Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

2020-05-10 469
Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

 

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных

Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны -- бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: "В креслах было покойно"; "слушать было приятно, удобно"; "в голову шли покойные мысли"; слушать игру Котика "было так приятно, так ново"; "гости, сытые и довольные". "Занятно", "недурственно" - слова Старцева в итоге.

 

II ступень. Через год. 26 лет.

Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны

Любовь, страдание. Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы. На следующий день "залюбовался и пришел в такой восторг". Через 3 дня "Он успокоился и зажил по-прежнему". "Сколько хлопот, однако!" - слова в итоге.

 

III ступень. Через четыре года. 30 лет.

Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной. На тройке с бубенчиками"; "пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком"; "и Пантелей мой тоже пополнел"; "ни с кем не сходился близко"; "избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт"; "ел молча"; "все...было неинтересно, несправедливо, глупо"; "чувствовал раздражение, волновался, но молчал"; "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой"; "вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко". "Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек"; "днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу"; "вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас"; "а хорошо, что я тогда не женился"; "подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город" -- мысли в итоге.

 

IV ступень. Через несколько лет. 35 лет.

Без событий. "Пополнел, ожирел, тяжело дышит"; "пухлый, красный"; "Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком"; "кажется, что едет не человек, а языческий бог"; "громадная практика"; "имение и два дома"; "проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей"; "жадность одолела"; "горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким"; "характер стал тяжелым, раздражительным". "Его зовут уже просто Ионычем"; "стараются изо всех сил угодить ему".

 

I глава II глава III глава IV глава V глава
Приятно, удобно, не чувствует усталости, -смеется, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно” -Волнуется, стра-дает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждет любви, ужасается, “Ох, не надо бы полнеть”, "у Стар-цева перестало беспокойно биться сердце"; "ему было немножко стыдно" "и жаль было своего чувства, этой своей любви". Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и “радостное мучительное чувство”, и стыд, и раздражение (“хватил бы зонтиком по широкой спине Панте-леймона”), и расчетливость (“приданого дадут должно быть немало”), и равнодушие (“сколько хлопот, однако”). Ошеломлен, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился. Спешно прини-мает больных, ни с кем не схо-дится, хочет говорить, жало-ваться, “огонек в душе погас”, раздражается, “старимся, пол-неем, опускаемся” “А хорошо, что я тогда не женился” Пополнел, ожирел, “живется ему скучно”, “ничто его не интере-сует”, “жадность одолела”

 

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П.Чехова?

Город С. – Ионыч

-скука,

-однообразие жизни,

-злое невежество,

-равнодушие,

-удовлетворенность “усеченным” существованием,

-стремление к покою,

-жажда наживы,

-лень души,

-отсутствие светлых идеалов.

 

Не глубоко любит,

Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

 

В рассказе «Ионыч» Чехов нарисовал страшную картину: болото пошлости засасывает умного и одаренного человека, который не сопротивляется влиянию этой среды. Дей­ствие рассказа происходит в губернском городе С.) В таких же городах, где жизнь текла скучно и одно­образно, жили учитель Никитин («Учитель словесности»), доктор Рагин («Палата № 6»), Мисаил Полознев («Моя жизнь»).

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Взяв за женой в приданое двадцатьтысяч деньгами и двухэтажный дом, учитель Никитин стал собственником, погрузился в мир праздности («Учи­тель словесности»). Но праздная жизнь ненадолго удов­летворяет его. Он понял, что невозможно наслаждаться пошлым маленьким счастьем для себя среди несправед­ливого, неустроенного мира. «Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью, ощу­щения которого так однообразны».

 

Обывателей города С. не тревожат подобные заботы. Они «не делали ничего, решительно ничего, и не ин­тересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними».

Семья Туркиных считалась в городе «самой образованной и талантливой», но эта «талантливая» семья лишена элементарного эстетического вкуса. Поначалу читатель может не заметить насмешли­вого отношения писателя к Туркиным: что ж плохого в том, что здесь рады гостям и стараются занять их?

Но вот Вера Иосифовна начинает читать свой роман. После первых же слов: «Мороз крепчал...» — следует авторская реплика: «Окна были отворены на­стежь, слышно было, как на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука...» Это маленькое и, казалось бы, не идущее к делу замечание сразу давало понять, что роман «о том, как молодая, кра­сивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствую­щего художника»,— только красивая выдумка. И простая песня «Лучинушка», доносившаяся из сада, по сравнению с романом показалась слушателям кусочком настоящей жизни.

Но если в семействе Туркиных пошлость утверди­лась раз и навсегда и автор только последовательно раскрывает ее перед читателем, то в истории Старцева мы видим, как постепенно меняется сам герой.

 

Дмитрий Ионыч Старцев приехал в С. молодым врачом. Это был энергичный и дельный врач. Он много работал в земской больнице, которая находилась в девяти верстах от города С., и совсем не имел времени для визитов к городским обывателям. Да и что общего могло быть у него, трудового человека, с этими бездельниками? Благодаря своим способностям он заслужил хорошую репутацию и приобрел большую практику.

