С точки зрения деятельностного подхода к обучению — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

С точки зрения деятельностного подхода к обучению

2020-05-10 296
С точки зрения деятельностного подхода к обучению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С позиций деятельностного подхода к обучению сущность педагогической технологии состоит в том, что она трансформирует теоретические закономерности психологии, педагогики и методики обучения в последовательности действий всех участников педагогического процесса, направленные на гарантированное достижение диагностично спроектированных образовательных целей. С этих позиций, по нашему мнению, им в той или иной мере присущи следующие общие характерные признаки:

1. Теория учебной деятельности как психологическая основа технологии (явно или неявно), согласно которой ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия. Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Это определяет управленческий аспект технологии, когда обучение идет по линии овладения учениками актами своей познавательной деятельности.

2. Диагностическое целеполагание как наиболее важный этап проектирования технологии - способ проектирования целей обучения в действиях ученика или эталонах этих действий, который и делает их диагностируемыми (однозначно контролируемыми и измеряемыми), фактически опирается на деятельностный подход к обучению; при этом их уместно называть не обучающими, а учебными целями, т.к. это цели учебной деятельности учащихся. Следует отметить, что в Стратегии модернизации российского образования отмечается, что для достижения его нового качества необходимо положить в основу обновления образования планируемые цели (характеристики результата образования "на выходе") и только после этого формировать само содержание образования "на входе". Цели образования должны быть представлены не в объектно-знаниевой, а в деятельностной форме (выражены в действиях ученика), что определяет, согласно требованиям стратегии модернизации образования, и деятельностный характер образовательного стандарта и содержания образования.

З. Полный цикл учебно-познавательной деятельности учащихся (включающий процессы восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации любой информации), как основа усвоения учащимися изучаемого материала. Степень продвижения учащихся по этим процессам фактически определяет основные уровни усвоения:

1-й - репродуктивный,

2-й - уровень применения усвоенного в стандартных ситуациях,

3-й - уровень переноса обобщенных и систематизированных знаний и способов деятельности в нестандартные ситуаций.

Такие уровни по четко дифференцируют "мастерство" ученика (достижения, "компетенции") в овладении деятельностью и могут служить критериями для диагностики достижения уровневых целей обучения.

4. Необходимость разноуровневого (дифференцированного, личностно ориентированного) обучения, т.к. учащиеся осуществляют процессы полного цикла УПД по-разному и, следовательно, технология обучения (явно или неявно) должна быть направлена на их развитие в учебном процессе, что, в свою очередь, вызывает необходимость проектирования не только учебных, но и развивающих, и воспитательных целей обучения.

Современная установка на развитие в учебном процессе индивидуальности и личности ученика имеет следствием "расслаивание" планируемых результатов обучение как по горизонтали - в плоскости содержания каждого предмета, так и по вертикали - по уровню глубины погружения в это содержание, его усвоение. Поэтому одновременно с профильным планированием результатов обучения необходимо одновременно говорить и об уровневом их планировании.

5. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся, представляемая в настоящее время в специальных материалах или учебниках ("нового поколения"). Это, во-первых, учебные цели и системы учебных задач для их достижения. Для соотнесения сложности и трудности учебных задач с уровнями планируемых результатов учебные задачи классифицируют по двум основаниям:

1) простые или элементарные (адекватные терминам, фактам и алгоритмам; задачи на распознавание, выведение следствий, подстановку и т.п.), и составные (содержащие простые у качестве подзадач);

2) уровни их решения - минимальный, общий (стандартный) и продвинутый. Во-вторых, это объединение содержания обучения в дидактические модули, блоки или циклы, включающие, кроме собственно содержания изучаемого материала; уровни его изучения, способы деятельности по его усвоению, критерии оценки усвоения и т.п. ("технологические карты", "учебные пакеты" и др.).

6. Методический инструментарий учителя (по выражению В.М. Монахова), включающий методы и средства реализации педагогических технологий, составляют методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогические процессы, основы научной организации педагогического труда, практическая и профессиональная направленность обучения, педагогическое тестирование, рейтинг и т.п. Эти методы имеют три отличительных признака: объявленную цель, способ усвоения учебного материала и формы взаимодействия субъектов учебного процесса, что предполагает ориентацию учащихся в учебной деятельности, разъяснение ее основных принципов и способов, контроля и оценки ее результатов, мотивацию и алгоритмизацию учебной деятельности. В технологиях обучения используются все современные средства обучения.

