Орфография как раздел науки о языке — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Орфография как раздел науки о языке

2020-05-10 250
Орфография как раздел науки о языке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Модуль 1

Практическое занятие №1

Орфография как раздел науки о языке

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

II. Вопросы

1. Понятия «орфография», «орфограмма».

2. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий).

3. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов.

4. Употребление прописных букв.

III. Практические задания

Спишите. Объясните (устно) употребление прописных букв.

Плюшевый (М, м)ишка, земляника (П, п)обедитель, (А, а)нютины глазки. Проказница (М, м)артышка, (О, о)сел, (К, к)озел да (К, к)осолапый (М, м)ишка затеяли сыграть квартет. (З, з)мей (Г, г)орыныч, (К, к)расная (Ш, ш)апочка, (Д, д)алев словарь, (Н, н)екрасовское стихотворение, (П, п)рокрустово ложе, (Ш, ш)укшинские чтения, (С, с)еверная (А, а)мерика, мыс (Д, д)оброй (Н, н)адежды, (Р, р)еспублика (К, к)оми, (К, к)оми-(П, п)ермятский (А, а)втономный (О, о)круг, (О, о)льгин карандаш, (С, с)оюз государств Центральной Африки, (Е, е)вропейская (Р, р)оссия, (Т, т)уманность (А, а)ндромеды, (О, о)ктябрьская революция,
1-й (Б, б)елорусский фронт, (К, к)убок (М, м)ира по футболу, (В, в)еликая (О, о)течественная (В, в)ойна, (Н, н)овый (З, з)авет, (З, з)имний (Д, д)ворец, (К, к)нига (Р, р)екордов (Г, г)иннеса, (К, к)онституция (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (Ц, ц)арь-(К, к)олокол, (П, п)редседатель (П, п)равительства (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (Л, л)ауреат (Н, н)обелевской (П, п)ремии, (Ч, ч)резвычайный и (П, п)олномочный (П, п)осол, (Г, г)ерой (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (О, о)рден (М, м)ужества, комедия «(Д, д)венадцатая ночь, или (К, к)ак вам угодно», (Е, е)вропарламент, (В, в)уз, (З, з)агс.

Выполните разбор по составу.

лампочка, атеизм, семнадцать, уходить, беречь, тридцатка, прогулка, утром (как сущ. и наречие), вдвоем, сгибать, недовес.

Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

…телефонной сети (абонент, абонемент); библиотечный … (абонент, абонемент);…отойти в сторону (боязливо, боязно). В этом городе долго не проживешь: жизнь очень … (будняя, будничная). День обещал быть дождливым и … (ветреным, ветряным). И откуда этот крепкий … (ветряной, ветреный, ветровой) шквал? Бойцам было приказано … (надеть, одеть) погоны. Рыбаки … (наденут, оденут) червяка на крючок. Дарья Александровна за несколько дней вперед обдумала, как (одеть, надеть) всех детей. Холодная мгла …(надевала, одевала) землю.

Рекомендуемая литература

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Дрофа, 1999.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 1999.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.

7. Кузнецова, А.И. Словарь морфем русского языка: ок. 52 000 слов [Текст] / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. − М.: Русский язык, 1986.

 

 

Практическое занятие №2

Правописание гласных в корне слова. Гласные после ц и шипящих

I. Вопросы

1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

3. Чередование гласных и – е;а – о;им (ин) – а(я) в корне слова.

4. Гласные после шипящих:

- употребление букв ы, э, ю, я;

- буквы е (ё)/ о в корнях слов;

- буквы е (ё)/ о в суффиксах;

- буквы е (ё)/ о в окончаниях.

5. Гласные после ц:

- употребление букв э, ю, я;

- буквы и / ы после ц;

- буквы е / о после ц.

II. Практические задания

1. Домашние задания

Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу.

Стаж_р, ретуш_р, монтаж_р, дириж_р.

2. Аудиторные задания

Правописание согласных

I. Вопросы

1. Правописание согласных:

- парные и непарные звонкие и глухие согласные;

- парные и непарные твердые и мягкие согласные;

- озвончение и оглушение согласных.

2. Непроизносимые согласные.

3. Двойные согласные.

I. Практические задания

1. Домашние задания

К данным словам напишите проверочные, если у них есть непроизносимая согласная, подчеркните ее.