Старцев интересовался литературой, искусством, стремился к содержательной жизни. Он искренне по­любил Екатерину Ивановну и в своих мечтах пред­ставлял ее умной и развитой. В действительности же Котик оказалась самовлюбленным ограниченным чело­веком. Пустой и жестокой была ее шутка, когда она назначила Старцеву свидание ночью на кладбище, а потом смеялась, узнав, что он три часа прождал ее там. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, считая, что создана для искусства.

«Какое это огромное счастье любить и быть лю­бимым, и какой ужас чувствовать, что начинаешь сва­ливаться с этой высокой башни!» — говорил себе Мисаил Полознев в повести «Моя жизнь».

Старцев же, прожив некоторое время в городе С., утрачивает способность к таким глубоким чувствам. Он не стал праздным обывателем, жизнь его была наполнена трудом, но в свой труд он вкладывал только энергию, а не душу. Обслуживая обывателей, он, незаметно для себя, про­питался той атмосферой пошлости, которая царила в их среде.

Собираясь жениться на Котике, он, при всей своей влюбленности, думал и о том, что за нею дадут большое приданое, получив которое, он оставит службу в земской больнице и переедет в город. После отказа Екатерины Ивановны «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву по­ступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Через четыре года Екатерина Ивановна вернулась, разочаровавшись в собственном таланте. Она стала серьезнее, возможно, теперь она смогла бы оценить Старцева, но в ее словах о том, «какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу», чувствуется все та же туркинская фальшь.

Старцев тоже сильно изменился за эти четыре года. Он разбогател. Вынимать по вечерам из карманов желтые и зеленые бумажки, добытые практикой, стало главным интересом его жизни. Он презирает обыва­телей, с которыми ему не о чем поговорить, но так же, как и все, играет в карты, много ест и, кроме денег, ничем не интересуется. Он располнел, обрюзг и, вспоминая прошлое, с удовольствием думает: «А хо­рошо, что я тогда не женился». Не найдя ничего интересного для себя в пошлой жизниСтарцев не нашел в себе и душевной силы для того, чтобы сделать собственную жизнь более разумной и интересной. Свои способности и энергию он направляет на бессмысленное накопление денег и приобретение домов, которые ему совершенно, не нужны.

Жадность и грубость развились в нем до уродливых размеров. Бесцеремонно, не обращая внимания на людей, ходит он в квартиры покупаемых домов, раздраженно кричит на своих пациентов. По отзывам современников, Чехов как врач чутко и внимательно относился к больным. Поэтому он так сурово осуждает грубость Старцева и равнодушие Ратина в «Палате № 6». На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

 

 

Старцев Дмитрий Ионыч (Ионыч) — главный герой, зем­ский врач, сын дьячка. Служит в больнице в местечке Дялиж (девять верст от городка С.). Познакомившись с семейством Туркиных, С. начинает часто бывать у них. Он увлекается Екатери­ной Ивановной и пытается объясниться с ней. Получив от нее записку, где она назначает ему свидание на кладбище в пол­ночь, он, догадываясь, что это всего лишь шутка, тем не менее едет туда и бродит, влюбленный, взволнованный от избытка чувств безмолвием и таинственностью ночи. На следующий день он объясняется Екатерине Ивановне в любви и делает предложе­ние, однако получает деликатный, но твердый отказ. Первое время после этого С. пребывает в расстройстве, но после отъезда возлюбленной в Москву для поступления в консерваторию успо­каивается и живет по-прежнему.

Через четыре года у С. в городе уже большая практика. По утрам он принимает больных в Дялиже, затем уезжает к город­ским больным и возвращается домой поздно ночью. Ему не нра­вится городской обыватель, с которым стоит только заговорить «о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». В конце концов, герой начинает уклоняться от разговоров, избега­ет таких развлечений, как театр и концерты, а только закусыва­ет и наслаждается игрой в винт.

Чехов показывает, как героя постепенно затягивает рутина обыденщины. Одно из излюбленных развлечений С., к которому он незаметно пристрастился, — рассматривание денежных купюр, заработанных за день. Екатерина Ивановна, возвратив­шись в родной городок, пытается восстановить прежние отноше­ния с С. Она считает его, творящего, по ее мнению, деятельное добро своей врачебной практикой, «идеальным, возвышенным». Разочаровавшись в себе, она возносит на пьедестал С.. Однако герой знает о себе другое, и ее завышенные представления о нем сму­щают и беспокоят его, а сама она уже не кажется такой привле­кательной, как прежде. Он перестает бывать у Туркиных, не­смотря на настойчивые приглашения бывшей возлюбленной:

они теперь только раздражают его. Поэзия почти совершенно исчезает из его жизни, единственной радостью в которой за все это время была ставшая воспоминанием любовь к Екатерине Фе­доровне.

Постепенно богатея, С. жиреет, тяжело дышит, голос его из­менился на тонкий и резкий, характер сделался раздражитель­ным. Он покупает в городе дома, становится важным и грубым. Автор подчеркивает прозаичность его стремлений: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там». И вот итог: «Он оди­нок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

 

 

"И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" - эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о "живой" душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.