вление мер по охране природы.

Профилактическая работа. КСП  осуществляют про­верку мест учебных и тренировочных занятий, горных троп и переправ через горные реки, маршрутов через перевалы и на вершины, а также альпинистского сна­ряжения. Они ведут наблюдение за состоянием лавино­опасных склонов, следят за своевременностью подачи прогнозов погоды при проведении альпинистских меро­приятий, координируют восхождения учебных и спор­тивных групп на вершины района, контролируют соблю­дение правил безопасности во время альпинистских учебно-спортивных мероприятий. Наряду с этим КСП дают консультации по маршрутам на вершины и через перевалы, проверяют готовность групп к выходу в высо­когорную зону и принимают от самодеятельных альпи­нистских групп, сборов и альпиниад контрольные сроки. Они имеют право в особых случаях, когда это вы­зывается необходимостью, запрещать восхождения и по­ходы по отдельным маршрутам или возвращать для по­вторной проверки группу, спортивно-техническая подго­товленность которой вызывает сомнение.

Подготовка кадров. КСП ведут учет альпинистов, способных участвовать в спасательных работах, и уста­навливают дежурство руководителей спасательных от­рядов в районе; проводят с альпинистами занятия по овладению средствами транспортировки, взаимодействию отрядов и освоению тактики спасательных работ; кон­тролируют состояние и готовность спасательных фондов и средств связи альпинистских мероприятий.

Оказание помощи терпящим бедствие в горах. В слу­чае бедствия в горах КСП возглавляют и координируют поисковые и спасательные работы, принимают меры к оказанию неотложной медицинской помощи пострадав­шим, в зависимости от масштабов и обстоятельств про­исшествия привлекают к участию в ликвидации ава­рии необходимое число альпинистов, материальные и технические средства, имеющиеся в распоряжении КСП и альпинистских мероприятий.

КСП проводят расследование причин несчастных случаев и осуществляют контроль за мерами, принимаемыми руководителями альпинистских лагерей в отношении нарушителей правил безопасности в высо­когорной зоне.

Спасательные отряды создаются во время всех альпи­нистских мероприятий. Они осуществляют контроль за соблюдением правил безопасности при проведении учеб­но-спортивной работы, принимают меры по предупреж­дению несчастных случаев, а при необходимости оказы­вают помощь альпинистам в высокогорной зоне (прило­жение на стр. 212—216).

Спасательный отряд, возглавляемый начальником, ос­вобожденным от других обязанностей, состоит из 6—12 квалифицированных альпинистов, хорошо знающих дан­ный горный район, владеющих техникой и тактикой спа­сательных работ и умеющих квалифицированно оказы­вать первую медицинскую помощь.

В распоряжении спасательного отряда имеется неприкосновенный запас продуктов питания, снаряже­ния, обмундирования, средств связи и сигнализации, так называемый спасательный фонд, который хранится в отдельном помещении (в экспедициях и на сборах — в палатке).

Примерный перечень снаряжения и имущества спасательного фонда приведен в приложении на стр. 217—220.

В случае необходимости выхода на спасательные ра­боты члены отряда, выходящего первым (так называе­мый головной отряд), получают из спасательного фонда снаряжение, средства связи и сигнализации, медикамен­ты и продукты питания, которые потребуются им для выполнения своей задачи.

Вспомогательные отряды, выходящие в зависимо­сти от обстановки сразу за головным отрядом или че­рез несколько часов, получают снаряжение, обмунди­рование и продукты питания со склада лагеря (базы и др.).

Назначенные к выходу на спасательные работы аль­пинисты должны явиться к месту сбора (спасательный фонд, учебная часть), имея при себе следующее обмун­дирование и снаряжение:

1. Костюм штормовой. 2. Ботинки высокогорные. 3. Пояс страховочный. 4. Репшнур 5м — 1 конец. 5. Ка­рабин—1. 6. Очки защитные. 7. Ледоруб или айсбайль. 8. Кошки, подогнанные к ботинкам (в зависимости от маршрута).