Агентство, бескорыстный, процентщица, прелестный, устный, чудесный, наперсник, целостный, окрестный, громоздкий, гигантский.

Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня.

Употребление ъ, ь

I. Вопросы

1. Приставки, изменяющиеся и не изменяющиеся на письме.

2. Конечные согласные приставок (приставки на –з-, -с-).

3. Приставки пре-, при-.

4. Гласные и – ы после приставок.

5. Употребление разделительных ъ, ь.

6. ь после шипящих.

II. Практические задания

1. Домашние задания

1. Выполните упр. 116, 121 по пособию В.Ф. Грекова и др.

2. Образуйте слова, вставьте, где нужно, ъ и ь разделительные знаки.

От (явленный, экзаменовать), пред (убеждение, явление, уведомление), из (ездить, яснить, обиловать), без (аварийный, язычный, ударный, облачный), раз (общить, ярить, ахаться, учить), сверх (ествественный, ехидный, аккуратный), транс (европейский, океанский, арктический), об (явить, яснить, ехать, учить), меж (ярусный, этажный, языковый), двух (осный, языкий, ярусный, аршинный).

2. Аудиторные задания

Вставьте пропущенные буквы

Ра_бежаться, бе_вкус_ца, ра_черч_вать, пр_восходный, ра_сыпать, в_п_рхнуть, во_вращение, пр_гласительный, бе_конечный, о_дать долг, пред_юньский, ра_ж_вывать, пред_стория, и_пугаться, пр_ломление, пр_открыть окно, по_данство, оп_здать, бе_численный, из_ян, по_держ_нное пр_дложение, и_править, пр_ехать, ра_щепить, пр_бытие, пред_нфарктный, ра_жечь, Пр_амурье, контр_гра, пр_ятель, о_становка, ро_каз_ни, ра_теряться, пр_обретение, без_мянный, он его пр_емник, пр_небрегать, пр_встать, трех_ярусный, ра_считывать, камень пр_ткновения, пр_забавный, пр_творяться, бе_слове_ный, пр_следовать, пр_смиреть, пр_украсить, пр_чудливый, пр_увеличить, бе_пр_кословный, пр_словутый, знаки пр_пинания, пр_добрый, место пр_бывания, пр_обладать, пр_прятать, пр_успеть, пр_кратить, непр_станный, пр_бывать в неведении, замысел пр_творится в дело, пр_ходящий успех, пр_бывать в Москву, пр_вратник остановил меня, пр_старелый, пр_ходящий ко мне товарищ, чере_чур, чере_полосица, чре_мерный, бе_цветный, бе_думный, бе_шабашный, и_подлобья, и_подволь, и_чезать, бе_граничный, ра_колоть, бе_счетный ра_чет, ра_бить, по_жечь, бли_сидящий, бли_лежащий.

2. Выпишите в один столбик слова, в которых на конце слова ь после шипящих не пишется, во второй столбик – слова с ь на конце.

Кон_чалось, вен_чались, брен_чать, камен_щик, гон_щик, нян_читься, изящ_ный, девят_сот, пят_десят, в казач_ей станице, от колюч_его снега, верблюж_ей шерсти, галоч_им криком, пят_сот, приготов_те, вода струит_ся, умей поправит_ся, это случает_ся, пригодит_ся воды напит_ся, исправ_те, довер_те, рассып_те, ночью не спит_ся, готовы двинут_ся, мальчишеч_их забав, ребяч_и развлечения.

3. Выполните упр. 130, 132 по пособию В.Ф. Грекова и др.

Рекомендуемая литература

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

 

 

Практическое занятие №5

Спишите, раскрыв скобки.

Норд(ост), грамм(молекула), северо(восток), киловатт(час), держи(морда), семи(летка), пресс(секретарь), вице(губернатор), экс(чемпион), контр(адмирал), контр(атака), конференц(зал), полу(мрак), пресс(центр), гамма(лучи), член(корреспондент), компакт(диск), ватт(секунда), ампер(виток), бета(железо), вице(адмирал), вольт(секунда), гамма(железо), генерал(прокурор), грамм(атом), юго(восток), динамо(машина), контр(наступление), жар(птица), полу(дрема), перекати(поле), жук(плавунец), икс(лучи), зав(кадрами), креп(жоржет), обер(мастер), кают(компания), зав(отделом), восьми(гранник), иван(да)марья [растение], не(тронь)меня [растение].

