Тема 1. Управленческие решения в системе менеджмента — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Управленческие решения в системе менеджмента

2020-04-03 149
Тема 1. Управленческие решения в системе менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

 

Кафедра Государственного и муниципального управления и экономической теории

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

по дисциплине: «Разработка управленческих решений»

для студентов специальности

061000 – «Государственное и муниципальное управление»

Новочеркасск 2008 г.

Содержание

Тема 1. Управленческие решения в системе менеджмента

1. Менеджмент как система достижения конкурентоспособности принимаемого решения.

2. Главная особенность менеджмента – выработка и принятие управленческого решения.

3. Роль решения в деятельности менеджера

4. Области решений

Тема 2. Сущность управленческого решения

1. Общее понятие решения

2. Специфика управленческих решений

3. Управленческие функции

4. Аспекты управленческого решения

5. Особенности организационных решений

Тема 3. Типология управленческих решений

1. Виды управленческих решений

 2. Признаки классификации управленческих решений

3. Общие требования к управленческим решениям

 

Тема 4. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения

1. Объективные факторы, влияющие на принятие управленческого решения

2. Субъективные факторы, влияющие на принятие управленческого решения

3. Среда и ее характеристика, влияющая на принятие управленческого решения

 

Тема 5. Методологические основы разработки управленческого решения

1. Подходы к принятию управленческих решений.

2. Элементы системного подхода к принятию управленческих решений

3. Требования системного подхода к принятию управленческих решений

4. Процедуры системного подхода к принятию управленческих решений

Тема 6. Целевая ориентация управленческих решений

1. Управленческие технологии разработки и реализации управленческих решений

2. Целевые технологии: инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная принятия управленческих решений

3. Процессорные технологии принятия управленческих решений

Тема 7. Обобщенная схема процесса разработки и реализации управленческого решения

1. Структура и содержание функций, процедур и операций при разработке управленческого решения.

2. Последовательность процесса принятия и осуществления управленческого решения.

3. Содержание процесса принятия управленческого решения

 

Тема 8. Информационное обеспечение процесса разработки управленческого решения

1. Понятие информации, ее классификация в процессе разработки управленческого решения

2.Требования к управленческой информации

3. Коммуникационные системы разработки и реализации управленческого решения

4. Организация переработки информации для целей принятия управленческого решения

 

Тема 9. Выявление управленческой проблемы и цели

1. Характеристика ситуации на основе собранной информации

2. Формулировка проблемы и определение причин ее возникновения

3. Формирование цели принятия управленческого решения и вида принимаемого решения

 

Тема 10. Методы принятия управленческих решений

1. Математическая теория принятия управленческого решений

2. Поведенческая теория принятия управленческого решения

    3. Эвристические методы принятия управленческого решения

 

Тема 11.Ограничения и критерии, действующие при принятии управленческого решения

1. Формирование системы ограничений при принятии управленческого решения

2. Определение критериев при принятии управленческого решения

3. Разработка множества альтернатив при принятии управленческого решения

Тема 12. Подбор и оценка альтернатив

1. Использование моделей процесса принятия решений

2. Выбор метода оценки альтернатив при принятии управленческого решения

3. Оценка альтернатив при принятии управленческого решения

4. Требования к управленческим решениям, вытекающим из решаемой ситуации и целей организации

Тема 13. Обеспечение качества принимаемого решения

1. Суть и содержание понятий: качество, качество управленческой деятельности, качество управленческого решения

2. Условия качества

3. Значение стандартизации процессов управления качеством подготовки и разработки управленческого решения

Области решений

Управленческое решение – это главный элемент деятельности любого руководителя. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения компьютера и работы с ним, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задачи по математике. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Так, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а плохой — может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с диагностикой новых болезней пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. В таких системах необходима разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них па каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить надежную информацию, использовать соответствующие методы разработки решения и выбирать лучшее из альтернативных решений. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров таких систем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы существенно опережают биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Социальная система может включать биологическую и техническую, а биологическая — техническую (рисунок 1).