7. Организация учебного процесса в соответствии с учебными целями и с акцентом на дифференцированную самостоятельную учебную деятельность учащихся с подготовленным учебным материалом. Характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения; меняется режим обучения (циклы уроков, "погружение", мастерские и т.п., позволяющие создать лучшие условия для осуществления учащимися полного цикла УПД и решения учебных задач), использование всех видов учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм учебной деятельности учащихся.

8. Контроль усвоения знаний и способов деятельности (диагностика обученности) в 3-х видах:

1) входной - для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекция этого уровня;

2) текущий или промежуточный - после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся (как правило, мягкий, по цепочке - контроль, взаимоконтроль, самоконтроль), после которого следует зачет или коррекция усвоения:

3) итоговый - для оценки уровня усвоения.

Три типа контроля по принципу лица, выполняющего контроль:

1) внешний контроль учителя (для выработки систематичности и добросовестности в учебной деятельности, обучения приемам контроля);

2) взаимоконтроль (для выработки ответственного отношения к оценке учебной деятельности):

З) самоконтроль (для формирования рефлексии своей учебной деятельности, обнаружения и предупреждения ошибок); постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю (непосредственно или через взаимоконтроль).

9. Тесты уровней обученности учащихся как основное средство диагностики; процесс усвоения знаний и умений (а также развития и воспитания) происходит "постепенно и является последовательным восхождением ученика по уровням мастерства в изучаемом предмете; другими словами, задача теста - выявление, на каком уровне достижений ученик находится в данное время и, следовательно, тесты должны логически вытекать из образовательных целей.

Тесты достижений, которые в непосредственно обслуживают учебный процесс и выявляют качество усвоения учеником учебного материала (его успехи), должны удовлетворять следующим требованиям:

1) " валидность " (содержательная и функциональная), означающая пригодность теста к измерению того свойства, для которого он предназначен;

2) " простота " - минимум (возможно, одна) задача данного уровня, однозначность тестовых заданий и простота их формулировок;

3) " надежность ", характеризующая степень точности измерения результата, определяемая через:

а) воспроизводимость результатов тестирования при его повторении;

б) возможность суммирования результатов выполнения разных заданий теста с учетом их "весовых коэффициентов" (баллов);

4) "определенность" (общепонятность) формулировки заданий.

Тесты должны подвергаться верификации - проверке выполнения требований к ним; к любому тесту должен быть эталон его выполнения, с которым сравнивается ответ испытуемого (без сравнения с эталоном суждение о качестве выполнения задания становится субъективным). Для проведения тестирования необходима система тестов ("тестовый фонд", "батареи" тестов) на материале изучаемой темы одновременно для всех видов контроля, т.к. технологически построенный учебный процесс предполагает сквозное использование тестов.

Тесты должны содержать характерные образцы учебных задач и виды заданий, которые наиболее подходят для данного вида диагностики (т.к. могут включать их ограниченное количество) и располагаются в порядке возрастания их уровня.

10. Коррекция усвоения учебной деятельности учащихся по результатам текущего контроля содержит три этапа:

1) пропедевтика коррекции (систематизация возможных ошибок и затруднений учащихся);

2) профилактика коррекции (систематизация причин типичных ошибок учащихся);

З) система мер педагогического и методического характера, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

11. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности на основе тестированияи принципа "сложения" в оценке, а также более гибких, чем традиционная пятибалльная, рейтинговых (10-тибалльная, 12-тибалльная и т.д.) шкал оценки.

12. Для диагностики уровня развития и воспитанности учащихся, в случаях ее осуществления, используются такие тесты, как ШТУР, наблюдение, анкетирование, педагогический консилиум и др. Диагностику личности ученика можно анализировать на основе 3-х пластов развития, определяемых по трем параметрам с помощью специальных заданий и наблюдения:

1-й уровень (наличный уровень развития) включает обученность, развитость и воспитанность;

2-й ("зона ближайшего развития") - обучаемость, развиваемость, воспитуемость;

3-й ("зона саморазвития") - самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость.

13. Стандартизация, унификация процесса обучения и вытекающая отсюда возможность его воспроизведения применительно к другим (заданным) условиям.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.