Зимой дополнительно требуются: 1. Лыжи с крепле­ниями и палками. 2. Ботинки горнолыжные.

После завершения спасательных работ производится детальная проверка дальнейшей пригодности всего быв­шего в употреблении инвентаря. Снаряжение, надеж­ность которого вызывает сомнение, выбраковывается и заменяется новым.

В течение суток после окончания спасательных работ составляются акты на списание пришедшего в не­годность и израсходованного снаряжения, инвентаря, продуктов питания

Примечания. 1. Запас продуктов питания для головного отряда, состоящий в основном из концентратов, копченостей и дру­гих нескоропортящихся продуктов, на 12—18 человеко-дней, следу­ет заранее расфасовать мешочки, снабженные перечнем содер­жимого, и держать в спасательном фонде рядом с рюкзаками. 2. Состояние радиостанций, осветительных средств, медикаментов необходимо еще раз проверить непосредственно перед выходом отряда.

Тросовое снаряжение

 

В комплект специального снаряжения входят следующие предметы:

- 6 концов стальных оцинкованных тросов с мягким наполнителем диаметром 5 или 5,1 мм, из них 4 троса по 100 м и 2 троса по 30 м с заделанными коушами;

- 3 троса диаметром 2,5 или 3 мм, из них 2 троса по 200 м и 1 трос длиной 60 м с заделанными коушами.

- миллиметровый трос выдерживает нагрузку около 2000 кг и служит для подъема и спуска пострадавших с сопровождающим и для организации подвесной до­роги. 3-миллиметровый трос выдерживает нагрузку не более 900 кг и применяется только при вспомогатель­ных работах: подъеме снаряжения, поддержании но­силок при спуске по подвесной дороге, оттягивании носилок при спуске со стены и т. д. Спускать людей на 3-миллиметровом тросе категорически запрещается. Очень опасно!!!

- станок для переноски троса (рис. 1,а), вмещающий две катушки троса. Станок имеет каркас из тонкостенных стальных труб, лямки для переноски и две съемные ручки для прокручивания катушек с тросом. При наличии станка отпадает необходимость в применении короба (рис. 1,6), ранее входившего в комплект спасательного инвентаря;

- 8 катушек из легкого прочного металла для наматывания тросов (см. рис. 1,6);

- 3 блок-тормоза. Блок-тормоз (рис. 1, в)—барабан из древесины твердых пород, вмонтированный в стальную дугу с завинчивающимся замком. В зависимости от нагрузки — спуск одного или двух человек — необходимое трение и соответственно торможение троса достигается увеличением количества оборотов троса вокруг барабана. По обеим сторонам барабана на плоской части дуги имеются три стержня с полукруглой головкой, служащие для закрепления троса, когда необходимо прекратить спуск, нарастить трос или поднять пострадавшего. На нижних концах дуги имеются отверстия для карабинов, крепящих ролик при подъеме, или зажим для страховки при наращивании троса;

- 2 зажима—так называемая «лягушка» (рис. 1,г) — для основного троса, действующие по принципу зажимающих лапок для натягивания телеграфно-телефонных проводов. Зажим состоит из основания, прикрепленного к подвесу, на котором крепятся две колодки с канавками для захвата троса. Одна колодка закреплена неподвижно, другая — подвижная — соединена с двумя рычагами. Трос диаметром 5 мм плотно зажимается колодками, тормозное усилие между которыми равно 900—1000 кг без проскальзывания;

- 10 соединительных звеньев (рис. 1,<Э) для сращивания тросов. Соединительное звено имеет форму цилиндра, вписывающегося в желоб ролика и представляющего собой две полукруглые стальные пластинки, скрепленные двумя винтами, на которые плотно насажены втулки под коуш троса. Соединительное звено может представлять собой цельный цилиндр с взаимно перпендикулярными прорезями по обеим торцовым сторонам, в которые вкладывается коуш, закрепляющийся винтами;