 

               

Социальная система

 
Биологическая система          

 

Техническая система    

 

Рисунок 1 – Составные части социальной системы

В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специалиста, разрабатывающего или реализующего решение, определяется его способностью создать стимулирующую среду для выполнения решения. Работник, в функциональные обязанности которого входят действия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем в социальной системе, называются управленческими решениями.

 

Общее понятие решения

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, центральное место. Выбор одежды, продуктов на обед, вида транспорта для поездки на работу, учебного заведения, места работы — все это решения разной степени сложности и важности.

В литературе, посвященной менеджменту или теории принятия решения, можно найти десятки самых разнообраз­ных определений этой категории. Так, общая теория приня­тия решений определяет это понятие как многозначное. Гово­ря о решении, обычно имеют в виду:

• элемент множества возможных альтернатив;

• нормативный документ, регламентирующий деятельность
системы управления;

• устные или письменные распоряжения о необходимости вы­полнения конкретного действия, операции, процесса;

• регламентируемую последовательность действий для дости­жения поставленной цели;

• нечто, отражающее достижение поставленной цели (материальный объект, число, показатель);

• реакцию на раздражитель.

При всем различии подходов к определению принятия ре­шения это всегда процесс выбора одной из возможных аль­тернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ ин­формации и ее оценка, мысленное совершение действия (мо­делирование).

Такое понимание процесса принятия решений пронизыва­ет всю человеческую жизнь. Большинство решений мы при­нимаем не задумываясь, так как человеку присущ автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть про­блемы и процессы решения этих проблем, которым мы при­даем небольшое значение и поэтому мало задумываемся, осу­ществляя выбор того или иного процесса. И наконец, суще­ствуют проблемы выбора решения, когда человек испытывает мучительное раздумье. Как правило, эти проблемы имеют ис­ключительный, неповторяющийся характер и связаны с рас­смотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах но­вым является либо объект выбора, либо обстановка, в кото­рой совершается выбор. Подобные проблемы принятия реше­ния называются проблемами уникального выбора.

Человек принимает решения в разных социальных ролях: мужчина и женщина, член семьи (мать, дочь, отец, дед и т.д.), человек определенного возраста (юноша примет иное решение, чем старик), член трудового коллектива.

Специфика УР

Предметом анализа настоящей дисциплины являются уп­ равленческие решения, т.е. решения, принимаемые человеком как элементом определенной иерархии, звеном организации в рамках его компетенции и направленные на достижение це­лей этой организации.

Исследователи дают разнообразные определения управлен­ческого решения, акцентируя внимание на тех аспектах, ко­торые кажутся им наиболее важными. Поэтому управленче­ское решение определяется как:

1) продукт управленческого тру­да, организационная реакция на возникшую проблему;

2) выбор определенного курса действия и возможных вариантов;

выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее до­стижения;

3) выбор способа действий, гарантирующего положи­тельный исход той или иной операции.

Все эти определения не являются удачны­ми по причине того, что они практически не отражают спе­цифики управленческого решения как решения, носящего общественный характер. Учитывая это обстоятельство, выде­лим наиболее удачные определения.

Управленческое решение представляет собой твор­ческий акт субъекта управления (индивидуального или группо­вого лица), определяющий программу деятельности коллекти­ва по эффективному разрешению назревшей проблемы на ос­нове знания объективных законов, функционирования управ­ляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Управленческое решение как «результат коллективного творческого труда всегда носит со­циальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решение, то коллективный интеллект не­явно влияет на этот процесс. Труд по разработке управленче­ских решений должен быть высокопрофессиональным, ис­пользующим теоретические и методические наработки отече­ственных и зарубежных ученых, а также накопленный и сис­тематизированный практический опыт.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рам­ках его должностных полномочий и компетенции, направлен­ный на достижение целей организации.

Спецификой управленческих решений является то, что все признаки решений вообще (цели, методы их достижения, по­следствия) носят не личный, а общественный характер, и тем самым меняются условия их принятия и требования к субъек­ту, принимающему решения.