2. Образуйте сложные прилагательные от сочетаний двух слов, из которых одно подчинено другому. Такие прилагательные пишутся слитно: например, ремонт вагонов - вагоноремонтный.

Строительство вагонов, строительство машин, счет машинами, обрабатывать почву, варить пиво, варить сыр, убирать кукурузу, лить чугун, испытывать вагоны, торговать вином, уборка сена, ремонт машин, пять баллов, преклонить колени, сорок лет.

2. Аудиторные задания

Контрольная работа №1

Задания

1. Компьютерное тестирование – 45 мин.

2. Орфографический анализ текста – 25 мин.

3. Грамматическое задание (фонетический, морфемный, словообразовательный разбор слов) – 20 мин.

 

 

Модуль №2

Практическое занятие №8

Вставьте пропущенные буквы

Сосед_шка, плать_ц_, сапож_щ_, колокольч_к, сем_чк_, рез_ик, перевод_ик, спал_нка, вороб_ш_к, извоз_ик, кухон_ка, добыт_ик, ж_мчуж_нка, п_друж_нька, пальт_ц_, з_ркальц_, француж_нка, силищ_, п_льтишк_, гор_дишк_, распаш_нка, грязищ_, кусоч_к, горош_нка, зайч_к, масл_ц_, овраж_к, раздат_ик, беж_нка, девч_нки, ореш_к, еж_нок.

4. Образуйте от данных слов имена существительные при помощи суффиксов:

а) –чик- или –щик-: жестяной,смена, кровля, объезжать, буфет, грузить, подписывать.

б) –инк- или –енк-: соломина, макаронина, спальня, часовня, горошина, ссадина, монах, проталина.

в) -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк-: скворец, купец, болтун, соловей, здоровье, зерно, платье.

г) –ек-, -ок-, –ик-(-чик-): платок, ключ, шкаф, клок, гребень, лист, листок, стол, край, горох, кусок, омут, сук.

д) –ец- или –иц-: мороз, брат, сестра, лужа, ружье, варенье, масло, здоровье, письмо.

е) -ичк- или -ечк-: луковица, мельница, лестница, пуговица, тройка, Зоя, время, здоровье, Ваня, книга, сестра, няня, нож.

ж) –ищ-: великан, нога, двор, волк, бас, нос, борода, бык, голос, окно, пожар, жара, ум.

5. Выполните морфологический разбор всех существительных в данном предложении: Снежок обильно припудрил морщины и складки на древнем лице земли.

Рекомендуемая литература

и учебно-методические материалы для подготовки к занятию:

1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева − М.: Высшая школа, 1993.

2. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы [Текст] / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. − М.: Просвещение, 2003.

3. Кайдалова, А.И. Современная русская орфография [Текст] / А.И. Кайдалова, И.К. Калинина. М.: Высшая школа, 1983.

4. Розенталь, Д.Э. Русский язык: орфография и пунктуация: поступающих в вузы [Текст] / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 384 с.

5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д.Э. Розенталь. − М.: Айрис-пресс, 2005.

 

 

Практическое занятие №9

Спишите, раскрыв скобки.

(восемьдесят пять) летний старик, (двести пятьдесят три) квартирный дом, (три) миллионное население, (пол) тора рубля, (пол) одиннадцатого, (три) десятых килограмма, (два с половиной) оборота, (восемь) сот, (две) пятых, (пол) десятого, (пол) столовой ложки, (четверть) финал, (тридцать пять) километровый переход, (девяносто) градусный спирт, (двести) пятьдесят второй, (пятьдесят) восемь дней.

Контрольный диктант №2

1.  Контрольный диктант (50 мин).

2.  Грамматические задания к диктанту (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор простого предложения) (40 мин).

 

 

Практическое занятие №12

Тестирование

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Модуль 1

Практическое занятие №1

Орфография как раздел науки о языке

I. Анализ контрольного диктанта, грамматических заданий. Выполнение работы над ошибками.

II. Вопросы

1. Понятия «орфография», «орфограмма».

2. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционно-исторический, дифференцирующий).

3. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов.

4. Употребление прописных букв.

III. Практические задания


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.