- шарнирный карабин (рис. 1,е), состоящий из соединения двух независимо вращающихся муфт с вмонтированным подшипником. В нижней части муфты имеется отверстие для карабина, в верхней — прорезь и ось-фиксатор для коуша троса. Шарнирный карабин является соединительным звеном между человеком (или носилками) и тросом при спуске по нависающим участкам рельефа. Он исключает возможное закручивание троса;

-  6 карабинов с муфтами, выдерживающих нагрузку не менее 2000 кг;

- 4 стальных ролика с желобами (рис. 1,ж), рассчитанными на прохождение троса, с соединительным звеном. Ролик, вмонтированный в две разъемные сталь­ные пластины с отверстиями для карабина, вращается «а оси с бронзовой втулкой.

2. Рюкзак-носилки (рис. 2, а)

 

Состоит из сварного стального треугольника и при­крепленных к нему брезентового фартука-седла, комп­лекта ремней для пострадавшего, плечевых ремней для спасателя, лямок для сидения и короткого, 5-миллимет­рового троса с коушем для крепления к основному тросу.

 

3. Лямки для переноски носилок (рис. 2) б)

 

Каждая лямка (всего их 8) состоит из двух широких брезентовых ремней, скрепленных крест-накрест. К их концам приделаны кольца из репшнура для вдевания ручек носилок.

4. Универсальные разборные носилки (рис. 3, а)

 

По своей конструкции они напоминают кресло-качал­ку и состоят из двух пар стальных, изогнутых дугооб­разно вниз тонкостенных труб, концы их сварены под острым углом. К верхним трубам прикреплены алюминие­вые листы (или брезентовое полотно) для ложа; на него кладут пострадавшего и привязывают его ремнями или репшнуром.

Верхние и нижние трубы в середине скреплены вертикальными разъемными трубами с фиксатором, позволяющим разъединить носилки на две половины.

В месте соединения продольных труб имеются шар­нирные головки с вращающимися ручками и фиксатором, с помощью которого можно установить различные положения ручек. К нижним трубам приварено по четыре ушка для крепления стоек, в них монтируется легкое мотоциклетное колесо с тормозным устрой­ством — для транспортировки пострадавшего по тропам и пологим травянистым склонам и осыпям. Стойки в зависимости от метода транспортировки можно кре­пить в трех положениях: в нижнем конце носилок (под ноги), в середине или в верхнем конце. Колесо имеет тормозной барабан. Трос тормозного барабана прикреп­ляется к ручке носилок.

К верхним продольным трубам крепится опора для ног пострадавшего (рис. 3,а), состоящая из двух пар раздвижных труб, соединенных между собой поперечной трубой-осью с шарниром. К поперечине прикреплен резиновый ролик, который служит опорой под сгибом колена, а к продольным трубам — ремни для фик­сации ног транспортируемого.

5. Сани- волокуша «Акья» (рис. 3, б)

 

Изготовлены из листового дюралюминия и представ­ляют собой металлическую лодку с трапециевидным по­перечным разрезом. В комплект входят также колесо со стойками и опора для ног. Для удобства доставки к ме­сту аварий в высокогорье используют разборные сани, а на горнолыжных трассах рекомендуют неразъемные: они прочнее.

6. Лебедка

 

Используется для подъема и спуска пострадавшего (рис. 4). Состоит из трубчатой треноги, барабана с вмон­тированной планетарной передачей и вала с двумя рукоятками. На раме треноги имеется храповик-предо­хранитель, автоматически фиксирующий положение ба­рабана при вынужденных остановках. На верхней части рамы треноги — четыре стержня с полукруглыми голов­ками, в которые закладывается трос при длительных остановках.