Цели. Лицо, принимающее решение (или группа лиц), должно руководствоваться не личными интересами (что часто можно наблюдать в жизни), а только потребностями органи­зации или ее коллектива. Такие потребности не всегда одина­ковы, поэтому выбор лица, принимающего решение, зависит от его статуса в данной организации.

Методы достижения. Управленческое решение в отличие от других решений требует участия коллектива если не для принятия, то для его реализации. Возникает проблема раз­деления труда между участниками этого процесса, необхо­димости координации их усилий. Вот почему обязательным условием принятия правильного управленческого решения является профессионализм субъекта, принимающего реше­ния, т.е. наличие у него определенного объема знаний. Ха­рактер этих знаний зависит от того, какую должность зани­мает лицо, принимающее решение, и в какой сфере он функционирует. Чем выше уровень принятия решения, тем большую роль играют управленческие знания и меньшую — специальные.

Директору обувной фабрики необходим комплекс знаний менеджмента в полном объеме и лишь самые общие сведе­ния — об особенностях обувного производства. Для началь­ников цехов соотношение управленческих и специальных зна­ний составит уже примерно 50/50. Для бригадиров главным будет знание технологии изготовления обуви, а вспомогатель­ным — знание элементов менеджмента.

Заместители директора по производству и финансам долж­ны обладать разнообразными специальными знаниями. Один из них будет по образованию инженер или технолог, другой — финансист или бухгалтер. Но объем и содержание знаний ме­неджмента у них должны быть примерно равными, соответст­вующими их равному статусу в оргструктуре фирмы.

Последствия. Управленческое решение влечет последствия не столько для того, кто принял решение, сколько для орга­низации в целом. Отсюда колоссально возрастает ответствен­ность лица, принимающего решения, и совершенно иначе выглядит степень риска, на которую оно имеет право.

 

Управленческие функции

Реализация любых управленческих функций (стратегиче­ское планирование, делегирование, мотивация, контроль) являет собой цепь решений, связанных друг с другом и при званных раскрыть механизм действия каждой функции. Так, стратегическое планирование складывается из последователь­ного принятия решений примерно такого перечня:

1) выбор миссии организации требует принятия решений о том, кто станет нашими клиентами и какие потребности клиентов мы будем удовлетворять;

2) разработка цели предполагает принятие решения о тех пока­зателях, которые будут характеризовать деятельность орга­низации (объем производства, доля на рынке, определен­ные качественные показатели, положение в отрасли, сте­пень обновления производства). Каждая из этих целей в результате определенного решения должна быть привязана к конкретному периоду и сопровождаться принятием решения о том, какими темпами (высокими, средними или низкими)
будет осуществляться ее достижение;

3) подбор и оценка альтернатив требует принятия решения о том, какие факторы внутренней и внешней среды будут оказывать воздействие на разработку и реализацию стратегии, какие меры будут осуществляться для преодоления факторов слабости и угрозы, а также для усиления влияния факторов силы и возможностей;

4) серьезным стратегическим решением является выбор страте­гии, предопределяющей дальнейшую судьбу организации.

Осуществление функции делегирования также представля­ет собой набор решений по следующему кругу вопросов: ка­кие функции будут переданы сотрудникам? на какой срок? ка­кими знаниями и навыками они должны обладать? какие ме­ры стимулирования будут создавать их заинтересованность в деятельности? Принятие решения о распределении функций между отдельными людьми или группами людей предопреде­ляет формирование внутренней структуры организации — од­ного из ее конституирующих признаков.

Реализация функции мотивации предполагает принятие решений о том, какие методы мотивации будут использованы применительно к отдельным группам сотрудников, в какой мере будут использоваться методы поощрения и наказания.

Для осуществления функции контроля следует принять решения, которые ответят на вопросы: что будет являться стандартами контроля? какие отклонения допустимы при оценке качества деятельности? какие меры следует принять, если фактический результат не совпал с формулируемыми стандартами?

Здесь перечислены далеко не все виды решений, которые могут приниматься. Этот перечень лишь пример того, на­сколько тесно связаны между собой принятие решения и ре­ализация управленческих функций.