7. Шест-носилки (рис. 5)

 

Это конструкция французской горноспасательной службы. Носилки разборные и состоят из следующих деталей:

а)      две стальные трубы квадратного сечения 35х35 мм или дюралюминиевые круглого сечения 45 мм. На одной из них муфта с фиксатором для соединения с другой трубой. К ней же прикреплена вращающаяся на оси распора, назначение которой удерживать края транспортируемого мешка на уровне груди пострадавшего и препятствовать, таким образом, сжатиям, а также боковой качке;

б) две вилообразные трубчатые ручки с резиновыми подушками. Ручки для переноса монтируются в оба конца соединенного шеста и закрепляются фиксаторами;

в) транспортировочный мешок;

г) накидка из легкой ткани для накрывания лица и груди пострадавшего.

Крепежная установка

Необходима для сооружения саней-носилок (рис. 6). Состоит из следующих деталей:

а) две слегка загнутые на концах стальные или дю­ралюминиевые перекладины с болтами и барашками (большие!), которые закрепляются на носках лыж. Верх­няя перекладина имеет два кольца для закрепления лыжных палок во время транспортировки;

б)   две стойки-опоры с пластинами на нижних кон­цах. Каждая пластина имеет прорез, позволяющий вста­вить ее под головкой крепления типа «маркер», к кото­рому крепятся репшнуром стойки-опоры. Они соедине­ны пластиной на уровне головки «маркера». На верху стоек-опор вделаны кольца, в них должны свободно вхо­дить лыжные палки;

в)   задняя стойка из прочной П-образной конструк­ции, на обоих ее нижних концах имеются раздвижные башмаки с фиксаторами, закрепляющимися в обхват на концах лыж. Крепежная установка сконструирована та­ким образом, что лыжи после монтажа находятся в по­ложении незначительного плуга с внутренней кантовкой;

г)    транспортировочный мешок изготавливается из не­
промокаемого материала типа «серебрянка» или каландрированного капрона, на теплой подкладке, предохраняющей пострадавшего от холода и сырости. К днищу тран­спортировочного мешка пришиты продольно три лямки из широкой прочной тесьмы с ремнями и пряжками на концах, служащие для крепления транспортировочного мешка к передней и задней стойкам. Чтобы прикрепить
мешок к стойкам, следует натянуть лямки таким обра­зом, чтобы носки лыж несколько загибались вверх. К днищу верхней части транспортировочного мешка при­шиты 6 широких прочных поперечных лямок с петлями на концах, в которые должны свободно входить лыжные палки с ручками.

 9. Зонды лавинные (15—25 штук)

Лавинный зонд (длинный, 3—4-метровый стержень) состоит из свинчивающихся метровых стальных прутков диаметром 5—б мм или дюралюминиевых труб сечением не более 18 мм. На одном конце зонда имеется нако­нечник — коронка с крючком, на противоположном кон­це — ручка (рис. 7, а).

Спуск пострадавшего.

 

Когда сопровождающий (или сопровождающие) вместе с пострадавшим прикрепились посредством завинчивающегося карабина к тросу (за­винтить муфту карабина!), спасатель, обслуживающий блок-тормоз, снимает трос со стержней и начинает его медленно и равномерно выпускать — спуск начат.

Сопровождающий руками и широко расставленны­ми ногами плавно отталкивается от склона (рис. 11) и спускается в соответствии со скоростью движения троса. Если, несмотря на правильное положение блок-тормоза, трос пружинит, блок следует слегка смочить. Для плав­ного прохождения троса важно подавать его от катушки к блок-тормозу в достаточном количестве. Если трос был взят без катушки, его следует перед спуском разложить большими петлями и следить, чтобы он не запутался.

Если длина троса не позволяет спустить пострадав­шего до удобного места или заранее предусматривается спуск на 200—300 м с одной точки, трос необходимо на­растить. Наращивают его следующим образом: спуск приостанавливается, н конец первого троса (не менее 1— 1,2 м от коуша) закрепляют через стержни блок-тор­моза.