Виды управленческих решений

Все управленческие решения можно разделить на три большие группы: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения. Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Правильность управленческие решения достигается благодаря возможности человека проникнуть в суть решаемой проблемы и понять ее. Часто таком проникновение приходит неожиданно, когда человек занимается другими делами, или даже во сне. Развитое ассоциативное мышление помогает человеку решать совершенно разноплановые проблемы. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение.

Иногда весьма эффективные интуитивные решения приходят человеку во сне. Эти решения необходимо немедленно зафиксировать на бумаге или диктофоне, так как большая часть такой информации забывается через 3—5 минут после пробуждения. Сновидения — это существенная часть времени нашей мыслительной деятельности. Человек может себе дать задание во время сна найти решения по каким-либо проблемам, иногда это удается. Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

Решения, основанные на суждениях, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Управленческие решения, основанные на суждениях и здравом смысле, занимают большое место в общем наборе решений. Приоритет опыта над новейшими знаниями характеризует данный подход к РУР. Опыт имеет очень большое значение при разработке и выборе управленческие решения. Управленческие решения, основанные на суждениях, — самые дешевые по затратам на их формирование и выбор. Руководители ряда компаний сами создают у себя базы данных таких решений.

Рациональные управленческие решения основаны на профессиональном использовании управленческих технологий (целевых и процессорных) и методов разработки и выбора (аналитических, статистических, активизирующих, экспертных и др.).Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Требования системного подхода к принятию управленческих решений

Системный подход характеризуется рассмотрением взаимосвязи и взаимозависимости элементов внутренней и внешней среды разработке и реализации управленческих решений. Основные требования системного подхода сводятся к следующему:

1) соответствие целей компании целям объединения, отрасли и общества;

2) соответствие целей подразделений и групп компании общим ее целям (все должны «грести» в одну сторону);

3) на первом плане измеряемые цели, далее — в общем виде;

4) реализация каждой цели оценивается ее эффективностью (экономической, организационной, идеологической и т. д.);

5) каждая осуществленная цель должна приближать выполнение более крупной (перспективной). Цели могут иметь некоторую степень вложенности в миссию компании. Считается, что миссия компании — это декларация, представляющая в совокупности:  

а) краткое историческое описание компании и выпускаемой продукции,

б) наименование глобальной цели управления, основной цели и конкретных целей деятельности компании,

в) перечень принципов работы руководства с персоналом и клиентами,

г) социальные ориентиры деятельности,

д) учетная политика компании;

 6) наличие в компании необходимых элементов и процессов, характеризующих ее как организацию:

а) иерархия взаимосвязанных целей социального и техно­кратического характера,

б) иерархия глобальных, стратегических, тактических иоперативных целей,

в) структура производства и управления,

г) технология производства и управления,

д) технологическое обеспечение,

е) персонал,

ж) выпускаемая продукция.

7) наличие в объединении необходимых элементов и процессов для скоординированной работы входящих в него ком­паний;

8) наличие в обществе институциональных элементов и процессов для эффективной работы компаний — банков, страховых агентств, фондов, консультационных фирм (стимулирующей системы налогообложения, эффективных законов об организациях — создании, функционировании, преобразовании и ликвидации).

Регламентная технология

Эта технология состоит в выдаче для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств и их возможных ограничений, рекомендуемых методов и ориентировочного времени их выполнения. Технология предусматривает наличие жесткого контроля процесса приближения к цели. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, и исполнителя. Подразумевается жесткий контроль за положительной динамикой процесса выполнения задания.

Регламентная технология может привести к:

1) достижению ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели;

2) отсутствию существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте).

Регламентная технология предусматривает разработку руководителем конечной цели управления и стратегий при возможном ограничении различных ресурсов (материальных, людских, финансовых и т. д.). При этом цель будет обязательно достигнута, но в сроки, заранее трудно определимые. Достижение цели гарантируется только при жестком внутреннем или внешнем контроле хода процесса реализации поставленных целей.