В связи с тем, что во время наращивания трос может случайно соскочить со стержней (тогда авария неминуе­ма!), первый трос необходимо взять на страховку. К дуге блок-тормоза прикрепляют (посредством двух карабинов и не менее чем шестью витками вспомога­тельной веревки или двумя витками основной веревки) зажим, в который закладывают первый трос. Зажим закрывают до положения полного торможе­ния, вспомогательную веревку натягивают до отказа и завязывают (рис. 12). Только после этого можно при­ступить к наращиванию. В целях безопасности следует нарастить трос так, как это показано на рис. 12, а, то есть второй трос соединяют с первым перед блок-тормо­зом, а не пройдя его, как это иногда практикуется. Ког­да трос наращен, его снимают со стержня блок-тормоза, пропускают вместе с соединительным звеном через блок-тормоз и снова закрепляют за стержни. Затем зажим медленно отпускают до такого положения, когда вес но­силок переносится на второй трос и блок-тормоз, после чего он легко снимается (рис. 12,6), — система готова для дальнейшего спуска.

Взаимодействие групп при большой протяженности спуска. Координация действий двух или нескольких спа­сательных отрядов или групп при транспортировке по­страдавшего в зависимости от протяженности спуска и формы рельефа может принимать самые различные формы. Приведем один из примеров взаимодействия не­скольких групп при транспортировке по стенному марш­руту, когда приходится осуществлять спуск в несколько этапов (рис. 13).

Первый отряд выходит непосредственно к месту ава­рии и организует спуск двух альпинистов (по основному тросу) по первому этапу до пункта А для приема пост­радавшего. Затем к пункту А спускают пострадавшего вместе с сопровождающим. Дальнейший спуск на следу­ющем этапе может проходить по двум направлениям:

1.     Если склон (или стена) довольно гладкий, можно от места аварии спустить по тросу к пункту А еще одно­го спасателя с блок-тормозом и организовать дальней­ший спуск пострадавшего и членов отряда в обычном порядке (основной трос, предварительно прикрепив его в пункте А, по сигналу снизу можно сбросить только в размотанном виде!).

В это время к пункту Б подходят 4 человека из вто­рого отряда со снаряжением (тросы и пр.), принимают пострадавшего с сопровождающим и проводят дальней­ший спуск к пункту В и далее к транспортировочному отряду.

Оставшиеся в пунктах А, Б и В во избежание воз­можного камнепада спускаются только после того, как транспортировочный отряд принял пострадавшего и ушел из опасной зоны.

2.      Если рельеф склона не позволяет сбросить трос к следующему этапу, то 4 человека из второго отряда под­ходят к пункту А, спускают пострадавшего до пункта Б, куда по другому пути (в стороне от линии спуска) спускается первый отряд со своим снаряжением, прини­мает пострадавшего на свой трос и переправляет его до пункта В, куда перешел второй отряд для организации следующего этапа спуска.

На рис. 13 дана примерная схема спуска пострадав­шего по скальному склону, где в целях большей безопас­ности не следует делать спуск более 200—250 м.

Этапы спусков по ледовым, снежным и крутым тра­вянистым склонам могут быть удлинены до 300—400 м с одной точки.

При организации спуска большой протяженности каждая спасательная группа должна иметь радиостан­ции и поддерживать связь строго по схеме, установ­ленной руководителем спасательных работ.

Подъем, пострадавшего. По ходу спасательных работ иногда возникает необходимость поднять пострадавшего на гребень или другое место для организации спуска по более простому пути.

Подъем осуществляют двумя способами:

1. с применением лебедки;

2. полиспастом, сооружаемым с помощью троса, за­жима, блок-тормоза и роликов.

Подъем лебедкой может быть произведен практиче­ски с любой глубины в пределах длины троса, а полис­пастом из-за трудоемкости этого способа — не более чем на 50—60 м.

Подъем полиспастом

 

Известный среди альпинистов способ полиспаст (одним либо <


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.