Основные условия использования данной технологии:

1) штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению цели, должен быть не менее десятка тысяч человек;

2) время выполнения цели или составляющих ее задач не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели);

3) возможно существенное и непрогнозируемое ограничение ресурсов (финансовых, технологических, сырьевых и др.);

4) инновационный и длительный характер разработок;

5) ориентировочное время достижения цели — свыше 1 года.

Данная технология базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории разработки решений в условиях неопределенностей.

Авторство на программу и полученные результаты принадлежит руководителю и исполнителю. Рекомендуемыми структурами управления являются линейно-функциональная, продуктовая и структура, ориентированная на потребителя. 

 

Процессорные технология РУР

Это инструментальные средства для реализации целевых технологий разработки и реализации управленческих решений. Для успешного выполнения каждая целевая технология разработки и реализации управленческих решений имеет свой набор процессорных технологий, представляющих механизм реализации целевых технологий. Рассмотрим технологию: Управление по результатам. Эта технология основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата.

Данная технология хорошо реализуется для средних и малых организаций или подразделений, в которых:

1) время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней);

2) отсутствуют непреодолимые трудности в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;

3) профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;

4) характер производства преимущественно механизированный.

В рамках данной технологии руководитель:

1) разрабатывает перечень и объем ресурсов, необходимых для функционирования сформированного набора элементов системы управления;

2) разрабатывает или выбирает вариант первоначального решения;

3) контролирует ход использования ресурсов;

4) корректирует ход процесса реализации решений исходя из величины отклонения текущего результата от запланированного;

5) корректирует ход использования выделенных ресурсов.

Основу данной технологии составляют бизнес-план и разработки по принятию управленческих решений в условиях возможных неопределенностей. Известно, что наиболее необходимые факторы для разработки эффективного управленческого решения либо неизвестны, либо точно неопределимы. Эти факторы относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал, требуемые материалы и производственную технологию, учесть влияние неблагоприятных факторов и т.д.

В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен постоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов, реализацию продукции и прибыльность организации. Жизненный цикл продукции также требует постоянной корректировки решений в области объема, качества, номенклатуры, стоимости и рынков сбыта на всех его этапах.

Реализация данной технологии требует проведения аналитической работы либо силами самого руководителя, либо с помощью специалистов, владеющих знаниями в области психологии, социологии, маркетинга, экономики и в других необходимых областях деятельности. Эта работа базируется на анализе текущей информации, проведении опросов, определении проблем и подготовке предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создании информационной базы.

Данная технология эффективна для самообучения руководителя или специалиста в области управления на собственных ошибках и достижениях. Она самая дешевая среди остальных технологий, так как не требует затрат на разработку детальных планов и расчета средств на реализацию решений. Однако ее применение может привести к общему удорожанию произведенной продукции из-за неизбежных ошибок.

Технология предусматривает два основных этапа в реализации:

•   разработка нового или выбор типового решения и его реализация до получения первого результата;

•   сравнение результата с нормативными показателями. Если отклонение фактического результата от нормативных показателей превышает допустимые величины, то проводится корректировка решения. Если отклонения допустимы, то последняя версия решения не корректируется и цикл продолжается.

Действие технологии завершается по достижении цели, зафиксированной в технологии целевого управления.

 

Содержание процесса принятия управленческого решения

Принятие управленческого решения представляет собой процесс, состоящий из отдельных актов и процедур, предполагающий обязательное осознание целей и средств действия, моделирование действия, оценку и анализ условий, в которых принимается решение.

Осознание включает увязку целей, на реализацию которых направлено решение, и средств, необходимых для ее достижения. Если цель инициирована извне, то процесс осознания нужен для установления взаимосвязей между нею и имеющимися средствами ее достижения. Если цель самостоятельно сформулирована лицом, принимающим решение, то исходя из условий принятия решений следует осмыслить еще и средства, которые необходимы для достижения этой цели, и сформулировать оптимальные связи между этими двумя категориями.

     Практическим результатом осознания является моделирование процесса осуществления решения, т.е. установление определенной последовательности действий и оценка вероятных последствий этих действий. Оценка и анализ должны касаться полученной информации о содержании и состоянии ситуации, в которой принимается решение, и выбора тех способов достижения цели, которые принесут максимальный эффект.

Совершенно очевидно, что все эти процедуры в большой степени зависят от личности, принимающей решение, т.е. субъективного, волевого фактора, который имеет решающее значение в момент выбора одной из возможностей установления связи между целью и средствами, анализа доводов «за» и «против» при формулировании модели и, наконец, при определении критериев, определяющих эффективность осуществляемых действий.

Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации. Решение может рассматриваться как конечный результат управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого конечного результата. Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости начала процесса осуществления непосредственных действий, связанных с достижением поставленных перед организацией и ее работниками целей и задач, либо, наоборот, вывод об отказе от этих действий. Необходимость принятия решений обусловлена возникновением в процессе жизнедеятельности организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих, как говорилось выше, разрыв между желаемым и действительным положением дел в организации. Данный процесс включает много различных элементов, но в нем непременно присутствуют такие составляющие, как проблемы, цели и задачи, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Принятие решений в организации характеризуется как:

1) сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

2) поведение, основанное на достоверной входящей информации,

а также миссии организации;

3) процесс четкого взаимодействия членов организации;

4) выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

5) одна из основных частей общего процесса управления;

6) одна из основных функций ежедневной работы менеджера;

7) важная составляющая выполнения всех других функций управления.

 

Требования к управленческой информации

Качественные характеристики информации достаточно многообразны. Основные требования к качеству информации:

1) своевременность;

2) достоверность (с определенной вероятностью);

3) достаточность;

4) надежность (с определенной степенью риска);

5) адресность;

6) правовая корректность информации;

7) возможность многократного использования;

8) высокая скорость сбора, обработки и передачи;

9) возможность кодирования;

10) актуальность информации.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих требований. Своевременность информации исходит из того, что с момента выдачи задания на сбор информации до ее получения проходит определенный промежуток времени, в течение которого информация стареет, теряет актуальность и в конце концов вообще не может быть использована для принятия решения. Отсюда возникает проблема определения оптимальной периодичности сбора информации с учетом динамики изменений внешней и внутренней среды организации.

Достоверность информации заключается в том, что, чем точнее информация отражает реальное состояние объекта, т.е. чем ближе она к реальным процессам и характеристикам изучаемого объекта, тем выше качество принимаемого решения.

Достаточность во многом зависит от ситуации, в которой принимается решение, поскольку понятие достаточности предполагает, с одной стороны, полноту информации, необходимую для принятия решения, с другой — полезность полученной информации, а с третьей — вероятность определенной доли бесполезности информации, которая может стать с течением времени все-таки необходимой. Поэтому понятие достаточности во многом носит субъективный характер и зависит от значимости решения, квалификации и характера лица, принимающего решение.

Надежность информации обеспечивает уверенность в качестве полученных сведений и возможности их использования в широком спектре проблем.

Перечисленные требования с большим трудом могут быть совмещены на практике, так как полнота информации и ее достоверность требуют определенного периода времени, что противоречит требованию своевременности. В свою очередь критерий достаточности может противоречить требованию своевременности, поскольку этот критерий весьма субъективен и может меняться по мере углубления в рассмотрение проблемы и изучение альтернатив возможного выхода из создавшегося положения.

Необходимо также учитывать, что сбор любой информации, а особенно с высокой степенью надежности, за короткий период и в достаточном объеме требует значительных затрат. Задача состоит в определении оптимума между всеми этими параметрами, поскольку чрезмерная стоимость информации или большая продолжительность ее сбора могут сделать неэффективным любое, даже самое разумное решение.

Коммуникационные системы

Информационный процесс осуществляется с помощью межличностной коммуникации, являющейся основой построения коммуникационных систем, т.е. цепочки связей между участниками определенного процесса, в результате которого перемещается информация, необходимая для принятия решения.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если допустить небрежность, смысл может быть утрачен. Руководитель тратит на коммуникацию 50—90% всего времени. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией п


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.